В представленной работе раскрывается роль купеческой старообрядческой семьи Мальцевых, которая оставила огромный духовный след в истории становления города Балаково.
Вложение | Размер |
---|---|
semya_malcevyh.doc | 86 КБ |
Исследовательская работа
Культурное наследие семьи Мальцевых в развитии города Балакова
Аблязова Екатерина
группа 11 Д
(профессия »Документационное обеспечение управления и архивоведение»)
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»
Научные руководители:
Преподаватель общественных наук высшей квалификационной категории
Моисеенко Л.М.,
Преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории
Попова И. В.
Балаково 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……. 3
История семьи Мальцевых……………………………………………….... 4
Архитектурное наследие, оставленное братьями Мальцевыми………… 8
Заключение………………………………………………………………… 12
Список используемой литературы………………………….……………. 13
Введение
Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.
Чтобы забыть все окончательно, требуется всего лишь два людских поколения. Первое, – при котором умирают люди, и второе – при котором умирает память о них. Память – вот то единственное, что должно быть сохранено.
Стирание из общественной жизни достижений прошлых поколений обедняет нашу жизнь. Наш небольшой город Балаково имеет свои традиции и культурное наследие. Сохранение этих ценностей, ознакомление с историей родного города позволяет надеяться, что и мы, подрастающее поколение, сможем внести свой вклад в развитие родного края.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.
Традиционным годом рождения моего родного города считается 1762 год, когда Екатерина II подписала Манифест, разрешающий раскольникам, некогда бежавшим в Польшу селиться на землях между реками Большой и Малый Иргиз. Новые поселенцы положили начало ряду слобод, в том числе и селу Балаково. Росту и развитию села способствовали его выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия
Балаково находилось под огромным влиянием старообрядчества. Именно купцы- староверы сыграли большую роль в дальнейшем развитии села. Благодаря их трудолюбию, аскетизму, смекалке и бережливости село процветало. В 1911 году ему был присвоен статус города.
Знаменитостями наш город не обижен. Яков Михайлович Мамин создатель первого отечественного трактора, Василий Иванович Чапаев, Дмитрий Захарович Тарасов, повторивший подвиг Гастелло, известный всем артист театра и кино Евгений Лебедев. Много моих земляков прославили себя и город.
В представленной творческой работе я остановлюсь на культурном наследии, оставленном купеческой семьей Мальцевых.
Старообрядческий купеческий род Мальцевых во второй половине XIX- начале XX в.в. пользовался огромным авторитетом. Хлебные короли, крупнейшие землевладельцы, обладатели многомиллионного состояния, по столичному образованные люди и ревнители древних традиций, староверы, благотворители, храмосоздатели. Они оставили духовную память о себе.
Нами были изучены материалы, касающиеся истории развития города Балаково в интересующий нас период, связанные с семейством Мальцевых. Большую помощь при подготовке работы оказали сотрудники музея истории города Балаково.
История семьи Мальцевых
Мальцев Михаил Трофимович – николаевский купец 1 гильдии, старообрядец. Место и время рождения не известны. Существует две версии появления Мальцева в Балаково.
Первая, наиболее распространенная, Мальцев Михаил Трофимович (по некоторым сведениям Тимофеевич) выходец из белорусских крепостных. Будучи рядовым солдатом, храбро сражался против туров в Крымской войне 1853-1856 гг. За это ему пожертвовали свободу и земельный надел в селе Николаевском (ныне Пугачев) Самарской губернии. Позже он получил или купил титул купца. Разбогател на скупке и продаже пшеницы, оставив после себя богатое наследство.
По другой версии Мальцев переехал из Центральной части Российской империи в 40-х годах в Самарскую губернию. В сравнительно короткий промежуток времени он успел нажить огромное состояние. Эта версия подтверждается материалами Государственного Архива Самарской области: уже в 1849 году (т.е. за 4 года до начала Крымской войны) Мальцев М. Т. проживал в Николаевском, имел салотопенный и бойный (для забоя скота) завод в с. Балаково и числился рыльским купцом, выходцем из Рыльских мещан. Эта версия подтверждается и сведениями балаковского удельного головы Яблошникова, опубликованного в «Самарских губернских ведомостях» от 4 мая 1857 года. В них сообщается о том, что в Балаково есть салотопенный завод (кстати, это первое предприятие села Балаково).
Производство и продажа сала в то время было делом прибыльным. Покупая по дешевке скот у башкир и калмыков, Мальцев выпускал продукцию, которая пользовалась большим спросом. Вероятно, именно на этом он и сделал большой капитал. Что позволило ему без особых трудностей скупать заволжские земли.
14 декабря 1762 г. Екатерина II издала Манифест, призывающий старообрядцев, некогда бежавщих в Польшу, вернуться в Россию и селиться на землях между Большим и Малым Иргизом. Старообрядцам выделялось 76.000 га лучшей заволжской земли. Они основали несколько населенных пунктов и среди них Балаково. Среди переселившихся старообрядцев был и Михаил Тимофеевич Мальцев.
С историей этой семьи связано много слухов, тайн, к примеру, злые языки завистников распускали слухи о том, что Мальцев М. Т. разбогател еще потому, что расплачивался с «кочевниками» (башкирами и калмыками) фальшивыми деньгами, которые фабриковал привезенный из Москвы мастер.
Остается фактом то, что разбогатев, Мальцев Михаил Трофимович решил основать свое родовое имение в селе Балаково Николаевского уезда Самарской области, сейчас это город Балаково Саратовской области.
Николаевский уезд Самарской губернии в то время считался центром старообрядческих общин Поволжья. Здесь было много монастырей старообрядцев, основанных в период переселения из Польши, после выхода Высочайшего Манифеста. Ко времени появления здесь Мальцева М. Т. они были разгромлены и переведены в единоверие. Но вокруг: в окрестных деревнях, в тайных скитах, в лесах поселилось много старообрядческих иноков и инокинь. Жизнь их аскетическая и подвижническая привлекала местное население.
Михаил Мальцев оказывал им щедрую материальную поддержку: на приобретение домов для устройства моленных сторонников старой веры, покупку старопечатных книг и икон. В рапорте чиновника по особым поручениям Саратовскому гражданскому губернатору от 6 октября 1849 года говорится: «Мальцев, как известно Вашему Превосходительству, вся опора раскольников».
Но епархиальные и гражданские власти не могли помешать Мальцеву., несмотря на прилагаемые ими усилия. В Государственном архиве Самарской области сохранилось несколько архивных дел по линии МВД (Приложение №1). Из них видно, что против Мальцева неоднократно пытались открыть дело. Но все собранные обвинения просто рассыпались на глазах. Свидетели отрицали все то, что им навязывали полицейские чины. И вскоре опечатанные моленные распечатывались или открывались в других домах
Мальцев, пользовался большим авторитетом в светском обществе. Он не раз избирался гласным уездного земского собрания и гласным городской Думы Николаевска, а 2 октября 1882 г. и губернским гласным. В Балаково же без него не решался ни один серьезный вопрос.
Прожил Михаил Трофимович до глубокой старости, а его дело продолжили сыновья.
Мальцев Паисий Михайлович (1856-1919) - николаевский купец 1-й гильдии, старообрядец, старший сын Михаила Трофимовича Мальцева. Фигура довольно загадочная, богато одаренная. Он доказал, что интеллигентность и культура не дается в дар, а достигается в результате работы над собой.
Как старшему сыну отец дал ему университетское образование. По некоторым данным Паисий окончил Московский университет. Получая образование в Москве, Паисий, как натура творческая, стал вхож в столичный круг творческой интеллигенции Бал знаком с А. П. Чеховым, В. А. Гиляровским, который не раз упоминает его имя в своих произведениях.
Так же как и отец Паисий был приверженцем старой веры. Он задался целью снабдить старообрядческие храмы богослужебными книгами, с этой целью стал скупать древние книги преимущественно дониконовской и старообрядческой печати, увлекся и превратился в страстного библиомана. Паисий понимал, что человек становится цивилизованным в том случае, если он читает книги, включающие в себя итог знаний, приобретенный поколениями. В своем увлечении он не останавливался ни перед чем для приобретения полюбившейся ему книги.
Паисий Михайлович собирал не только рукописи и старопечатные книги. В его библиотеке посольские грамоты XV-XVIII вв., материалы о масонстве, издания петровского времени, автографы известных политических деятелей и писателей, документы из семейных архивов родовитых дворянских фамилий, документы Отечественной войны 1812 года, произведения Вольтера, Карамзина, интересные альманахи и литературные сборники.
Эта уникальная домашняя библиотека разместилась в итальянском зале усадьбы, о которой речь пойдет далее. До последних лет считалось, что эту ценнейшую библиотеку чуть ли не сожгли вместо дров комиссары в 1919 году. А спас ее балаковец Александр Иванович Чесноков. Он написал много писем в различные инстанции с просьбой спасти библиотеку. Его просьбы были услышаны и книги вывезли в Саратов.
Но теперь отыскались материалы, которые опровергают существующую версию. Во-первых, в начале 1914 года Паисий Михайлович Мальцев стал задумываться, куда бы поместить свое книжное богатство. Сохранилась его переписка с известным московским букинистом Шибановым, в которой обсуждается вопрос о размещении библиотеки. Кроме деловых отношений их связывала и долголетняя дружба. Вероятно, именно Шибанову было поручено заняться вопросами размещения библиотеки Мальцева в Саратове и Москве.
5 июня 1914 г. газета «Поволжье» в статье «По усам текло, а в рот не попало» с огорчением сообщала: «На днях, по распоряжению П. М. Мальцева, библиотека была отправлена в Москву. Судить о размерах и ценности библиотеки можно по тому, что при отправке она весила 650 пудов и была застрахована в 78 тыс. рублей. Куда поступит эта библиотека нам неизвестно» - писал автор статьи и сожалел, что она не стала общественным достоянием города.
Во-вторых, незадолго до революции Паисий Мальцев продал свой особняк по низкой цене купцу Афанасию Кузнецову и его сыну Александру, торговцам скобяными изделиями и хозтоварами. Вряд ли дело всей своей жизни Мальцев мог просто оставить новым хозяевам усадьбы. По логике вещей, Мальцев сначала передал библиотеку в Саратов и в Москву, а затем продал особняк.
Участие Чеснокова А. И. в спасении библиотеки известно только с его слов. Других документов, подтверждающих информацию, не обнаружено. Но сказанное один раз повторяется во всех материалах, имеющих отношение к купцам Мальцевым. Сомнение высказано впервые на страницах Балаковской народной энциклопедии автором и составителем Юрием Каргиным. Версия Ю. Каргина нам кажется более правдоподобной.
Ясно одно, как бы это не происходило, часть ценнейших рукописей и книг пополнила московские книгохранилища, большая часть книжного богатства находится сейчас в Саратовском государственном университете, став одной из главных составляющих университетского отдела рукописей и редких книг. Многие поколения студентов соприкасались с этими сокровищами человеческой мысли.
Придет время, когда станет известна правда и о последних днях самого Паисия Мальцева. По общепринятой версии он погиб без суда и следствия в Саратове после своего ареста органами ВЧК.
Анисим Михайлович Мальцев (1857-1914) –второй сын Михаила Мальцева продолжил вместе со своим братом дело отца.
Немало сделал А. М. Мальцев в вопросе преобразования села Балаково в город.
Трудолюбив и умен был необыкновенно. Оттого богатство его умножалось. Его деловой хватке доверяли, поэтому, во всех сложных финансовых и земельных вопросах Самарское губернское правительство всегда приглашало его в качестве консультанта. Несмотря на свое богатство и положение в обществе, был прост в общении, доступен.
Но не только торговые дела интересовали балаковского миллионера. В делах веры он был не менее ревностен, чем его отец. Анисим был попечителем местной белокриницкой молельной. В 1907 году добился регистрации общины в Балаково – самой крупной старообрядческой общины губернии. С момента ее регистрации до самой смерти являлся ее председателем
Особое внимание А. Мальцев уделял образованию. На его средства в Балаково была открыта старообрядческая школа для мальчиков. Он помог получить образование десяткам юношам-староверам в столичных университетах.
Богадельням, больницам и школам Анисим Мальцев не отказывал никогда. На его помощь мог рассчитывать любой, кто в ней нуждался, и не только старообрядец. К примеру, в голодный 1899 год А. Мальцев взял на содержание тысячу бедствующих человек из разных мест губернии, приютил их в Балаково, и кормил их до следующего урожая. Выдавал ежедневно по 1 фунту (409,5г) печеного черного хлеба каждому.
Однако не одним меценатством прославился Анисим Мальцев. Настоящим делом его жизни стало строительство в Балакове старообрядческого храма Святой Троицы.
Архитектурное наследие, оставленное братьями Мальцевыми
Архитектура - тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда уже
молчат и песни, и предания.
Н.В. Гоголь.
Проходя по старому району Балаково, нельзя не залюбоваться особняком, который выделяется своей красотой среди близстоящих домов. Это музей- усадьба Мальцевых, уникальное творение архитектора Ф. О. Шехтеля. Знаменитому зодчему предстояло создать абсолютно новый мир, духовную атмосферу усадьбы.
С поставленной задачей Шехтель успешно справился. Следуя желаниям и вкусу заказчика, Шехтель добавил новые элементы и преобразил скромный дом в усадьбу в неиссякаемый источник красоты. Перестроенный особняк выгодно отличался от сотен других, появляющихся, как грибы по всей России в конце XIX века.
Привлекают внимание торжественные триумфальные ворота в виде триумфальной арки. Внутри ажурных ворот в центре выделяется значительный элемент, который повторяется в архитектуре всего интерьера. Амфора с пламенем - на языке зодчества «пламень любви». Что свидетельствовало о любви хозяина к прекрасной иностранке.
Фасады этого особняка выполнены в стиле западноевропейского барокко. Они дробны, в них часто чередуются оконные проёмы со строгими наличниками, верхняя часть которых украшена античными мужскими масками – личинами, выступы, ниши, стройные пилоны. На водостоках восседают цинковые, зловещие грифоны. Особняк отделан затейливым аттиком, балюстрадой и урнами, выполненными в виде древнегреческих сосудов – кратеров, из которых извергается пламя. Эти сосуды повторяются в кованых декоративных створах каменных ворот, ведущих в усадьбу с улицы Николаевской, и на каминах в интерьерах особняка.
Поражаешься удивительной гармонии уличных и дворовых фасадов особняка, тонкому слиянию воедино элементов барокко, классицизма и даже модерна в интерьере, что посильно было только архитектору, обладающему огромной культурой и эрудицией в вопросах стиля. В декоративном убранстве комнат особняка преобладает лепной рельефный орнамент, резьба по морёному дубу, белый мрамор, паркет. Комнаты оформлены в разных стилях: итальянском, греческом, восточном. Есть комнаты для переговоров и бальный зал.
Нам балаковцам и гостям нашего города осталось наследие - усадьба Паисия Мальцева. Уникальнейшее творение знаменитого архитектора
Ф. О. Шехтеля в стиле модерн. В настоящее время усадьба является памятником федерального значения, доступна для посетителей с мая 2000 года. В музее-усадьбе расположена общественная приемная губернатора Саратовской области П. Ипатова. В ней проходят встречи с поэтами и художниками, чествование лучших людей города и ветеранов ВОВ, круглые столы по насущным вопросам города и области.
Рядом с усадьбой расположен храм Святой Троицы, которым по праву гордятся все жители города.
К концу XIX началу XX века вся экономическая мощь и капиталы России сосредоточились в руках староверов. Власть вынуждена была пойти на уступки старообрядцам. 17 (30) апреля 1905 года был обнародован Именной Высочайший Указ « Об укреплении начал веротерпимости». В Самарской губернии, как по всей империи указ был принят старообрядцами восторженно. В телеграмме из Балакова, которую подписали купцы и попечители белокриницкой общины, первой стоит фамилия А. Мальцева. В ней выражается горячая благодарность за предоставление религиозной свободы и сообщается, что по окончанию Божественной Литургии в храме отслужен благодарственный молебен. Несмотря на препятствия, которые повсеместно чинили местные органы власти, указ предоставил старообрядчеству Самарской губернии невиданные ранее возможности. В губернии начался процесс регистрации старообрядческих общин. Началось строительство новых храмов и молитвенных домов, на старые моленные водружали кресты и ставили колокольни.
Предоставленной свободой воспользовался и Анисим Мальцев. В фондах Самарского архива, балаковским краеведом Анатолием Александровичем Деревянченко, найдено дело № 4730 на 17 листах, где сохранилось прошение купца А. Мальцева в строительный отдел Самарского губернатора. Получив разрешение, Мальцевы объявили конкурс на лучший проект церковного храма. Конкурс выиграл знаменитый академик архитектор Ф. О. Шехтель, который хорошо знал запросы купцов староверов. Он строил особняки, домовые церкви для Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых и поэтому хорошо представлял себе, что именно может понравиться «хлебным королям» из Балакова.
Ф. Шехтель предложил проект храма, признанного лучшим на конкурсе московского архитектурного общества. Храм должен был затмить имеющиеся в Балаково 4 церкви. Рассчитан храм был на 1200 человек и представлял сочетание древнерусского зодчества со стилем модерн. Под его строительство Ф. Шехтель выбрал участок рядом с рекой Балаковкой, чтобы он просматривался с Волги. Мощный восьмигранный шатер, в форме шлема русского богатыря, являлся образцом старообрядческого зодчества, запрещенного после никоновской церковной реформы.
Строительство началось в 1910 году. Сохранились фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области–чертежи и эскизы храма, собственноручно выполненные Шехтелем.
Пока храм строился, Анисим Мальцев за огромные деньги приобретал старинные иконы, которые затем были размещены в храме. Строительство под руководством инженера Антонова шло довольно быстро, и вскоре на высоком берегу Балаковки вырос замечательный храм.
В газетах того времени писали: «Балаковский храм своим внешним величием превосходит и московские церкви: одна его постройка обошлась в миллион рублей. Стиль его особенный, напоминающий готический, кладка его из ценного камня так подогнана, что он кажется вылитым из цельного мрамора». Камень поставлялся из Жигулёвских каменоломен. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней».
О колоколах отдельная история. Было отлито семнадцать колоколов, на отделку большого колокола ушло 60 кг серебра, что понизило звук, но не лишило его благозвучия. Во время литья большого колокола староверцы бросали в котел серебро, золото, платину, в надежде сыскать божью благодать. Настраивать его приезжал ученик М. А. Балакирева. 22 октября 1912 года главный колокол был поднят на колокольню.
Примечательность храма - мозаичные панно, выполненные по эскизам («картонам») И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. Изготовление мозаик контролировал брат А. Мальцева Паисий. По его просьбе известный московский букинист П. Шибанов не раз бывал как в мастерской Чирикова, так и в мастерской Фролова.
Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нём было 73 больших иконы и 45 маленьких.
Основное здание храма было построено в 1911 г., а колокольня, крестильная и внешняя отделка были завершены к 1913 г. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будничные зимние дни там совершались богослужения и крещение. Храм был освящён старообрядческим епископом Саратовским Мелетием через несколько месяцев после смерти А. Мальцева в 1914 г. В том же году дочь усопшего взялась за переделку крестильни, работы завершились в 1916 г.
На склоне лет Ф. Шехтель послал открытку другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе И.П. Машкову, в которой назвал храм в Балакове лучшей из своих построек.
После Октябрьской революции в 1919 г. из церкви «в пользу голодающих» изъяли 700-граммовый вызолоченный серебряный крест, несколько серебряных сосудов, окладов, лампад и обложек с Евангелий. Кроме того, председатель комиссии по отделению церкви от государства Тупилин зачем-то взял 2 металлических кадила, 3 ризы облачения и одно Евангелие.
Всё остальное было расхищено в 1929-30 гг., когда община храма вынуждена была подписать документ о «добровольной» передаче храма властям, т.к. не смогла выплатить долги по налогам, которыми был обложен приход.
Тогда же с церкви сняли колокола, самый большой - таким образом: церковь окружили милиционеры трёх районов: Балаковского, Вольского и Хвалынского. Расширили проёмы колокольни и затащили туда толстые сосновые сваи. Посадили колокол на сваи и подожгли их. В это время в ограду въехал американский трактор «Катерпиллер» с прицепной тележкой-площадкой. Горящие сваи стали оседать, и колокол, соскользнув с них и перевернувшись, упал на паперть и разбился на мелкие кусочки. К осколкам подошли милиционеры в фуражках с кокардами и, нагнувшись, пристально в них вглядывались. Затем они собрали всё, до единого кусочка, сложили на расстеленный, на тележке трактора брезент, завернули, и трактор выехал за пределы ограды. Колокола поменьше, говорят, побросали в реку Балаковку. Иконы были национализированы.
В 1931 г. храм реконструировали под драматический театр. Были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, пристроили сцену со всеми необходимыми помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В.П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и всё здание стало трёхэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 г. эти две работы были поставлены на государственный учёт как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX-XX вв. и взято под охрану государства.
В 1992 году общество охраны памятников принимает решение о возврате храма. Возвращение храму его первоначального вида стало делом не простым.
В настоящее время храм практически восстановлен, признан памятником архитектурного федерального значения и входит в каталог образцов архитектуры стиля модерн. Это единственный храм в России, представляющий архитектуру древнего русского зодчества и стиля модерн. Мечта купца старообрядца Анисима Михайловича Мальцева сбылась. Построенный им храм стал не только лучшим в Балаково, он является единственным по своему стилю в России.
Заключение
Каждый согласится, что душа города в его истоках, в старой его части. Мальцевы оставили нам богатое духовное наследие. Паисий Мальцев уникальнейшую библиотеку и усадьбу, являющейся символом любви. Анисим Мальцев символ духовности - храм. И усадьба, и храм являются частью истории города, действующими памятниками архитектуры федерального значения. Но, к сожалению, не все мои сверстники знают о вкладе Мальцевых в развитие нашего города. Я считаю, что знание прошлого позволит нам, поколению XXI века, выбрать свой жизненный путь и приоритеты, ориентируясь на таких патриотов своей страны и малой Родины, как братья Мальцевы. Надеюсь, что моя работа поможет лучше узнать историю города Балаково, а, следовательно, научить трепетно относиться к прошлому нашей страны.
Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.
Список используемой литературы
1. А. Деревянченко «У реки великороссов» Тип АО «Авангард» и РИЦ «Иргиз» г. Балаково, 1994 г.
2. Ю. Кагрин Хлебное место «Элита - Принт»
3. «Балаковская народная энциклопедия» Саратов « Приволжское издательство», 2007 г.
4. Семейские - староверы www.semeyskie.ru/history_budkina.html Сайт о Балаково > История > Усадьба Анисима Мальцева gorodbalakovo.narod.ru/malc.htm
5. «Свободная газета» 29.10.2007 г.
6. «Энергия» 10.07.1997 г.
7. «Шмель» №9 3 марта 2009 г.
8. «Свободная газета» 19.07.2005 г.
Девчата
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Зимовье зверей
А теперь — мультфильм
Соленая снежинка