В 2014 году в Сочи пройдут XXIIОлимпийские и XIПаралимпийские игры. Впервые в нашей стране состоятся спортивные соревнования мирового уровня с участием спортсменов - паралимпийцев более чем из 35 стран мира.
Многие из нас постоянно встречаются с людьми с ограниченными возможностями и стараются не замечать их. А ведь в Сочи 16 мая 2010 года стартовала Культурная Олимпиада, одной из задач которой - изменение сознания и отношения сочинцев к людям с ограниченными возможностями. Каждый житель нашего города должен внести свой вклад в развитие паралимпийского движения.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_paralimpiyskie_igry_2014_edinstvo_uma_tela_i_sily_duha.doc | 108 КБ |
Городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Название проекта:
Паралимпийские игры 2014:
единство ума, тела и силы духа
Автор проекта:
ученица 6 А класса
средней общеобразовательной школы №65 г. Сочи
Тарасенко Алина
г. Сочи, п. Красная Поляна
Научный руководитель:
Колганова Елена Петровна,
лауреат Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2014»,
учитель математики
средней общеобразовательной школы №65 г. Сочи
г. Сочи, п. Красная Поляна
2011
Проблема:
безразличное отношение учащихся к людям с ограниченными возможностями в результате: * недостаточной информированности учащихся об истории Паралимпийских игр, о достижениях спортсменов – паралимпийцев, о ценностях паралимпийского движения;
* отсутствие культуры общения с людьми с ограниченными возможностями.
Актуальность проблемы:
созвучие с идеями и направлениями Культурной Олимпиады в Сочи в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.
Цели и задачи проекта:
- образовательные:
* изучение истории Паралимпийских игр;
* включение школьников в активное освоение олимпийских и паралимпийских ценностей.
- развивающие:
* умения разъяснять и пропагандировать идеи паралимпизма;
* умение собирать и обрабатывать информацию по теме, планировать мероприятия для достижения поставленных целей.
- воспитательные:
* воспитание у учащихся гуманизма, толерантности, чуткости и гостеприимства;
* формирование культуры общения учащихся с людьми с ограниченными возможностями.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть……………………………………………………………………………….4
1.1. Эти невероятные «присоединившиеся» игры. Очерк об истории Паралимпийских игр…4
1. 2. Паралимпийские виды спорта ……………………………………………………………….5
1.3. «Дважды рожденный». Достижения шестикратного паралимпийского чемпиона Сергея Шилова…………………………………………………………………………………………………6
2. Практическая часть…………………………………………………………………………………7
Источники информации………………………………………………………………………………10
Приложение 1………………………………………………………………………………………….XI
Приложение 2………………………………………………………………………………………….XIII
Приложение 3………………………………………………………………………………………….XIV
Введение
В 2014 году в Сочи пройдут XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры. Впервые в нашей стране состоятся спортивные соревнования мирового уровня с участием спортсменов - паралимпийцев более чем из 35 стран мира.
Во всём мире известны имена наших спортсменов - паралимпийцев, которые прославляют нашу страну на мировой арене, ставшие символом единства ума, тела и силы духа.
Многие из нас постоянно встречаются с людьми с ограниченными возможностями и стараются не замечать их. А ведь в Сочи 16 мая 2010 года стартовала Культурная Олимпиада, одной из задач которой - изменение сознания и отношения сочинцев к людям с ограниченными возможностями. Каждый житель нашего города должен внести свой вклад в развитие паралимпийского движения.
Что мы можем сделать для изменения нашего мировоззрения по отношению к людям с ограниченными возможностями, проявляющими огромное мужество в преодолении ежедневных трудностей.
Очень бы хотелось, чтобы после каждых зимних Паралимпийских игр таял не снег лыжных трасс, а крошился вдребезги лед отчуждения. В преддверии XI Паралимпийских игр необходимо сломать все надуманные стереотипы о спортсменах - паралимпийцах, о людях с ограниченными возможностями.
1. Теоретическая часть.
1.1. Эти невероятные «присоединившиеся» игры. Очерк об истории Паралимпийских игр.
В прошлом году Паралимпийские игры справили свой первый юбилей, ведь Игры в Ванкувере – 2010 стали десятыми по счету. Сегодня трудно представить мировой спорт без этих невероятных стартов, по накалу страстей, не уступающих Олимпийским играм. Отсюда и появилась приставка «para», которая в переводе означает «присоединившиеся».
Еще в XVIII веке медики утверждали, занятия спортом являются одним из основных факторов реабилитации людей с физическими недостатками. [1]
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать люди с ограниченными возможностями, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга.
28 июля 1948 года во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери под руководством Людвига Гуттмана были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках.
В 1956 году Людвиг Гуттман разработал хартию спортсменов, сформировал основы, на которых в дальнейшем развивался спорт инвалидов.
В 1960 году в Риме были проведены первые Международные соревнования инвалидов. В них приняли участие 400 спортсменов-инвалидов из 23 стран.
В 1964 году в Токио состязания проходили по 7 видам спорта, и именно тогда впервые был официально поднят флаг, сыгран гимн и была обнародована официальная эмблема Паралимпийских игр. Графическим символом мирового паралимпийского движения стали красная, синяя и зеленая полусферы, которые символизируют ум, тело, несломленный дух.
Достижения спортсменов с физическими недостатками поражают воображение. Иногда они вплотную приближались к олимпийским рекордам. Фактически не осталось ни одного вида спорта, из известных и популярных, в котором не принимали участие спортсмены с ограниченными возможностями.
1. 2. Паралимпийские виды спорта
В результате развития паралимпийского движения, с каждыми следующими играми стало возрастать число участников, расширяться география стран и увеличиваться количество видов спорта, которые сегодня насчитывают более двадцати.
- Стрельба из лука. Программа Паралимпийских игр включает одиночные игры, парные и командные состязания, причем процедуры судейства и подсчета очков идентичны применяемым на Олимпийских Играх.
- Легкая атлетика. Легкоатлетическая программа включает в себя широкий спектр видов состязаний, в которые, как правило, входят трасса, бросок, прыжки, пятиборье и марафон. Проводятся состязания колясочников, протезистов, слепых.
- Велосипедный спорт. Соревнования велосипедистов могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Атлеты с нарушениями умственной деятельности состязаются, используя стандартные гоночные велосипеды. Атлеты с нарушениями зрения, соревнуются на тандемных велосипедах в паре с видящим товарищем по команде. Спортсмены с ампутацией и велосипедисты с нарушениями моторной деятельности соревнуются в индивидуальных состязаниях на специально подготовленных велосипедах.
- Выездка. Конные соревнования открыты для инвалидов-паралитиков, ампутантов, слепых и с нарушениями зрения, умственной отсталостью. Спортсмены демонстрируют свои навыки в прохождении небольшого отрезка, на котором чередуются темп и направление движения.
- Фехтование. Все атлеты конкурируют в инвалидных креслах, которые закреплены на полу. Однако эти кресла оставляют значительную свободу передвижения фехтовальщиков, и их действия столь же стремительны, как и на традиционных соревнованиях.
- Дзюдо. Единственное, чем паралимпийское дзюдо отличается от традиционного - различные текстуры на матах, указывающие область соревнования и зоны.
- Тяжелая атлетика (пауэрлифтинг). Сегодня паралимпийская тяжелоатлетическая программа включает участия всех групп инвалидов, которые состязаются в 10 весовых категориях, как мужских, так и женских.
- Стрельба. Соревнования по стрельбе подразделяются на класс винтовки и пистолета. Правила учитывают различия, существующие между возможностями здорового человека и человека с физическими недостатками.
- Плавание. Данная спортивная программа происходит из традиций физиотерапии и реабилитации инвалидов. Плаванье доступно инвалидам всех групп функциональных ограничений, единственным условием является запрет на применение протезов и прочих вспомогательных устройств.
- Волейбол. Паралимпийские первенства по волейболу проходят в двух категориях: сидячей и стоячей. Главное различие между традиционным волейболом и паралимпийской версией игры - меньший размер корта и более низкое положение сетки.
- Лыжный кросс. Лыжники состязаются в классической или вольной езде и также в индивидуальном и командном зачетах на расстояния от 2,5 до 20 км. В зависимости от своих функциональных ограничений, соперники используют либо традиционные лыжи, либо кресло, оборудованное парой лыж. Слепые спортсмены едут в связке со зрячим направляющим.
- Хоккей с шайбой. Как и в традиционном хоккее с шайбой, шесть игроков от каждой команды находятся на поле единовременно. Сани оборудованы лезвиями коньков, и игроки перемещаются по полю, используя палки с железными наконечниками. Игра состоит из трех периодов длительностью по 15 минут.
1.3. «Дважды рожденный». Достижения шестикратного паралимпийского чемпиона Сергея Шилова
Уникальный рекорд, который установил Сергей Шилов в Ванкувере, скорее всего уже никто и никогда не перекроет.
Паралимпийские игры – 2010 стали в карьере заслуженного мастера спорта России уже десятыми – юбилейными.
39-летний спортсмен принимал участие в 5 летних Паралимпийских играх – Барселона -1992, Атланта – 1996, Афины – 2006 и Пекин – 2008, а так же в пяти зимних стартах – Лиллехаммер – 1994, Нагано -1998, Солт-Лейк_Сити – 2002, Турин – 2006 и Ванкувер - 2010. Его биография – это фактически история отечественного паралимпийского движения.
Родился Сергей Валентинович 1 октября 1970 года в городе Пскове.[1] В детстве успел обойти практически все спортивные секции в городе. А в четвертом или пятом классе увлекся спортивным ориентированием и дорос до кандидата в мастера спорта.
В сентябре 1987-года возвращаясь с чемпионата по спортивному ориентированию из Эстонии в Псков, на крутом повороте водитель не справился с управлением. Автобус перевернулся. Все товарищи по команде отделались синяками и ушибами и только Сергей получил серьезную травму позвоночника. Два дня Сергей находился без сознания, операцию боялись делать. И только известный хирург Николай Лаврентьев 1 октября, то есть в день рождения Сергея, решился на операцию. Хирургическое вмешательство прошло удачно. Можно сказать, 1 октября 1987 год стал вторым днем рождения Сергея Валентиновича Шилова.
После длительной реабилитации Шилов старался практически не пропускать любые соревнования спортсменов с физическими недугами. На одном из них судьба свела его с великим тренером Ириной Громовой, под руководством которой он дебютировал в Барселоне.
Сергей Шилов: абсолютный чемпион Европы по лыжным гонкам 1997 года, с 1993 года многократный призер и победитель чемпионатов России, 6-ти кратный чемпион мира, 6-ти кратный чемпион Паралимпийских игр.
Сергей Шилов, Ирек Зарипов, Вячеслав Лайков и многие, многие другие спортсмены с физическими недостатками - эти великие люди, которые достойны нашего уважения и восхищения. Победы и свершения не происходят сами собой, их приносят люди. Я считаю, что необходимо знать имена героев, которыми гордиться наша страна, на которых нужно равняться.
2. Практическая часть.
Мною была разработана анкету с целью выявить не только уровень знания о Паралимпийских играх, но и отношение моих сверстников к людям с ограниченными возможностями. (Приложение №1)
Анкета состоит из двух частей: «Уровень знания истории Паралимпийских игр» и «Отношение учащихся к людям с ограниченными возможностями». Каждый вопрос имеет только один правильный ответ.
Опрос был проведен среди 6-11 классов (256 учащихся нашей школы). После обработки анкет, я получила следующие результаты:
Номер вопроса | Количество правильных ответов | % правильных ответов |
Часть 1. «Уровень знания истории Паралимпийских игр» | ||
1. | 182 | 71 |
2. | 110 | 43 |
3. | 158 | 62 |
4. | 198 | 77 |
5. | 36 | 14 |
6. | 174 | 68 |
7. | 102 | 40 |
8. | 120 | 47 |
9. | 133 | 52 |
10. | 207 | 81 |
Часть 2. «Отношение учащихся к людям с ограниченными возможностями» | ||
Номер вопроса | Количество детей, ответивших «Да» | % ответивших «Да» |
1. | 8 | 3 |
2. | 158 | 62 |
3. | 123 | 48 |
4. | 176 | 69 |
5. | 238 | 93 |
На основе данной таблицы были построены две диаграммы «Уровень знания истории Паралимпийских игр» (Приложение №2) и «Отношение учащихся к людям с ограниченными возможностями». (Приложение №3)
На основе полученных результатов можно сделать вывод: отношение к людям с ограниченными возможностями во многом зависит от уровня знаний о паралимпийском движении и от уровня культуры общения с людьми с ограниченными возможностями.
Я предлагаю перечень мероприятий и примерных тем по реализации поставленных задач в двух основных направлениях:
1. Просветительская работа, которая в первую очередь будет направлена на:
* изучение истории Паралимпийских игр и паралимпийских ценностей;
* выработку у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.
Мероприятия просветительской деятельности:
-игры;
-викторины;
-беседы;
-лекции;
-дискуссии;
-тематические вечера;
-конференции;
-фестивали…
Примерные темы:
I. Первые Паралимпийские игры:
- История возникновения Паралимпийских игр;
-Организация и содержание первых летних и зимних Паралимпийских игр;
- Роль Людвига Гуттмана в создании паралимпийского движения;
- Социально-исторические предпосылки возникновения Паралимпийских игр;
- Организационная структура Международного паралимпийского комитета и паралимпийского движения;
- Паралимпийская хартия: основные идеи и принципы.
II. Современное Паралимпийское движение:
- Роль и значение первых Паралимпийских игр;
- Паралимпийская символика;
- Современная организация и программа проведения Паралимпийских игр;
- Социально-культурная роль паралимпийского спорта в современном мире;
- Проблемы паралимпийского движения.
III. Паралимпизм как одна из основ международного спортивного движения.
- Паралимпизм как духовно-нравственный фундамент олимпийского движения;
- Основные принципы паралимпийского движения;
- Паралимпийское образование его содержание и принципы;
- Первые российские паралимпийские чемпионы;
- Российские спортсмены - паралимпийцы на летних и зимних Паралимпийских играх.
2. Воспитательная работа, которая будет направлена на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Мероприятия воспитательной работы:
- создание агитбригад;
- создание отряда юных волонтеров;
- создание информационных листовок, буклетов, газет;
- оказание помощи инвалидам – жителям поселка;
- проведение совместных праздников, вечеров, прогулок, экскурсий с детьми с ограниченными возможностями;
- изготовление подарков для детей с ограниченными возможностями…
Ожидаемый результат:
Через 3 года мои сверстники, которым будет по 15-16 лет, возможно, станут волонтерами на Олимпийских и Паралимпийских играх, и будут принимать гостей из разных стран мира. За это время помимо знаний об истории паралимпийского движения, учащиеся нашей школы получат неоценимый опыт общения с людьми с ограниченными возможностями.
Источники информации:
1. Константин Осипов. Сильные духом. Звезды паралимпийской сборной России. Издательство «Амфора», Москва, 2010
Приложение №1
Анкета
(Каждый вопрос имеет только один правильный ответ)
Часть 1. «Олимпийские и Паралимпийские игры»
1. Где и когда прошли первые современные Олимпийские игры?
А) в Афинах в 1896 году;
Б) в Калгари в 1988 году;
В) в Тель-Авиве в 1968 году.
2. Какие из представленных видов спорта не относятся к Паралимпийским?
А) волейбол;
Б) фигурное катание;
В) горные лыжи.
3. В каком году пройдут XIV Паралимпийские игры в Лондоне?
А) 2012 году;
Б) 2016 году;
В) 2013 году.
4. Основатель современных Олимпийских игр:
А) Жак Рогге;
Б) Хуан Антонио Самаранч;
В) Пьер де Кубертен.
5. Где и когда состоялись первые Паралимпийские игры?
А) в Риме в 1960 году;
Б) в Эйлсбери в 1948 году;
В) в Токио в 1964 году.
6. Пожизненный почетный президент Международного Олимпийского Комитета:
А) Виталий Мутко;
Б) Жак Фелли;
В) Хуан Антонио Самаранч.
7. Какой из представленных видов спорта не относится к Олимпийским?
А) фехтование;
Б) голбол;
В) плавание.
8. Выберите паралимпийские ценности:
А) совершенство, уважение, равенство, стремление;
Б) дружба, мужество, воодушевление, совершенство;
В) мужество, равенство, целеустремленность, воодушевление.
9. Самый титулованный российский спортсмен на Паралимпийских играх в Ванкувере?
А) Ирек Зарипов;
Б) Алена Горбунова;
В) Владимир Кононов.
10.Олимпийский чемпион по фигурному катанию:
А) Евгений Кафельников;
Б) Юрий Борзаковский;
В) Алексей Ягудин.
Часть 2. «Отношение к людям с ограниченными возможностями»
1. Есть ли у тебя среди знакомых люди с ограниченными возможностями?
А) Да
Б) Нет
2. Стал бы ты дружить с ребенком с ограниченными возможностями?
А) Да
Б) Нет
3. Если у тебя был бы друг, ребенок с ограниченными возможностями, стеснялся бы ты появляться с ним на людях?
А) Да
Б) Нет
4. Нужно ли помогать людям с ограниченными возможностями?
А) Да
Б) Нет
5. Как ты думаешь паралимпийцы – это мужественные люди, которые достойны уважения?
А) Да
Б) Нет
Большое спасибо, что ответили на наши вопросы!
Приложение №2
Приложение №3
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Сказки пластилинового ослика
Знакомые следы
Попробуем на вкус солёность моря?