Поиск и анализ исторических фактов о возникновении дробей. Рассмотрение интересных старинных задач с дробями в различных культурах.
Вложение | Размер |
---|---|
chernov.doc | 191 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
учащихся 5-11 классов
Проект: « Откуда появилась обыкновенная дробь? »
Автор проекта (работы):
Чернов Александр
Общеобразовательное учреждение: МОУ «Лицей № 1»
Класс: 5 «Б»
Руководитель проекта (работы): Давыденко Наталья Борисовна
г. Подольск
2012 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
I Глава. История возникновения обыкновенной дроби…………………3
1.1. Древний Египет……………………………………………………………4
1.2. Древний Вавилон………………………………………………………….4
1.3. Древний Рим……………………………………………………………….4
1.4. Древняя Греция…………………………………………………………….5
1.5. Древняя Русь……………………………………………………………….5
1.6. Европа………………………………………………………………………5
II Глава. Старинные задачи с применением обыкновенных дробей…………………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти, одна вторая и треть - все это дроби. Люди разных профессий используют дроби в процессе работы, даже не задумываясь об этом. Например, врач, назначая количество лекарства больному, повар, отмеряя необходимые ингредиенты, продавец, водопроводчик, слесарь и даже музыкант. Да и мы пользуемся дробями с самого детства, не подозревая об этом ("Мама, дай мне половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну", "Я еще четверть часика поиграю в компьютер").
Как же возникла необходимость в обыкновенных дробях? Откуда они взялись, как, когда, где и кто начал изучать дроби? Как записывали и использовали дроби в разные времена и в разных странах? В школьных учебниках нет информации на данную тему. А зачем изучать действия с дробями, если мы, не знаем, нужны ли они нам?
I Глава. История возникновения обыкновенной дроби
Давайте проследим историю возникновения обыкновенной дроби. Дроби появились в глубокой древности, когда древний человек решил разделить добычу с себе подобным. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью делить что-то на равные части, т.е. наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова fractura, которое, в свою очередь, является переводом арабского с тем же значением: ломать, раздроблять. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. В древности у разных народов использовались разные дроби и разные записи дробей. В своей работе я приведу несколько примеров использования дробей в древнем мире.
Начнем с Древнего Египта. Уже древние египтяне знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа - - у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу. А все дроби они старались записать как суммы долей, то есть дробей вида . Например, вместо они писали . Дроби такого вида называются аликвотные или единичные. Для обозначения математических дробей на письме древние египтяне использовали символ разрубленного Ока.
Теперь перенесемся в Древний Вавилон. В отличие от Египта там предпочитали постоянный знаменатель. Знаменателями таких дробей служили числа 60, 602, 603 ..., то есть их обозначали, например, таким образом: 4; 52; 03. Это означало . Вместо слов «шестидесятые доли», «три тысячи шестисотые доли» говорили короче: «первые малые доли», «вторые малые доли». От этого и произошли слова минута (по латыни – меньшая) и секунда (от латыни – вторая). Вавилонский способ обозначения дробей сохранил свое значение и до сих пор.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит это странное слово от римского названия асса - "скрупулус". В ходу были и такие названия: "семис" - половина асса, "секстанс - шестая его доля, "семиунция" - полунции, то есть асса, и т. д.
Теперь отправимся в Древнюю Грецию. Греческие ученые считали, что математика должна заниматься только целыми числами. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. А так же впервые запись обыкновенных дробей с привычным числителем и знаменателем появилась у древних греков. Но они переворачивали дроби, записывая числитель снизу, а знаменатель сверху. Более точная копия современного обозначения обыкновенной дроби впервые появилась у индусов примерно 1500 лет назад. Однако и у них были расхождения. Они не разделяли числитель и знаменатель чертой. Черта появилась только в XVI в. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
А что же было в Древней Руси? Там дроби называли долями или ломаными числами. На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Например, вместо того, чтобы сказать «одна двенадцатая», говорили «пол-пол-трети». На Руси долгое время применяли следующие названия для дробных чисел:
Половина, полтина ; Четь ; Полчеть ,осьмушка ; Треть
Полтреть ; Полполтреть ; Десятина
А вот в Европе после V в. н .э. развитие математики почти остановилось. Центр математической активности перенесся в арабские страны. Творения многих греческих ученых, в том числе и Архимеда, были переведены арабами почти полностью. Большой вклад в математическую науку внесли ученые из Средней Азии (таджики, узбеки), писавшие на арабском языке. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фиббоначи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввёл слово «дробь». Поначалу европейские математики оперировали только с обыкновенными дробями, а в астрономии — с шестидесятеричными. Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке Максим Плануд - греческий монах, ученый-математик.
II Глава. Старинные задачи
с применением обыкновенных дробей
На дроби существует много старинных задач. Вот некоторые из них: В произведении знаменитого римского поэта I века до н. э. Горация так описана беседа учителях учеником в одной из римских школ этой эпохи:
Учитель. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию?
Ученик. Одна треть.
Учитель. Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество.
Решение:
Ответ: .
Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н. э.). "Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10".
Решение:
Ответ: 24.
Еще одна задача из "Папируса Ахмеса" (Египет, 1850г. до н.э.).
"Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:- Сколько приводишь ты своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти!"
Решение:
1) 70:2·3=105 голов - это 2/3 от скота.
2) 105·3=315 голов скота.
Ответ: 315 голов скота.
Староиндийская задача математика Сриддхары (XI век н.э.). Есть кадамба цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда, И на ней третья часть поместилась .Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на кутай посади Только две не нашли Себе место нигде ,Все летали то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждались. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось?
Решение:
Ответ: всего 30 пчел.
Задача армянского ученого Анания Ширакаци (VII век н.э.). "Один купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе пошлины половину, и треть имущества, и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), и в третьем городе половину и треть (с того, что осталось). Когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков (денежных единиц). Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца?"
Решение:
А по аналогии с предыдущим решением 66 денежков составляют часть оставшихся денежков во втором городе, т.е.
А 396 денежков – это часть оставшихся денежков в первом городе, т.е.
Ответ: У купца было 2376 денежков.
Задача о статуе Минервы.
"Я изваяна из золота. Поэты то злато в дар принесли. Хоризий принёс половину всей жертвы, Фестия часть восьмую дала, десятую – Солон. Часть двадцатая – жертва певца Фимисона. А девять – всё завершивших талантов – Обет, Аристоником данный. Сколько же злато поэты все вместе в дар принесли?"
Решение:
Пусть поэтами в дар принесены Х талантов, тогда составим уравнение:
; ; ; ; ; х=40
Ответ: 40 талантов золота.
Задача об источниках Герона Александрийского (I в. до н.э.).
"Из-под земли бьют четыре источника. Первый заполняет бассейн за 1 день, второй – за 2 дня, третий – за 3 дня, четвертый – за 4 дня. За сколько времени заполнят бассейн четыре источника вместе?" Решение: ()-скорость заполнения источниками.
(дня) - время наполнения бассейна всеми источниками вместе.
Ответ: дня.
Задача о Музах. Видя, что плачет Эрот, Киприда его вопрошает: «Что тебя так огорчило, ответствуй немедля!» «Яблок я нес с Геликона немало, – Эрот отвечает – Музы, отколь ни возьмись, напали на сладкую ношу. Частью двенадцатой вмиг овладела Эвтерпа, Клио пятую часть взяла, Талия – долю восьмую. С частью двадцатой ушла Мельпомена. Четверть взяла Терпсихора. С частью седьмою Эрато от меня убежала, Тридцать плодов утащила Полигимния. Сотня и двадцать взяты Уратией, Триста плодов унесла Каллиопа. Я возвращаюсь домой почти что с пустыми руками. Только полсотни плодов мне оставили Музы на долю». Сколько яблок нес Эрот до встречи с Музами?
Решение:
Пусть Х - яблок было у Эрота вначале, тогда оставим уравнение
; ;
; х=3360
Ответ: 3360 яблок было у Эрота.
Задача о школе Пифагора. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат,— отвечал Пифагор.— Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?
Решение:
Пусть Х - количество учеников у Пифагора, тогда составим уравнение
; ; ; ; ;
Ответ: 28 учеников было у Пифагора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я показал, что дроби появились очень давно и на протяжения всего времени существования человека, он использовал, на ряду с целыми числами, и дроби.
Я узнал, что: дроби появились в Древнем Египте для более точного счёта; слово дробь произошло от слова "дробить", "ломать", "разбивать на части"; дробная черта появилась всего 300 лет назад; в каждой культуре были и есть интересные задачи с дробями; дроби были важны для решения практических задач. И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и современный человек, даже имея современную вычислительную технику, обязан уметь пользоваться дробями.
Литература.
Что есть на свете красота?
Пустой колос голову кверху носит
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем зимние домики
Рисуем тыкву