Аннотация
Творческую работу по истории, а точнее по краеведению, на тему «Директор школы» выполнила ученица 10 А класса СОШ № 19 им. Б.И. Северинова - Лаврикова Елена.
В воспитании любого человека обязательной составляющей является школа. Она становится для ребенка вторым домом, играет значительную роль в формировании личности. Школа № 19 – это уникальная школа в Республике Башкортостан, названная в честь одного из бывших директоров – Бориса Иосифовича Северинова.
В своей работе Лаврикова Е. рассматривает биографию Б.И.Северинова, одного из опытнейших и заслуженных педагогов в нашей республике. В 1998 году в честь 60-летнего юбилея школы №19, ей было присвоено имя этого замечательного человека.
Лена Лаврикова использовала архивные документы школы № 19, письма с фронта выпускников, историографическую литературу и т. д. Исследовательская работа дополнена фотографиями.
Вложение | Размер |
---|---|
direktor_shkoly_no_19.doc | 43 КБ |
Директор школы
Жизнь полна неожиданностей и резких поворотов. Нельзя предугадать судьбу: никогда не знаешь точно, как устроится тот или иной человек. Но обязательной составляющей в воспитании любого является школа. Она становится для ребенка вторым домом, играет значительную роль в формировании личности. Однако не только учебное заведение влияет на воспитанников, но и они, принимая активное участие в жизни своей школы, создают ее историю. У каждой школы есть своя история, которая является прочным фундаментом общественных отношений. Этот фундамент и создают дети, учителя и родители. Но, к сожалению, нет такого предмета в общеобразовательной программе, который бы изучал путь развития школы. Многие ученики даже не знают, в честь кого названа школа, кто ее основал, кто был ее первым директором.
Школа №19 является уникальной – это единственная школа в Республике Башкортостан, названная в честь одного из своих бывших директоров Бориса Иосифовича Северинова, он один из опытнейших и заслуженных педагогов в нашей республике. В школе №19 он работал с августа 1938, т.е. с момента ее открытия.
Наша родная 19-я. Так говорят уже тысячи ее выпускников. И для большинства из них школа и семья понятия неразделимые. В этом строгость порядков, и уважение к людям, и гуманизм, и верность традициям. Очень важно помнить свои семейные корни, школа – это наша вторая семья и поэтому ее история должна стать достоянием последующих поколений
Может, и не было бы такой школы, если бы не ее директор Борис Иосифович Северинов, ведь до сих пор ее так и называют севериновской. Человек уникальной судьбы, опытный и талантливый педагог, который посвятил свою жизнь воспитанию подрастающего поколения.
Борис родился в семье священника, его отец – выпускник Петербургской духовной семинарии, собрал весьма солидную библиотеку и старался сделать образованными людьми и своих детей. В доме буквально царил культ знаний, а Борис и его братья росли в атмосфере любви, добра и уважения. Отец умер, когда Борису было всего восемь лет. В тяжелые годы гражданской войны и разрухи мать должна была поднимать детей одна. Спасаясь от голода, Севериновы покинули родное село и переехали в город Тулу, где их приютили родственники. В этом городе Борис Северинов окончил школу и, идя по стопам матери, преподававшей в школе еще с дореволюционных времен, поступил на учительские курсы. А после них записался в двухтысячники. Вскоре Северинов оказался в Башкирии, в селе Николаевка Стерлитамакского района. На базе бывшей земской школы молодой учитель организовал школу крестьянской молодежи, первым директором которой и стал. В 1937 году Северинова перевели в Стерлитамак, на следующий год он уже работал в Уфе. Там строилась новая школа, туда-то он и был назначен завучем. Первый год прошел в благоустройстве здания и территории школы. Но ему не пришлось долго находиться в этой должности, потому что через полгода началась война. В феврале 1942 года Борис Иосифович был призван в армию и направлен в военно-политическое училище, размещавшееся в городе Бузулуке. В июне 1942 он окончил ВПУ и в звании политрука был направлен на Камчатский фронт, где получил назначение на должность политрука роты 961-го стрелкового полка.
В октябре под Ржевом Борис Иосифович получил тяжелое ранение. Ночью небольшая группа бойцов форсировала Волгу, река у города узкая, и переправа прошла благополучно. Закрепились на небольшом клочке земли, у городской водокачки. Враг вскоре обнаружил отряд и в ожесточенной ярости начал беспрерывно обстреливать. Горстка бойцов держалась упорно, когда же подошло подкрепление, они смело ворвались в город. Но Северинову уже не пришлось атаковать улицы Ржева.
Раненым, там, у водокачки, он был отправлен в госпиталь. Не было предела удивлению Северинова, когда он понял, что его привезли в Уфу. И уж вовсе расторгался, оказавшись в своей родной 19-ой, хотя и волничной палате. Он как раз и относился к тем раненым, которым помогали быстрее выздороветь стены школы. Позже Северинова комиссовали, и в 1945 он вновь занял пост директора. Борис Иосифович взял на свои плечи огромную заботу: оборудовать школу мебелью, отопить ее и самое главное создать дружный коллектив учителей, способный найти подход к детям и дать им должное образование. Все что создавалось в школе, было сделано с помощью дружного сплоченного коллектива учеников и учителей во главе с Севериновым. Он был родным и близким для всех: и для учеников, и для их родителей. Завидев издали Бориса Иосифовича, они радостно здоровались с ним, а когда он проходил по улицам «Старой Уфы»,его как дорогого человека, приветствовали почти у каждого дома. А он никого не оставлял без внимания, хорошо помнил каждого родителя по имени и отчеству, хорошо знал учеников.
Он вел уроки истории. Все, кто учился у Бориса Иосифовича, испытывали к этому предмету истинную любовь. Проучившись в 19-ой школе у Северинова, многие стали воспринимать труд учителя совершенно по-другому: понимать всю значимость этой прекрасной профессии. Директор относился к каждому ученику, как к своему ребенку. На любовь дети отвечали взаимностью.
Он директором стал накануне войны,
А к ребятам пришел в 45-м
И на редких привалах военных дорог
В черном зареве огненных смерчей,
Он мечтал, чтобы школьный привычный звонок
Заглушил перекличку смерти.
Он мечтал, чтобы в мирные детские сны
Не врывались орудий раскаты.
Он директором стал накануне войны,
А к ребятам пришел в 45-ом.[1]
Это послание учеников далеких военных лет помогает понять отношения Бориса Иосифовича с учениками и представить его характер. Он всегда был сдержан и малоулыбчив, считал, что советский руководитель просто по определению не должен быть эмоциональным. Это был лишь стиль поведения, потому что, неся ответственность за воспитание подрастающего поколения, он просто не мог вести себя иначе. А в семье это был совсем другой человек: очень любил шутки и розыгрыши. Школьники как будто знали его скрытый веселый нрав и за глаза называли его «Ленин», но одновременно для них он был просто «Боря».
В 1955 году директору было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. А 24 октября 1967 года его имя было занесено в Уфимскую городскую книгу почета.
Он не оставлял школу даже когда в 1967 году вышел на пенсию. Молодые педагоги нуждались в его советах, и он всегда был рад им помочь. И после того, как Северинова не стало, школа, которую он создал, получила его имя. В 1997 году администрация, учителя, учащиеся и родители школы обратились в Кировский районный совет с ходатайством о присвоении школе имени его директора. А в 1998 году в честь 60-него юбилея средней общеобразовательной школы №19 ей был присвоено имя Бориса Иосифовича Северинова.
Прозвенит последний звонок и закончится наша долгая школьная дорога
длиною в одиннадцать лет. Дальше она разветвится на тысячи путей. Каждый ступит на
свой путь, отличный от всех других. Уходя по нему во взрослую жизнь, каждый ли
захочет оглянуться на школьные годы, каждый ли затоскует по одноклассникам,
учителям, своей парте, каждый ли будет искать встречи? Все зависит от того, чем
была человеку школа.
Биография 19-ой богата своими событиями, потому что богата она своими
учениками. Все их успехи и падения, победы и неудачи складываются как
кирпичик к кирпичику в историю своей школы.
Но для каждого из нас, несмотря на годы и проходящее время школа
останется тем теплым домом, в который мы придем за советом, за помощью и
пониманием. Но приятней всего рассказывать о своих достижениях, как
достойному сыну похвалиться перед лицом своих родителей. Может быть, толстые
каменные стены, может быть чуткие, понимающие учителя, а может старые добрые
традиции, сделали из школы тот теплый, уютный дом, в который хочется все снова
и снова возвращаться. Ведь для каждого человека важна его семья, как тот оплот,
на который всегда можно опереться, для многих такой семьей стала родная школа
№19.
[1] Альбом «Памяти Выпускников 40-х посвящается..»//Архив ЦО№19
Стеклянный Человечек
Сверчок
Именинный пирог
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Усатый нянь