Рецензия
Данная работа посвящена очень актуальной для здоровья детей теме ледяных сосулек.
Необходимо отметить информационную насыщенность данной работы и глубину проведённых исследований. Автором работы была изучена литература по данному вопросу, проведена поисковая работа в Интернете. Исследован состав ледяных сосулек: опытным путём (в домашних условиях) и в лаборатории санэпидемстанции города Киселёвска. Проведено анкетирование учащихся и их родителей. Дана гигиеническая оценка детской привычке сосать ледяные сосульки, проведено сравнение официальных данных с результатами анкетирования, в котором учтено мнение медицинского работника по теме исследования.
Проведена большая просветительская работа с учащимися школы и воспитанниками детских садов.
Информация по результатам исследования размещена в уголке здоровья школы и в детских садах. А также организовали и провели конкурс плакатов «Внимание! Сосулька!», оформили выставку в школе и разместили в уголке для родителей в детских садах.
Исследование имеет большую практическую значимость, перспективно.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_sosulki_vtoroy_variant.doc | 200.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Учебно-исследовательская работа
Выполнила:
Путилина Софья Леонидовна,
обучающаяся 2 «Г» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Руководитель:
Бобрышева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Савельева Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
Киселёвск, 2011
Содержание
| 3 5 7 10 10 11 11 12 13 13 13 15 16 17 18 |
КАК РОДИЛАСЬ ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ?
Однажды, гуляя на улице, мы с подружками увидели как…
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезы капали
И проталинку оставили
Динь – дон, динь – дон, динь – дон…
Какие красивые сосульки!.. Они такие большие, блестящие, так волшебно переливаются на солнышке! Правда, они похожи на сказочные леденцы? Их так и хочется попробовать. Что мы и сделали. Но когда об этом узнали мама и бабушка, то строго-настрого запретили мне впредь это делать… Интересно, почему? Ведь они такие вкусные!..
Как сказала моя бабушка: «Чтобы слов не тратить впустую, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И предложила мне вместе с ней разобраться в этом вопросе.
Актуальность темы
Многие дети, не задумываясь над вопросом, насколько вредны или полезны сосульки, просто их сосут. Ответить на возникшие вопросы мы и попытались в своём исследовании.
Предметом исследования являются ледяные сосульки, растущие в разных районах города и пригорода.
Объект исследования – состав ледяных сосулек.
Цель исследования – выявление состава ледяных сосулек и их влияние на здоровье ребёнка.
Задачи:
Гипотезы исследования:
Методы исследования:
Время проведения исследования: ноябрь 2010 г. - январь 2011 г.
ЧТО МЫ УЗНАЛИ О СОСУЛЬКАХ?
Сначала надо узнать, что такое сосулька? Мы достали толстенные словари, энциклопедию «Что? Где? Как? Почему?», сходили в детскую библиотеку, обратились к поисковой системе «Google» в сети Интернет.
И вот что мы узнали о сосульках…
СОСУЛЬКА
сосульки, ж. 1. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу стержня. Сосульки на крышах. Борода в сосульках. 2. То, что можно сосать, соска (обл.). Хлебная сосулька. 3. перен. О ничтожном или слабом, хилом человеке (презрит.). Сосульку, тряпку принял за важного человека! Гоголь.
/Толковый словарь Д.Н. Ушакова/
СОСУЛЬКА
сосулька [сосулька] 1. ж. Заостренный книзу ледяной стержень, образовавшийся при стоке жидкости. 2. ж. разг.-сниж. Ничтожный, жалкий, хилый человек.
/Толковый словарь русского языка
под редакцией Т. Ф. Ефремовой/
СОСУЛЯ
Сосуля, сосулька, -лечка - что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья. 1. Хлебная, пряничная сосулька, медовая сосулька - палочка. 2. Ледяная сосулька - намерзшая вода, капель. 3. Каменные сосульки - капельник, сталактит. 4. Сосулька - растение дремлик, лесная-чемерица. 5. Сосун, сосунья, сосунок, сосуночек, сосунчик - кто сосет, младенец, детеныш....
/Словарь Даля/
Заглянем в Интернет…
Сосу́лька — это ледяной сталактит (реже — висячая наледь), который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[1].
/Словарь Wikipedia.org/
Да, кстати, сосуля — вовсе и не большая сосулька, и вообще — это диалектное слово. Из Этимологического словаря Цыганенко: От глаг. сосать образованы: с суф. -ул-я (как ходуля) известное в диал. слово сосуля «то, что можно сосать», давшее с уменьш. суф. –ык-а слово сосулька – диал. «соска», литерат. «обледенение в виде стержня».
Значение слова «капель» по Т.Ф. Ефремовой:
Капель - 1. Падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев; сами такие капли. // Капание дождя, дождевой воды.
2. устар. Ледяная сосулька.
Сосуля есть в 17-томном ССРЛЯ:
Простореч. То же, что сосулька; большая сосулька. Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина. М. Горький, Ледоход.
Вывод. Мнения всех авторов в определении ледяной сосульки, которую мы видели с подружками во дворе, совпадают: «Сосулька - заостренный книзу ледяной стержень, образованный при стоке жидкости». В нашей местности мы можем наблюдать за сосульками, состоящими из воды.
ЭТО МНЕ СТАЛО ИНТЕРЕСНО…
Сосулька рождается из замёрзшей капли воды – льдинки. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает – и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька.
Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу. Строение сосулек сходно со строением градин. Внутри сосульки нередко бывают полости.
Вместе сосульки образуют разнообразные конструкции с причудливыми формами. А слившиеся сосульки - гирлянды достаточно протяжённой формы и причудливых очертаний.
При выпадении снега с дождём часто образуются так называемые снежные сосульки (сталактиты), имеющие концентрическую слоистость, которая обычно нарушается агрегатами вмёрзших снежных кристаллов.
Кроме того, мы узнали, что на Земле встречаются еще и соляные сосульки - сталактиты, растущие в пещерах. Мы пошли в библиотеку, где прочитали, что слово «сталактит» произошло от греческого stalakos - натекающий по капле; обозначает натечные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы и т.п. с потолка верхней части стен пещер и других подземных полостей в карсте.
Образуются они также как и ледяные сосульки - с потолка пещеры капает вода. Но в образовании сталактитов (в отличие от ледяных сосулек) в каждой капле воды растворены мельчайшие частицы камня, соли. Со временем из них вырастают причудливые фигуры. Со сталактитов капает вода, и внизу образуются сталагмиты, т.е. растущие вверх. В толковом словаре С. Ожегова дается толкование слова «сталагмит» - поднимающийся кверху известковый нарост на дне пещеры, образованный падающими с потолка каплями и имеющий форму стоячей сосульки. Когда сталактит соединяется со сталагмитом, образуются колонны.
Но такое природное явление можно встретить не только в пещерах, но и у нас! Посмотрите, какие красивые сосульки нависают над этим замёрзшим ручьём.
В Большой энциклопедии школьника рассказывается о сталактитах и сталагмитах - рекордсменах. Самый длинный (не имеющий опоры) сталактит находится в пещере Грута - до - Жанелан (Бразилия): длина около 10 метров. Самый высокий сталагмит - в пещере Краснохорская (лования): высота около 32 метров.
Интересно, а среди сосулек, растущих в нашем микрорайоне, есть гиганты?..
Следующая прогулка была посвящена поиску сосульки-гиганта. Много ушло у меня на это, но, как говорит моя бабушка: «Кто ищет, тот всегда найдёт». Это мы и сделали вместе с бабушкой. Среди множества сосулек, выросших в нашем микрорайоне, мы тоже нашли большую. Да не одну! (Таблица 1.)
Таблица 1.
Сравнительный анализ измерения массы, длины, веса сосулек
№ | Фото | Где найдена сосулька | Длина сосульки | Вес сосульки | Диаметр основания сосульки |
Сосулька № 1 | Недалеко от дороги | 95 см | 5,7 кг | 14 см | |
Сосулька № 2 (в правой руке) | Во дворе дома, далеко от дороги | 102 см | 6,8 кг | 14 см | |
Сосулька № 3 (в левой руке) | 80 см | 5,1 кг | 10 см | ||
Сосулька № 4 (найдена позже первых трёх образцов) | На дачном участке, в пригороде | 91 см | 5,9 кг | 15 см |
Вывод. Мои поиски показали, что сосульки-гиганты вырастают и в нашей местности. Возможно, есть и еще больше. Как видно из таблицы, чем больше сосулька, тем она тяжелее. Такие сосульки долго не могут удержаться на карнизах и падают, разбиваясь на мелкие осколки. Это явление очень опасно для жизни человека (Приложение 1).
Попробую выставить эти фотографии на своей страничке «В контакте». Пусть все посмотрят на такую диковинную величину и красоту!
P.S.: А бабушка зачем-то отколола от каждой сосульки небольшие кусочки и положила их в холодильник! Наверное, когда меня не будет дома, она все-таки будет их сосать!
РАЗВИТИЕ ИДЕИ
Но от всей этой информации и увиденной красоты мне ещё больше захотелось попробовать сосульки изо льда!..
Но бабушка спросила: «А ты уверена, что вода, из которой образовалась сосулька, чистая?». Действительно, чистая ли вода в сосульке?. Как оказалось, для ответа на этот вопрос нам нужно было многое сделать. И мы опять взялись за работу.
КАК МЫ ПРОВОДИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ
Сначала дома мы провели опыт.
Опыт.
На две стерильные салфетки поместили по 1 кусочку от каждой сосульки:
На одну – сколотую около проезжей части дороги – мутную и не совсем прозрачную (под лупой видны какие-то частички).
На другую – сколотую во дворе дома – прозрачную и чистую на вид.
Теперь я поняла, зачем бабушка прятала в холодильнике кусочки сосулек!
После того, как оба кусочка сосульки растаяли, на салфетках остались мокрые следы.
На первой – грязноватое пятно.
На второй – не такое грязное, но все равно салфетка потемнела.
Вывод: Обе сосульки оставили грязные следы на стерильных салфетках, хотя и в разной степени. Следовательно, обе сосульки могут быть опасны для здоровья человека. Поэтому сосульки нельзя грызть и сосать.
«Но ведь мы с тобой читали, что в замёрзшей воде болезнетворные микробы жить не могут! Может, всё-таки сосульки можно есть?» - не унималась я.
Чтобы ещё больше убедиться в своих выводах мы побывали в лаборатории Санэпидем станции г. Киселёвска. Оказывается, каждый из осколков сосулек называется «образец для исследования».
Опытный лаборант внимательно выслушала цель прихода и провела необходимые исследования с нашими образцами. Через несколько дней мы получили результаты… Как оказалось, в каждой из сосулек есть примеси, т.е. они не чистые.
Видя, что я расстроилась, бабушка повезла меня на дачу в д. Александровка (пригород нашего города). «Думает, что это меня развеселит? Напрасно надеется!» - думала я и всю дорогу молчала.
Бабушкина мудрость не знает границ. Смотрите, что показала мне бабушка. Представьте моё удивление, когда она подвела меня к огромным сосулькам, выросшим на крыше нашей бани! Уж эти-то сосульки точно можно есть. Они растут далеко от города, почти в лесу. Ура!
Но бабушка меня остановила. И предложила всё же проверить в лаборатории и эти сосульки на чистоту.
Вот что у нас получилось (таблица 2.)
Таблица 2.
Сравнительный анализ результатов диагностики
№ | Где найдена сосулька | Состав сосульки | Вредные примеси | Болезнетворные бактерии |
Сосулька № 1 | Недалеко от дороги | Вода и примеси | Вредные выбросы от котельных, шахты; вещества, составляющие выхлопные газы от автомобилей: соли тяжёлых металлов, разные смолы и т.д.) | Не обнаружены |
Сосулька № 2 | Во дворе дома, далеко от дороги | Вода и примеси | Вредные выбросы от котельных, шахт | Не обнаружены |
Сосулька № 3 | На дачном участке, в пригороде | Вода и примеси | Вредные выбросы от котельных, шахт | Не обнаружены |
Вывод. Так как вода в сосульках находится в замороженном состоянии, то в ней не могут жить болезнетворные бактерии, что и подтвердил анализ (Приложение 2).
Однако снег и лед на крышах домов и других строений, из которых потом образовываются сосульки, накапливают в себе все вредные выбросы от котельных, шахт и разрезов. А сосульки, которые находятся рядом с дорогами, впитывают в себя еще и выхлопные газы от автомобилей. Все эти вредные вещества, в которые входят: крупная угольная пыль, продукты горения – различные смолы и сажа, являются очень опасными для здоровья человека.
Ну а в сосульках вдоль дорог накапливаются еще и соли тяжелых металлов, которые могут вызвать раковые заболевания.
Все это еще раз доказывает, что какой бы не была сосулька прозрачной и красивой, она все равно таит в себе опасность, если ее облизывать.
Кроме того, лаборант мне объяснила, что состав атмосферного воздуха везде почти одинаков и не чист (много всяких вредных веществ), поэтому чистых сосулек быть не может нигде!
Следовательно, все сосульки могут быть опасны для здоровья человека. Поэтому сосульки нельзя грызть и сосать.
- Все едят эти сосульки, и ни с кем ничего не случилось ещё, - упрямо твердила я. – А ты сама или мама с папой не ели, что ли никогда сосулек?
- Ела, тогда все ели. И мама ела, только потом долго ангиной болела! А давай спросим об этом твоих одноклассников, - ответила бабушка.
Социологический опрос
По утверждению моей бабушки, все хотя бы один раз пробовали сосульку. Что ж, проверим. Я провела опрос среди своих одноклассников.
В классе нас 27 человек. На мой вопрос «Пробовали ли они грызть или сосать сосульки?» у 15 ребят ответ был положительным. Остальные, я думаю, лукавят!
Но на вопрос «Почему не ели (сосали)?» ответили:
После такого эксперимента с сосанием сосулек никто не заболел (Хотя бабушка хочет убедить меня, что от этого можно заболеть! Лукавят значит!)
Как оказалось, эти вопросы были интересны и их родителям!
Опрошено 36 родителей (пап, мам, бабушек и дедушек).
32 человека ели сосульки, потому что
2 семьи (4 человека) приехали в Сибирь с юга, сосулек там не было, поэтому они их в детстве не ели.
На вопрос «Сейчас едите сосульки?» все взрослые ответили «Нет», потому что:
Причём, после сосания сосулек только 7 из опрошенных взрослых заболели, а 3 человека не помнят точно, болели или нет.
Вывод. Этот опрос показал, что почти все хоть раз в жизни пробовали сосать или грызть ледяные сосульки. Поедание таких красивых сосулек оказалось опасным для здоровья только семи человек! Значит, сосульки можно есть без опасения заболеть!?
Надо узнать поточнее у медицинского работника.
Беседа с медицинским работником
В беседе с Ириной Гератовной (школьная медсестра) я выяснила следующее:
1. В организме каждого человека (ребёнка в том числе) живут различные микробы (полезные в том числе). В гортани они также имеются. При сосании сосулек в гортань попадает нечистая ледяная вода, которая является прекрасной средой для размножения этих микробов. И если у ребёнка (да и взрослого) ослаблен иммунитет (защитные свойства организма), то ангина ему обеспечена!
2. Есть и другая сторона этого эксперимента – гигиеническая. С этой точки зрения, грызть сосульки с улицы негигиенично. Тем самым мы заносим себе в организм вредные вещества, которые постепенно накапливаются и… это может закончиться любым заболеванием.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД
В начале своей работы я предполагала, что:
В ходе исследования выяснила, что хоть сосулька и съедобна, но есть ее нежелательно: негигиенично и можно нанести вред здоровью (сосульки содержат вредные примеси из окружающей среды (у дороги их больше, чем за городом на дачном участке)). Поэтому каждый должен сам для себя решить, есть ледяную сосульку или нет! Я решила, что буду ими только любоваться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Вместе с классным руководителем провели классный час «Дети и сосульки», где я рассказала о своих наблюдениях и экспериментах с сосульками. Интересную информацию «Сосулька: польза или вред» для любознательных ребят разместили в классном уголке. По результатам классного часа провели конкурс рисунков и плакатов «Внимание! Сосулька!» (Приложение 3). К моей радости, никто из одноклассников не остался равнодушным к этой идее. Теперь в классе у нас целая галерея работ.
А еще я выступила перед ребятами подготовительных групп д/с № 63, 65 (расположены недалеко от школы) с сообщением «Сосулька: польза или вред». С разрешения воспитателей разместила лучшие плакаты о сосульках в уголке для родителей. Думаю, что им тоже будет полезна такая информация.
ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЯ
Во время работы я узнала, что сосульки образуются при замерзании воды, стекающей с крыши при таянии снега. Но для того, чтобы растаял снег, температура должна быть выше нуля, а для того, чтобы вода замёрзла – ниже. Как это объяснить?
Но это уже другая тема для моего исследования…
А В ЗАКЛЮЧЕНИИ Я СКАЖУ…
Я довольна своими наблюдениями, потому что поняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А ещё она нас учит, было бы только у нас желание учиться.
Проводя исследовательскую работу я многому научилась:
А самое главное - воспитывала в себе терпение, ведь так хотелось сорвать сосульки и пососать как леденец. А как нам было жаль эти хрупкие создания, когда они сами падали и разбивались на мелкие осколки. Об этом написано стихотворение:
СОСУЛЬКА
Загадочно причудлива сосулька,
Как сказочно прозрачна и чиста,
Искрится переливами на солнце,
Серебряными водами полна.
Как тяжела и как хрупка одновременно,
И как недолговечна жизнь под крышами домов,
Лишь только солнышко обидит, непременно
Заплачет каплями последних и холодных слез.
Набухнет от воды, не выдержит и вниз сорвется,
И разлетится вдребезги мороз и красота.
И только иногда, бывает, в сердце болью отзовется,
Ну почему и наша жизнь, как у сосульки, коротка?
А если вес этой «красоты» достигает 10 килограммов, то совсем нежелательно, чтобы она упала вам на голову. Поэтому мы не советуем вам ходить под крышами домов, где висят сосульки, так как последствия могут быть необратимыми.
Список использованной литературы
Использованные интернет-ресурсы:
http://reporter.rian.ru/ugc/20110116/322271818.html
Словари:
http://www.slovopedia.com/15/209/1587892.html
http://tolkslovar.ru/k1582.html
Фотоматериалы:
http://fishki.net/comment.php?id=81844
http://lolx.ru/2615-borba-s-sosulkami-84-foto.html
Приложение 1.
Осторожно! Сосулька!
Аномальная погода этой зимой в европейской части России привела к образованию огромных сосулек на крышах домов.
Сосульки, образующиеся на карнизах и козырьках зданий, представляют собой большую опасность. Падающие сосульки часто наносят травмы прохожим, иногда приводят к летальным исходам. Под тяжестью сосулек часто обрываются электропровода и ломаются конструкции зданий. В разных городах от падения снега или льда пострадали уже несколько человек. Поэтому в городах людям приходится с ними бороться.
На различных интернет-форумах люди высказывают свои предложения как лучше (эффективнее) с ними бороться. Но пока это делают только дворники или другие работники ЖЭКа!
В Петербурге от падения сосулек пострадали дети
В четверг, 13 января, жертвой падения ледяной глыбы, упавшей с крыши в Кировском районе северной столицы, стал шестилетний Иван Завьялов. В городской администрации признали факт того, что ребенок мог жертвой недобросовестной уборки крыши. Управление Следственного комитета по Петербургу возбудило уголовное дело в связи с гибелью ребенка по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности, наказывается лишением свободы на срок до двух лет).
Волшебные звуки ноктюрна
Солнечная система. Взгляд со стороны
Швейня
Большое - маленькое
Астрономический календарь. Май, 2019