Исследование употребления в школе школьных прозвищ
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсная исследовательская работа | 102.5 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”
Направление – гуманитарные науки (лингвистика)
Учебно – исследовательский проект
«Мир школьных прозвищ»
Ужирова Виктория Валерьевна
учащаяся 9 класса МОУ СОШ № 1
ЗАТО ОЗЕРНЫЙ Тверской области
Научный руководитель
Гонцова Галина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Пос. ЗАТО Озерный 2011-2012 г.
Учебно – исследовательский проект «Мир школьных прозвищ»
Цель:
-Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6-10
классов, их родителей и учителей
-Проанализировать отношение к прозвищам детей и взрослых.
Задачи
Гипотеза: существует мнение, что прозвище - категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников.
Так ли это?
Этапы проекта:
I этап ноябрь – изучение научно – популярной литературы, подбор теоретического материала.
II этап декабрь – проведение социального исследования, обработка результатов.
III этап январь – описание результатов проекта.
Пояснительная записка
Историко – лингвистический анализ. Разбором свойств и качеств собственных имен занимается наука об именах – ономастика. Название это происходит от греческого слова onomastike – «искусство давать имена». Если хотят особо подчеркнуть, что имеются в виду только имена людей, применяют такой термин – антропонимия, происходящий от двух греческих слов: antropos – «человек» и onyma – «имя». Прозвищами же занимается – деантропонимия.
Этой наукой интересовались:
Мы познакомились с этими исследованиями и предпочтение отдали работам Угрюмова А.А. Русские имена, Суперанской А.В. Как вас зовут?
Все собственные имена произошли от имен нарицательных. Как это произошло? Исследователи говорят, что для этого необходимо заглянуть в глубь веков и проследить историю появления на Руси «простых русских имен».
Все знают о крупном событии конца X века – крещение Руси, имевшем место в годы проявления киевского князя Владимира Святославовича. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с византийской царевной Анной, способствовало упрочению международных связей Руси. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Имена эти назывались настоящими и записаны были в специальных книгах «Святцах». Что же представляли собой византийские имена? Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие имена по нарицательному значению. В список вошли древнеримские и древнееврейские имена. Если мы начнем рассматривать христианские (канонические) имена по значению тех слов, от которых они произошли, то сразу же заметим в них свои особенности. Почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Андрей – «мужественный», София – «мудрая». В римских также отмечается в людях хорошее: Виктор – «победитель», Валерий – «здоровый». Древнееврейские обращены к Богу: Михаил –«равный Богу», Илья – «сила Божья».
Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина. К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.
После революции, после отделения церкви от государства, начинается имятворчество. Люди стремились отразить революционные события, а также идеологию, настроения и атрибутику революции: Революция, Октябрина, Искар, Баррикада, Электрофикация, Трактор. В 30-е годы приходят имена, связанные с действительностью того времени. Это сложносокращенные имена: Юнарма (юная армия), Изольда (изо льда), Гертруда (герой труда). По названиям химических элементов и сплавов: Радий, Гелий, Сталь. Имена давались в честь героев книг, кинофильмов. Сейчас «основной костяк» - это русские имена. Стали возвращаться Егоры, Павлы, Насти, Дарьи.
А что же было раньше, до принятия христианства? Были же у русских имена? Безусловно, были. И самое интересное, что многие из тех старых до христианских имен, которые сохранились в летописях, в различных грамотах, очень похожи на прозвища, даваемые друг другу ребятишками: Рыжий, Хромой, Долговязый, Заика, Умник, Чудак, Забияка. Теперь нам эти имена кажутся смешными. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни.
Ожидают в семье ребенка, Ждан, Любим.
По порядку рождения детей: Первуша (первый), Шестак (шестой) Большак (старший сын), меньшак (младший сын).
Чтобы предохранить ребенка от действия злых сил, давали такие имена: Горе, Неудача, Захворай, Навоз, Собачье ухо.
Многие древнерусские имена, каким – нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун. Были и такие, которые отражали профессию, социальное положение: Богатой, Рыболов, Скоморох. Имена, указывающие на происхождение человека из определенной местности: Казанец, Мудрей. Были имена и прозвища, отражающие особенность образа жизни или речи человека: Пёсья Старость (один старик твердил эту фразу).
Эти русские имена с XV века начинают превращаться в прозвища.
Такова судьба антропонимов. Произошло превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.
Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех нас они есть или были. Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать свои прозвища, все, которые были у них на протяжении их жизни. Кроме этого, предлагали по возможности указать, когда они возникли, как долго существовали или существуют, указать среду употребления, распространённость среди окружающих.
Собственное имя
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ
Основные проблемные вопросы возникающие при оценке и изучении прозвищ следующие:
Актуальность
Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы.
В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей, в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. "Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным".
Клички-обзывательства (Толстый, Сопляк и т.д.) могут присваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами нарушения стандартов или норм данной группы. С помощью кличек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища "Тупой" или "Пугало" получают не обязательно самые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добровольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени. Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать свою обособленность, передать секретную информацию, неизвестную даже тем детям, к которым эти клички относятся.
Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников "Тюленем" или "Жиртрестом". Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.
Вот основные причины обзывания детьми друг друга:
1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих):
- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
- провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);
- шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);
- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).
3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).
Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла - дразнящий не понимает, что другому обидно, он привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Особенно чуткими и внимательными необходимо быть со сверстниками, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от нас самих: в семье надо помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а в классном коллективе - на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства.
Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.
Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.
Классификация школьных прозвищ учащихся
Обратимся к литературе. В качестве прозвищ часто выступают собственные имена. В сказках собственные имена даются, в основном, по внешнему виду героя, но есть такие, которые названы так по роду своей деятельности. К примеру, Золушка названа так, потому что она всегда была в золе, Дюймовочка – по росту с дюйм, Винни – Пух – пушистый, маленький, толстенький, Белоснежка – белая, как снег, Айболит и Мойдодыр (по роду деятельности), Спящая красавица (.по особенностям характера, поведения, привычек человека)
Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.
В отличие от имени, которое представляет собой желаемые для родителей качества ребенка и предполагаемые внешние данные, прозвище, хоть и не всегда, отражает реальные свойства и качества человека
Имя дается с рождения и известно всем, прозвище – в определенный период жизни и известно узкому кругу людей.
С точки зрения лингвистики, прозвища делятся на три группы:
1. связанные с определенной местностью;
2. семейные прозвища;
3. личные прозвища.
Прозвища – суть конкретная оценочная характеристика, отражающая:
Основными функциями прозвищ являются:
- выдвижение лидеров микросообщества;
- выделение из группы отвергнутых людей;
- различение детей с одинаковыми именами;
- подчеркивание преемственности по родовой линии;
- поддразнивание и унижение;
- проявление симпатии.
Следующий вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10 – 11-м -резко сокращается. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.
Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?
Там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.
Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Тани, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.
У многих исторических деятелей были прозвища, связанные с какими-то заслугами, событиями, личными качествами или названием местности.
Великий древнегреческий полководец Александр Македонский получил прозвище потому, что сначала он был царем в Македонии
В 1861 году Александр 2 обнародовал Манифест об освобождение крестьян и отмене крепостного права. За это его прозвали Освободителем.
Ярослав, правивший в Киеве в 11 веке, построил множество городов и соборов, открыл библиотеки, ввел первый в истории Руси единый закон- «Русскую правду». За это народ прозвал его Мудрым.
Но у многих, даже исторических личностей, прозвища были ориентированы, либо на внешние признаки, либо на деятельность, либо носили сатирических характер. Иногда прозвища дают для сокращения сложных имен или фамилий
Влияние прозвищ на школьников
Психологи предупреждают, что относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна. Прозвища отражаются на психике детей и могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь.
Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один пример.
В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что "уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано". Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Опираясь на вышеперечисленные проблемы, психологи советуют:
Практические исследования
В рамках практического исследования было опрошено 105 человек учащихся 6-10 классов, родители и учителя.
Были получены следующие данные: у 79 из 105 респондентов прозвища в тот или иной период жизни имелись, у 26 – нет.
По времени возникновения из 79 опрошенных 70 указали школьный возраст, 6 – до школы, 3 не смогли ответить на этот вопрос.
На вопрос, с чем связано было прозвище, 29 ответили, что с фамилией, 14 – с чертами внешности, 13 – случайные, 3 – с чертами характера.
По вопросу Давали ли вы кому – нибудь прозвища? Было опрошено 98 человек: 68 – признались, что давали, а 30 человек ответили отрицательно.
По отношению к прозвищам было опрошено 71 человек, из которых 42 человека ответили – с юмором, 6 – обижались, 23 – не обращали внимания.
Сравнивая полученные данные с данными статистики, в рамках иных исследований, мы определили, что прозвища имели около половины школьников, причем, 72% все – таки на прозвища обижались. На вопрос о значимости прозвищ 39% респондентов посчитали, что прозвища нужны, 23% ответили отрицательно, а 38% ответили, что это для них значения не имеет.
Данный сравнительный анализ высветил проблему не желания учащихся признаваться в наличии прозвищ и в негативном для них значении.
Проведенное исследование помогло выяснить, что школьные прозвища содержат следующую информацию:
1) прозвища идентифицируют некоторые уникальные свойства и характеристики личности адресата прозвища;
2) указывают наположение адресата в коллективе;
3) устанавливают иерархические отношения личностей в той замкнутой среде, в которой они общаются;
4) характеризуют и автора прозвища и адресата, определяя их личностные взаимоотношения.
Заключение
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно 48% процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.
Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав, выяснив, помоги не реагировать.
Выводы
-большинство школьников имеют прозвища, но не обидные;
-прозвища известны малому кругу людей;
-у наших родителей прозвища встречались значительно реже;
-многие дети не понимают, за что получили прозвища;
-прозвища дают все дети своим сверстникам.
Давайте же очистим наш язык от ненужных, а порой и обидных слов!
Давайте будем относиться друг к другу с уважением и не будем портить наш красивый родной русский язык!
Юрий Алексеевич Гагарин
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Акварель + трафарет = ?
Как напиться обезьяне?
Пока бьют часы