Исследовательская работа "Живи, новогодняя ёлочка" выполнена обучающимися 2 "Б класса МБОУ "СОШ № 3 с УИОП им.Г. Панфилова"
Цель исследования: сохранить хвойное дерево в новых для него условиях и высадить его в школьный сад.
Гипотеза: если создать определённые условия и следовать рекомендациям по выращиванию хвойных деревьев в квартире, то растение будет расти и радовать нас долгие годы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 14.39 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Г. Панфилова»
Живи, новогодняя ёлочка
работа на V городскую ученическую конференцию
«Первые шаги в исследовательскую деятельность»
Авторы:
Татарников Алексей,
Максимова Мария,
Тетерина Арина,
обучающиеся 2 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП
имени Г.Панфилова»
Руководитель:
Амбикова О. В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП
имени Г.Панфилова»
Анжеро-Судженск
2012
Оглавление
Введение 4
Живи, новогодняя ёлочка
История новогодней ёлки 5-6
О хвойных растениях Кузбасса 6-7
Рекомендации по пересадке хвойных растений 7-8
Наблюдения и уход за хвойными растениями 8-9
А знаешь ли ты? 10
Заключение 11
Глоссарий 12
Приложение 13
Введение
Новый год – это подарки и нарядная ёлочка. Ёлка в Новый год у всех разная, у кого – искусственное дерево, кто-то ставит еловые или сосновые веточки в вазы, ну а кто-то покупает срубленные ели. Жизнь у таких деревьев короткая, порадуют нас несколько дней, а потом… Нам очень жалко такие деревья, поэтому мы задумались: возможно ли сохранить жизнь новогодней ёлочке? Что для этого нужно?
Ель – это красивое, долголетнее растение, которое не требует особенного ухода и своим видом украшает любой участок или квартиру. А использование на празднике живой ёлки наиболее экономично и дружелюбно по отношению к окружающей среде.
И вот наш школьный коридор превратился в маленький лесной уголок.
Цель нашего исследования: сохранить хвойное дерево в новых для него условиях и высадить его в школьный сад.
Задачи исследования:
1. Ознакомление с опытом выращивания хвойных деревьев в домашних условиях (в комнате, на садовом участке).
2. Уход за растениями, следуя рекомендациям по уходу за хвойным деревом.
3. Проверка эффективности созданных условий для нескольких хвойных деревьев.
4. Наблюдение за ростом (развитием) хвойного дерева в новых условиях.
Предметом исследования является уголок хвойного леса в школьном коридоре, объектом- хвойное растение.
Гипотеза: если создать определённые условия и следовать рекомендациям по выращиванию хвойных деревьев в квартире, то растение будет расти и радовать нас долгие годы.
Методы:
1. Изучение и анализ литературы по теме.
2. Наблюдение.
4. Исследование.
3. Изучение опыта выращивания хвойного растения другими людьми.
Прогноз:
положительным результатом следует считать хвойное дерево, у которого хвоя ярко зелёного цвета, не осыпается; намечается новый прирост.
В позапрошлом году в нашем классе перед Новым годом появилась лесная красавица. Это был сюрприз родителей. Как мы радовались! Каждый украсил ёлочку своей игрушкой. Но недолго радовала нас красавица, пришлось её выкинуть, и нам стало грустно.
Тогда мы задумались, а можно ли сохранить ёлку в течение всего года? Что для этого нужно?
Ольга Викторовна рассказала об одном из способов, поискали с родителями в сети Интернет. И нашли немало интересного:
Во-первых: ёлочку можно вырастить самим из семени.
Во- вторых: Выкопать маленькое растение в загущенном лесу или в местах вырубки леса и сохранить его.
Решили попробовать сначала второе – сохранить маленькое деревце в горшке в течение осенне-зимнего периода и высадить весной в школьный сад.
С чего начать?
Изучить литературу. Узнать больше о хвойных растениях. Изучить рекомендации по выращиванию хвойных растений в домашних условиях.
История новогодней ёлки
Собственно говоря, а почему нужно встречать Новый год с елкой? Почему именно ее мы наряжаем гирляндами, шарами и свечами? Посмотрим, что рассказывает история новогодней елки. Обычай встречать Новый год с лесной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далекие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи — как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца — главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зеленой, в отличие от лиственных деревьев, именно поэтому в ее ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни.
Поэтому древние германцы, встречая «перелом зимы», украшали свои жилища еловыми ветвями, символизирующими вечную жизнь и пробуждающуюся природу. Зеленая лесная красавица издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый дух лесов — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. Еще это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые лапы подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.
Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, дерзость, долголетие, бессмертие, величие духа. Считалось, что она несет в себе огонь жизни и помогает восстановить здоровье. Христианская церковь долгое время отказывалась от народного обычая украшать дома и храмы хвойными ветвями на Новый год.
В России впервые упоминается о необходимости украшать дома к празднику ёлку в указе Петра I от 20 декабря 1699 год: «Учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Петр I внедрил обычай использовать елку на Новый год в России. Согласно его указу, ворота и жилые дома украшались ветками и деревьями сосны и елки. Из пушек и ружей пускали стрельбу, зажигали огни в честь праздника. Но указ царя не скоро прижился среди местного населения. Уже многими годами позже россияне полюбили ставить елку у себя в доме на Новый год и Рождество.
О хвойных растениях Кузбасса
Сосна, лиственница, кедр, ель и пихта представляют собой наиболее распространенные в Кузбассе породы хвойных деревьев. Сосна и лиственница представляют собой так называемые светлохвойные древесные породы. Они наиболее светолюбивы, хорошо растут и развиваются в условиях полного освещения. Сосна и лиственница идеально приспособлены к условиям открытого места: они не боятся поздневесенних заморозков и солнечных ожогов; зато даже слабое затенение приводит к ослабленному росту, формированию сеянцев и саженцев уродливой формы.
Ель и пихта относятся к темнохвойным древесным породам. Они значительно более теневыносливы, чем сосна или лиственница. Даже в условиях сильного затенения под пологом леса подрост этих деревьев способен выживать в течение десятилетий, ожидая того момента, когда в результате гибели одного из старых деревьев откроется доступ к большему количеству света. В питомниках ель и пихта могут расти в условиях легкого или среднего затенения.
Кедр (кедрами в России называют два вида сосны – сибирскую и корейскую) также относится к темнохвойным древесным породам, но по светолюбивости в раннем возрасте скорее занимает промежуточное положение между темнохвойными и светлохвойными деревьями. В питомнике выращивают кедры в условиях хорошего освещения, без затенения.
Лиственница – порода почвоулучшающая, вследствие мягкой хвои и большого её отпада. Из-за нетребовательности к почве и быстрого роста широко применяется в озеленении городов, создании парков и садов. Хорошо переносит загрязнённый воздух городов. Растёт быстро, а осенью своей золотистой кроной радует глаз.
Так как мы хотим весной высадить наши растения в школьный сад, то для нас подойдут только теневыносливые – ель и пихта, потому что в нашем саду и так очень много деревьев, а вот хвойные как раз приживутся в их тени.
Ель сибирская – хвойное дерево, достигает средней высоты 30 м. Крона правильной пирамидальной формы. Иголки длиной до 2 см, заостренные на конце, колючие. Зрелые шишки коричневой окраски, яйцевидной формы до 8 см в длину и до 3 см в диаметре. Размножается семенами. Растение морозо- и зимоустойчивое, не переносит участков с застоем влаги, болотистых участков. Первые 10 лет растёт медленно. Сибирская ель теневынослива, молодые растения могут страдать от солнечных ожогов. Хорошо реагирует на повышенную влажность воздуха. Используется на плотные живые изгороди, идёт для озеленения городов, создания парков и садов. Десятки тысяч ёлок ежегодно зажигаются под Новый год. Для этой цели их выращивают в специальных питомниках. А лучше естественные ёлки заменить на искусственные или выращивать живую ёлку у себя в горшке.
Пихта сибирская – хвойное дерево, достигает высоты до 30 метров, с узкой конусовидной кроной, тонкими, опущенными до земли ветвями. Хвоя мягкая, узкая, тупая, длиной 2-3 см, тёмно-зелёная, сохраняется на дереве 8-11 лет. Шишки прямостоящие. Дерево зимостойко, теневыносливо. Пихта сибирская – декоративное дерево и может быть использовано для создания парков, садов и аллей. Вполне заменяет «новогоднюю ёлку».
Беседа с родителями
Участвовать в нашей работе пожелали многие. Причём каждому хотелось именно своё дерево! После разъяснений и уговоров была намечена поездка в лес.
Инвентарь
1. Лопата (для выкапывания деревца)
2. Горшок (новое место для ёлочки)
3. Фотоаппарат (для запечатления этих событий)
Изучив рекомендации по выкапыванию молодого растения, мы отправились в лес.
Рекомендации по пересадке хвойных растений
Итак, рекомендации были выполнены, в конце сентября в начале октября деревья перевезены на новое «местожительство» - в класс № 7 нашей школы. Правда, лесные красавицы каждый день в течение недели «встречали» новых подруг. И вот в нашем классе появился маленький лесной уголок.
Рекомендации по уходу | Выполнение |
1.Хвойные можно сохранить лишь в холодной оранжерее с температурой, не превышающей +10 градусов. Оптимальная температура воздуха для них зимой - +6 градусов | 1. Вынесли ёлочки в коридор, там меньше солнечного света (ель, пихта – теневыносливые растения), окна выходят на северную сторону и температура в осенний период +16 градусов, а в зимний период соответствует норме + 9 градусов. Два деревца оставили на школьном окне, так как это сосёнки, а они светолюбивые. В осенний период температура превышала норму на 8 градусов (пришлось чаще поливать и опрыскивать), а в зимний период соответствует норме. |
2. Крону нужно постоянно опрыскивать 1-2 раза в день в осенний и весенний периоды, иначе хвоя станет желтеть и подсыхать. | 2. Осенью наши растения опрыскивались в день по несколько раз, так как каждый «исследователь» хотел опрыскать именно своё дерево, одновременно доставалось и соседним. Наш «лесок» зеленел и благоухал. |
3. Нельзя допускать ни пересушки, ни переувлажнения, поэтому осенью и весной необходимо поливать 2-3 раза в неделю, а зимой 1 раз в 2 недели. | 3. Растения поливали, следуя инструкции. Однако 2 растения из-за излишней влаги погибли. |
4. Для опрыскивания и полива воду берут отстоянную, но не теплее комнатной температуры. | 4. Воду отстаивали, затем поливали. |
5. Не рекомендуется переставлять растение с места на место – так как каждый раз ему приходится приспосабливаться к новому положению и его развитие задерживается. | 5. Наши деревца стояли весь период на одном месте. |
6. В обильном удобрении хвойные не нуждаются. Можно удобрять универсальными удобрениями 1 раз в месяц. | 6. Удобряли всего 3 раза (октябрь, декабрь, январь) |
7. Пересаживать хвойные не рекомендуют, они плохо переносят пересадку. | |
8. Поздней весной можно попытаться высадить растение в грунт, изучив другие рекомендации. | 8. Ждём весны! Обязательно высадим наши растения в школьный сад и продолжим наше исследование. |
Наши ёлочки дождались новогодних праздников. Мы нарядили их, сделали фотографию на память. Вдвойне приятно, что ёлочки живые, что весной они присоединятся к своим подружкам в школьном саду. Хочется всё больше и больше узнавать о хвойных растениях.
А знаешь ли ты?
Заключение
Хорошо бродить по хвойному лесу, любоваться деревьями, дышать чистым, целебным воздухом. Целебным потому, что хвоя выделяет летучие ароматические вещества, которые убивает вредные микроорганизмы и благотворно действуют на дыхательные пути и нервную систему человека.
А можно ли к себе домой, в комнату перенести уголок хвойного леса, его красоту и свежесть? Можно ли в Новый год украшать живую растущую ёлку?
Наша исследовательская работа показала, что это возможно при определённых условиях, которые были изложены выше.
Всё большую популярность приобретают живые новогодние ёлки, бережно сохраняемые из года в год. А после окончания праздников живую ёлку можно пересадить в открытый грунт, если вы не планируете использовать её в доме. Или можно поместить горшечное растение в более крупную кадку.
Наша новогодняя ёлочка сохранилась! Она радует нас своей яркой зеленью, намечается прирост. С нетерпением ждём весны, чтобы украсить наш школьный двор новыми деревцами. Затем необходимо обеспечить их должным заботливым содержанием, ведь ёлочки приживаются на новом месте до трёх лет.
И ещё хотим попробовать вырастить собственное дерево «с нуля» - из семян. Поэтому отправляемся в лес не за ёлкой, а за шишками! Но об этом в следующей работе.
Список литературы
Интернет – ресурсы
http:// www.zapovednik-pitomnik.ru
2. Выращивание ели. [Электронный ресурс]
http:// www.supersadovnik.ru
Сказка "Морозко"
Сказки пластилинового ослика
Попробуем на вкус солёность моря?
Волшебная фортепианная музыка
Дерево в снегу