Эффективное системное формирование информационной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только в среде информационных технологий. Тем самым реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационных технологий в школе. Другими словами, информатизация – важнейшее направление модернизации системы образования.
Для модернизации системы образования уделяется большое внимание поиску новых и сочетанию имеющихся форм и методов урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Использование информационных технологий позволяют в большой степени решить эту проблему.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_matematike.doc | 100 КБ |
Муниципальная общеобразовательная школа №1
«Кореновская школа среднего (полного) общего образования»
Путешествие в страну Математика
(пояснительная записка к творческой проектной работе)
Автор работы – Равичева Дарья Юрьевна 10 «А» класс
Руководитель - Немальцева Валентина Николаевна
Город Кореновск
2012 г.
Содержание
Теоретическое обоснование проблемы, выдвинутой в работе Направление содержания работы Новизна, элементы творчества Актуальность выбранной проблемы Анализ используемой литературы Используемые средства, формы и методы выполнения работы Описание работы с точки зрения предмета Описание работы с точки зрения использования информационных технологий Оценка результатов внедрения и апробации разработки Рекомендации к внедрению Список использованной литературы Приложение 1. Задания, используемые в презентации. Приложение 2 | 3 стр. 4 стр. 5 стр. 5 стр. 5 стр. 6 стр. 6 стр. 7 стр. 7 стр. 7 стр. 8 стр. 10 стр. |
Теоретическое обоснование проблемы, выдвинутой в работе
Эффективное системное формирование информационной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только в среде информационных технологий. Тем самым реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационных технологий в школе. Другими словами, информатизация – важнейшее направление модернизации системы образования.
Для модернизации системы образования уделяется большое внимание поиску новых и сочетанию имеющихся форм и методов урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Использование информационных технологий позволяют в большой степени решить эту проблему.
Информатизация общества как социальный процесс. Роль информационных технологий в современном обществе. Особенности использования информационных и коммуникационных технологий в науке и образовании.
Информатизация образования как процесс, инициирующий совершенствование содержания образования, развитие педагогических технологий, совершенствование процессов управления образованием на базе реализации возможностей информационных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. За последние пять лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.
Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Цели, задачи работы:
Цель: разработать контролирующую программу занимательного характера для проверки математических знаний.
Задачи:
Направление содержания работы
Математика предмет очень сложный, поэтому необходимо сделать его занимательным. Я разработала презентацию, включающую много анимационных эффектов, которые позволяют привлечь внимание учащихся к тем вопросам, которые содержатся в этой презентации.
Современное общество этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды, позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации, обеспечивать доступ к информации без ограничения по объему и скорости, а также обращение к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации, в том числе и учебной. Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать учебные задачи. Освоение основных содержательных линий изучения информатики как учебного предмета формирует логический, алгоритмический стиль мышления. Кроме того, подготовка должна носить дифференцированный характер в зависимости от уровня предшествующей подготовки учеников, от их личных предпочтений и интересов, от количества отводимых часов на подготовку по соответствующей теме.
Основные принципы разработки и реализации программы:
1. Программа построена с учетом того, что математическое образование является важнейшей составляющей фундаментальной базовой подготовки учеников. Это требование определяется ролью математики в современном мире, ее активным возрастающим проникновением во все сферы человеческой деятельности. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач, но и универсальным языком науки, эффективным средством интеллектуального развития личности.
2. Программа ориентирована на формирование у учеников широкого взгляда на развитие фундаментальных математических идей и концепций, целостных представлений об основных этапах становления математики, ее истории, методологии и философии.
3. Вместе с тем программа предполагает ознакомление учеников с широким кругом идей, фактов и методов из различных фундаментальных областей математики (теории множеств, числовых систем, теории функций действительного переменного, математического анализа, теории вероятностей, геометрии и др.). При этом программа ориентирует, в первую очередь, на достижение глубокого понимания сути концептуальных положений математической теории и фактов при снижении роли технических навыков математических преобразований и иных формальных манипуляций до минимально необходимого уровня.
4. В программе содержится важная практическая часть, обеспечивающая профессиональную деятельность специалиста-гуманитария: выполнение вычислений, в том числе приближенных, исследование функций построение их графиков, измерение площадей, поверхностей и объемов тел, приложения теории вероятностей, статистические методы обработки информации, математические основы их применения. Однако программа ориентирована в большей степени на формирование общего видения мировоззренческого характера, и именно этим качеством она, в первую очередь, будет способствовать профессиональному становлению специалиста гуманитарного профиля.
5. Программа ориентирована на формирование у учеников достаточно высокой математической культуры, глубокого понимания концептуальных положений математической теории, выработку широких представлений о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре. Программа ориентирована на активное воспитание у учеников культуры мышления (умения логически мыслить, полноценно аргументировать утверждения, не допускать ошибок в обобщениях, при использовании аналогий, проведении логических операций, классификаций, прогнозировать возможные источники ошибок и т.п.), и математического стиля мышления (его четкой расчлененности, лаконизма, скрупулезной точности символики и т.п.).
Новизна, элементы творчества
В настоящее время ещё не распространены в должной мере наглядные интерактивные программы, позволяющие изучать, повторять и проверять свои знания по различным предметам.
Программа ориентирована на активное воспитание у учеников культуры мышления (умения логически мыслить, не допускать ошибок в обобщениях, при использовании аналогий, проведении логических операций, классификаций, прогнозировать возможные источники ошибок и т.п.), и математического стиля мышления (его четкой расчлененности, лаконизма, скрупулезной точности символики и т.п.).
Презентация является интерактивной, красочной, она привлекает внимание учеников и учителей.
Актуальность выбранной темы
Сегодня идет во всем мире интенсивный поиск новых форм обучения различных предметов на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы при изучении отдельных разделов различных преподаваемых предметов школьного курса. Эти программные средства позволяют конструировать и исследовать различные объекты в режиме диалога. Значительный арсенал чувственных образов, генерируемых компьютером, оказывает существенное влияние на развитые мышления.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к предмету математика, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализ "Информационные технологии". Теоретическое значение изучения проблемы "Информационные технологии" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Анализ используемой литературы
Используемые средства, формы и методы выполнения работы
Информационные технология (ИТ) – совокупность средств и методов преобразования информационных, данных для получения информации нового качества (информационного продукта) о состоянии объекта, процесс или явления.
Информационная технология есть организация информационных процессов, приводящая к данной цели или, иными словами, целенаправленная организация информационных процессов.
Компьютерные информационные технологии связаны в основном преобразованием выразительного, синтаксического аспекта информации.
Цель информационной технологии – производство информации, удовлетворяющей информационные потребности человека. Чаще всего эти потребности связаны с принятием решений в таких сферах, как познание, общение, практическая (производственная) деятельность.
Понятно, что технологии (и составляющие их процедуры) интересны, прежде всего, разработчикам программного обеспечения, но вряд ли воспринимаются как «технологии» пользователями. Аналогично, многие так называемые сетевые технологии известны основном разработчикам сетей специалистам по их эксплуатации, но не пользователям, которые подчас и не подозревают о наличии большого числа разнообразных информационных сетевых технологий.
Поскольку информационные компьютерные технологии крайне разнообразны, как разнообразны задачи, решаемые людьми с помощью компьютера, нет единого способа их записи. Чаще всего запись технологии и входящих в неё операций осуществляется теми же способами, что и запись алгоритмов: словесным, словесно-пошаговым, табличным. В настоящее время информационными технологиями чаще всего подразумеваются технологии преобразования информации с помощью компьютера. Однако компьютер только оперирует с наборами знаков, то есть компьютерные информационные технологии связаны с преобразованием выразительного, синтаксического аспекта информации.
Знание компьютерных информационных технологий не может дать полного представления об информационных технологиях вообще и современных социальных информационных технологиях в частности. Способы преобразования смыслового и оценочного компонентов информации выходят за рамки традиционного использования компьютера.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Описание работы с точки зрения предмета
Схема страны Математика:
1) озеро Логики, включающее решение логических задач;
2) Геометрический лес, здесь предложены задания с геометрическим уклоном;
3) Арифметический кряж – занимательные задания;
4) Село Задачкино, которое включает в себя задачи, с математическим уклоном;
5) Город Цифроград, содержащий задания.
Эта презентация позволяет совершить путешествие в страну Математика вместе с экскурсоводом гномиком Лучиком. Первая остановка гномика Лучика была в озере Логики, здесь его встретил Тритон – морской царь, который задавал гному логические задачи, вырабатывающие умения логически мыслить, полноценно аргументировать утверждения, не допускать ошибок в обобщениях. Следующий пункт – Геометрический лес, там гном встретился с Лешим, который попросил его ответить на вопросы из курса геометрии, позволяющие вспомнить материал. После остановки в лесу он отправился покорять Арифметический кряж. Там ему повстречался Дух гор, который задал вопросы по арифметике. Далее события развивалась в селе Задачкино. Пастух решил проверить знания гномика и предложил решить пять задач. И последней остановкой путешествия гномика был город Цифроград, где он повстречал памятник, который попросил его ответить на некоторые математические вопросы, позволяющие воспитать у учеников культуру мышления. Задания, используемые в презентации размещены в приложении 1.
Описание с точки зрения использования информационных технологий
При создании презентации интерактивной занимательной контролирующей программы для учеников школы «Путешествие в страну Математика» я использовала программу Microsoft Power Point. При создании презентации я использовала 36 слайдов, на которых размещена информация по данной теме.
Структура моей работы следующая:
1 слайд – Титульный слайд.
2 слайд – Информация о Гномике Лучике.
3 слайд – Карта страны Математика, содержащая гиперссылки.
4 - 8слайд – Пункты остановок Гномика Лучика.
9 - 10 слайд – Информация о правильности ответов.
11 - 15 слайд – Задания из озера Логики.
16 - 20 слайд – Задания из Геометрического леса.
21 - 25 слайд – Задания из Арифметического кряжа.
26 - 30 слайд – Задания из села Задачкино.
31 - 35 слайд – Задания из города Цифроград.
36 слайд – Об авторе.
На первом слайде показан титульный лист «Путешествие в страну Математика», второй слайд содержит несколько слов о Гномике Лучике. На третьем слайде показана карта с изображением страны Математика. С четвертого по восьмой слайд – пункты путешествия гномика Лучика. Девятый и десятый слайд содержат информацию о правильности ответов на предложенные вопросы. Слайды с одиннадцатого по пятнадцатый содержат задания из озера Логики. С шестнадцатого по двадцатый слайд - вопросы из Геометрического леса. Задания из Арифметического кряжа находятся на слайдах с двадцать первого по двадцать пятый. На слайдах с двадцать шестого по тридцатый - задания из села Задачкино. С тридцать первого по тридцать пятый слайд - вопросы из города Цифроград. И последний тридцать шестой слайд – об авторе.
Все слайды имеют управляющие кнопки, с помощью которых можно перемещаться по презентации. Так же я использовала гиперссылку, для того чтобы без труда перемещаться по своей презентации. В работе используется множество рисунков, взятых из внешних носителей (дисков), книг и Интернета, которые помогли мне сделать свою работу более красочной и интересной. Используемые мною картинки, я редактировала в программах Paint и Adobe Photoshop. С помощью этих программ я придавала картинкам нужную форму, корректировала, изменяла цветовую гамму.
Оценка результатов внедрения и апробации разработки
Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD и др. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
Каждый человек имеет свой взгляд и свое мнение на изучаемый материал. Но я считаю, что именно информационные технологии наилучший способ преподнесения этого материала.
Одноклассники, просмотрев мою презентацию, высказали свое мнение. Выслушав их замечания, я внесла некоторые поправки в свою работу.
Рекомендации к внедрению
Данная программа может быть использована как учителям, так и обучающимся. Созданную программу можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках математики эту тему можно использовать при изучении нового материала, повторении пройденного материала, проверка изученного материала. Данную программу можно использовать и при индивидуальной работе: подготовке к контрольной работе, к экзаменам, проверке полученных знаний по теме.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи и учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой – выдвижение гипотез решения проблемы исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Программа ориентирована на формирование у учеников достаточно высокой математической культуры, глубокого понимания концептуальных положений математической теории, выработку широких представлений о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре. Данная программа может способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Литература
Задачи, используемые в презентации:
Тесты из озера Логики:
Тесты из Геометрического леса:
Математическое сложение из Арифметического кряжа:
Задачи из села Задачкино:
Задания из города Цифрограда:
Акварельные гвоздики
Круговорот воды в пакете
Как я избавился от обидчивости
Несчастный Андрей
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Комментарии
путешествие в страну "математика"