В работе рассказывается о подвиге детей в Великой Отечественной войне
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_malenkie_geroi_bolshoy_voyny..docx | 175.67 КБ |
«Отечество 2011»
Муниципальное образовательное учреждение лицея №8
Исследовательская работа
« Маленькие герои большой войны»
Выполнил ученик Исахаев Нурмагамед
Руководитель: Жадан
Светлана Юрьевна
МОУ лицей №8
г. Буденновск 2012г.
Содержание
1.Введение.
2.Ушедшие в историю Великой Отечественной войны.
3.Маленькие герои большой войны.
4.Вывод,итог.
5.Заключение.
Список использованной литературы.
Данную тему исследовательской работы я выбрал потому, что эта тема близка мне, моейсемье – это тема о моём родном Отечестве.
Великая Отечественная война показала сущность души русского человека,
глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именнорусский народ победил во второй мировой войне. Именно “Русский Ванька”прижал к стене всю разложившуюся милитаристскую систему Германии. Наши дедыещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт,тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский.
Я считаю, что исследовательская работа по такому предмету, как история долженизобиловать доказательствами событий. В своей исследовательской работе я старалась выделитьконкретные примеры, конкретных героев земли Русской. Также, я хочуотметить, что я опиралась на менее известные примеры, но за каждым такимсобытием стоит судьба человека, который, подчас, жертвовал жизнью ради нас,ради будущего своих детей.
В своей работе я привожу высказывания некоторых людей по поводу этойстрашной войны.
Как будущий юрист, я чётко выработала практический план моей работынад исследованием. Я думаю, что план, приведённый в моей работе, наиболееоптимальный вариант изложения содержания данной темы.
В данной работе я исследую проблему дети и война, подвиг детей в Вов.
Соответственно, объектом моего исследования является Вов, а предметом –деятельность детей в боевых действиях на различных направлениях фронта, борьба детей в тылу врага, борьба в партизанских отрядах и подполья.
Причины, побудившие нас обратиться к данной проблеме следующие:
Актуальность данной темына современном историческом этапе заключается в новых взглядах на события Вов, а именно уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов народа. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов.Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах.
Достаточная популярность в новых взглядах на события в ВОВ, в историческом осмыслении всех героических событий, уточнение деталей боевых и трудовых подвигов народа.
Малоизученностьданной проблемы является дети участники ВОВ, деятельность на фронтах, участники рельсовой войны, их биографические данные и жизнь после войны.
Целью данной работы является исследование и сравнительная характеристика героической борьбы советских детей в годы ВОВ, ведение партизанской и подпольной борьбы в тылу врага.
В соответствии с данной целью мною были поставлены следующие задачи:
Материалом мне послужило изучение ВОВ, и проведение операции «Рельсовая война», наш край на данном этапе 1941-1945гг.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
2.Ушедшие в историю Великой Отечественной войны.
Более 65 лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпывойны. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской коалициигерманский фашизм был повержен. Однако главную роль в победе надагрессивными силами империализма, над фашизмом сыграл советский народ и егоВооружённые Силы. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история,слились воедино и высокое мастерство полководцев, и величайшеемужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженностьтружеников тыла.
Академик В.Г. Афанасьев рассуждал об уроках войны: “Эта война показалавозможность и необходимость мирного сосуществования многих государств, спротивоположным общественным строем. И не только сосуществования, но исотрудничества и союзничества во имя спасения человеческой цивилизациитогда, когда само её существование подвергается опасности. Во время второймировой войны десятки стран объединились, чтобы спасти человечество откоричневой чумы”.
В День Победы мы воспеваем славу беспримерному подвигу нашего народа,воинов на фронте, за линией фронта, тружеников тыла. Поём гимнбеспримерному героизму, храбрости, бесстрашию, самоотверженности советскихлюдей, которые всё отдали для победы: труд, кровь, а двадцать миллионов изних – жизнь.
День Победы – это и день скорби, день памяти об этих двадцатимиллионах, погибших на фронте, в концентрационных лагерях, на временнооккупированной фашистами территории.
День Победы – это суровый урок и грозное предупреждение тем чёрнымсилам, которые вынашивают идею о новой войне, которая грозит гибельючеловечеству.
День Победы – это торжество разума над безумием, это день мира, деньнадежды на то, что никогда человечество не испытает ужасов войны, чтовечный мир восторжествует на нашей чудесной планете, имя которой Земля.
События второй мировой войны всё более отдаляются во времени. Однакомиллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами иуроками.
Победа над фашистской коалицией достигнута совместными усилиями
государств антигитлеровской коалиции, всех свободных народов. Однакообъективный ход и итоги войны неопровержимо свидетельствуют, что тяготы еёлегли на участников антигитлеровской коалиции далеко не в одинаковойстепени. Вклад и цена этого вклада в борьбу против фашизма обуславливаетсякак объективными обстоятельствами – характером советского государственного иобщественного строя, экономической системой,мобилизационнымивозможностями, географическим положением, уровнем развития военного дела,так и субъективными – политикой правительств, деятельностью политической партий, степенью участия и активности народных масс в войне.
Главную роль в разгроме фашистской Германии, милитаристской Японии и
их союзников сыграли советский народ и его Вооружённые Силы. Попыткиреакционной буржуазной и ревизионистской пропаганды уменьшить вклад СССР вразгром фашизма и милитаризма, скрыть от своих народов правду об огромнойжизненной силе русского народа, взять под сомнение его мощь не имеют подсобой почвы.
Историческая истина состоит в том, что именно русский народ преградил
путь германскому фашизму к мировому господству, вынес на своих плечахосновную тяжесть второй мировой войны и внёс решающий вклад в достижениепобеды.
Исключительно велика роль СССР восвобождении народов других стран от фашистского ига. Таким образом,сокрушение военной мощи фашистского блока является убедительным показателемрешающего вклада СССР в победу. Победа СССР означала крах идеологиинацизма, шовинизма, расизма, разоблачение социальной и националистическойдемагогии.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий битв — и это в лучшем случае. Гавроша, воспетого Виктором Гюго, помнят практически все. А хотя бы одно имя такого же «гавроша» времен Великой Отечественной среди сегодняшних пятнадцатилетних мало кто назовет. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.
Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли пионеров мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать — как они жили, чему смеялись, над чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия — это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания, но с хорошо узнаваемой формой, нечто вроде «старых песен о главном».
Можно поднять все архивы и доказать, что большая часть подвигов пионеров-героев была выдумана писателями после войны по заказу идеологического отдела ЦК КПСС. Можно и вовсе утверждать, что сами пионеры-герои — это миф, порожденный тотальной пропагандой. И в принципе это будет верно, но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова патриотизм, подвиг, доблесть, самопожертвование, честь, родинаявлялись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
3.Маленькие героибольшой воины.
С первых же дней Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось
иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную
войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями,
рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути.
Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей,
морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную
борьбу с фашистскими захватчиками.
Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда,
политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство –
использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против
фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для
достижения победы над врагом.
Сохранились волнующие документы – предсмертные записки некоторых
советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте
облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Непоколебимой
верой в силу и непобедимость Родины проникнуто коллективное завещание 18
членов подпольной организации города Донецка: “Друзья! Мы погибаем за
правое дело…Не складывайте рук, восставайте, бейте врага на каждом шагу.
Прощай, русский народ.”Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить часпобеды над врагом.Плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом и наши женщины, дети. Они мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, онибыли беспримерными труженицами на заводах, в колхозах, в больницах ишколах.
Участие детей в боях Великой Отечественной советской идеологической машиной подавалось исключительно в героическом духе. Все, что не вписывалось в официальную версию, аккуратно замалчивалось. С точки зрения воспитания подрастающего поколения, это, наверное, было правильно. Но пропаганда и реальная жизнь не всегда соответствуют друг другу.
Много детей воевало на фронте, в составе действующих армий. Катаевский Ваня Солнцев вряд ли был придуман автором – иначе название книги не стало бы именем нарицательным, а сама книга не получила бы такого резонанса. В составе частей находились и 13-ти, и 14-ти летние, а уж о тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам, и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 было 13 лет, он «играл в реальную войну». «Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много», — вспоминает ветеран.
Кстати, многие юные участники войны, особенно те, кто, отвоевав в партизанских отрядах, остался жив (за исключением героев, о которых писали в книгах), после войны ветеранами Великой Отечественной официально не значились, а следовательно, и никаких полагающихся им льгот не имели. Даже те, кто был награжден боевыми орденами и медалями. Со взрослыми-то партизанами порой подолгу разбирались — воевал он или не воевал, а уж с бывшими «детьми партизанских отрядов» и подавно.
Была и еще одна тема, о которой в советское время говорить было не принято. Если посмотреть на статистику, то окажется, что пик разгрома немцами различных подпольных организаций на оккупированных территориях приходится на конец 1942 – начало 1943 годов. Что вполне объяснимо – к этому времени немцы наладили на местах управление и принялись уничтожать всех, кто мешал работе администрации. И практически всегда подполье проваливалось по одной причине – из-за предательства своих. И не всегда предателями оказывались взрослые и умудренные жизнью люди.
Немцы не стеснялись использовать в своих интересах советских детей и подростков. Они вербовали 12-летних ребят, и те выполняли определенные задания. В частности, такие малолетние немецкие агенты использовались для того, чтобы пересекать линию фронта и собирать сведения на советской стороне. Что с ними стало после войны – история умалчивает…
Дети-герои
МаратКазей Лёня Голиков Зина Портнова
Валя Котик Володя Дубинин Вася Коробко
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги («Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер не сходя с места мог назвать как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.
Люди воевавшие редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. А пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была незнакома, да по большому счету и не нужна. Как сказал человек навоевавший, но войну помнивший: „А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки“. Хотелось подвига, хотелось, чтобы как Ваня Солнцев или Володя Дубинин, хотелось ночью прокрадываться под носом у немецких часовых, закладывать мины вместе с партизанами, отстреливаться из ППШ от наседающих гитлеровцев или доставлять срочный пакет через линию фронта.
Как и большинство магистральных тем, определяющих образ Победы, пионеры-герои массово вошли в советскую жизнь в 1960-х годах. Хотя повесть Валентина Катаева „Сын полка“ была написана еще в 1944-м, погоды тогда она не сделала. Триумфальное шествие пионеров-героев началось с конца 1950-х — накануне очередного юбилея пионерской организации. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков — единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.
Тогда же, с конца 50-х, начали появляться книги о других — так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста „Когда смерть не страшна“ про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная „пионерская“ книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский — »Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен. Кстати, «юбилейное» издание было уже вторым по счету, а первое хотя и привлекло к себе внимание, так, как в 64-м, разрекламировано не было.
С керченского пионера-героя и пошло. После этого в герои записывали всех — от Павлика Морозова и Коли Мяготина до Муси Пинкензона и Лиды Вашкевич. Добрая треть этих подростков к боевым действиям никакого отношения не имела. Уральский парнишка Павлик Морозов (историю которого творчески развил молодой журналист Виталий Губарев), как и курганец Коля Мяготин, пионерами не были, Советскую власть не защищали, а их убийства, как пишут в протоколах, «носили бытовой характер». Муся Пинкензон был обыкновенным еврейским мальчиком, игравшим на скрипке. И немцы его убили не за то, что он взрывал поезда, а за публичное исполнение «Интернационала». А Лида Вашкевич была просто наблюдателем — во время сходок подпольщиков она высматривала, не появятся ли немцы. Конечно, эти поступки требовали мужества, но по сравнению с деяниями Голикова или Казея подвигами их назвать трудно. А, например, Гриши Акопяна из Гянджи вообще не существовало — это чистой воды выдумка писателя, сделанная по заказу ЦК ЛКСМ Азербайджана. Но две трети остальных действительно имели боевые заслуги.
Марат Казей
Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи — так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как «троцкист» и «вредитель» — реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену — потом, правда, выпустили. Так что получилась семья «врага народа», которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи — однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена «врага народа», прятала у себя раненых партизан — за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом — когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?
Скорее всего — и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны — все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению командования, Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как памяти о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.
Михаил Калинин
Как и Казей, Леня Голиков воевал не понарошку. Он был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга — Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила — гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета — нашлась «добрая душа», сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Достигнуть леса удалось шестерым, из них двое были серьезно ранены и не могли передвигаться без посторонней помощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной армии.
И совершенно уже неважен тот факт, что на портрете, который висел в каждой пионерской комнате в каждой школе СССР от Эстонии до Чукотки, был изображен не Леня Голиков, а… его сестра Лида. Семья Голиковых жила небогато, фотокарточки — это роскошь, а если и были какие до войны, то сгорели еще в самом ее начале. Когда в 1958 году срочно потребовался портрет юного героя, то художнику Виктору Фомину в качестве «модели» позировала младшая сестра Лени. О том, что на плакате изображен не сам герой, его родные прекрасно знали. Но никогда об этом не распространялись. Советским пионерам нужен был образ героя. И какая, в сущности, разница, что на самом деле он выглядел чуточку иначе.
Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация «Юные мстители», Портнова стала ее членом. «Мстители» не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.
Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к «бандитам» у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
Валентин Котик — подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде — на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Юта Бондаровская — ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Таких подвигов солдаты и офицеры фашистской Германии не совершали, даи не могли совершить. Духовными мотивами их действий явились реакционныеидеи расового превосходства и мотивы, а позднее – боязнь справедливоговозмездия за содеянные преступления и автоматическая, слепая дисциплина.Смерть отнимает у человека отнимает у человека самое дорогое - жизнь.“И вот именно любовь к жизни – говорит М.И. Калинин, – когда такой жизниугрожает опасность, когда за её сохранение идёт борьба не на жизнь, а насмерть, заставляет советского человека терять боязнь к смерти, еёпересиливает стремление человека сохранить жизнь советского народа и темсамым как бы навечно сохранить жизнь советского народа и свою жизнь.”Такимобразом, подвиг самопожертвования, который совершали советский дети, тесносвязан с его любовью к народу и жизни. Именно эти чувства испытывал каждыйсоветский воин, он был готов в любое время, в любой момент, если Родина этого потребует, отдать свою жизнь во имя счастья народа.
4.Вывод, итог.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в после военном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.
Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
5.Заключение.
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы. Попробовала показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.
Передо мною, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не понуждал. Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них. Как не восхищаться теми, кто в 10 – 15 лет счёл себя бойцом и всеми правдами и неправдами добился зачисления во фронтовую часть, в ряды партизанского отряда.
Какими только военными профессиями не овладели маленькие солдаты Великой Отечественной! Их диапазон настолько велик, что всех не перечесть. От окопного почтальона на передовой до лётчика. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества подрастающего поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом и на фронте и в тылу.
Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным домом. Оказывается, в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дока к заводу!..
Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить летопись “Дети войны”. Важно, чтобы через СМИ донесли до людей информацию о деятельности детей в годы Великой Отечественной войны.
Список использованной литературы.
1. “Советская Россия”, 1 февраля 1959г.
2. “Говорят погибшие герои”. Предсмертные письма советских борцов против
немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). Изд. 2. М.,
Госполитиздат, 1963г.
3. В.И. Чуйков. “180 дней в огне сражений”. М., издательство ДОСААФ, 1962г.
4. “Известия”, 1 февраля 1963г.
5. “История ВОВ”. Т. 6. Воениздат, М., 1965г.
Приложение
Марат Казей Зина Портнова
Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, причем на регулярной основе, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации. В пантеоне была своя четверка отважных — увенчанные золотыми звездами Портнова, Казей, Котик и Голиков. Правда, Лене Голикову и Зине Портновой на момент гибели было почти 18 лет, и состояли они в ВЛКСМ, а не в юных пионерах, но на этом внимания старались не заострять, и хрестоматийные образы героев в качестве непременного атрибута включали в себя красный галстук на шее.
Только один раз в общественном сознании того времени возник юный герой, который абсолютно не укладывался в канон, и поэтому про него пионерам обычно не рассказывали. Это «Иван» из одноименного рассказа Владимира Богомолова. Юнец, у которого война перечеркнула детство, а вместо игрушек дала десяток ножей-финок и выжгла ему душу. Маленький старичок, про которого подполковник из разведки устало говорил: «Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя...». Не вязался он с причесанными образами юных героев, которые любили папу с мамой, помогали сестре делать уроки, а как пришла война — ушли в партизаны и пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины.
Володя Дубинин
Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще — хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку — самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него — абстракция, а гибель в бою — почетна.
Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась — орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.
Василий Коробко — разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин — партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Галина Комлева — подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер — подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные «Николаевского центра». По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Лариса Михеенко — ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сила слова
Сладость для сердца
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Груз обид