Выдвигалось множество гипотез, каким был первый музыкальный инструмент. и что послужило основой для его создания.. Первые оркестры стали создаваться в начале XVII века. Военная музыка родилась вместе с армией и существовала на Руси с глубокой древности. Возникновение духовых оркестров в России связано с реформами Петра I, создавшего военно-оркестровую службу. Военный оркестр - одно из подразделений любой войсковой части, её " визитная карточка". Кадетская школа - это воинский коллектив со своими традициями и воинскими ритуалами. Духовой оркестр - неотъемлемая часть кадетской школы.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_duh._ork..doc | 151 КБ |
I городской научно-практический марафон «Шажок в науку»
III этап
СЕКЦИЯ «ИСТОРИЯ»
КАДЕТСКИЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
Исследовательская работа
Выполнена учеником 2 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 226»
г. Заречного
Ершовым Максимом Константиновичем.
Научный руководитель -
учитель начальных классов I категории
МБОУ «СОШ № 226»
Кисиль Лилия Николаевна.
г. Заречный, 2012 г.
Оглавление
Введение с.3
Глава I. Духовые музыкальные инструменты
§1. Каким был первый музыкальный инструмент? с. 4
§2. Эволюция современных духовых инструментов с. 4 - 5
Глава II. Из истории оркестров с. 5
Глава III. Духовой оркестр с. 5
§1. Военно-оркестровая служба с. 5 - 6
§2. Репертуар духового оркестра с. 6 - 7
§3. Кадетские духовые оркестры Пензенского края с.7
Заключение с. 8
Литература с. 9
Приложение 1 с. 10
Приложение 2 с. 11
Приложение 3 с. 12
Приложение 4 с. 13
Приложение 5 с. 14
ВВЕДЕНИЕ
В 2011-12 учебном году на базе нашей школы был образован первый в городе кадетский духовой оркестр. В него вошли кадеты начальных классов. Мне захотелось узнать, как появились первые духовые инструменты. Кто их изобрёл? Когда, где и с какой целью образовались первые духовые оркестры? Чтобы ответить на все эти вопросы, решил провести небольшое исследование. Я стал читать литературу об истории появления духовых инструментов и оркестров, беседовать с преподавателями на эту тему. Проведя анкетирование среди учащихся кадетских классов (см. Приложение 1), пришел к выводу, что ребята мало, что знают об истории духовых оркестров и музыке, которую они исполняют.
Обоснование актуальности темы:
Тему «Кадетский духовой оркестр» считаю актуальной, т.к. духовой оркестр является неотъемлемой частью кадетской школы. И кадеты должны знать историю духовой музыки. Через год, моему родному и любимому городу Заречному исполнится 55 лет. Мечта всех участников духового оркестра, чтобы кадеты школы приняли участие в праздничном шествии под звуки марша, исполненного нашим молодым коллективом.
Гипотеза: я предполагал, что прообразом первого духового инструмента был рог убитого животного, в который случайно подули и услышали звук, т.к. он напоминает тромбон, на котором я учусь играть, а звуки военного марша поднимают боевой дух, воодушевляют людей.
Цель работы:
определить значимость (актуальность образования) кадетского духового оркестра.
Задачи исследования:
1. ознакомиться с различными документами и литературными источниками о появлении духовых инструментов и об истории возникновения духового оркестра;
2. изучить историю образования кадетских духовых оркестров в Пензенской области;
3. провести исследовательский опрос среди кадетов 2 – 4 классов;
4. отразить результаты исследования.
Методы исследования: работа с литературой, беседа, интервью, анкетирование.
Объект исследования: кадетские классы, духовые музыкальные инструменты, кадетский духовой оркестр.
ГЛАВА 1
Духовые музыкальные инструменты
§1. Каким был первый музыкальный инструмент?
Выдвигалось множество гипотез, каким был первый музыкальный инструмент. Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Мелодию на нём, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени древний музыкант уже понял, что полые предметы, если по ним ударять, издают звук.
А однажды, случайно, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки. Если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую – высокий. Первобытный музыкант обратил внимание: звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты, но инструментом это стало тогда, когда появились специальные отверстия, с их помощью извлекались высокие и низкие звуки.
Известными духовыми праинструментами являются: дудка из кости, флейта из кости, звериные рога, труба из ракушек. Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории нашей страны. Это была свирель. Ее возраст — около 34 тысяч лет! Музыкальные инструменты первобытных людей были также грубы и примитивны, как и их орудия труда. И всё же мы должны отнестись к древним изобретателям с полным уважением: ведь они впервые открывали принципы устройства музыкальных инструментов, оставив на долю последующих поколений развитие этих принципов.
§2. Эволюция современных духовых инструментов
Деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению. Старинная пастушья свирель была родоначальницей гобоя. Известная в прошлом бомбарда оказалась предком современного фагота. Фагот очень длинный, поэтому его сложили, точно вязанку дров. Инструмент, называющийся в России жалейкой, послужил основой для создания кларнета. Предком валторны был старинный охотничий сигнальный инструмент, изготовлявшийся из полого рога.
А кто из нас не знает трубы? Трубы, которые были сначала сделаны из раковин, использовались, начиная с древних времен как ритуальные инструменты во многих культурах. В свое время она объявляла войну и сзывала войско на бой. Великий итальянский композитор Монтеверди ввёл трубу в оркестр. Длинные прямые трубы стали основой для создания тромбона. Тромбон известен с XV века. Тромбон – труба без вентилей. У него есть дополнительная трубка, выдвигая которую музыкант увеличивает объём находящегося в тромбоне воздуха и тем самым меняет звук. С середины XIX века в духовом оркестре используется саксофон. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом. Орга́н — клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов. Зародыш органа можно видеть в волынке, во флейте Пана (многоствольная флейта).
Духовые инструменты (см. Приложение 3) делятся на деревянные и медные. Тубы – это самые большие инструменты в медной семье. Современный духовой оркестр сложился в результате длительной эволюции духовых инструментов и совершенствовании его состава.
Глава II
Из истории оркестров
Первые оркестры стали создаваться в начале XVІІ века. В древней Греции оркестром называлось место для размещения хора и для танцев на театральной сцене. В настоящее время оркестром называется коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Они различаются по составу входящих в них инструментов. Существуют оркестры симфонические, камерные, духовые, эстрадные, народных инструментов и другие. Я хочу рассказать о военном духовом оркестре.
Глава III
Духовой оркестр
Духовой оркестр — это коллектив музыкантов, играющих на различных духовых и ударных инструментах. Духовые оркестры в начальный период своего существования использовались, главным образом, в войсках для игры в походах и участия в различных воинских ритуалах. Звучность их мощная и яркая. Большое значение придавал военной музыке великий русский полководец Суворов, считая, что «звуки марша оркестра удесятеряют силы русских бойцов».
§1. Военно-оркестровая служба
Военная музыка родилась вместе с армией и существовала на Руси с глубокой древности. Но лишь при Иване IV в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.
Возникновение духовых оркестров в России связано с реформами Петра I, создавшего военно-оркестровую службу. До него в каждом военном подразделении были только отдельные сигнальные духовые инструменты. По указу 1711 г. в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр. В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Послереволюционные годы XX века «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем – Президентским оркестром России. В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу, являются участниками международных фестивалей духовой музыки.
Генерал-лейтенант Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ в выпуске программы «Военный совет» дал интервью: «Наша военная музыка развивалась на протяжении трёх веков. Она продолжает развиваться и сегодня. На всех стадиях развития армии военная музыка играла существенную роль в её становлении, организации и боя, и строя, и самое главное — в поднятии духа. Известно немало примеров, когда военный музыкант, в общем-то, картину боя поворачивал в нужную сторону, что способствовало успеху боя. То есть военная музыка всегда была частью боевого порядка. Военный оркестр — связующее звено между армией и народом. И в последнее время интерес к звучанию духового оркестра растёт».
§2. Репертуар духового оркестра
В XIX веке основой репертуара духового оркестра были различные марши и другая военная музыка. С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд сочинений. Первым таким произведением считается Сюита №1 Густава Теодора Холста, написанная в 1909 году. Высокого исполнительского уровня русские духовые оркестры достигли во 2-й половине XIX века. Для них писали музыку А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Н.Я. Мясковский, И.Ф. Стравинский, Д.Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский и другие.
Символом России и Российской Армии стал марш Василия Ивановича Агапкина «Прощание славянки», написанный в1912 году. Мало кто знает, что он «расписан» по ролям. Флейты, кларнеты и саксофоны «плачут» вместе с женщинами, а трубы и ударные зовут мужчин на фронт. За рубежом национальный марш является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем России.
§3. Кадетские духовые оркестры Пензенского края
Военный оркестр - одно из подразделений любой воинской части, её «визитная карточка». Кадетская школа – это воинский коллектив со своими традициями и воинскими ритуалами. С конца 1880-х годов в кадетских корпусах России появилось обучение музыкальному искусству.
10 лет назад в кадетской школе № 46 появился единственный в Пензе школьный духовой оркестр, которым руководит А. В. Контеев. В прошлом году школьному оркестру губернатор В.К. Бочкарев сделал подарок – комплект музыкального оборудования. С новым музыкальным инструментом воспитанник третьего класса Денис Пронин выступал на международном фестивале «Серебряная звезда» в Москве. В итоге Диплом II степени и большие планы на будущее. Денис прославил не только свой кадетский корпус, но и всю Пензенскую землю.
В 2011-12 учебном году в г. Заречном на базе нашей школы был создан кадетский духовой оркестр. Вопроса нужна ли кадетам музыка - тем более духовая - даже не задавалось.
Идея образования кадетского духового оркестра принадлежит заместителю Главы Администрации г. Заречного - Светлане Васильевне Радюк. Цель создания оркестра по её мнению заключается в том, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к духовой и классической музыке, а заинтересовать его можно лишь грамотным исполнением. Очень наглядным примером для моих сверстников будет праздничное шествие кадетского духового оркестра по центральной улице города. Из интервью (см. Приложение 4) я также узнал, что для нашего оркестра заказали новые инструменты.
В школьном оркестре пока 9 человек. Мы изучаем нотную грамоту. Занятия по музыкальному инструменту проводятся индивидуально 2 раза в неделю педагогами-музыкантами ДШИ Д.В. Тразановым и С.В. Винокуровым. А по субботам - сводный оркестр. Ребята учатся играть на таких медных духовых инструментах, как: тромбон, валторна, труба. Инструменты кадетами выбирались не по желанию, а по ряду важных аспектов. Учитывалась форма губ детей, сила дыхания. Надо постоянно содержать себя в физической форме, как спортсмен. Потому что у музыканта-духовика всё построено на мышцах губного аппарата. Я учусь играть на тромбоне. Занятия музыкой мне нравятся, и в будущем мечтаю принять участие в престижном музыкальном фестивале. А также хотелось бы, чтобы Гимн России, марши и туши в нашей школе звучали не в записи, а исполнялись вживую, кадетским духовым оркестром. От этого школьные линейки и праздники будут проходить по-особому торжественно.
Заключение
В результате проделанных исследований я пришел к следующим выводам:
1. Первые духовые инструменты изобрели первобытные люди несколько тысяч лет тому назад. 2. Духовые инструменты прошли долгий путь эволюции, а их прародителями были ракушки, звериные кости и рога, следовательно, моя гипотеза верна.
3. Военно-оркестровой службе более 300 лет.
4. Первый кадетский оркестр в Пензенской области появился 10 лет назад в школе № 46, а в городе Заречном в школе № 226 полгода назад.
5. Кадетский духовой оркестр является неотъемлемой частью каждой кадетской школы.
6. Духовая музыка играет важную роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании, поднимает дух, воодушевляет людей, как я и предполагал.
Проведя анкетирование среди учащихся кадетских классов (см. Приложение 1), пришел к выводу, что ребята мало, что знают об истории духовых оркестров и музыке, которую они исполняют. Со своим исследованием я познакомил одноклассников, а в дальнейшем планирую ознакомить с ней учащихся других кадетских классов, с той целью, чтобы ребята знали историю возникновения духовых инструментов и оркестров. Предложить их вниманию прослушать духовую музыку в исполнении немецкого духового оркестра им. Баха. В нашей семье мы часто её слушаем. А также обратиться к администрации школы с предложением, чтобы на переменах звучала духовая и классическая музыка. Возможно, всё это будет способствовать вовлечению кадетов в школьный оркестр и сформирует потребность слушать красивую и величественную духовую музыку.
Говорят, что ещё Наполеон связывал своё поражение в России с морозами и русской музыкой. Поэтому пусть звучат на наших улицах, площадях, парках и скверах духовые оркестры! Россия - сильная держава, может быть, ещё и потому, что она - музыкальная страна, которую можно не только увидеть, но и услышать.
Я согласен со словами Председателя Государственной думы Б.В. Грызлова: «Духовая музыка пронизана высоким патриотизмом, оказывает большое эмоциональное воздействие и никого не оставляет равнодушным».
В заключение хочется предложить вашему вниманию стихотворения Полины Виноградовой и В. Сидорова, посвящённые духовому оркестру (см. Приложение 5).
Литература:
1. «Военная музыка России. История и современность». - М.: Военное издательство. 2007г., стр. 248.
2. Иштван Чукаш «Дудочка и барабан». – М.: Детская литература, 1983г., стр. 32.
3. Куров Н. Л. Роль духовой музыки в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи. // Искусство и образование. - 2009. - № 5. - С. 143-149.
4. Муравьёв Дмитрий "Возникновение музыкальных инструментов как следствие развития музыкального сознания человека" (доклад).
5. Филаретова С.М. Кадетские годы русских композиторов. «Российская кадетская перекличка» М.: 2008, №4.
6. conservatory.karelia.ru/articie/382
7. http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=armia-kadety-07-090411.htm
8. yunc.org/ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
9. http://vsr.mil.by/2012/01/06/prazdnik-muzyki/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Уважаемые ребята, предлагаем принять участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы:
1. Какие музыкальные духовые инструменты вы знаете? Перечислите.
_______________________________________________________________________________
2. Как и когда появились первые духовые инструменты? Что было их прообразом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что называют духовым оркестром?
__________________________________________________________________________________
4. Что исполняют духовые оркестры? Если знаете какие-либо произведения, то назовите.
__________________________________________________________________________________
5. Любите ли вы слушать духовую музыку?
__________________________________________________________________________________
6. Есть ли у вас желание научиться играть на духовых музыкальных инструментах и войти в состав школьного духового оркестра?
__________________________________________________________________________________
7. Как вы думаете, нужен нашей школе кадетский духовой оркестр? Если да, то для чего? Если нет, то почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Результаты анкетирования показали следующие результаты:
1. Знают название музыкальных духовых инструментов – 82,5%.
Не знают музыкальные духовые инструменты – 7,9%.
К списку духовых инструментов добавили струнные инструменты – 9,5%.
2. Первые духовые инструменты появились очень давно – 100%.
Предположили, что их прообразом являются:
а) соломинка – 6,4 %;
б) кость – 3,2 %;
в) дудка – 6,4 %;
г) ракушка – 1,6 %;
д) не знают – 82,4%.
Знают, кто изобрел саксофон – 4,8 %.
3. Знают, что называют духовым оркестром – 47,6 %.
Не знают – 52,4%.
4. Знают репертуар духовых оркестров – 16 %.
Не знают - 84 %.
5. Любят слушать духовую музыку (некоторые уч-ся путают с классической музыкой) – 92 %.
Не любят – 8 %.
6. Желают научиться играть на духовых музыкальных инструментах – 30,4 %.
Обучаются - 14,4 %.
Не желают обучаться игре на духовых музыкальных инструментах - 55,2 %.
7. Считают, что нет необходимости образования оркестра – 9,6 %.
Затрудняются ответить – 24,8 %.
Считают, что школе необходим кадетский духовой оркестр – 65,6 % для того, чтобы:
• выступать на парадах и праздниках (31,7 %);
• как и в любой войсковой части в школе должен быть свой духовой оркестр (24,9 %);
• радовать игрой слушателей (17,1 %);
• школа была лучшей в городе (12,1 %);
• научиться играть на духовых инструментах (7,3 %);
• прославить город (7,3 %).
Вывод: кадеты мало что знают о духовых оркестрах и музыке, которую они исполняют. Но среди опрошенных учеников 19 человек желают научиться играть на духовых инструментах и войти в состав школьного оркестра.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Духовые инструменты
Деревянные Медные
• флейта • труба
• кларнет • валторна
• гобой • тромбон
• фагот • туба
• саксофон
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЗАРЕЧНОГО
СВЕТЛАНОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ РАДЮК
Инициатива создания кадетского духового оркестра на базе МБОУ «СОШ № 226» принадлежит заместителю Главы Администрации города Заречного С.В. Радюк. Светлана Васильевна считает, что создание духового оркестра необходимо, т.к. он является неотъемлемой частью любой воинской части и кадетской школы в частности. Издавна в каждом полку был духовой оркестр, который своей игрой воодушевлял солдат на подвиги. Духовая музыка проникает в душу, улучшает настроение, выражает радость и скорбь.
Наше молодое поколение не должно утратить интереса к духовой музыке, а заинтересовать его можно грамотным и красивым исполнением детского духового оркестра. Наглядным примером для моих сверстников будет праздничное шествие кадетского оркестра по центральной улице города. Наверняка, мальчишкам тоже захочется научиться игре на духовых инструментах. Из интервью со Светланой Васильевной я также узнал, что она является поклонницей духовой музыки, а её любимое классическое произведение - «Волшебная флейта» Моцарта.
Для нашего школьного оркестра заказали новые инструменты, которые должны поступить в конце учебного года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«Праздник музыки»
В мундире опытный маэстро, с ним туба басом говорит,
И медь военного оркестра на солнце радостно горит.
И на параде в аксельбантах равняют строй, лаская слух,
Полков родные оркестранты,
Отчизны поднимая дух.
(Полина Виноградова)
«Духовой оркестр»
Какая сила в духовых оркестрах!
Какая сила, и какая грусть.
В мелодиях, забытых, и известных.
И вытверженных нами наизусть.
Когда к холодным мундштукам припавши
Оркестры будят тишину вокруг
Дыханье павших, без вести пропавших
Опять весь мир пронизывает вдруг.
И вот опять проснулось и воскресло
Всё то, что сердце знает наизусть.
Какая сила в духовых оркестрах!
Какая сила, и какая грусть.
(В. Сидоров)
Разноцветное дерево
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Золотая хохлома