Данная работа представляет собой исследование проблемы жаргонизмов в речи обучающихся. Акцентируется внимание на истории возникновения жаргонов, их классификации. Проводятся наблюдения над устной речью обучающихся своей школы, по итогам наблюдения составляется словарь школьного жаргона.
Вложение | Размер |
---|---|
zhargony1.doc | 86.5 КБ |
issledovatelskaya_rabota.pptx | 663.27 КБ |
Исследовательская работа: «Жаргонизмы в речи учащихся 8а класса МОУ СОШ №10 г. Волжский» Автор работы: Сапунова Юлия учащиеся 8а класса, МОУ СОШ №10
Научный руководитель: Неводничик С. В. учитель русского языка и литературы Волжский, 2012 год |
Актуальность проекта: «Да» или «Нет» жаргонизму?!
Употребление жаргонизмов является одной из важных проблем речи в русском языке в настоящие время.
Вопросы: Есть ли необходимость в употреблении жаргонизмов? Какую роль они играю в жизни? Почему мы стали слишком часто употреблять их в речи? Вот именно эти вопросы волнуют меня.
Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?
Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати.
Почему это происходит? К чему приведёт? Я решила исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.
Содержание работы:
1. Введение
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач, актуальность.
1.2 История возникновения жаргонизмов в русском языке.
2. Основное содержание:
2.1 Анкетирование среди учащихся 8 класса, его результаты.
2.2 Наблюдение над устной речью.
2.3 Тематическая классификация жаргонизмов.
2.4 Словообразование.
2.5 Фразеология.
2.6 Компьютерный сленг.
3. Заключение.
4. Приложение. Словарь школьного жаргона.
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач, актуальность.
Прежде всего, меня заинтересовали причины появления жаргонизмов в русском языке. Исчерпывающую информацию я нашла в книге Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре речи».
Учёный-лингвист Л. И. Скворцов отмечает, что жаргонизмы – это не особые языки, а особый словарь, который возник в силу разных причин и которым пользуются группы людей близких по профессии или социальному положению. Нередко такой словарь строится как «тайная», «засекреченная» речь, понятная лишь узкому кругу посвящённых. Задача таких арго – скрыть, замаскировать характер замыслов и действий от «непосвященных». Такая речь примыкает к грубо-фамильярному слою обходной лексики, опошляет нашу речь и не может быть оправдана в общем употреблении. Она говорит о невысокой культуре человека.
Жаргонизмы часто возникают и среди «честных» профессий: спортсменов, охотников, рыболовов, актёров, военных, инженеров, техников и пр. Чтобы назвать «по-своему» предметы и явления, для которых в общей речи нет наименований или они слишком громоздки. Это слова и выражения, понятные в определённой среде.
Так, моряки называют своё судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка – каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды – огурцами.
Среди жаргонизмов выделяется и сленг-речь возрастных групп или групп по интересам. Он не выходит за пределы возрастной сферы употребления и не влияет на литературный язык. Действительно, вряд ли кто за пределами детской, школьной речи употребляет такие слова, как телек (телевизор), велик (велосипед), маг (магнитофон) и др.
Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники.
Жаргон школьников входит в образование более общего порядка – студенческий жаргон.
Жаргонизацию нашей речи учёный называет опасной болезнью, так как это прилипчивая манера речи, которая убивает мысль, отучает думать.
«Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, - призывает известный лингвист,- должен активно бороться с жаргонизмами, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить. Как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы, так и в языке есть пределы его искажения»
«Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, когда они становятся опасными для жизни человека».
2. Основное содержание.
2.1. Анкетирование среди учащихся 8 класса, его результаты.
Я решила исследовать данную проблему на примере учащихся 8 класса школы №10 г. Волжский.
Информантами послужили «19» учеников.
Сначала мной была подготовлена анкета - опросник для сбора материалов. Прежде всего, необходимо было выяснить, о чём идёт речь, порой приходилось давать теоретическую справку по теме, а лишь затем приступать к самому анкетированию. Кроме того, на конечном этапе выполнения работы требовалось применение математических методов обработки данных. Всё это заставляло проявить определённое терпение и упорство.
Образец анкеты опросника:
а). Да;
б). Нет;
в). Иногда;
2. Почему?
а). Хотите лучше выразить свои мысли;
б). Не хотите отличаться от сверстников;
в). Боитесь быть осмеянными другими:
г). Не Можете заменить жаргонизмы:
д). Другие варианты.
3. Какие жаргонизмы вы чаще всего употребляете?
4. Как Вы понимаете значение этих слов?
5. Сколько раз в день Вы употребляете такие слова:
а). 1-5 раз;
б). 6-10 раз;
в). Более 10 раз.
6. Как Вы считаете, в результате речь становится:
а). Лучше;
б). Хуже;
в). Затрудняюсь ответить.
Собрав воедино результаты анкетирования и обработав информацию, я получила следующую статистику:
- 100 % опрошенных используют жаргонные слова
- 0 % не используют
- 15 % употребляют жаргонизмы по каким-то своим причинам
- 85 %, чтобы лучше выразить свои мысли
- 63 % чаще всего употребляют в речи всеми любые и всеми произносимые бранные слова – «блин» и «ок».
Второе место разделили слова «общага», «братишка», «малой» - 18 %
Третье место занимает слово «домашка» - 9 %;
- 80 % опрошенных употребляют жаргонизмы более 10 раз в день;
- 20 % - 6-10 раз;
- 0 % - 1-5 раз.
- 50% учащихся решили, что речь становиться лучше;
- 25 % - хуже;
- 25 % - затрудняются ответить.
2.2 Наблюдение над устной речью.
Далее я проанализировала устную речь школьников. В качестве основного материала анализа я использовала тексты 7 диалогов общей протяжённостью 180 слов. Приведу их примеры, обозначив участников речевых ситуаций с помощью цифр (в каждом диалоге нумерация начинается заново):
Диалог № 1.
1-Ты чё пишешь?
2-Домашку.
1–Не кисло написать?
3-Из третьего только слова выписывать.
2–А-а.
Диалог № 2.
1 – Завтра контрошка по физике!
2 – Гонишь?
3 - Эх ты, догоняй, дятел!
Диалог № 3.
1- Сёдня на улице дубак такой!
2 Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак.
1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня!
2 – Всё выучил?
3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом.
1 – Да легко!
Диалог № 4.
2 – Я то тут при чём? Тебе же неохота.
1 – Скорей бы год кончился.
2 – Да ну на фиг! Там уж поступать…
1 – Да поступить бы уж скорей и не тянуть резину с курсами.
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что спонтанная разговорно-обиходная речь учащихся 8 класса на лексическом уровне представляет собой результат просторечия, например: стырть, дубак, базарить, ладно, на фиг, блин, чё, неохота и т.д.), жаргона (например: домашка, не кисло, бодряжки, выёживаются, гонишь, дятел, глобус, тормоз, прикинь и т.д.).
2.3. Тематическая классификация жаргонизмов.
Всю лексику школьного жаргона можно разделить на четыре сферы:
1). Сфера школы;
2). Сфера досуга;
3). Сфера быта;
4). Сфера оценки.
Слова первой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименование учебных предметов: физра, литра, русиш, инглиш и т.д.
- наименования учителей: алгеброид, физичка, историчка, химоза, училка, и т.д.
- наименование разных предметов учебного процесса: шпора, бомба, зубрила, камчатка, чукотка, грузить, скатать…
Для слов этой сферы характерна традиционность, устойчивость. Многие слова (диря – директор; камчатка, чукотка – задние парты, училка – учитель, химоза – учитель химии) употребляются на протяжении многих десятилетий. Однако стоит отметить неологизмы и в этой группе слов (чит, пит – учитель; реп – репетитор). Наряду с появлением новых слов можно наблюдать уход в пассивный состав таких жаргонизмов, как порфик, камчатка, училка, диря. Несмотря на то, что они почти не употребляются, все школьники знают их значение.
К сфере досуга можно отнести такие слова, как видак, мафон, диска, дискач, кореша, туса, шухерить, замочить, махаться.… Для слов этой группы характерно заимствование из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов и неформальных групп.
Наличие таких слов в школьном жаргоне, особенно их употребление младшими школьниками должно вызывать небольшую тревогу, т.к. является проявление насилия на речевом уровне.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- называющие части тела: виза, дыня, карточка – лицо; пакши, культяпки, клешни, грабли – руки; котелок, кочан, кабина, глобус, чайник – голова; Лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги. Для данных слов характерна наибольшая традиционность.
В. С. Слистратов объясняет это явление так: «Части тела, его отправления и т.п. в арго приобретают различные смеховые наименования, т.е. тело именуются через вещи мира, и тогда всё арго представляется неким бесконечным, бессменным, тупым метафоризированием. Но смысл, на ваш взгляд, как раз обратный: мир становится большим человеческим телом, тело становится той смеховой призмой, через которую интерпретируется мир»2.
- называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер – куртка; потники – носки; бандана – платок, завязываемый на голове или колене; фенечки – украшения на руку; копыта – женская обувь с расклешённым каблуком.
Употребление данных жаргонизмов обусловлено влиянием моды на молодой поколение- называющие различную бытовую технику: комп – компьютер; инет – интернет; скинуть – скопировать файлы на диск, флэш-карту; залить – разместить; юзать – использовать. Это неологизмы в жаргоне школьников.- Отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, бабосы, лаве лавешки – деньги; косарь, штука, кусок – тысяча; зелень, капуста, - доллары. Такие слова, как бабосы, косарь, штука, кусок пришли из арго, слова же: лаве, лавешки – являются исконными для молодёжного жаргона. Слова сферы оценки указывают на взаимодействие учащейся молодёжи со всеми социальными пластами и возрастными категориями: от мала (мелочь, мелкотня) до велика (отец, батяра, дедок). Есть и такое обращение: лохидзе – лицо кавказкой национальности. Обращения, такие как поцык, бро, кэп – используются школьниками при общении друг к другу и потому употребляются наиболее часто.
2.4. Словообразование.
Теперь рассмотрим некоторые аспекты словообразования.
Пополнение лексики школьников происходит в основном за счёт имён существительных (из 145 слов – 90 имена существительные, 31 глаголами, 3 прилагательными).
Традиционное для русской речи суффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например: стукач, дискач образованы с помощью суффикса - --ач; видак - --ак; физичка-истеричка - --ичк;
Существительные могут быть образованы от глаголов бессуффиксным способом: отпад, облом, прикид..
Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причём усечённое слово приобретает резко-негативную оценку: шпора, джинсы, реп, пит, диря и т.д.
Интересны такие слова, как лохидзе, клипэйшн.
Возможно, что лохидзе образовано сложением двух основ: лох, дзе. Это объясняется тем, что слово «лох» несёт на себе негативную оценку, а «дзе» является довольно распространённым окончанием среди кавказских фамилий.
Что же касается слова клипйшн, то для его образования употреблён достаточно продуктивный сейчас в русском языке суффикс – эйшн (пришедший из английского языка: сейшн, коммуникейшн).
Встречаются имена прилагательные и наречия, образованные от аббревиатур и сложносоставные: стопудово, стопудовый.
Очень редко образуются новые глаголы: угорать, стебаться, юзать.
Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является суффиксальный способ образования.
2.5 Фразеология.
Несколько слов необходимо сказать о фразеологизмах, которые широко используются в школьном жаргоне. Большинство из них доброжелательно-шутливый характер и связаны с учебным процессом: выпасть в осадок, крыша едет, революция в желудке, делать в лом, сдать влёгкую и т.д.
Наиболее остроумными, на мой взгляд, являются: капитан очевидность в бою (когда дан ответ на элементарный вопрос), все на спасение Кибертрона (призыв идти в класс информатики), сталиновед (учитель истории), мегамозг (отличник).
С помощью фразеологизмов речь школьников становится более выразительной и колоритной.
2.6 Компьютерный сленг.
В жаргон школьников очень много слов пришло из компьютерного сленга. Эти слова служат для общения людей одной профессии – программистов или людей, использующих компьютер для своих целей.
Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге являются, конечно же, стремительное развитее компьютерных технологий. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа компьютерного сленга.
Многие з существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сохранению, упрощению слов.
Например: Винда - наименование операционной системы Windows; юзать – использовать; залить – расположить, петушок – название оружия в компьютерных играх, зига – узкий проход в форме зигзага в комп. играх и т. д.
В последнее время произошло увлечение молодёжи компьютерными играми. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками.
3. Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее:
Во-первых, 100 % учащихся 8а класса школы № 10 г. Волжский используют жаргонизмы;
Во-вторых, чаще всего он употребляют слова близкие к просторечным, «блин» и «фиг» - 85%;
Школьный жаргон выходит за пределы норм русского литературно языка. В нём, как и в языке целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, уровень его культуры, моральные и нравственные качества говорящих, экономическая ситуация в стране.
Причина появления школьного жаргона – желание подростков проявить своего рода самостоятельность, выделиться на фоне сверстников, заявить о себе, показать принадлежность к какой-либо группе: группе рока, фанатам спорта и т.д. Жаргон – очень прилипчивая манера речи. Школьники будто бы говорят так для её оживления, словесной игры, потому он так и привлекателен.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Только поняв, что жаргон есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую поэтику литературной речи
4. Приложение. Словарь школьного жаргона.
АЛГЕБРОИД - учитель алгебры.
АППАРАТ - бытовая техника, электроника.
БАБКИ - деньги, купюры.
БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.
БАНДАНА - платок, повязываемый на голову или колено.
БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВАКСА – негр.
ВИДАК – видеомагнитофон.
ВИЗА - лицо, физиономия.
ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.
ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный. 2. Неточный, неверный.
ГАСИТЬ - бить, избивать.
ГЕМОРРОЙ - проверка, контрольная работа.
ГРОБ – телевизор.
ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.
ГУТАЛИН – негр.
ДЕВНИК - дневник.
ДЖИНЫ, ДЖОПСЫ – джинсы.
ДЖОРДЖИК – доллар.
ДИРЯ – директор.
ДИСКОТРЯСКА - дискотека, танцы.
ДЫНЯ – голова.
ДЯПАН - дядя, любой человек; употребляется как обращение.
ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка.
ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.
ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно.
ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить.
ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить.
ЗАШИВАТЬСЯ - не успевать, уставать, утомляться.
ЗУБРИЛА - заученный человек.
ИСТЕРИЧКА - учительница истории.
КАБИНА – голова.
КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение.
КАМЧАТКА - задние парты.
КАНДЕЙ, КАНДРАТИЙ - кандражка. Кандей схватил – испугался.
КАПУСТА – доллары.
КЕНТЫ - парни, ребята.
КЛАВА - компьютерная клавиатура.
КЛЕШНИ – руки.
КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.
КЛИПЕЙШН – видеоклип.
КЛЮШКА - подруга, приятельница, используется как обращение.
КОДЛА - компания, группа.
КОЛОТЬСЯ – рассказывать.
КОМП, КОМПИК - компьютер.
КОПЫТА - женская обувь с расклешенным каблуком.
КОСАРЬ - тысяча рублей.
КОСУХА - кожаная куртка.
КОРЕШ - друг, приятель.
КОТЕЛОК – голова.
КОЧАН – голова.
КРЫЛЬЯ – руки.
КУСОК - тысяча рублей.
КУЛЬТЯПКИ – руки.
ЛАВЕ, ЛАВЕШКИ, ЛАВЕШНИКИ – деньги.
ЛАПТИ – ноги.
ЛОХИДЗЕ - лицо кавказской национальности.
ЛУПАТЬ – смотреть.
ЛЫЖИ – ноги.
МАЛЬЦА - маленько, немножко.
МАУС, МЫШАРА – мышь.
МАФОН – магнитофон.
МАХАТЬСЯ – драться.
МЕЛОЧЬ - ученики младших классов.
МИКРАЖ – микрорайон.
МОЛОТОК – молодец.
МОЧИТЬ – бить.
НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры.
НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво.
ОБЛОМ - неудача, невезение.
ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу.
ОТМОЧИТЬ - сделать что-либо, из ряда вон выходящее.
ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния.
ОТФУТБОЛИТЬ – отвадить.
ПЕРЕНСЫ – родители.
ПРЕДКИ – родители.
ПИТ – учитель.
ПОТНИК – носок.
ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться.
ПРИБАМБАС - наворот, аксессуар.
ПРИКИД – модная одежда.
ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.
ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное.
ПРИМАТО – примитивно.
ПРИМАК - сигареты "Прима".
ПРИКИД - модная, современная одежда.
ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо.
РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор.
РЕП – репетитор.
РОДОКИ – родители.
СБАЦАТЬ - сделать что-либо.
СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ - скопировать программу на дискету.
СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом.
СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное.
СРЕЗАТЬ - умышленно ставить неудовлетворительную оценку.
СТОПУДОВО - точно, гарантированно.
СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.
СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от себя подозрение.
СТУКАЧ – доносчик.
ТАЧКА - машина, автомобиль.
ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться.
ТЕХАНА – женщина.
ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо неверно, неправильно.
ТОРМОЗА – ноги.
ТОРМОЗИТЬ - не понимать, не догадываться.
ТУСОВКА, ТУСНЯК - гулянка, уличные посиделки молодежи; драка, инцидент.
ТУСОВАТЬСЯ - гулять, слоняться без дела, участвовать в различных шоу, находиться в среде "своих".
УГАРАТЬ - долго смеяться.
УЛЕТ - удовольствие, удивление. Полный улет.
УРЫТЬ – побить.
УТЮГ - злой человек.
УЧИЛКА – учительница.
ФАНЫ, ФЕНЫ – фанаты.
ФАРЫ – глаза.
ФАУНЫ – родители.
ФЕНЕЧКА - украшение, носимое на руке.
ФИГНЮШКА - мелкая вещь.
ФИГНЯ - ерунда, нечто плохое.
ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики.
ФУФАЙКА – куртка.
ХИМОЗА - учитель химии.
ЦИВИЛЬНЫЙ - употребляется как положительный эпитет.
ЧАЙНИК – голова.
ЧАПАТЬ - убегать, уходить.
ЧЕСАТЬ – убегать.
ЧИТЫ – учителя.
ЧУВАК - используется как обращение.
ШАМОВОЧНАЯ – столовая.
ШАССИ – ноги.
ШКУРА - куртка, верхняя одежда.
ШНУРКИ - родители. Шнурки в стакане - родители дома.
ШПОРА – шпаргалка.
ШТУКА - тысяча рублей.
ШУХЕРИТЬ - хулиганить, заниматься чем-либо дурным.
ЩЕНОК - ученик младших классов.
ЯЩИК – телевизор.
Слайд 1
Исследовательская работа: «Жаргонизмы в речи учащихся 8а класса МБОУ СОШ №10 г. Волжский ». Выполнила : Сапунова Юлия.Слайд 2
Актуальность проекта: «Да» или «Нет» жаргонизму?! Вопросы: Есть ли необходимость в употреблении жаргонизмов? Какую роль они играю в жизни? Почему мы стали слишком часто употреблять их в речи? Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его не кстати . Почему это происходит? К чему приведёт? Я решила исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.
Слайд 3
С одержание работы: 1. Введение 1.1 История возникновения жаргонизмов в русском языке. 2. Основное содержание: 2.1 Анкетирование среди учащихся 8 класса, его результаты. 2.2 Наблюдение над устной речью. 2.3 Тематическая классификация жаргонизмов. 2.4 Словообразование. 2.5 Фразеология. 2.6 Компьютерный сленг. 3. Заключение. 4. Приложение. Словарь школьного жаргона.
Слайд 4
История возникновения жаргонизмов в русском языке. Учёный-лингвист Л. И. Скворцов отмечает, что жаргонизмы – это не особые языки, а особый словарь, который возник в силу разных причин и которым пользуются группы людей близких по профессии или социальному положению. Жаргонизмы часто возникают и среди «честных» профессий: спортсменов, охотников, рыболовов, актёров, военных, инженеров, техников и пр. Чтобы назвать «по-своему» предметы и явления, для которых в общей речи нет наименований или они слишком громоздки. Это слова и выражения, понятные в определённой среде.
Слайд 5
Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники. Жаргонизацию нашей речи учёный называет опасной болезнью, так как это прилипчивая манера речи, которая убивает мысль, отучает думать.
Слайд 6
Образец анкеты опросника: Употребляете ли Вы жаргонизмы: а). Да; б). Нет; в). Иногда; 2. Почему? а). Хотите лучше выразить свои мысли; б). Не хотите отличаться от сверстников; в). Боитесь быть осмеянными другими: г). Не Можете заменить жаргонизмы: д). Другие варианты. 3. Какие жаргонизмы вы чаще всего употребляете? 4. Как Вы понимаете значение этих слов? 5. Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: а). 1-5 раз; б). 6-10 раз; в). Более 10 раз. 6. Как Вы считаете, в результате речь становится: а). Лучше; б). Хуже; в). Затрудняюсь ответить.
Слайд 7
- 100 % опрошенных используют жаргонные слова - 0 % не используют - 15 % употребляют жаргонизмы по каким-то своим причинам - 85 %, чтобы лучше выразить свои мысли - 63 % чаще всего употребляют в речи всеми любые и всеми произносимые бранные слова – «блин» и « ок ». Второе место разделили слова «общага», «братишка», «малой» - 18 % Третье место занимает слово «домашка» - 9 %; - 80 % опрошенных употребляют жаргонизмы более 10 раз в день; - 20 % - 6-10 раз; - 0 % - 1-5 раз. - 50% учащихся решили, что речь становиться лучше; - 25 % - хуже; - 25 % - затрудняются ответить.
Слайд 8
Диалог № 1. 1-Ты чё пишешь? 2-Домашку. 1–Не кисло написать? 3-Из третьего только слова выписывать. 2–А-а. Диалог № 2. 1 – Завтра контрошка по физике! 2 – Гонишь? 3 - Эх ты, догоняй, дятел!
Слайд 9
Диалог № 3. 1- Сёдня на улице дубак такой! 2 Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак. 1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня! 2 – Всё выучил? 3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом. 1 – Да легко! Диалог № 4. 1 - Ой, как ехать не хочется. 2 – Я то тут при чём? Тебе же неохота. 1 – Скорей бы год кончился. 2 – Да ну на фиг! Там уж поступать… 1 – Да поступить бы уж скорей и не тянуть резину с курсами.
Слайд 10
Тематическая классификация жаргонизмов. 1). Сфера школы; 2). Сфера досуга; 3). Сфера быта; 4). Сфера оценки.
Слайд 11
- наименование учебных предметов: физра, литра, русиш, инглиш и т.д. - наименования учителей: алгеброид, физичка, историчка, химоза, училка, и т.д. - наименование разных предметов учебного процесса: шпора, бомба, зубрила, камчатка, чукотка, грузить, скатать…
Слайд 12
К сфере досуга можно отнести такие слова, как видак , мафон, диска, дискач, кореша, туса, шухерить, замочить, махаться .…
Слайд 13
- называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер – куртка; потники – носки; бандана – платок, завязываемый на голове или колене; фенечки – украшения на руку; копыта – женская обувь с расклешённым каблуком.
Слайд 14
Пополнение лексики школьников происходит в основном за счёт имён существительных (из 145 слов – 90 имена существительные, 31 глаголами, 3 прилагательными). Традиционное для русской речи суффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например: стукач, дискач образованы с помощью суффикса - --ач; видак - --ак; физичка-истеричка - --ичк; Существительные могут быть образованы от глаголов бессуффиксным способом: отпад, облом, прикид..
Слайд 15
Встречаются имена прилагательные и наречия, образованные от аббревиатур и сложносоставные: стопудово, стопудовый. Очень редко образуются новые глаголы: угорать, стебаться, юзать. Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является суффиксальный способ образования.
Слайд 16
Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее: Во-первых, 100 % учащихся 8а класса школы № 10 г. Волжский используют жаргонизмы; Во-вторых, чаще всего он употребляют слова близкие к просторечным, «блин» и «фиг» - 85%; Школьный жаргон выходит за пределы норм русского литературно языка. В нём, как и в языке целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, уровень его культуры, моральные и нравственные качества говорящих, экономическая ситуация в стране
Сорняки
Новый снимок Юпитера
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Груз обид
Рисуем лошадь акварелью