Автор в своей работе рассматривает историю ненецких родов, проживающих на территории МО Ныда Надымского района ЯНАО. Дает обяснение самым распрастраненным фамилиям.
Вложение | Размер |
---|---|
nir.doc | 139 КБ |
Этнографическое исследование истории ненецких родов с.Ныда
Пяк Вероника Валерьевна
Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, с. Ныда
МОУ« Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда», 8 а класс
Научная статья
Введение
В современном глобализирующемся мире человек часто чувствует себя незащищенной, крошечной частицей. Это состояние стимулирует поиски средств самозащиты, среди которых, по моему мнению, одну из главных ролей играет национальная общность. Почувствовать себя частью самобытной нации, имеющей древние корни - что может сделать человека более счастливым.
Интерес к истории своего народа свойственен каждому человеку. Мой народ - ненцы. Начало изучения истории своего народа я начала с изучения его корней. Во все времена фамилия для жителей тундры имела большое значение. У ненцев считалось, что если у тебя нет фамилии, значит ты не человек тундры. Фамилия рассказывала и о месте проживания и о занятиях, она характеризовала человека с самых неожиданных сторон. Узнать историю ненецких родов, в том числе и проживающих в родном селе - вот что толкнуло меня к исследованию.
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы на основе имеющихся материалов проследить историю происхождения ненецких родов, проживающих на территории Надымского района.
Для успешного достижения указанной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) изучить материалы, содержащие данные о происхождении ненецких родов, проживающих на территории Ямала;
2) собрать и проанализировать сведения о ненецких родах, проживающих на территории нашего села Ныда;
3) на основе собранного материала составить доклад для выступления в школьном этнографо-краеведческом музее;
4) пропаганда среди молодёжи культурные и духовные ценности коренных народов Севера.
Методы исследования – теоретический и сопоставительный анализ материалов. Практическую значимость данной работы мы видим в том, что собранный, изученный и обработанный нами материал можно успешно использовать в процессе патриотического воспитания учащихся нашей школы.
Новизна нашей работы заключается в систематизации материала по истории родов, проживающих на территории нашего села.
Структура исследовательской работы: исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы. Для решения поставленных задач были использованы разнообразные источники. Наиболее интересные сведения был нами заимствованы из работ выпускницы нашей школы Пушкарёвой Е.Т., Харючи Г.П., Хомич Л.В., Гриценко В.Н.
1.Ямальские тэнзы
Родом называется объединение людей по родству. Род объединял живущих родственников и умерших предков. Он обуславливал причастность человека к истории своего народа и родной земле. Роды объединялись в крупные племенные сообщества - тэнзы. В науке первоначальные роды называются фратриями. Родовое имя переходит по отцовской линии. При вступлении в брак решающее значение имела принадлежность жениха и невесты к тому или иному роду. Счёт родства у ненцев вёлся по мужской линии, и браки были запрещены не только внутри рода, но и внутри целых групп родов.
Экзогамные нормы европейских ненцев в отношении фратриальной экзогамии были разрушены к началу XX века, родовая же экзогамия сохранялась ещё в 1930-е годы.
Члены одной и той же фратрии называли друг друга «нями», что значит «мой брат», или «Намзани пеля» - часть моей плоти.
Таким образом, при выборе невесты, важнейшим моментом являлось определение её родовой принадлежности, так как мужчина мог брать себе в жёны только женщину, принадлежавшую к другому роду или даже к другой группе родов.
Если браки запрещались по отцовской линии, то, наоборот, по материнской линии допускались (разумеется, не всегда осуществлялись) браки между самыми близкими родственниками. Отмечено наличие перекрестного брака: двое мужчин (из разных родов) женились на сестрах или дочерях друг друга, при этом выкупа не полагалось. По существующим нормам два брата могли жениться на двух сестрах ( из другого рода), пасынку разрешалось жениться на своей мачехе, а отец мог жениться на вдове умершего сына. Таковы были брачные нормы, связанные с существованием у ненцев родового строя.
Ненцы Ямала разделялись на два основных тэнза - Вануйто и Харючи. Роды тэнза Вануйто ведут своё происхождение от древних жителей Ямала - легендарных сихиртя. К тэнзу Вануйто относились роды Яптик, Яунгад, Лаптандер, Сэрпива, Вэнега, Яр, Махаку, Пуйко, Нойнгоба.
К тэнзу Харючи относились роды Окотэтто, Сэротэтто, Хороля, Тусида, Ямал, Лапцуй, Пырерка.
Представители тэнза Вануйто могли вступать в брак только с представителями тэнза Харючи и наоборот. Привычные сегодня браки с представителями других народов прежде осуждались. Признаками рода являются имя, угодья, владетельные знаки, культ, святилища, кладбища.
Социальная организация ненцев базировалась на существовании этих двух родов- собственно самодийского рода Харючи и восходящего к аборигенам рода Вануйто. Первые достоверные сведения по родовому составу обдорских ненцев, куда входили ненцы Ямала, содержатся в «Книги обдорской самоеди» 1695 г. В этой книге указано, что к фратрии Харючи относятся собственно Харючи, Нгано-Харючи, Сюхуней, Нгадер и Ладукай, а к фратрии Вануйта - Вануйта, Яуца-вануйто, Соль-Вануйто, Вэнго, Яр, Сабы и Яптик, Сопли и Япти. ( Васильев, 1979 г. с. 87)
Таким образом, уже в это время наблюдается расщепление первоначальных родов на мелкие роды. Этот процесс продолжался и в XVIII в.
Кроме того, в это время среди ненцев сложились две разобщенные географические группы: «каменная самоядь» и «низовая самоядь», живущие соответственно по левую и правую стороны Обской губы. Но среди тех и других имелись представители обеих фратрий.
В XIX веке основные родовые подразделения стабилизировались, по крайней мере, внешне. Перепись 1816 года дает следующие роды самоедов Каменной стороны: Вануйта, Езынги, Нгано-Харючи, Муртюки Харючи, Яптик. Подобная структура сохраняется и в переписях 1851 и 1858 годов. Помимо родового деления две последние переписи учитывали и ватаги, во главе со старшинами, на которые роды делились. Эти «ватаги» представляют собой большие патриархальные семьи или группы больших патриархальных семей, которые с развитием оленеводства стали сознавать себя собственниками оленьих стад и превратились в самостоятельные хозяйственные единицы. По мере естественного разрастания эти семьи превращались в патронимии, или малые роды с запретами браков внутри них. Ненцы такие малые роды называли екар. Завершилось их становление в 90-е годы XIX века.
В свою очередь, малые роды делились на семьи. В 30-е годы XX века на Ямале зафиксированы следующие малые роды, давшие начало современным фамилиям: Вануйта, Вэнга, Езынги, Ламдо, Лапцуй, Лаптандер, Нгано-Харючи, Нгандер, Нгокатэто, Неркигы, Няруй, Пуйко, Салиндер, Сэротэта, Сэрпива, Тусида, Тадибе, Тибичи, Тэйми, Тэма, Хороля, Худи, Ядне, Яптик, Яр. И в качестве единичных случаев - Пяк, Сусой, Серасхов.
Л.В.Хомич отмечает, что дробление малых родов на большие семьи и фамилии продолжалось практически до последнего времени. Причем, некоторые семьи официально фиксируются под фамилиями, отличающимися от названий своих еркаров.
2.Родовые имена (фамилии)
Родовым именем называется общее имя у всех членов рода. Сегодня такие имена часто становятся фамилиями. Родовые имена хранили память о знаменательных явлениях в жизни рода. Родовое имя считалось священным, способным защитить от стихий и опасных сил. Помимо родового имени, каждый человек с древности получал личное имя. Личное имя хранилось в тайне, его знали только родители. Приведём значение некоторых родовых имен.
Вануйто переводят как «имеющий корень». Это указывало на древнюю и славную родословную представителей этой фамилии. Нганагуричи происходит от ненецкого слова нгано-лодка. Первоначально эта фамилия звучала Нгано'харючи, а потом её стали писать Анагуричи. Согласно родовым преданиям, у первого Анагуричи его брат увел оленье стадо. Поэтому Анагуричи вынужден был передвигаться на лодке. Хотя он и остался без оленей, он выжил и стал основателем рода. Сэротэтто получили такое имя потому, что их прародитель владел стадом белых оленей. Имя Яунгад указывает на морского охотника, стоявшего у истоков этого рода. Вэнга значит «собачье ухо». Как утверждали, первопредок этого рода обладал удивительно тонким слухом. Няруй означает стрелу с раздвоенным наконечником. Основатель этого рода был ловкий и знаменитый охотник. Первоначально именно охотники занимали самое высокое положение в народе. Ного переводится как «песец». Предки рода прославились в охоте на песцов. Они обладали большими запасами песцовых мехов, самого главного богатства на древнем Ямале. Тадибе переводится как «шаман». Основатели этого рода были известными шаманами. Тэсида (Тэсьда)- «обездоленный». Этот род основал бедняк, не имевший оленей.
Ядне - «идущий пешком». Этот род тоже происходит от бедного прародителя, не имевшего даже оленьей упряжки.
Е.Н.Пушкарёва отмечает, что возможно фамилии Сэродэта (Сэроттэто) – хозяин белых оленей и Саляндер (Салиндер) - житель высокого мыса, возможно, могли появиться благодаря женщине, когда она ласкала оленей или наблюдала за веселыми играми счастливых детей стойбища на высоком, сухом яру. Ведь, несмотря на значимость мужчины, в принятии важнейших решений он всегда советуется с женой, женщиной.
Есть родовые названия так или иначе связанные с названиями зверей, птиц и рыб: Нохо (песец), Худя ( грудная кость), Ябтонгэ ( гусиная нога).
Среди ненцев известно разделение фамилий на более мелкие группы. Например Салиндеры (жители мыса) делятся на варнгэ (ворон) и на харв'хаби ( лиственничных). Фамилия Ябтонгэ (Яптунай, Яптунгэ) делится на:
а) хабы нгарка- имеющий крупных быков;
б) ненэй- настоящие;
в) сыногк-гусь-гуменник;
в) нёлёко- маленькие.
3. Коренное население села Ныда
Село Ныда Надымского района является национальным. В нём проживает на сегодняшний день 2047 человек, из них 1007- представители коренных национальностей. Анализируя полученные нами статистические данные можно сделать вывод, что наиболее распространенная на территории нашего села фамилия Салиндер, за ней следуют Ядне, Вэлло, Вануйто, Рочевы (диаграмма 1, таблица 1).
О миграции можно говорить по представителям одиночных родов: Яр, Сэрпиво, Пыдархасов, Хороля, Тэйми, Тибичи, Евай (по 1 представителю). Так представители рода Хороля имеют свои корни в Ямальском районе. Сыновья Яр Саравче Едэйко и Чамбули породнились с родом Рочевых. С Пуровской земли в 30-е годы пришли на надымскую землю предки рода Сегой, что в переводе означает «поющий». В этом роду передаётся от поколения к поколению легенда происхождения рода. «На Пуровской земле жили по соседству два рода - род Ныйвэй (Пиналей) - люди по характеру смирные, доброжелательные, спокойные нравом, и род Сёхой (Сегой)- род воинственный, считающий себя во всем первыми и правыми. Однажды люди из рода Сёхой встревожились из-за тишины со стороны соседнего стойбища. Послали в стойбище мужчин, которые увидели, что чума унесла жизни всего живого в этом стойбище. Собрались они отъезжать и услышали плач ребёнка, который остановил их. Но страх перед ужасом не дал никому сойти с места, чтобы посмотреть, где плачет ребёнок. Тогда старик из рода Сехой, не боясь смерти, зашел в чум, где плакал ребёнок… И появился в семье старика сын по прозвищу «Нудасяда Ныйвэй» ( безрукий Ныйвэй). Мальчик остался жив, благодаря своей руке, которую он сосал, когда жизнь в чуме остановилась… От этого безрукого мальчика произошел новый род – род Ныйвэй-Сёхой (Пиналей- Сегой)».
В семье Салиндер хранится старинный ненецкий нож, сделанный руками предка. Этот нож лежал в колыбели новорожденного рода, т.к. до года малыш считается ещё не вполне родившимся, как бы «сырым», и чтобы его жизненную силу не могли похитить злые ведьмы пэрнэку, его клали вместе со спичками и маленьким камешком.
В семьях Вануйто и Харючи из поколения в поколение передаются запреты и обычаи:
К сожалению, постепенно утрачивается традиция называть новорожденных национальными именами. Из изученного списка нами встречены отчества: Сякович, Сэракович, Ханзович, Хатмович (род Анагуричи), Пыеривич (род Вануйто), Ябисович, Лямбиевич, Иклович (род Вэнго), Воттович, Ибитович, Коколевич, Едайкович, Хатькович, Лярович (род Нядонги), Екович (род Ненянг), Харакович, Хавович (род Пандо), Альевич (род Пяк), Лечкович, Хэвкович, Ирикович, Хэвдалевич (род Салиндер), Валакович (род Того), Анович (род Харючи), Тунгулевич (род Худи), Кылалович (род Ядне), Екович (род Яптунай), Едайкович (род Яунгад). Среди имен отмечены только четыре: Едейко, Лябо, Ирико, Ибитто, Хатма.
Заключение
Проанализировав полученные результаты, автор работы пришел к следующим выводам:
1)ненецкие роды, проживающие на территории нашего региона, имели четкую иерархическую структуры, состоящую из семьи, малых родов (екар), рода (фратрии), племени (тэнза);
2)родовым именем называется общее имя у всех членов рода, которое сегодня становятся фамилиями;
3)родовые имена хранили память о знаменательных явлениях в жизни рода, его основных занятиях;
4)на территории села Ныда самыми распространенными являются фамилии Салиндер, Ядне, Вэлло, Вануйто, Рочевы.
5)представители ненецких родов сохраняют и передают из поколения в поколение основные духовные ценности своего рода;
6)среди коренного населения становятся очень редкими самобытные ненецкие имена;
7)необходимо пропагандировать среди молодёжи культурные и духовные ценности коренных жителей Ямала, прививая гордость за свой народ и желание продолжать традиции предков.
Список использованной литературы
Приложение 1
Сравнительная таблица фамилий представителей коренной национальности с. Ныда
№ п/п | Фамилия | Кол-во | % от общего числа КНС |
Анагуричи | 59 | 6 | |
Вануйто | 43 | 4 | |
Вэлло | 68 | 7 | |
Вэнго | 31 | 3 | |
Лапсуй | 29 | 3 | |
Марик | 33 | 3 | |
Нядонги | 45 | 4 | |
Окотетто | 26 | 2 | |
Пандо | 24 | 2 | |
Рокины | 25 | 2 | |
Рочевы | 47 | 4 | |
Салиндер | 125 | 13 | |
Сэротэтто | 23 | 2 | |
Харючи | 30 | 3 | |
Хатанзеев | 37 | 4 | |
Худи | 45 | 4 | |
Ядне | 69 | 7 | |
Яунгад | 43 | 4 |
Как нарисовать портрет?
Сказка про Серого Зайку
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Лавовая лампа