Данная работа посвящена вопросу нарушения языковых норм в современных эстрадных песнях и их воздействию на слушателя. Актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Работа выполнена ученицей на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся воздействия современных песен на массового слушателя, с использованием литературоведческих словарей, текстов современных песен и данных, полученных в ходе анкетирования в социальных сетях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_tekstov_sovremennyh_pesen_i_izuchenie_vozdeystviya_ih_na_cheloveka.docx | 37.07 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Научно-исследовательская работа по русскому языку на тему
«Исследование текстов современных песен и изучение их воздействия на человека».
Выполнила ученица 10 А класса
МБОУ СОШ №2
Курбатова Анастасия
Преподаватель: Лискова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2
г.Зверево
Оглавление
Введение
Наша эстрада полна современных песен. Мы слышим их по радио, телевизору, в интернете, на улицах, в кафе и т.д. Некоторые популярные хиты мы часто напеваем себе. В клубах и на дискотеках мы двигаемся под «Все танцуют босиком на песке!», повторяем запомнившиеся слова. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях?
Гипотеза - современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка, снижает словесную культуру человека, воздействует на подсознание молодежи.
Цель работы – исследовать тексты современных популярных музыкальных композиций, рассмотреть их воздействие на слушателя.
Задачи и методы:
Работая над данной темой, я провела наблюдение над языком современных песен, через анкетирование рассмотрела вопрос о влиянии «эстрадной» речевой культуры на подростка.
В результате исследования я пришла к выводу, что эстрадные песни внедряются в социокультурную ситуацию, характерными чертами которой являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и в известном смысле утрата эстетического языкового идеала.
Исследование текстов современных песен
Не знаю ничего прекраснее,
чем умение силою слова приковывать
к себе толпу слушателей, привлекать их
расположение, направлять их волю
куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Цицерон.
Что же такого привлекательного содержится в текстах современной эстрады? Я записала несколько текстов (приложение 1), провела наблюдение над их языковым строением и исследование на нарушение языковых норм. Во время исследования были выявлены следующие «болезни»:
«Я спрячу свои крылья, чтоб не пугать тебя.
Я буду такой сильной, чтоб защитить тебя.
Я спрячу свои страхи, чтоб ты никогда о них не узнал.
Я буду такой сильной, чтоб ты любил меня…»
Нюша (Анна Шурочкина) – «Выше»
«На ресницах дождь и на душе печально,
На ресницах дождь оставишь на прощанье,
На ресницах дождь меня не пожалеешь
На ресницах дождь как раньше не согреешь…»
LadyNalan (Наталья Шаталова) – «Дождь из слёз»
«Понимай, изучай, запоминай, прощай,
Не ломай, не бросай и не меняй меня.
Не дави, не шути и не проси говорить
Я тебя, я в тебе, я так же буду…»
Таня (Татьяна Терёшина) – «Понимай»
«Нарисуй любовь. Сердце не молчи, дай мне свой пароль.
Нарисуй любовь. Вновь сойти с ума, без твоих частиц»
Mainstreamone (Антон Демянников) – «Нарисуй любовь»
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» А Н.Браун утверждал:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…
Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.
«Ведь я, давно уже сошёл с ума
С ума, с ума, с ума, с ума…»
Mainstreamone (Антон Демянников) – «Чувства для тебя»
«Ты живи, рисуй-рисуй, свой Голливуд, свой Голливуд…»
Domino (Алексей Каштанов) – «Прежний мир»
«Ты не единственная, ты лишь одна из,
Одна из, одна из моих актрис…»
Xhang– «Одна из»
В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
«Прости меня, мне время нужно.
К тебе душа не равнодушна…»
Евгения Поликарпова и Алексей Арабов – «Прости»
«Столько «Зай» в телефоне, а сколько еще в уме…»
«Если хочешь видеть ее, умей платить налом…»
Гр. Диаспора – «Взрослая»
«Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись”
Он не раскрученный проект, ему дорога вниз…»
ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя»
Таким образом, можно сделать вывод: употребление сниженной лексики становится модным приемом современной эстрадной песни.
«Сегодня есть вариант и лучше, чем пойти в BASE.
Новый друг, светит купюрами перед фейсом…»
Гр. Диаспора – «Взрослая»
В песнях «дискотечного характера» отразилась мода на использование иноязычных слов (лингвисты называют это явление варваризацией языка).
Воздействие современной эстрады на слушателя
«Как слово наше отзовется?» (Ф.И. Тютчев). Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения.
Но задумываются ли над этим вопросом авторы современных эстрадных песен?
Рок-музыканты не скрывают своего пренебрежительного отношения к слову: они признаются, что слова в их песнях лишь для демонстрации «возможностей» голоса.
По мнению же психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там в функции своего рода категорических императивов, формирующих непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Вот почему в своё время подвергались серьёзной критике «курлычат журавли…», «…не на миг не остановишь…», «пусть бесется ветер жестокий…», «плачат девочки», речевые изломы «Соловьиной рощи» («роща соловьиная стоит», «славный птах») и мн.др. Всё это – ошибки, и они очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка на волнах музыкальных ритмов, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Никто не поправит, не скажет: курлычут, ни на миг, бесится, плачут, а если и скажет, то встретит изумлённый взгляд: разве в песне было по-другому? Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Экспрессивные потенциалы песни чрезвычайно велики. Сохранённая эмоциональным состоянием (музыка, ритм, кинестетические реакции, в особенности – на песни «дискотечного характера»), песня становится важным вербальным императивом, нежели всё, что пытается опровергнуть её.
Наконец, сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки, которым понятие неопровержимого авторитета вообще чуждо, повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за того же отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.
Известно, что песня воздействует на подсознание человека, его эмоциональные потрясения. Когда все вокруг танцуют, смеются, всем хорошо: повышается эмоциональный тонус, вера в себя – музыкальный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подросток пытается вернуться в подобное состояние – он вновь и вновь слушает эстрадные песни.
Слово всемогуще, если избран верный контекст, если оно резонирует с настроением и состоянием слушателя. Смысл высказывания, в том числе и музыкального, - не в том, что сказано, а в том, что воспринято. Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывающийся в подсознании, станет учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.
С целью изучения воздействия современной эстрадной песни на старшеклассника мною было проведено анкетирование среди молодежи в социальных сетях (приложение 1).
В опросе приняли участие 30 человек. Самыми популярными были выявлены следующие композиции:
Какие строки помнят наизусть?
1. «За тебя калым отдам, душу дьяволу продам…»
2. «Мы будем всё равно вместе, рядом, и больше ничего мне не надо…»
3. «Айс, айс, айс-бейби. Я буду тебя любить, даже когда я буду на небе…»
На третий вопрос 50% опрошенных ответили «да», 29% - «нет», 21% - «иногда».
Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю, нет.
Заключение
Проведенные мною исследования позволяют сделать следующие выводы:
• огрубление (вульгаризация, нарушение благозвучия);
• варваризация;
• нарушение различных языковых норм.
У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.
В заключение хотелось бы процитировать строки известной поэтессы М.И.Цветаевой, в которых она говорит о значимости песни в судьбе поэта, в судьбе народа: «Певучее начало России, расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло. Для того, чтобы быть народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь».
Список использованной литературы
Приложение 1
Анкета
1. Назови самые популярные песни современной эстрады.
2. Вспомни строки из этих песен.
3. Задумываешься ли ты над смыслом слов песен «дискотечного характера»?
Приложение 2
«Выше» (Нюша)
1 куплет:
Я спрячу твои крылья, чтоб не пугать тебя.
Я буду такой сильной, чтоб защитить тебя.
Я спрячу свои страхи, чтоб ты никогда о них не узнал.
Я буду такой сильной, чтоб ты любил меня.
Припев:
Я хочу лететь еще выше, чтоб не задеть города крыши.
Я хочу быть еще ближе и выше и выше…
2 куплет:
Ты скорость моих мыслей, мне не догнать тебя.
Ты рядом, ты так близко, но не достать тебя.
Ты спрятал, ты похитил, сердце мое уже навсегда.
Я буду к тебе ближе, я научусь летать.
Припев.
Приложение 3
«Алло, мам» (ВИА Гра)
1 куплет:
Я замирала, иноком слыша его шаги.
И моё сердце камушком падало сверху вниз.
Упрямый разум маминым голосом мне кричал - "Беги",
И я бежала, только вот не от него, а с ним.
Припев:
Алло, алло, алло мам!
Алло, алло, алло мам!
Ветер поутих и всё путём
Алло, алло, алло мам!
Алло, алло, алло мам!
Что ж я не могу забыть о нём....
2 куплет:
Молва за нами парами следует словно тень.
Чужие люди учат нас, кто мы и как нам жить.
А я любить посмела без памяти, как в последний день.
И не понять тем людям вовеки моей души...
Припев.
3 куплет:
Когда ушёл он, думала мне без него не жить,
И мои слёзы льдинками падали сверху вниз.
И не совет мне нужен был, мама, а лишь твоё - "Держись!"
Прости что поздно, больше мне некому позвонить!
Фокус-покус! Раз, два,три!
Муравьиная кухня
Никто меня не любит
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Без сердца что поймём?