Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т. к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс.
Цельработы: исследование политических предпочтений обучающихся 10-11 классов накануне президентских выборов.
Основные задачи исследования:
Объект исследование: политические предпочтения населения России в выборе президента РФ.
Субъект исследование: политические предпочтения старшеклассников МБОУ «Заринская СОШ им.М.А. Аверина» в выборе президента РФ в 2012 году.
Гипотеза:
1. Политическая активность молодежи высокая;
2. Молодежь хорошо осведомлена о деятельности организаций и отдельных людей, оказывающих свое влияние на политическую жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
malyshkina_ekaterina_molodezh_i_politika_nakanune_prezidentskih_vyborov.doc | 398 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина»
МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА
НАКАНУНЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Исследовательская работа
Автор: Малышкина Екатерина Андреевна,
ученица 10 класса
МБОУ «Заринская СОШ
имени М.А. Аверина»
Научный руководитель:
Астапенко Марина Викторовна,
учитель истории и обществознания
Плотниково
2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………….…….5
Программные предложения кандидатов в президенты России………5
Практическая исследовательская работа……………………………..12
Заключение …………………………………………………………….18
Источники ……………………………………………………………...20
Приложение ……………………………………………………………21
Введение
Выборы, выбирать. С этим словом мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни. Мы выбираем школу, товары в магазине, спутника жизни. От этого выбора зависит наша жизнь. Но иногда от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но жизнь всей страны.
Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т. к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего. Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает, прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах [4].
Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. От выборов зависит политический курс и в целом жизнь людей.
В связи с этим я решила выяснить политические предпочтения молодёжи нашей школы в возрасте 16-18 лет, отношение старшеклассников к выборам президента.
Цель работы: исследование политических предпочтений обучающихся 10-11 классов накануне президентских выборов.
Основные задачи исследования:
Объект исследование: политические предпочтения населения России в выборе президента РФ.
Субъект исследование: политические предпочтения старшеклассников МБОУ «Заринская СОШ им.М.А. Аверина» в выборе президента РФ в 2012 году.
Гипотеза:
1. Политическая активность молодежи высокая;
2. Молодежь хорошо осведомлена о деятельности организаций и отдельных людей, оказывающих свое влияние на политическую жизнь.
Основная часть
Программные предложения кандидатов в президенты
На пост президента РФ в 2012 году претендовали 5 кандидатов:
1. Жириновский В.В.
2. Зюганов Г.А.
3. Миронов С.М.
4. Прохоров М.Д.
5. Путин В.В.
Жириновский Владимир Вольфович.
Родился 25 апреля 1946 года в городе Алма-Ате (Казахстан). Российский политический деятель, основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Участник четырёх выборов Президента России (1991, 1996, 2000, 2008 г.г.). Доктор философских наук, заслуженный юрист России.
В 1953-1964 годах Владимир Жириновский учился в алма-атинской средней школе с производственным обучением, в 1964 году приехал в Москву и поступил на историко-филологический факультет Института восточных языков при МГУ и в 1970 году закончил его с отличием по специальности «Турецкий язык и литература».
В 1965 - 1967 гг. также учился в Университете марксизма-ленинизма на факультете международных отношений. В 1972-1977 годах учился на вечернем отделении юридического факультета МГУ. Владеет английским, французским, немецким и турецким языками.
Является одним из самых активных законодателей, только в Думе 5-го созыва инициировал 52 законопроекта (15-е место среди всех депутатов)[5].
Предвыборная программа В.В. Жириновского: - Переименовать президента в правителя России.
- Вернуть смертную казнь за особо тяжкие преступления, в том числе за продажу наркотиков.
- Отменить военный призыв в мирное время.
- Прикрыть производство «палёного спирта» на Северном Кавказе. - Защитить страну от мигрантов. - Повысить пенсии. - Молодым семьям – кредиты на 20 лет под 1-2 % годовых на жильё, привлекать молодых в деревню. - Отменить ЕГЭ. - Понизить пенсионный возраст: для мужчин – до 58 лет, для женщин – до 53 лет.
- Минимальная зарплата – 15 тыс. рублей. - Малоимущих с доходами 15 тыс. рублей на семью освободить от налога [2].
Зюганов Геннадий Андреевич.
Родился 26 июня 1944 года в деревне Мымрино Знаменского района Орловской области. Российский политический деятель, председатель Совета Союза компартий - КПСС (с 2001 г.), председатель Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации (с 1995 г.), председатель президиума Центрального исполнительного комитета КПРФ (1993 – 1995 г.г.). Трижды баллотировался на пост Президента Российской Федерации, каждый раз занимая второе место (1996 г., где вышел во второй тур, 2000 и 2008 г.г.).
Окончив с серебряной медалью Мымринскую среднюю школу Хотынецкого района Орловской области в 1961 году, Зюганов год проработал в ней учителем. В 1962 году поступил на физико-математический факультет Орловского педагогического института, который закончил с отличием в 1969 году. В 1980 году окончил академию общественных наук при ЦК КПСС. Геннадий Зюганов - доктор философских наук (тема диссертации «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России»). Автор более 150 опубликованных научных работ по философии, истории и политике, более 80 книг и монографий, в том числе «Я — русский по крови и духу», «Святая Русь и Кощеево царство», «Глобализация и судьба человечества». Также автор ряда публикаций в прессе. Для Геннадия Зюганова существует определенный образец политического лидера и гения – Владимир Ленин [5].
Предвыборная программа Г.А. Зюганова:
- Ужесточить наказание за фальсификацию результатов голосов.
- В течение года ужесточить антикоррупционное законодательство.
- Понизить проценты за кредиты и налоги для предприятий реального сектора.
- К концу 2013 повысить средний размер пенсии в 2-3 раза.
- С 1 января 2013 г. ввести единовременное пособие на новорожденного 50 тыс. рублей.
- Вернуть всеобщее бесплатное образование, молодёжи – работу по специальности, бесплатное жильё.
- Прекратить рост тарифов на энергоресурсы, что остановит рост и других цен [2].
Миронов Сергей Михайлович.
Родился 14 февраля 1953 года в г. Пушкин (Пушкинский район г. Ленинграда). Российский политический и государственный деятель, депутат Государственной думы V созыва, в 2001—2011 гг. председатель Совета Федерации Федерального собрания России. C 14 июня 2011 г. — Руководитель фракции «Справедливая Россия».
В 1980 году окончил Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова, в 1992 году окончил Санкт-Петербургский технический университет, в 1997 году окончил с отличием Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации,
в 1998 году окончил с отличием юридический факультет, а в 2004 году – философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
С 1971 по 1973 год проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках Советской Армии. Служил в Литве и Азербайджане. Демобилизовался в звании гвардии старший сержант запаса ВДВ.
5 декабря 2001 года избран Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. На этом посту Миронов занялся политической деятельностью, внешне самостоятельной от официальной политики «Единой России».
Сергей Михайлович выступает против легализации огнестрельного короткоствольного оружия в России, хотя этот факт не мешает ему самому иметь несколько наградных короткоствольных пистолетов. Также выступает против эвтаназии. Политические взгляды Миронова левые, о чём он неоднократно заявлял. Является сторонником прогрессивной шкалы налогообложения и налога на роскошь.
Миронов является активным пользователем сети интернет и имеет свой личный сайт: www.mironov.ru [5].
Предвыборная программа С.М. Миронова: - Дать право гражданам выбирать судей на всех уровнях судебной системы.
- Сделать максимальной товарную наценку на продукты питания первой необходимости – 15 %. - Снизить цены на бензин Аи – 95 и дизельное топливо до 15 рублей. - Вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения. Пенсия – 60% от зарплаты. Не допускать повышения пенсионного возраста. - Увеличить все детские пособия в 3 раза. - Приравнять работников образования, медицины, социальных служб, науки, культуры и спорта к госслужащим с единым уровнем зарплаты и пенсионного обеспечения.
- Ввести жёсткий государственный контроль тарифов на содержание и ремонт жилья.
Сергей Миронов Конституцию России, в отличие от Владимира Жириновского, менять не собирается [2].
Прохоров Михаил Дмитриевич.
Родился 3 мая 1965 года в Москве. Российский предприниматель и управленец, миллиардер, президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ», президент Союза биатлонистов России. С 2011 года занимается политической деятельностью, в том же году был лидером партии «Правое дело». Входит в число самых богатых людей планеты, самый богатый человек в России в 2009 году по версии журнала «Forbs». Родился в семье Дмитрия Ионовича Прохорова - начальника Управления международных связей Госкомспорта СССР и его супруги Тамары - сотрудницы кафедры полимеров Московского института химического машиностроения.
После окончания школы Прохоров поступил в Государственную финансовую академию, но после первого курса отслужил два года в рядах Советской армии.
В 2011 году личное состояние Михаила Прохорова составило $18 млрд. В 2007 году оно составляло $15 млрд. В 2009 году предприниматель занимал первую строчку в списке российских миллиардеров журнала «Forbes» - тогда его капитал составил $9,5 млрд. Прохоров вкладывает деньги в ряд инновационных проектов, среди которых строительство (совместно с «Роснано») завода «Оптоган» по выпуску светодиодных ламп, проект по выпуску гибридного Ё-мобиля.
В 2004 году Михаил Прохоров основал благотворительный Фонд Михаила Прохорова, соучредителем и руководителем которого является его сестра Ирина Дмитриевна Прохорова. Миссия фонда, по мнению Прохорова, должна была заключаться в поддержке культурных, образовательных и научных инициатив. В его планах было осуществление системной поддержки культуры российских регионов, при которой повышался бы интеллектуальный уровень и творческий потенциал местных сообществ [5].
Предвыборная программа М.Д. Прохорова:
- Отменить с 2015г. призыв в армию. Армию сделать профессиональной.
- Ввести контроль над расходами чиновников и членами их семей.
- Снизить налоги на бизнес. Повысить налоги на табак, снизить акцизы на бензин.
- Рост социальных расходов не должен превышать рост производительности труда.
- Отменить ЕГЭ.
- Высшее образование сделать бесплатным только по специальностям, необходимым экономике.
- Поднять престиж профессии учителя и преподавателя. Инвестиции в повышение профессионального уровня и качества жизни учителя рассматривать как основную составляющую реформирования отечественного образования.
- Создать дистанционные рабочие места для молодых и многодетных семей.
- Единая валюта на основе евро и рубля [2].
Практическая исследовательская работа
С целью выяснения политических предпочтений старшеклассников и их электорального поведения накануне президентских выборов 2012 года, мною было анкетирование среди обучающихся 10-11 классов. Среди них было 11 мальчиков, и 19 девочек (рис.1). Анкета состояла из 12 вопросов.
Рис.1
В ходе проведения исследования были выделены следующие критерии политической и электоральной активности молодежи:
Выяснилось, что лишь 33% обучающихся читают политические новости в интернете (рис. 2), только 6% посещают официальные сайты интернет – правительства (рис. 3), а 10% опрошенных посещают персональные сайты политических партий (рис.4).
Рис.2 Рис.3
Рис. 4
Таким образом, можно сделать вывод, что молодёжь не особо интересуется политическими новостями, и совсем не интересуется деятельностью правительства и политических партий. Получается, что у будущего страны по большей части совсем другие интересы, чем их собственное будущее.
Здесь важен ещё один вопрос: а насколько юные политики разбираются в ней, или же это просто фикция. По данным института социологии РАН только около 3% молодёжи являются сторонниками социализма, и со временем их становится всё меньше, тогда как процент взрослых приверженцев социализма остаётся постоянным и составляет около 15%. Это радует в первую очередь тем, что у молодёжи формируется своя позиция. Хотя по тем же данным сторонниками самостоятельного русского пути развития страны является меньшее число молодых, нежели взрослых, но у молодых этот процент уменьшился за последние годы. А вырос процент вообще не заинтересованных в политике молодых людей [6].
Не смотря на вышесказанное, оказалось, что старшеклассники ориентируются в политическом управлении государством. Отвечая на вопрос анкеты, мои сверстники утверждают, что среди всех органов власти именно президент оказывает наибольшое влияние на жизнь общества в целом.
Рис.5.
Второе место разделили между собой СМИ и оппозиционные политические партии, на третьем месте полиция, парламент, премьер-министр и правительство (рис.5).
В анкете было предложенно подумать о влияние информации, размещенной в интернете и СМИ на общее настроение граждан РФ (рис.6).
Рис.6.
Большинство старшеклассников считают, что информация СМИ и интернета оказывают большое влияние на формирование позиций, точек зрений, предпочтений у граждан РФ.
На данный момент наиболее популярной темой в России старшеклассники считают выборы президента РФ (рис.7).
Рис.7.
Так как, по мнению респондентов, президент наиболее влияет на жизнь в стране, то отдельно оценивалось их отношение к выборам депутатов и президента .
Более половины опрошенных высказались за выборы, таким образом считаю, что данные процедуры имеют права существовать в стране (рис.8).
Рис.8.
Цифры однозначно говорят о том, что молодежь в этом вопросе занимает активную политическую позицию, осознает значимость в демократическом решении важных политических задач государства.
Современная молодежь – политическое будущее нашей страны. Через несколько лет именно молодежь будет определять облик России в целом. Как будет жить наша страна, кто будет ею управлять, будет ли и дальше продолжен курс по активной поддержке социальных и экономических преобразований?
Ответы на эти вопросы во многом зависят от активной гражданской позиции молодых. А кому они оказали бы предпочтение на выборах президента в 2012 году?
Старшеклассники были ознакомлены с предвыборными программами кандидатов в президенты, после этого им было предложенно выбрать за кого из кандидатов они сегодня голосовали бы и почему (рис.9).
Рис.9.
За Жириновского голосовали бы, так как считают его человеком дела, так как он способен говорить, убеждать, у него надёжная команда. За Прохорова голосовали бы, так как считают его новым, не таким, как другие, у него стратегическое мышление, он достаточно молод и знает потребности современной молодежи. За Путина - так как считают его простым человек, так как он понимает заботы людей, у него стратегическое мышление. При этом деятельность В.В. Путина на посту премьер –министра оценивают в среднем на 4.00 балла.
Таким образом, если бы в феврале 2012 года проходили выборы президента РФ, большинство обучающихся нашей школы проголосовали за В.В. Путина.
Осталось сравнить предпочтения старшеклассников школы с результатами выборов президента 4 марта 2012 года (рис.10) [3].
Рис.10.
В основном предпочтения и результаты совпали, хотя Г.А. Зюганов и С.М. Миронов своего электората среди школьников не нашли.
Заключение
В самом начале работы были определены две гипотезы, которые должны были быть опровергнуты либо подтверждены во время исследования.
Первой гипотезой мы выдвинули, что политическая активность у молодежи высокая. Результаты анкетирования показали неожиданный результат: как выяснилось, молодежь мало интересуется политикой в целом.
Еще одна гипотеза – молодежь хорошо осведомлена о деятельности организаций и отдельных людей, оказывающих свое влияние на политическую жизнь.
Респонденты показали неплохие знания политических организаций, лиц, делающих политику. Варианты ответов респондентов имели четкую зависимость от популярности политика либо политической организации.
Изначально перед нашим исследованием стоял вопрос выяснения политической активности молодежи и ее электорального поведения. Можно ли считать, что эти задачи выполнены? Думается, да, потому как нами были выяснены некоторые общие положения о политической обстановке в стране, роли политических субъектов в жизни общества.
Для поддержания электоральной активности с перспективой её повышения, считаю, следует усилить состязательность партий и выдвинутых ими кандидатов на выборах всех уровней, а для этого требуется дальнейшее развитие законодательства о политических партиях. Человек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства. Необходимо предпринять усилия для того, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.
Укрепление российской политической системы, переход на пропорциональную систему на выборах в федеральный парламент, дают основания для аналогичного постепенного перехода и на выборах в органы законодательной власти субъектов Федерации. Это придаст политическим партиям дополнительный импульс, оживит их работу в регионах. А значит, возрастет интерес всех категорий нашего общества к избирательному процессу, в том числе и молодежи.
Считаю, что уже со школьной скамьи ребят необходимо учить активно участвовать в жизни нашего общества. Например, организовывать занятия в клубе «Молодой избиратель», где в доступной, увлекательной форме они будут получать знания о специфике социально-политического устройства страны и различных аспектах выборов в те или иные органы власти. Или практиковать выборы президента школы именно в соответствии с процедурой выборов президента РФ. Можно регулярно проводить открытые уроки для старшеклассников «Мы – будущие избиратели», «Голосуй или проиграешь». Среди учащихся школы организовывать конкурсы на лучший рисунок на тему «Завтра начинается сегодня», а среди старшеклассников на лучшую творческую работу-проект. Я уверена, что подобные мероприятия повысят политическую активность учеников и в будущем сделают их полноправными участниками политической жизни нашей страны.
Источники
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета 10-11 класс
1. Как вы думаете какая политическая тема на данный момент наиболее популярна в России? (подчеркните)
Глобализация, внешняя политика, внутренняя политика, выборы президента
другое (укажите)________________________
затрудняюсь ответить
2. Читаете ли вы политические новости в Интернете?
да нет
3. Посещаете ли вы официальные сайты интернет - правительства?
(Если да, то укажите каких)
да______________________________ нет
4. Посещаете ли вы персональные сайты политических партий?
(Если да, то укажите каких)
да_____________________________________
нет
5. В предложенном списке отметьте, пожалуйста, ТРИ силы, которые, с Вашей точки зрения, оказывают сегодня наибольшее влияние на жизнь страны.
1. Армия. 2. Оппозиционные политические партии. 3. Президент. 4. Интеллигенция. 5. Правительство. 6. Премьер-министр. 7. Журналисты. 8. Правоохранительные органы. 9. Профсоюзы. 10. Парламент. 11. Предприниматели. 12. Церковь.
13. Другое______________________
6. Как вы думаете влияет ли информация размещенная в Интернете и СМИ на общее настроение граждан РФ?
(Если это возможно укажите почему)
да__________________________ нет _________________________
затрудняюсь ответить
7. Как вы относитесь к выборам депутатов и президента в стране?
(Если это возможно укажите почему)
отрицательно____________________ положительно___________________
затрудняюсь ответить
8. За кого бы Вы голосовали на президентских выборах в 2012 г.?
1. За Г. Зюганова. 2. За В. Жириновского. 3. За В. Путина. 4. За М. Прохорова
5. За С. Миронова. 6. Против всех (вычеркнул все фамилии).
9. Почему бы Вы голосовали за этого кандидата? (Укажите не более ТРЕХ причин.)
1. Он — прирожденный лидер. 2. Он лучше других знал, что нужно делать.
3. Он тот, что надо. 4. Он один из нас — простой человек. 5. Меня устраивала его программа. 6. У него стратегическое мышление, ясные цели. 7. Он — человек дела. 8. У него надежная команда. 9. Ему присущи профессионализм и компетентность. 10. Он способен говорить, убеждать. 11. Его отличали доброта, человеческие качества. 12. У него привлекательная внешность. 13. Он понимал заботы людей. 14. Он был меньшим из зол. 15. Он был новым, не таким, как другие. 16. Я голосовал так же, как и большинство.
10. Как бы Вы оценили по 5-балльной шкале деятельность В. Путина за время его политической деятельности? («5» означает «очень хорошо», «1» — «очень плохо»)________
11. Укажите ваш пол
муж жен
Домик зимней ночью
Можно от Солнца уйти...
Хрюк на ёлке
Горячо - холодно
Самодельный телефон