Данная работа посвящена наиболее известному зверю, своеобразному символу русской культуры - хозяину тайги – медведю.
Главная цель- выяснить, почему медведь частый герой в устном народном творчестве, российских символах и геральдике.
Вложение | Размер |
---|---|
medved_v_rossii_bolshe_chem_medved.doc | 124 КБ |
Мурманская область город Мончегорск
Попова Алиса Александровна
ученица 5 класса А МОУ СОШ № 14
Руководитель
Гофман Надежда Петровна
учитель начальных классов
высшая категория
МОУ СОШ №14
3.2. Социологическое исследование 9
Используемая литература 10
Приложение
Введение
Данная работа посвящена наиболее известному зверю, своеобразному символу русской культуры - хозяину тайги – медведю.
Медведь – удивительный зверь. Особенно для нас, русских. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120.000 – в России. Медведь на Руси – нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он – хозяин леса.
Эта тема заинтересовала меня давно. Дома у меня с раннего детства была любимая игрушка – плюшевый медвежонок. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность.
С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в первых русских народных сказках, услышанных мною, тоже был главный герой - медведь. Когда пошла в школу, то на уроке окружающего мира знакомились с этим зверем, а на уроке изобразительного искусства рисовали медведя.
Много раз я задумывалась о его происхождении, местах обитания, о связи медведя с человеком. А при изучении темы «История в символах и знаках» на уроках истории, я заинтересовалась, почему опять медведь - чаще, чем другие животные встречается на гербах российских городов. И я решила глубже узнать об этом чуде – лесном хозяине.
Главная цель - выяснить, почему медведь частый герой в устном народном творчестве, российских символах и геральдике.
Задачи исследования:
Гипотеза – мы предположили, что популярность медведя связана с тем, что он символизирует силу, выносливость.
Объект исследования: произведения устного народного творчества, российская геральдика и символы
Предмет исследования: образ медведя в устном народном творчестве, российской геральдике и символах.
Методы исследования:
Для подтверждения гипотезы мы прежде всего проанализировали легенды, мифы и предания, связанные с происхождением медведя.
Давайте обратимся к истории этого вопроса.
I Медведь в фольклоре
1.1 Легенды и мифы
И в наше время мифы и легенды продолжают существовать как способы объяснения каких-либо явлений окружающего мира.
В народных представлениях о животных происхождение медведя повсеместно связывается с человеком, который, как повествует легенда, был обращен Богом в медведя за провинности.
Медведь – зверь оборотень, лесной воевода, рожденный по многим легендам от женщины и лесного зверя «меда». Некоторые уверяют, что медведь – это человек, превращенный злым колдуном в зверя. Поэтому он первым на человека не нападает, разве что будет мстить за нанесенную ему обиду или травму.[3].
Медведь, согласно легендам, прежде был человеком: это доказывается тем, что он умеет ходить на задних лапах, имеет похожие на человеческие глаза, любит мед.[7].
Мы хотим представить несколько легенд, подтверждающих вышесказанное. (Приложение 1)
О происхождении медведя из человека повествуют легенды и других славянских народов: в медведя был обращен жених – мельник, обидевший гостя на свадьбе; мельник, который обвешивал людей фальшивой меркой или в вывороченной шубе бросился Христу под ноги.
Человеческое происхождение медведя отражено и во многих поверьях. Считают, например, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец – как мужчина, а медведица – с грудью, как у женщины. Бытует убеждение, что у медведя человечьи глаза, ступни и пальцы. И особенности поведения у него тоже человеческие: он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит своих детей, молится, горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост – сосет свою лапу. Доказательство его человеческого происхождения охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так как на других зверей. [5].
Медвежий праздник и ряд обрядов связаны с охотой на медведя. Некоторые народы Сибири устраивали перед убийством медведя танцы в медвежьих масках. Магическая задача – умилостивить медведя, чтобы он не обижался.
У хантов и манси эти танцы выливались в примитивную драму на сюжеты охоты.
Народы Нижнего Амура и Сахалина для медвежьего праздника специально выкармливали маленьких медвежат для участия в празднике.
Медвежьи ритуальные праздники сохранялись до XX века в ряде сибирских и уральских народов. О значении медведя в жизни некоторых народов свидетельствуют наскальные рисунки, петроглифы (первобытные наскальные изображения) на Урале.
В настоящее время такие праздники не носят магического характера, а проводятся как национальные традиционные развлечения. [3].
Медведь – один из главных героев животного эпоса, сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок. Образ медведя на Руси почитался издревле.
Это доказывают народные сказки, которые создавались не только русским народом, но и народами, проживающими на территории русского государства, в основном народы Севера. [1] (Приложение 2)
Больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но есть эпизоды, где он показывает своё легкомыслие, наивность, простодушие, ограниченность кругозора. [2].
Для примера возьмём цитаты из сказки « Маша и медведь»:
-А если уйдёшь,- говорит,- всё равно поймаю и тогда уже съем!
Здесь медведь показывает свою силу и мощь.
А вот ограниченность кругозора мы можем увидеть, рассмотрев сказку «Мужик, медведь»:
-А-а,- заревел,- ты меня обманул, мужик!
В этой сказке медведь возможно и не поддался бы обману, если бы знал, как надо использовать такие простые вещи, как репа. В этом- то и видна его ограниченность кругозора. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий.
Образ медведя можно встретить во многих сказках северных народов. Как главное действующее лицо чаще он встречается в карельских, саамских, эвенских, чукотских сказках. Есть тема приручения животных в карельских сказках. В них медведя запрягают вместо лошади, загубленной этим медведем.
С образом медведя мы встречаемся и в малых формах устного народного творчества. (Приложение 3)
Вывод: С древних времен медведь являлся тотемным животным у северных народов Руси, ему покланялись, в нем видели человеческие качества. С медведем связаны народные праздники, приметы. Образ животного широко использовался в устном народном творчестве. Во всех сказках, загадках, поговорках медведь наделен человеческими качествами как положительными, так и отрицательными, он обладает силой, его считают хозяином.
II. Образ медведя в российской геральдике
В "Титулярнике" (1672) герб Новгорода уже изображался в традиционном в последующие годы виде: два медведя у трона, на котором лежат крест, скипетр и подсвечник, внизу две рыбы. Мне кажется, что на этом гербе, медведь является символом ума, величия, силы, потому что только умная сильная власть непобедима.
Следующий герб ярославский.
Медведь ярославский, кудлатый,
Шагает, как знамя подняв
Секиру, которой когда-то
Убил его князь Ярослав
Валентин Берестов
«В серебряном поле- чёрный медведь , идущий на задних лапах, голова прямо, держащий в левой лапе золотую секиру».Здесь медведь олицетворяет собой символ силы, преданности, отваги. Фигура медведя напоминает нам пограничника. Он как бы охраняет границы своего княжества от врагов. Но если кто-то решится завоевать Ярославль, медведь уничтожит их своей секирой
Пермский герб: в щите изображен идущий медведь, на нем поставлено Евангелие, выше крест. Герб "изъявлял дикость нравов здешних обитателей коим воссияло христианское просвещение". Щит венчала княжеская корона. [ http://myfhology.narod.ru/].
Вывод: И так, три медведя в русских земельных гербах связаны с разными мотивами значения этого символа. Новгородский медведь, возможно являясь финским заимствованием, имел государственно-политическое значение; ярославский же и пермский отражали существенные культурные модели: первый единоборство и победу князя над медведем, а второй – победу христианства над языческой верой
Медведь советский – особенный
В советское время медведь также часто появлялся на гербах новых городов, но теперь его образу придавался другой, более современный смысл. Отныне медведь не символизировал собой дикость и отсталость территории или напоминание об удачной охоте. Советские «медвежьи гербы» теперь подразумевали, что медведь олицетворяет мужество, силу, мощь и масштаб преобразований. ( Приложение 4)
Таков и норильский медведь, появившийся на гербе города в 1972 году . Медведь на гербе красноярского «Атомграда», Железногорска, занимается вообще несвойственной этому хищнику работой – расщепляет атом, разрывая его стилизованное изображение своими могучими лапами…
Есть еще одна весьма интересная тенденция, относящаяся к российским городским гербам, появившимся в советские годы. Медведи, как правило, украшают гербы городов, построенных в суровых климатических условиях. На юге и в центральной полосе «медвежьи гербы» буквально наперечет. Зато чем севернее широты, тем чаще встречается геральдический хищник на гербах: Сыктывкар, Анадырь, Когалым, Кудымкар, Хабаровск, Чукотка, Норильск…
И это, видимо, не случайно. Люди, приходившие осваивать новые регионы, северные земли, нуждались в некоем мощном образе, символе, который был бы под стать задуманным глобальным преобразованиям. Таким символом чаще всего и становился медведь – самый выносливый и могучий представитель северной фауны. Так что Норильск с медведем на городском гербе оказался в очень неплохой компании. [9].
Вывод: исследуя материалы, касающиеся геральдики, можно сделать вывод, что гербы с изображением медведя имеют города северной части России, Урала, Сибири, лесной зоны и Дальнего Востока
И это, видимо, не случайно. Люди, приходившие осваивать новые регионы, северные земли, нуждались в некоем мощном образе, символе, который был бы под стать задуманным глобальным преобразованиям. Таким символом чаще всего и становился медведь – самый выносливый и могучий представитель северной фауны.
Культ медведя как тотемного животного был распространен среди многих народов, населяющих Россию, однако было бы преувеличением считать его образ древним, объединяющим и мобилизующим на коллективные действия символом, с которым россияне отождествляют себя и свое государство.
В качестве символа России медведь появился, безусловно, на Западе в XYIII веке. Он отражал варварство, агрессию, лень. Разумеется Россия неоднократно давала своим соседям основания для страха, однако, если бы не было русского медведя, его бы следовало придумать. Но Россия всегда была и остается миролюбивой державой, и «как медведь, первой не нападает, но даст отпор за нанесенную обиду».
Русский медведь стал частью повседневности. Уже никто не задумывается о том, почему западные СМИ называют так российские бомбардировщики ТУ-95 или россиян на ринге, например, Олега Тактарова. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой [6].
3.1 Символика
В русской культуре образ медведя неоднозначен. В советскую эпоху в детских книгах и мультфильмах медведь представлен сильным, добродушным, что проявилось, например в симпатичном московском олимпийском мишке. (Приложение5)
Медвежонок Миша стал талисманом XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Было много предложений по созданию талисмана, но победил автор художник Виктор Александрович Чижиков. Наш талисман пользовался большим успехом не только в нашей стране, но и во всем мире.
Этот же образ использован и в символике конкурса-игры «Русский медвежонок- языкознание для всех». Полтора десятка лет назад австралийский математик и педагог Питер Холлоран придумал игру-конкурс «Кенгуру – математика для всех». Замысел оказался настолько удачным, что в 2000 году в «Кенгуру» играли более полутора миллионов школьников из 20 с лишни м стран мира, в том числе 210 тысяч россиян. Новый конкурс «Медвежонок» – младший брат «Кенгуру» – проводится по тем же правилам, в тесном взаимодействии с Российским оргкомитетом «Кенгуру». Отсюда и название: кенгуру – символ Австралии, медвежонок – России. Это еще раз доказывает, что именно медведь- царь зверей.
Символом партии «Единая Россия» является обращенный шествующий медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя — развевающийся российский флаг, под изображением медведя — надпись «Единая Россия»[11], rus.1september.ru › articlef.php…
Вывод: Это добродушный зверек не случайно выбран эмблемами. Именно он воплощение силы, удали, уверенности – качеств русского человека. Медведь – исконный герой устного народного творчества, и исторический символ суровой, но прекрасной русской природы.
3.2 Социологическое исследование
Для достижения цели исследования мною проведено анкетирование.
Вопросы анкеты составлены автором работы.
Респондентами были люди в возрасте 20-60 лет, ученики средней школы в возрасте 12-18 лет и ученики младшей школы в возрасте 7-11 лет по 30 человек в каждой группе.
Задавались следующие вопросы:
1) Какие ассоциации у вас вызывает слово «медведь»?
2) Каков характер медведя в русских сказках?
3)Почему русский медведь встречается в российской символике и геральдике?
Опрос дал следующие результаты: (Приложение 6)
Заключение
На основе представленных данных можно сделать следующий вывод.
С древних времен медведь являлся тотемным животным у северных народов Руси, ему покланялись, в нем видели человеческие качества. С медведем связаны народные праздники, приметы. Образ животного широко использовался в устном народном творчестве. Во всех сказках, загадках, поговорках медведь наделен человеческими качествами как положительными, так и отрицательными, он обладает силой, его считают хозяином. Культ медведя как тотемного животного был распространен среди многих народов, в особенности населяющих северные районы России, поэтому русский народ отождествлял себя и свое государство с этим животным. Так появились «медвежьи» гербы и эмблемы, символизирующие исторические события в нашей стране. Жители современной России воспринимают медведя как воплощение силы, мощи, величия и русского духа. И результаты социологического опроса это доказывают.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Перспективой данного исследования является ознакомление школьников с образом медведя в русском фольклоре, российской геральдике и символике, создание книжки «Медведь в России больше, чем медведь» для школьной библиотеки
Используемая литература
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. - М.: "Просвещение", 1977.
2. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.- М.: «Просвещение», 1968
3. Большая энциклопедия. Т.15
4. Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи.- М.:Планета, 1991 С.226
5. Мифы народов мира Т.2
6. Российский исторический журнал «Родина», № 06, 2008. С.128-133
7. Русские легенды и обычаи. -М.; Эксмо, 2005 С.381
8. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет, суеверий. /под ред. Е.Глушко, Ю.Медведев/.- Нижний Новгород, 1995 С.274-275
9. Соболева Н. А. Гербы городов России.- Изд-во DELTA-MM 2002
10.Толковый словарь живого русского языка. В.Л.Даль - М.; «Русский язык». 1989 С.311-312
11. Шейнина Е.А. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: 1991
Интернет-ресурсы
http:// www. рagan.ru/
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Хризантема и Луковица
Мост Леонардо
Ворона
В какой день недели родился Юрий Гагарин?