Сообщение и презентация выполнена ученицей 2 класса
Вложение | Размер |
---|---|
kitay-gorod.ppt | 1.34 МБ |
kitay-gorod_2.doc | 62.5 КБ |
Я - москвич! И что бы вложить в эти слова всего себя, нужно знать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
Слайд 2
Некогда городом Москвой считалась только та территория, которая находилась внутри кремлевских стен. Соответственно «москвичами» считались только те горожане, которые проживали в самом Кремле. В XIV веке за Кремлем возникает предградье, или посад. Люди строятся на новом месте, как тогда говорили «садятся» на землю вдоль рек, отсюда название – посадский люд. Посад разросся так быстро, что скоро получил название Великий посад (т.е. большой). Кремлевская крепость уже не могла укрыть, в случае опасности, всех желающих. Необходима постройка новых крепостных стен.
Первые укрепления появились на этой территории в конце XIV века. Известно, что именно в это время впервые упоминается о насыпном вале и рве с водой. К концу ХV столетия вражеские набеги и поджоги так измучили жителей посада и Кремля, что было решено построить более серьезное сооружение.
Новую стену-крепость пригласили строить итальянского мастера, имевшего богатый опыт по возведению подобных сооружений. Это был архитектор Петрок Малый. Напомним, что иноземные зодчие сыграли значительную роль в формировании облика города. Известно, что краснокирпичный Московский Кремль возводили так же итальянские мастера. Наверняка, здесь значительную роль сыграла жена «государя Всея Руси» Ивана III Софья Палеолог. Она была образованным человеком, воспитанным на лучших архитектурных традициях Рима. Поэтому, когда венценосному супругу понадобилось построить крепость, по своему виду и оснащению отвечающей возросшей силе и значению Московского государства, Софья рекомендовала пригласить итальянских мастеров.
переход
Слайд 3
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
Во имя Трех Святителей Вселенских в старой Москве было освящено несколько церквей.
Одна из них дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.
Слайд 4-5
Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции. Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.
Хитровский рынок окружали двух-трехэтажные дома, переполненные ночлежками. Дома эти назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова. Именно здесь и располагались пользующиеся дурной славой трактиры «Пересыльный», «Сибирь», «Каторга». «В „Пересыльном“ собирались бездомники, нищие и барышники, в „Сибири“ — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденного, а выше всех была „Каторга“ — биржа воров и беглых». Именно на Хитровке находили большинство беглых из Сибири и уголовников. Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей. Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.
"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии.
В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…" Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»
Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.
Интересно, что по обе стороны от Хитровки располагались богатейшие особняки купечества: Саввы Морозова, Корзинкина, Хлебникова. Переход
Они строили больницы и школы, поддерживали людей искусства и создавали музеи. В России всегда были традиции, когда даже обычный рядовой купец, свою десятину отдавал на благие дела и делал он это добровольно, и только сам решал, кому и когда отдать. Купцы и промышленники, жертвовали деньги на строительство храмов и сами строили церкви. Мечтой жизни почти каждого русского предпринимателя было стремление построить храм. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом.
"Сознание неправды денег в русской душе невытравимо", - писала М.Цветаева.
Слайд 6
Сама Марина Ивановна с конца сентября 1940 г. по август 1941 г. снимала комнату (14 квадратных метров) в трёхкомнатной квартире известного учёного Б.И.Шукста в доме №5 на углу МалогоТрехсвятительского переулка. Дом построен в 1930 г между двумя переулками и выходит на Покровский бульвар. Это её последний московский адрес. "Мы жили на Покровском бульваре дом номер 14/5, угол Малого Вузовского переулка, квартира 62, - вспоминала Ида (Идея) Шукст-Игнатова, дочь Бронислава Шукста. - Это был так называемый "второй дом Совнаркома", в нём жили люди, занимавшие видные посты в государстве, - и такие ученые, как мой отец. В эти годы множество жильцов дома уже были арестованы, на нашей лестнице только две квартиры оставались неопечатанными". Здесь Цветаева услышала сообщение о начале войны, отсюда вместе с сыном она уехала в эвакуацию в Елабугу.
Слайд 7
Дом №3 по переулку перестроен в 1865 г. архитектором Г. фон Ниссеном из жилого здания конца XVIII века, имеющего одноэтажную застройку, для Евангелическо-реформаторской церкви. Фон Ниссен конкретно изменил фасад, пристроил со двора зал. В 1834 г. подпоручик Воейков, которому принадлежало строение, "продал Московской Реформаторской церкви крепостной свой отстроенный каменный дом на белой земле с принадлежащими к нему всякого рода жилыми и нежилыми деревянными строениями". В 1915 г. произошёл раздел владения Реформаторской церкви, и почти вся земля и без того небольшого к тому времени владения отошла к училищу при храме. Через 2 года строение перешло к евангелическим христианам-баптистам. 3 апреля 1917 года в нём было проведено их первое торжественное богослужение. Здесь и поныне располагается центральная баптистская церковь. Имеется молитвенный зал на 800 посадочных мест, великолепный 38-ми регистровый орган, изготовленный в 1898 году.
Слайд 8
Училища располагалось по Большому Трёхсвятительскому переулку, дом №4. А затем здесь разместили среднюю школу №327. В ней учились такие известные товарищи, как поэт и драматург Виктор Михайлович Гусев (1909-44), полярник Эрнст Теодорович Кренкель (1903-71), пианист Лев Николаевич Оборин (1907-74), кинорежиссёр Ефим Львович Дзиган (1898-1981), бард и драматург Александр Аркадьевич Галич (1918-77). Последний сначала учился в 25-й школе в Колпачном переулке, но его оттуда исключили и перевели в эту. Удивительно, но школа существует до сих пор. Правда, номер у неё нынче другой - №1227 - и теперь она не просто средняя общеобразовательная, а с углубленным изучением английского языка. Это наша школа!
Построено училище в 1913-15 гг. архитектором А.Э.Эрихсоном. Родился в Москве. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, был отправлен за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. Состоял архитектором Московской казённой палаты. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистинский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина. Помощником Эрихсона работал архитектор А. И. Герман.
Творческий путь А. Э. Эрихсон начал с построек в стиле эклектики, затем, в его деятельности возникла яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. В 1910-е годы почерк архитектора вновь изменился — большинство его построек с этого времени возведены в стиле неоклассицизма. После 1917 года А.Э. Эрихсон жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна.
По мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, А. Э. Эрихсон — один из самых выдающихся зодчих московского модерна со своим индивидуальным узнаваемым почерком.
Слайд 9
Дом №6 - доходный дом, построенный в 1913 г. архитектором И.А.Германом по заказу Ю.Т. Крестовниковой, сестры Саввы Морозова. Часть его включает в себя здание известного в конце XIX в. ночлежного «ляпинского» дома, названного так по фамилии владельцев купцов М. и Н. Ляпиных. — пишет С. К. Романюк.— Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена воссоздана на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А. К. Саврасов. Однажды ляпинский дом посетил Л. Н. Толстой. «Взойдя на гору, — писал он, — мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди». Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?», в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве.
Цветущая сакура
Весенняя сказка
Алые паруса
Дымковский петушок
Эта весёлая планета