В данной работе исследована симметрия в орнаменте алтайского национального женского и мужского костюмов.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_issledovatelskoy_rabote.docx | 26.72 КБ |
simmetriya_v_ornamente_altayskogo_nacionalnogo_kostyuma.pptx | 1.62 МБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Открытая межрегиональная научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
ТЕЗИСЫ к исследовательской работе
СИММЕТРИЯ В ОРНАМЕНТЕ АЛТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
Выполнила: ученица 9 КЛАССА
Борина Полина
Научный руководитель: учитель математики
Первутинская Л.С.
Горно-Алтайск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство алтайского народа. История алтайцев нашла свое отражение в декоративно-прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в художественной обработке дерева, в узорной вышивке и аппликации на коврах, национальных костюмах и предметах быта. Но наиболее яркой и выразительной была аппликация и вышивка на одежде алтайцев. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли наше внимание. А сложность орнаментальных форм дает нам возможность показать красоту математики, ее органичность в окружающем нас мире. В данной работе мы исследовали состав орнаментального мотива композиции и типовой состав рисунка алтайского костюма с точки зрения математики.
Симметрия с древних времен привлекает к себе внимание людей. В наблюдаемой симметрии природных форм находили подтверждение разумного устройства мироздания, в ней искали суть красоты, свидетельство гармонии. Симметрия принадлежит и миру человека в его творениях, в его мышлении и миру природы в ее образах, она прокладывает мост между человеком и природой.
Для исследования нами был выбран орнамент мужского и женского алтайского национального костюма.
Объектом данного исследования является национальный костюм алтайцев.
Предмет исследования – симметрия в орнаменте национального алтайского костюма.
Цель: исследование симметрии в орнаменте алтайского национального костюма.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе исследована симметрия орнаментов алтайского национального женского и мужского костюмов. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Более детальное исследование данного вопроса с точным определением типов симметрии стоит продолжить в следующем году, с началом изучения основ симметрии на уроках геометрии.
Перспективы дальнейшего исследования:
БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на научно исследовательскую работу обучающейся 94 группы ГОУ РКЛ РА Бориной Полины
Тема: Симметрия в орнаменте алтайского национального костюма.
В данной работе исследована симметрия в орнаменте алтайского национального женского и мужского костюмов.
Обучающейся был собран большой материал, состоящий из фотографий костюмов, изготовленных в мастерских по пошиву и изготовлению национальной одежды «Ай-тана» (г. Горно-Алтайск), «Кезер» (с. Онгудай), а также фотографий полученных на республиканском празднике «Эл-Ойын» (2006 год и 2010 год). Изучена, к сожалению, немногочисленная литература по этому вопросу. На основе этих материалов были изучены декор и мотивы орнамента алтайского национального костюма; выявлены и проанализированы математические законы построения алтайского орнамента, проведена классификация национальных мотивов орнамента, рассмотрены различные способы построения орнамента, а также созданы новые орнаменты по законам симметрии с использованием алтайских национальных мотивов, получены важные выводы.
Результаты проведенного исследования можно использовать на уроках геометрии, на занятиях спецкурсов по геометрии, по истории и прикладному искусству алтайского народа.
Исследовательская работа имеет большие возможности для продолжения. В этом году планируется рассмотреть различные типы построения плоских орнаментов с точки зрения геометрических преобразований (поворотная и переносная симметрии, симметрия со скользящей осью); изучить законы построения сетчатого орнамента; изучить орнаментальные мотивы украшений предметов быта алтайцев (ковров и кожаных изделий).
Рецензент: Первутинская Любовь Сергеевна, учитель математики ГОУ РКЛ РА
Слайд 1
Борина Полина, 9 класс Научный руководитель: Первутинская Л.С. учитель математики СИММЕТРИЯ В ОРНАМЕНТАХ АЛТАЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВСлайд 2
Актуальность темы Аппликация и вышивка на одежде алтайцев, самобытность и высокие художественные достоинства алтайских национальных орнаментов привлекли наше внимание. Сложность орнаментальных форм дает нам возможность показать красоту математики, ее органичность в окружающем нас мире. В данной работе мы исследовали мотив композиции и типовой состав рисунка алтайского национального костюма с точки зрения математики.
Слайд 3
Цель исследования Изучение симметрии в орнаментах алтайских национальных костюмов. Задачи исследования Изучить литературу о законах построения орнамента и видах симметрии; изучить декор и мотивы орнамента алтайского национального костюма; выявить и проанализировать математические законы построения алтайского орнамента; создать орнаменты по законам симметрии с использованием национальных мотивов.
Слайд 4
Методы исследования Анализ литературы по изучаемым вопросам; фотографирование алтайских национальных костюмов и элементов декора; сравнение и анализ полученных фотографий; опрос людей, занимающихся пошивом национальных костюмов;
Слайд 5
Основные термины Ушаков ОРНАМЕНТ [латин. ornamentum]. Живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. Брокгауз и Ефрон ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение) – узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцветный или многоцветный, состоит из ритмически упорядоченных элементов и используется для украшения архитектуры. Даль ОРНАМЕНТАЛЬНОСТЬ – первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней закономерность организации цветных пятен и масс. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. МОТИВ – это главный элемент орнамента, основная его составляющая.
Слайд 6
Мотивы алтайских орнаментов Женское начало, благопожелание женственности Алака- культовый знак мужской силы
Слайд 7
Мотивы алтайских орнаментов Стежки, по которым можно было определить принадлежность к роду серектегени тепкиштегени шенгирлегени
Слайд 8
Мотивы алтайских орнаментов Рога диких и домашних животных. (Олень, марал, архар, горный козёл ) Животные мотивы Шкуры животных Летящая птица Растительные мотивы Географические мотивы Священные горы Алтая Бурные реки Алтая
Слайд 9
Симметрия в национальных мотивах Параллельный перенос Осевая симметрия Центральная симметрия
Слайд 10
Виды орнаментов Ленточный орнамент или бордюр. Бордюром называют плоскую геометрическую фигуру , которая состоит из одинаковых фигур выстроенных на одной линии с помощью параллельного переноса. Круговые орнаменты или розетки. Геометрические приемы используемые при составлении розеток: деление окружности на равные части с помощью транспортира, использование симметрии. Основообразующей формой этого орнамента является круг, разделенный на части, в одной части которого рисуется узор, а потом с помощью симметрии повторяется в других частях круга.
Слайд 11
Бордюр Бордюр с параллельным переносом на вектор ā ā ā
Слайд 12
Бордюр Бордюр, который имеет ось симметрии параллельную вектору ā ā
Слайд 13
Бордюр Бордюр, который имеет две оси симметрии – параллельную вектору ā и перпендикулярную вектору ā ā
Слайд 14
Бордюр ā Бордюр, который имеет ось симметрии перпендикулярную вектору ā
Слайд 15
Бордюр ā Бордюр, который строится с помощью осевой симметрии и параллельного переноса
Слайд 16
Бордюр Бордюр, фундаментальная область которого имеет центр симметрии ā
Слайд 17
Бордюр Бордюр, который имеет центр симметрии ā
Слайд 18
Розетка Розетка, которая построена с помощью поворота на угол 90 0 и имеющая 4 оси симметрии
Слайд 19
Розетка Розетка, которая построена с помощью поворота на угол 60 0 и имеющая 6 осей симметрии
Слайд 20
Розетка Розетка, которая построена с помощью поворота на угол 60 0 и имеющая 6 осей симметрии
Слайд 21
Розетки
Слайд 22
Розетки
Слайд 23
Розетки
Слайд 24
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии; расположение орнаментов на одежде выстраиваются с применением осевой, центральной и зеркальной симметрий; для алтайского орнамента характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка; в составе орнамента национальной алтайской одежды чаще всего используются животные и растительные мотивы; используя законы построения орнаментов и алтайские мотивы можно создать различные орнаменты. Заключение
Слайд 25
Рассмотреть различные типы построения плоских орнаментов с точки зрения геометрических преобразований; изучить законы построения сетчатого орнамента; изучить орнаментальные мотивы украшений предметов быта алтайцев (ковров и кожаных изделий). Перспективы дальнейшего исследования
Рисуем пшеничное поле гуашью
Вода может клеить?
Пчёлки на разведках
Никто меня не любит
В какой день недели родился Юрий Гагарин?