С самого раннего возраста каждый день, дома, в детском саду и в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой я слышу одно и то же: «Не забудь помыть руки!». И вот я задумалась: «А зачем их так часто мыть? Они ведь и так чистые?». Тогда я решила спросить у своих друзей в классе. Моя подруга Соня ответила: «Руки надо мыть, чтобы они блестели». А Саша сказала: «Руки надо мыть, чтобы не заболеть». И Вероника добавила: «Руки моют, чтобы в животе червяки не завелись». Наконец, я спросила у мамы: «Зачем надо мыть руки?». Мама ответила: «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание». Я внимательно посмотрела на свои руки, но никаких микробов не увидела. А мама сказала, что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов. Тогда я вооружилась увеличительным стеклом и стала разглядывать все, что меня окружало. Вот только никаких микробов все равно не увидела. Мама объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом. Чтобы убедиться во всем, мама предложила мне провести исследование. Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике. Предмет исследования: ладони рук. Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека. Задачи исследования: -изучить имеющуюся литературу по этому вопросу; - провести исследование микробов в бактериологической лаборатории; -проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека. Гипотеза: Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья. Методы исследования: - изучение литературы; - исследование микробов в лаборатории; - анкетирование учащихся; - беседа с родителями и медицинским персоналом; - анализ полученных данных; - обобщение. Порядок проведения: Работа рассчитана на 2 этапа. На первом этапе ведётся исследование в бактериологической лаборатории. На втором этапе идёт анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. Проектным продуктом являются: - Памятка «По уходу за чистотой рук»; -Презентация работы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_migacheva_evelina.docx | 23.23 КБ |
prilozhenie_k_migachevoy_ev..docx | 885.63 КБ |
Содержание
1.Введение………………………………………………………….………….3
2.Основная часть……………………………………………………………...4
2.1.Кто такие микробы?……………………………………………................4
2.2.Существует ли «болезнь грязных рук»?……………………..………….5
2.3.Исследовательская часть…………………………………………………6
3.Заключение………………………………………………………………….8
4.Список литературы…………………………………………………………9
5.Приложение………………………………………………………………..10
Введение
С самого раннего возраста каждый день, дома, в детском саду и в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой я слышу одно и то же: «Не забудь помыть руки!». И вот я задумалась: «А зачем их так часто мыть? Они ведь и так чистые?». Тогда я решила спросить у своих друзей в классе. Моя подруга Соня ответила: «Руки надо мыть, чтобы они блестели». А Саша сказала: «Руки надо мыть, чтобы не заболеть». И Вероника добавила: «Руки моют, чтобы в животе червяки не завелись». Наконец, я спросила у мамы: «Зачем надо мыть руки?». Мама ответила: «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание». Я внимательно посмотрела на свои руки, но никаких микробов не увидела. А мама сказала, что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов.
Тогда я вооружилась увеличительным стеклом и стала разглядывать все, что меня окружало. Вот только никаких микробов все равно не увидела. Мама объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.
Чтобы убедиться во всем, мама предложила мне провести исследование. Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике. Предмет исследования: ладони рук.
Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.
Задачи исследования:
-изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;
- провести исследование микробов в бактериологической лаборатории;
-проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.
Гипотеза:
Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- исследование микробов в лаборатории;
- анкетирование учащихся;
- беседа с родителями и медицинским персоналом;
- анализ полученных данных;
- обобщение.
Порядок проведения: Работа рассчитана на 2 этапа. На первом этапе ведётся исследование в бактериологической лаборатории. На втором этапе идёт анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.
Проектным продуктом являются:
- Памятка «По уходу за чистотой рук»;
-Презентация работы.
Основная часть
2.1. Кто такие микробы?
Микроб – ужасно вредное животное,
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное попадёт в живот,
И спокойно там живёт.
Залезет, и где ему захочется,
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Ты спросишь: «Как туда он попадет?!»
- Ну конечно через рот!
В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.
И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Микробы живут везде: в воздухе и в воде, на клавиатуре компьютера и на сотовых телефонах, на коврах, деньгах, грязных руках, на продуктах, шерсти животных, на игрушках и других предметах.
Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.
Существует ли «болезнь грязных рук»?
- Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?
- Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит.
Приезжайте же скорее
Добрый доктор Айболит!
(К.И. Чуковский)
Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.
Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.
Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Рот человека – это «дверь», ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.
«Болезнь грязных рук» – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом и холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.
Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.
Исследовательская часть
Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, мы с мамой отправились в лабораторию, которая находится в городской больнице нашего города. Там мне рассказали, что действительно существуют болезнетворные микробы, но в их наличие можно убедиться только при помощи микроскопа. Тогда я решила принять активное участие в исследовании.
После обеда в школьной столовой я специально не мыла руки. Врач-лаборант протерла мокрой ваткой ладони моих рук (Приложение 1 Фото 1), потом выжала воду с нее на специальное предметное стекло (Приложение 1 Фото 2) и поместила стекло под объектив бинокулярного микроскопа (Приложение 1 Фото 3). Посмотрев в микроскоп, я сказала: «Вот это да! Сколько же много этих микробов!» Они представляли из себя множество черных точек. Далее врач-лаборант предложил мне вымыть руки с мылом и вновь повторить эксперимент. Мы решили проверить, верно, ли, что после мыла микробов на руках не остается. Посмотрев в микроскоп, я увидела 1-2 черных точки, то есть микробов (Приложение 1 Фото 4). Также врач-лаборант рассказал, чтобы определить разновидность микроба, его нужно несколько дней выращивать в специальной среде при помощи чашек Петри.
На основании проведенного исследования я сделала вывод, что иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли. Почесали грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.
Я выявила, что пользуясь водой с мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Как объяснил врач-лаборант, природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния человека, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.
Я предложила провести мини - опрос среди учеников начальной школы по данной теме. Мы составили анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 2). На следующий день вместе с учителем мы заходили в классы и задавали ребятам вопросы анкеты. Вот что у нас получилось.
В опросе приняли участие 93 человека (100%). На вопрос «Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?» положительный ответ дали 65 человек (70%), то есть большая часть учеников знает о необходимости мытья рук.
На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?» положительно ответили 82 человека (88%). Но в тоже время на вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?» положительно ответили всего 24 человека (26%). А вот на вопрос: «В каких еще случаях вы моете руки?» ответы ребят были разнообразными: «после прогулки, после посещения туалета, после работы на уроках труда и ИЗО, после общения с животными, после того, как держали в руках деньги». На вопрос «Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?» положительно ответили 67 человек (72%).
На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что практически все ребята знают о необходимости мытья рук, в каких случаях особенно не стоит забывать мыть руки и чем могут быть опасны грязные руки, но в то же время только самая малость школьников вспоминают об этой простой процедуре.
Известный польский поэт Юлий Тувим написал «Письмо ко всем детям по одному важному делу». В этом письме есть такие строки:
«Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!»
Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день. После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2-3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.
15 октября 2009 года впервые отмечался Всемирный день чистых рук. В связи с новой датой эксперты ООН напомнили, что с помощью простого мытья рук с мылом можно значительно уменьшить распространение инфекционных заболеваний. Детский фонд ООН - обнародовали неутешительные данные: от инфекционных заболеваний каждый год умирает 3,5 миллиона детей во всем мире. Дети крайне восприимчивы к болезням, причиной которых является плохая гигиена, и «такое простое действие, как регулярное мытье рук с мылом перед едой и после посещения туалета, позволит почти вдвое снизить уровень детской смертности».
Закончив свою исследовательскую работу, я хотела бы предложить вывешивать в туалетах и возле столовой плакаты, призывающие и напоминающие мыть руки.
Исследование данного вопроса меня заинтересовало. Я хочу продолжить исследование данной темы.
Заключение
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:
Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.
Многие названия инфекционных болезней мне незнакомы. Я хочу продолжить свое исследование. Узнать, например, что такое гепатит или брюшной тиф.
Пословицы:
Чистота – лучшая красота (Китайская);
Болезнь с грязью в дружбе (Дагестанская);
Чистота – залог здоровья (Сербская).
Список литературы
6. Приложение
Приложение 1
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
.
.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Браво, Феликс!
Как Снегурочке раскатать тесто?
Мороз Иванович
Мороз и заяц