В работе представлен анализ межнациональных отношений в МОУСОШ№8 г.Тулы, проведенный на основании анкетирования и составления графических характеристик
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 69.5 КБ |
IV Научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку», посвященная Российской космонавтики.
МОУСОШ №8
Научно-исследовательская работа в области социально-экономических наук.
«Толерантность межнациональных отношений в школьной среде»
Керимова Фидан, 10 класс
Афончева Ирина Львовна, учитель истории
2011
Оглавление
I. Введение.
II. Толерантность межнациональных отношений в школьной среде
1. характеристика культурного уровня в молодежной среде
2. характеристика межнациональных отношений среди школьников
3. решение национального вопроса
III. Выводы и практические рекомендации.
IV. Литература.
1.Введение
Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас .
Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем .
Кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе – это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, социальные и политические проблемы Поэтому межэтнические отношения – одна из самых значимых сфер человеческих отношений. Формирование межэтнической толерантности – это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу. Формирование позитивного отношения к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам – главное условие развития межкультурной компетентности.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.
Так что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроении? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.
Российская Федерация является многонациональным государством. Распад Советского Союза привел к деградации сложившейся системы нравственного и интернационального воспитания. К сожалению, Россия не избежала межнациональных конфликтов. Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе, как на бытовом, так и социальном уровне.
Большинство учащихся МОУСОШ №8 являются русскими , но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Поэтому мы ставили перед собой задачу выявить отношение детей к представителям другой национальности и решению национального вопроса, который становиться одним самых острых противоречий нашего общества.
Изучение этого вопроса поможет увидеть основные проблемы и причины межнациональных конфликтов, выявить недостатки воспитательной деятельности школы, родителей и социальной среды и в то же время охарактеризовать положительные тенденции , на которые можно опираться для формирования толерантной среды в школе.
Целями данной работы являются:
- Выявление уровня толерантности сознания молодежи в межнациональных отношениях в школе.
-Выявление уровня сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.
-На основании проведенных исследований и сделанных выводов скорректировать план воспитательной работы, направленный на формирование
безболезненных взаимоотношений в подростковой среде посредством развития взаимоуважения и взаимопонимания.
II. Выявление уровня толерантности межнациональных отношений в школьной среде.
Для осуществления поставленных целей были разработаны тесты, содержащие вопросы, касающиеся межнациональных отношений. (Приложение). Тестирование было проведено анонимно среди учащихся 9-11 классов. Результаты тестировании нашли свое отражение в схемах, диаграммах, комментариях и выводах к ним.(Презинтация).На основании выводов были разработаны практические рекомендации воспитательной работы в МОУ СОШ №8.
Результаты исследования:
При характеристике важных черт своего народа, большинство учащихся отметили доброжелательность (21 %) и гостеприимство (23 %).(Слайд 6)
Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности. Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 10% респондентов , тогда как остальные 61% не очень хорошо знают обычаи и традиции своего народа , а 10% не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа. (Слайд 7)
Интересны вопросы непосредственно связанные с межнациональными отношениями.
По результатам проведенного мною теста, я сделала вывод, что учащиеся не против многонационального класса (22%), видеть человека другой национальности как своего соседа по дому (22%), а 20 % учащихся отметили, что они хотели бы видеть человека другой национальности как своего партнера в совместном деле или как своего друга. (Слайд 8)
При ответе на вопрос, что больше всего не нравится в учащихся другой национальности 12 % респондентов выбрали такой вариант ответа как сам факт принадлежности к другой национальности. Остальные 40% отметили его культуру, а 48% выделили его поведение и отношение - это показывает, что характеристики учащихся в большинстве не связаны с национальностью, а зависят от воспитания и уровня развития.(Слайд 9)
Интересны для анализа ответы на вопросы, которые говорят о столкновении с проявлениями национализма среди представителей своего и другого этноса. Хотя большинство респондентов отметили такой вариант ответа, как редко (среди своего этноса 60% и другого этноса 36%), но стоит задуматься над другими цифрами (13% и 25% постоянно сталкиваются с этим явлением, а 38% и 26% учащихся часто сталкиваются). Получается, что учащиеся, которые никогда не сталкивались с этим явлением остались в меньшинстве.(Слайд 10)
Целая группа вопросов была посвящена решению национального вопроса.
Радует, что вопрос об ограничении прав учащихся других национальностей или других регионов вызвал у отвечающих отрицательную реакцию. Но стоит обратить внимание, что четверть отвечающих согласились с этой мерой, игнорируя такие понятия как права человека и гражданина.(Слайд11)
Для снижения межнациональной напряженности, достижения согласия среди учащихся- были выбраны такие варианты как защита прав и свобод человека (29%) и повышение уровня культуры учащихся ( 26%), но 21 % выбрали такой вариант, как наведение жесткого порядка, т.е ученики хотят показать, что законы регулирующие межнациональные отношения отсутствуют или не работают в государстве. Следует обратить внимание, что 4% выбрали такой националистический вариант, как оставить только русских, но к счастью выбравших такой вариант мало.(Слайд 12)
Несмотря на то, что 63% отрицательно относятся к движению бритоголовых; эта цифра не может радовать нас, так как позитивное отношение составляют 15% и согласны со взглядами и методами 22%, что в целом дает 37% от количества учащихся. (Слайд 13)
На вопрос что бы сделали если бы стали участником конфликта на национальной почве: - большинство опираются на свои силы, только 13 % обратились бы в милицию или прокуратору – это говорит, о том, что люди потеряли доверие к этим органам. То, что 29% затрудняются ответить – это говорит о сложности и неоднозначности его решения. (Слайд 13)
На вопрос смогли бы учащиеся покинуть Родину более 65% отвечающих дали отрицательный ответ, но стоит учитывать, что 40% согласились покинуть Россию. (Слайд 15)
Вопрос касающийся будущего страны решается следующим образом . Большинство количество учащихся (32%) отметили, что желали бы восстановления СССР, но в противоречивость этому равное количество респондентов хотели бы, что бы все осталось так как есть. 19% отметили, что в России необходимо установить административные границы между субъектами федерации не по национальному , а по хозяйтсвенно-територриональному признаку. (Слайд 15)
Эти ответы радуют нас - они не выявляют негативного отношения к другим нациям, так как малое количество учащихся выбрали такой вариант, как депортирование нерусских.
Таким образом в результате исследования выявлены позитивные тенденции
- 51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;
- 63% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;
- лишь 13% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми
Так же в ходе исследования выявился ряд проблем, которые не могут не настораживать:
- более 38% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;
- 37% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;
- лишь 13% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;
III. Выводы и практические рекомендации.
На основании данных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Показатели исследования подтвердили приоритет общечеловеческих ценностей у большинства учащихся школы.
2. Однако, ответы учащихся на вопросы выявили тенденцию обострения межнациональных противоречий в обществе.
3.В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне.
4. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного кризиса.
5. Школа должна скорректировать воспитательную работу вместе с другими общественными организациями, направленную на формирование толерантной среды .
6.Для развития идеи толерантности необходима продуманная государственная политика, имеющая поддержку граждан многонационального государства.
Опираясь на выводы , мною были разработаны следующие рекомендации.
Для воспитания толерантного отношения в школьной среде провести в рамках реализации проекта “Комфортная школа” Программы развития следующие мероприятия:
1.Создать в школе выставку «Толерантность в межнациональных отношениях»
2. Провести общешкольные конкурсы творческих работ :
- “Культура народов мира”
- “Кухня народов мира”
- “Музыка народов мира”
- “Национальная одежда народов мира”
3.Устаноить дистанционное общение со школой №2 г. Уджар Азербайджанской республики.
4.На сайте школы создать рубрику “Школа толерантности”
5. Установить рабочий контакта с МОО «Достлуг - Дружба»
6.Провести фестиваль «Мозаика национальностей» с привлечением родительской общественности.
Результатом этих мероприятий должно стать формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); подъем культуры молодого поколения; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между молодежью различных национальностей.
Литература:
Отзыв на исследовательскую работу “Толерантность межнациональных отношений в школьной среде”, выполненную ученицей 10 класса МОУСОШ№8 Керимовой Фидан.
Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе как на бытовом, так и социальном уровне.
Работа состоит из введения, основной практической части, выводов и рекомендаций.
Во введении определена актуальность работы, её цель и значение.
Основным содержанием данной работы является анализ тестов, характеризующих межнациональные отношения в школьной среде.
На основании данных тестов автор работы сделала выводы и сформулировала рекомендации по формированию атмосферы толерантности в школе, которые будут использованы для планирования воспитательной работы. Таким образом, данная работа имела практическое значение.
Работа проиллюстрирована схемами и диаграммами
Данная работа имела большое значение для Керимовой Ф., которая познакомилась с основами социологических исследований, углубила свои знания по вопросам межнациональных отношений. Для учащихся – респондентов участие в тестировании ещё раз позволило задуматься не только над причинами национальных конфликтов, но и над способами их разрешения.
Данная работа заслуживает высокой оценки.
Учитель истории МОУСОШ №8 Афончева И.Л.
Каргопольская игрушка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Свинья под дубом
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как напиться обезьяне?