Цель работы: изучить историю возникновения различных видов удобрений и доказать необходимость их использования для повышения плодородия почвы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_udobrenie_pishcha_rasteniy.rar | 778.15 КБ |
VII – городская научно-практическая конференция школьников
Секция: биология
Название работы « Удобрения – пища растений»
Автор работы: Кучеренко Ася
Место выполнения работы: г. Невинномысск,
МОУ лицей №6, 4 класс.
Научный рук.: Кутепова Елена Петровна,
учитель начальных классов
Невинномысск, 2008
Содержание
а.) 1.1. Органические удобрения. _______________________ стр. 4
б) 1.2. Минеральные удобрения________________________ стр. 6
а) 2.1 Использование удобрений людьми на своих дачных
и огородных участках _________________________ стр. 7
в) 2.2. Система использования удобрений
для растений класса __________________________ стр. 7
Введение
Актуальность проблемы исследования. Слово «удобрение» я часто слышала от папы, так как он реализует продукцию ОАО «Невинномысский Азот» сельхозпроизводителям. Изучая в 4 классе тему «Отрасли сельского хозяйства» я узнала, что люди используют удобрения, чтобы увеличить плодородие почвы. Без их использования не удастся получить большие урожаи овощей, фруктов и пышное цветение на клумбах.
Я заинтересовалась этой темой, и решила узнать: когда были изобретены первые удобрения и какие удобрения используют люди в наше время.
Цель моей работы: изучить историю возникновения различных видов удобрений и доказать необходимость их использования для повышения плодородия почвы.
Задачи исследования
Для достижения поставленных задач исследования использовался комплекс методов:
- эмпирические: опрос;
- статистические: количественная и качественная обработка материалов.
Структура и объем работы.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии; изложена на 6 страницах, содержит 5 приложений. Список литературы включает 7 источников.
ГЛАВА 1. Типы удобрений.
Слово «удобрение» произошло от слова «добрый». Удобряя почву, мы хотим сделать ей добро. Поэтому удоб рением называют любое вещество, добавляемое в почву, для того, чтобы повысить ее плодородность и восполнить нехватку полезных веществ. «На удобренной земле и оглобля родит»,— гласит русская пословица.
Существуют два типа удобрений: минеральные и органические. Минеральные удобрения производятся на химических предприятиях. Органическими удобрениями называют вещества природного происхождения.
1.1. Органические удобрения.
Органические удобрения известны с раннего периода истории земледелия.
Навоз. Имя земледельца, впервые придумавшего использовать навоз в качестве удобрений неизвестно, но можно предположить, что такие изобретатели были в каждой культуре. В Индии и Китае его использовали, чтобы повысить урожай, еще за три тысячелетия до нашей эры, а крестьяне на Руси всегда добавляли навоз в почву под зерновые культуры. Отсюда и поговорка: "Клади навоз в пору - соберешь зерна гору".
Слово «навоз» в русском языке означает «то, что навозится». Стоит отметить, что навоз, внесенный в почву, повышает урожай растений не только в год внесения, но и в течение нескольких последующих лет.
Интересно, что на Руси навоз использовался ещё в качестве топлива. А во Франции в 19-ом веке бумага изготавливалась из конского навоза.
Зола. Зола как удобрение тоже применяется с глубокой древности. «Почву питать навозом жирным, а также грязную сыпать золу поверх истощенного поля» — так в «Поэме о земледелии» в 36 г. до н.э. писал римский поэт Вергилий Марон Публий.
В VII - VIII вв. древние славяне использовали золу как естественное удобрение, которое разносил по полю ветер. Сначала они в лесу выбирали участок. Стоявшие на этом участке деревья подсекали железными топорами. Через полгода деревья превращали в сушняк, который с приходом весны поджигали. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.
С незапамятных времен зола — самое доступное удобрение. В селах, где основным топливом были дрова, её собирали и вносили под растения.
Торф. Торф - горючее полезное ископаемое, которое образуется в процессе разложения болотных растений.
Уже в 4 веке нашей эры римляне и греки использовали «черную землю» - торф, как топливо. А в качестве удобрения торф стал использоваться значительно позже.
Считается, что именно в России торф впервые стал использоваться в качестве удобрения на больших участках земли. Такой способ применялся у нас в Архангельской губернии около 200 лет. Основателями этого изобретения стали крестьяне, которые использовали торф для повышения плодородия песчаных почв.
Зеленое удобрение. В качестве зеленого удобрения используют бобовые и небобовые культуры. Растениям дают вырасти и развить корневую систему и зеленую массу, а затем их или скашивают, или целиком заделывают в почву. К таким растениям относятся: люпин, клевер, горох, овес.
Впервые его начали использовать в Древнем Китае, а затем этот способ начал распространятся в Европе. Римский писатель и ученый Плиний Старший, живший в 1 веке нашей эры говорил: «Все согласны с тем, что нет ничего полезнее люпина… Это такое же хорошее удобрение, как и навоз». Кстати, в Германии это растение до сих называют «благословением песчаной земли», так как оно обладает свойством обогащать землю фосфором и азотом.
Сапропель. «Сапропель» - (от греч. saprós — гнилой и pelós — ил, грязь) греческое слово, означает ил, который образовался из перегнивших растений и животных на дне стоячих водоемов.
В Древнем Египте поля удобряла илом сама природа. Дожди в этой местности могли не выпадать на протяжении 7-10 лет. Река Нил, каждый год, разливая свои воды, удобряла почву илом, делая ее очень подходящей для земледелия. Древние египтяне называли плодородную почву «черной землей» из-за цвета, который ей придавал ил. Хочется отметить, что именно он позволял всем древним речным цивилизациям получать не один, а два, и даже три урожая в год!
Гуано. Гуано (исп. guano), разложившийся помёт и останки морских птиц — чаек, бакланов. Гуано известно с незапамятных времен, еще в 200 до н.э. древние карфагеняне использовали птичий помет в качестве удобрения.
Гуано - ценное удобрение (иногда его называют «белым золотом»). Самые большие залежи гуано находятся в Перу на «Птичьих островах», где толщина слоя достигает в некоторых местах 30 м. До сих пор птичий помет считается ценным удобрением.
Рыбные отходы. Впервые использовать рыбные отходы в качестве удобрений стали индейцы. Правда, чтобы не возиться с изготовлением рыбьей муки, индейцы поступали более просто – они клали по одной штуке рыбы в лунку. Благо, что рек с сельдью у них хватало. А рыболовами они были (да и остаются до сих пор) великолепными.
Позже появилась рыбная мука, которую изготавливают из рыбных отходов и используют в качестве удобрения.
1.2. Минеральные удобрения.
Минеральные удобрения по действию химических веществ делятся на азотные, фосфорные и калийные. Азот способствует росту у растений побегов и листьев. Потребность растений в азотных удобрениях особенно высока весной, когда растения трогаются в рост. Фосфор влияет на качество и продолжительность цветения, образование завязей, способствует закладке новых цветочных почек. Калий влияет на качество цветения, способствует росту и повышает защитные свойства растений, такие как засухоустойчивость и сопротивляемость болезням. Он необходим весной или летом, особенно перед самым посевом или высадкой рассады. Кроме этого есть комплексные удобрения, которые включают в себя несколько веществ.
Минеральные удобрения производятся на химических предприятиях, таких как ОАО ЕвроХим «Невинномысский Азот». В день на предприятии 3 цеха выпускают 4.500 тысяч тонн удобрений за 1 день.
Все изученные материалы убедили меня в том, что люди с глубокой древности стали применять разные способы удобрения земли, чтобы восполнить плодородие почвы. Сначала это происходило естественным путем - сама природа оказывалась для людей помощником. Позднее с развитием сельского хозяйства люди научились изготавливать удобрения сами, так появились минеральные удобрения.
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 Использование удобрений людьми на своих дачных и огородных участках
Какие способы удобрения земли популярны в наше время? Для ответа на этот вопрос я провела анкетирование на тему: «Использование удобрений людьми на своих дачных и огородных участках». В опросе участвовали 30 человек.
Из органических удобрений самым популярным оказался навоз. Его используют 29 человек из 30 опрошенных, то есть почти 100%. Птичий помет используют – 17 человек, зеленое удобрение - 15, сапропель – 8 и торф – 2 человека. Рыбная мука как удобрение среди опрошенных не пользуется популярностью.
Из минеральных удобрений чаще всего люди применяют аммиачную селитру – 16 человек и нитроаммофос – 15 человек. На втором месте оказались калийные и фосфорные удобрения – их выбрали 13 и 14 человек. [1]
Проводя анализ анкет, я задумалась над таким вопросом: «Зачем химические предприятия, такие как ОАО «Невинномысский Азот» производят такое большое количество минеральных удобрений, если люди в большинстве своем до сих пор используют самые древние способы повышения плодородия, такие как навоз, птичий помет, ил?»
Ответить на этот вопрос мне помогла консультация моего папы. Минеральные удобрения используются в сельском хозяйстве на больших участках земли, т.е. сельхозпроизводителями. Это подтверждает карта использования удобрений в нашем крае. [2]В основном эти удобрения используют сельхозпроизводители России, а также они направляются более чем в 35 стран мира, в том числе в США, Китай, Канаду, Индию, Израиль, Италию, Великобританию. А среди дачников наибольшей популярностью пользуется именно навоз, так как он является доступным удобрением и в своем составе содержит все элементы необходимые для поддержания плодородия почвы. Как я указывала ранее, почва, удобренная навозом сохраняет свою плодородность не только в год внесении, но и в последующие 2-3 года.
2.2. Система использования удобрений для растений класса.
Свои знания мне хотелось применить на практике, поэтому я разработала план удобрения растений класса. Поэтому я решила разделить их на группы: декоративно-лиственные и декоративно-цветущие. Так как этим группам нужны удобрения с разным составом.В группу декоративно-лиственных вошли: сциндапсус, две разновидности филодендрона и сингониума, сансевьерия, маранта, гептаплеурум, папоротник, а в группу декоративно-цветущих вошли: спатифиллум и плумерия. [3] Для первой группы необходимо удобрение, большую часть которого составляет азот. Так как он ускоряет рост растения и влияет на цвет листьев. Для второй группы необходимо удобрение с повышенным содержанием фосфора и калия. Так как они влияют на образование цветов.
Я проанализировала время внесения удобрений в почву и составила график. Круглый год в подкормке нуждается сциндапсус- с декабря по февраль 1 раз в месяц, а с марта по октябрь – каждую неделю. Начиная с марта надо удобрять филоденрон, сингониум, папоротник, гептаплеурум, плумерию, спатифиллум – каждые 14 дней или 1 раз в 2 недели. В апреле начинается подкормка маранты, тоже каждые 14 дней. А с мая – сансевьерии - таким же образом. Внесение удобрений заканчивается для всех растений в августе, кроме сциндапсуса. [4]
Затем я решила проанализировать какие из удобрений: органические или минеральные, всего лучше использовать для цветов класса. Из органических удобрений подходят для использования: навоз и птичий помет. Из минеральных удобрений – аммиачная селитра и аммофос. Я узнала, что навоз, хотя и содержит все питательные элементы, но в свежем виде не пригоден для комнатных растений. Сухой навоз надо использовать так: 1 стакан навоза надо залить 2 стаканами воды. Птичий помет — удобрение сильнодействующее, вносить его нужно малыми порциями. Сначала приготавливается раствор из расчета 1 чайная ложка помета на 1 литр воды. Готовый раствор перед внесением надо разбавить так – 1 столовую ложку на 2 стакана воды. Минеральные удобрения надо вносить следующим образом:1 чайную ложку селитры на 3 литра воды и 1 г аммофоса на 1 литр воды.
Начиная с марта, я решила проследить, какие из удобрений окажут на цветы лучшее действие органические или минеральные. Результаты моих наблюдений я опишу в следующей работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенная мною исследовательская работа показала, что еще в древности люди научились восполнять плодородие почвы, наблюдая за природой. Позднее с развитием науки появились минеральные удобрения. Данные анкетирования показали, что и в наши дни люди продолжают использовать самые древние способы удобрения земли, выбирая самый доступный и питательный вид удобрения.
Таким образом, я пришла к выводу, что использование удобрений необходимая часть ухода за растениями, поэтому при составлении системы использования удобрений надо учитывать особенности почвы, время внесения и подбирать его для каждого вида растений индивидуально. Удобрять почву надо в строго определенных пропорциях, так как, избыток удобрений часто наносит больше вреда, чем недостаток. Только в этом случае удобрение станет пищей для растения, которая не принесет ему вреда.
Библиография
Жирнова Г.Е.
Список сайтов
приложение 1
приложение 2
приложение 4
приложение 5
Название растения | Периодичность | |
Круглый год | Сциндапсус | с декабря по февраль 1 раз в месяц, а с марта по октябрь – каждую неделю |
Начиная с марта | Филодендрон | каждые 14 дней или 1 раз в 2 недели |
Сингониум | ||
Папоротник | ||
Гептоплеурум | ||
Спатифиллум | ||
Плумерия | ||
Начиная с апреля | Маранта | каждые 14 дней |
Начиная с мая | Сансевиерия | каждые 14 дней |
Цветок или сорняк?
Круговорот воды в пакете
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Сказка об осеннем ветре
Эта весёлая планета