Это текст к презентации "Бесценный дар".
Вложение | Размер |
---|---|
bescennyy_dar.doc | 55.5 КБ |
Бесценный дар.
В лексике, как в зеркале, отражается жизнь народа.
( В.Даль).
1. Из истории языка.
Древний праязык всего человеческого рода – индоевропейский язык. Вот почему во множестве слов самых разных языков мира живут одни и те же корни. Если слова современного русского языка «почистить», сдуть с них пыль веков, чужих наречий, неверного толкования, оно начинает сиять, как жемчужина. Оказывается, в основе огромной толщи слов, которые означали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, заключено всего три понятия:
Солнце – РА, Земля – АР и божество РОД.
Тысячи раз мы произносим слово «красота» и никогда не задумываемся, из чего оно состоит, почему и в чём смысл его глубокого корня, неизменного на протяжении многих тысячелетий. А всего-то навсего в этом слове изначально жило солнце, свет, потому что нет на земле ничего прекраснее.
Столь же древни слова РА-дуга, п-РА-вда, д-АР, ве-РА, к-РА-й, ко-РА, РОД-ина, на-РОД, РОД-ник… Они отражают силу Солнца и Земли, силу народа, рода, семьи.
У древних славян хлеб означал землю, соль – солнце.
Землю и солнце выносили дорогим гостям! Эта традиция жива и по сей день.
Землю славяне почитали всегда. Плодородие Земли, её способность рожать хлеб и кормить делали её в глазах человека всеобщей матерью. В поговорках и благих пожеланиях землю называют святой и считают символом богатства. «Будь богат, как Мать-Земля святая», - говорят в народе. Земля почиталась как чистая, святая стихия – ею клялись в знак нерушимости и верности своего слова.
Почтительное отношение к Матери-Земле породило множество запретов. Например, запрет на матерную брань, которая оскорбляла не только Мать-сыру землю, но и Богородицу, мать Бога.
Великие писатели о языке:
«Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Язык – это культура народа, это его душа».
Л.Н.Толстой
Анна Ахматова писала: Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
Однако в нашей речи порой появляются далеко не царственные слова.
2. Из истории мата.
Многие дошедшие до нас матерные слова у славян изначально имели сакральный, тайный смысл. Это был ритуальный язык. В Древней Руси матерные слова входили в ритуал аграрных и свадебных обрядов, звучали на праздниках плодородия, урожая, были вполне «духовным» средством общения с древними божествами. В те времена мат тоже был под запретом, но только по другой причине, нежели сейчас. Это был магический язык, непосвящённым запрещалось употреблять всуе «слова силы».
Матерная ругань (или чёрная брань, как издавна называли мат на Руси), несомненно, имеет те же языческие оккультные корни, но её целью было заклятие неприятеля. Матерная брань была и есть выражение агрессии, угрозы, а если более глубоко, то это проклятие, которое насылает человек на того, кого он «кроет», имеющее целью поразить (заклясть) врага в самое «сердце» его жизненной силы: проклинается материнство, животворящее мужское начало и всё, что с ним связано. Такое проклятие – жертва сатане, причём в жертву приносятся и ругаемый, и ругающий… Даже во времена язычников строго запрещалось материться в собственном доме и в хлеву (чтоб не сглазить скотину). Страшным грехом считалось ругать ребёнка или беременную женщину: ведь «от слова станется», проклятый ребёнок мог «сгинуть»!
В качестве ритуального языка мат употреблялся на Руси аж до середины прошлого века – правда лишь в тех регионах (к примеру в Брянской области), где было сильно христианско-языческое двоеверие. К нему прибегали, чтобы поговорить «без переводчика» с лешими, домовыми и божествами «покруче», чем эти мелкие духи, - даже с самим богом, Вельзевулом, говорили только матерными словами… До сих пор матом как мощным магическим орудием пользуются неоязычники и сатанисты при совершении чёрных месс.
Христианские правители Руси именно по этой причине вели с матом жесточайшую борьбу. Матерщина рассматривалась как черта бесовского поведения: в дом, где ругаются, по поверью, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище. Во времена государя Алексея Михайловича Романова услышать на улице непотребное слово было просто невозможно. По Соборному уложению 1649 года за употребление матерных ругательств налагалось жестокое наказание, вплоть до смертной казни.
В древней апокрифической (церковной) литературе и в народной традиции сохранилось немало поучений, где говорится, что матерная брань наказывается «гневом Земли», стихийными бедствиями.
Существуют и поверья новейшего времени. Замечено, что от «матюга» выходят из строя различные механизмы, автомобили, компьютеры, станки (не от того ли мы никак не «догоним» и «не перегоним» Японию?). Ведь, по данным различных социологических опросов, в России матерится 70% населения…
Отчасти корни создавшегося положения в том, что огромная часть населения прошла через лагеря и до сих пор живёт по лагерным законам. И в этой связи мат выполняет ещё одну важную функцию: он регулирует роли и расставляет социальные акценты в самых разных закрытых обществах: от дворовой кодлы до силовых структур. В таких коллективах, с одной стороны, своим считается только матерщинник, с другой –
по тому, кто кого как «кроет» и «обкладывает», сразу можно определить, кто «пахан»,
а кто «шестёрка». Матом люди связываются «круговой порукой», объединяются проклятием. А страна между тем превращается в одну большую «зону»…
Что такое мат на эмоциональном уровне? Выход из сферы обыденного, нарушение запрета, психологическая разрядка. Но в сакральном смысле это чёрная брань! Матерщина – своего рода «последнее слово», после которого всякие другие слова уже неуместны: пора приступать к действиям…
Любая «брань» (в переводе – битва), будь то уличная драка или война государств, всегда начинается со словесной брани: взаимных оскорблений и проклятий. В животном мире приблизительно та же картина: самцы обезьян до того, как начать «мочить» друг друга, визжат, скалят зубы (смеются) и потрясают гениталиями. Примерно то же делают и люди, только вместо физического обнажения они произносят матерные слова.
Но для людей, которые используют мат в качестве междометий, речевых связок, настоящий смысл этих слов уходит на самый дальний план, чёрная брань постепенно превращается в привычную присказку, губящую душу и разлагающую морально-нравственную основу человека.
В Библии сказано, что человек будет осуждён за каждое праздное (пустое) слово, тем более за слово гнилое (скверное).
В древности и в средневековье люди хорошо понимали силу произнесённого слова, да и мы с вами прекрасно знаем, что слова материальны, ими можно исцелить и проклясть, убить и возвеличить.
Поэт Вадим Шефнер писал:
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести».
У россиян отношение к слову традиционно даже более серьёзное, чем у многих других народов. Академик Павлов уверял, что вторичная сигнальная система, которой является язык, у русских оказывается первичной. «Мы, русскоязычные, видим мир не таким, как он есть, мы его видим только через слова», - говорил он.
Мы необычны? ДА! Все нации, все народы на Земле называются именем существительным, обозначающим предмет. Кто? – Француз. Кто? – немец. Кто? – японец. Далее продолжите сами. А мы КАКИЕ? – РУССКИЕ! Это имя прилагательное, обозначающее признак предмета! Какого предмета? В этом-то и заключается проблема…
Язык условно можно разделить на три сферы: высшую, обыденную и низшую. Чёрная брань, которая прежде всего была «низовой культурой», мощным потоком хлынула в нашу обыденную речь в начале XX века с приходом к власти в России большевиков. Русский философ Сергей Булгаков в 1922 году назвал это время «победой матерщины». Исследователь Н.Велехова в статье «Укрощение языка» приводит вопиющие факты: в предвоенные годы редакторы требовали заменять в тексте слова символ, вдохновение, наитие, литургия, соборность, ритуал, Библия, нерукотворный, божественный, озарение, откровение, милосердие, бытие, таинство…
Новой, богоборческой власти необходимо было выкорчевать из языка слова, несущие высокий духовный смысл. И ей это практически удалось! А свято место, как известно, пусто не бывает. И язык шариковых, язык подворотен и вокзальных площадей заполонил всё и вся: матерились солдаты, генералы и власть предержащие, матерились рабочие и крестьяне, мужчины и женщины, взрослые и дети. Интеллигенция стала употреблять матерные слова в знак протеста против царившего официоза, бранные слова стали появляться и на страницах литературных произведений.
В настоящее время область распространения мата становится шире. Он уже звучит со сцены, с трибун, им пестрят страницы газет, журналов и книг. И вот результат: «великий и могучий» русский народ всё глубже погрязает в проклятии, которое сам насылает на себя каждый день и каждый час.
3. Современный русский язык.
Всем известно, что язык – явление социальное. Это значит, что он подвержен изменениям. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать, считает языковед В.Костомаров. Мы так хотим построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала», нам разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». Слово не есть мёртвое и внешнее зеркало; оно есть оружие живого, движущегося, совершенствующегося духа. Оно есть орудие совершенствования…
Русский язык, по выражению А.Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё в меру. А мера утеряна. В нашей речи возникают «сэндвичи», «ланчи», «дисплеи». Привычным было появление 20 – 30 слов в год, теперь появляется не менее 20 слов в месяц, а то и в неделю. Каким же будет русский язык, ну, скажем, к середине XXI века?
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые различные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или навсегда исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
Историк-археолог В.Л.Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
Многое зависит от отношения к языку. Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством духовного развития народа, общества.
Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине. Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
В последние годы наши писатели и публицисты неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.
Недавно в школе прошёл «Урок чистой воды». О том, что человек на 80% состоит из воды, мы знали давно, но вот о том, что вода обладает памятью, многие и не подозревали. Это значит, что вода, содержащаяся в нашем организме, запоминает информацию, получаемую извне. В таком случае вполне понятен механизм духовного обнищания современного человека.
Однако язык подчиняется людям. И если уже сегодня нашей потребностью станет забота о будущем, то и в языке отразится наше стремление к здоровой, разумной и счастливой жизни.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Кто грамотней?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рисуют дети водопад
Золотая хохлома