Аннотация.
В научной работе автор рассматривает функционирование односоставных предложений в качестве заголовков в газете «Вестник». Автор изучил научную литературу по исследованной проблеме.
Цельисследования: изучить особенности односоставных предложений, выступающих в роли заголовков. Эта цель реализуется при выполнении следующих задач:
1) проанализировать работы, посвященные данной теме;
2) составить картотеку заголовков;
3) исследовать различные модели заголовков и выявить их рейтинг.
Объектисследования - публикации газеты «Вестник» в период с 23 июня по 2 декабря 2011 года.
Предметисследования - заголовки, выбранные автором из публикаций газеты «Вестник».
Практическая значимость материалы могут быть использованы при изучении синтаксиса современного русского языка, на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных данной теме, а также на факультативных и внеклассных мероприятиях в школе.
Основным методом является традиционный описательный и метод ранжирования.
В ходе лингвистического исследования автор выявил, что вкачестве заголовков газеты «Вестник» выступают все типы односоставных предложений. Особо выделяются номинативные предложения как самая многочисленная группа.
Вложение | Размер |
---|---|
diana_lutfullina.ppt | 1.32 МБ |
nauchnaya.docx | 100.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа Односоставное предложение в функции газетного заголовка (на материале газеты «Вестник»)Слайд 2
Актуальность исследования Актуальность исследования обусловливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше времени читать газеты, поэтому роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет ли прочитан материал.
Слайд 3
Цель работы Целью работы является изучение особенностей односоставных предложений, выступающих в роли заголовков. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи : проанализировать работы, посвященные данной теме; собрать газетные заголовки с помощью метода сплошной выборки и составить картотеку; исследовать различные модели заголовков и выявить их рейтинг.
Слайд 4
Объект и предмет исследования Объект исследования - публикации газеты «Вестник» в период с 23 июня по 2 декабря 2011 года в количестве 27 экземпляров. Предмет исследования - заголовки, выбранные автором из публикаций еженедельной газеты Сургутского района «Вестник» в количестве 356 единиц.
Слайд 5
Практическая значимость Практическая значимость материалы могут быть использованы при изучении синтаксиса современного русского языка, на спецкурсах, посвященных данной теме, а также на элективных занятиях в школе. Это богатый языковой материал для уроков русского языка как по развитию речи, так и для подготовки к ЕГЭ.
Слайд 6
Методы исследования Методы исследования: теоретический – знакомство с литературой по теме, описательный, метод общей выборки, количественный, метод анализа и сопоставления, ранжирования.
Слайд 7
Введение Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст.
Слайд 8
Глава I . Основы теоретического исследования. 1. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений Односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена. Грамматическим центром односоставных предложений является один независимый главный член. По способу выражения главного члена выделяются типы односоставных предложений. В современном русском языке их существует два: глагольные и именные .
Слайд 9
В глагольных односоставных предложениях утверждается независимый признак, действие, состояние: В саду пели . В именных утверждается или отрицается бытие предмета: Полночь.
Слайд 10
Глава II . Заголовок, его виды и функции Заголовок - полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Следует перечислить основные функции заголовков: графически-выделительная; номинативная; информативная; рекламная;
Слайд 11
В бесконечном многообразии форм и типов заголовков непреходяще одно: заголовок должен быть точным, кратким, выразительным, конкретным.
Слайд 12
2. Общая характеристика заголовков в газете «Вестник» Заголовки газеты «Вестник» разнообразны. В функции заголовков выступают как простые, так и сложные предложения, последние представлены двусоставными: Ситуация изменится к лучшему (№48 от 02.12.11 г.) и односоставными моделями: Ледовый дворец мечты (№48 от 02.12.11 г.). Встречаются заголовки, состоящие из двух и более предложений: Нарушения? Звоните! ( №41 от 14.10.11 г.).
Слайд 13
§1. Модели односоставных предложений-заголовков Среди глагольных односоставных предложений преобладают определенно-личные: Сбережём детям зрение (№36 от 09.09.11 г.) С помощью реальной модальности содержание предложений оценивается как соответствующее действительности: К школе готовы! ( №31 от 05.08.11 г)
Слайд 14
А ирреальная модальность передает содержание как требуемое, но не соответствующее действительности: Творите добрые дела ( № 38 от 09.09.11 г). Призыв к действию: Готовьте местных специалистов! (№24 от 17.06.11 г.), совет: Не губи молодость ( №24 от 17.06.11 г.).
Слайд 15
Неопределенно-личные предложения, выступившие в качестве заголовков, выражают независимое действие, представляя деятеля как неопределенного: Имущество оформят на дому ( №42 от 21.10.11 г.); Район не подвели (№41 от 14.11.11 г.). В некоторых инфинитивных предложениях есть потенциальный деятель: Где нам записаться в добровольцы? (№ 47 от 25.11.11 г.).
Слайд 16
Безличные предложения, использованные в качестве заголовков, немногочисленны: Держать марку (№46 от 18.11.11 г.) Вопросительные инфинитивные предложения с частицей ЛИ передают нерешительное предположение, сомнение: Надо ли проводить межевание? (№48 от 02.12.11 7.).
Слайд 17
В именных односоставных предложениях употребляется независимый именительный падеж существительного и передается грамматическое значение бытийности: Чистая вода в приоритете (№47 от 25.11.11 г.); В исследованных заголовках преобладают номинативные предложения с реальной модальностью: Неслучайный выбор ( №32 от 12.08.11 г.);
Слайд 18
Ирреальная модальность передается с помощью интонации и вопросительного знака: Апокалипсис завтра? ( №32 от 12.08.11 г.). Встречаются распространенные и нераспространенные номинативные предложения: Урок бережного отношения (№24 от 17.07.11 г.); Благодарность (№35 от 02.09.11 г.).
Слайд 19
§2. Рейтинг синтаксических моделей
Слайд 20
Заключение В качестве заголовков газеты «Вестник» выступают все типы предложений, разнообразные по структуре, значениям и функциям. Это простые и сложные предложения, двусоставные и односоставные, полные и неполные.
Слайд 21
Между всех односоставных предложений-заголовков особо выделяются номинативные как самая многочисленная группа предложений. Главная функция этих предложений – назвать предмет материала, обозначить его существование. Именно поэтому преобладающий тип номинативных предложений – бытийные.
Слайд 22
Цель проводимого опроса – определить, какие заголовки находят больший отклик у читателей и способствуют желанию прочесть статью, помещенную под этим заголовком. Была выявлена следующая закономерность: наибольший интерес вызвали информативные заголовки. Односоставные номинативные предложения. Спасибо за внимание!
Слайд 23
Опросный лист Возраст или класс_____________________________________________ Статус (учитель,ученик)________________________________________ Отметьте, пожалуйста, из предложенных заголовков тот, который способствовал бы вашему желанию прочесть статью, помещенную под этим заголовком. Пить или не пить? (№48 от 02.12.11г.)_______ Ледовый дворец мечты (№48 от 02.12.11г.)_________ Открытие семи чудес (№48 от 02.12.11г.)__________ Ах, эти свадьбы! (№45 от 11.11.11г.)___________ Апокалипсис завтра? (№32 от 12.08.11г.)____________ “ Мертвые души ” в школьных стенах (№36 от 09.09.11г.)________ Прочный фундамент с юных лет (№24 от 17.06.11 г.) __________ Знакомьтесь: лучший товар года (№45 от 11.11.11г.)___________
Слайд 24
Влияет ли выбор статьи от заголовка?____________________(Да/Нет)
Слайд 25
Спасибо за внимание!!!
XVI научно-практическая конференция учащихся Сургутского района
в рамках программы «Шаг в будущее»
Односоставное предложение в функции газетного заголовка
(по материалам газеты «Вестник»)
Автор:
Лутфуллина Диана Радиковна,
ученица 8 А класса,
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
Научный руководитель:
Софронова Ольга Игоревна,
учитель русского языка
и литературы,
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
2012 год
Односоставное предложение в функции газетного заголовка
(на материале газеты «Вестник»)
Лутфуллина Диана Радиковна
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Сургутский район, поселок Солнечный,
МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1», 8 класс
Научный руководитель: Софронова Ольга Игоревна, учитель русского языка и
литературы высшей категории,
МБОУ «Солнечная СОШ №1» Сургутского района
Аннотация.
В научной работе автор рассматривает функционирование односоставных предложений в качестве заголовков в газете «Вестник». Автор изучил научную литературу по исследованной проблеме.
Цель исследования: изучить особенности односоставных предложений, выступающих в роли заголовков. Эта цель реализуется при выполнении следующих задач:
Объект исследования - публикации газеты «Вестник» в период с 23 июня по 2 декабря 2011 года.
Предмет исследования - заголовки, выбранные автором из публикаций газеты «Вестник».
Практическая значимость материалы могут быть использованы при изучении синтаксиса современного русского языка, на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных данной теме, а также на факультативных и внеклассных мероприятиях в школе.
Основным методом является традиционный описательный и метод ранжирования.
В ходе лингвистического исследования автор выявил, что в качестве заголовков газеты «Вестник» выступают все типы односоставных предложений. Особо выделяются номинативные предложения как самая многочисленная группа.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Основы теоретического исследования Односоставное предложение.
Типы односоставных предложений…3
§1. Глагольные односоставные предложения…………………………….........3
§1.1. Определенно-личные предложения………………………………………3
§1.2. Неопределенно-личные предложения……………………………………4
§1.3. Обобщенно-личные предложения………………………………………..4
§1.4. Безличные предложения…………………………………………………..5
§1.5. Инфинитивные предложения……………………………………………..6
§2. Именные односоставные предложения……………………………….........6
§2.1. Номинативные предложения………………………………………...........6
§2.2. Генитивные предложения………………………………………………....7
§2.3. Вокативные предложения………………………………………………....8
Глава II. Заголовок, его виды и функции
Глава III. Общая характеристика заголовков в газете «Вестник»
§1. Модели односоставных предложений-заголовков……………...………...8
§1.1. Осложненные предложения……………………………………………...10
§2 Рейтинг синтаксических моделей…………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………11
Литература……………………………………………………………………….12
Приложение. Картотека исследованных заголовков ……….………………..12
Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. В начале этого века заголовки стали набираться все более крупным шрифтом, количество слов в них уменьшилось, и односоставное предложение с его краткостью, способностью актуализировать главный компонент мысли (действие или деятеля) все чаще выполняет функцию заголовка в газете.
Актуальность исследования обусловливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет, прочитан материал или нет.
Целью работы является изучение особенностей односоставных предложений, выступающих в роли заголовков. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются односоставные предложения; предметом – функционирование односоставных предложений в качестве заголовков в газете «Вестник».
Материалом для исследования послужили заголовки, выбранные нами из публикаций «Вестника» в период с 23 июня по 2 декабря 2011 года. Методом сплошной выборки составлена картотека заголовков, содержащая более 220 единиц исследования.
Глава I. Основы теоретического исследования
1. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений
«Типичные односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли, без изменения семантики»[1]
Грамматическим центром односоставных предложений является один независимый главный член. По способу выражения главного члена выделяются типы односоставных предложений. В современном русском языке их существует два: глагольные и именные.
В глагольных односоставных предложениях утверждается независимый признак, действие, состояние, оценка, квалификация и т.д.: В саду пели. В именных (субстантивных) утверждается или отрицается бытие предмета: Полночь. В глагольных односоставных предложениях в роли главного члена могут выступать все основные спрягаемые формы и инфинитив. В именных – в позиции главного члена употребляется только имя существительное в именительном и родительном падежах.
§1. Глагольные односоставные предложения
Общее свойство всех глагольных односоставных предложений – употребление независимой глагольной формы: Люблю музыку.
Выделяется пять видов глагольных односоставных предложений:
§1.1. Определенно-личные предложения
В определенно-личных предложениях выражается действие, соотнесенное с определенным деятелем, который словесно не выражен. Указание на такого деятеля содержится в формах глаголов 1-го и 2-го лица единственного и множественного лица, а также повелительного наклонения. Люблю поучать взрослых.
Формы главного члена определенно-личных предложений имеют большую грамматическую нагрузку: кроме указания на определенного деятеля и на синтаксическое лицо они выражают объективную модальность (реальную или ирреальную) и время. Модальное значение может быть осложнено добавочными значениями с помощью дополнительных лексических средств, например: Смотри не упади в реку – добавляется значение предостережения; Не хочу быть посмешищем – значение желательности.
Синтаксическое значение времени или получает конкретное выражение настоящего и будущего в формах изъявительного наклонения, или проявляется как временная неопределенность в форме повелительного наклонения.
Определенно-личное предложение можно легко преобразовать в двусоставное, если ввести личное местоимение в его состав.
Ну что я скажу ему? – Ну что скажу ему?
Определенно-личные предложения характерны для диалогической или монологической речи, живого процесса общения.
§1.2. Неопределенно-личные предложения
Основное грамматическое значение неопределенно-личных предложений – выражение независимого действия, деятель словесно не обозначен и грамматически представлен как неопределенный: В нашем поселке строят новую школу.
Грамматическая форма главного члена таких предложений включает выражение признака (действия), его отнесенность к неопределенному деятелю с помощью глагольных форм 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения. Название действия сосредоточено в глагольной основе: В Сибири не любят горячку и спешку (А. Сурков).
§1.3. Обобщенно-личные предложения
В обобщенно-личных предложениях выражается независимый признак, приписываемый обобщенному деятелю, т.е. соотносимый с любым деятелем. Независимый признак утверждается как вневременной, т.е. не соотнесенный с моментом речи. Обычным способом выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях является глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Именно эта форма имеет в русском языке в качестве распространенного значения обобщенно-личное, расширительное значение: Слезами горю не поможешь (посл.).
Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица изъявительного наклонения: В лес дров не возят (посл.). Такие предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределенности действующего лица, их иногда называют неопределенно-обобщенными[2].
Иногда встречаются в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица множественного или единственного числа изъявительного наклонения: Что имеем – не храним, потеряем – плачем (посл.). Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения: Век живи – век учись (посл.).
§1.4. Безличные предложения
Безличные предложения – центральная, наиболее употребительная и самая пестрая по структуре и семантике разновидность односоставных предложений.
Общим значением безличных предложений является утверждение независимого признака, не соотнесенного с деятелем. Это значение передается главным членом предложения, содержание которого включает: обозначение независимого признака, выражение несоотносительности действия с деятелем, синтаксическое время.
Семантика безличных предложений весьма разнообразна. Выделяют следующие группы безличных предложений по значению:
Специфика безличных предложений характеризуется выражением безотчетности, непроизвольности, неосознанности причин, поэтому они являются выразительнее, чем двусоставные.
§1.5. Инфинитивные предложения
В инфинитивных предложениях выражается действие, не соотнесенное с деятелем, в этом они сходны с безличными. Но в безличных обозначается процесс, протекающий во времени, а в инфинитивных односоставных предложениях оно мыслится только как потенциальное. Эта семантическая особенность обусловлена формой инфинитива.
Инфинитивным односоставным предложениям свойственна вневременность, отсутствие форм времени: Молодости не воротить.
Форма главного члена не может содержать указания на синтаксическое лицо, но в составе инфинитивных односоставных предложений есть дательный падеж, выражающий отношение к 1-му, 2-му и 3-му лицу, что позволяет говорить о потенциальном деятеле: Тебе бы все с ружьем баловаться; Долго петь и звенеть пурге.
В структуру безличных инфинитивных предложений входят отрицательные местоимения или наречия, значение которых сообщается всему предложению.
§2. Именные односоставные предложения
Общее грамматическое значение именных односоставных предложений включает выражение бытийности и предикативности. Значение бытийности возникает вследствие употребления форм именительного и родительного падежей в независимой позиции: Февраль.
Выделяют два структурных типа именных предложений:
1) номинативные предложения (главный член – существительное в именительном падеже): Зима; Снег; Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (А. Фет);
2) генитивные предложения (главный член – существительное в родительном падеже): Народу! Цветов, цветов!;
3) кроме того, некоторые ученые выделяют в особый тип односоставных предложений вокативные предложения, или предложения-обращения: Ваня! Часовой!
§2.1. Номинативные предложения
Традиционно структурной основой номинативных предложений считается имя существительное в именительном падеже: Морозный день. Могут включаться и второстепенные члены с обстоятельственным значением: Завтра казнь.
В номинативных предложениях выделяется два структурных вида: нерасчлененные и расчлененные.
Нерасчлененные предложения представлены только главным членом – словом или синтаксически цельным словосочетанием (Стол; Четыре стула) или распространены второстепенными членами, образующими с главным членом словосочетания (Ясный полдень; Берег реки). В расчлененных предложениях кроме главного члена структурным элементом является детерминант, распространяющие второстепенные члены – факультативны: На реке черная многолюдная толпа; На лице спокойствие.
Различаются следующие разновидности номинативных предложений:
Указательные. Идея бытия в таких предложениях осложняется указанием на предмет речи / мысли. В структурную схему входят частицы: Вот мельница (А. Пушкин); Ага, а вот наконец и хозяйка (В. Николаев).
§2.2. Генитивные предложения
Основу структуры генитивных односоставных предложений составляет главный член, выраженный независимой формой родительного падежа имени существительного: Воды-то, воды! – Принеси воды.
В генитивных предложениях часто используются частицы то, то-то, ну и, ох и др.: Фонарей-то! То-то снегу! Ну и денег! Ох и народу!
Генитивные предложения всецело лежат в сфере разговорного стиля, они используются в основном в диалогической речи и в монологической, эмоционально окрашенной.
§2.3. Вокативные предложения
Вокативные предложения («предложения-обращения») – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления.
В типичных случаях обращение легко отличить от вокативного предложения: …Спаси меня, Ваня, спаси меня… (А. Чехов) – обращение. – Ваня! – позвала она. – Иван Андреич! (А. Чехов) – вокативное предложение, в котором имя собеседника осложнено желанием привлечь его внимание.
По значению различаются следующие группы вокативных предложений:
предложения-призывы, в которых называется адресат речи с целью привлечь его внимание: – Часовой! – строго окликнул Новиков (Ю. Бондарев);
предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника: – Мама! – стонала Катя, не зная, куда спрятаться от стыда и похвал (А. Чехов).
Глава II. Заголовок, его виды и функции
Заголовок - полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Предваряя текст, заголовок несёт определенную информацию о содержании публицистического произведения. Заглавия газетной полосы имеют эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание. Заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. Важность заглавия в плане воздействия на читателя определяется тем, что оно, наряду с зачином и концовкой текста, занимает стилистически сильную позицию. Именно эти компоненты произведения привлекают наибольшее внимание; информация, содержащаяся в заголовке, зачине, концовке, усваивается в первую очередь.
Какие функции выполняет заголовок в процессе восприятия газетного сообщения. Следует перечислить основные функции заголовков:
Также некоторые исследователи выделяют такие функции, как: оценочно -экспрессивную и интегративную.
Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Эта функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий.
При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он, неизменимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная роль заголовка даёт читателю возможность выделить текст. Можно назвать разные способы привлечения произвольного внимания читателя с помощью заголовка.
Заглавие активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса. Такие названия публикаций выполняют информативную роль, привлекая читателя к тексту, если он содержит необходимые для него сведения.
Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление. При этом заголовок выделяет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации. Название материала помогает в первую очередь осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции.
Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность её для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор.
Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную роль.
Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя – номинативная. Заглавие играет свою роль на всех этапах восприятия текста: до чтения, во время чтения, после прочтения всего текста. На различных этапах на первый план выступают те или иные функции. При полноценном осуществлении указанных функций заглавия газетной полосы в совокупности активизируют как рациональную, так и эмоциональную сторону читательского восприятия, что обеспечивает действенность газеты.
В бесконечном многообразии форм и типов заголовков непреходяще одно: заголовок должен быть точным, кратким, выразительным, конкретным. Заголовок воспринимается, как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. С другой стороны заголовок полноправный компонент текста, входящий в него и имеющий определённую самостоятельность.
2. Общая характеристика заголовков в газете «Вестник»
Заголовки газеты «Вестник» разнообразны. В функции заголовков выступают как простые, так и сложные предложения, последние представлены двусоставными (предложениями, в которых есть и подлежащее и сказуемое): ТИК Сургутского района сообщает (№48 от 02.12.11 г.); Ситуация изменится к лучшему (№48 от 02.12.11 г.) и односоставными моделями: Ледовый дворец мечты (№48 от 02.12.11 г.); Непредвиденные обстоятельства (№48 от 02.12.11 г). Встречаются заголовки, состоящие из двух и более предложений: Нарушения? Звоните! (№41 от 14.10.11 г.).
В целом, заголовки газеты «Вестник» различны по своей структуре, семантике, распространенности, осложненности / неосложненности и функциям.
§1. Модели односоставных предложений-заголовков
Среди глагольных односоставных предложений преобладают определенно-личные. В таких предложениях отсутствует деятель и с помощью формы 1-го лица единственного и множественного числа глагола-главного члена актуализируется действие:
Зовём на выборы (№38 от 23.09.11 г); Сбережём детям зрение (№36 от 09.09.11 г.); С помощью реальной модальности содержание предложений оценивается как соответствующее действительности: Служить отечеству готовы! ( №31 от 05.08.11 г), а ирреальная модальность передает содержание как требуемое, но не соответствующее действительности: Творите добрые дела ( № 38 от 09.09.11 г). Среди заголовков, в функции которых выступают определенно-личные предложения, преобладают предложения с главным членом в форме повелительного наклонения со значением призыва, побуждения, совета или наказа. Призыв к действию: Готовьте местных специалистов! (№24 от 17.06.11 г.), совет: Не губи молодость (№24 от 17.06.11 г.).
Неопределенно-личные предложения, выступившие в качестве заголовков, выражают независимое действие, представляя деятеля как неопределенного: Имущество оформят на дому (№42 от 21.10.11 г.); Район не подвели (№41 от 14.11.11 г.).
Во многих предложениях действие актуализируется также с помощью препозиции второстепенных членов: Запреты снизят ( №29 от 22.07.11 г.); Уважили пенсионеров (№41 от 14.10.11 г.).
Обобщенно-личные предложения широко представлены в народных пословицах. На страницах периодических изданий пословицы и поговорки встречаются постоянно. И не случайно: они выступают как общеизвестные истины и являются ценным выразительным средством. Чаще всего журналист изменяет пословицу, внося в нее новый смысл: Думай о старости смолоду! ( №40 от 07.10.11 г.).
Безличные предложения, использованные в качестве заголовков, немногочисленны. Основная их функция – акцент на действии и его результате, деятель при этом не столь важен: Нет лучше уголка ( №46 от 18.11.11 г.); Держать марку (№46 от 18.11.11 г.).
Вопросительные инфинитивные предложения с частицей ЛИ передают нерешительное предположение, сомнение: Надо ли проводить межевание? (№48 от 02.12.11 7.).
В некоторых инфинитивных предложениях есть потенциальный деятель: Где нам записаться в добровольцы? (№ 47 от 25.11.11 г.).
Именные односоставные предложения представлены только одной разновидностью – номинативным, или назывным предложением. В таких предложениях употребляется независимый именительный падеж существительного и передается грамматическое значение бытийности: Чистая вода в приоритете (№47 от 25.11.11 г.); Земельные участки для льготников (№47 от 25.11.11 г.). В исследованных заголовках преобладают номинативные предложения с реальной модальностью: Неслучайный выбор (№32 от 12.08.11 г.); Горечь медового месяца (№33 от 19.08.11 г.). Ирреальная модальность передается с помощью интонации и вопросительного знака: Апокалипсис завтра? (№32 от 12.08.11 г.), Приемная семья для пожилых: что это такое? (№25 от 24.06.11 г.).
Встречаются распространенные и нераспространенные номинативные предложения: Урок бережного отношения (№24 от 17.07.11 г.); Мелочь, но крайне неприятная (№28 от 15.07.11 г.); Солдат Данила (№24 от 17.07.11 г.); Благодарность (№35 от 02.09.11 г.).
В побудительных предложениях передаются разные значения: удивление, восхищение, призыв и др.: Настрой на победу! (№28 от 15.06.11 г.); Центру занятости – 20! (№25 от 24.07.11 г.).
§1.1. Осложненные предложения
Виды осложнений: 1) однородные члены предложения; 2) обособленные члены предложения; 3) вводные конструкции; 4) слова-обращения.
Однородные члены в исследованных заголовках состоят, в основном из двух составляющих и связаны между собой сочинительными союзами и, или, а: Будьте внимательны и осторожны на дороге! (№46 от 18.11.11 г.).
В исследованных заголовках встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом: Спасая женщину, помогли милиции( №44 от 04.11.11 г.).
§2. Рейтинг синтаксических моделей
Наиболее распространенной моделью односоставного предложения, выступающего в функции заголовка в газете «Вестник», является номинативное предложение. На втором месте – безличное предложение, на третьем – определенно-личное. Обобщенно-личное, инфинитивное, вокативное представлены минимально.
В среде глагольных односоставных предложений преобладают настоящее и будущее времена.
Среди номинативных предложений наиболее распространены бытийные.
Рейтинг односоставных предложений.
Заключение.
В качестве заголовков газеты «Вестник» выступают все типы предложений, разнообразные по структуре, значениям и функциям. Это простые и сложные предложения, двусоставные и односоставные, осложненные и неосложненные, полные и неполные. Нечленимые.
Односоставные предложения представлены всеми видами глагольных и номинативными именными. В роли заголовков не выступают генитивные и вокативные предложения.
Употребление определенно-личных предложений в функции заголовка позволяет сделать его более динамичным, энергичным и лаконичным. Форма 2-го лица глагола-главного члена – это непосредственное обращение журналиста к читателю, который оказывается собеседником автора. Например: Начни день с зарядки (№32 от 12.08.11 г.);
Очень выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых деятель намеренно представлен как лицо неопределенное, чтобы привлечь к нему внимание читателя, обратить его внимание на материал: Подкорректировали прежние документы (№39 от 30.09.11 г.).
Среди обобщенно-личных предложений наиболее интересны такие, которые представляют собой преобразованные пословицы, поговорки и афоризмы. Благодаря авторским нововведениям общеизвестная фраза приобретает новый смысл.
Между всех односоставных предложений-заголовков особо выделяются номинативные как самая многочисленная группа предложений. Главная функция этих предложений – назвать предмет материала, обозначить его существование. Именно поэтому преобладающий тип номинативных предложений – бытийные.
Литература.
Приложение.
Картотека исследованных заголовков.
Будьте внимательны и осторожны на дороге! (№46 от 18.11.11 г.)
Знакомьтесь: лучший товар года (№45 от 11.11.11 г.)
Присоединяйся, чтобы сделать миру лучше (№44 от 04.11.11 г.)
Создадим логотип «Территории добра»! (№44 от 04.11.11 г.)
Не погуби! (№41 от 14.10.11 г.)
Нарушения? Звоните! (№41 от 14.10.11 г.)
Думай о старости смолоду (№40 от 07.10.11 г.)
Завели на выборы (№38 от 23.09.11 г.)
Работали вместе – значит, движемся вперед! (№38 от 23.09.11 г.)
И дома будьте осторожны (№37 от 16.09.11 г.)
Сбережём детям зрение (№36 от 09.09.11 г.)
Творите добрые дела (№39 от 09.09.11 г.)
Спасём Арину! (№35 от 02.09.11 г.)
К школе готовы!(№35 от 02.09.11 г.)
Собираем детей в школу (№33 от 19.08.11 г.)
СоДействуй! (№32 от 12.09.11 г.)
Начни день с зарядки (№32 от 12.09.11 г.)
Служить отечеству готовы! (№31 от 05.09.11 г.)
Интернет-экстремист наказан рублем (№31 от 05.09.11 г.)
Ищем угонщика (№30 от 29.07.11 г.)
Помог, называется(№30 от 29.07.11 г.)
Берегите своих детей (№28 от 15.07.11 г.)
Поговорим о безопасности (№29 от 08.07.11 г.)
Готовьте местных специалистов! (№24 от 17.07.11 г.)
Буду помнить вечно (№24 от 17.07.11 г.)
Плевать хотела! (№24 от 17.07.11 г.)
Не губи молодость (№24 от 17.07.11 г.)
Имущество оформят на дому (№42 от 21.10.11 г.)
Накопительную часть пополнят из бюджета (№40 от 07.10.11 г.)
Помогут ли новшества в законодательстве? (№40 от 07.10.11 г.)
Подкорректировали прежние документы(№30 от 30.09.11 г.)
Новые запреты снизят заболеваемость алкоголизмом (№20 от 22.07.11 г.)
Превысил пределы самообороны (№44 от 04.11.11 г.)
Погорельцам увеличат субсидию (№26 от 01.07.11 г.)
Думай о старости смолоду! ( №40 от 07.10.11 г.)
Нет лучше уголка (№46 от 18.11.11 г.)
Держать марку (№46 от 18.11.11 г.)
Расслабляться рано (№45 от 11.11.11 г.)
Увидеть университет (№45 от 11.11.11 г.)
Память не стереть годами (№43 от 28.11.11 г.)
Подкрепить идеи финансами (№41 от 14.10.11 г.)
Когда нет согласия (№41 от 14.10.11 г.)
Не остаться без работы (№07.10.11 г.)
Отдавать частицу сердца (№39 от 20.09.11 г.)
Без общественности не обойтись (№39 от 30.09.11 г.)
Так держать! (№38 от 23.09.11 г.)
Укротить строптивых (№38 от 23.09.11 г.)
Взрастить гроссмейстера (№38 от 23.09.11 г.)
Что надо знать о доверенностях (№36 от 09.09.11 г.)
Ускорить предварительное расследование (№35 от 02.09. 11 г.)
Сиротам надо помогать (№35 от 02.09. 11 г.)
Не забывается такое никогда (№34 от 26.08.11 г.)
Украшения найдены (№34 от 26.08.11 г.)
Разглядеть душу (№32 от 12.08.11 г.)
Предотвратить национальную беду (№31 от 05.08.11 г.)
Пенсионеров в Югре стало больше (№31 от 05.08.11 г.)
Трудиться, жить и радоваться (№30 от 29.07.11 г.)
Унаследовать пенсионные накопления (№30 от 29.07.11 г.)
Что делать с мировым сепаратизмом (№20 от 22.07.11 г.)
Нелишне еще раз напомнить (№28 от 15.07.11 г.)
У туриста есть права! (№28 от 15.07.11 г.)
Обеспечить досуг (№26 от 01.07.11 г.)
Отмечены за качество услуг (№25 от 24.07.11 .г)
Все вынесли ради Победы (№24 от 17.07.11 г.)
Пить или не пить? (№48 от 02.12.11 г)
Где записаться в добровольцы? (№47 от 25.11.11 г.)
Так и надо жить (№46 от 18.11.11 г.)
Надо ли проводить межевание? (№48 от 02.12.11 7.)
Прощай, «Робинзон» (№31 от 05.08.11 г.)
Живи и здравствуй, Русь святая! (№44 от 04.11.11 г.)
«Папа, не пей за рулем!» (№31 от 05.08.11 г.)
Номинативные односоставные предложения:
Ледовый дворец мечты (№48 от 02.12.11 г.)
Непредвиденные обстоятельства (№48 от 02.12.11 г.)
Преимущество социальным расходам (№48 от 02.12.11 г.)
Эффект снижения затрат (№48 от 02.12.11 г.)
Открытие семи чудес (№48 от 02.12.11 г.)
Повара на этюдах (№48 от 02.12.11 г.)
Чистая вода в приоритете (№49 от 25.11.11 г.)
Земельные участки для льготников (№47 от 25.11.11 г.)
Проблемная полоса (№48 от 18.11.11 г.)
Образцовая «забава» (№46 от 18.11.11 г.)
Семейные ценности (№46 от 18.11.11 г.)
Ровесница Барсово (№45 от 11.11.11 г.)
Право на открепительный (№45 от 11.11.11 г.)
Ах, эти свадьбы! (№45 от 11.11.11 г.)
Госуслуги – на дом (№45 от 11.11.11 г.)
Бурильщик, или работа на мужской характер (№45 от 11.11.11 г.)
Отопление: требования и запреты (№45 от 11.11.11 г.)
Люди с ограниченными возможностями – в приоритете(№45 от 11.11.11 г.)
Памятка населению по безопасному поведению на воде в период ледостава (№45 от 11.11.11 г.)
Подарок из Нижнего Тагила (№45 от 11.11.11 г.)
Ульт-Ягун: «Митинговая встреча» (№44 от 04.11.11 г.)
Проблемы и пути их решения (№44 от 04.11.11 г.)
Биологическая ситуация в Югане (№44 от 04.11.11 г.)
И снова СМС-мошенники (№44 от 04.11.11 г.)
Лес в поэтических образах (№44 от 04.11.11 г.)
Первые матчи муниципальной спартакиады (№44 от 04.11.11 г.)
Стартовая пятилетка « Атланта» (№44 от 04.11.11 г.)
Встреча на «Перекрестке» (№43 от 28.10.11 г.)
Школа, куда возвращаются ученики (№43 от 28.10.11 г.)
Локосово: есть берегоукрепление! (№43 от 28.10.11 г.)
Увертюра к юбилею (№43 от 28.10.11 г.)
Дежурство длинною в четверть века (№43 от 28.10.11 г.)
«Кефир» на десерт (№43 от 28.10.11 г.)
Пусковые объекты Белого яра: особый контроль(№ 42 от 21.10.11 г.)
В выигрыше пациенты (№42 от 21.10.11 г.)
Песочная комната «Апрель» (№42 от 21.10.11 г.)
День районного врача-педиатра(№42 от 21.10.11 г.)
Новый дом на старом месте (№42 от 21.10.11 г.)
Визит главного госавтоинспектора Югры (№42 от 21.10.11 г.)
Неслучайная победа (№42 от 21.10.11 г.)
Добровольцам – зеленый свет (№42 от 21.10.11 г.)
Новая индексация (№42 от 21.10.11 г.)
Комфортная старость (№42 от 21.10.11 г.)
«Золотой ключик» Малики Башаевой (№41 от 14.10.11 г.)
Новоселье не за горами (№41 от 14.10.11 г.)
Жилищные заботы «Сургутнефтегаза» (№41 от 14.10.11 г.)
Ремонт в помощь сиротам (№41 от 14.10. 11 г.)
Сто тысяч за третьего ребенка (№41 от 14.10.11 г.)
Хранители наследия (№41 от 14.10.11 г.)
Малая родина Сортымчан(№41 от 14.10.11 г.)
Эффект каникул (№41 от 14.10.11 г.)
«Сюита» - на отлично («41 от 14.10.11 г.)
Просвещение против экстремизма («41 от 14.10.11 г.)
Родительский час (№41 от 14.10.11 г.)
Правильный праздник (№41 от 14.10.11 г.)
Нарушения? Звоните! (№41 от 14.10.11 г.)
Дар чуткости (№41 от 14.10.11 г.)
Огромное спасибо (№41 от 14.10.11 г.)
Семь чудес Сургутского района (№41 от 14.10.11 г.)
И контакты, и контракты (№40 от 07.10.11 г.)
Семья для пожилых (№40 от 07.10.11 г.)
Югорский лес в эпоху нефтедобычи (№40 от 07.10.11 г.)
Серебро – у «Бумера» (№40 от 07.10.11 г.)
Территория радости (№40 от 07.10.11 г.)
Праздник для души (№40 от 07.10.11 г.)
Двойной рецидив (№40 от 07.10.11 г.)
Основная работа - с семьей (№40 от 07.10.11 г.)
Наши – в числе лидеров (№40 от 07.10.11 г.)
Счастье логопеда Снегиревой (№40 от 07.10.11 г.)
«Лесной Дозор» из Сайгатиной (№39 от 30.09.11 г.)
Человеческий фактор решающий (№39 от 30.09.11 г.)
Школа положительных эмоций (№39 от 30.09.11 г.)
Моя законотворческая инициатива (№39 от 30.09.11 г.)
Результативный диалог (№39 от 30.09.11 г.)
Экскурсия в пожарную часть (№39 от 30.09.11 г.)
Профилактика краснухи (№39 от 30.09.11 г. )
Коварная сальмонелла (№39 от 30.09.11 г.)
Диспансеризация подростков (№39 от 30.09.11 г.)
Благодарность за сотрудничество («38 от 23.09.11 г.)
Почти идеальная деревня (№38 от 23.09.11 г.)
Фермерам района – «золото» и «серебро» («38 от 23.09.11 г.)
Эхо бесланской трагедии (№38 от 23.09.11 г.)
Полярное сияние нефтедобычи (№38 от 23.09.11 г.)
Ода кедру (№38 от 23.09.11 г.)
Традиция побеждать (№37 от 16.09.11 г.)
Терпеливое Тундрино (№36 от 09.09.11 г.)
Надбавка губернатора (№36 от 09.09.11 г.)
Юрист вам в помощь (№36 от 09.09.11 г.)
Газпромовская «Робинзонада» (№36 от 09.09.11 г.)
Семейное заболевание (№36 от 09.09.11 г.)
Мошеннические схемы (№36 от 09.09.11 г.)
Либо зарплата, либо пособие (№36 от 09.09.11 г.)
Игры разных народов (№36 от 09.09.11 г.)
Праздник урожая по-сосе6дски (№36 от 09.09. 11 г.)
Остановка в темноте (№36 от 09.09. 11 г.)
Пакт о сотрудничестве на 3 года (№36 от 09.09. 11 г.)
«Горячая линия» избиркома (№35 от 02.09.11 г.)
Иностранцы в Югре (№35 от 02.09.11 г.)
Необходимый атрибут системы права (№35 от 02.09.11 г.)
Право на заботу (№35 от 02.09.11 г.)
Рубка вокруг Барсовой горы (№35 от 02.09.11 г.)
Соцпакет для полицейских( №35 от 02.09.11 г.)
Уголовное дело по факту ДТП(№35 от 02.09.11 .)
Благодарность (№35 от 02.09.11 г.)
Надежды и заботы Белого яра (№34 от 26.08.11 г.)
Три дня в августе (№34 от 26.08.11 г.)
Живая легенда, или школа Агафонова (№34 от 26.08.11 г.)
У главы района новый советник (№34 от 26.08.11 г.)
Хороший показатель работы (№33 от 19.08.11 г.)
Район в пятерке лидеров («33 от 19.08.11 г.)
Сезонный экзамен (№33 от 19.08.11 г.)
Оптоволокно вместо меди (№33 от 19.09.11 г.)
Каникулы по-апрельски («33 от 19.08.11 г.)
Безвозмездный дар нефтяников (№33 от 19.08.11 г.)
Горечь медового месяца (№ 33 от 19.08.11 г.)
Неслучайный выбор (№32 от 12.08.11 г.)
Апокалипсис завтра? («32 от 12.08.11 г.)
Безопасность школам и детским садам (№32 от 12.08.11 г.)
Каменные цветы (№32 от 12.08.11 г.)
Вторые пути на участке Сургут- Тобольск (№31 от 05.08.11 г.)
И двойки, и тройки (№31 от 05.08.11 г.)
Проблемы современного подростка (№31 от 05.08.11 г.)
Многогранная Валя Дедешко («31 от 05.08.11 г.)
Особое внимание комплексной профилактике (№31 от 05.08.11 г.)
Автоматическая корректировка (№31 от 05.08.11 г.)
Многогранный мир библиотек (№31 от 05.08.11 г.)
Знаменательные и памятные даты (№31 от 05.08.11 г.)
Маленькая репетиция больших выборов (№30 от 29.07.11 г.)
Заключительный диагноз (№30 от 29.07.11 г.)
Стратегия под контролем (№30 от 29.07.11 г.)
Осколки времени (№30 от 29.07.11 г.)
Новости переломной компании (№30 от 29.07.11 г.)
Неудачная рыбалка (№30 от 29.07.11 г.)
Две болевые точки муниципального образования (№30 от 29.07.11 г.)
Большое дело одного отдела (290 от 15.07.11 г.)
Каникулы в Югре (№29 от 15.07.11 г.)
Африканские страУсти Агая Кайбулатова (№29 от 15.07.11 г.)
Настрой на победу! («29 от 15.07.11 г.)
Мелочь, но крайне неприятная («29 от 15.07.11 г.)
Большая семья (№27 от 08.08.11 г.)
Настроение, в общем-то, грустное (№27 от 08.08.11 г.)
Остеохондроз позвоночника – не приговор (№27 от 08.08.11 г.)
Глиняных дел мастер («27 от 08.08.11 г.)
Международные победы юных музыкантов (№27 от 08.08.11 г.)
Судебная машина и ее «водители» (№26 от 01.08.11 г.)
Участие в долях («26 от 01.08.11 г.)
«Безопасный город» в Сургутский район! (№26 от 01.08.11 г.)
Безопасность на воде («26 от 01.08.11 г.)
Профилактика ящура («26 от 01.08.11 г.)
Приемная семья для пожилых: что это такое? (№25 от 24.06.11 г.)
Заслуженное признание (№25 от 24.06.11 г.)
Нелегкий разговор (№25 от 24.06.11 г.)
Центру занятости – 20! (№25 от 24.06.11 г.)
Сытоминский пусковой объект (№25 от 24.06.11 г.)
Есть основания для гордости («25 от 24.06.11 г.)
В центре внимания дети (№25 от 24.06.11 г.)
Федоровчане впереди («25 от 24.06.11 г.)
Акцент на сохранение здоровья («24 от 17.06.11 г.)
Мой боевой прадедушка (№24 от 17.06.11 г.)
Солдат Данила (№24 от 17.06.11 г.)
Прочный фундамент с юных лет (№24 от 17.06.11 г.)
Урок бережного отношения (№24 от 17.06.11 г.)
[1] Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968.
[2] См.: Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке.
[3] См.: Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1978.
Компас своими руками
И тут появился изобретатель
Хитрость Дидоны
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Одна беседа. Лев Кассиль