Данную работу выполнил ученик 7 класса Антонов Никита. В своей работе он исследовал повышение цен на кварплату в городе Когалыме. Опрашивал респондентов. Производил расчеты. Сделал вывод, что в жизни тема процентов очень важна. К защите его работы прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
procenty.doc | 154.5 КБ |
antonov_1.pptx | 577.51 КБ |
Городская математическая конференция школьников
«Открытие»
ПРОЦЕНТЫ
вокруг нас
Антонов Никита Алексеевич, Авторы: ученик 7 «А» класса
МОУ «Средняя школа №10»
Руководитель: Самигуллина Ирина Анатольевна, учитель математики МОУ «Средняя школа №10» вторая квалификационная категория
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
2.3. проценты и здоровый образ жизни 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
БИБЛИОГРАФИЯ 9
ПРИЛОЖЕние………………………………………………………10
Введение
Актуальность. В школе мы познакомились на уроках математики с процентами. Про центы - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Мне стало интересно, когда впервые человечество узнало проценты, как они использовались при решении практических задач. Меня заинтересовал также вопрос, часто ли мы можем встре чаться с процентами в быту. Исходя из выше изложенного, я определил для работы сле дующие цели и задачи.
Проблема исследования состоит в нахождении применения процента в жизни.
Объект исследования: процент как универсальная единица сравнения различных дан ных.
Предмет исследования - задачи практического содержания.
Цель исследования:
Если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью про центов.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования. Задачи:
4. Исследовать возможности применения «процента».
Методы исследований:
Сбор, изучение, анализ, обобщение экспериментального и теоретического материала, проведение социального опроса.
Основная часть
2.1. Как возникли проценты
Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.
Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.
Слово "процент" произошло от двух латинских слов: "про" - "на" и "центум" - "сто", то есть в буквальном переводе на русский язык процент означает "на сто". [1,2]
Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке. Вероятно, он произошел от сокращения латинского слова "сеп(ит" в "с/о". При скорописи "с1о" стало выглядеть как "о/о", а затем - "%". Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы I в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов.
1%=0,01
До нас дошли таблицы процентов, составленные ещё вавилоняна ми. Эти таблицы позволяли быстро определить сумму процентных денег.
Были известны проценты и в Индии. [3] Индийские математики вы числили проценты, применяя так называемое тройное правило. Например, при расчете 5% от 830 записывали: 1% составляет 830/100, 5% составляют (830-5)/!00= 41,5
Они производили и более сложные вычисления.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Рим ский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в середине века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание об ращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только процен ты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облег чения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. [3,4]
Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином - инженером из города Брюгге (Нидерланды). Он известен различными научными открытиями, а также применением особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансо вых расчетах, статистике, науке и технике. [3]
2.2. Социологический опрос
Я решил провести опрос горожан с целью, знают ли они определение процента. Было опрошено 80 человек, возраст которых от 10 лет и старше.
На вопрос что такое процент? Были получены следующие результаты. . [Приложение 1]
Что такое процент? | ||||
Варианты ответов | сотая часть числа | Что-то из математики | Это прибыль | Затрудняюсь ответить |
% | 56,25% | 26,25% | 6,25% | 11,25% |
По возрастной категории (из расчета 20 человек каждого возраста) результат представ лен в таблице и в. [Приложение 2]
Возраст | Процент - это со тая часть числа | Процент - это что-то из математики | Процент - это прибыль | Затруднились ответить | ||||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
10-20 | 14 | 70% | 5 | 25% | 0 | 0% | 1 | 5% |
21-30 | 10 | 50% | 5 | 25% | 3 | 15% | 2 | 10% |
31-40 | 10 | 50% | 7 | 35% | 1 | 5% | 2 | 10% |
41 и старше | 11 | 55% | 4 | 20% | 1 | 5% | 4 | 20% |
По итогам опроса можно сделать вывод, что горожане знают, что такое процент, но не все знают как он работает.
2.3. Исследование бюджета семьи
Проценты широко применяются в повседневной жизни. Я показал это на примере бюджета моей семьи состоящей из 4 человек
Порядковый номер | Члены семьи | Сумма | % |
1 | Папа - Антонов А.В. | 30 000 рублей | 75% |
2 | Мама - Антонова | 10 000 рублей | 25% |
Итого | 40 000 рублей | 100% |
При составлении семейного бюджета я использовал правило нахождения процентов от числа для того, чтобы узнать процентный доход в бюджет каждого из родителей. [Прило жение 3]
Вычисления: для того чтобы найти в процентах зарплату, надо сумму умножить на 100 и разделить на 40 000.
10000*100
= 25%
40000
Вывод: составил бюджет своей семьи, вычислил процентный доход в бюджет от каждого из родителей, при вычислениях применяли свойство нахождения процентов от числа и представили данные в виде диаграммы.
Чтобы наглядно увидеть распределение семейного бюджета составил таблицу.
№ п\п | Расход | Сумма | В % | |||
1 | Коммунальные услуги | 6 500 руб. | 16,25% | |||
2 | Плата за электроэнергию | 350руб. | 0.875% | |||
3 | Плата за услуги телефона (домашний) | 300руб. | 0,75% | |||
4 | Плата за услуги сотовых телефонов | 1000 руб. | 2,5% | |||
5 | Питание | 10000руб. | 25% | |||
6 | Одежда | 15000руб. | 37,5% | |||
7 | Транспортные средства | 1 200 руб. | 3% | |||
8 | Плата за интернет | 8 00 руб. | 2% | |||
Итого: | 40 000 руб. | 100% |
Из таблицы видно, что наибольшее число процентов семейного бюджета Антонова расходуется на питание (25%), приобретение одежды (37,5%). Еще нагляднее это видно из диаграммы. [Приложение 4]
На примере расчета повышения квартплаты в январе 2011года, хорошо просматривается с помощью процентов разница в повышении различных видов платежей. В данной таблице представлены значения семьи Антонова.
Виды платежа | Декабрь 2010 год | Январь 2011 год | Повышение % |
Содержание | 2927,62 руб. | 3038,21 руб. | 3,8% |
Холодная вода | 214,16 руб. | 241,76руб. | 12,9% |
Канализация | 366,34 руб. | 427,96 руб. | 16,8% |
Горячая вода | 476,20 руб. | 544,30 руб. | 14,3% |
Отопление | 2539,49 руб. | 3210,76 руб. | 26,4% |
Антенна | 140 руб. | 165 руб. | 17,9% |
Текущий ремонт | 66,05 руб. | 102,14 руб. | 54,6% |
Домофон | 80 руб. | 80 руб. | 0% |
6809,86 руб. | 7810,13 руб. | 14,7% |
Вывод: В среднем получилось что квартплата повысилась на 14,7%, но тем не менее са мое высокое повышение это на текущий ремонт (54,6%) и отопление (26,4%). [Приложение 5] Сравнив результаты повышения квартплаты нескольких семей, мы получили следующие
данные:
Виды платежа | Семьи | |||||
Антонов А.В. (трех комнатная квартира, семья из 4-х человек) | Стегайлова (двух комнатная квартира, семья из 4-х человек) | Юматов (двух комнатная квартира, семья из 5-х человек) | ||||
Содержание | 3,8% | 15% | 15% | |||
Холодная вода | 12,9% | 12,9% | 12,9% | |||
Канализация | 16,8% | 16,8% | 133% | |||
Горячая вода | 14,3% | 14,3% | 100% | |||
Отопление | 26,4% | 14,8% | 14,8% | |||
Антенна | 17,9% | 17,9% | 17,9% | |||
Текущий ремонт | 54,6% | 0% | 0% | |||
Домофон | 0% | 0% | 0% | |||
Всего | 14,7% | 11,7% | 32,9% |
Вывод: Первые две семьи не используют счетчики на воду, поэтому повышение отличается только в содержании, отоплении и текущем ремонте. Эта разница может быть за счет различной площади квартир. Семья Юматовых, используют счетчики на воду, в результате исследования и расчетов мы получили, что холодная вода повысилась на 12,9%. Горячая вода (в декабре З рубля за 1 куб, в январе 6 рублей за куб) повысилась на 100%, канализация 133%. В среднем повысилась квартплата на 32,9%. Можно сделать вывод, что в квартирах с счетчиками на воду основная часть повышения зависит от количества потребления воды жильцами. [Приложение 6]
2.3. Проценты и здоровый образ жизни
Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - очень опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится такие ядовитые вещества никотин - 2%, синильная кислота - 1%, дегтя - 15%, окись углерода - 9%, полоний 6%. Итак всего 33% ядовитых веществ.
В развитых странах мира, за последние 30 лет, количество курящих сократилось в 2-3 раза, а в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза.
А как берегут свое здоровье жители Когалыма ? Занимаются ли спортом?
Я решил опросить жителей нашего города. Для этого приготовил вопросы и провел опрос жителей 7 микрорайона. Результаты привели в таблице и диаграммах.
1. На вопрос «Вы курите?» 43 человека из 80 опрошенных дали положительный ответ, 37 -отрицательный. В процентном отношении это выглядит так:. [Приложение 7]
Да | 43 человека | 53,75% |
Нет | 37 человека | 46,25% |
«В каком возрасте вы первый раз попробовали курить?» отвечающим были предоставлены варианты ответов
С 1 по 5 класс | 7 человек | 8,75% |
С 6 по 10 (11) класс | 16 человек | 20% |
В институте | 26 человек | 32,5% |
Не пробовали | 31 человек | 38,75% |
Вывод: Люди все - же предпочитают курить, нежели беречь свое здоровье. А вот пробуют курить больше всего в институте или в школе. [ Приложение 8]
На вопрос «Занимаетесь вы спортом?» получили следующие ответы: из 80 человек положительный ответ дали 36 человек, 44 человека на заданный вопрос ответили отрицательно.
Вы занимаетесь спортом? | Опрошенные | (%) |
да | 36 человека | 45% |
нет | 44 человек | 55% |
Но учитывая детский и юношеский возраст у меня получились совсем другие цифры, так занимаются спортом 63 человека (78,75%), и не занимаются 17 человек (21,25%).
Вывод: Спортом наши горожане в основном занимаются в детском и юношеском воз расте. [ Приложение 9]
Заключение
В результате проведенной работы.
Исследовали повышение квартплаты в январе 2011 года. Таким образом выдвинутая ги потеза: если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью про центов, доказана на примере практических задач.
Практическая значимость работы определяется на мой взгляд полученными результата ми работы.
Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях нау ки. Без процентов нельзя обойтись ни в финансовом анализе, ни в жизни. Чтобы начислить зарплату работнику нужно знать процент налоговых отчислений; чтобы открыть депозитный счет в Сбербанке мы интересуемся размером процентных начислений на сумму вклада; чтобы знать приблизительный рост цен в будущем году, мы интересуемся процентом инфляции. В торговле понятие процент используется наиболее часто: скидки, наценки, уценки, прибыль, кредит, налог на прибыль и т.д. Россию захватил «кредитный бум»: в наше время люди все ча ще берут кредит на приобретение жилья, автомобиля, потребительские кредиты и кредит на об разование.
Библиография
Слайд 1
Проценты вокруг нас Антонов Никита Алексеевич, ученик 7 «А» класса. Городская математическая конференция школьников « Открытие» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Когалым 2011 г.Слайд 3
Проблема исследования: нахождение применения процента в жизни. Объект исследования: процент как универсальная единица сравнения различных данных. Предмет исследования: задачи практического содержания. Цель исследования: Определить процент как единицу сравнения данных с разными параметрами. Выявить сферу практического применения процента в реальной жизни. Гипотеза: если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов.
Слайд 4
Задачи исследования: Изучить историю происхождения процента. Определить практическое применение процента. Рассмотреть задачи практического применения, связанные с: Расчетом семейного бюджета. Расчетом квартплаты. Здоровым образом жизни по городу Когалыму. Исследовать возможности применения «процента».
Слайд 8
Что такое процент?
Слайд 9
Что такое процент?
Слайд 10
Что такое процент?
Слайд 11
Задачи практического применения Расчет семейного бюджета
Слайд 12
Распределение бюджета семьи Антоновых по статьям доходов
Слайд 13
Распределение бюджета семьи Антоновых по статьям расходов
Слайд 14
Задачи практического применения Повышение коммунальных платежей
Слайд 15
Сравнение повышения коммунальных платежей семьи Антоновых по статьям расходов за декабрь 2010 г. и январь 2011 г .
Слайд 16
Сравнение повышения коммунальных платежей семьи Антоновых по статьям расходов за декабрь 2010 г. и январь 2011 г .
Слайд 17
Сравнение результатов повышения квартплаты нескольких семей
Слайд 18
Задачи практического применения Здоровый образ жизни
Слайд 19
Вредные вещества в одной сигарете
Слайд 20
Вы курите ?
Слайд 21
Когда Вы первый раз попробовали закурить ?
Слайд 22
Занимаетесь ли вы спортом ?
Слайд 23
Выводы Изучена история происхождения «процента». Выявлена некоторые из сфер применения простых процентов: проценты дают возможность сравнить наглядно бюджеты семей с различным доходом и количеством членов семьи. Выдвинутая гипотеза: если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов , доказана на примере практических задач .
Слайд 24
Благодарим за внимание!
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Мороз и заяц
Сказка об одной Тайне
Щелкунчик
Рисуем белые грибы пастелью