Политическая карикатура 1812 года позволяет ближе познакомиться с историей создания первых русских карикатур и политических иллюстраций
оказавших огромное влияние на самые разные слои русского общества в оценке политических событий начала 19
века и особенно Отечественной войны 1812 года; вызвать
интерес к истории политической мысли.« Политическая карикатура времен 1812 года.»
Актуальность проекта. Уже совсем скоро мы будем отмечать юбилей
знаменательного события в истории России - 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это событие не рядовое в нашей истории.
28 декабря 2007 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 1755
«О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года».
Проблема, поставленная в проекте, состоит в том, чтобы расширить наши знания об Отечественная войне, которая оставив глубокий след почти во всех сферах русской жизни начала XIX столетия, оказала благотворное влияние и на развитие русского искусства. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к родине, к народу, ко всему родному. Если до двенадцатого года, по удачному выражению историка, все русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими. Вот это-то желание стать русскими проявилось и у наших художников той эпохи.
Цель и задачи проекта.Ближе познакомиться с историей создания первых русских карикатур и политических иллюстраций оказавших огромное влияние на самые разные слои русского общества в оценке политических событий начала 19 века и особенно Отечественной войны 1812 года; вызвать интерес к истории политической мысли.
Методыи приемы работы над проектом – работа с информационными ресурсами интернета, поиск и анализ исторической информации, фотосессии, графическая работа с картами, иллюстрациями,перевод иностранных источников.
Ожидаемый результат. Материал по истории Отечественной войны 1812 г. размещается на школьном сайте и в интернете на сайте Фестиваль исследовательских творческих работ учащихся « Портфолио». Проект должен помочь понять, какими важными и интересными событиями насыщена история необходимость бережного отношения к истории; раскрыть в каждом из нас чувство патриотизма. Проект рассчитан на то, что при подготовке к 200 - летию Отечественной войны 1812 г. , материалом воспользуются те, кому интересны малоизученные страницы нашей истории.
Особенность проекта- он доказывает, что исследовательская и проектная работа невозможна без использования ИКТ.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie-2.docx | 659.23 КБ |
Содержание:
1.Цели и предмет исследования…….….….
I.Введение…………………………………………………………………………9
II. Основная часть. 10
1.История первых русских карикатур и сатирических иллюстраций в периодических изданиях первой четверти XIX века.. 10
2.Карикатуры Венецианова 11
3.Карикатуры Теребенева 12
4.Теребеневская азбука . 16
III. Заключение. 19
IV. Список литературы. 20
V. Приложение. 21
I. Введение.
Отечественная война 1812 г. на многие годы определила экономическое, политическое и культурное развитие нашей страны. Вторжение армии Наполеона привело к небывалому подъему патриотического чувства всех народов России.
«Идеи патриотизма и народности, порожденные войной 1812 г., были ведущими в русской общественной мысли и журналистике как в 1812–1815 гг., так и в последующую пору – в пору вызревания дворянской революционности, причем в русской периодике сразу наметились две линии в трактовке этих идей».
Но уже вскоре после вторжения, начал выходить журнал «Сын Отечества» (начал издаваться в Санкт-Петербурге с октября 1812 года Н.И.Гречем. Причем, с доброго согласия самого Александра Первого: правительство считало необходимым иметь в столице полуофициальный общественно-политический журнал).
Он как будто бы в противовес консервативным рупорам печати понес читателям, гражданское свободомыслие. Это свободомыслие «Сына Отечества» проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины.
«Умрем свободными и в свободном Отечестве!»- таков был лейтмотив всех материалов журнала.
Отметим, что по количеству информации «Сын Отечества» соперничал даже с газетами. А с 1813 года при нем стала выходить и газета - бюллетень последних новостей «Политический листок».
Н.И.Греч ввёл в свой журнал интересное новшество - иллюстрации, содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций - политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников.
Рисовали для «Сына Отечества» известнейшие художники А.Г.Венецианов и И.И.Теребенев.
Зачастую тематика этих карикатур перекликалась с сатирическими баснями И.А.Крылова «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне» и других, печатавшихся в «Сыне Отечества».
Я считаю эту тему актуальной, так как карикатуры сопровождают нас по жизни. Еще с давних времен карикатуры являлись главным источником информации для людей. Карикатуры – это одно из таинств бытия, недаром наши предки вкладывали всю душу, чтобы показать человеческие проступки.
Цели:
Задачи:
Объект изучения: Карикатуры и их виды.
Предмет исследования: отражение карикатур в русской культуре.
Гипотеза: Карикатуры - это не только светское искусство, но и народное.
Практическое применение: использование информации как дидактического материала на уроках истории, литературы, МХК, музыки.
II. Основная часть.
История первых русских карикатур и сатирических иллюстраций в периодических изданиях первой четверти XIX века.
В начале XIX века лубок (потешные народные картинки с пояснительным текстом, пришедшие из Европы в Россию в XVI–XVII вв.) продолжает успешно завоёвывать внимание самых разных слоёв российского общества. Прежде всего, у т.н. «социальных низов»: ремесленников, продавцов, мастеровых и пр. Эта особенность объяснялась содержательной непритязательностью, грубоватым юмором, аляповатой манерой исполнения самих картинок, их дешевизной, а также массовым распространением. Лубки становятся предметом купли–продажи, товаром. Однако постепенно лубочные картинки приобретают и внутренний прикладной характер. С их помощью начинают иллюстрировать различные литературные произведения. Хорошо известны, например, народные лубки к «Повести о Бове–королевиче», «Шемякиному суду» и некоторым другим в то время популярным художественным текстам.
Кроме того, лубок пользуется в это время спросом и в среде интеллигенции, дворянства, чиновничества. Например, в историю вошли лубочные картинки под названием «Реестр о цветах», «Реестр о мушках прочитайте, а наши знаки особо примечайте», которые иронизировали по поводу модных увлечений высшего света. При этом на авансцене изобразительного искусства и системы печатных изданий (поначалу на страницах журналов и иллюстрированных еженедельников), параллельно с лубками, появляется новый для России вид искусства графики – карикатура. Её рождение связано с именем известного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780–1847).
Карикатуры Венецианова.
«Детище» Венецианова стало первым опытом создания в стране сатирического журнала с картинками. Однако изданию Венецианова суждена была недолгая история… По всей вероятности, он воплотился бы в жизнь, если бы новый журнал не напоролся на пристальное внимание к себе со стороны министра внутренних дел А.Б.Куракина. Именно он в официальном письме к министру народного просвещения П.В.Завадскому велел немедленно закрыть издание в виду присутствия в нём сатиры на некое высокопоставленное лицо.
До наших дней, к сожалению, сохранились лишь два листка из журнала: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев» (на картинке показаны танцующие фигуры в образе двенадцати месяцев, одетые в крестьянские тулупы и валенки, и некий старик, символизирующий собой время, что, по–видимому, является намёком художника на желание перемен в обществе) и «Вельможа» (в чёрном и раскрашенном виде). Именно «Вельможа» стала первой русской карикатурой.
Изображал ли Венецианов какого–то конкретного вельможу на карикатуре, достоверно не известно. Существует предположение, что в толстяке с огромной головой и короткими ножками скрывается сатира на князя П.В.Лопухина (само название журнала гласит «в лицах», что в принципе и наталкивает на поиски реального прототипа). Однако официальная версия правительства начала ХIХ века заключалась в том, что издание было запрещено в связи с непростой геополитической обстановкой в Европе, так как карикатуры Венецианова представляли собой пародию на Наполеона (логично предположить, что персонаж на картинке и есть Наполеон?).
Так началась и тут же стремительно закончилась история «Журнала карикатур» А.Г.Венецианова. В условиях царской России результат вполне предсказуемый.
Можно по–разному оценивать и вклад Венецианова в искусство графики, но сегодня, по прошествии нескольких веков, очевидно, что именно он проложил путь карикатуры в российскую журналистику, а также стал первым профессиональным российским карикатуристом, объединив два направления общественной деятельности – работу журналиста и карикатуриста – в единое целое, задумав выпускать специальный карикатурный журнал.
Быстро и оперативно откликнулись на вторжение Наполеона в Россию в 1812 году русские художники. Перед ними стояла задача популяризировать идею народного характера войны, найти такую форму, которая будет понятна самым широким слоям общества. Такой формой стала «политическая карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли.
Авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и, пожалуй, самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» Иван Иванович Теребенев
Карикатуры Теребенева.
Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри»,
Надпись на карете:
Награбленные в России сокровища
Надпись под рисунком:
Секретарь: Прикажете всё это писать в бюллетене?
Н.: Постой дай мне надуть ещё этот.
«Угощение Наполеона в России»
«Свое добро тебе приелось!
Гостинцев русских захотелось?!
Вот сласти русские, поешь - не подавись!
Вот с перцем сбитенек, попей - не обожгись!»
«Наполеонова пляска»
«Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку».
Карикатуры были направлены на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева. Художник-гражданин, он почувствовал возможности графики как действенного оружия в общенародной войне. Высмеивающие Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляющие патриотизм, твердость духа, мужество русского народа, "остроумные и единственные в своем роде" (как писал современник в "Сыне Отечества"), раскрашенные офорты Теребенева широко распространялись по России и за ее пределами, вызывая многочисленные повторения и подражания. Его карикатуры имели такой огромный успех, что имя его было известно всей грамотной России. Его произведениям долго придавали большое политическое значение, полагая, что они много способствовали проявлению ненависти к Наполеону и его армии, что облегчало борьбу с ними, Теребенев видел в своих карикатурах средство для постоянного возбуждения русского общества против коварного врага, который не раз менял свои отношения к России. Другую цель преследовали «Русский Сцевола», «Русской Геркулес» и т.п. картинки. Ими Теребенев хотел наглядно показать примеры русской храбрости и возбудить у зрителей желание действовать таким же образом в случае надобности.
«Русский Геркулес загнал французов в лес и давит как мух»
Во время Отечественной войны Россия узнала о подвиге русского крестьянина. Он попал в плен к французам. Враги выжгли на его руке клеймо - знак верности Наполеону. Но крестьянин схватил топор и на глазах у испуганных французов отсек себе руку с выжженным на ней позорным знаком. Крестьянина стали называть "Русским Сцеволой".
Цель этих немногих картинок — прославление подвигов казаков и крестьян, боровшихся с французами. Тут находим мы картинки: «Чем он победил врага своего?» — «Нагайкой», «Крестьянин увозит у французов пушку в русской лагерь», «Русской Геркулес города Сычевки», «Русской Сцевола», «Твердость русского крестьянина» и, наконец, «Казацкая шутка». Здесь трактуются темы местные, чисто русские, которые, конечно, были раньше известны Теребеневу, жителю Петербурга, преследовалась, главным образом, одна цель: художнику хотелось всячески принизить личность Наполеона и осмеять его деяния. Художник выполнил более 50 сатирических листов. Изобретательные по композиции, выразительные по рисунку, интересные и остроумные по замыслу, его карикатуры близки лубочным народным картинкам, что делало их понятными и доступными самому широкому зрителю. Художник часто сам был и автором текста надписей, которые отличались обличительным характером, остротой, лаконичностью, связью с народным фольклором. "Русский Сцевола", "Пляска русская", "Угощение Наполеону в России", "Русская баня", "Французский вороний суп", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России", "Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж" и прочие карикатуры являются произведениями неоспоримой художественной ценности.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Лиса Лариска и белка Ленка
Неньютоновская жидкость
Солдатская шинель
Свинья под дубом