Научно-исследовательская работа по филологии
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_magazinov_g.isilkulya.doc | 109 КБ |
azbuka_magazinov_goroda.ppt | 478 КБ |
1. Введение
Мы живём в окружении слов - названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д. В русском языке есть специальный раздел науки, который изучает названия и наименования - ономастика (в пер. с греч. «искусство давать имена»).
Имена собственные издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей, но в первую очередь - это, конечно же, лингвисты. Поскольку любое наименование - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка и употребляющееся в речи.
В ономастике есть направления в зависимости от того, какие имена собственные изучаются. Например, топонимика - изучает собственные имена географических объектов; антропонимика - исследует собственные имена людей; астронимика, зоонимика, теонимика, карабонимика, прагмонимика, эргонимика и др. ( приложение 2).
Одно из направлений ономастики нас заинтересовало и будет рассмотрено в настоящей исследовательской работе.
Актуальность
Сегодня проблема изучения ономастического пространства в контексте языка города и, в частности, его составных единиц - эмпоронимов - звучит наиболее остро.
В последние годы в нашем небольшом городе стало появляться много разных магазинов и названия у них тоже разные, порой даже необычные. Почему?
В нашей работе будет рассмотрена тема имён собственных в названиях торговых предприятий города Исилькуля.
Тема нашей исследовательской работы: «Азбука магазинов г. Исилькуля».
Изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских и т.д. занимается эргонимика. Собственные наименования магазинов называются эмпоронимами.
Цель нашей работы: исследовать современные названия магазинов города Исилькуля, выявить специфические особенности эмпоронимов.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1) провести лингвистические экскурсии по городу, пронаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов;
2) распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности;
3) провести социологический опрос, сбор информации.
Для решения поставленных задач была разработана программа, которая включала следующие методы исследования: наблюдения, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод.
Объектом исследования выступают эмпоронимы - названия магазинов нашего города. Предмет исследования - имена собственные в названиях магазинов.
2. Эмпоронимы города Исилькуля
2.1 Эргонимика как особый разряд ономастики.
Ономастика как раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, получила свой статус в 30-х гг.20 века. В ономастике термин «эргонимика» (от греч. «труд, дело, деятельность») существует для названия широкого круга учреждений - как «собственное имя делового объединения людей».
Единицами эргонимики являются эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Эмпороним состоит из 2-х частей: название самого объекта (магазин, парикмахерская, ресторан) и его имя собственное ( «Алиса», «Виктория», «Каприз»).
Главными функциями «товарного» эмпоронима являются информативная и рекламная. Благодаря информации и способу её подачи эмпоронимы достигают своей основной цели - привлечения внимания клиентов и покупателей.
Оптимальные информативно-рекламные собственные имена удаётся создать не всегда. Этому препятствует то, что очень сложно выделить определённую рациональную информацию об объекте продажи. Например, многие магазины в настоящее время предлагают самые разнообразные товары и услуги покупателю и просто не могут иметь информативных названий. Для привлечения внимания потребителя наиболее актуальной оказывается рациональная информация, содержащаяся в эмпорониме. Обычно эта информация об объекте продажи. При этом объект может быть назван прямо: «Продукты», «Стройматериалы», «Мужская одежда» и др.
Из истории
Современная торговая сеть г. Исилькуля представлена, по нашим подсчётам, несколькими десятками магазинов (из них только у РайПО 27 магазинов, 11 кулинарий). А когда-то их история начиналась с малого…
В 1909 г. уже была достаточно развита сеть магазинов и лавок, ежегодно проводились три ярмарки. В 1911 г. в Исилькуле было создано кредитное товарищество, в которое вступило более 320 человек. Большая часть торгово-промышленных предприятий старого Исилькуля принадлежали местным, довольно состоятельным владельцам. Так, Елфимов, Кудрин, Салманов имели свои собственные магазины, пекарни, колбасные цеха.
С 50-х гг. основным направлением стала специализированная розничная торговля. Появились новые магазины: продовольственные, хозяйственные, культтовары и др.
Со временем город расцветал. Где-то в 1967 г. у нас открылся первый «супермаркет» - универмаг «Восток» (одна из самых крупных и значимых построек того времени).
В 90-е гг. государственная торговля претерпела кардинальные изменения: вся торговля, пищевое производство оказались в частных руках.
На 2009 г. в Исилькульском районе зарегистрировано 806 частных предпринимателей, 54 промышленных предприятия.
Современному периоду свойственно разнообразие. Если раньше магазины подразделялись по специализации: «Продукты», «Молоко» и т.д. Классификация шла по ГОСТам (правилам торговли), то в настоящее время владельцы свободны в названиях, потому что магазины в нашем городе имеют как продуктовые, так и промышленные отделы.
2.2. Эмпоронимы города Исилькуля
Каждый раз, открывая магазин, предприниматели задумываются о названии. Оно должно быть звучным, ярким, запоминающимся и привлекательным для потребителей. А почему бы и нет? Ведь красивое слово, а если ещё и со смыслом, пока ещё никому не помешало. К тому же здесь скрыт, наверное, и хороший рекламный приём.
Собрав всю информацию по своей теме, мы провели классификацию названий по следующим группам:
Основные тематические группы эмпоронимов.
1) Имена собственные (личные имена владельцев и членов их семей, имена сказочных персонажей):
Алиса
Антошка
Валентина
Виктория
Гермес
Диана
Ева
Золушка
Ирина
Карина
Кристина
Кузя
Леопольд
Лилия
Линда
Лолита
Людмила
Максим
Ника
Рузанна
Руслан
Чарли
2) Названия животных, птиц, растений:
Колибри - очень маленькая птичка
Берёзка - лиственное дерево
Белая орхидея – травянистое растение с душистыми цветками
Эдельвейс - горное травянистое растение
Камелия - декоративное растение
Журавушка – болотная птица с длинными ногами и длинной шеей
Ласточка – маленькая, быстро летающая птица с длинными острыми крыльями
Сокол – хищная птица, отличающаяся быстрым парящим полётом
3) Географические названия:
Версаль - главный город франц. департамента Сены
Олимп - гора в сев. Греции, где обитали боги
Север – местность, лежащая в этом направлении
Эверест - самая высокая вершина земного шара
Южный - на южной стороне
4) Природные, астрономические явления:
Бриз - ветер на побережье
Весна - время года
Росинка - от слова роса
Меркурий - планета
Солнышко – небесное светило, вокруг которого обращается Земля и другие планеты
5) Эмпоронимы, обозначающие отвлечённые понятия:
Идиллия – мирное, счастливое существование
Глянец – блеск начищенной или отполированной поверхности
Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое
Люкс – высшего класса, разряда, сорта
Раздолье – простор, широкое свободное пространство
Симпатия – влечение, внутреннее расположение к кому-нибудь, чему-нибудь
Ультра – значение «превышение признака, сверх»
6) Эмпоронимы, обозначающие пространство:
Окраина - на краю города
Перекрёсток - на пересечении улиц
Привокзальный - рядом с вокзалом
«У Саши», «У тёщи», «У Марины»
7)Эмпоронимы, характеризующие ассортимент предлагаемых товаров:
«Живые цветы»
«Мужская одежда»
«Мир мебели»
«Золотая коллекция» и др.
Такие наименования хороши тем, что они экономят время, затраченное на поиск нужных товаров, указывая конкретно на то, что нужно купить. Это очень важно, потому что такое название является ориентиром в дороге за покупками.
Как видно из нашей классификации, владельцы магазинов предпочитают эмпоронимы, обозначающие собственные имена, отвлечённые понятия, а так же названия растений, птиц.
Основные лексические группы эмпоронимов:
1) Общеупотребительные слова:
Берёзка
Весна
Игрушки
Омич
Перекрёсток
Росинка
Стройка
Сказка
Удача
Юбилейный
Южный
2) Разговорные слова:
Гламур
3) Специальные слова:
Автозапчасти
Вектор
Зодиак
4) Многозначные слова:
Империя
Кормилец
Ласточка
Люкс
Мечта
Меркурий
Молоток
Окраина
Олимп
Раздолье
Сарафан
Сдоба
Симпатия
Сказка
Эконом
5) Заимствованные слова:
Бегемот (нем.)
Бриз (фр.)
Гермес (греч.)
Глянец (нем.)
Глобус (лат.)
Гурман (фр.)
Дива (ит.)
Идиллия (греч.)
Империя (лат.)
Камелия (фр.)
Колибри (фр.)
Меркурий (лат.)
Олимп (греч.)
Офис (англ.)
Парус (греч.)
Престиж (фр.)
Симпатия (греч.)
Спектр (лат.)
Статус (лат.)
Эконом (греч.)
По лексике наиболее частотные в названиях магазинов заимствованные и общеупотребительные слова, что говорит, вероятно, о стремлении владельцев назвать магазин красиво и понятно и в то же время привлечь покупателей.
Если смотреть с морфологической стороны, то можно сделать вывод, что из собранных нами 147 названий наиболее употребительны имена существительные (их - 125, из которых 28 - имена собственные); 5 эмпоронимов - имена прилагательные.
С синтаксической точки зрения:
- словосочетания (17)
- предложения (1)
Встречаются и сложносокращённые названия: 12 единиц.
Кроме того, мы провели социологический опрос среди продавцов. Им задавались следующие вопросы:
*Знаете ли, что обозначает название вашего магазина?
* Нравится ли название?
Так в магазине «Леопольд» продавец пояснила нам, что «…название связано с героем детского мультфильма – котом Леопольдом. Вот и товары в нашем магазине для детей». Название очень нравится.
А в магазине «Камелия» продавец затруднилась ответить на наш вопрос, но название ей нравится.
В магазине «Юбилейный» нам рассказали, что их магазин назвали так основатели в честь 30-летнего юбилея победы в Вов. Название нравится.
По итогам опроса можно сделать вывод, что 70 % продавцов не смогли ответить на 1 вопрос, но 100 % составляют ответы на 2-ой вопрос.
Проведён опрос и среди населения разного возраста. Им задавались
вопросы:
*Какие магазины часто посещаете?
* Нравится ли вам название?
*Знаете, что обозначает?
Всего опросили 35 человек.
Кого опрашивали | Всего | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | ||
да | нет | да | нет | |||
Дети | 10 | Эдельвейс | 8 | 2 | 3 | 7 |
Учителя | 10 | Экономный Омич | 8 | 2 | 6 | 4 |
Взрослые | 15 | Экономный | 14 | 1 | 6 | 9 |
Результаты опроса говорят о том, что названия магазинов многих устраивают, но большинство не задумываются о происхождении и значении слов.
3. Заключение.
Работа, проводимая нами, показалась очень увлекательной и интересной, и мы сделали следующие выводы:
-Эмпоронимы выполняют две функции: рекламную (привлекают внимание покупателей) и рациональную.
-Проведя лексический анализ, мы заметили, что в основном – это интересные, яркие слова, большинство из которых заимствованные; в качестве другой закономерности надо отметить тот факт, что доминирующая часть речи эмпоронимов – имена существительные (85 %).
-Среди названий наиболее частотными являются: антропонимы (25 %), эмпоронимы, связанные с абстрактным значением (20 %).
-Современные названия магазинов не регламентируются официальными актами.
-Формируя спрос и сбыт товаров, владельцы пытаются найти запоминающиеся названия, чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов.
Список использованной литературы:
1. Архипова Е.П., Архипов О.П. Интересные факты из жизни города Омска и Омской области (1716 – 2007 гг) – 920 с.
2. Направления ономастики. // http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: «Азъ», 1994
4. Петрищев И. «Таким было начало» (газета «Знамя» от 11 августа 1990 г., № 128, с.2)
5. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимии // Филология, Вестник Сам ГУ//
6. С нас начинается Сибирь / Сборник по заказу Администрации Исилькульского района Омской области – 151 с.
7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.- 2-е изд., испр.//Ред. коллегия:
М. Аксёнова, Л. Петрановская и др.- М.:«Аванта», 2005
Приложение 1.
Азбука магазинов города Исилькуля (147 единиц)
А – Автозапчасти, Алиса, Антошка, Астора
Б – Башмачок, Бегемот, Берёзка, Большая перемена, Бриз
В – Валентина, Вдохновение, Вега, Вектор, Весна, Версаль, Виктория, Водолей, Восток, Всё для дома
Г – Гермес, Гламур, Глобус, Глянец, Гранд, Громада, Губерния, Гурман
Д – Дамский мир, Дары природы, Дачник, Диана, Дива, Домашний мастер
Е – Ева, Евросеть, Евростиль, Ермолинские полуфабрикаты
Ж – Жарок, Живое пиво, Живые цветы, Журавушка
З – Зелёный сад, Зодиак, Золотая коллекция, Золотой колос, Золото, Золушка, Зооветмир
И – Игрушки, Идиллия, Империя, Ирина
К – Камелия, Карина, Катри, Колибри, Кормилец, Кристина, Купец, Кузя
Л – Ласточка, Леопольд, Лилия, Лимон, Линда, Лолита, Людмила, Люкс
М – Максим, Мастерица, Меркурий, Мечта, Мир мебели, Мобил Сити, Молоток, Мотоспорт, МТС, Мужская одежда, Мультимедиа, Мы открылись
Н – Низкоцен, Ника
О – Окраина, Олимп, Омич, Офис +
П – Парус, Перекрёсток, Пикничок, По карману, Престиж, Привокзальный, Продуктовый
Р – Раздолье, Росинка, Рузанна, Руслан
С – Сад – огород, Саморезцентр, Сарафан, Сафари, Сдоба, Север, Сибирь, Симпатия, Сказка, Сокол, Солнышко, Сотик, Спектр, Старт, Статус, Стройка, Сундучок
Т – Технодиво, Техномир, Ткани, Тройка, Туфелька, Тысяча мелочей
У – Удача, Ультра, У Марины, У Саши, У тёщи, Утренняя зорька, Уют
Ф – Фея, Фортуна
Х – Хлебодар, Хозяюшка
Ц – Цветы, Цифровой мир
Ч – Чарли, Часы
Ш – Шармэль
Э – Эверест, Эдельвейс, Эконом, Экономный, Электро, Электа, Эльдорадо, Эмилия, Энжел
Ю – Юбилейный, Южный
Приложение 2.
Слайд 1
Азбук а магазинов города Исилькуля Работу выполнили Евлева Валерия, Сивошенко Кристина, ученицы 7 класса Руководитель Миронова О.А., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Актуальность Тема исследовательской работы: Цель нашей работы: исследовать современные названия магазинов города Исилькуля,выявить специфические особенности эмпоронимов. «Азбука магазинов г.Исилькуля»
Слайд 3
Основные задачи: 1)провести лингвистические экскурсии по городу, пронаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов; 2)распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности; 3)провести социологический опрос, сбор информации. Методы исследования: наблюдение, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод. Объект исследования: эмпоронимы (названия магазинов). Предмет исследования: имена собственные в названиях магазинов.
Слайд 4
Направления ономастики Название Род деятельности Пример 1) Эргонимика изучает наименования деловых объединений людей. Эмпоронимы - названия магазинов. Фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия парикмахерских,баров,кафе,бильярдных клубов,благотворительных организаций и др. 2) Топонимика изучает собственные имена географических объектов Украина,Черное море ,река Ловать ,озеро Байкал 3) Антропонимика исследует собственные имена людей Петр Николаевич Амехин, Иван Калита 4) Космонимика анализирует наименования зон космического пространства-созвездий,галактик, как принятые в науке, так и в народные Млечный путь,Плеяды ) 5) Астронимика изучает названия космических объектов или отдельных небесных светил Солнце,Луна,Юпитер ,малая планета(астероид) Веста ,карликовая планета Церера ,звезды Толиман или Сириус 6) Зоонимика занимается собственными именами животных, их кличками Шарик,Мурка 7)Хрематонимика Изучает собственные имена предметов материальной культуры Алмаз «Орлов», меч «Дюрандаль» 8) Теонимика Изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона Стрибог, Зевс 9)Карабонимика изучает собственные имена кораблей,судов и катеров Аврора, Варяг 10)Прагмонимика Изчает наименования различных видов товаров Парфюнонимы- названия парфюмерной продукции ароматов «Chanel» Чоконимы- названия «Метелица»
Слайд 5
Из истории Современная торговая сеть г.Исилькуля представлена несколькими десятками магазинов (из них только у РайПО 27 магазинов, 11 кулинарий). А когда-то их история начиналась с малого... 1909г - уже была достаточно развита сеть магазинов и лавок, ежегодно проводились три ярмарки. 1911г- в Исилькуле было создано кредитное товарищество, в которое вступило более 320 человек. 50-е гг.- основным направлением стала специализированная розничная торговля. Появились новые магазины: продовольственные, хозяйственные, культтовары. 1967г - открылся первый «супермаркет»-универмаг «Восток»( одна из самых крупных и значительных построек того времени) 90-е гг .- государственная торговля претерпела кардинальные изменения: вся торговля, пищевое производство оказались в частных руках. На 200 9 г . в Исилькульском районе зарегистрировано 806 частных предпринимателей, 54 промышленных предприятий.
Слайд 6
Основные тематические группы эмпоронимов Группа Пример 1) Имена собственные (личные имена владельцев членов их семьи,имена сказочных персонажей) Алиса Карина Лолита Рузанна Гермес Леопольд 2) Названия животных,птиц,растений Колибри- очень маленькая птичка Эдельвейс- горное травянистое растение 3) Географическое положение Олимп- гора в сев. Греции,где обитали боги Версаль- главный город франц. 4) Природные астрономические явления Бриз- ветер на побережье Меркурий- планета 5) Эмпоронимы,обозначающие отвлеченные понятия Люкс- высшего класса,разряда,сорта Ультра- значение «превышение признака» 6) Эмпоронимы,обозначающие пространство Окраина- на краю города Перекресток- на пересечении улиц 7)Эмпоронимы,характеризующие ассортимент предлагаемых товаров «Живые цветы» «Мужская одежда»
Слайд 7
Основные лексические группы эмпоронимов Группа Пример 1) Общеупотребительные слова Березка Игрушки Удача Весна Омич Юбилейный 2) Разговорные слова Гламур 3) Специальные слова Автозапчасти Вектор Зодиак 4) Многозначные слова Империя Кормилец Ласточка Люкс Сказка Симпатия 5) Заимствованные слова Бегемот - нем. Глобус - лат. Бриз - фр. Дива - итал. Гермес - греч. Офис - англ.
Слайд 8
С морфологической стороны из 147 названий наиболее употребительны…
Слайд 9
С синтаксической точки зрения
Слайд 10
Социологический опрос среди продавцов Вопросы: Знаете ли, что обозначает название вашего магазина? Нравится ли название?
Слайд 11
Социологический опрос среди населения Опрошено 35 человек Вопросы: 1)Какие магазины часто посещаете?
Слайд 12
2) Нравится ли вам название?
Слайд 13
3)Знаете, что обозначает?
Слайд 14
Заключение -эмпоронимы выполняют две функции: рекламную(привлекают внимание покупателей)и рациональную. -проведя лексический анализ, мы заметили,что в основном –это интересные,яркие слова,большинство из которых заимствованные;в качестве другой закономерности надо отметить тот факт, что доминирующая часть речи эмпоронимов-имена существительные(85%). -среди названий наиболее частотными являются: антропонимы(25%), эмпоронимы,связанные с абстрактным значением(20%). -современные названия магазинов не регламентируютя официальными актами. -формируя спрос и сбыт товаров,владельцы пытаются найти запоминающиеся названия,чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Дымковский петушок
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуют дети водопад
Золотая хохлома
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка