Осмысление особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования стереотипов обыденного сознания.
В наше время в сознании общества и в художественной литературе доминирует взгляд на Сибирь, как на богатый нефтяной край.
Таков ли он был всегда?
Во многих литературно – критических статьях упоминается о том, что в недалеком прошлом этот край воспринимался не только как основа могущества государства, но и как суровая каторжная страна.
Как это отразилось в краевой литературе 19 века? В чём причина такого разного восприятия? На эти вопросы я попыталась ответить на основе анализа произведений прошлого века о нашем крае, ведь « история Родины имеет очень большое значение в воспитании молодежи. Границы Родины определяет её история. Поэтому остановить или повернуть историю нельзя. Историю мы должны изучать без приукрашивания, объективно, такая, какая она есть».1
Вложение | Размер |
---|---|
dva_vzglyada_na_sibir.doc | 103 КБ |
Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века
Автор: Шангареева Индира, ученица 9 класса «Б»,
МОУ «СОШ №7»
Руководитель: Бондаренко А.В.
учитель русского языка
и литературы
г. Когалым, 2011год
Оглавление
Стр.
I. Введение
1.Обоснование актуальности темы исследовательской работы………………………….3
II. Основная часть
1.Образ Сибири в массовом сознании общества ………………………..........................4
2. Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина. ………………………….5
3.Литературная деятельность Г.А.Мачтета………………………………………………..5
4 Сопоставительный анализ произведений Н.М.Чукмалдина « Мои
воспоминания» и Г.А.Мачтета « В тундре и тайге»……………………………………...6
III. Заключение ……………………………………………………………………………10
IV. Список источников информации.………………………………….........................11
V. Приложение……………………………………………………………………………..12
Введение
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам.
Приобщение к духовно - культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает её. Ведь именно там, где жил и творил писатель, в первую очередь, отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.
Актуальность темы исследования:
Осмысление особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования стереотипов обыденного сознания.
В наше время в сознании общества и в художественной литературе доминирует взгляд на Сибирь, как на богатый нефтяной край.
Таков ли он был всегда?
Во многих литературно – критических статьях упоминается о том, что в недалеком прошлом этот край воспринимался не только как основа могущества государства, но и как суровая каторжная страна.
Как это отразилось в краевой литературе 19 века? В чём причина такого разного восприятия? На эти вопросы я попыталась ответить на основе анализа произведений прошлого века о нашем крае, ведь « история Родины имеет очень большое значение в воспитании молодежи. Границы Родины определяет её история. Поэтому остановить или повернуть историю нельзя. Историю мы должны изучать без приукрашивания, объективно, такая, какая она есть».1
Исходя из актуальности данного вопроса, я выбрала тему своего исследования «Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века».
Основная цель: сопоставление взглядов на Сибирь 19 века в творчестве писателей нашего края.
_____________________________________________________________________________
1.Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. Тюмень, стр 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1
____________________________________________________________________________
Образ Сибири в массовом сознании общества
Оглядываясь вокруг, мы видим, сколько красоты и чудес включает в себя Сибирская природа. Но не только природа является казной края. Сколько богатства в нашем художественном мире! Оно берёт свое начало из седой давности. Много писателей не раз обращались к образу Сибири.
Образ Сибири во многом исчерпывает решение вопроса о содержании произведений и публицистических статей местных авторов. Этот образ в литературе нашего края – один из важнейших, ключевых понятий. В этом аспекте может исследоваться почти любое произведение о нашем крае. Образ Сибири имеет в литературе свои относительно устойчивые черты. Кроме того, с ним, благодаря исторической обусловленности – более позднему присоединению сибирских территорий к центральной Руси, намеренно связывают в литературе мотивы «открытия», «постижения», «узнавания» нового мира. И в этом смысле на протяжении многих веков Сибирь воспринималась писателями и художниками как «новая земля».
Образ Сибири в литературе – сложен и во многом противоречив, его черты чрезвычайно многообразны. И в этом смысле образ нашего края «представляет» северный пейзаж. Как отмечает П.Головачев в статье «Изящная литература и искусство на сибирской почве»: « В ней преобладают описания сибирской природы: рек, тайги, обыкновенно довольно искусные…..»2
Очевидно, что интересующая нас тема находится на стыке проблемных полей. В исследованиях французских историков Р. Шарте, Р. Мандру, Ж. Ле Гоффа содержатся значимые для нас выводы об особенностях и этапах формирования мира представлений, о характере влияния системы ценностных ориентаций и коллективных образов на повседневную культуру людей. Так формировался «пугающий» образ нашего региона как места каторги и ссылки, и создавался социокультурный миф о Сибири как «земле обетованной». Заметим, что влияние последней на миграционную активность крестьян отмечалось современниками массовых крестьянских переселений в Сибирь второй половины 19 века.
__________________________________________________________________________
2. П.Головачев. Статья. Тюменские известия, № 226, 2005.
Художественная литература относится к числу источников, которые в последние годы привлекают довольно пристальное внимание историков – исследователей, главным образом, благодаря усилиям специалистов.
Многочисленные разножанровые произведения о Сибири позволяют реконструировать её художественный образ, в значительной степени предопределивший особенности восприятия региона в массовом сознании читателей.
Как и всякий художественный образ, Сибирь имеет свою многозначность и разные оттенки. Можно сказать, самые разные, иногда и абсолютно противоположные качества, признаки могут его отличать. Все зависит от концепции автора, его творческой задачи.
Уже эпитеты в сочетании с определяемым словом « Сибирь» способны создать её образ. Таких словосочетаний может быть приведено в качестве примера огромное множество: «суровая Сибирь», «прекрасная Сибирь», «далекая Сибирь», «мрачная Сибирь», «великая Сибирь», «нефтяная Сибирь», «богатый край», «рыбный край» …
В краевой литературе 19 века складываются два основных, противоположных друг другу, образа Сибири и ее природного мира. Один из них олицетворяет «родное» место, прекрасную, близкую землю, «дом»; другой – «глухое», «гиблое», во всяком случае «чужое» начало.
Ярче всего это можно проследить, сопоставляя образ Сибири 19 века в произведениях Г.А. Мачтета и Н.М. Чукмалдина.
Глава 2
Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина
ЧУКМАЛДИН Николай Мартемьянович (1836-1901). Тюменский просвещенный купец-интеллигент, меценат, писатель. Основную часть своего дохода он направлял на развитие образования, культуры, общественной жизни родного края. Николай Мартемьянович всю жизнь собирал и хранил книги. (Приложение 1)
Наиболее крупным и интересным автобиографическим произведением Н.М. Чукмалдина является « Мои воспоминания». Его автобиография, особенно видная в первой части, как исторический документ, с фотографической точностью представляет бытовой уклад сибирской деревни первой половины 19 века.
Для нашей работы представляют особый интерес этические взгляды Чукмалдина, которые явились основой его литературной деятельности. Мы считаем необходимым рассмотреть их достаточно подробно не только потому, что они проливают свет на нравственную культуру лучших представителей западносибирского купечества, но и потому, что с их помощью открывается возможность показать нравственные ценности, на которые опиралось русское сибирское общество.
В одном из самых ярких произведении Николая Мартемьяновича особо привлекает богатство смысловых оттенков концепции человека и природы.
Рассмотрим, как создаётся писателем прошлого века образ Сибири, где человек чувствует себя «дома». Ярче всего это можно проследить на примере произведения «Мои воспоминания».
Глава 3
_____________________________________________________________________________
Литературная деятельность Г.А. Мачтета
Мачтет Григорий Александрович — беллетрист; родился в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери — близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1875 г., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями в "Отечественных Записках. «Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. Мачтет был арестован и сослан в Сибирь. (Приложение 2)
Во время ссылки в Сибири печатал очерки и повести в "Отечественных Записках.", "Неделе" и "Наблюдателе", позже — в "Русских Ведомостях.", "Русской Мысли». Лучше всего удались Г.А. Мачтету рассказы из сибирской жизни: мелодраматичности в них гораздо меньше, чем в рассказах его из украинской жизни ("Один в поле" и другие), и есть между ними некоторые, разрабатывающие положения очень интересные и тонкие.
Размышляя о формировании некоего « типического» образа Сибири, автор писал:
« Издавна не нравилось мне изречение: - Так водится в Сибири; то или другое имеют в Сибири. Ибо как можно одинаково говорить о земле, где и политическое положение и нравственность жителей следует неменуемо положению естественности; где подле дикости живет просвещение, подле зверства мягкосердие; где черты, пороки от ошибок и злость от остроумия отделяющие, теряются в неизмеримом земель пространстве и стуже за 30 градусов?»3
Образ Сибири, олицетворяющий «страну ссылки и каторги», красной нитью проходит в творчестве писателя 19 века Г.А. Мачтета.
3. Мачтет Г.А. Избранные произведения. С. 246
Глава 4
_____________________________________________________________________________
Сопоставительный анализ произведений Н.М.Чукмалдина « Мои воспоминания» и Г.А.Мачтета « В тундре и тайге»
В творчестве писателей нашего края явственно утверждается мысль о том, что жизнь и бытие каждого отдельного человека и природы имеют абсолютную ценность. Оба эти начала внутренне самостоятельны, но человек «усиливает» себя, погружаясь в мир природы, приобщаясь к её вечности. Проследим это на примере предложенных произведений.
Н.М.Чукмалдин создаёт художественный образ природы на чувственно воспринимаемом уровне. У него человек гармоничен с природой. При этом воздействованы все органы чувств, кроме вкуса. И это, конечно, неслучайно, когда человек что-то пробует, он входит в особые отношения с предметом, выступает в роли «потребителя», а не «наблюдателя».
В произведении « Мои воспоминания» видно, что автору важнее остаться в позиции внимательного наблюдателя, чем потребителя: «когда вы стоите среди такой тайги, где не был ещё хищник- человек, не рубил деревьев, не запускал палов, не жёг кустов для сенокоса, тогда увидите вы ясно, почувствуете внутренними духовными очами, как живет природа, какой великой мощью, творя и разрушая, проявляются её живые силы. Земля усыпана хвоёй и листвой; упавшие деревья гниют и разрушаются, но на их остатках возникает и растёт «младая жизнь» опять с такой же новой силой порыва. Здесь громадная сосна, там пихта, ель и кедр, в прогалинах брусника и багульник, в урмане мелкие кусты и клюква, а на опушке топкого болота волной колышется высокая зелёная осока!»4
Эта отстраненность становится условием сохранения красоты, первозданности природы. Природа в произведении Н. Чукмалдина выступает как начало, возвышающее душу, наталкивающее на раздумья, она открывает человеку самого себя. Осмыслить это позволяют картины природы: « Вот глушь лесная в вековом и девственном бору могучих великанов сосен и елей! Кто передаст человеческим языком всю гамму этих красок, всю мощь и красоту этой природы, где не ступала ещё человеческая нога? Вот ствол сосны в два охвата толщиною, за ним другой, третий, и целый ряд стволов, уходящих в небо за 15 сажен. Их вершины увенчаны серо-зелеными побегами ветвей. Кора внизу корня шероховатая с коричневым оттенком, а выше по всему стволу переходит постепенно в желтый, светло-желтый и чуть видно светит
палевым на сучьях и отростках. Смолистый аромат сосен наполняет воздух, а сама смола капает на землю прозрачными слезами янтаря. Серый дятел, где-нибудь
сверху стволов, долбит один из них, и гул ударов его клюва звонко раздается в кондовой древесине. Пронесется ветер, зашумят вершины - и целый рой мелодий охватывает душу. Прислонитесь к великану - сосне и с закрытыми глазами отдайтесь на волю грёзам, мечтаниям без слов, и тогда природа-мать раскроет вам, какие глубины великих тайн скрываются за видимым, слышимым житейским нашим миром»5 (Приложение 3)
Природа в произведении «Мои воспоминания»- живое существо мира. В ней чувствуется движение времени и одновременно вечность жизни, красота и молодость.
Повинуясь законам вечного обновления, и человек должен обращаться к своей прародительнице, воспринимать её красоту, открывать её тайны.
В произведении мы читаем: «Гривою идешь по сухому месту, где нет почти травы, и вековые сосны своей тенью совсем укрыли землю от солнца. Но вот на гриве- склоне она кончилась, и начинается покатость - согра. Сосны поредели, и то там то - сям гниют громадные стволы валежников, убитых бурей, с подтянутым щитом корней с землёю, а между ними, как ковёр, краснеется брусника. Ещё ниже, на самом дне и стоке вод, лежит урман - сплошная масса кустарников и лиственных дерев, где трудно пробираться даже пешему. Под ногой земля зыбит и уходит в мягкий мох чуть-чуть не по колено или проваливается между кочек, в грязь и воду. С боков густая чаша полукустов, полудерев, ольхи и черёмухи. Внутри урмана растут местами смородина, малина и завершается в низменных прогалинах клюквой и морошкой»6.(Приложение 4)
Н.М.Чукмалдину удалось создать завершенный образ природы, как это происходит, например, в сказке. Ведь там человек никогда не изменяет природу, он не воздействует на нее. В русской литературе сказочно завершенный образ природы встречается крайне редко.
Для сравнения обратимся к северному пейзажу, созданному Г.А. Мачтетом в повести «В тундре и тайге». В нем достаточно ярко отражается представление о крае как о «чужой стороне».
_____________________________________________________________________________
4.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.57.
5.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.65.
6.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.91.
Самое существенное отличие произведения писателя от произведений других авторов заключается в той роли, которую у него играет элемент чувства к описанию природы:
«Скучно в северной тундре.
Куда ни погляди – на север, на юг, на восток и запад, в какую хочешь, повернись сторону, - все одно и то же. В долгую зиму, когда иные лунные ночи бывают, чуть ли не светлее короткого сумрачного дня, - кругом одно безбрежное, беспросветное море снежного наста, по которому шибкой рысью бегут, не проваливаясь, тонконогие олени, да вихрем мчатся на лыжах люди. В осень – одни непроглядные туманы да серо – свинцовые, душные тучи… И только в короткую весну – лето оживает быстро, и на миг тундра пестреет яркими красками, горит синевато-зеленым травяным блеском, небо блещет яркою и голубой лазурью, а все окрест полно гама визга и стрекота несметного птичьего слета, нежащегося под лучами почти неподвижного солнца. Но и тогда перед глазами подавляющее и мозг и душу НЕПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА однообразие: сине-зеленая кочка, кочка и кочка …тысячи …миллионы кочек, сливающихся на горизонте в беспредельное сине-зеленое море… Томительно скучно. Недаром старые, много слышавшие люди говорят, что тундра – дело рук нечистого, который задумал было овладеть этим куском божьей земли…»7 (Приложение 5)
Анализируя произведение Н.М.Чукмалдина « Мои воспоминания», мы видим , что материнское начало природы постигается человеком, и он в принципе всегда способен в него вернуться и стать другим, понимающим законы бытия. Заметим, что при этом автор использует прием: сначала дается описание природы - “картинка”, фиксируется взгляд наблюдателя от общего плана - к частному . От описания бора - к образу уходящих вверх сосен (взгляд, устремленный в небо) - и резко вниз - к корням. И вновь вверх. Чувственный образ мира расширяется - подключается осязание (“шероховатая”), воспринимаются запахи (“смолистый аромат сосен”), звуки (“зашумели вершины”, слышится долбление дятла). Строка - “гул ударов его клюва звонко раздается в кондовой древесине” - представляет звуковую цепочку (прием аллитерации). Звуки “г”, “д.”, “р.”, “к”, “в” передают стук дятла.
7.Мачтет Г.А..В тундре и в тайге (Повесть из сибирского быта). Русские повести XIX века 70-90-х годов. Том первый. Стр 1.
Описание сосны - также авторская находка: ее кора “шероховатая с коричневым оттенком”. Качество может фиксироваться как с помощью зрения, так и осязания, тем самым передается оттенок “шероховатости”. Образ так зрительно точен, что создается эффект прикосновения, осязательного ощущения шероховатости сосновой коры. Затем коричневый оттенок (для автора всегда важна переходность, отсутствие определенного тона) переходит в “желтый” и “светло-желтый”, затем “чуть видно светит палевым”.
А вот в повести Г.А. Мачтета « В тундре и тайге» доминантой пейзажа выступает его однообразие, монотонность. Следует обратить внимание на пространственное решение пейзажа: человек – точка в равнинном мире, простирающемся во все стороны света, единообразие природы подавляет отсутствие преграды на пути человеческого взгляда, создаёт не ощущение пространства, а пустоты, незащищенности.
Почти все глаголы в тексте имеют форму настоящего времени. Такая повторяемость, притом, что меняется времена года, меняется сама тундра, создаёт всё то же впечатление монотонности. Достаточно знаменательна в картине природы её цветовая и световая гаммы: « сумрачный день», « беспросветное море», непроглядные туманы», казалось бы, противостоят миру, где « тундра пестреет яркими красками», « горит … блеском», « небо блещет… голубою лазурью».
Контраст зимы – лета – лишь кажущийся. Это тщетная надежда человека, привыкшего к другой природе. Отсутствие света, который должно излучать солнце, его « неподвижность» вновь создают ощущение безысходности. (Приложение 6).
С точки зрения Николая Мартемьяновича ближе всего к миру природы человек, непосредственно живущий в нем, крестьянин, труд которого связан с землей. Картины “труда общиной”: сенокоса, молотьбы, сбора ягод, когда обозом всей деревней жители отправлялись в тайгу за брусникой - претворяют в произведении мотив праздника, проникнуты теплым лирическим чувством: «Эпизодов разных во время сбора ягод было как всегда немало, и все они заканчивались шутками и смехом...В один из вечеров, когда стемнело, мы сидели кругом у костра, лениво перебрасываясь словами. Пламя вспыхивало и понижалось, и отражение света на деревьях так же то ярко блестело, то темнело и как бы потухало… Кому-то в это время пришло в голову рассказывать о приведениях и леших. Каждый уверял, что это «истинная правда». Какой поэзией, какой волшебной сказкой веет от одного воспоминания о подобных впечатлениях». 8
Тайна природы и сказка, легенда живут рядом. Потому и помнятся автору походы
в лес за брусникой с бабушкой Аксиньей, рассказывавшей ватаге ребятишек “занимательные сказки о Бабе-Яге, заманившей разными хитростями мальчика Глинышка». Присутствовал в них и образ «страны-Сибири»: «страну я благословясь, пойду перекрестясь, на восточную сторонку, к синю морю». И дальнейшее описание сбора ягод, воспоминания о чудном летнем дне даны автором все в том же сказачно-волшебном ключе.
В творчестве Г.А.Мачтета в мрачную картину природы « вписан» и живущий в ней человек, в данном случае - «инородец» (в 19 веке слово не имело никакого негативного оттенка): « Тут он и живёт и умирает, и любит, и поёт свои монотонные, как вой северного ветра, как сама пустынная тундра, бесконечно длинные песни… Ни о чём больше он и знать не хочет» или « В летние, да и морозные ночи иное. Тогда ясно видишь, что как ни тянутся вековые кедры, а до звёзд им далеко. Между мрачною тайгою и звёздами стоит тогда голубой простор, такой необъятный, что сорвавшаяся с неба звёздочка тухнет раньше, чем коснётся самого высокого кедра … И манит тебя куда – то, и какая-то грусть охватит – бог её знает, о чём эта нега грусти».9
Ощущение простора, огромного пространства Сибири возникает благодаря теме движения: «теряясь, не видно конца бегущей навстречу дороге» (она “теряется вдали”), звук колокольчика далеко распространяется в “морозном тихом воздухе”, но также теряется в нем.
Интересен тот факт, что один из важнейших в литературе мотив “дороги» красной нитью проходит в данных произведениях. Обращаясь к текстам можно выделить ключевые слова, передающие движение: “ухабы миновали”, “дорога стелется”, “теряется вдали”, “стена леса... плывет вам навстречу”, “лошади крупной рысью дружно несутся вперед, мотая головами и похрапывая”, “колокольчик... гудит переливами тонов и замирает, теряясь в морозном тихом воздухе”, “ямщик лихо встрепенется”. Синтаксис предложений: “Ночь. Ветер стих. Ухабы миновали. Луна светит ярко”, - также помогает запечатлеть убыстряющееся движение. Нарастает темп повествования, предложения становятся распространенными, сменяется динамика действия. (Приложение 6) Авторские замечания: “волшебная панорама”, “волшебной сказкой веет”, “яркий свет луны”, ровность дороги (“ухабы миновали”), “блеск и сверкание светящейся равнины, “стена леса” создают настроение таинственности.
Какова “пространственная точка” пребывания в мире лица, ведущего повествование? Главным в повествовании становится не описание природы само по себе, а впечатления, например, человека, едущего зимней ночью на ямщицкой тройке.
8. Чукмалдин Н.М. Мои Воспоминания: в 2-х ч. Ч 2. М,. 1997.Стр.112
9. Мачтет Г.А. В тундре и тайге. Повести XIX века.1999. Том 1. Стр.28
. Человек находится “ внутри” этого мира, возникает чувство единения всего живого, благодаря описанию воздействия на человека русской народной песни, затянутой ямщиком. В данном случае уместно сопоставление восприятия песни северного человека, в изложении Г.А.Мачтета (“В тундре и тайге”) и Н.М.Чукмалдина. И там и здесь песня и пение ямщика созвучны пейзажу, являют с ним единое целое. Разница - во взгляде повествователя, его оценке. « Песня ямщика вызывает в воспринимающем мир человеке (повествователе) впечатление “сладости”, и, одновременно, “болезненной жути”. Откуда последнее, почему возникает? Да потому, что эта песня - и обо мне, и манера исполнения раскрывает глубины моей души.»10
При анализе произведений, нельзя не заметить то, что столь часто Сибирь названа писателями « страной» - это указывает на огромность её пространства в географическом и в духовном смыслах. В творчестве Г.А. Мачтета Сибирь является « страной угрюмой и глухой», « страной молчания». Для писателя Н.М.Чукмалдина Сибирь – это место, где человек чувствует себя « дома».
Несмотря на такие разные восприятия данного образа, их мнения сходятся в одном, что природа Сибири - это живое существо мира. В ней чувствуется движение времени и одновременно вечности жизни, красота и молодость.
10.Спиридонова Г.С. Образ сибирского "мира" в сюжетах сибирской беллетристики второй половины XIX века. http://arctogaia.krasu.ru/laboraton/spiridonova
Заключение
Краеведение, по-нашему глубокому убеждению, - одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности. Именно обращение к художественному краеведению является основной для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учётом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных контекстах.
Вывод:
На наш взгляд, в краевой литературе 19 века складываются два основных, противоположных друг другу, образа Сибири и ее природного мира. Один из них олицетворяет «родное» место, прекрасную, близкую землю, «дом»; другой – «глухое», «гиблое» место. В любом случае, образ Сибири в литературе 19 века воспринимается, главным образом, как начало, возвышающее душу, наталкивающее на раздумья. Он открывает человеку самого себя.
Мы считаем, что в произведениях 19 века нашего края явственно утверждается мысль о том, что жизнь и бытие каждого отдельного человека и природы имеют абсолютную ценность. Оба эти начала внутренне самостоятельны, но человек «усиливает» себя, погружаясь в мир природы, приобщаясь к её вечности.
Воспитание любви и уважения к родному городу и краю, способности воспринимать язык природы – благодарная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение наших юных соотечественников.
И поэтому мы, живя на этой земле, должны знать ее прошлое и настоящее.
Данная работа является попыткой систематизировать богатый материал по литературному краеведению для использования его как дополнительный материал на уроках внеклассного чтения.
Список источников информации
1.Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. Тюмень, стр 5.
2.Головачев П. Статья «Изящная литература и искусство на сибирской почве». Тюменские известия, № 226, 2005.
3.Матчет Г.А. Избранные произведения. С. 246
4.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.57, 65, 91, 112.
5.Мачтет Г.А..В тундре и в тайге (Повесть из сибирского быта). Русские повести XIX века 70-90-х годов. Том первый. С. 1, 28.
6.Спиридонова Г.С. Образ сибирского "мира" в сюжетах сибирской беллетристики второй половины XIX века. http://arctogaia.krasu.ru/laboraton/spiridonova
7. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера (к постановке проблемы) // История СССР. 1989. N 6.
8. Кулаев И.В. Под счастливой звездой: Воспоминания. М., 2001.
9. Авдеева-Полевая Е. Записки и замечания о Сибири // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1999
10. Чукмалдин Н.М. Записки:2004г.
11. Ядринцев Н.М. Тюменская жизнь: Письма о сибирской жизни // Беспалова Л.Г. Живое прошлое: Писатели XIX века о Тюмени. Свердловск, 1987.
12.Лухманова Н.А. Очерки из жизни в Сибири: Избранные произведения. Тюмень, 1997.
14.Меламед Е.И. Мачтет Григорий Александрович /Е.И. Меламед //Русские писатели, 1800 – 1917: биогр. слов.— М., 1999.— Т.3.— С.548-549;
15.Овсянкин Е.И. Последнее прости Григория Мачтета – поэта и мученика /Е.И. Овсянкин //Правда Севера.— 2002.— 1 февр.;
Ель
Юрий Алексеевич Гагарин
Тупое - острое
Ледяная внучка
Рисуем кактусы акварелью