Любовь к природе из нас проявляет по-разному . О дин ждет не дождется субботы, чтобы собрать рыболовные доспехи и рвануть к речушке. Другой отправляется в туристический поход. Третий готовит лукошки. Четвертый – привести в порядок нервы, наверное , ничто не способно так успокаивать , как общение с лесом…
Замечено только одно общее: мы чаще хотим оставаться с природой наедине. Чтобы каждый уголок леса, уютная поляна становились для нас заповедными.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchashchihsya.docx | 696.43 КБ |
Районный этап детского экологического форума
Номинация
«Природа – бесценный дар один на всех»
Экологический проект
Выполнила : Чугунова А.Ю.
ученица 6 класса.
МОУ «Сурско-Майданская
основная общеобразовательная
школа Алатырского района
Руководитель: Чугунова Н.А.
учитель географии.
2009
«Почему лес надо беречь?»
«Для чего нужны леса»?
«Как помочь «зеленому другу»?
«Чтобы лес всегда оставался красивым и здоровым, нельзя обращаться с ним небрежно».
воспитать экологическую культуру ребенка, бережное отношение к природному наследию, стремление сохранить ценности прошлого и настоящего путем изучения лесных насаждений.
Педагогическая:
Содержание
Введение
1. Лес- генератор комфорта
1.1.1 Зимующие почки
1.1.2 Побег
1.1.3 Рождение листа
1.1.4 Деревья «худеют и «поправляются»
1.2 Биография деревьев
1.2.1 Ель
1.2.2 Лиственница
1.2.3 Дуб
1.2.4 Вяз
1.2. 5 Липа
1.2.6 Береза
1.3 Семена-путешественники
2. Роль леса в жизни человека
2.1 Дары русского леса
3. Вторая жизнь дерева
3.1 На службе у человека
3.2 Флоризм
3.3 Природа модницам
3.4 Деревья-символы
4. Как помочь « зеленому другу»
4.1 Уход за лесом
4.2 Зеленый патруль на посту
4.3 Экскурсия в лес
4.4 Как правильно посадить дерево
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
« Надо иметь не только глаз, но и внутренне
чувствовать природу, надо слышать ее музыку
и проникаться ее тишиной.
И. Левитан
Введение
Любовь к природе из нас проявляет по-разному . О дин ждет не дождется субботы, чтобы собрать рыболовные доспехи и рвануть к речушке. Другой отправляется в туристический поход. Третий готовит лукошки. Четвертый – привести в порядок нервы, наверное , ничто не способно так успокаивать , как общение с лесом…
Замечено только одно общее: мы чаще хотим оставаться с природой наедине. Чтобы каждый уголок леса, уютная поляна становились для нас заповедными.
Основное средство познание природы – наблюдение. Хорошо в лиственном лесу. Особенно на опушке: там и деревья , и растения, и мелкая трава. Среди зеленых насаждений нам легко дышится. Обаяние леса бывает настолько велико. Что при виде его у нас обычно возникает радостное ощущения. Но бывает так, что люди не раздумано относятся к лесу. Основная причина безразличного отношения к лесу заключается в отсутствии надлежащих знаний его роли в жизни человека. Чтобы знаний было больше. Я решила провести исследование: познакомилась с соответствующей литературой, выяснила, что некоторые деревья называют совсем по-другому, узнала как расселяются растения ,как нужно заготавливать дары леса.
В своей работе в третьей главе «Вторая жизнь дерева», я привожу пример как можно из природного материала создать замечательные произведения.
В четвертой главе : Как помочь «зеленому другу», я решаю проблемы связанные с охранной леса, предлагаю эффективные формы пропаганды бережного отношения к природе, посоветовшись с опытными лесоводами даю рекомендации по посадке деревьев.
Работа над проектом заняла урочную и внеурочную деятельность.
Предмет: География
Класс: 6
Характер работы: Междисциплинарный
Тип работы : Проектно-исследовательский
Оборудование: Компьютер, лазерный принтер, цифровой фотоаппарат, бумага, экскурсионное снаряжение.
1. Лес- генератор комфорта
1.1 Как рождаются листья
Наше село Сурский Майдан Алатырского района расположено на берегу реки Суры. От противоположного берега тянутся необозримые леса. В лесу еще сохранились вековые дубы, белоствольные березы, стройные прямые, как свечки сосны, остроконечные ели, серо-синие осины. А ягод, грибов! Только успевай собирать. И собирали: бруснику, землянику, смородину, малину. Летом и осенью трудолюбивые хозяйки целыми кузовами носили грибы: опята, рыжики, сыроежки, грузди, белянки….
Расторопные хозяйки летом собирали в лесу клубнику, срывали с липы медовый цвет. На склонах можно немало сена для скотины накосить. Осенью собирали ягоды шиповника. Теперь там заповедник «Присурский». А в лесу, что в заповеднике «Присурском», имеются озера, в которых можно было ловить рыбу.
В прохладный день в поле неприятен сильный ветер. Но вот вы вошли в лес, и наступает затишье. Лес повышает влажность, уменьшает воздействие солнечных лучей.
В лесу, в парке, на улице нас окружают деревья. Приходит весна, и они покрываются свежей зеленью. Развертываются листья, причем у каждой породы свои , не спутаешь. И происходит это по- разному. Не замечали? Я на уроках биологии и географии проводила наблюдение.
1.1.1 Зимующие почки
Цветы и листья почти год живут в почках. В почках тополя находятся либо белая сережка, либо листья в виде зеленых усиков. Даже в мороз они не замерзают. Сверху их защищают чешуйки, выполняют роль , что стекло. А изнутри согревает веточка, на ней почки сидят как на печке. Весной сбросят чешуйки-чехлы и появится трепещущая листва. Красивые цветы, длинные сережки (см.раздел Приложение 1).
1.1.2 Побег
Вся активная жизнь дерева сосредоточена обычно на концах веток. Каждый год ветки удлиняются, растут.
Провела я опыт: Понаблюдала за веткой тополя ,проследила за ростом побега. На ветке видны соединения –бороздка. Когда появятся листочки, расстояние между ними увеличиваются. У каждого дерева есть своя дистанция пробега.
Название | Размер(см) | |
1. | береза | 30-40 |
2. | тополь | 10-20 |
3. | дуб | 10-20 |
4. | ива (чемпион) | 2 метра за сезон |
Если сложить длину всех молодых побегов, то получится сотни, а то и тысячи метров. Вот сколько пробегают ветки дерева.
1.1.3 Рождение листа
Листья из тополя выходят словно подбоченясь, потому что, каждая половина листа скручена трубочкой. Лист орешника свернут пополам, а раскроется такой красавец! У ивы одна половина запахнута на другую. Внутри этой трубочки еще один лист, поменьше, а в нем еще меньше совсем как матрешка. листья вяза сложены пополам. Одна половина короче, другая длиннее. Лист раскрывается словно крылья бабочек.
Почка сосны приподнимается , вытягивается и становится похожей на ракету, готовую к старту. Красивые чешуйки у основания отстраняются . Затем чешуйки начинают отворачиваться.. В это время возле каждой из них появляются зеленые кончики будущих листьев. Каждую их пару прижимает к ветке жесткая желто-серая пластинка коры.
1.1.4 Деревья «худеют и «поправляются»
Из учебника ботаники , я знаю, что вода движется в растении по трубкообразным сосудам. В жаркий полдень листья очень сильно испаряют воду. И корни не успевают восполнять количество потерянной влаги. В результате столбики в древесине утончаются. Дерево «худеет», толщина его становится меньше чем в ночное время, когда испарение незначительно и сосуды переполнены водой. Ученые установили:
№ | название | Утро(окружность ствола) | день(окружность ствола) | вечер(окружность ствола) |
1. | клен | 60,5 | 59.5 | 60,5 |
Аналогичные результаты с тополем и ясенем.
1.2 Биография деревьев
Я провела опрос среди населения. Нужно было назвать самые необходимые растения?
Было опрошено 100человек. Из них 80% ответило пшеница, рис, картофель, сахарная свекла 15% -виноград, яблоки, груши, 5%-сосна. липа. ель . Очень мало людей поставили на первое место какое-либо дерево .
Лес на правобережье Суры села Сурский Майдан смешанный, местами хвойный, местами огромные дубовые рощи, много осины, березы, тополя, ольхи. (см.раздел Приложение2 ).Сторожилы рассказывают , что сам Петр 1 приезжал выбирал вековые дубы для строительства кораблей.
Богат и разнообразен животный мир леса, в наших лесах можно встретить кабанов, лисиц, куниц, белок. ласок. Живет и крупнейшее копытное –лось. В 1932 г в леса были завезены ентовидные собаки. Обычно в наших лесах заяц беляк, барсук, крот, еж… Много птиц: филин, сова, коршун, ястреб. В нашем Алатырском районе находится заповедник «Присурский», он имеет 3 участка: Алатырский, Батыревский, Яльчикский. Улица села Набережная находится недалеко от реки Сура, переплыв на лодке на правую сторону реки там уже находится заповедная зона.
1.2.1 Ель
Ель дает наилучшее сырье. Используется в музыкальной промышленности, изготовляют спирт, волокно. Смола используется при производстве канифоли, скипидара, ладана. Из хвои изготовляют муку.
Едва ли не большее значение имеет для человека ель еще до того, как она срублена. Она очищает воздух. Древнее римское (лат.) слово pix(ель) - смола. На территории России встречается 8 видов ели. Считается что родина ели дальний Восток. Продолжительность жизни ели 360-440 лет. Ель оправдывает средства выращивания. У лесоводов есть поговорка : «Выращивать ее- мука, но не выращивать –преступление».
1.2.2 Лиственница
Лиственница среди хвойных родственников Золушка. Под Новый год , если нет елки, можно нарядить сосну. Лиственницу, как и ее сказочную сестрицу Золушку, праздники обходят. Всю зиму она стоит раздетая. Зато в ней прячутся птицы, на ночлег. Ствол у лиственницы нормальный, но крона плоская, как фуражка. Да еще и набекрень сдвинута.
Вроде бы и некрасивая лиственница зимой, да птиц никто не трогает в ней. Попробуй через ветки продраться…
1.2.3 Дуб
Во многих уголках нашей родины растут деревья –ветераны. В наших лесах,пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. Крепок ствол старого дуба. В древние времена, дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Дуб растет очень медленно. Некоторые дубы живут до тысячи лет. Подмытые внешними водами , стволы старых деревьев падали в воду. Лежали на дне реки. Дуб не гниет в воде.
Его много осело во время строительных оборонительных укреплений по Суре в годы второй мировой войны. Промысловая артель в Сурском Майдане в 50-е годы пыталась распилить почерневший дуб на доски. Ничего не получилось: крошились зубья пил и «стреляли».Пролежав там , дуб становится черным, красивая мебель получается.
Несмотря на свою силу , дуб –дерево нежное, боится морозов. В 1939 году , как рассказывают местные сторожилы, были сильные морозы, очень много вымерзло дубов. Вырастить дуб нелегко. Тот кто захочет вырастить дуб из желудей, должен запастись терпением. Маленькие дубки медленно поднимаются над землей. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-великан.
1.2.4 Вяз
Вяз, ильм, берест, карагач- все это одно и то же дерево. Листья у него простые. Цветки мелкие, собранные в небольшие пучки. Плоды сплюснутые орешки. Созревают вначале лета. Пользовался вяз вниманием на Руси. Самой высокой прочностью отличались дуги, полозья, колесные ободья и оглобли, сработанные из вяза. Древесина вяза тугая, упругая, расколоть ее не просто. Правда и обрабатывается трудно, зато легко полируется, не коробится и не растрескивается при высыхании. До наших времен сохранились в нашем музее короба из вяза (см. раздел Приложение3 ). В прошлом древесина шла на изготовление подводных частей кораблей. Древесина вяза отличается изящной текстурой и интересной окраской –темно коричневое ядро, желтоватая заболонь
Вяз считают одним из лучших очистителей воздуха-«санитаром». Листья вяза собирают в семь раз больше сажи, чем листья тополя. А по способности очищать воздух он втрое превосходит клен и липу. Семена вяза используют как противоглистное и послабляющее средство, настойки из коры для обработки гнойных ран…
1.2.5 Липа
Среди многочисленных деревьев удивительным свойством обладает наша красавица липа. Как говорится от корня до макушки все у этого дерева идет в дело.* Из липы делают кадушки, свистульки, а мастерят их в весеннюю пору, когда начинается сокодвижение. До революции плели лапти (см.раздел Приложение 4).Лыко хорошо поддается обработке. Для плетения использовали кочедык. (см. раздел Приложение 5). Из липы делали мочало. Недаром в народе говорят : «Лыко да мочало- всех выручало». В настоящее время из липы изготовляют фанеру, мебель, музыкальные инструменты… Липа –последнее цветущее дерево в летнем сезоне. Цветки душисты, известно целебное свойство цветков липы. Дает прохладу в летнюю жару. Липа обладает большой жизненной силой , живет сотни лет.
1.2.6 Береза
Старинная –престаринная есть русская загадка : «С одного дерева да четыре угодья: первое от темной ночи свет, второе –не копанный колодезь, третье—старому здоровье, четвертое- разбитому связь». Загадка про березу. Сухая длинная щепочка – лучина. Свет и тепло . Вторая польза «не копанный колодезь», сок березовый. Третья польза от березы «старому здоровье»,это банный веник. Исстари заведен порядок был париться веником в бани. Четвертое угодье от березы –«разбитому связь», так это очень полезный материал береста. Все изготовляли в хозяйстве из бересты: кузовки, кошели, солонки…(см.раздел Приложение 6).
Много добра дает береза, из бересты получали деготь. Служит береза и древесиной. И лопата, и ложка, и телега все из древесины. Березы украшают двор нашей школы. Зеленый патруль ухаживает за ними и выдает «Охранную грамоту» (см .раздел Приложение 7) . Береза хоть и растет не только в России, нигде больше не встретишь таких красивых насаждений как у нас в Чувашии.
Как расселяются растения? Чаще всего отправляя в путешествие свои семена. Сколько изобретательности проявила природа в выборе способов их перемещения. Для этого они снабжены специальными летательными приспособлениями: крылышками, парашютами…
№ | название | семена |
1. | Липа | Плод липы , снабжен крылом. Отлетает далеко в сторону. |
2. | береза | Сережка темнеет и становится сыпучей. Само семя величиной с просеянное зернышко. У него два крыла и два усика. Эти усики при полете играют роль хвоста и нужны чтобы закрепиться в почве. |
3. | сосна | В конце марта с щелкающим звуком , сосны выбрасывают из шишек орешки. К каждому орешку прикреплен парус. Для создания паруса растения вырабатывают особый материал- тонкие пленочки. |
4. | Клен | Плод клена снабжен крылом. Ткань крыла укреплена жесткими прожилками. Плодики сцеплены по два. Летят как «вертолет». |
5. | Ясень | Плод ясеня имеет симметричную изогнутую лопасть, подобную лопасти винта самолета. Тоже летает высоко. |
6. | Тополь | Семена тополя величиной с пылинку, однако это тоже отважные воздухоплаватели. Их окружает так называемый «пух»,который их опекает в первые дни жизни. |
7. | Ива | Семена с пушком, покрытые волосками. |
Реже семена переносятся водой. Есть некоторые растения которые переносятся с помощью животных. У растений имеются крючочки, щетинки, которые цепляются за щерсть. Также птицы переносят семена.
1.4 Дупложители
Понятие дупло попросту- гнилье с таинственной дырой (см.раздел Приложение 8). Дупло обычно возникает в местах механического повреждения древесины с последующем распадом ее ткани. Распаду способствуют грибы-сапрофиты.. питающиеся гнилой древесиной. Вообще к дуплистому дереву отношение было иное, чем сейчас. Подметил люд сельский :
« Дуплистое дерево скрипит, да стоит . а крепкое валится». И не всегда под топор что с изъяном. Изъян –то изъян, да польза большая. Ведь дупло- это дом .прибежище для многих обитателей наших лесов, которые проживая в дуплах, охраняют многие десятки, сотни и тысячи стволов деревьев не дуплистых. Без дупел не проживут и такие звери как бурундук, разные сони, куница, рысь, хорек…
Среди наших птиц наиболее многообразен отряд воробьинообразных, но они ведут борьбу с вредителями лесов.
Пользуются дуплами и пресмыкающиеся, в частности ящерица, змеи. Из земноводных дупла доступны лягушкам. Все они истребляют вредителей леса.
Живут в лесах, используя дупла деревьев, и такие полезные истребители лесных вредителей и притом красивые жуки.
В Древней Руси использовалось бортничество . От слова «бороть»- дуплистое дерево, в котором водятся пчелы. Бортники в дуплах находили мед.
Санитарную же рубку дуплистых деревьев можно производить только с учетом интересов дикой фауны, с экологической перспективой. А не по бытующему ошибочному понятию :видишь дупло- хватайся за топор.
1.5 Вредители леса
Лес болеет как и все живое. Борьба с заболеваниями леса- это прежде всего регулирование взаимоотношений в биоценозе. Насекомые, питающиеся живыми тканями деревьев встречаются повсеместно. «Виновниками заболеваний насекомых… бывают одноклеточные животные, и мелкие круглые черви…» ( Бобров Р.В. Зеленый патруль {Текст}М.: Просвещение,1984.55с.). Лесоводы для борьбы от насекомых привлекают птиц. Эти исконные друзья леса уничтожают множество его врагов. Лесоводы устраивают искусственное гнездование. Чем больше птиц в лесу, тем здоровее лес.
Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника.
Если вы заблудились , то можно с ориентироваться благодаря деревьям. Кора деревьев покрыта мохом и лишайником. Мох на одной стороне гуще, он не любит солнца и тепла. Следовательно- там север.
Кора с северной стороны всегда грубее и темнее чем с южной. Натеки смолы не со всех сторон одинаковые. Больше их всего солнечной , то есть с южной стороны. Весной и в начале лета к югу от стволов, трава растет густая и высокая, чем к северу. И наоборот, летом при жаре трава к югу от стволов желтеет , тогда как к северу остается зеленой.
2 Роль леса в жизни человека
2.1 Дары русского леса
Человеку издавна известно, как богаты наши леса и болота ягодами, грибами. Известно. Что клюква растет на болоте. Вместе с ней встречается голубика. Брусника чаще всего растет в сосняках, а черника в ельниках. На вырубках сплошные заросли образует малина, на опушках нас встречает калина и рябина, а березняки и поляны изобилуют земляникой. Все наши ягоды обладают неисчислимым набором полезных качеств.
Плоды брусники содержат в небольшом количестве витамин С, некоторые кислоты и сахар.
Однако гораздо большей известностью пользуются в медицине лист брусничный. Применяется как мочегонное средство, при ревматизме и подагре.
Клюква –близкая родственница брусники. Ягоды содержат различные кислоты, пектиновые и красящие вещества, витамин с и микроэлементы.
Плоды шиповника содержат аскорбиновую кислоту, нормализующей деятельность пищеварения. Водный настой плодов- утоляющий жажду напиток и одновременно лечебный препарат.
Ягоды калины обладают не только вкусовыми достоинствами, но и важным лечебно-профилактическим действием.
Ягоды рябины не только вводят в состав витаминного чая, но и перерабатывают в сироп. Снижающий кровяное давление при гипертонической болезни.
В наших лесах наряду с богатством ягод имеется множество грибов. Каких только не встретишь: сыроежки, подберезовики. Маслята, лисички. Недаром говорится : « По лесу ходи , под ноги гляди».
Дары растительного мира с давних времен использовались в косметике. Оказывается , те или иные травы , настои- вполне реальные источники красоты. Молодости и силы. Большинство растений содержат биологические активные вещества.
Особенно широко используются средства растительного происхождения используют для ухода за волосами.
Волосы станут менее жирными, если мыть их 3 дня на протяжении 2 месяцев, опаласкивая отваром дубовой коры.
Для того чтобы стимулировать рост волос, можно использовать лекарственные свойства растений: листья березы настаивают и втирают в кожу.*
3. Вторая жизнь дерева
3.1 На службе у человека
Велика роль дерева в жизни человека, удивительно богатство его свойств, большого уважения заслуживают мастера , народные умельцы. И превыше всего- щедрость природы. Ведь дерево –единственный неизменно восполняемый из всех природных богатств. Дерево не теряет своей ценности.
Ель незаменима при изготовлении струнных музыкальных инструментов. Умерев, древесина ели обретает голос.
Лиственница –долговечна, не гниет.
Осина- наилучший материал для изготовления лемеха,посуды.
Липа- для стен бани незаменима.
Дуб- на ручки кувалд, молотков. Дуб находящийся под водой приобретает цвет темный используют для мебели.
Ольха- при копчении используются опилки.
Береза- применялась при обозостроении, использовали на смолокурение, на производство дегтя.
3.2 Флоризм
Флоризм –способ создания художественных произведений с использованием растительного мира. Профессиональные художники и народные умельцы создают в соавторстве с природой замечательные произведения. В стародавние времена, люди считали своими прародителями лес и отдельные деревья. Древние валили деревья в определенное время. Однако лес был не только добрым. Там подстерегали лешие, звери-оборотни… и неудивительно, что дерево, как никакой другой материал, создает ощущение реальности образов.
Техника изготовления флористических произведений различна. И как неожиданно преобразятся вдруг корень, пень или ветка! . Мы на уроках технологии тоже делаем поделки из природного материала. Ходим в лес собираем сухие веточки, шишки и используем их (см. раздел Приложения9).
__________________________________________________________________
*. Лес и человек –Ежегодник, 1983. М.: Лесная пром-ть,1983.-стр.148.
3.3. Природа модницам
Украшение из природных материалов прекрасно гармонирует со строгим стилем одежды. Да и сделать изящное ожерелье, кулон или брошь под силу каждому: материалы доступны.
Я в школьной мастерской изготовила украшения, затем поделилась опытом с другими учащимися. Ученица 9 класса Дарья Агеева научила меня делать украшения из семян (см. раздел Приложение 10).
Для тех кто хочет научиться пользоваться природными материалами необходимо воспользоваться советами (см.раздел Приложение 11).
3.4 Деревья- символы
Многие леса удостоились чести быть изображенными на гербах и флагах, печатях, марках Символ Канады -клен, Перу-дуб. На значке итальянского города Равенны -сосна. На гербе канадского города Дункана три ели с шишками…
Многие древесные породы являются символами и городов российских и государств СНГ : Киев- каштан, Минск-липа, Сочи- кипарисы, Баку- сосна, Подмосковье- береза.
А сколько разнообразных названий посвящено лесу! Лесная , Березовка, Ольховка, Сосновка…
Липецк
4. Как помочь « зеленому другу»
4.1 Уход за лесом
Мало посадить деревья. Нужно еще и помочь им подняться, чтобы превратиться в лес. Уход за лесом начинают проводить уже с первых лет его жизни. Особенно хорошо растут в это время некоторые лиственные породы: осина, береза, ольха.*
Древесина необходима везде. Известный русский лесовод Г.ф. Морозов сказал однажды: « Если бы не было вовсе лесов… то люди изобрели бы лес, очевидно, такой. какой существует в природе.»(Бобров Р.В. Зеленый патруль.{ Текст}М. Просвещение,1984.6с.). Обаяние леса бывает велико, что при виде его возникают радостные ощущения. Хорошие традиции бережно хранят лесоводы . к ним относятся трудолюбие, исполнительность, дисциплина.
Мы школьники тоже ухаживаем за лесом. Возле школы у нас имеется территория с зеленными насаждениями. Деревья разные : осина, тополь, береза, липа. Также большого ухода требуют , сосны, лиственницы, недавно посаженные.
____________________________________________________________________________
* . БобровР.В. Зеленый патруль.-М.: просвещение, 1984.-67стр.
Школьники работают обычно секаторами, небольшими топориками, они прореживают , прочищают и осветляют участки (см.раздел Приложение 12).
При школе имеется участок , который посещает население, и он закрепленный за школой. Поэтому учащиеся пробуют свои силы в создании лесопарков. Они очищают лес от хлама, устраивают мостики, оформляют лес аншлагами.
Сажая лес, ухаживая за ним, охраняя его, ребята убеждаются, что с помощью коллектива можно выполнить все трудоемкие работы и достигнуть цели- сделать родную природу красивее и богаче.
Чтобы лес всегда оставался красивым и здоровым. Нельзя обращаться с ним небрежно – где вздумается, играть в футбол, где придется разводить костер, потому что непременно повредишь кустарники. В лесу существует закономерность: стоит пошатнуть звено в зеленом сообществе, как одно потянет за собой другое, и возникнет цепная реакция.
4.3 Зеленый патруль на посту
В школе создана и работает экологическая агитбригада «Суряне», куда в ходят «голубой патруль» и «зеленый патруль». .Члены патрулей оформляют уголки (см.раздел Приложение 13). Ребята из «зеленого патруля « понимают, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Порой враги опасны и коварны. Многих сразу и не приметишь: пилильщики, короеды, усачи… Дай им волю –останется от молодого леса один сушняк. Большую помощь в лесу оказывают неутомимые санитары –птицы.
О своих друзьях юные лесоводы не забывают и зимой: расставляют кормушки. Большое участие принимают школьники и в лесных посадках весной и осенью.
Каждый год учащиеся школы и учителя проводят акцию «Посади дерево на своей улице» (см. раздел Приложение 14).
Лес большой. Без бережного и доброго отношения к нему нарушений не искоренишь. Поэтому школьные лесоводы берут на себя еще и пропагандистские функции. Они выступают с беседами, вывешивают плакаты, распространяют листовки, изготовляют буклеты (см раздел Приложение 15). Мы стараемся вручать листовки персонально с комментариями , считаем что такой способ распространения печатных обращений результативный.
Труд в лесу укрепляет ребят физически. Кроме того, работая в лесу , учащиеся начинают глубже понимать всю важность порученного дела.
И пусть руки ребят, которые оберегают сейчас леса и его обителей, не обладают мужественной силой и профессиональны умением. Все, что они делают имеет огромную важность.
Воспитывать в себе чувство коллективизма, потребность помогать слабым, заботиться ни о себе, а о благосостоянии всего народа – это ли не главное в жизни школы.
4.3 Экскурсия в лес
Наши учащиеся очень частот совершают экскурсии в лес. Познавательные экскурсии в природу пользуются большой любовью ребят. В лесу мы проводим различные исследования с учителями биологии, географии, химии, культуры родного края. Особенно популярны среди школьников фенологические наблюдения. Результаты опытов и наблюдений учащихся интересны для других поколений. В этом учебном году мы провели различные исследования (см раздел Приложение 16).
Для меня самым интересным и познавательным было определение по годичным кольцам возраст дерева. Для этого я внимательно сосчитала годичные кольца на
спиленном пне. Лучше на старом дереве считать. Все кольца неодинаковы. Среди них были потолще и потоньше. Это связано с тем, что рост зависит от природных условий. Если лето было теплое и влажное, дереву жилось хорошо, откладывался более толстый слой древесины. Если лето сухое и холодное, питание дереву поступало меньше, годичные кольца получились тоньше.
Также я обратила внимание: годичные кольца с одной стороны тоньше и приплюснуты. Значит следствие того, что росло другое дерево рядом. Но после того , как это дерево исчезло, толщина колец стала выравниваться.
Затем я по кольцам определила стороны горизонта. С южной стороны, откуда дерево получало свет и тепло –кольца толще.
Мной во время экскурсии был пределен возраст растущей ели. Ветки расположены у ели во все стороны на одной высоте. Расстояние между мутовками сучьев и есть годовой прирост деревьев.
4.4 Как правильно посадить дерево
Посадить дерево, пользой и радостью, которая достанется пусть не ему. А многим людям после него, продолжит он добрую о себе память . а если он молод, то и сам увидит плод своего труда.
Но какое дерево посадить? Дерево дереву рознь! Кедр увидят и живущие после нас 800 лет, Или осину. Тополь живущие полсотни лет? Клен, рябину, не теряющую красоту даже в 100- летнем возрасте. А может быть , березу пушистую, белоствольные рощи которой – источник хорошего настроения.
При выборе деревьев надо учитывать, что чем долговечнее, ценнее дерево, тем оно медленнее растет в первые после пересадки на постоянное место годы и требует внимания.
Заключение
Могуч, силен лес с первого взгляда. Казалось бы все нипочем этим тридцатиметровым великанам, раскинувшие свои могучие кроны над землей. Однако на проверку оказывается, что лес слабее и беззащитнее многих крохотных живых существ, пролетающих, пробегающих, проползающих мимо него и в нем.
Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения. Покинуть родные места он , в отличии от животных, не в состоянии, даже если возникнут условия, совсем непригодные для жизни. Вредные вещества , появившиеся в атмосфере или почве, постепенно проникают в организм растений. В результате такого скопления может наступить их гибель. Много вредителей у леса. Лес болеет, как и все живое на Земле. За последнее время у лесников прибавились заботы по надзору, чтобы не допускать самовольных застроек, недозволенных проездов, а то и свалок. Лесу необходим постоянный глаз и твердый характер лесного стража. Хотя мы знаем, что трудно лесникам за всем этим уследить.
Мы учащиеся , должны помогать лесникам и просто самим себе. Ведь без леса всем будет трудно жить.
Работая над данной темой, я много сама узнала интересного про лес, про его богатство, какие бывают болезни у леса. Я думаю , что эта работа имеет практическое значение, я ее защитила перед учащимися школы. Также мне помогали ребята в выполнении многих наблюдений и опытов. И очень отрадно, что учителя нашей школы ищут и находят интересные формы пропаганды охраны природы. Создают например «голубые патрули».
Опыт показывает, что основная причина безразличного, а порой потребительского отношения к лесу заключается в отсутствии надлежащих знаний его роли в жизни человека. Разъяснить это убедительно, доходчивой форме- задача всех.
Список используемой литературы
Книги:
Практикум по экологии: учебное пособие, М: АО МДС, 1996
2. БобровР.В. Зеленый патруль.-М.: просвещение, 1984.-67стр.
3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.
Глобальная экология: Учеб. для 10-11 классов, М: Просвещение, 2001 г.
4. Дмитриев А.Д. Экология чувашской Республики. Учебное пособие для 9 класса.- Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1996.-240с.
Журнал:
1. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды ЧР в 1997 году. Чебоксары-1998год.
2. Лес и человек –Ежегодник, 1983. М.: Лесная пром-ть,1983.
3.. Учителю экологии //Биология в школе. – 2001 г. - № 1.
4. Учителю экологии //Биология в школе. – 2002 г. - № 3,5,7.
Художественная литература:
1. Бианки В.В. Лесные домишки- М.: Астрель, 2007.
2. Сладков Н.С. - М.: Астрель, 2007. Книги:
3. Чаплина В.В. Мои питомцы- М.: Астрель, 2007
Энциклопедии:
Чувашская энциклопедия В4т.Чебоксары: чуваш.кн.изд-во 2006.
Ресурсы:
Конкурс
Проектно- исследовательская работа : «Жизнь озера Старая
старица».
Выполнила: Чугунова
Александра Юрьевна
ученица 6 класса.
МОУ «Сурско-Майданская основная
общеобразовательная школа».
Алатырского района.
Руководитель: Чугунова Н.А.
учитель географии.
2008 г.
Тема
Основополагающий вопрос:
«Как живет озеро?»
Проблемный вопрос:
Нужен ли нам заповедник «Присурский»?
Цель:
Задачи:
Содержание
Введение 4
Глава1 Государственный природный заповедник "Присурский" 6
1.3 Река Сура 7
1.4 Озера 8
1.5 Паспорт озер 9
Глава2 Как живет озеро? 11
2.1 Экологическая тропа №1 12
2.2 Экологическая тропа №2 12
2.3 Методика исследования тропы №1. 13
2.4 Методика исследования тропы №2. 13
2.5 Нужен ли нам заповедник? 13
2.6 Природу можно сохранить. 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Приложение 16
Анкеты
Общая анкета
Школа, организация__МОУ «Сурско- Майданская о о ш
Ф.И.О. учащегося (учащихся) Чугунова Александра Юрьевна
_______________________________________________________________
7. Какой вид природоохранной деятельности вы уже проводили на данной особо охраняемой природной территории, либо планируете проводить в дальнейшем.
В школе имеется агитбригада «Суряне», куда входят «Голубой патруль и Зеленый патруль», я член отряда , участвовала в операции «Ель», мы проводили операцию с целью охраны лесных насаждений, рисовала рисунок «Раз, два, три елочка живи!, заняла 1м в республике. ( 2007-2008 г). В дальнейшем продолжу изучать озера.
Контактные данные (индекс, адрес, телефон (городской и сотовый), факс
школьный 636 242
сотовый 89278629264
Анкета по учету состояния особо охраняемых природных территорий ООПТ:
Проектно- исследовательская работа : «Жизнь озера Старая
старица».
Чувашия
Алатырский район
заповедник «Присурский»
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя
не возможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая,
что ты необходима для
жизни: ты есть сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире .
Сент – Экзюпери.
Чистая пресная вода - большая ценность, но, к сожалению, ее природные ресурсы исчерпаемы, поэтому всем нам воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что вода – важная составная часть среды обитания человека; что она – самое большое богатство в мире.
Несмотря на общий очень тревожный вывод, следующий из анализа экологической обстановки Чувашской Республики, в то же время, нужно отметить, что человечество в целом достаточно и знаниями, и техникой, и технологией, чтобы обеспечить сохранность природной среды.
Данная работа посвящена озерам, которые находятся на территории Присурского заповедника Чувашской Республики. Имея соответствующие знания о них, можно раскрыть практическую значимость озер, на их основе вести воспитательную работу на занятиях по географии и экологии, и на внеклассных занятиях.
Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают десятки тысяч. Озером называют всякое большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой.
Озера имеют большое хозяйственное значение. По большим озерам на судах перевозят различные грузы. Из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу. Озера используют для разведения рыбы, водоплавающей птицы. Кроме того, озера увлажняют воздух, а их берега являются прекрасным местом отдыха.
На территории Чувашии по данным на 1995г. 754 озера с площадью более 1га. Большинство из них пойменные. Озера, расположенные вне речных пойм, по происхождению котловин обычно карстовые, суффозионные.
Много озер стариц.
Наше село Сурский Майдан Алатырского района расположено на берегу реки Суры. Места вокруг деревни очень красивые. Огибая село с севера и востока, поблескивая летом золотыми песчаными, а зимой белоснежными берегами, серебряной лентой- змеей вьется красавица Сура. От противоположного брега тянутся необозримые леса. А в лесу, что в заповеднике «Присурском» , имеются озера. Мне часто приходилось бывать с дедом на озере «Старая старица» . Красивое озеро, но дед говорит, что озеро мелеет на глазах и загрязняется , и виной тому – заповедник. Я решила провести исследование: «Как жило озеро и как живет сейчас?» .Но жизнь озера нельзя изучать только по книгам. Жизнь озера можно узнать по-настоящему, если ее изучать в той среде, в тех условиях, в каких он живет и развивается.
В этой работе я провела исследования озера старая старица. Провела опрос местного населения в отношении заповедника. Мной рассматриваются такие главы История Присурского заповедника, Как живет озеро?
Возникла идея использовать метод исследования темы «Жизнь озера Старая старица». Для понимания проблемы полезно было получить ответы на следующий вопрос:
«Как живет озеро?» Таким образом был выявлен проблемный вопрос : Нужен ли нам заповедник
Данная работа заняла урочную и внеурочную деятельность.
Предмет: География
Класс: 6
Характер работы: Междисциплинарный.
Тип работы : исследовательский.
Оборудование: Компьютер, лазерный принтер, цифровой фотоаппарат, пробирки, колба, горелка, капельница с раствором перманганата калия, с раствором йода.
Глава1 Государственный природный заповедник "Присурский"
Дата создания
Государственный природный заповедник "Присурский" создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Впоследствии был расширен за счет создания 2-х новых участков на востоке Чувашии.
Географическое положение
Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах.
Цель создания
Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.
Площадь
По Постановлению 1995 года площадь заповедника составляла 9 025 га, в связи с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 216 была расширена до 9 147,8 га.
Количество кластеров
3 (Основная территория в долине р. Суры и участки "Сурковый" и "Сорка-Тау")
Подчиненные территории и охранная зона
Охранная зона заповедника образована Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 199 от 31.07.1995 г.
Положение о ней утверждено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 163 от 20.05.1998 г.
Площадь охранной зоны составляет 25 497,5 га. (см. раздел приложения стр16 карта)
1.1 История Присурского заповедника.
Присурский хвойный район - уникальный биогеоценотический комплекс. В северной части произрастают великовозрастные ельники, остальная территория занята сосной, березой, осиной.
Наряду с широко распространенными здесь встречаются редкие виды, как: щитовник австрийский, гроздовник многораздельный, представители семейства орхидных. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.
Заповедник активно ведет эколого-просветительскую работу, в частности, является инициатором празднования в ряде заповедников "Дня Сурка" - пробуждения весны (26 февраля).
1.2 Природа Присурского заповедника.
В водоемах растет такой редкий вид как плавающий водяной орех, занесенный в Красную книгу России, также туда занесены такие редкие виды, растущие на территории заповедника, как прострел раскрытый, грушанка круглолистная, касатик водный.
Яльчикский участок расположен рядом с деревней Суринское, он представляет собой луговую степь с единичными представителями красочного разнотравья. Здесь можно встретить ковыль волосовидный, овсяница бороздчатая, тимофеевка степная, шалфей мутовчатый и степной, астрагал австрийский и датский, оносма простейшая, колокольчик волжский.
Животные Присурского заповедника.
В фауне преобладает лось, кабан, заяц-беляк, а еще есть поселения бобра. В Красные книги МСОП и России занесен такой редкий вид, встречаемый на территории Присурийского заповедника, как выхухоль.
Среди птиц обычными являются глухарь и тетерев. Из редких видов для Чувашии на территории заповедника обитают черная, белокрылая, речная и малая крачки, а также малый зуек, кулик-сорока. На оз. Черном наблюдаются сезонные скопления водоплавающих и околоводных птиц. В Красную книгу России из обитающих на территории видов включены серый журавль, скопа, могильник и змееяд. Многочисленны в заповеднике филин, сова-сплюшка, глухарь, тетерев и малая чайка.
На Батыревском и Яльчикском участке представлены степи, на которых сохранились степные сурки – байбаки. Батыревский сурковый заказник был организован в 1961 г. и имел площадь 500 га, а сменивший его заповедник всего лишь 25 га.
Главными задачами заповедника стоит сохранение и восстановление ставших редкими видов в результате восстановления первозданных местообитаний, а также научно-просветительская деятельность.
1.3 Река Сура *
Вторая по величине после Волги река в Чувашии это- Сура. В начале ХХ века в реке водилась стерлядь, сомы, судаки, налимы, лещи, щуки. Стерлядь возили из нашей реки царю на стол. Летом Сура просто «красавица «, тиха и величава своими берегами. На правом берегу лес бескрайний, а на левом берегу плети чередуются с зарослями, ивы.
В старину в селе была рыбная артель, рыбу начинали ловить как только пронесет лед. При этом использовали бредни. Любители ловили удочкой, наметкой, люлькой.
По Суре плавали баржи, торговые пароходы. «Сура», теплоходы «Заря», «Зарница».
*Из рассказов местных жителей. (Муратов В.Г)
К самым живописным памятникам природы заповедника «Присурский» относятся озера. О них созданы сотни легенд, преданий, стихов...
В Чувашии под охраной несколько десятков озер. Некоторые из них расположены в густонаселенной местности и испытывают сильнейший антропогенный пресс. Другие - еще сохраняют относительную чистоту вод и живописность.
На правом берегу реки Суры очень много озер. В старину озера были частными, в них разводили рыбу, в основном карасей. Рыбой торговали на базаре, кормили свои семьи. В озерах большое количество ротанов. В настоящее время озера зарастают и они относятся уже не к колхозу, а считаются государственными, и входят в заповедник «Присурский», созданный в 1995 году . Есть озера, которые имеют татарское название:
Акшатеры- в переводе с тат. «Белый шатер»
Башатеры- «Красный шатер»
Атябиза-
Курюкары-
Старожилы рассказывают, что свои названия они получили о из-за монголо- татарского войска, когда-то проходившего через эти места. Скорее всего села Сурский Майдан еще не было. В ту пору.
Места Засурья богатые и зверьем и птицей и рыбой. Возможно, войско татарское некорое время располагалось в районе этих озер, которое в последствии и получили эти названия.
Остальные озера получили свое названия от местных жителей, от 3-х населенных пунктов: села Сурский Майдан, поселка Березовая Поляна, поселка 1 Мая.
Круглое- посвоей форме.
Лиса- похожие сверху на лису.
Глухой конец- озеро находиться в глухом непроходимом лесу.
Чага- березы вокруг растут.
Старица- старое русло реки Суры.
Конопляник- вокруг озера коноплю выращивали.
Лосинки- лосей много водиться.
Вилки- похожи на вилку.
Гришиная яма- рыбак Григорий утонул в весеннее половодье.
Хомутцы- имеют форму в виде хомута. Рядом Хомутецкая заводь.
1.5 Паспорт озер
Глава 2 Как живет озеро?
Я член экологической агитбригады «Суряне», решила заняться изучением озера «Старая старица», составила экологические тропы и провела исследования, какая из троп может подтвердиться.
2.1 Экологическая тропа №1.
Цель: определить природно-экологические особенности озера; воспитать бережное отношение к природным объектам; развивать навыки экологически правильного поведения.
Пункты «тропы №1»
Правда ли так: Озеро старица пример отрицательного антропогенного ландшафта».
Лесные тропинки и поляны – обращается внимание на сломанные ветки, вытоптанные и оборванные растения, мусорные кучи разрозненный мусор.
Обращается внимание на загрязнения на поверхности воды; цвет и прозрачность воды; мусор на дне реки; интенсивность загрязнения водорослями; наличие (и количество) живых организмов в реке.
3.Соблюдается ли охрана.
Берег реки – старые кострища, различные упаковки, банки, бутылки (часто разбитые); имеется ли летний лагерь скота.
2.2 Экологическая тропа №2
Цель: знакомство с особенностями положительного антропогенного ландшафта; воспитание чувства прекрасного и потребности создавать его; Развитие навыков экологически правильного поведения.
Пункты «тропы №2»
1.Ухоженность
Обращается внимание на ухоженность насаждений (с деревьев удалён сушняк, кустарники обрезаны), имеется ли валежник, чистые тропинки или нет.
2.Определение цвета воды
Определить характер и род запаха воды естественного происхождения; по шкале определить интенсивность запаха воды; по шкале цветности дать определения .
2.3 Методика исследования тропы №1.
По литературным источникам я дала описание заповедника «Присурский», озер Чага, Старая Старица.
Практическое исследование экологического состояния озера старая Старица проводилось весной и летом 2008 года . Вначале мной были осмотрены : поляна возле озера. Что же я обнаружила? Тропинки были к озеру проложены, сломанные ветки деревьев и оборванные растения, а также небольшой мусор. (см.раздел Приложения стр 18 Фото №4). Мусорная лавина угрожает природе, но и жизни людей.* У наших бабушек, дедушек проблема мусора не стояла так остро. Затем я выяснила происходит ли зарастание и обмеление озера. Определить, как происходит зарастание озера у берегов. нетрудно . Большинство растений находятся над поверхностью воды и лишь где-то на середине озера, многие растения уходят под воду. Озеро представляет местами сплошь или большей частью заболоченный луг, на котором произрастают влаголюбивые растения и обитатели болот - осока, пушица. В зарастающих старицах местами имеются заросли кустарника и отдельные деревья. (см.раздел Приложения стр.18 Фото №3).
Вода озера оценивалась по физическим свойствам .Из физических свойств воды определялись прозрачность, цвет и запах . Результаты исследований занесены в таблицу.(см. раздел Приложения стр. 19 таблицы1-3).
Старица почти по всем показателям имеет неплохое состояние в сравнении с другими озерами, но растительность может ускорить гибель озера, превращая его в болото.
Мной также были обнаружены старые костриша, по берегу мусор . Мной был проведен опрос среди жителей села Сурский Майдан: изменилась ли Старая старица? Ответы были таковы: Старица обмелела, когда-то была проточным озером. Когда рыбная ловля не запрещалась, рыбаки меняли русло, воду направляли в пойму Чаги. На озере было много ореха. Даже бобры ушли в реку Сура, так как старица стала все-таки иметь гнилостный запах.
2.4 Методика исследования тропы №2.
Познакомившись с отрицательными особенностями антропогенного ландшафта, я решила найти положительные особенности.
Лишь по неудобьям сохранились клочки естественной растительности. В некоторых местах удален сушняк нет валежника. Тропинки чистые. Вновь пришлось обратиться за помощью к старожилам села и выяснить: Почему не во всех местах так чисто? Выяснилось, где раньше занимались рыбной ловлей, рыбаки убирали мусор за собой, а сейчас рыбаки называемые браконьерами, уже из-за боязни что их заметят, не ухаживают за местом.
Озеро еще сохраняет относительную чистоту вод и живописность. (см.раздел приложения стр 17 фото №2 ).
2.5 Нужен ли нам заповедник «Присурский?».
Мной было проведено социологическое исследование населения села Сурский Майдан о его отношении к существованию заповедника. Большинство из 30 человек опрошенных жителей совсем не рады тому, что живут в окрестностях заповедника, что связано с жестким режимом охраны его территории.
________________________________________________________________________
* Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: М: Просвещение, 1986 «полезный мусор"
Из рассказов старожилов: В лесу за Сурой водились разные звери: волки, лисы, рыси, кабаны, зайцы, белки, сохатые. В лесу расли вековечные дубы, белоствольные березы, стройные, прямые, как свечки сосны, остроконечные ели, серо- синие осины. А ягод, грибов! Только успевай собирать.
И собирали: бруснику, чернику, землянику, клубнику, ежевику, смородину, малину. Летом и осенью трудолюбивые хозяйки целыми кузовами носилит из леса грибы: опята, рыжики, волжанки, подберезовики, подосиновики, сыроежки, грузди, белянки, лисички… в лесу много озер. Водилась в них очень много рыбы.
Расторопные хозяйки летом собирали в лесу клубнику, срывали с лип медовый цвет. На склонах можно накосить немало сена для скотины на зиму. Осенью собирали спелые ягоды шиповника. Теперь там заповедник!
2.6 Природу можно спасти.
В школе у нас работает экологическая агитбригата «Суряне», куда входят отряды «Голубой и Зеленый патрули». Для школьников и местных жителей мы составляем памятки, делаем буклеты… «Как правильно себя вести на охраняемой территории». Затем раздаем их. Я думаю мы так сможем помочь нашему уголку с красивыми озерами. (см.раздел приложения Памятки стр.21).
Заключение
«Охрану природы я считаю-
делом святым. Это сохранение
и умножение красот Родины.»
Л. Леонов
Из источников литературы известно что, в Чувашии под охраной несколько десятков озер. (см.раздел приложения стр.20. карта). Некоторые из них расположены в густонаселенной местности и испытывают сильнейший антропогенный пресс. Другие - еще сохраняют относительную чистоту вод и живописность. Это места произрастания редких видов растений: кувшинки чисто-белой, касатика аировидного, реликтового вида рогульника плавающего, (представителя Красной книги России), и другие. Их судьбу может спасти только бережное к ним отношение. Однако во многих случаях режим особой охраны не соблюдается: в водоохраной зоне рек и озер еще можно увидеть летние лагеря скота, загрязняющие воду и уничтожающие прибрежную растительность. Отдыхающие рубят лес, ставят палаточные городки, мусорят по берегам. Именно поэтому эти озера наиболее подвержены обмелению и заболачиванию. Всем хорошо известно с какой целью создаются заповедники.
У нас, молодого поколения много вопросов, трудно разобраться, как сохранить лесные массивы, как сберечь озера, но важно одно, поскольку это связано с хозяйственной деятельностью человека. Конечно, материала, который я собрала, недостаточно, но я буду продолжать вести дневник наблюдения за озером.
Приложение
Карта
Карта
Фото №1 Старая Старица
Фото №2 Старая Старица
Фото №3
Фото №4
Динамика экологического состояния воды озера старая Старица
Таблица 1.
№ Забор воды | Год | Определение цвета | Определение запаха | определение сероводорода | определение органических примесей | ||||
окрашивание сбоку | окрашивание сверху | интенсивность запаха | Характер запаха | да | нет | нет | |||
1. | 2008 | Едва уловимое бледно-желтоватое | Очень слабое желтоватое | Очень слабый | Запах слабый замечается | + | + | ||
2. | 2008 | Очень бледная желтая | желтое | заметный | Запах легко замечается обращает на себя внимание | + | + |
Характер и род запаха воды озера Старая Старица
(см. выделенным шрифтом)
Таблица 2.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды |
Древесный | Мокрой щепы, древесной коры |
Землистый | Прелый, глинистый, свежевспаханной земли |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы, сена |
Не определенный | Не подходящий под предыдущие определения |
Шкала интенсивности запаха воды
(см. выделенным шрифтом)
Таблица 3.
Балл | Качественная характеристика |
1 | Нет запаха |
2 | Чуть заметный запах |
3 | Достаточно заметный запах |
4 | Устойчивый запах, вода не пригодна для питья |
5 | Сильный запах |
Как правильно себя вести на охраняемой территории
(по материалам Центра охраны дикой природы)
Это крайне важный раздел – пожалуйста, прочтите его очень внимательно.
1) На ценную природную территорию лучше идти небольшой группой (до 10 человек).
2) Желательно не ставить лагерь непосредственно на ценной территории, а расположиться рядом .
3) Нужно быть крайне внимательными ко всему живому. Особенно важно соблюдать это правило в мае-июне. В это время птицы выводят птенцов, и беспокойство, даже непреднамеренное, может погубить и птенцов, и кладки. Если рядом с Вами беспокоится птица, лучше перенесите лагерь в сторону. Ни в коем случае не ищите гнезда. Если же Вы случайно наткнулись на птичье гнездо, постарайтесь как можно скорее уйти, не заглядывайте в него, не фотографируйте, не берите в руки птенцов. Обычное человеческое любопытство губит огромное количество птичьих жизней. Лучше в период гнездования не брать в лес собак, особенно охотничьих, тем более что без разрешения на охоту это запрещено в любое время года. Лишнего шума тоже создавать не стоит – в лесу свои жители, и Вы пришли к ним в гости, поэтому вести себя следует вежливо. Не берите магнитофонов, не устраивайте шумные игры и соревнования – лучше послушайте птичьи голоса и шелест листвы. А шума и в городе хватает.
4) Конечно, необходимо строго соблюдать все правила поведения в природе. Они известны большинству туристов, но мы все же кратко приведем наиболее важные моменты.
Во-первых, очень важно правильно выбирать место для костра и оборудовать кострище. Не разводить костер близко к деревьям и кустарникам; снимать верхний слой почвы перед разведением огня, откладывать его в сторону корнями вниз и класть обратно тогда, когда костер Вам уже не нужен, и после того, как его залили водой.
Во-вторых, ставить палатки по возможности на свободное от растительности место. Колышки брать с собой или вырубать из сухостоя, не используя для этого живые деревья.
Не повреждать стволы деревьев (в раны, нанесенные топором или ножом, легко проникают различные болезни.
Природные сувениры (красивые или необычные растения, лишайники, ветки и т.п.) уносите в виде фотографий, рисунков или просто в памяти. Ни в коем случае не срывайте их и не повреждайте.
Не стоит оставлять свои «автографы» на стволах, камнях и прочих объектах.
Мусор лучше всего или сжигать, или - если это пластик или что-то подобное - уносить с собой, чтобы выбросить в городе (пластик при горении выделяет много токсичных продуктов). Остатки еды можно прикопать или положить под дерево – кто-нибудь да съест.
В общем, должно действовать правило «После нас чище, чем до нас». Место Вашей стоянки должно остаться таким, каким было до Вашего прихода (или лучше).
Памятка
Пилите на дрова только сухостой – мертвые деревья. Это легко определить по наличию зеленых листьев. Даже если на самом верху есть хоть одна зеленая ветка – поищите другое дерево. Живое все равно плохо будет гореть, так что это правило вроде все знают. Но не все, к сожалению, грамотно заваливают крупный «мертвяк» - старайтесь спилить его так, чтобы он на раздавил десяток других, молодых и живых еще деревьев.
Берите с собой на группу хотя бы один большой плотный пластиковый мешок. Наверяка к концу похода у вас появятся вещи, которые не удалось уничтожить в прощальном костре. Довезите его до ближайшей цивилизованной помойки или контейнера! Особенно это касается пластиковых, стеклянных бутылок, железных банок, баллончиков из-под реппеллента и газа, тюбиков из-под клея, ПВХ-кусков, и проч. Вообще-то, консервные банки горят. Но плохо. По-хорошему, после сжигания их надо закапывать, но никто почему-то этого не делает. Наверное, нет лопаты J Тогда выход один… Я понимаю, что никому неохота тащить обратно лишний мешок дерьма, но сюда вы везли гораздо больше – и ничего, не развалились. Если каждый возьмет за правило увозить свои отходы из леса, это будет революция...
Не ставьте палатки близко к муравейникам и на муравьиных тропах. Муравьи расчистили не для нас сосновую стоянку и не виноваты, что люди сюда приперлись. Они не меняют своих маршрутов, и в результате сотни их гибнут от наших копыт, потому что очень часто их тропа совпадает с нашей. А кто проложил ее первым – догадайтесь сами. Муравьи пришли на Землю задолго до появления двуногих тварей. Так что – уступи дорогу.
Не вбивайте гвозди в живые деревья, что бы что-то повесить, натянуть и т.п. Попробуйте сначала вбить куда-нибудь себе... Если понравится – тогда вперед.
Не устраивайте в сухую погоду «пионерских» костров под деревями. Достаточно подпалить одну ветку большой сосны, под которой вы расположились, и вы устроите верховой пожар, потушить который не сможете никогда, так как он распространяется очень быстро и недосягаем. В результате вам придется спешно драпать, а по вашей милости сгорят десятки гектаров леса, вместе с мелким зверьем.
Всегда заливайте костер! Если, конечно, с неба не льет, как из ведра. Не затаптывайте, не раскидывайте и не «записывайте». Даже если вы великий почвовед, и считаете, что все окопано, и после вас мох (торф, листья, трава, иголки, камни…) вновь не разгорятся, вы можете сильно ошибиться. Особенно, если кострище новое и дует ветерок… Из искры, как известно, возгорится пламя. Вода ведь рядом, не ленитесь! Очень грустное зрелище – проплывать мимо леса, обезображенного черными низовыми пожарищами... Все они – только от ваших окурков и незалитых костров.
Не бросайте в лесу окурки. По-моему, это и ежу понятно (см. выше). И в воду с лодки не бросайте! Во-первых, это все равно, что выбросить окурок из окна машины. Вы ведь не любите быдло? Вот и не уподобляйтесь. Река – это та же дорога. Окурок ядовит, что уже плохо. Кроме того, он долго плавает, и в стремнине его может ошибочно заглотить хищник, приняв за малька. Я бы сдохла от такого «подарка». Возьмите за правило складывать куда-нибудь свои окурки и фантики от конфет, чтобы сжечь на стоянке. Потом ведь самому будет радостно вспомнить, что вы нигде не напакостили за день. Мелочь – а приятно!
Не срите на тропинках. Хотя в этом ничего вредного для природы нет, тем не менее, вы же не откладываете кучи на улице, у подхода к дому или магазину? Отойти хотя бы метров десять от тропы не так уж сложно. Туалетная бумага быстро истлевает от влаги, и не наносит вреда окружающей среде, так что желательно пользоваться ею, а не газетами. Закапывать, я думаю, нет необходимости, да и нехорошо это - разрывать ради говна почвенный слой. Народ бает, что есть и лучший вариант - прикройте кучу парой камней или корягой.
Не возите в лес стеклянную тару! Если у вас нет уверенности, что вы честно повезете ее обратно до ближайшего контейнера. Конечно, не повезете. Тогда возите водку в любимых металлических флягах, или пластике, который потом можно худо-бедно сжечь и закопать. Есть эстеты, которые считают, что пластик портит вкус алкоголя. Но если вы зарыли в мох или кинули в воду опустошенную бутылку, вы уже не эстет, а, простите, другое слово… В деревню за водкой лучше ходить со своей тарой. Там и перелейте зелье, а пустые бутылки оставьте у магазина – кому-нибудь из местных они пригодятся, а вам – точно нет. Конечно, если вы не решили их сдать в конце пути, чтобы компенсировать расходы J На крайний случай - стекло тоже можно сжечь в мощной «нодье» из толстых бревен, после чего получившуюся лепешку закопать в землю. Но это не лучший выход - стекло лучше вообще не брать. И уж тем более - не бить! Сами же потом и наступите. Или ваши дети.
Не оставляйте на стоянках плоды покорения природы: старые кеды, битые каски, дырявые тенты, сломанные стрингера, копченые штаны и потные футболки… Наплюйте на страждущих, не устраивайте свалок, даже если слышали, что когда-то кому-то что-то пригодилось! Никто не умрет без вашего секондхенда, сейчас уже не те времена. Особенно часто все «неликвиды» принято вываливать на последней стоянке маршрута. Люди, опомнитесь – у большинства это тоже последняя стоянка, и тем более ваш хлам уже никому не нужен, все едут домой. Сожгите ненужные вещи и остатки закопайте, а лучше - довезите до ближайшего контейнера, особенно если это резиновые и пластиковые изделия. Коптить в небо жженой синтетикой – не самый лучший вариант утилизации отходов, хотя, конечно, на крайняк сойдет и он.
Не оставляйте остатки еды. Никто от голода на маршрутах не помирает, это не охотничья избушка, где принято компенсировать съеденные запасы. Оболочки от продуктов питания – уже ясно, куда девать (см. выше), сами продукты, особенно если это крупы, тушенка, сухари и тп.. – просто высыпьте под дерево. Как только вы уйдете, благодарные зверьки и птицы все слопают за милую душу, а что не слопают – с дождями уйдет в землю. Можно остатки крупяных изделий выкинуть в воду. Хорошо, если у вас осталась мука и постное масло - скатайте комок теста – лучший подарок карповым рыбам! Однако помните, что если в реке живут только хищные, «спиннинговые» рыбы, вы только засорите дно, потому что даже мальки хищников не особо любят растительную пищу, предпочитая планктон, жучков, мотыля и насекомых.
Как срезать грибы? По большому счету, без разницы. У каждого грибника – свое мнение. Кто говорит, что выкручивание рвет нить грибницы, кто-то уверен, что оставленная ножка гниет и мешает вырасти новому грибу. Думаю, что заморачиваться особо не стоит – в грибной год грибы все равно будут лезть отовсюду, а не в грибной – ниоткуда. И вряд ли это будет зависеть от способа срезания гриба.
Если у вас возникла необходимость срубить раму для катамарана, которую вы по каким-то причинам не смогли привезти с собой, постарайтесь выбрать нужные вам деревья в густом древостое. Вам будет не очень удобно возиться там, но зато совесть ваша будет чиста – все равно большая часть молодняка, растущего вплотную друг к другу, погибнет, и небольшое разрежение даже пойдет соседям на пользу.
Что делать, если встретилась бобровая плотина? Не разбирайте ее без большой необходимости – это бессмысленное занятие. Если есть возможность и силы перевалить или обнести – лучше перевалить или обнести. Но если уж пришлось разорить бобриные труды, не огорчайтесь – зверьки все очень быстро отстроят заново. Если вы двадцать раз разберете плотину, они с упорством маньяков двадцать раз ее восстановят, но никогда не уйдут с выбранного места. Это произойдет лишь через несколько лет, когда он объедят весь подтопленный молодняк в округе. Лет через десять-пятнадцать они вновь вернутся, поедать подросшие деревца. Вред и польза бобров на окружающий ландшафт – вещь спорная, однако надо помнить, что предки бобров появились в конце третичного периода, в то время как человек научился ковырять в носу только в четвертичном. Опять – уступи дорогу. …Ну, а убить бобра – все равно что убить ребенка.
Не трогайте змей. И тогда они вас тоже не будут трогать. Ни одна змея, находящаяся в здравом уме, никогда первая не нападет на человека. Глядите под ноги и избегайте мест, где змеи любят греться - старые вырубки, разрушенные избы и колодцы, уступы на скалах, пни на полянках. Уступи дорогу!
Не расписывайте скалы и камни. Это неприлично, хотя исторически оправданно – попытка пометить территорию. Пописайте на дерево и успокойтесь. Если не можете оставить своего следа в истории другим способом, тогда уж лучше займите шаловливые ручонки чем-нибудь другим. Нарубите дров к ужину или помойте кан… А уж взялись малевать - заодно пишите точный адрес, чтоб было, куда приехать… дать нобелевскую премию за художественный вклад в развите водного туризма.
Не ставьте сетей. Еды у вас достаточно. А недостаточно – наловите рыбу спиннингом, в честном бою. Не умеете – значит, грибы собирайте… Или дома сидите. А кивать на то, что местные, мол, ловят – неуместно. Сорри за каламбур J Тогда оставайтесь здесь жить, и будете с полным правом выгребать лососей сетями, чтобы прокормиться.
Если вы мастер рыбной охоты – не ловите больше, чем можете съесть. Ну, нехорошо это… Сколько раз приходится читать: «Наловили столько, что не знали, куда девать… Жарили, парили, солили... Ели – давились.» Бедолаги. Осталось только к груди прижать и пожалеть!
Не берите в лес магнитофоны. Дайте отдохнуть себе и другим от звуков му. Кроме того, вы забываете о зверях и птицах, которые просто ох..ают от этого дерьма, имея более чувствительные уши. Подумайте о бедных земляных червях, кротах и мышах! Или хотя бы вспомните, как выбрасываются на берег киты от техногенных звуков – может, хоть это заставит вас оставить музыкальный ящик дома.
Не рубите хвою под палатки. Конечно, очень хочется, чтобы жопе было мягко. Но сейчас большой выбор ковриков, не шестидесятые годы. Каждый год вы выкидываете на помойку по елке. Да плюс еще одна, в конце славного пути. Кажется, вполне достаточно…
Находясь на природе, будь это лес, озеро, степь, море, горы или что-либо другое - всегда необходимо соблюдать определенные правила и обязанности. Только тогда мы сможем еще долго любоваться чистой природой, передав ее нашим детям, внукам и правнукам.
Какие же за правила существуют?
Ах, если люди придерживались хотя бы части этих правил, не только на экологической экскурсии, но и при обычном выходе в лес, на природу или озеро.
Начнем наше знакомство с окружающим миром с экскурсии на природу.
Мамам и папам.
Прогулки на природу.
Не нужно лишний раз вам описывать то, как нужно и полезно совершать с ребенком вылазки на природу. Лес, водоемы, луга, сопки и горы насыщенны не только мощной положительной энергетикой, познавательны для кругозора. А физическая нагрузка, которую получает ребенок при прогулке на свежем воздухе, весьма полезна для здоровья.
Совершая прогулку на природе не скупитесь на объяснения, рассказывайте ребенку о том, что его окружает, не ленитесь собрать несколько желудей, забавных коряг, сухих листьев, шишек и другой природный материал. Из всего этого можно сделать очень интересные поделки.
Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и близко жизнь леса. Обращайте их внимание на красоту леса в любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, стройности былинки, Приучайте детей слушать пение птиц и выделять птичьих солистов. Обратите их внимание на то, как музыкален лесной шум. Научите детей различать шепот листвы, тихий плеск волны, журчание ручейков, стрекотание кузнечиков и другие звуки природы журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.
И не забывайте принять меры предосторожности от укусов насекомых, заранее использовать репелленты и подобрать соответствующую одежду для прогулки.
Правила поведения на природе.
Учите ребенка беречь природу, расскажите ему правила поведения на природе. Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ежика и т.д. Взрослые должны настойчиво разъяснять детям, что их желания могут быть губительными для леса и зверюшек, которые живут в этом лесу. Лес, речка, луг - дом для растений и животных, а не ваш и будьте вежливыми гостями в этом лесу. Удержите руку ребенка, тянущуюся к необычному цветку. И объясните, что, срывая цветущее растение, мы тем самым мешаем ему нормально размножаться семенами и этим губим растительность в природе. К примеру, чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо не менее семи — восьми лет.
Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой домой. Животные в природе — не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме их собственных родителей. Также не следует брать яйца из гнезд, разорять муравейники и раскапывать норы. Не пытайтесь заглянуть в гнездо, а тем более трогать его, птенцов или яйца. Некоторые птицы после этого бросают свои гнезда.
Правила поведения в природе запрещают включать на полную мощность транзисторные приемники, магнитофоны, поднимать крик и шум. Громкие звуки тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. Часто от значительных колебаний воздуха, издаваемых транзисторными и магнитофонными аппаратами, не могут подняться в воздух шмели, жучки, пчелы и др.
Старайтесь не разводить костер в лесу. Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головешек или полусгоревших дров останется хотя бы микроскопическая искорка, она через день-два способна разгореться.
Необходимо помнить, что огонь отпугивает всех лесных обитателей. Обычно, увидев огонь, дикие звери и птицы спасаются бегством. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100–150 м покидают гнезда совы, певчие дрозды и другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.
Кроме того, стволы деревьев, находящиеся ближе 10 м от огня, сильно нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают также всасывающие (мелкие) корни деревьев, расположенные около поверхности почвы. Все это в конечном итоге вызывает гибель дерева. Такие мертвые деревья можно встретить в лесу. Они служат немым укором людям, которые не берегут лес.
Берегите природу!
Список используемой литературы
1.Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды ЧР в 1997 году. Чебоксары-1998год.
2.Дмитриев А.Д. Экология чувашской Республики. Учебное пособие для 9 класса.-Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1996.-240с.
3.Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений /М: Дрофа, 1995.-240с: ил.
4.Михеев А.В.,и др. Охрана природы: (Факультативный курс). Пособие для учащихся/ под редакцией К.В. Пашканга.- М: Просвещение, 1983.-144с., ил. Список литературы.
5.Щербаков А. Путешествие около твоего дома. Москва 1998 г.
1. http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=3466
2. http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./1165/2492/21917/21929
3 .http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj_area.php?obj1=23&rus_adm=883
http://www.veslo.ru/2001/other/faqwood.htmlПравила Поведения на Природе
Тигрёнок на подсолнухе
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Снег своими руками
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Новый снимок Юпитера