Цель: исследовать объем кратковременной памяти младших школьников и влияние на нее определенных видов деятельности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Определить влияние на память различных видов деятельности и найти способ улучшения успеваемости в классе.
3.Провести экспериментальную работу с детьми.
4.Разработать рекомендации для учителей и учеников по улучшению кратковременной памяти.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_dlya_mashi_kostinoy_3_klass.doc | 142.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Исследовательская работа по теме:
«Изучение методов улучшения кратковременной памяти у младших школьников»
Выполнила: ученица 3 «Б» класса
Костина Мария
Руководитель: учитель начальных классов Михеева Елена Вячеславовна
г. Саранск 2011 г.
Содержание
Введение
Список литературы
Рекомендации
Цель: исследовать объем кратковременной памяти младших школьников и влияние на нее определенных видов деятельности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Определить влияние на память различных видов деятельности и найти способ улучшения успеваемости в классе.
3.Провести экспериментальную работу с детьми.
4.Разработать рекомендации для учителей и учеников по улучшению кратковременной памяти.
Методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.
Практическая значимость: определить способ улучшения памяти учеников для повышения успеваемости в классе.
Объект исследования: учащиеся 3 Б класса средней школы № 9 г. Саранска.
Гипотеза: занятия спортом и шоколад улучшают кратковременную память.
Введение.
В этом учебном году успеваемость в моем классе стала хуже, чем в прошлом году. Одноклассники стали плохо запоминать правила, хуже считать. Мне стало интересно узнать, от чего зависит память и внимание учеников и что можно сделать, чтобы улучшить успеваемость в классе. Можно ли тренировать память? Какие вообще есть способы улучшения памяти?
Я решила найти ответы на эти вопросы и заглянуть в детскую энциклопедию Я познаю мир «Психология». После изучения литературы я узнала, что существует много способов для улучшения памяти. Занятия спортом, сладкое, лекарственные препараты, тренировки памяти и т.д. Но как определить, почему дети стали плохо учиться, и виновата ли в этом память? Я решила провести ряд экспериментов, чтобы самостоятельно определить ухудшение памяти у детей и как различные виды деятельности влияют на память. Также из литературы я узнала, что есть разные виды памяти, но если страдает кратковременная память, то дальнейший этап запоминания нарушается. И ее проще и быстрее всего проверить для меня. Так возникла моя исследовательская работа.
1. Память.
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то «отбрасывать». Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Поэтому возникает проблема развития памяти ребенка. Развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека. Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение способами улучшения памяти. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.
2. Виды памяти.
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, промежуточную и генетическую память.
Кратковременная память – это второй уровень сохранения информации. В отличие от мгновенной памяти она может контролироваться человеком. Кратковременная память сохраняет информацию в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.). Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Уменьшение объема кратковременной памяти ведет к неверному пониманию происходящего - особенно в сложных ситуациях, которые требуют сопоставления многих данных. Эта память играет большую роль в жизни человека. Благодаря этой памяти перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременную память можно тренировать. Из интернета и литературы я узнала, что ученые, изучающие возможности человеческого интеллекта, убеждены, что мы используем нашу память лишь на 10%. Хотя и эта малая часть позволяет нам хранить и воспроизводить огромное количество информации. К тому же детская память гораздо более гибкая – все мы знаем, что стихи в детстве учатся быстрее и проще, чем в 30 лет, а уж о раннем обучении иностранным языкам написано и сказано немало. Но не стоит полагаться только на природу. Родители могут помочь своему ребенку развить и улучшить его память, выполняя с ним несложные упражнения, например массаж, пальчиковая гимнастика, запоминание образов и т.д. Есть лекарственные препараты, влияющие на память. Чтобы определить, влияют ли на кратковременную память физические упражнения, отвлеченные разговоры и сладкое, я решила провести эксперимент.
3. Экспериментальная часть.
Эксперимент 1.
Ход работы.
Таблица №1. Тест из пяти слов.
Группа | Задание | Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания | Кол-во слов (из 25), повторенных после задания |
1 | Съесть шоколад | 23 | 20 |
2 | Приседания | 23 | 21 |
3 | Разговор | 24 | 14 |
Результаты эксперимента 1
Мой эксперимент показал, что кратковременная память у учеников моего класса хорошая, потому что сначала все дети повторили слова из теста почти без ошибок (результат 23,24 из 25). Но кратковременная память очень короткая и мозг не может долго держать информацию. А эксперимент показал, что если приседать или потреблять шоколад, то можно помнить слова дольше. Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (14 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (21 слово из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (20 слов из 25). Таким образом, я убедилась, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.
Но может быть это случайный результат. Чтобы исключить возможность ошибки я решила еще раз провести эксперимент, но поменять ребят в группах местами.
Эксперимент 2.
Ход работы.
Таблица №2. Тест из пяти слов.
Группа | Задание | Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания | Кол-во слов (из 25), повторенных после задания |
1 | Съесть шоколад | 24 | 21 |
2 | Приседания | 23 | 22 |
3 | Разговор | 22 | 13 |
Результаты эксперимента 2
Второй эксперимент показал те же результаты. Кратковременная память у учеников моего класса хорошая, потому что сначала все дети повторили слова из теста почти без ошибок. Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (13 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (22 слова из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (21 слово из 25). Таким образом, я убедилась, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.
Для более точного результата я провела эксперимент и на третий день.
Эксперимент 3.
Ход работы.
1. В 3 группах детей, которые участвовали в первом эксперименте, поменяли детей между собой. Снова сформировали 3 группы по 5 человек разных по способностям детей в группе.
2. Прочитали пять слов: снег, тень, корова, облако, сон.
3. Попросили детей их запомнить и повторить через 30 сек.
4. Оценили результат.
5. Затем, в течение 30 сек., одна группа выполняла приседания, вторая группа детей ела шоколад, а третья просто разговаривала на свободную тему.
6. Через 1 мин. всех детей снова попросили повторить слова, которые они запоминали и мы оценили результаты каждой группы.
Таблица №3. Тест из пяти слов.
Группа | Задание | Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания | Кол-во слов (из 25), повторенных после задания |
1 | Съесть шоколад | 24 | 21 |
2 | Приседания | 24 | 22 |
3 | Разговор | 23 | 14 |
Результаты эксперимента 3
Третий эксперимент показал те же результаты. Объем кратковременной памяти у учеников моего класса хороший. Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (14 слов из 25). Лучший результат у детей, которые приседали (22 слова из 25). Дети, которые потребляли шоколад, тоже хорошо справились (21 слово из 25).
Вывод: я подтвердила гипотезу, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память.
Таблица №4. Общая таблица результатов эксперимента.
№ | Задание | Эксперимент 1 | Эксперимент 2 | Эксперимент 3 | |||
Кол-во слов, до задания | Кол-во слов, после задания | Кол-во слов, до задания | Кол-во слов, после задания | Кол-во слов, до задания | Кол-во слов, после задания | ||
1 | Съесть шоколад | 23 | 20 | 24 | 21 | 24 | 21 |
2 | Приседа- ния | 23 | 21 | 23 | 22 | 24 | 22 |
3 | Разговор | 24 | 14 | 22 | 13 | 23 | 14 |
Из общей таблицы видно, что самый хороший результат за все 3 эксперимента показали дети, которые приседали. Дети, которые ели шоколад, тоже показали хороший результат. Это можно объяснить тем, что при выполнении физических упражнений или при потреблении шоколада, усиливается приток крови и энергии мозгу и информация лучше запоминается, а также быстрее обрабатывается и переводится в разряд оперативной памяти. Самый низкий результат оказался у детей, которые просто разговаривали. Информация из кратковременной памяти не могла быть обработана мозгом, так как поступило еще много новой информации, вероятно более интересной для детей, и они не смогли воспроизвести после эксперимента слова полностью.
Но, может быть, это только в моем классе? Может у детей, которые старше или младше результаты будут другими? Я решила провести эксперимент в 1 классе.
Эксперимент 4.
Ход работы.
Таблица №4. Тест из пяти слов.
Группа | Задание | Кол-во слов (из 25) , повторенных до задания | Кол-во слов (из 25), повторенных после задания |
1 | Съесть шоколад | 21 | 23 |
2 | Приседания | 23 | 21 |
3 | Разговор | 21 | 17 |
Результаты эксперимента 4
Эксперимент показал, что дети в первом классе лучше запомнили слова в группах, которые потребляли шоколад и приседали. Особенно хороший результат оказался у группы, которая ела шоколад (23 из 25 слов). Дети, которые разговаривали, показали самый низкий результат (17 слов из 25). Таким образом, я подтвердила гипотезу, что шоколад и приседания улучшают кратковременную память. И не только в моем классе, а и у других детей.
Выводы.
4. Выводы.
Гипотеза, что шоколад и физические упражнения (приседания) могут улучшить кратковременную память, подтвердилась. Я оценила объем кратковременной памяти учеников 3 «Б» и 3 «В» класса. Провела эксперимент по влиянию на объем кратковременной памяти приседаний, обычных разговоров и потребления шоколада. Рассказала о своей работе и результатах детям. Оказывается, никто и не думал, что отвлеченные разговоры на уроке могут так плохо влиять на запоминание материала. Все дети захотели улучшить свою память. Теперь на уроках мы проводим короткие физ.минутки. Некоторые ученики приносят с собой шоколадку и едят ее на переменах. Успеваемость в нашем классе стала лучше. С результатами работы я ознакомила учеников и учителей начальных классов моей школы. Я планирую продолжить свою работу и разработать гимнастику для улучшения памяти, которую можно будет проводить на перемене.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ветер и Солнце
Ворона
Мост из бумаги для Киры и Вики
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Три загадки Солнца