В работе рассматривается тема изменения социального статуса учителя в обществе.
Цель работы –показать, что в различный период исторического времени ученик или его родитель, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических ситуаций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя», что влияет на социальный статус учителя.
Данная работа заинтересует как детей, так и взрослых, так как ее тема актуальна в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный статус учителяword.doc | 168 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ- СОЗВЕЗДИЕ НТТМ»
-----------------------------------
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОЛОВНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ХХI ВЕКА»
Влияние развития общества
на социальный статус учителя
Исследовательская (творческая) работа
на Челябинский молодежный интеллектуальный форум
«Шаг в будущее- созвездие НТТМ»
(секция 5.6 «Социология»)
Автор:
Захаров Алексей Андреевич
Г. Челябинск, МБОУ № 75(ф), класс 7
Научный руководитель:
Львова Наталья Александровна, учитель
русского языка и литературы, I категория
Челябинск-2011
Аннотация.
На исследовательскую (творческую) работу
Влияние развития общества на социальный статус учителя
Захаров Алексей Андреевич
г. Челябинск, МОУ №34, класс 7
В работе рассматривается тема изменения социального статуса учителя в обществе.
Цель работы – показать, что в различный период исторического времени ученик или его родитель, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических ситуаций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя», что влияет на социальный статус учителя.
Данная работа заинтересует как детей, так и взрослых, так как ее тема актуальна в наше время.
Содержание
1. Аннотация
2. Исследовательская ( творческая ) работа………………..
2.1 Введение………………………………………………….
2.2 Основная часть…………………………………………..
2.3 Заключение………………………………………………
2.4 Список литературы……………………………………..
3. Приложение………………………………………………
4. Отзыв
5. Справка об успеваемости
Исследовательская (творческая) работа
Влияние развития общества на социальный статус учителя
Захаров Алексей Андреевич
г. Челябинск, МБОУ СОШ №75(ф), класс 7
2.1 Введение
Кто они - учителя? И какими качествами должны обладать, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников? Эти вопросы остаются актуальными, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Как известно, в различный период исторического времени общество вкладывает свое особое содержание в понятие «статус учителя».
Тема исследования – Влияние развития общества на социальный статус учителя
Центральное место в педагогическом процессе школы занимает учитель. Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Поэтому проблема социального статуса учителя актуальна.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: все особенности, все изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на социальный статус учителя, который неизменно должен был найти отражение в художественных образах.
Цель нашего исследования:
проследить динамику социального статуса учителя на примере художественной литературы ХХ века.
Объект исследования – социальный статус учителя.
Предмет исследования – художественные произведения; отношение участников современного учебно-воспитательного процесса (учеников и учителей) к учителю.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования:
1.Теоретические методы: анализ специальной и художественной литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, систематизация, сравнение, логический анализ и обобщение опыта;
2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, ранжирование,
2. 2 Основная часть
Учитель и история
Беспрекословное подчинение ученика учителю, бе зусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система об разования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой ва риант образования привлекал императора именно чет ким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.[2; 143]
Должность учителя представляла собой низкий чин. Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каж дая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете била все по тому же коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага». [1; 18]
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
1.2. Образ учителя в литературе
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. В ходе работы мы опирались непосредственно на художественную литературу, так как во все времена писатели в своих произведениях показывали, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя.
Таких книг оказалось немало.
Актуальность данной темы побудила нас к созданию библиографического указателя.(Приложение 1)
Мы не ставили перед собой цель охватить все художественные произведения, посвященные этой теме, а представили наиболее значимые для нас.
Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других — не очень, одних уважаем, других — побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем — его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает — она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» — она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. Внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки — уроки человечности и добра. Именно поэтому учитель вызывает уважение.
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» еще один образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания», он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным», как другие учителя. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного». Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.
В рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителям приходилось нелегко, но они самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.
Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя XX века. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
Но к концу столетия стала меняться обстановкой в стране. Такую картину мы можем увидеть в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками».
Автор показывает, как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Педагог заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: «ну за чем тебе это надо», не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.
Мы видим отношение многих родителей к воспитателям своих детей: «…считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни место получше – и детям своим внушают»
Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые встречает в школе, он решает ее покинуть.
В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты, сложности в работе с современными детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.
Это наблюдается в повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка». Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. «У меня показательный класс,- сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…».
Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями. Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: « Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!». Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.
Так, авторы указанных произведений данного периода отмечают, что в обществе , а значит и в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя. Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.
В этот период учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д. С другой стороны, к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие его стиль поведения. Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.
Обозначим динамику социального статуса учителя в художественной литературе ушедшего века.
Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя ХХ века. Мы можем сказать, что учителя в те годы были образованнейшими людьми, которые несли в народные массы культуру поведения. Учитель был образцом для подражания, всё делал для того, чтобы людям жилось лучше, трудился с полной самоотдачей. Социальный и нравственный статус учителя был высок
В конце XX века происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личным, учитель занят своей карьерой, зарплатой, что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. В это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» , люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя. Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется.
Подводя итог, следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь отражается на социальном статусе учителя , а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
Сегодня ситуация усугубляется: социальный статус учителя понижается,
отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета.
Все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего.
. К Вывод: Подводя итог данной главы, следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась: образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. На каждом этапе времени социальный статус педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.
Мы целенаправленно обратились к анализу художественной литературы, так как считаем, что основной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и общества до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Рассмотрим полученные результаты исследований. На вопрос: Что изменилось в нравственном облике современного учителя по сравнению с образом учителя из литературы 20 века, мы получили следующие ответы: «Стал более свободным и более практичным», « отстаивает свое мнение»
Что не изменилось в современном учителе? Большинство ответов были: «Любовь к профессии и любовь к детям»
Каким должен быть современный учитель? Самое наибольшее количество ответов – «Знать свой предмет и любить детей и профессию»
Какие черты в современном учителе нежелательны? Мы получили ответы: «Высокомерие и грубость», «иметь любимчиков» и даже «чрезмерная доброта»
Таким образом, есть качества учителя, которые не должны зависеть от времени, и качества, которые должны быть «подвижны», то есть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Используя методику “Продолжи предложение” (Приложение 2), мы получили следующие результаты. По мнению подростков, авторитетный учитель это: “учитель, умеющий и знающий, как заинтересовать ученика, преподать свой предмет так, чтобы ученик его понял”, “учитель, которого уважают”.
По их мнению, главное, чтобы учитель: “умел находить общий язык с учеником”, “любил своих учеников”, “хорошо обучал”, “понимал учащихся”. Предложение “Хуже всего, когда учитель…” имело следующие варианты продолжения: “не знает свой предмет”, “вне настроении”, “злой”. Им не нравится когда учитель: “сердит и не вежлив”, “не может объяснить урок”, “кричит”.
И предложение “Когда ко мне приближается учитель…” они продолжали следующими вариантами ответов: “я нервничаю”, “мне не по себе”, “веду себя спокойно”.
Проанализировав тест можно сказать, что подростки считают хуже всего, когда педагог не достаточно хорошо знает свой предмет. Внешний вид педагога не оказывает влияние на их отношение к нему. За советом к учителю они обращаются иногда. Если у них случается неприятность, они рассказывают о ней своим друзьям или родителям. Лучший учитель для них тот, который вызывает у них интерес к предмету
Старшеклассники выполнили задания, и результат имеет сходство с результатом исследования у подростков. Авторитетный учитель, по их мнению, это человек, пользующийся уважением других. Главное, чтобы учитель знал свой предмет и мог доступно объяснить материал. Им не нравится, когда учитель безответственен, не справедлив, кричит, ставит себя выше окружающих. Также как и подростки, они нервничают, когда к ним приближается учитель. Но в отличие от подростков, старшеклассники более требовательно относятся к личности учитель. По результатам исследования видно, что старшеклассники более строго оценивают учителя, его знания, методику урока, внешний вид. Они предпочитают находиться на некоторой дистанции от учителя.
Если учесть результаты ранжирования (Приложение 3), и выше рассмотренные предложения, то можно сделать вывод, что приоритеты значимых личностных качеств учителя у подростков и старшеклассников разные
Рассмотрим теперь, какие же качества учащиеся считают необходимыми для профессии учителя. (Приложение 4),
В школе протестированы 103 учащихся 6-10 классов и 15 учителей. Мнение учителей и учеников во многом сошлись, но есть и расхождения. 100% учителей указали, что «учитель-это человек, обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников» (1 пункт анкеты). Но с этим мнением согласилось всего 88% учащихся.100% учителей сообщили, что учитель должен быть человеком, «стремящимся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста» (4 пункт анкеты). И только 63% юношей и девушек уверено в необходимости этих качеств.80% учителей заявили, что считают идеалом учителя, который «имеет устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личностью» (5 пункт анкеты). Но всего 64% учащихся уверено в правильности своего выбора. 92% учителей заявили, что для них как для учителей важно «доверительно и открыто общаться, вести диалог» (6 пункт анкеты). И только 60% опрошенных учеников сочли, что именно эти качества присущи идеалу учителя. 97% анкетируемых учителей считают, что каждый педагог должен быть человеком, « умеющим вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему» (7 пункт анкеты). И только 83% школьников полностью согласились с этим утверждением.
Нас удивили ответы анкетируемых по 5 пункту анкеты: почему за нравственные ориентиры и творчество высказались только 80% учителей и 64% учащихся?
Таким образом, проанализировав какие качества учителя являются наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса, можно сделать следующие выводы:
Подростки и старшеклассники выделяют профессиональные качества учителя, хотя придают и немалую значимость личностным. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.
Опытные же учителя считают, что Учитель - это человек:
Заключение
Учитель является наставником, и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе в большинстве случаев оценивается как положительный.
Сегодня происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными. Учитель занят своей карьерой, зарплатой, что отражается на его отношениях с учениками. Отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми.
Проблема взаимодействия педагога и общества до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному достоянию. Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Результаты исследования приводят к заключению, что учащиеся нашей школы оценивают своих учителей с точки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть внимательным к своим воспитанникам, к другим людям.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась : в различный период исторического времени ученик или его родитель, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических ситуаций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя», что влияет на социальный статус учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги одного и более авторов:
Статья из энциклопедии, словаря:
Ресурсы Интернета
Значение образа Лидии Михайловны http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php
Приложение
I
Список литературы:
II
Изменился ли социально-нравственный статус учителя в 21 веке.
Анкета включала в себя ряд вопросов:
Методика “Продолжи предложение”.
Продолжи предложения:
1.Авторитетный учитель – это…
2.Главное, чтобы учитель…
3.Хуже всего, когда учитель…
4.Я хотел(а) бы, чтобы учитель был…
5.В школе мои учителя…
6.Мне очень не нравиться, когда учитель…
7. Когда ко мне приближается учитель…
III
Метод ранжирования.
Расположи по степени значимости:
справедливый
строгий
требовательный
добрый
хорошо и доступно объясняет урок
терпеливый
человечный
одевается, как подобает учителю
много знает
любит детей
отзывчивый
№ | Показатели у подростков | % ответов | Показатели у старшеклассников | % ответов |
1 | Хорошо и доступно объясняет урок | 78 | Знает свой предмет | 89 |
2 | Знает свой предмет | 72 | Хорошо и доступно объясняет урок | 86 |
3 | Любит детей | 63 | Интересно ведет урок | 73 |
4 | Добрый | 57 | Требовательный | 68 |
5 | Справедливый | 43 | Справедливый | 52 |
6 | Терпеливый | 32 | Любит детей | 49 |
7 | Отзывчивый | 26 | Строгий | 34 |
8 | Требовательный | 20 | Терпеливый | 25 |
9 | Строгий | 12 | Добрый | 12 |
10 | Много знает | 6 | Одевается как подобает учителю | 8 |
IV
Метод тестирования
Тест «Учитель глазами учеников»
Выбери вариант, который считаешь наиболее правильным или подходящим.
1.По-моему, хуже всего, когда педагог:
А.Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б.Вызывает дух соперничества в коллективе;
В.Недостаточно знает свой предмет.
2.По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А.Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход;
Б.Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете;
В.Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.
3.Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:
А.Да
Б.Нет
В.Все равно
4.Обращаюсь за советом к учителю:
А.Часто
Б.Иногда
В.Никогда
5.У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:
А.Друзьям
Б.Учителю
В.Родителям
6.Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:
А.Друзей
Б.Учителя
В.Родителей
7.Кто может быть для вас примером в жизни:
А.Учитель
Б.Друг (подруга)
В.Литературный герой
. Учитель – это человек:
1. Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников.
2. Умеющий превращать учащихся в соавторов учебного процесса.
3. Умеющий грамотно и правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.
4.Постоянно анализирующий свою деятельность и само совершенствуется.
5. Имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личность.
6. Умеющий доверительно и открыто общаться, вести диалог
7. Умеющий вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.
Анкетируемым необходимо было при положительном ответе поставить знак «+», а при отрицательном – знак «-»
Количественные данные ответов приведены в таблице
№ | Вопросы анкеты | Учителя | Ученики |
% | % | ||
1 | Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников; | 100 | 88 |
2 | Умеющий превращать учащихся в соавторов учебного процесса. | 75 | 80 |
3 | Умеющий грамотно и правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом. | 95 | 82 |
4 | Постоянно анализирующий свою деятельность и самосовершенствуется. | 100 | 63 |
5 | Имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личностью | 80 | 64 |
6 | Умеющий доверительно и открыто общаться, вести диалог. | 92 | 60 |
7 | Умеющий вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему. | 97 | 71 |
ОТЗЫВ
На исследовательскую (творческую) работу
Влияние развития общества на социальный статус учителя
Захаров Алексей Андреевич
г. Челябинск, МБОУ СОШ №75 (ф)
Предметом исследования – художественные произведения; отношение участников современного учебно-воспитательного процесса (учеников и учителей) к учителю.
Тема работы: Влияние развития общества на социальный статус учителя
Цель: проследить динамику социального статуса учителя на примере художественной литературы ХХ века.
Тема работы раскрыта достаточно полно, имеет высокий теоретический уровень и практическую значимость.
Данная работа позволяет расширить рамки школьной программы, отрабатывать навыки исследовательской деятельности. В ходе исследования учащийся применял разнообразные способы и приёмы исследовательской технологии: изучение научной литературы и ресурсов Интернета, анализ и синтез материала. Рассуждения логичны, аргументированы, убедительны. Описание построено последовательно, грамотно; выводы сформулированы.
Работа оформлена аккуратно, имеет чёткую структуру.
С поставленной задачей учащийся справился.
Научный руководитель: Львова Наталья Александровна.
Справка
об успеваемости Захарова Алексея
ученика 7 класса МБОУ СОШ №75 (ф)
за 2010 – 2011 учебный год
Средний балл Захарова Алексея за прошлый учебный год составляет 4,4 балла.
Руководитель МБОУ СОШ №75(ф) /Л.В. Кононова./
Каргопольская игрушка
Финист - Ясный сокол
Сказочные цветы за 15 минут
Ласточка
Рисуем тыкву
Комментарии
Интересный и содержательный
Интересный и содержательный труд!