Областное научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное образовательное учреждение
«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»
Тарского муниципального района
Образ Бабы – Яги
в русских сказках.
Исследовательская работа
обучающегося 3 класса
Чарушина Кирилла Анатольевича
руководитель:
учитель начальных классов
Тажбулатова Роза Азатовна
п. Междуречье 2011г
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………………стр.3
2.1.Кто ты, Баба - Яга?…………………………………………………стр.4
2.2.Типы Яги…………………………………………………………….стр.9
3. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»…………………………….стр.11
4. Заключение. ……………………………………………………………..стр.13
Список литературы ……………………………………………………….стр.14
1. Введение
Я был в избушке на курьих ножках
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
К.Д.Бальмонт
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые, веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем не много. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба - Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках ее образ очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной. Поэтому мы решили провести небольшое исследование, целью которого является подробное изучение образа Бабы - Яги. Кто же эта Баба – Яга, и что в этом существе нас манит и привлекает по тропинкам сказки? Мы стали вспоминать, какие сказки рассказывали нам мамы и бабушки, какие сказки мы читали, смотрели и слушали. Изучив и проанализировав весь материал, мы приступили к нашему проекту по теме "Образ Бабы-Яги в русских сказках".
Прогнали сон мой рассказы старушки,
Вот я в лесу у порога избушки;
Ждет к себе гостья колдунья седая-
Змей подлетает, огонь рассыпая.
Замер лес темный, ни свиста, ни шума,
Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!
Сердце мое замирает – дрожит…
Зимняя вьюга шумит и гудит.
И.С. Никитин
Согласно сказкам, Баба - Яга живетв лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Избушка Бабы - Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом.
В сказке «Кукушка» мы читаем: «К утру он подходит к избушке. Стоит избушка на курьих ножках, на медвежьих пятках. Стоит, качается, во все стороны поворачивается».
«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька , об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается».(русская народная сказка «Василиса Премудрая»). Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".
В сказкахБаба –Яга «руками в печку садит вместо лопаты, ногами угольё выгребает, языком печку лижет» и т.д. В печи она старается изжарить похищенных детей,при случае же она пожирает и взрослых людей, попавших в ее владения.
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря энциклопедии Britannica– найдешь информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба - Яга- это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба - Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы - Яги. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, сродственный русской Бабе - Яге. В детстве мы просто воспринимаем
Бабу - Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая.
Она просто оставалась желанной Бабой - Ягой на великом протяжении множества наших любимых сказок. У Бабы - Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза). В частности, распространено такое описание : Баба - Яга, костяная нога, сидит "на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок врос".
В русских народных сказках Баба – Яга обычно злится, ворчит, но всегда помогает героям.
«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба –Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-Яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело пытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу – Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).
Такой нам знакома Баба-Яга.
В некоторых сказках Баба - Яга ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем.».
Слугами Бабы-Яги считают гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считается также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила, например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышимым за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.
В сказке «Гуси-Лебеди» Бабе-Яге служит стая лебедей.
У Бабы - Яги есть и «противники». Именно они помогают героям избежать козней Бабы - Яги в большинстве сказок. Удалой Жихарка не дался Бабе-Яге, хотевшей сжарить его в печи, а добрая сирота убежала от Яги, и помогли ей в этом кони, собака, березка, даже ворота: они не заскрипели, когда она их открыла, - сирота смазала их маслицем «под пятожами». («Баба Яга» русская народная сказка)
Известно всем, что , спасаясь от Яги, Терёшечка влез на дуб, а она стала грызть дуб – вот-вот дерево рухнет, но тут гуси-лебеди подхватили Ивашку на крылья и унесли домой. («Терёшечка» русская народная сказка)
2.2. Типы Яги
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга:
1. Яга - воительница.У этой яги появились крайне отрицательные свойства. Яга превратилась в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей. Народное сознание подчинилось произошедшему изменению мифического образа и придало Бабе-Яге черты, которых ранее у нее не было. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам.
2. Яга – похитительница– наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.
В основе северного образа Бабы-Яги, колдуньи и повелительницы зверей, обитающей в лесной чаще и иногда похищающей и пожирающей детей, а иногда помогающей герою советом и делом, как и в случае с южной Бабой-Ягой, лежали древнейшие предания, воззрения и обычаи
Так, например, в некоторых местах верили, что Баба-Яга (иногда – с дочерью Маринкой) живет в болоте или в лесу («в доме на куриных ножках, на веретенной пятке»); она страшная, мохнатая и косматая, одежда на ней белая или «как на ели кожа», а на голове повой
3. Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:
а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром («Василиса Прекрасная»), волками, медведями, другим лесным зверьем);
в) Яга-охранительница\покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).
Яга – дарительницапринимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цель. Припомним некоторые сказки, где Яга выступает в роли помощницы, дарительницы. «Коварные братья подняли наверх добытых Иваном красавиц, а самого его бросили вниз,в подземелье, и тут Иван пришел к Бабе-Яге. Он просит у нее могучего орла, чтобы улететь на нем на Русь. Баба-Яга сказала Ивану: «Иди же ты в садок; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь дверей; как будешь отпирать последние двери, тогда орел встрепенется крыльями, и если ты его не испугаешься, то сядь на него и лети…» Иван так и сделал. Орел вынес его на Русь. Вернулся Иван домой, братьев наказал – стал жить да быть.
Яга дает доброму молодцу совет взять у царь-девицы под подушкой пузырек с живой водой; потом надо ударить по голове змея, стерегущего вход в дом,- он заснет на трое суток - и перескочить на коне через тын, да так, чтобы не задеть натянутых сверху струн: иначе все царство взволнуется – не быть живому. Молодец исполнил все, о чем ему сказала Баба-Яга.
В другой сказке Ивану-царевичу с сестрой надо попасть в некое царство, где весь народ вымер.
Привел их туда подаренный Ягой клубочек – сам катится и путь показывает. Яга одаривает героя чудесным конем, открывает героям секреты – их знание спасет от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.
IV) Яга-прародительница мать / бабка для нескольких своих дочерей / внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка.
3. «Здесь русский дух, здесь Русью па хнет»
Баба-Яга – костяная нога.
С печки упала, ногу сломала
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
(Детская считалочка).
Слов. Луговой В. Муз. Гладков Г. Первая песня Бабы-Яги: Мне нравятся птички и рыбки, Веселая трель ручейка, И я не могу без улыбки Смотреть на полет мотылька. Припев: Здесь ждет вас ужин и ночлег, Я печку истоплю, Ведь мальчиков и девочек, Я очень люблю. Над кровлей у старой избушки Струится дымок голубой Ко мне как живые игрушки Приходят зверушки гурьбой. Припев. Я детства дружу с Белоснежкой, Все знают мою доброту. Спеши ко мне путник, не мешкай, Я чую твой дух за версту. Припев. | Вторая песня Бабы-Яги: Состряпать обед не игрушки, Из тины болотной блины, На первое суп из лягушки, Салат из дурман белены, Салат из дурман белены, Салат из дурман: Припев: Кипи вода, кипи очаг, Кипи вода, кипи очаг. Недаром я не сплю, Ведь мальчиков и девочек, Ведь мальчиков и девочек, Я очень, очень, очень люблю. Горите дровишки, горите, Шуруй кочережка золу, Жаркое из Маши и Вити, Сегодня подам я к столу, Сегодня подам я к столу, Сегодня подам я: Припев. |
Только что мы буквально «по косточкам» разобрали вечный образ, знакомый каждому с детства. Но по-прежнему уважаемая Яга в смятении. Прошло не одно столетие, а наша дама мечется, не может определиться, какой ей остаться в памяти будущих поколений. Наверно, во все времена будут воспринимать ее злой Бабой, милой и шкодливой Бабусечкой – Ягусечкой, Бабищей - Ягищей. С удовольствием подхватывают детишки песню Бабы-Яги из любимого новогоднего фильма "Приключения Маши и Вити" не задумываясь, почему во втором куплете Бабуля готовится истопить печь, в которую мечтает запихать Машу и Витю, а в третьем и четвертом к ней же «приходят зверюшки гурьбой» и с детства она дружит с Белоснежкой. И почему-то никто не верит в «жаркое из Маши и Вити». Бесшабашное «Пой частушки, Бабка-Ежка, пой, не разговаривай» запоминается навсегда, нежели предназначение ступы и метлы Бабы-Яги-воительницы.
Частушки Бабок Ёжек
Растяни меха, гармошка!
Эх, играй –наяривай!
Пой частушки, Бабка Ёжка,
Пой, не разговаривай!
Шла лесною стороной,
Увязался Черт за мной.
Думала –мужчина.
Что за чертовщина?!
Я была навеселе
И летала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия!
Шла лесною стороной
Снова черт идёт за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к Лешему.
Самый вредный из людей –
Это сказочник –злодей.
Вот уж врун искусный…
Жаль, что он не вкусный!
Растяни меха, гармошка!
Эх, играй –наяривай!
Пой частушки, Бабка Ёжка,
Пой – не разговаривай!
Вот так Баба-Яга увековечила себя во времени, стала своеобразным символом земли русской.
Какие книги мы любим читать? Да непременно с яркими картинками. Иллюстрируя книги со сказками, художники хотели донести до маленького читателя «всю правду» о любимой героине, Бабе-Яге. «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом». И каждый знает: раздастся скрип и, покачиваясь на куриной ноге, начнет с трудом и без особого желания избушка разворачиваться в твою сторону.
4. Заключение
«Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется действовать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой. Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом».
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
1. «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» русская народная сказка, пересказал М.Булатов /Москва «Детская литература»1979.
2. . Степанов В. «Баба –Яга и Иван – царевич», Москва: Издательство «Фламинго», 2007.
3. Степанов В. «Змей Горыныч и Василиса», Москва : Издательство «Фламинго», 2007.
4. Чудо чудное, диво дивное: Сказки, Москва: Издательство Эксмо, 2005.
5. Энтин Ю.С. «А мне летать охота», Москва: Издательство «Самовар», 2007.
Тупое - острое
Городецкая роспись
Вода может клеить?
Госпожа Метелица
Рисуем тыкву