Исследовательскую работу "Сколиоз у детей и подростков " выполнила Глазунова Александра ученица 11 А класса МКОУ СОШ №251 с углубленным изучением отдельных предметов ЗАТО город Фокино Приморского края Руководитель учитель биологии МКОУ СОШ №251 ЗАТО город Фокино Приморского края Щеколдина Маргарита Анатольевна .В данной работе раскрыта проблема заболевания детского и подросткового сколиоза, выяснены причины его возникновения ,Предложены меры по лечению ,а так же предлагаются рекомендации по профилактике данного заболевания.
Вложение | Размер |
---|---|
glazunova._skolioz.doc | 1001.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением отдельных предметов № 251.
Тема исследовательской работы:
Исследовательская работа:
ученицы 11 «А» класса
Глазуновой Александры Андреевной
Руководитель работы:
Щеколдина Маргарита Анатольевна
ЗАТО г. Фокино 2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Актуальность темы…………………………………………………………………..5
Цели по теоретической части ………………………………………………………5
Теоретическая часть…………………………………………………………………6
Что же такое сколиоз?................................................................................................6
Операция……………………………………………………………………………12
Вывод по теоретической части……………………………………………………26
Практическая часть………………………………………………………………...27
Цели практической части…………………………………………………………..27
Методика исследования …………………………………………………………...27
Анкетирование……………………………………………………………………...28
Результаты анкетирования…………………………………………………………29
Результаты статистических данных…………………………………………….. ..35
Выводы по практической части…………………………………………………...38
Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки………………..39
Тренировка мышц спины и живота…………………………………………….....39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемых сайтов и литературы……………………………………...42
Рецензия………………………………………………………………………………………………….43
Одна из актуальных проблем в мировой практике - это сколиоз или искривление позвоночника.Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, сопровождающееся поражением внутренних органов, нервной системы. При сколиозе развивается физическая неполноценность, возникают глубокие психические страдания вследствие больших косметических дефектов. Болезнь вызывает грубое многоплоскостное искривление позвоночного столба, что в свою очередь, обезображивает туловище больного, нарушает работу сердца и легких, приводит к инвалидности. Установлено, что при сколиозе страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, мочевыделительная системы и желудочно-кишечный тракт, нервная система.
Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний. В середине XX века он встречался от 1,3 до 9,1%. А в настоящее время по данным сколиоз выявляется у 4 - 13% детей. К сожалению, традиционно проводимое консервативное лечение сколиоза не достаточно эффективно. По данным ряда врачей, после лечения сколиозов первой степени улучшение наступает в 17-18% случаев, стабилизация — в 78-79%, прогрессирование - в 3-4%, второй степени - соответственно в 7-8%, 67-68%, 24-25%, и третей степени - 0%, 35-36%, 64-65%. Исследования доказали, что неуклонное прогрессирование сколиоза возникает у каждого третьего. Первичная инвалидность детства в результате сколиоза составляет 8-9% в общей структуре детской инвалидности. Подобные результаты лечения являются удручающими и побуждают к поиску более эффективных консервативных методов лечения сколиоза.
Однако, раннюю диагностику такой массовой патологии, как сколиоз, можно осуществить только путем создания эффективной системы скрининга. Существующие традиционные методы обследования детей, но они зачастую не позволяют диагностировать сколиоз на самых ранних стадиях развития. Нет объективных методов, позволяющих выявить предвестники возможного возникновения сколиоза. В большинстве случаев внешние признаки сколиоза проявляются уже при выраженной деформации позвоночника. Порой диагноз ставится случайно на основании рентгенограмм, выполненных в процессе обследования органов грудной клетки, почек; а также после флюорографии.
Неясность многих вопросов своевременной диагностики, не отлаженность организации осмотров детского населения не позволяют применять достаточно эффективные методы профилактики и раннего лечения сколиоза. К тому же нет единства взглядов на способы консервативного лечения сколиотической болезни, а сами методики лечения нуждаются в уточнении и доработке. Недостаточно внимания уделяется проблемам рациональной организации в детских садах и школах режима дня у детей, страдающих сколиозом, созданию у них оптимальных условий для обучения, в то же время способствующих лечению сколиоза. Отсутствие патогенетических методов лечения и ряд других факторов обосновывают необходимость новых исследований в данной области.**
Большое количество больных сколиозом, явная нехватка способов диагностики сколиоза на ранних стадиях, отсутствие единой точки зрения в отношении выбора оптимальной лечебной тактики, а также неудовлетворенность результатами лечения данной патологии создают медицинские, научно-практические и организационные проблемы и свидетельствуют об актуальности избранной темы.*
Цели по теоретической части:
**1см. список использованных сайтов и литературы №1
*2см. список использованных сайтов и литературы №2
Что же такое сколиоз?
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.
Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.
Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет), он проявляется наиболее выражено.
Виды сколиоза
Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:
К приобретенным сколиозам относятся:
Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов .Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. По многу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.
Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.
Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.
Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.
Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал само-коррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие.
Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Лежа на спине…………………………………………………..25% Лежа на боку……………………………………………………75% Стоя ...................................................................................... 100% Стоя, с наклоном вперед ..................................................... 150% Стоя, с наклоном вперед, в руках вес……………………… 220% Сидя ................................…………………………………….140% Сидя с наклоном вперед ...................................................... 185% Сидя с наклоном вперед, в руках вес ……………………… 275% |
Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.
Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.
Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.
Коррекция сколиоза
Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к пере растяжению. Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:
ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.
Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.
Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:
Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:
Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.
Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:
Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.
Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:
1) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.
2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.
4) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.
И в заключение: где бы вы не находились, не забывайте контролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.*3
*3 см. список использованных сайтов и литературы №3
Операция:
При оперативном лечении позвоночник выпрямляется до определенного угла при помощи металлических стержней, что ведет к обездвиживанию этих отделов позвоночника. В случае большой деформации, как подготовка к основной операции- установки корректора, используется мобилизующая дисэктомия (удаление дисков позвоночника через боковой разрез) и предоперационное вытяжение - галотракция "корона". Под общим наркозом к костям черепа в нескольких местах шурупами крепится галоаппарат - такой венец вокруг головы, с помощью которого происходит постепенное вытяжение позвоночника.
Пластинчатые конструкции позволяют начать хирургическое лечение сколиоза у детей до или во время бурного роста ребёнка и избежать развития трудно исправимых деформаций.
Нельзя допускать развитие даже небольших деформаций у детей, потому что обратного хода нет и быть не может, что видно из приведённой схемы:
Схема развития анатомических деформаций позвоночника при сколиозе. На рисунке видно, что масса костной ткани уменьшается на вогнутой стороне и увеличивается на выпуклой, поэтому искривление позвоночника фиксируется. Позвонки приобретают клиновидную форму. |
На схеме показано, что при постоянном и длительном искривлении позвоночника постепенно образуется избыточная костная ткань (закрашена розовым цветом) на выпуклой стороне искривления и уменьшается (рассасывается) на вогнутой стороне. Позвонки и межпозвонковые промежутки перестраиваются с образованием дополнительной кости и мощных связок (закрашены чёрным цветом). Совершенно очевидно, что просто выпрямить такой позвоночник уже не удастся, потому что вновь образованная кость – не резина, и сжатию не поддаётся. Остаётся только одно – удалить эту избыточную массу кости и рассечь связки.
Преимущества нашей методики хирургического лечения сколиоза у детей и взрослых
Пример лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №1
106 градусов |
|
|
|
После операции через 6 дней. Имплантирована раздвижная конструкция РосСПАК – 2. Косметический результат удовлетворительный. Элементы позвоночника не повреждались. Рост увеличился на 8 см. |
Через год после операции. Деформация грудной клетки значительно уменьшилась. |
• Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
|
|
|
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
Рентгенограммы (МСКТ) до и после операции Ротация позвонка уменьшилась на 14 градусов. |
Через 2,5 лет после операции: Эти фотографии показывают, что добиться хороших результатов и сохранить их можно без повреждений позвонков, используя пластичность детского организма. |
Пример лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №2
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе |
|
Через 3 года после операции. Пациент вырос на 27 см. Физическое развитие хорошее. |
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
Задержка с оперативным лечением может привести к необратимым последствиям
Пациент Б., 15лет г. Санкт-Петербург. Наблюдался с детского возраста в крупных ортопедических клиниках, там же проводилось консервативное лечение корсетами, в гипсовых кроватках и т.д. в течение 10 лет. Операция откладывалась до окончания роста. В возрасте 18 лет в операции было отказано из-за крайней степени сколиоза (162 градуса). В возрасте 21 года оперирован в нашей клинике. Задержка с оперативным лечением может привести к необратимым последствиям. |
Пример лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №3
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе | |
Пациент 13 лет до операции |
Пациент 13 лет после операции |
Рентгенограмма пациента 13 лет ( пример 4) до и после операции – имплантации раздвигающейся конструкции без повреждения позвоночника |
Примеры хирургического лечения сколиоза у взрослых с помощью пластинчатых конструкций без повреждения позвонков
Пример лечения сколиоза у взрослых №1
Пациентка 16лет. Запущенный сколиоз 4 степени -82 градуса. Попытки консервативного лечения оказались безуспешными. Лечилась и наблюдалась в довольно крупном городе. |
Операция конструкцией РосСПАК-2 (для подростков). Через 5 дней после операции. Операцию перенесла легко. Через 4 дня разрешено вставать, ходить и сидеть. Болей нет. Швы ещё не сняты. Косметический и функциональный результат хороший |
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
Пример №1 лечения сколиоза в юношестве
Пациентка 17лет. До операции | Через 6 дней после операции | Через год после операции |
Пример №2 лечения сколиоза в юношестве
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
Пациентка 18 лет. Перед операцией | Через 5 суток после операции | Через год после операции |
Пример лечения сколиоза в юношестве
Объём движений после операции
Объём движений, как правило, несколько ограничивается, но он достаточен для нормальной жизни |
Различные степени искривления позвоночника:
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
Корсетирование по методу Шено:
Бескровное (консервативное) эффективное лечение сколиозов в европейской практике в настоящее время представляет собой совмещение специализированной анти сколиозной гимнастики по Шрот и корсетотерапии по принципу Шено.
При длительном ношении корсета функции мышц на себя берет корсет и мышцы от бездействия атрофируются. (АТРОФИЯ МЫШЦ - уменьшение объема мышечной массы, сопровождающееся снижением тонуса мускулатуры и силы мышц.)
Мышцы не могут самостоятельно, без помощи корсета, удерживать позвоночник и грудную клетку в физиологическом положении. Следовательно, при его снятии достигнутая коррекция деформации позвоночника утрачивается, и есть большая вероятность того, что деформация вернется к первоначальному состоянию и сколиоз продолжит прогрессировать.
Пациенты, которые длительно носят корсет, должны иметь опыт "правильной жизни тела" без корсета. С помощью упражнений гимнастики Шрот постоянно учить тело, принимать правильное скорректированное положение, когда оно остается без помощи ортопедических приспособлений (корсета).*4
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
*4 см. список использованных сайтов и литературы №4
Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе
| ||
Вывод по теоретической части
Узнав о самом заболевании, рассмотрев причины его возникновения и убедившись, что проблема в данное время весьма актуальна, верным шагом будет ознакомиться с методами лечения и предотвращения сколиоза. Основное лечение сводится к трем методам: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. Вроде бы все просто, но на деле лечение занимает годы, а удержанием коррекции вообще приходится заниматься всю оставшуюся жизнь. К тому же, хочу напомнить, что мобилизация позвоночника после 20 лет весьма затруднительна. Но не все виды сколиоза можно вылечить физическими упражнениями, массажем и самоконтролем за своей осанкой.
Не следует легкомысленно относиться к заболеванию сколиоз. Если его запустить и довести до последней стадии, единственным выходом станет хирургическое вмешательство. Все прекрасно понимаю, что это значит - хирургом делается разрез по всей длине позвоночника, что естественно оставляет шрам на всю жизнь, к тому же операция требует не малых материальных затрат, да и для удержания результата потребуется затратить большое количество сил и времени. Так что не следует тянуть до критического момента, да и вообще лучше предотвратить это заболевание. Это не так сложно.
Вспомним причины развития заболевания и повернем их вспять - вот вам и профилактика сколиоза. Спорт и ещё раз спорт! Осмотры профессионалами помогут заметить заболевание на ранних стадиях, когда его ещё не сложно вылечить. Оздоровительный массаж тоже отличное средство для профилактики.
Ну и в заключение хочу сказать, что в наших силах улучшить своё физическое состояние, это требует лишь небольших усилий над собой и постоянного самоконтроля. Давайте выпускаться не из школы не только умными, но и здоровыми!*5
*5 см. список использованных сайтов и литературы №5
Цели практической части:
1. Выяснить информированность людей о сколиозе;
2. Разработать и подобрать, как сохранить свою осанку;
3. Провести разъяснительную работу среди учащихся старших классов.
Методика исследования:
1. Изучить теоретические основы сколиоза.
2. Рассмотреть факторы нарушающие осанку.
3. Разработать методику исследования для практической части.
4. Составить вопросы анкетирования учащихся.
5. Результаты исследования занести в таблицы.
6. Обратиться за помощью в ФГУЗ МСЧ №100 ФМБА России к заместителю начальника по детству и родовспоможению Вронской Светлане Борисовне, с целью получения статистических данных по детской заболеваемостью с нарушением осанки и сколиоза с динамикой в 3 года
7. По результатам исследования составить диаграммы.
8. Сделать выводы по исследованиям и практической части работы
9. Подобрать рекомендации для сохранения здоровой осанки.
10. Сделать заключение по работе.
Анкетирование
1. Беспокоят ли Вас болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника? Да\нет
2. Опишите периодичность появления боли в позвоночнике
Нет боли\эпизодическая\постоянная
3. Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в позвоночнике?
А) нет боли
Б) дискомфорт
В) умеренная боль
Г) терзающая боль
Д) страшная боль
4. Каким словом лучше описать характер Вашей боли в позвоночнике?
А) нет боли
Б) острая
В) ноющая
Г) пульсирующая
Д) тянущая
Е) жгучая
Ж) давящая
З) стреляющая
И) тупая
К) другая____________________
5. Насколько сильна Ваша боль в позвоночнике в данный момент по 10-бальной шкале?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10\нет боли\невообразимая боль
6. Какова была средняя интенсивность Вашей боли в позвоночнике за последние 24 часа?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10\нет боли\невообразимая боль
7. Имеется ли чувство напряжения, скованности в спине? Да\нет
8. Имеется ли чувство скованности, боли в спине по утрам, которые уменьшаются после разминки? Да\нет
9. Опишите периодичность появления боли в ногах (ноге).
Нет боли\эпизодическая\постоянная
10. Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в ногах (ноге)?
А) нет боли
Б) дискомфорт
В) умеренная боль
Г) терзающая боль
Д) страшная боль
11. Просыпаетесь ли Вы из-за боли в позвоночнике, ноге?
А) нет
Б) иногда
В) часто
Г)постоянно
12. Нуждаетесь ли Вы в приеме обезболивающих препаратов?
А) нет
Б) иногда
В) часто
Г)постоянно
13. Имеется ли у Вас в анамнезе сопутствующая патология со стороны ЖКТ, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, онкопатология, травмы позвоночника, операции на позвоночнике? Да\нет
Какая__________________________
Результаты анкетирования
1. Беспокоят ли Вас болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника?
Да | Нет |
25 | 53 |
Вывод: Из всех опрошенных 78 человек, 32% опрошенных испытывают болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника, а значит, они не соблюдают правила посадки и распределения нагрузки на позвоночник за партами и столами во время уроков и во время приготовления домашних заданий. Остальные 68 % респондентов болей не испытывают что говорит о правильном положении за партой большинства из ребят.
2. Опишите периодичность появления боли в позвоночнике
Нет боли | Эпизодическая | Постоянная |
46 | 30 | 2 |
Вывод: У большинства учеников не болит спина, но у не малого количества детей эпизодическая боль в позвоночнике, а у двоих человек постоянная.
3. Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в позвоночнике?
Нет боли | Дискомфорт | Умеренная боль | Терзающая боль | Страшная боль |
41 | 21 | 12 | 3 | 1 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в позвоночнике, 23% испытывают дискомфорт, 10% испытывают умеренную боль, 9% терзающую боль, и только 1 человек страшную боль.
4. Каким словом лучше описать характер Вашей боли в позвоночнике?
Нет боли | Острая | Ноющая | Пульсирующая | Тянущая | Давящая | Стреляющая | Тупая |
42 | 3 | 8 | 7 | 8 | 6 | 2 | 9 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в позвоночнике, у остальных боль в спине самая разнообразная.
5. Насколько сильна Ваша боль в позвоночнике в данный момент по 10-бальной шкале?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | Нет боли |
6 | 5 | 9 | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 | 47 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в позвоночнике, у остальных у большинства на 3 балла.
6. Какова была средняя интенсивность Вашей боли в позвоночнике за последние 24 часа?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | Нет боли |
7 | 3 | 6 | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 50 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в позвоночнике, у остальных у большинства она была равна 1 по 10-бальной шкале.
7. Имеется ли чувство напряжения, скованности в спине?
Да | Нет |
25 | 53 |
Вывод: У большинства учеников нет чувства напряжения или скованности в спине, но и не у малого количества детей есть чувство скованности, напряжения в спине.
8. Имеется ли чувство скованности, боли в спине по утрам, которые уменьшаются после разминки?
Да | Нет |
20 | 58 |
Вывод: У большинства учеников нет чувства скованности, боли в позвоночнике по утрам, но и у не малого количества детей есть боль в позвоночнике по утрам. Боль в позвоночнике по утрам может быть вызвана тем, что Вы спали в неудобной позе или Ваша кровать слишком мягкая.
9. Опишите периодичность появления боли в ногах (ноге).
Нет боли | Эпизодическая | Постоянная |
46 | 28 | 4 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в ногах (ноге), но и у не малого количества (36%) эпизодическая боль в ногах (ноге), а у 4 человек постоянная боль в ногах (ноге). Боль в ногах может быть вызвана долгим хождением на каблуках, отсутствием физических нагрузок.
10. Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в ногах (ноге)?
Нет боли | Дискомфорт | Умеренная боль | Терзающая боль | Страшная боль |
48ч. | 14 | 7 | 6 | 1 |
Вывод: У большинства учеников нет боли в ногах (ноге), большинство остальных испытывают дискомфорт.
11. Просыпаетесь ли Вы из-за боли в позвоночнике, ноге?
Нет | Иногда | Часто |
63 | 13 | 2 |
Вывод: У большинства учеников не болят ноги или позвоночник, 17% иногда просыпались из-за того, что у них болят ноги или спина, остальные 2% часто просыпали из-за боли в позвоночнике или ногах.
12. Нуждаетесь ли Вы в приеме обезболивающих препаратов?
Нет | Иногда | Постоянно |
69 | 8 | 1 |
Вывод: Большинство учеников не нуждаются в приеме обезболивающих препаратов, 10% иногда используют обезболивающие, а 1% постоянно используют обезболивающие препараты.
13. Имеется ли у Вас в анамнезе сопутствующая патология со стороны ЖКТ, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, онкопатология, травмы позвоночника, операции на позвоночнике?
Да | Нет | ЖКТ | Сердечно-сосудистая | Сколиоз | Почки |
8 | 70 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Вывод: У большинства учеников в анамнезе не имеется сопутствующей патологии, но у 10% есть патологии из которых у 1 человека патология со стороны ЖКТ, у 1 со стороны сердечно-сосудистой системы, у 3 сколиоз, и у 1 проблемы с почками.
Результаты статистических данных полученных у заместителя начальника по детству и родовспоможению Вронской Светланы Борисовны в ФГУЗ МСЧ №100 ФМБА России
Таблица 2: «Выявляемость патологии опорно-двигательного аппарата на медицинских осмотрах за период 2009-2011 года»
2009 | 2010 | 2011 | Темп изменения показателя | ||||
Абсолют-ный | ‰ | Абсолют-ный | ‰ | Абсолют-ный | ‰ | ||
Нарушение осанки | 84 | 38,3 | 45 | 21,9 | 17 | 8,9 | -76,8 % |
Сколиоз | 7 | 3,2 | 2 | 0,9 | 11 | 5,8 | +81,25% |
Сколиоз III-IV степени. Оперирован-ные | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1,1 |
Вывод: Из представленной таблицы видно, что показатель выявляемости нарушения осанки за период 2009-2011 гг. изменился. Темп изменения показателя составил - -76,8 %, в 2009 г выявляемость составила 38,3 на 1000 осмотренных детей и подростков, а в 2011 г. 8,9 ‰. Аналогично выявляемость детей и подростков со сколиозом за период 2009-2011 г увеличилась на 81,25 %. В 2009 г. выявляемость составила 3,2 на 1000 осмотренных детей и подростков, а в 2011 г 5,8 ‰. Таблицей представлена III и IV степень сколиоза, пролеченная оперативным методом. Данный показатель составил 1,1 %.
Данный вывод подтвержден графически: Таблица 3: «Результаты выявляемости сколиоза у детей и подростков за период 2009-2011 г»
Контингент | 2009 | 2010 | 2011 | ||||||||
Осмо-трен-но | Абсол-ютный | ‰ | Осмотрен-но | Аб-со-лют-ный | ‰ | Осмотрен-но | Аб-со-лют-ный | ‰ | |||
Выявлено | Выявлено | Выявлено | |||||||||
Всего Из них: | 2192 | 7 | 3,2 | 2059 | 2 | 0,9 | 1894 | 11 | 5,8 | ||
До 14 | 1523 | 1 | 0,6 | 1503 | 1 | 0,7 | 1326 | 4 | 3,01 | ||
Перед поступлением в дошкольное учреждение | 327 | - | - | 289 | - | - | 220 | 1 | 4,5 | ||
За 1 год до поступления в школу | 288 | 1 | 3,4 | 288 | - | - | 229 | 1 | 4,4 | ||
Перед поступлением в школу | 283 | - | - | 335 | - | - | 347 | 1 | 2,9 | ||
В конце первого года обучения | 332 | - | - | 318 | - | - | 308 | - | - | ||
4-5 классы | 293 | - | - | 273 | 1 | 3,7 | 222 | 1 | 4,5 | ||
9 классы | 309 | 5 | 16,2 | 327 | - | - | 308 | 7 | 22,7 | ||
Перед окончанием школы | 360 | 1 | 2,8 | 229 | 1 | 4,4 | 260 | - | - |
Вывод: В таблице представлены показатели выявляемости патологии, в нашем случае – сколиоза, в разных возрастных группах детей и подростков. Как следует из таблицы, показатель выявляемости сколиоза увеличивается по мере взросления детей, настоящий показатель в возрастной группе 15 лет (9-10 классы) и варьируется в разные годы от 16,2 ‰ до 22,7 ‰. Наименьшей возраст выявляемости сколиоза – 3-4 года, при оформлении детей в дошкольное учреждение.
Данный вывод наглядно представляют круговые диаграммы:
Выводы по практической части:
Из приведенного анкетирования и представленных таблиц можно сделать такие выводы:
Рекомендации по профилактике развития нарушения осанки и сколиоза
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
Тренировка мышц спины и живота
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25-30 раз.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 секунд и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения и.п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.
А - нормальное положение позвоночника (вид сзади); Б - сколиоз; В - нормальное положение позвоночника (вид сбоку); Г - поясничный лордоз; Д - грудной кифоз.
Изучив данные больницы и результаты анкетирования, можно сделать вывод, что детей с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше. Это все зависит от того, как дети сидят за партой. Ведь не зря в начальной школе ученикам рассказывают, как правильно сидеть за партой. Это как раз и есть начальная профилактика нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза. Ведь одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз и лордоз. Кифоз - прогиб позвоночника назад, лордоз - прогиб позвоночника вперед. Тем не менее, можно отметить, что учеников с больной спиной или ногами намного меньше, чем здоровых. Но это можно объяснить тем, что они еще молоды. Но если запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как: варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца, ухудшаются амортизационные свойства позвоночника. Поэтому, чаще занимайтесь спортом, Вы сидите, ходите – держите спину прямо, спите на жесткой кровати – и у вас не будет сколиоза!
*1 http://www.dissercat.com/content/rannyaya-diagnostika-i-lechenie-nachalnykh-stepenei-displasticheskogo-skolioza-u-detei
*2 http://studentbank.ru/view.php?id=59277
*3 1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389
2. Журнал “Здоровье” N 6 1986 г.
3. Журнал “Здоровье” N 8 1986 г.
4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г., стр. 256,257
5. Журнал Сила и красота N 8 1995 г.
*4 . 1) Козьмин А.Ш., Кон И.И. "Сколиоз" Москва, изд. "Медицина" 1984г.
2) Корниенко И.А., Кузнецова Л.В. "Школьники с избыточным весом" Москва, издательство "Педагогика" 1998 г. стр. 26-31, 58-59
3) Корнилов Н.В. "Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике". Санкт-Петербург, изд. "Гиппократ" 1994г. стр. 272-275.
*5 http://studentbank.ru/view.php?id=59277&p=1
Рецензия:
Работа выполнена учащимся 11го «А» класса МКОУ СОШ №251 Глазуновой Александрой в соответствии с требованиями к исследовательской работе.
В работе четко определена мотивация исследования, имеют место оглавление, содержание, введение, цель, теоретическая часть, вывод по теоретической части, практическая часть и цель к ней, методика исследования, вопросы анкетирования, таблицы с результатами исследования, диаграммы построенные по полученным данным, , ответы на анкеты, вывод по практической части, заключение по работе, приложения , тезисы, список используемой литературы и электронных интернет сайтов по выбранной теме исследования, на которые имеют место сноски в ее работе.
Александрой рассмотрены в полном объеме и глубоко изучены вопросы о данной реально существующей проблеме Она знакомит в своей работе с заболеванием подросткового сколиоза. Выясняет остроту проблемы и плачевные последствия данного заболевания .Знакомит с методами лечения и профилактики сколиоза проведена большая исследовательская работа по изучению проблемы подросткового сколиоза в городе Фокино. Проведена работа с респондентами, которыми явились учащиеся нашей школы старших классов, по выяснению их недомоганий связанных с нарушением осанки в учебное и вне учебное время. Для своей исследовательской работы, Александра под руководством учителя, разрабатывала методику своего исследования и вопросы для анкетирования учащихся старших классов. А собрав данные, разнесли их по таблицам, на основании которых составила диаграммы и сделала выводы, отражающие достижения своей цели практического исследования. В своей работе Саша обратилась за помощью в ФГУЗ МСЧ №100 ФМБА России к заместителю начальника по детству и родовспоможению Вронской Светлане Борисовне, с целью получения статистических данных по детской заболеваемости с нарушением осанки и сколиоза, а полученные результаты медицинских исследований учащихся нашего города в анамнезе за последние три года разнесла данные в таблицу и на их основании построила график с диаграммами исследований и сделала вывод. Ею проделанная работа доказывает остроту данной проблемы среди подростков нашего города. В работе нет фактических ошибок. Работа выполнена на должном уровне.
Руководитель учитель биологии : /Щеколдина М.А./
2012 год город Фокино. МКОУ СОШ №251 Приморского края.
Большое - маленькое
Загадка Бабы-Яги
Где спят снеговики?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Прекрасная арфа