В данной работе изучается проблема Интернет-зависимости у школьников. Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости:
- постоянным увеличением числа пользователей Интернета;
- чрезмерное пристрастие к Интернету;
- отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedeni1.doc | 103.5 КБ |
Интернет - это телекоммуникационная сеть, которая стала глобальной и является основой для Всемирной паутины, а в 2008 году пользователей Интернета было более 1,4 млрд. человек, то есть примерно четверть населения Земли. Интернет не бесплатен, но его неограниченная возможность обмена информацией привлекает всех, потому многие платят деньги за доступ в Интернет, через посредников: провайдеров. Интернет не имеет собственника и его вообще нельзя выключить, так как нет единого центра управления, потому это теперь относительно свободная сеть, в которой у многих есть свои интересы, но все они, в любом случае, основаны на обмене разного рода потоками информации в виде текста, аудио, видеоматериалов и т. д.
Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.
В данной работе изучается проблема интернет-зависимости у школьников. Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости во-первых, постоянным увеличением числа пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность школьника.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Исследовать Интернет-зависимость среди учащихся в школе.
3. Выявить значение связи Интрнет-зависимости с психологическими свойствами личности подростка.
4. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности школьника, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы. Практическая значимость - hезультаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики Интернет-зависимости в школьном возрасте.
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика. История вопроса.
Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны, согласно выбранному критерию, интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5% пользователей Интернета.
В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Буровой, которая первая из российских врачей начала серьёзно изучать данное явление.
Происхождение проблемы
Всемирная паутина ежегодно завлекает в свои сети миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Однако далеко не все могут точно ответить на вопрос, что такое Интернет – ведь для каждого из нас он играет свою роль.
Произнося сегодня слово «Интернет» большинство из нас не думает о технической стороне дела – намного более интересным представляется то, что может дать Интернет человеку. Что такое Интернет в человеческом сознании на сегодняшний день?
Анализируя мотивы, которые заставляют людей посвящать ощутимую часть своего времени пребыванию на просторах Сети, можно сделать вывод, что для большинства из нас Интернет - это:
-общение. Кто-то покорен социальными сетями, часами просиживая здесь в поисках единомышленников, одноклассников или просто интересных людей. Кому-то больше по душе общение на форумах, при помощи ICQ или Skype. Кто-то ищет свою половинку в сервисах знакомств. И самое главное – Интернет позволяет без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились;
- развлечение. Слушать музыку, смотреть фильмы, играть в игры, читать книги, проходить тесты можно не выходя из режима он-лайн – ведь этого добра в Интернете великое множество!
- самообразование. Интернет, безусловно, лучший источник информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: читают полезные статьи, записываются на дистанционные он-лайн курсы и тренинги, просматривают видеоуроки;
- творчество, саморазвитие, личностный рост. Интернет вдохновляет на творчество! Достаточно пройтись по рукодельным блогам или кулинарным сайтам, как тут же хочется сделать что-нибудь эдакое самому. Многие нашли свое любимое увлечение именно благодаря Сети;
- место совершения покупок, сделок. Специальная Интернет-валюта позволяет совершать покупки он-лайн, не выходя из дома. Деньги можно обменивать, покупать акции, совершать другие денежные операции;
- средство заработка. Всемирная Сеть предоставляет большие возможности в плане заработка. Заработать в Интернете можно, открыв собственный Интернет-магазин, заведя сайт или блог, создав уникальный информационный продукт. Новички могут начать с фриланса: наполнять сайты контентом, заниматься программированием и веб-дизайном, продавать фотографии, придумывать слоганы.
Понятие и критерии Интернет-зависимости
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
При обилии наименований специалисты едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. Невозможность остановиться;
3. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. Пренебрежение семьей и друзьями;
5. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. Проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. перенапряжение мышц;
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна.
Причины и последствия Интернет-зависимости
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях. И к такому типу личности относится подросток.
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности подростка. Он содержит все, чем он может быть увлечен. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную - им станут компьютерные игры.
Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
3)чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;
4) неограниченный доступ к информации.
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности школьника
Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.
Исследование Интернет-зависимости среди учащихся в школе
По итогам весны 2011 года в России насчитывалось 43,3 млн Интернет- пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской Интернет-аудитории с 2000 по 2011 гг. составила 1826 %.
По состоянию на 2011 год каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным Интернетом.
В конце 2011 года согласно отчету Morgan Stanley, Россия вошла в пятерку стран с самым большим Интернет - рынком. Согласно данным интернет-аудитория в России составляет 60 млн. пользователей или 42 % населения, выросла на 31 % за последний год — это самый быстрый рост в пятёрке, активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории.
Опросив школьников 5-11 классов нашей школы, а это 198 учащихся, мы установили, что 142 учащихся имеют дома компьютер, из них 120 человек подключены к сети Интернет.
Самыми популярными сайтами в России, по данным Alexa.com, являются следующие: Яндекс, Google, Почта@Mail.ru, В Контакте, Youtube, Facebook, Википедия, LiveJournal, Одноклассники.ru.
По итогам мониторинга ученики нашей школы через домашние компьютеры чаще всего заходят в интернете на сайты "Яндекс", "ВКонтакте" и Google.
Также популярностью среди школьников пользуются сайты Mail.ru, "Одноклассники", Wikipedia, YouTube, RuTube, Facebook, Gramota.ru, Litra.ru, RusEdu, Smotri.com и window.edu.ru.
В ходе мониторинга учащимся были задан вопрос: Почему вы сидите в социальных сетях?
Почти 90% учащихся ответили, что они общаются, играют в игры, делают домашнее задание и лишь 13% отводят время на творчество и 15% на самообразование.
Используя Интренет, школьник вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни.
Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг, был предложен учащимся 5-11 классов.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
4. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
5. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе, так как слишком много времени проводите в сети?
6. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
7. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
8. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
9. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
10. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
11. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
12. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
13. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
14. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
15. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
16. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
17. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
18. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
19. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Подсчитайте результаты.
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Подсчитав количество баллов среди опрошенных, можно вздохнуть облегченно – в нашей школе еще нет Интернет- зависимых, но вот почти у 50% учащихся есть проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом.
Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня психологу школы, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению.
Заключение.
В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности школьника, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.
Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения Интернет-зависимости как модели психических расстройств.
Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.
Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
7. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.
8. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От суждений к вычислениям. М.: 1982.
9. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.
10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
11. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235-250
12. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.
13. http://psyfactor.org/lib/addict. htm
14. www.netaddiction.com/parents. htm
15. http://www.fid.ru
16. http://www.psy. msu.ru
17. http://www.cpsr.org
18. http://psynet. carfax.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яксатовская средняя общеобразовательная школа»
Выполнила работу
ученица 9а класса
Абубекерова Майя
Руководитель
Хужаева З.Р.
учитель информатики и ИКТ
Яксатово-2012
Сочные помидорки
У меня в портфеле
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как нарисовать лимон акварелью
Позвольте, я вам помогу