Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Автор: Гулямов Алиёр Ахрорович
Тема: «Память народная в истории моего села»
Место написания: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Северного, Александровского района, Ставропольского края
Класс: 10
научный руководитель: Перепелица Юлия Александровна
Человеческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда.
Цель работы показать важность человеческой памяти на примере сохранения памяти о моих земляках ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.
Задачи: 1. Изучить значение человеческой памяти для истории.
2.Найти списки земляков участников ВОВ.
3.Найти имена отличившихся героев в Битве за Кавказ.
4.Донести полученную информацию учащимся школы.
5.Исследовать отношение учащихся к значению памяти.
Работая над данной темой я подтвердил свой тезис о важности памяти в истории моего села
Вложение | Размер |
---|---|
blagodarnenskie_chteniya_moi__zemlyaki_severnoe_mou_sosh_4_gulyamov_avtoreferat.doc | 735.5 КБ |
II межрайонная научно-практическая конференция
БЛАГОДАРНЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
Секция: «Мои земляки — участники военных событий»
Тема: «Память народная в истории моего села»
Гулямов Алиёр
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
10 класс
Научный руководитель:
Перепелица Юлия Александровна –учитель истории и права первой квалификационной категории МОУ СОШ №4 с. Северного.
г. Благодарный, 2011/2012 учебный год
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………. 3
I. Человеческая память и её значение в истории…………………………6
II. Битва за Кавказ в истории моего села ....................................................7
III. Память сегодняшнего поколения……………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..16
Источники.
Приложение.
Введение.
Тема данной работы «Память народная в истории моего села». На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы и передать следующим поколениям. Таким образом, память — один из важнейших элементов истории моего села. Наследие предков не будет забыто, пока мы помним о нём.
Исходя из вышесказанного цель моей работы — показать важность памяти моих односельчан для сохранения и передачи будущим поколениям истории села на примере одного сражения Великой Отечественной войны – Битвы за Кавказ.
В связи с этим я поставил перед собой следующие задачи:
Объектом исследования является человеческая память, предметом – история моего села.
При работе над рефератом я пользовался следующими методами: исследование, метод анализа, метод синтеза, анкетирование.
Работа относится к теоретическим исследованиям.
Результаты данной работы можно применять на уроках истории, краеведения, для организации общешкольных мероприятий, классных часов.
В качестве литературы в данной работе использовались научные труды философов, историков, социологов по проблеме памяти, а также материалы школьного музея. Анализ этих источников показал, что исследование памяти имеет междисциплинарную основу и в литературе представлено достаточно широко. Изучение проблематики памяти мы находим в работах таких философов , как: Платон, Аристотель, Плотин, А. Августин, Т . Гоббс, Д . Локк, И . Кант, Г . В . Гегель , К . Маркс, В . Дильтей, А . Б ергсон, Ф . Ницше, Э . Гуссерль, М . Хайдеггер, П . Рикер, Н . А . Бердяев, Л . М . Лопатин, Вл. Соловьев, П . А . Флоренский и др. В середине XIX в. немецкий историк Иоганн Густав Дройзен сформулировал мысль о том, что воспоминания суть сущность и потребность человека и общества, и в этом смысле — предмет и признак истории 1. Спустя почти 70 лет французский социолог, ученик Э. Дюркгейма Морис Хальбвакс, продолжил тему воспоминаний в истории в своей работе «Память и ее социальные условия» (1925): в общественном сознании манифестируются коллективные воспоминания, которые являются современной реконструкцией прошлого. Воспоминания, следовательно, могут рассматриваться как коллективный социальный феномен (М. Хальбвакс называет это «коллективной памятью»), необходимый для жизни и выживания общества, будучи тем общим, что конституирует общество как таковое, является залогом его идентичности[1]. Параллельно с М. Хальбваксом природу и функции коллективных воспоминаний изучал в 1920-е годы и немецкий историк искусства Аби Варбург. Он интерпретировал произведения искусства как «изобразительные символы» культуры, созданные в «определенном кругу» и манифестирующие «свою культурную идентичность» с ним в определенную эпоху. В наши дни мысли М. Хальбвакса и А. Варбурга о памяти (коллективной, социальной), формирующей культурную идентичность общества, творчески развил гейдельбергский египтолог Ян Ассманн[2]. В 1992 г. он публикует свои размышления о связи культуры и воспоминания — теорию культурной памяти, разработанную им на материале древних культур — египетской, еврейской, греческой, а затем, в 1999 г., формулирует задачи ее изучения научным направлением, которое он обозначил как «истории памяти». Кроме того учёные исследовали различия между памятью и историей. Основное различие между ними французский социолог М. Хальбвакс видел в том, что история смотрит на происшедшие события извне и обращает внимание прежде всего на изменения и различия, а коллективная память рассматривает их изнутри и фиксирует прежде всего сходства [9]. По мнению немецкого автора Х. Вельцера, «в то время как история занимается установлением имевших место фактов и выдвижением по их поводу поддающихся проверке утверждений, память абсолютно оппортунистична: она берет то, что ей полезно, и отбрасывает то, что представляется ей лишним или неприятным» [2]. При этом исследователи не могут договориться по вопросу о том, что дает более объективную картины войны — историческая наука или историческая память. Французский автор П. Нор в эссе «Между памятью и историей» утверждает, что «память всегда была объектом подозрения для истории, истинное назначение которой — ее разрушение и подавление» [2]. В российской историографии эту точку зрения разделяют многие либеральные ученые. Ю. Ю. Хмелевская считает, что «история и память не только репрезентуют, но и передают прошлое различными способами — в тех условиях, где неофициальные интерпретации прошлого считаются государственной изменой или попадают в незнакомую среду, память, выраженная в устной и визуальной формах, может являться средством сопротивления и несогласия, помогая в то же самое время выжить во враждебном или непривычном окружении». В отличие от них Ю. Н. Афанасьев указывает на начавшуюся после падения советского режима «все больше углубляющуюся пропасть между историей (знанием о том, что происходило) и памятью, т. е. тем мифологизированным представлением о прошедшем, которое сформировалось в сознании народа» [3]. И конечно же нельзя обойти вниманием труды академика Д.С. Лихачёва. Рассуждая о человеческой памяти он утверждал, что именно она и «...знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки… Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего»[3]
Человеческая память и её значение в истории.
Значение памяти в истории очень трудно переоценить, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество, по моему мнению, никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.
Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия. Путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. "Беспамятный" — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших "наглядных пособий" морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам…Память о прошлом, прежде всего «светла», поэтична. Она воспитывает эстетически. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране (Лихачёв).
Обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. Сегодня необходимо обратить внимание на разносторонний характер памяти. Во-первых, память, это то, что хранится в семье, селе, крае государстве, т. е. в самом народе и передаётся из поколение в поколение. Во-вторых, память, это то, что население получает из исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д. Здесь факты, процессы и события более систематизированы и обобщены. И в-третьих, это оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия. Чтобы эти три составляющих составляли единое целое необходимо запоминать все значимые события, фиксировать их и обязательно передавать последующим поколениям. Именно этим и занимался поисковый отряд, созданный в нашей школе, который собрал огромный материал по истории нашего села в период ВОВ.
Таким образом, значение памяти для истории очень велико. Благодаря памяти наших предков мы сегодня можем знать события происходившие в нашем селе раньше, а благодаря нашей памяти об этих событиях будет знать следующее поколение и так далее.
Память села об участниках Битвы за Кавказ.
Цели сражения.
Битва за Кавказ 1942-43, одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941-45. Немецко-фашистское командование, предпринимая наступление на кавказском направлении (кодовое наименование 'Эдельвейс'), рассчитывало окружить и уничтожить южнее и юго-восточнее Ростова войска Южного фронта, отошедшие за р. Дон, и овладеть Северным Кавказом; затем предполагалось обойти Большой Кавказ одной группой с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, а другой группой - с востока, овладев нефтеносными районами Грозного и Баку.
Одновременно с обходным маневром намечалось преодолеть Водораздельный хребет в его центральной части по перевалам и выйти в район Тбилиси, Кутаиси и Сухуми.
С выходом в Закавказье враг надеялся установить непосредственную связь с турецкой армией, 26 дивизий которой были развёрнуты на границах Советского Союза, а также создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.
Для выполнения этих планов противник выделил группу армий 'А' (генерал-фельдмаршал В. Лист), которая превосходила советские войска Южного фронта в 1,5 раза по личному составу (167 тыс. против 112 тыс. чел.), в танках в 9,4 раза (1130 против 121), в артиллерии в 2 раза (4540 орудий и миномётов против 2160) и в самолётах в 7,7 раза (1000 против 130).
Этапы Битвы и мои земляки — участники сражений.
Битва за Кавказ включает в себя ряд оборонительных и наступательных операций советских войск с 25 июля 1942 по 9 октябрь 1943 между р. Дон и предгорьями Большого Кавказа; делится на 2 периода: оборонительный (с июля 1942 до начала января 1943) и наступательный (с начала января до октября 1943).
Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на юг и юго-восток 28 июля Ставка Верховного Главнокомандования объединила Южный и Северо-Кавказский фронты в один Северо-Кавказский фронт (командующий – Маршал Советского Союза С. М. Буденный), подчинив ему в оперативном отношении Черноморский флот (во главе с вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским) и Азовскую военную флотилию (командующий – контр-адмирал С. Г. Горшков). Вскоре во фронте были образованы 2 оперативные группы: Донская (генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский) на ставропольском и Приморская (генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) на краснодарском направлениях. В составе Южного, а затем Северокавказкого фронта служил наш земляк Пономарёв Михаил Иванович.
Закавказский фронт (генерал армии И. В. Тюленев) получил задачу подготовить оборону по рубежу р. Терек. Но быстрое продвижение немецко-фашистских войск и угроза окружения вынудили советское командование отвести войска на р. Кубань, а затем на рубеж, проходивший по предгорьям западной части Большого Кавказа. Ставка усилила войска фронта своими резервами и приказала прикрыть грозненское направление войсками Северной группы Закавказского фронта (командующий – генерал-лейтенант И. И. Масленников). В составе этой группы, в отдельном гвардейском батальоне ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) воевал Чемёркин Иван Потапович, за храбрость и мужество, проявленные в этих боях, он был награждён орденом «Красной звезды»
В августе-сентябре продолжались ожесточённые бои на майкопско-туапсинском и краснодарско-новороссийском направлениях. К 11 августа войскам 17-й немецкой армии (генерал пехоты Р. Руоф) удалось овладеть Майкопом и Краснодаром, к 31 августа - Анапой, а к 7 сентября выйти к северным окраинам Новороссийска, но, несмотря на отчаянные попытки, прорваться к Туапсе врагу не удалось. Не удалось немецко-фашистским войскам прорваться и к Сухуми через перевалы Большого Кавказа, хотя здесь противник ввёл специальные горные части, которые сумели захватить некоторые перевалы. В августе-октябре враг упорно рвался вперёд на грозненском направлении, к 25 августа войска 1-й немецкой танковой армии овладели Моздоком, а 12 сентября - Малгобеком. Встретив решительное сопротивление на грозненском направлении, противник перегруппировал свои войска и 25 октября прорвался на Нальчик и Орджоникидзе. Под Орджоникидзе 6-12 ноября ударная группировка немецко-фашистских войск была разгромлена и отброшена на 40-50 км к С. В этих боях принимал участие Шелкоплясов Пётр Петрович, он был связистом – всё время под огнём, приходилось вступать в бой с противником. За бои на Кавказе был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу»
В ноябре - декабре противник под ударами советских войск всюду перешёл к обороне. Участник этих событий был Жуков Василий Григорьевич. В декабре месяце немцы предприняли попытку прорыва участка фронта на позициях соседнего с ними батальона. Василию Григорьевичу командир батальона поставил задачу выдвинуться вперед и из противотанкового ружья остановить немецкие легкие танки, так как они проходили правым боком к ним, и расстояние было примерно 500 - 800 метров. Василий Григорьевич подбил 3 танкетки, и наступление немцев захлебнулось. Ночью немцы утянули на буксире свои машины. «Командир сказал мне, что я буду представлен к награде, взял мои документы, но 19 декабря 1942 года я был ранен и контужен», – тяжело вздыхает ветеран, вспоминая страшные события. Василий Григорьевич остался жить благодаря своим сослуживцам -осетину Гоннаеву и дагестанцу Коркмазову. Он после разрыва снаряда был засыпан землей, но друзья откопали его и доставили в санчасть. [Приложение 1: карта оборонительного периода].
Героическое сопротивление защитников Кавказа – войск Северо-Кавказского фронта (с 1 сентября преобразован в Черноморскую группу войск Закавказского фронта), Северной группы Закавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии – сорвало планы врага. В ходе обороны Кавказа советские войска сковали значительные силы противника и нанесли ему большие потери. Это не позволило противнику в ноябре 1942 перебросить силы под Сталинград, где началось контрнаступление советских войск. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом и развернувшееся общее наступление войск Южного фронта на ростовском направлении заставили противника начать отвод своих войск из района Моздока на северо-запад. 3 января 1943 Северная группа войск (с 24 января Северо-Кавказский фронт под командованием генерал-лейтенанта И. И. Масленникова) развернула преследование противника и к 24 января освободила Малгобек, Моздок, Прохладный, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Александровское, Северное, Ставрополь, Армавир. В этих боях в составе автомобильной бригады принимала участие Чемёркина Александра Васильевна, за что была награждена медалью «За оборону Кавказа».
Попытки врага закрепиться на рубеже р. Кубань были сорваны ударами советских войск, которые к 30 января освободили Кропоткин и Тихорецк, продвинувшись за январь на 650 км. Войска Черноморской группы (с 9 февраля включены в состав Северо-Кавказского фронта) перешли в наступление 16 января и к 4 февраля освободили Нефтегорск и Майкоп, а 9 февраля приступили к проведению Краснодарской операции, в ходе которой 12 февраля освободили Краснодар. В этих боях участвовала Чемёркина Просковья Алексеевна – восстанавливала телефонную связь под беспрерывным огнём врага. Немецко-фашистскому командованию удалось часть сил группы армий 'А' отвести через Ростов, а другую – на Тамань и закрепиться на заранее подготовленном рубеже (так называемая 'Голубая линия'). В прорыве этой линии участвовал Дмитров Василий Трофимович. Из его воспоминаний: «Это был самый памятный бой. Я с ротой находился в боевом охранении. Нашей роте, которой я командовал, пришлось несколько дней вести разведку боем. И только в сентябре нашим войскам удалось прорвать оборону противника и перейти в наступление. В этом бою я был тяжело ранен и пролежал в госпитале до сентября 1944г. За этот бой я был награждён орденом «Красной звезды». Участок, где мне пришлось прорывать оборону противника стал называться «Сопка павших героев», там сооружён монумент в честь прорыва и памяти павшим» На этой высоте нет ни одного официального захоронения, хотя на ней погибло около 30000 воинов, их останки зачастую лежат прямо на поверхности, т.е. вся высота является естественным погребением павших солдат.
Предпринятые весной 1943 сильно ослабленными в боях советскими войсками попытки прорвать вражескую оборону успеха не имели. Осенью в ходе Новороссийско-Таманской операции 1943 (9 сентября - 9 октября) войска Северо- Кавказского фронта (с мая 1943 командующий - генерал-полковник И. Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом освободили Новороссийск и весь Таманский полуостров. Дивизия, освобождавшая Таманский полуостров, получила название Таманской, в ней воевал Неумывакин Александр Никитович. За отличное обслуживание радиосвязью этой операции он был награждён орденом «Красная Звезда». [Приложение 2: карта наступательного периода]
Итоги.
Победа в битве за Кавказ упрочила южный фланг советско-германского фронта, во-вторых, в ней было достигнуто тесное взаимодействие сухопутных войск с авиацией, ВМФ и партизанами и в-третьих, тысячи воинов были награждены медалью 'За оборону Кавказа', учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1944, среди них несколько десятков ветеранов – моих односельчан.
Награды моих земляков участников Битвы за Кавказ.
Проведя работу с архивами школьного музея, мы собрали информацию об участниках Битвы за Кавказ и о наградах, которыми они были награждены в ходе сражений. [Приложение 3: списки ветеранов, участников Кавказской битвы]
Память сегодняшнего поколения.
Изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI в.в. существенным образом повлияли на массовое сознание и историческую память людей. Обнищание общественных идеалов, целенаправленное тотальное вытеснение прежних ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности из общественного сознания, вследствие чего радикально изменились оценки исторического пути развития страны, привели к расколу духовного мира общества, социальных групп, этносов, личности. Результатом этих процессов является постепенная утрата национальной самобытности российского государства, исчезает былое социальное и межэтническое сотрудничество и взаимодействие, обостряется нетерпимость к иноэтнической культуре и её представителям. Разрушение основ исторической памяти влечёт за собой рост околонаучных националистических концепций, подрывает стабильность в стране. Так считает Е.П. Тавокин, доктор социологических наук, профессор РАГС, и я вполне с ним согласна.
Всё это естественно негативно отражается на отношении молодёжи к исторической памяти. Между тем именно ответственное и уважительное отношение к своему прошлому, которое консолидируется в исторической памяти людей, является одним из ключевых факторов общественной консолидации. Историческая память, несмотря на свою определенную неполноту и противоречивость, обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. В зависимости от того, какие содержательные стереотипы преобладают в исторической памяти, она может либо консолидировать общество, либо оказывать на него негативное влияние.
Весь ход событий в XX веке показал, как разрыв исторических связей между поколениями разъединяет нацию и отчуждает соотечественников, как историческая память, становясь ареной политических игр, превращается в историческое «беспамятство». И тот же опыт свидетельствует: осознание общности своей исторической судьбы удерживает нацию от распада, а составляющих её людей – от разобщения вопреки вызовам и катаклизмам истории. И в том, и в другом случае речь идёт о таком фундаментальном основании любого государства, как историческая, политическая идентичность его граждан.
Современный прогресс с его скоростями, заставляют нас мчаться стремительно и не оглядываться назад. А ведь не изучив прошлое нельзя изучать будущее. Направление движения всегда задается прошлым. Плохое знание своего прошлого — это страшный недостаток современного общества. Непонимание, как следствие незнания истории, своего вчерашнего, давшего направление сегодняшнему.
Но, на мой взгляд, в последние годы отношение молодёжи к исторической памяти нашего народа заметно меняется. Об этом свидетельствуют и данные моего анкетирования учащихся нашей школы и увеличивающееся количество исследовательских работ на историческую тему нашей страны, края, села.
годы | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Кол-во работ | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 |
Результаты анкетирования старшеклассников МОУ СОШ №4
Всего опрошено – 53
Таким образом, память нынешнего поколения поможет сохранить историю о земляках — участниках Битвы за Кавказ и передать её последующим поколениям.
Заключение.
Итак, проведя исследование по выбранной теме, я пришёл к окончательному выводу о том, что человеческая память является важнейшим элементом в истории моего села. В первой главе своей работы я выяснил, что и наше прошлое, и настоящее, и будущее зависят от того насколько мы будем помнить всё, что происходит в нашей истории.
Во второй главе, я изучил историю Кавказской Битвы и узнал имена моих односельчан, участвовавших в этих сражениях, а также начал работу над составлением электронной базы данных обо всех ветеранах нашего села.
В третьей главе я подтвердил свои убеждения о возрастающем интересе молодёжи к истории своей страны.
Таким образом, человеческая память является важнейшим элементом в истории моего села, и данная работа тоже является вкладом в сохранение и дальнейшее распространение исторического прошлого моего села, моей страны в памяти народа.
Источники.
1. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени /Под ред. Л.П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006,
2. Архивы школьного музея.
3. Афанасьев Ю. Н. Другая война: история и память // Другая война. 1939–1945 / под ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1996.
2. Записи воспоминаний участников Кавказской Битвы.
3. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]/ Д.С.Лихачёв.- Изд. 2-е, доп.- М.: Дет. лит., 1988.
4. Самойлов А. Общая психология как наука. http://all-psychology.ru
5. Соколова М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории в школе. 2008.№ 6.
6. Суббочева Т.Н., библиотекарь Кёршинской библиотеки Рассказовского района Тамбовской области. Гражданская позиция Д.С. Лихачёва в сохранении исторических ценностей русской культуры. http://www.tambovlib.ru
7. Тощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
8. Фотоархив школьного музея.
9. Харальд Вельцер История, память и современность прошлого. Опубликовано в журнале: «Неприкосновенный запас» 2005, №2-3(40-41)
10. http://glory.rin.ru – сайт о войнах «Аллея славы».
11. http://militarymaps.narod.ru – сайт с материалами по Второй мировой войне.
Приложение 1.
Карта оборонительного периода
Приложение 1.
Карта наступательного периода
Приложение 3.
Списки ветеранов с. Северного участников Кавказской битвы.
Фамилия | Имя | Отчество | Дата рождения | Звание | в/ч | Где воевал | Награды |
Астахов | Иван | Афанасьевич | 1923 | рядовой | ИС №448295 | Оборона Кавказа, Украина, Белоруссия, Польша, Берлин, Чехословакия. |
|
Бахарев | Борис | Иванович | 1909 | рядовой |
| Ростов. | медали За победу над Германией, юбилейные |
Бахарев | Георгий | Иванович | 1916 | рядовой | ИН №451835 | Финляндия, Т62 Арт.полк |
|
Бахарев | Василий | Петрович | 1920 | рядовой | I-А ИН №611136 | Белоруссия |
|
Башкатов | Иван | Ефимович | 1899 | рядовой | Южный фронт |
|
|
Болденко | Яков | Иванович | 1909 | ст. сержант | Е №532454 | Белоруссия, Кавказский корпус, Будапешт, Брест |
|
Борисов | Василий | Васильевич | 1923 | ст.лейтенант | 3 гв.мот.бриг. | Воронежский, степной Украинский | Орден ВОВ I степени, «За победу над Германией» и юбилейные медали |
Бровков | Стефан | Петрович | 1911 | рядовой | ИН №919835 | Ростов, Галтори |
|
Бутов | Андрей | Пантелеевич | 1902 | ст.сержант | Кавказский, Прибалтийский |
|
|
Васильков | Владимир | Григорьевич | 1919 | лейтенант | 285 а.полк, 160 ав.полк, Финский, Западный, Сталинградский, 3-й Украинский фронты | Польша, Финляндия, Сталинград, Донской | Ордена Отечественной войны 1-й и 2-ой степени, медали «За победу над Германией», За доблесть и отвагу, За оборону Сталинграда, юбилейные |
Волков | Александр | Архипович | 1923 | рядовой |
| Махачкала | "За победу над Германией", "50 лет вооружённых сил СССР" |
Герасимов | Иван | Васильевич | 1923 | лейтенант | Е №554219 | Сталинградский винницкий, Курганский полк №1352 полка, 3-й Белорусский фронт |
|
Герасимов | Иван | Васильевич | 1923 | рядовой |
| Сталинградский фронт, Северо-Кавказский фронт, Белорусский фронт | медаль "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и юбилейные |
Дмитров | Василий | Трофимович |
|
|
| орден Красной Звезды |
|
Добровольский | Иван | Васильевич | 1924 | рядовой | Е №939113 | Крым, Севастополь, Карпаты, Чехословакия |
|
Долматов | Василий | Гаврилович | 1922 | рядовой | 50 зенит.стрел.полк, Кавказский фронт | Моздок, плен с 1942 по 1945 | Орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За победу над Германией», «За боевые заслуги», юбилейные |
Долматов | Иван | Денисович | 1920 | ст. Сержант | 100 с. п., 41. кав. п | Ростовская область, Украина, Румыния, Австрия | Орден ВОВ II степени, 20 лет победы, 50 лет вооружённых сил СССР, 70 лет вооружённых сил СССР, |
Ерёмин | Иван | Михайлович | 1926 | сержант | 41 гвардейский кавказский полк, 5 гвард. Донский казачий Кав. Корпус | Австрия, Венгрия | «За победу над Германией», «20 лет победы ВОВ», «30 лет победы ВОВ», «40 лет победы ВОВ», «Ветеран труда» |
Жуков | Василий | Григорьевич | 1924 | сержант | Грозненское училище связи | Северо-Кавказ, Грозный, Моздок | «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «20 лет победы», Орден отечественной войны I степени |
Жуков | Алексей | Трофимович | 1921 | рядовой | 30 мот.с.п., 5 корпус Донской ковалерии | Кизляр, Воронеже, Украина | «За победу над Германией», «20 лет победы ВОВ», «Ветеран 5-го гвардейского Донского Казачьего Ковалерийского краснознамённого Будапешского корпуса |
Жуков | Иван | Григорьевич | 1919 | капитан | 844 с.п., 267 с.д., 52, 59 | Ленинградский фронт, Волховский фронт, 2-я ударная 267 ст. дивизия 844 стрел. Полк | «За победу над Германией», «Орден ВОВ II степени», «За боевые заслуги» и юбилейные |
Жуков | Игнат | Григорьевич | 1900 | рядовой |
| 2-й Украинский фронт |
|
Захаров | Иван | Васильевич | 1903 | ст.лейтинант | 239 арт. Полк 77 ед Северо Кавказский фронт |
| Орден Красной звезды 2913088, Орден Отечественной войны I ст. |
Иваненко | Михаил | Тимофеевич | 1909 |
|
|
|
|
Ивахненко | Иван | Степанович | 1924 | рядовой | 478 с.п., 1351 зент.арт.п., 1349 зен.арт.п. | Кубань, Белоруссия, Восточная Пруссия, Берлин | Орден ВОВ II степени, 50 лет вооружённых сил СССР, 70 лет вооружённых сил СССР, За взятие Берлина |
Ивлев | Григорий | Кузьмич | 1918 | мл.сержант | Е №534309 | Каменец, Курская дуга, Сталинград, Петербург |
|
Клименко | Анна | Матвеевна | 1923 | мл. Сержант | 118 отдельный полк связи 68 отдельная танк.бригада 1-ый Украинский | Кавказ, Прага, Берлин | Орден Отечественной войны 2_ой ст., медали За боевые заслуги, За победу над Германией, За взятие Берлина, За освобождение Праги, Жукова, юбилейные |
Клименко | Алексей | Николаевич | 1920 | Ст. Сержант | 558 зен.артел.полк, 1343 зен.полк 2-ой Белорусский | Белоруссия, Гомель, Сталинград, курская дуга, Варшава, Берлин | Орден Отечественной войны 2-ой степени, медали За отвагу, Славы 2-ой и 3-й степеней, За победу над Германией, За освобождение Ваошавы, За взятие Берлина, Жукова, юбилейные |
Клименко | Александр | Кирилович | 1913 | рядовой | 136 стрел.полк | Кавказ | Орден Отечественной войны 2-ой степени, медали За победу над Германией, юбилейные. |
Кудрявцев | Василий | Фёдорович | 1925 | рядовой | 25 танковая бр.дисант | 2-й Белорусский фронт, 25 танковая бригада десант | Орден ВОВ I степени, За отвагу, За победу над Германией и юбилейные медали |
Лавров | Михаил | Арсентьевич | 1924 | рядовой | 337 стрел.полк | Таганрог, Новороссийск | Орден Отечественной войны 1-ой степени, медали Жукова, юбилейные. |
Лавров | Фёдор | Петрович | 1925 | сержант | 3-й ин.сан.бр., 52 от.сан. Бат., 8понт. м.п., 286от.м.п.р. | Одесса, Молдавия, Румыния, Югославия, Венгрия | За боевые заслуги 5. XI-1954 орден Отечественной Войны I степени |
Ладин | Юрий | Анатольевич | 1925 | рядовой | I-А ИН №451838 | Румыния, Венгрия, Австрия |
|
Левенцов | Михаил | Трофимович | 1927 | рядовой | 77 пррожектор.полк 95 отдел.стрел.батальон |
|
|
Левенцов | Иван | Васильевич | 1915 | рядовой |
| Западный фронт | За победу над Германией. |
Левожинский | Пётр | Борисович | 1911 | рядовой | 11 кав.полк | смоленская область, Калининградская область, Украина | Орден ВОВ I степени, «За победу над Германией» и юбилейные медали |
Литвинов | Егор | Яковлевич | 1912 | рядовой | Е №938674 | Орёл, Курская дуга | медали За отвагу, юбилейные |
Неумывакин | Александр | Никитович | 1915 | ст. сержант | Томская дивизия, Северо-Кавказский, 1-й Прибалтийский, 3-й Белорусский | Кавказ, Крым, Украина, Прибалтика | Ордена Красной Звезды и ВОВ II степени, медали «За оборону Кавказа», «За взятие Кенисберга», «За победу над Германией», юбилейные |
Пелютин | Василий | Ефимович | 1924 | рядовой | 3-й Украинский |
|
|
Перепелица | Евтей | Иванович | 1897 | рядовой |
| Западный фронт |
|
Петраков | Алексей | Иванович | 1917 | рядовой |
|
|
|
Петраков | Алексей | Иванович | 1917 |
|
|
|
|
Петренко | Иван | Дмитревич | 1922 | сержант | I-А ИН №611295 | Курская дуга, Великие Луки, Сталинград, Финляндия, Польша |
|
Пономарёв | Михаил | Иванович | 1923 | Мл. Лейтенант | 978 с.п., 264 с.п. | Южный фронт, №978 стр. полк. №261 стр. дивизия | Орден Отечественной войны II степени, медаль «Жукова», «За победу над Германией» и юбилейные медали |
Попов | Иван | Иванович | 1912 | рядовой | I-А ИН №611141 | Восточная Европа |
|
Проценко | Николай | Филиппович | 1927 | рядовой | 310 стрел.полк |
|
|
Проценко | Николай | Филиппович | 1926 |
|
|
|
|
Проценко | Семён | Ильич |
| рядовой |
|
| медали За победу над Германией, юбилейные |
Пьявкин | Михаил | Григорьевич | 1926 | сержант | 370 запас.полк 12 гв.механиз.бригада |
|
|
Радченко | Николай | Никифорович | 1921 | рядовой | 613 с.п., 263 гв.ст. | восточная Европа | Орден ВОВ II степени, 20 лет победы и юбилейные медали |
Редьктн | Игнат | Николаевич | 1915 | сержант | 179с.п., 79 дивизия | Украина | Орден ВОВ I степени, 20 лет победы, 50 лет вооружённых сил СССР, 70 лет вооружённых сил СССР, медаль за отвагу |
Салимонов | Влас | Александрович | 1899 | рядовой |
| Крым | медаль За отвагу |
Сарана | Семён | Андреевич | 1900 |
|
|
|
|
Сашков | Григорий | Перфилович | 1911 | рядовой | Е №534244 | Курская дуга, Великие Луки, Сталинград, Финляндия, Польша |
|
Сердюков | Никита | Силантьевич | 1900 | рядовой | Южный фронт |
| медаль За победу над Германией |
Сидоров | Алексей | Григорьевич | 1924 | рядовой | 2-й Украинский, 3-й Украинский |
| Ордена Славы 2-й и 3-й степеней, медали За отвагу, За боевые заслуги, За победу над Германией |
Сипков | Иван | Анананьевич | 1908 | рядовой | Е №501823 | Сталинград, Чехословакия, Австрия |
|
Старчунов | Иван | Кирилович | 1923 | рядовой | 478 стрел. полк, 320 дивизия, 3-й Украинский фронт |
| Орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За отвагу», "За победу над Германией", юбилейные |
Стрежиусов | Иван | Трофимович | 1925 | рядовой | 197 стрел.полк, 2-й Украинский фронт |
| Орден Отечественной войны 1-й степени, медали "За победу над Германией", юбилейные |
Стрежиусов | Михаил | Ипатович | 1922 | сержант | 74 морская бригада, 292 дивизия | Северо-Западный фронт, 77-я особая морская бригада, Сталинград, 292 стрел. Дивизия | «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», орден Отечественной войны II степени |
Табала | Семён | Иванович | 1906 | рядовой | 13 кав. п., 50 кав. п. | Смоленск, Орёл, Великие луки | юбилейные медали |
Терехов | Филипп | Абрамович | 1924 | рядовой | 591 зент.артел.полк 416 зенит.артел.полк | Крым | медали За отвагу, За победу над Германией, юбилейные, орден Отечественной войны 2-ой степени |
Теряев | Александр | Иванович | 1925 | сержант | 11 от.зап. с.т., 349 гвар.арт. Полк | Киев, Польша, Германия | орден ВОВ I степени, 20 лет победы, 50 лет вооружённых сил СССР, 70 лет вооружённых сил СССР, За победу над Германией, 30 лет советской армии и флота |
Теряев | Василий | Захарович |
| лейтенант | Сталинградский фронт |
|
|
Устименко | Фёдор | Семёнович | 1919 | Старшина | 307 арт. п., 5 уд. Арм. | Украина, Сталинград, Белоруссия | Орден красной звезды, Орден Отечественной войны I ст., За боевые заслуги, За победы над Германией и юбилейные медали |
Харечкин | Семён | Филипович | 1916 | рядовой | Е №965423 | Кавказ, Крым, Севастополь |
|
Черников | Фёдор | Васильевич | 1921 | рядовой | 1107 с.п., 118 кав.п., 15 кав.див. | Кавказ | Орден ВОВ II степени, 40 лет победы, 50 лет вооружённых сил СССР, 70 лет вооружённых сил СССР |
Чемёркина | Александра | Васильевна | 1920 | мл.сержант | 490 бат. Эрод., 1-й батальон писарь | Мин-воды, Ростов, Харьков | Орден ВОВ I степени, медали За взятие Будапешта, За оборону Кавказа, За победу над Германией |
Чемёркин | Иван | Васильевич |
| рядовой | Сталинградский фронт |
| медали За оборону Сталинграда, За отвагу, За победу над Германией |
Чяемёркин | Иван | Потапович |
|
|
|
|
|
Чемёркина | Прасковея | Алексеевна | 1922 | рядовой | Е №501778 | Кавказ, Крым, Севастополь |
|
Чемёркин | Егор | Никифорович | 1919 | рядовой | 65 ковалер.полк, 3-й Украинский фронт |
| Орден Отечественной войны 2-ой степени, медали "За победу над германией", "За взятие Вены", юбилейные |
Чемёркин | Семён | Васильевич | 1908 | рядовой | 3-й Украинский |
| медали «За боевые заслуги», За оборону Кавказа, За взятие Будапешта, За отвагу, За победу над Германией, юбилейные медали |
Шелкоплясов | Николай | Прокофьевич | 1923 | рядовой | Е №911407 | Кавказ, Чехословакия | «За отвагу», «За победу над Германией», «Медаль Жукова», Орден ВОВ II степени |
Шелкоплясов | Андрей | Никифорович | 1912 | рядовой |
| Балтийский фронт |
|
Шелкоплясов | Василий | Васильевич | 1920 | рядовой | 157с.п., 24 сан.бриг., от.мин.бад., | Кавказ | Орден ВОВ II степени, 25 лет победы, 30 лет вооружённых сил СССР, 40 лет вооружённых сил СССР |
Шелкоплясов | Иван | Николаевич | 1919 | ст.сержант | Е №501754 | Сталинград, Берлин |
|
Шелкоплясов | Пётр | Петрович | 1923 |
|
|
| Ордена Отечественной войны 2-ой степени и Красной Звезды, медали За отвагу, За боевые заслуги, За победу над Германией, юбилейные |
[1] Харальд Вельцер История, память и современность прошлого. Опубликовано в журнале: «Неприкосновенный запас» 2005, №2-3(40-41)
[2] Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени /Под ред. Л.П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006, с.47-55
[3] Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С.Лихачёв.- Изд. 2-е, доп.- М.: Дет. лит., 1988
Прекрасная химия
Спасибо тебе, дедушка!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Флейта и Ветер
Рыжие листья