Работа выполнена на ШНПК.Презентация не загружается, так как превышает формат.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota_muzyka_vliyaet_na_voobrazhenie.doc | 103 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Музыка влияет на воображение младших
школьников.
Выполнила: ученица 4а класса
Михайлова Катя
Руководитель:
Педагог-психолог: Леонтьева Е.Н.
Мегет 2012.
Оглавление.
1.Введение________________________________________________5-7
2.Тезисы_________________________________________________ 3-4
3.Глава 1. Анализ литературы по теме_________________________8-16
2.1 Что такое воображение___________________________________8-11
2.2.Как музыка влияет на человека____________________________12-16
4.Глава 2.Описание практической работы______________________ 16-18
5.Заключение______________________________________________ 19
6.Список литературы________________________________________ 20
7.Приложения.
Тезисы.
Тема исследовательской работы «Музыка влияет на воображение младших школьников» является очень актуальной, так как современное образование предъявляет к школьникам высокие требования. Учащиеся должны не только обладать хорошим логическим мышлением, но и креативным, творческим воображением, помогающим принимать нестандартные решения в любых учебных ситуациях. А что как ни музыка, со своим понятным каждому языком, способствует развитию и формированию различных фантазий, творческих идей и помогает воплощению их в жизнь?
Новизной в данной работе является то, что мы рассматриваем воображение как продуктивное, творческое в двух направлениях: художественное и литературное. При этом выдвигаем гипотезу: слушание разных музыкальных произведений помогает младшим школьникам представить различные образы и сюжеты и воплотить их в рисунке или литературном жанре.
Цель: выяснить, влияет ли музыка на воображение младших школьников в художественном и литературном творчестве.
Задачи:
1.Раскрыть понятие воображение.
2.Изучить литературу о влияние музыки на человека.
3.Подобрать музыкальные произведения для слушания.
4.Предложить испытуемым два задания.
5.Провести анализ полученных результатов.
6.Сделать выводы.
Исследование проводилось на 4а классе.
Изучив литературу о процессе воображения и влиянии музыки на человека в целом, была спланирована практическая часть.Для практической части исследования были выбраны два произведения: Н.А. Римского-Корсакова отрывок из сюиты «Шехеразада» и М.П. Мусоргского отрывок из сюиты «Картинки с выставки». На первое произведения ребятам предлагалось сочинить сказку, на второе - нарисовать рисунок. Анализ написанных сказок показал, что ни у одного ученика в сказке не было похожих героев, все сюжеты были очень интересными и разнообразными, а содержание целиком соответствовало музыкальному языку. Воображение показывает образы и действия, а музыка ведет за собой эмоции и чувства, помогая рождаться словам. Анализ рисунков также показал, что у каждого ученика в воображении родился свой герой, свое настроение, не похожее на остальных. Конечно, все работы стали художественным отражением музыки, которая была: звонкой, неторопливой, неуклюжей, озорной, легкой, светлой, игривой. Ребята пользовались яркими, насыщенными цветами, передающими настроение музыки. Выдвинутая нами гипотеза о том, что слушание разных музыкальных произведений помогает младшим школьникам представить различные образы и сюжеты и воплотить их в рисунке или литературном жанре подтвердилась.
Введение.
«Воображение важнее знания, потому, что знание ограничено, воображение же охватывает все на свете».
А.Эйнштейн
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; придает жизнь и свободу всему на свете».
Платон
Я ученица 4а класса. Я заметила, что часто на уроках наш классный руководитель просит нас пофантазировать. На уроках русского языка и литературы учитель предлагает нам придумать и написать сочинение, на уроке рисования придумать и что-нибудь нарисовать. Конечно, все мы можем фантазировать, но сразу, почему то, затрудняемся выполнить такие творческие задания. А вот на уроках музыки, когда мы слушаем произведения, передо мной сразу возникают разные герои, события. В зависимости от настроения, характера музыки, её мелодии, темпа, звуковедения; образы, которые рождаются в моём воображении тоже меняются. Воображая, что-нибудь, я начинаю музыку, как бы, чувствовать. Мои эмоции становятся яркими: мне сразу хочется улыбнуться или взгрустнуть. Часто, слушая музыку, я погружаюсь в какой-то чудесный мир, в котором я могу быть кем угодно. Это очень интересно: фантазировать, воображать.
А что такое воображение? И почему именно музыка, помогает нашему воображению. А может быть это мне только кажется?
В 2011 году я принимала участие в муниципальной олимпиаде по психологии в г.Ангарске и стала призером. Мне помогло именно воображение и в конкурсе рисунков и в словесном задании. Я считаю, что мое воображение хорошо развито, потому, что я слушаю разную музыку каждый день.
Поэтому тему своей исследовательской работы «Музыка влияет на воображение младших школьников» я считаю очень актуальной.
Новизной в данной работе является то, что мы рассматриваем воображение как продуктивное, творческое в двух направлениях: художественное и литературное. При этом выдвигаем гипотезу: слушание разных музыкальных произведений помогает младшим школьникам представить различные образы и сюжеты и воплотить их в рисунке или литературном жанре.
Цель: выяснить, влияет ли музыка на воображение младших школьников в художественном и литературном творчестве.
Задачи:
1.Раскрыть понятие воображение.
2.Изучить литературу о влияние музыки на человека.
3.Подобрать музыкальные произведения для слушания.
4.Предложить испытуемым два задания.
5.Провести анализ полученных результатов.
6.Сделать выводы.
Для проведения исследования были выбраны учащиеся моего класса 4 А.
Методы исследования:
1.Слушание музыкальных произведений.
2.Метод сравнения продуктов творчества: рисунков и сказок учащихся.
3.Метод анализа результатов.
Объект исследования:
Воображение младших школьников.
Предмет исследования: влияние музыки на воображение младших школьников.
Глава 1. Анализ литературы по теме.
2.1 Что такое воображение.
« Воображения важнее знания, потому что знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете».
А.Эйнштейн
Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности. С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве продуктов творчества.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью и мышлением.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Изучением воображения занимались исследователи: в области психологии - Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер; в области педагогики - Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области музыкальной педагогики - Апраксина О.А., Румер М.А, Ветлугина В.В., Теплов Б.М., Асафьев Б.В., Савшинский С.И, Беренбойм Л.А.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого
человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций.
Одной из наиболее сложных видов работы педагога на уроках музыки является развитие музыкального воображения учащихся, так как воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и задачами.
Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:
- записанных композитором нот,
- живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, и
- взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя
Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.
Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления
Произвольные музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия в музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.
1. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
2. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
3. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
2.2.Как музыка влияет на человека.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного»
Платон
Музыка… такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц.
Музыка одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.
Музыка является универсальным человеческим языком. Она способна обходить логические и аналитические фильтры сознания и устанавливать прямой контакт с проникновенными чувствами из глубин души, памяти и воображения. Изобразительность в музыке основана на том, что мозг человека, в отличие от мозга других животных, в том числе высших приматов, может устанавливать сходство формы звуковых и визуальных образов. Музыка не является языком, она напрямую не кодирует в себе конкретные образы предметов, животных и людей, она, скорее, передаёт эмоции от того, что чувствует человек.
Подобрав ключ к хранилищу жизненных впечатлений слушателя, композитор (и исполнитель) может оживить по своему желанию именно такие ассоциации, которые воссоздадут в сознании слушателя мысли, образы, настроения, побудившие написать музыкальное произведение.
«Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? - говорил Дебюсси. -Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки [15].
Весь мир, в его красках, звуках, осязаемых, слышимых, жизненные судьбы и гримасы, страсти и настроения, грустные и веселые мысли, высокие думы - вот то море жизненных впечатлений художника, которое вдруг принимает специфические музыкальные звуковые формы и, пройдя через этот пролив, снова разливается морем полноценных, многогранных ассоциаций представлений у слушателя.
Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Еще находясь в материнской утробе, ребенок может улавливать различные звуки и может даже реагировать на них. К примеру, сильный крик тревожит ребенка, медленная тихая мелодия успокаивает, а быстрая музыка способствует увеличению его активности. А когда человек появляется на свет, то он окунается в самый настоящий океан звуков, каждый из которых по-разному влияет на человека.
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.
Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.
Музыка развивает в ребенке способности не только видеть, но и в дальнейшем воспроизводить в подробностях увиденное. Также музыка развивает воображение, то есть человек, неосознанно прослушивая мелодию, рисует в голове определенные образы и события. В целом можно сказать, что она помогает развивать все виды восприятия и памяти: слух, зрение, чувственность, образную память, моторику, ассоциативность. Как правило, если ребенок ярко представляет себе картину увядающей природы, при прослушивании, например, песни про осень, то и на любом уроке (истории, обществознании, литературе) он также будет рисовать в своем воображении все то, что излагает учитель. Вследствие чего, информация будет воспринята им гораздо легче и понятнее. Музыка, кроме того, очень сильно влияет на развитие ассоциативной фантазии. Без нее невозможно овладеть ни одним другим видом искусства.
Не только одна популярная музыка негативно влияет на человека, это еще и тяжелый рок.
Тут тоже используется и ритм, частота чередования света, громкость. Переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). Мощность на рок концертах с каждым годом только растет и уже давно перешло за 20 тысяч ватт.
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.
Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.
С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Глава 2.Описание практической работы.
Для практической части исследования были выбраны два произведения: Н.А. Римского – Корсакова «Шехеразада» («Море и корабль») и М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», которые ребята слушали и одновременно выполняли задание.
Во время прослушивания произведения «Шехеразада» ребятам было предложено представить и записать сюжет сказки, события которой должны соответствовать эмоциональному содержанию музыки.
Анализ написанных сказок показал, что ни у одного учащегося в сказке не было похожих героев, все сюжеты были очень интересными и разнообразными, а содержание целиком соответствовало музыкальному языку. Произведение начинается с грозных аккордов, настораживающего характера. Музыка в начале звучит громко и сурово. Учащиеся смогли представить под это грозное звучание и удары грома и холодную зиму, и пещеру чудовища.
Примеры: «Жило - было чудовище, оно было очень страшное», «Удары грома! Как страшно и мне и всем вокруг», «Жил – был волк», «Жил однажды один воин».
Все произведение пронизано меняющимися интонациями, то суровыми, внезапными, громкими, то легкими, изысканными, нежными. Сюжеты сказок, написанных ребятами, также меняются и развиваются. При этом у каждого слушателя-автора сюжет развивается по-своему. Воображение подсказывает образы и действия, а музыка ведет за собой эмоции и чувства, помогая рождаться словам. У каждого автора сказок прослеживается в середине произведения борьба положительных и отрицательных героев.
Примеры: «Вдруг, откуда не возьмись, выглянуло солнце и сказало: не бойся, милый друг, вспомни меня и мою долину, почувствуй, как пьешь росу, так хорошо. И знай, я в тебе живу», «Но в принце не осталось прежней доброты, он был груб и жесток. Через несколько месяцев девушка перевоспитала принца и они поженились», «Не щадил он никого. И сокрушил воин врага», «Мучительная была битва, но Иванушка победил».
Конец произведения звучит спокойно, тихо, как бы затухая. Во всех сказках конец также хороший.
Примеры: «Жили они счастливо, и никто им не мешал», «Они стали лучшими друзьями», «И пошли они в гости и стали жить вместе», «Засияло солнце», «Скрипачи очень хорошо выступили», «Злой волшебник умер», «И память о тебе мне доставляет радость и покой».
Таким образом, можно сделать вывод, что в сказках было описано словами то, что выражено средствами музыкальной выразительности композитором в музыкальном произведении.
Анализ рисунков.
В рисунках моих одноклассников отражены различные образы:
зайчик на полянке, весёлый клоун, танцующие девочки, танцы насекомых, снеговичок, лошадки, танец лебедей на озере, игра насекомых.
У каждого ученика в воображении родился свой герой, свое настроение, не похожее на остальных. Конечно, все работы стали художественным отражением музыки, которая была: звонкой, неторопливой, неуклюжей, озорной, легкой, светлой, игривой.
Ребята пользовались яркими, насыщенными цветами, передающими настроение музыки.
Таким образом, слушая одно и тоже произведение, ребята вообразили разных героев и события. Музыка своими средствами выразительности подсказала, что нужно представить, а воображение помогло изобразить этих героев и сюжеты разными, яркими, необычными.
Заключение.
Всем известно влияние музыки на эмоции, настроение, здоровье человека. Нам удалось в своей работе сделать следующие
выводы:
В ходе исследовательской работы мне удалось увидеть влияние музыки на рождающиеся художественные образы, отображённые в рисунках учащихся и сюжеты авторских сказок учащихся 4а класса. Были выполнены
задачи:
1.Раскрыть понятие воображение.
2.Изучить литературу о влияние музыки на человека.
3.Подобрать музыкальные произведения для слушания.
4.Предложить испытуемым два задания.
5.Провести анализ полученных результатов.
6.Сделать выводы.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что слушание разных музыкальных произведений помогает младшим школьникам представить различные образы и сюжеты и воплотить их в рисунке или литературном жанре подтвердилась.
Литература.
1.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991.- С. 237-303
2.Батицкий М.:Знаете ли вы музыку?:М.:Музыка 1987.
3.Беляева – Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия
времени в музыке// Проблемы музыкального мышления.-М.,1974.
4.Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности.- М., 1997.
5.Вартонян И.А. Звук – слух – мозг. -Л., 1981.
6.Смирнов М.А. Энциклопедический словарь юного музыканта.-
Издательство «Педагогика», 1985.
Приложения.
Четыре художника. Осень
Весенняя гроза
Ласточка
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Рисуем лошадь акварелью