Сокол Наталья Сергеевна, Полевая Валерия Владимировна, МБОУ "Лицей", 5 класс. "Энциклопедия одного слова". Руководитель: Ганеева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей". Цель работы: рассмотрение слова СТРАХ с точки зрения происхождения, лексики, словоупотребления, употребление в русском фольклоре, во фразеологических оборотах, в текстах классической, современной литературы, в иллюстрациях. Практическая значимость работы: использование результатов работы на уроках рксского языка при изучении основных его разделов и литературы.Собранный материал поможет овладеть культурой речи русского языка, избежать языковых ошибок. Энциклопедия адресована детям среднего и старшего школьного возраста, их родителям, преподавателям, а также всем, кто считает себя любителем словесности.
Вложение | Размер |
---|---|
strah.doc | 59.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Десятки миллионов людей всех возрастов, всерьёз изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в истолковании слов русского языка. В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь для одного слова, где будет помещена информация только об одном слове (его происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т.д.).
Актуальность данного исследования мы видим в необходимости создания энциклопедии одного слова.
Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, который максимально бы удовлетворял потребность в овладении культуры речи, помогал бы избежать языковых ошибок.
Объектом исследования явилось слово СТРАХ. Предмет исследования – употребление данного слова в русском фольклоре, во фразеологических оборотах, в текстах классической, современной литературы, в иллюстрациях.
Целью исследования является рассмотрение слова страх с точки зрения происхождения, лексики, словообразования и употребления.
Гипотеза исследования: слово страх имеет много значений, не известных полностью людям.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1) изучить имеющуюся литературу по данной теме;
2) описать толкование слова СТРАХ в различных словарях, в произведениях русского фольклора, в художественной литературе;
3)сопоставить значение слова СТРАХ в текстах различной структуры и содержания;
5) оформить полученные результаты в виде энциклопедии.
С учетом поставленных задач в работе применялись следующие лингвистические методы: описательный (приемы наблюдения, сравнения, обобщения и классификации анализируемого материала); сопоставления; анкетирования, ассоциаций.
Последовательность анализа определила структуру исследования, которая состоит из введения; основной части, состоящей из трех глав; заключения, содержащего выводы о проделанной работе; списка литературы.
Практическую значимость своей работы мы видим в использовании ее результатов на уроках русского языка при изучении основных его разделов и литературы. Собранный материал слова «страх» поможет овладеть культурой речи русского языка, избежать языковых ошибок. Адресован детям среднего и старшего школьного возраста, их родителям и преподавателям, а также для всех, кто считает себя любителям словесности.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СЛОВА «СТРАХ» В РАЗЛИЧНЫХ СЛОВАРЯХ
В русском языке так много хороших слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых, поэтому так важно изучать их происхождение, значение, образование и употребление в речи. Слово «СТРАХ» происходит от праславянской формы *straxъ. Первоначальное значение слова было «оцепенение». В латинском языке strāgēs «опустошение, поражение, повержение на землю».
Во-первых, это «состояние крайней тревоги и беспокойства от испуга, от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь, ужас». Например, «страх неизвестности; чувство страха; панический страх; в смертельном страхе; страх перед неизвестностью». Во-вторых, страх – это «события, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса». «Рассказывать о всяких страхах», «всякие страхи лезут в голову; ночные страхи прошли». В-третьих, страх – это значит «очень, чрезвычайно». Пример: «страх люблю купаться» (10, 834)
Это слово является основой для образования самых разных, слов: СТРАХ - страшо-ок – страш-н(ый) - страшн-о - страшн-еньк-о – страшн-оват-о – страшен-н-ый – пре-страшный – бес-страш-н(ый) – страш-и-ть – у-страшить – не-устраш-им(ый).
К слову «страх» близки по значению слова ужас, боязнь, трепет, жуть (разг.), страсть (прост.), ужасть (устар.), опасение, опаска (прост.). В словаре В.И.Даля к слову приводятся такие синонимы: страшила, жутко, боязно (прост). «Кровь стынет (или леденеет) в жилах, волосы встают дыбом, волосы на голове шевелятся, мороз по коже (или по спине) подирает (или дерет, пробегает), страх (или оторопь) берет, душа в пятки уходит, поджилки трясутся (разг.), страшно как жуть (прост) (13, 516).
Есть у слова «страх» и антонимы: страх – бесстрашие; «страхом от страха не лечатся, лечатся бесстрашием»; страшный – нестрашный; страшно – нестрашно.
Фразеологических оборотов со словом «страх» немного:
1. В страхе (Божьем). Значит, в полном повиновении, покорности (держать, воспитывать и т. п. кого-либо) Невесток она держала в страхе божьем. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».
2. Под страхом чего, то есть «под угрозой». Всем…было запрещено под страхом смерти подходить к основанию башни. А.Н.Толстой.
3. Рыцарь без страха и упрека – человек высоких нравственных достоинств.
Ведь вот, оказывается, она не знала своего мужа! А когда-то он ей казался героем, рыцарем без страха и упрека. Н.Островский
5. Страха ради Иудейска. Из-за боязни перед кем-либо; из угодничества, подхалимства ( делать что-либо или поступать как-либо) Я князю принес! Но не страха ради иудейска принес, а потому, что в этом приношении любви действо проявляется - вот что! Салтыков-Щедрин (15, 157).
Таким образом, слово страх многозначно, используется в речи. Имеет синонимы, антонимы, встречается во фразеологических оборотах.
ГЛАВА II. ЖИЗНЬ СЛОВА «СТРАХ» В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Страх « живет» в фольклорных произведениях. Интересны русские пословицы и поговорки, они существуют уже много-много лет, в них отражается народная мудрость. Во многих пословицах указывается на то, что человек, который испытывает чувство страха, слаб, безволен (Страх силу отнимает. Под страхом ножки хрупки. Где страх, там и стыд. Страх хуже смерти). Отмечается, что с этим чувством нужно бороться, тогда у тебя и «крылья вырастут», и уважать тебя будут (Страх придает крылья. Кто вперед идет, того страх не берет. Стращай того, кто боится всего. Страху в глаза гляди, не смигни, а смигнешь-пропадешь. Страх на тараканьих ножках ходит). Заглавие русской народной сказки «У страха глаза велики» - пословица, которая отражает идею произведения. Ведь «не так страшен черт, как его малюют!» Герои сказки, испугавшись падения ведер от ветра, придумали себе целую историю (Волчище на меня наскочил. Бабушке медведище померещился (6, 189).
Слово страх не так часто встречается в художественной литературе, так как относится к числу эмоций, понижающих жизнедеятельность. Оно может передаваться состоянием героя, пример: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип (14, 85) или синонимом ужас, боязнь, трепет, жуть, смерть. В каждом художественном произведении есть слова, которые несут особую смысловую нагрузку и являются ключевыми в развитии сюжета. Иногда они выносятся в заглавие или в эпиграф, сразу вводя читателя в суть повествования, иногда они представлены только в тексте. Часто эти слова многозначны. Используя их, писатель может полнее раскрыть характеры героев и идею произведения в целом. Так, в стихотворении И.С.Тургенева «Воробей» слово страх используется в сочетании со словом смерть и имеет значение «состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой – либо опасностью, бедой». Употребление в одном предложении или абзаце слова в разных значениях освежает его восприятие и усиливает выразительность. Рассказчик говорит «любовь - сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (14, 89). Это выражение помогает понять идею произведения.
В другом проведении, в басне «Щука» И.А. Крылова, это слово употребляется в значении «запугать, очень сильный испуг, сильная боязнь».
Так делать нечего: пришло писать указ,
Чтоб виноватую предать позорной казни
И, в страх другим, повесить на суку (7, 156).
У Н.В.Гоголя есть произведение в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», где имеет место слово страх – «Страшная месть» (16, 99 ). У писателя нередко фантастические персонажи выступают как «нечистая сила», как носители зла, как враждебные человеку существа. Черти, ведьмы, колдуны стремятся напакостить человеку, сбить его с истинного пути, погубить его. Иногда эта борьба злого и доброго начал принимает трагический оттенок. «Нечистая сила» приобретает власть над людьми и в «Страшной мести», становясь источником ужасов, преступлений против человечности.
Таким образом, слово страх в каждом новом контексте может приобретать разные оттенки значения.
ГЛАВА III. РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ СЛОВА «СТРАХ»
Слово страх многими понимается однозначно – «очень сильная боязнь чего-либо, ужас, испуг, трепет». Великие люди мира в своих высказываниях говорят, что человек в состоянии страха более уязвим, он лишен радостей жизни. Страх указывает на недостатки человека.
Человек не станет свободным, пока не преодолеет страх. (Альбер Камю)
Постоянный страх делает человека пугающим. (Леонид С. Сухоруков)
Живущий в постоянном страхе, ещё при жизни умирает множеством смертей. (Леонид С.Сухоруков)
Бояться горя – счастья не знать. (Иоганн Вольфганг Гете)
Кто преодолел страх, тот научился плавать. Кто освободился от страха, тот научился нырять. (Лууле Виилма)
Наш страх - это источник храбрости для наших врагов. (Томас Манн)
Отдели смятение от его причины, смотри на само дело - и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха. (Сенека (16, 67)
Мы согласимся с этими мнениями. Действительно, человеку нужно бороться со своими страхами, не поддаваться им. Тогда все будет получаться, не будешь скован в своих действиях, мыслях, сумеешь достигнуть поставленных целей в жизни.
В ходе нашего исследования было проведено анкетирование учащихся 5-7 классов. Мы опросили 120 учащихся и выяснили, что 10 человек не испытывали это чувство. Следовательно, им интересно будет познакомиться с нашим исследованием, с советами известных людей – как бороться с таким чувством. А вот смотреть страшные фильмы любят все учащиеся, потому что «интересно и неправда», « хочется самому пройти через эти испытания», «чтобы в жизни этого не бояться». Таким образом, ребята сами находят рецепты, как побороть в себе страх. На вопрос «Как вы боролись со страхом?» учащиеся ответили – «собралась с силами», «думал о хорошем», «помогли друзья».
Также мы предложили учащимся назвать образ, который у них ассоциируется со словом страх. Многие ответили темнота, дыра, паук. Скорее всего, дети сравнивают это слово с чем-то темным, загадочным, неизведанным. Когда произносишь это слово, отмечают учащиеся, «мороз бежит по коже», становится холодно, жутко. Свои представления о страхе ребята изобразили в иллюстрациях.
Каждый человек индивидуален, интересен своим видением мира и внутренним духовным миром. На данных примерах мы показали, что к слову страх у людей возникает интерес, желание узнать об этом слове больше. Поэтому, наша энциклопедия будет очень удобна. Из одного источника можно будет узнать об истории слова страх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:
1) Слово страх многозначно. В значениях слова отражается духовная жизнь народа. Оно имеет синонимы, антонимы, встречается в фразеологических сочетаниях.
2) Слово страх не так часто встречается в художественной литературе, так как относится к числу эмоций, понижающих жизнедеятельность. Оно может передаваться состоянием героя, пример: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип или синонимом ужас, боязнь, трепет, жуть, смерть. В фольклорных произведениях употребляется в сказках, в загадках, в скороговорках. В притчах, легендах, приметах, обычаях не встречается.
3) В каждом новом контексте слово может приобретать разные оттенки значения. В стихотворении И.С.Тургенева «Воробей» слово страх используется в сочетании со словом смерть и имеет значение « состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой – либо опасностью, бедой». Это выражение помогает понять идею произведения. В басне «Щука» И.А. Крылова слово страх употребляется в значении «запугать, очень сильный испуг, сильная боязнь».
4) Слова играют большую роль в жизни людей. Человек в состоянии страха более уязвим, слаб, лишен радостей жизни. Узнав об истории слова страх, человек будет эмоциональнее подготовлен к испытаниям в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка, практический справочник. - Москва: Русский язык, МЕДИА, 2007.
2) Горький М. Старуха Изергиль. – М: Хрестоматия по русской литературе, 2002 – 356 с.
3) Жигулев А. М. Русские народные пословицы и поговорки. – М, 1986.
4) Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. - Красноярский производственно - издательский комбинат, «ОФСЕТ»,1993.
5) Иванов Н. О., Шанская М. С., Шанский К. А. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: «Просвещение», 1978.
6) Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, загадки и поговорки. – М.: «Просвещение», 1984.
7) Крылов И.А. Басни. – М.: «Просвещение», 1999.
8) Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся под ред. Ф.А.Филина. – М.: «Просвещение», 1981 - 463с.
9) Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. - М.:«Просвещение»,1987
10) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2002 -944 с.
11) Русская народная сказка, пересказ М.Серовой. – М.: «Просвещение», 1997.
12) Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка- М.: «Цитадел-трейдь», 2007.
13) Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля/Сост. Н.В.Шахматова и др.-СПб.: ИД «Весь», 2004. 736 с.
14) Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.: «Просвещение», 2001.
15) Фразеологический словарь русского языка/ Под редакцией А.И. Молоткова. – Мю: Русский язык,1986.
16) Фридман Л.М., И.Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение», 1991.
Хризантема и Луковица
Цветение вишни в лунную ночь
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Ах эта снежная зима
Пчёлки на разведках