Сообщение о натуральных волокнах растительного происхождения (лён) и производстве льняных тканей в рамках школьных интеллектуальных чтений.
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_len.doc | 48 КБ |
Ткани из льняных волокон.
Натуральные растительные волокна льна использовали для производства тканей с давних времен. Лен был известен уже в каменном веке, его остатки обнаружены при раскопках древнейших свайных построек в озерных районах Швейцарии. Поселения древних людей были открыты там в середине 20 века. В то время уровень альпийских озер Швейцарии значительно снизился из-за сухой и очень холодной зимы, и местные жители обратили внимание на торчащие из ила сваи. Во время раскопок были обнаружены поселения, относящиеся к каменному веку. К своему изумлению, ученые нашли там грубые ткани из льняных волокон, лыка и шерсти.
Остатки льняных тканей находили и другие археологические экспедиции. Изготовление ткани, лоскут который был найден в поселке Чатал Хюйюк та территории Турции, датируется 6500г. до н.э.! Долгое время эту находку считали сотканной из шерсти, и только современные исследования образцов древних шерстяных тканей и сравнительный анализ показали, что ткань, найденная в Турции , льняная.
Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигало невероятного совершенства. Мумии, лежащие в гробницах египетских пирамид, забинтованы тончайшим льняным полотном. Египетские мастера умели не только ткать полотняные ткани, но и знали способ предохранения их от тления, им известен секрет лака, который позволял сохранять яркость и свежесть красок в течение многих веков.
В египетских погребениях фараонов 12 династии (2400-2200гг. до н.э.) обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф, изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В гробнице Сциумнеса вырисована уборка льна. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна.
Для получения разноцветных тканей древние египтяне широко применяли красители. Самым популярным цветом был белый и его оттенки. Ткани мумий имеют кромки голубого и жёлто-коричневого цветов, а ложе мумии Тутанхамона (14 в. До н.э.) было покрыто темно-коричневым полотном. В той же гробнице найдено несколько гобеленов. Сам фараон был одет в ткань золотистого цвета с геометрическим орнаментом.
Чаще всего для отделки ткани использовали полосы, зигзаги, но бывали цветы, листья лотоса, папируса, камыш, пальмы, а также изображения стрел, в виде солнечных лучей и ястребов с распростёртыми крыльями.
В музеях мира хранится достаточно много тканей из гробниц египетских фараонов. Известная гобеленовая льняная ткань фараон Тутмоса 4 (15 в. До н.э.) выткана в виде лотосов, полукругов и крестообразного амулета.
Фактура полотна была самой разной: сетчатой, затканной золотом, украшенной вышивкой, расшитой блестящими бусинками. По плотности египетский лен мог конкурировать с тончайшим шелком. Сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Такая ткань вырабатывалась из тончайшей пряжи, едва различимой глазом, мастер осязал такую нить только на ощупь, а 240 метров этой пряжи весили всего 1 грамм. Сохранились ткани, 1 см (в квадрате) которых состоит из 84 основных и 60 уточных нитей. Из полотняных тканей делали одежду не только египтяне, но и сирийцы. Именно эти страны поставляли лен в Древнюю Грецию вплоть до 4 в. Белые, отделанные пурпуром одежды из льна очень высоко ценились у греков. Римская империя была знакома с производством льна со 2в. до н. э. При этом импорт роскошных, тончайших тканей из Египта не прекращался, несмотря на это, что в пределах Римской империи производило 12 сортов волокна и пряжи, ткали более сотни видов простых и узорных тканей из льна. Лен исключительно высокого качества выращивали в Древней Колхиде; оттуда тонкие льняные ткани поступали в Рим и во все страны Древнего Востока.
Америка познакомилась с льноткачеством лишь после появления там европейцев; до того времени лен там не был известен. Но и позже эта ткань распространения там не получила, выпускались только грубые полотна. Кстати, Колумб и Магеллан открыли Новый Свет именно под льняными парусами.
Нашим предкам славянам лен был хорошо известен с древних времен. На территории европейской части России, при раскопках свайного поселения на реке Модлоне в Волгоградской области, найдены семена льна, которые удалось прорастить, а также части прялки и отпечатки тканей на керамике, относящиеся ко второму тысячелетию до н.э. Тонкие льняные полотна, которые производили на Руси, называли русским шелком.
В 10-13 вв. граница возделывания льна дошла до 60 градусов северной широты: это значительно севернее Пскова, Новгорода и даже Вологды. Лен получил всеобщее признание.
А выращивали его так: сначала сеяли, разбрасывая семена горстями. Недели через две, когда появились всходы, пропалывали. Проходило еще несколько недель, стебель льна поднимался, на нем появлялось голубое соцветие. Когда цветочки опадали, на их месте оказывались зеленые головки. Головки начинали буреть и подсыхали – стало быть, подошло время выдергивать лен с корнем и вязать из него снопы. Снопы оставляли на поле для просушки. Когда лен высыхал, головки обмачивали, а стебли топили в речке, накладывая сверху камни, чтобы они не всплыли. На эту процедуру уходило около двух недель, после чего лен сушили и мяли доской на гумне (гумно- площадка для обмолота).
Потом колотили трепалом (трепало - зубчатая дощечка для выколачивания волокна) на дворе, отделяя волокна льна то отбросов.
Вытрепав лен, его чесали железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым. После этого из него пряли нитки, а затем ткали. Небольшие ткацкие станки были практически в каждой избе. Ткачеством занимались женщины в свободное от работы в поле время.
Суровое полотно отбеливали, расстилая его по весеннему насту или на заливных лугах. Яркие лучи весеннего солнца великолепно отбеливали ткань. Места в близи сел и деревень в этой связи часто называли бельниками. Территории двора текстильных предприятий также называли бельником, или луговиной. На беления тканей на предприятиях уходило целое лето. Сначала полотна долго вылёживались на бельнике, затем их стирали, а после этого отваривали в чанах с добавкой древесного пепла.
Их сурового полотна шили мужские грубые рубахи, женские паневы (юбки) и запоны (подобие сарафанов), делали портянки. Тонкие холсты шли на женскую нижнюю одежду и на нарядное платье, а из деревенских мужчин тонкое полотно полагалось лишь жениху. Льняные ткани были очень прочные, их носили годами.
Строго взыскивалось в те давние времена за воровство льна. По Уставу великого князя Ярослава за кражу льна, конопли и другого жита взымался штраф размером в 3 гривны, что по стоимости было равно примерно килограмм золота. А если учесть, что эквивалентом денег тогда служили меха белки, куницы, соболя, то вместо трех гривен надо было отдать на меньше 70 шкурок куницы!
Изделия из льна служили для домашнего обихода. Лен занимал важное место в торговле Новгорода и Пскова с другими городами. В 13 в. с русскими льняными тканями познакомились за границей, и с того времени лен, пенька с полотна из них стали предметами русского экспорта.
Сначала центром льняного производства были окрестности Новгорода и Пскова, позже – районы Вологды, Смоленска и Ярославля. В Москве льняные холсты вырабатывали в слободах: Кадашевская, к примеру, основана в 1504г. и считается старейшей. Качество Московской продукции настолько высоким, что для царского двора в 17 в. иностранные полотна не покупали.
18 в. был ознаменован указом Петра 1 «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла» Петр 1 основал военный флот, в связи, с чем резко возросла потребность в парусных полотнах. Специально для этой цели было создано предприятие Казенный Хамовный двор, в 1700 г. оно выпускало парусину для флота Петра 1. Спустя 6 лет вышел другой указ – о создании полотняного завода для производства полотен, скатертей и салфеток. Специально для завода наняли 6 мастеров из Амстердама, которые привезли с собой специальные станы.
Производство льняных тканей.
Лен относится к так называемым лубяным волокнам. Для получения льняного волокна используют один из более чем двухсот видов растения – лен – долгунец. Этот однолетник имеет прямой стебель высотой 70 до 125 см и произрастает в умеренных широтах. Через 75 – 90 дней после посева семян в стебле льна заканчивается образование пучков волокон.
Наиболее высокий урожай хорошего по качеству волокна получают при уборке льна именно в этот период. Лен не боится холодной погоды, его семена начинают прорастать при температуре + 3 - + 5 C, а молодые всходы переносят заморозки - 4C.
Лен – растение влаголюбивое. Из льняного волокна, состоящего из элементарных волокон, изготовляют пряжу, а затем ткут ткани.
Лен – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное растительное волокно! Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, не повредив, отделить волокна от льняной соломы. Именно из – за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.
Льняная ткань вырабатывается из льняной пряжи в основном полотняным переплетением. Отделку льняных тканей выполняет более осторожно, чем, к примеру, хлопчатобумажных. Это связано с тем, что льняное волокно содержит больше сопутствующих веществ, в том числе лигнина, который плохо удаляется. Кроме того, приходится следить за тем, чтобы не разрушить сами волокна и не ухудшить свойства ткани.
Суровое полотно, сошедшее с ткацкого станка, опаливают, удаляя шлихту – клеющее вещество, заманчивое полотно в течение 10 – 12 часов, затем отваривают в растворе щелочи, потом отбеливают.
Беление завершается тщательной промывкой, после чего ткань поступает на крашение, печать и заключительную отделку.
Народ придумал много пословиц, поговорок и загадок о льне. Одна из загадок содержит описание всего технологического процесса создания льняного полотна: « Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали – и на стол постлали».
Лен – удивительное растение, у него нет отходов: все идет в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают веревку, шпагат, половики, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…
Известно, что рана под повязкой из льняной ткани заживает значительно быстрее, чем под хлопчатобумажной. А льняные хирургические нитки при полостных операциях рассасываются лучше, чем синтетические, и не вызывают патологических изменений в организме.
Льняная ткань – твердые и плотные, чуть лоснящиеся. Они мало растяжимы, очень прочны, причем в мокром состоянии гораздо прочнее, чем в сухом. Льняное полотно мало пачкается и не ворсится, прекрасно впитывают влагу, и быстро высыхает. Благодаря этим свойствам лен прекрасно поддерживает естественную терморегуляцию тела и лучше всего подходит для изготовления летней одежды и одежды для жаркого и влажного климата.
Льняные ткани обладают стойкостью против гниения, они отличаются добротностью, весьма носки и дают сравнительно небольшую усадку при увлажнении. Лен легко поджигается, горит желтым пламенем, с образованием светло – серого пепла.
Лен почти не осыпается на срезах. А у народа существует поверье если человек устал в пути или во время тяжелой работы, нужно надеть льняное белье, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится. Зимой льняная одежда греет, летом дает прохладу в одежде из льна в жару влагоотделение кожи в двое меньше, чем в платье из ситца или вискозного шелка.
Вот таким удивительным свойством обладает льняные ткани.
Правда, из – за содержания растительного клея лен жестче и плотнее хлопка, больше мнется и дает более крупные рельефные замины.
По назначению и структуре следующие виды льняных тканей: столовые – скатерти, салфетки; полотенечные – гладкие и махровые; холсты; костюмно-плательные; простынные; тонкие бельевые; террасные и тики; брезентовые парусины; бортовки.
Выпускают также технические льняные ткани; паковочные и мешочные, а также пожарные рукава и т. д.
Используемая литература
Журавлева И.Д. Ткани. Обработка, уход, окраска. М.: Эксмо, 2003, 318с
Рождественский венок
Кактусы из сада камней
Крутильный маятник своими руками
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Воздух - музыкант