Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Плесень - живое существо". В данном исследовании проводилась опытная работа, которая
доказывала научные предположения ученицы. Работа имеет большое практическое значение в жизни каждого человека, так как каждый из нас хотя бы
раз в жизни встречался с плесенью. Но не каждый знает о том, какой вред наносит плесень живому организму.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_plesen.ppt | 1.2 МБ |
proekt_plesen.doc | 177.5 КБ |
recenziya.doc | 23 КБ |
Слайд 1
Городская научно-практическая конференция «Планета эрудитов» Автор: Сорокина Анастасия Вячеславовна, 3 «а» класс, МБОУ “ Средняя общеобразовательная школа №26 ” . Руководитель: Иванова Оксана Валентиновна, I квалификационная категория, учитель начальных классов МБОУ “ Средняя общеобразовательная школа №26 ” . Плесень - живое существо Секция «Окружающий мир» «Я познаю мир» г. Дзержинск 2012 г.Слайд 2
Что мне известно о плесени?
Слайд 3
Объект исследования: ПЛЕСЕНЬ Цель исследования: изучить условия возникновения плесени и её значение для жизнедеятельности человека. Задачи исследования: 1.Познакомиться с условиями возникновения плесени. 2.Прочитать в энциклопедиях сведения, касающиеся плесени. 3. Узнать, чем опасна плесень для жизнедеятельности человека.
Слайд 4
ГИПОТЕЗА: плесень – живое существо МЕТОДИКИ: Изучение литературы; Проведение опытов; Сравнение описанных свойств с полученными результатами; Анализ полученных результатов
Слайд 5
ИТОГИ ОПРОСА одноклассников Где вы встречаете плесень в своей жизни? - в продуктах питания -в подъезде, на даче - не замечал(а) Как обычно вы поступаете, обнаружив плесень на продукте? Какой вред наносит плесень здоровью человека? - выброшу продукт срежу плесень, продукт съем - не задумывался над этим вызывает пищевое отравление вызывает аллергию - никакого вреда
Слайд 6
1.Поиск информации по теме Плесень - простонародное название грибка, который, в свою очередь, бывает: - плесневым (растет на камне, бетоне, краске), грибком синевы (растет в клетчатке дерева); - грибком гниения (бактериаль- ная, белая, бурая гниль, расту- щая на древесине); - дрожжевым грибком (на пище- вых продуктах ).
Слайд 7
1.Поиск информации по теме Условия возникновения плесени Температура +20 ˚ Влажность воздуха выше 95% Грязь в помещении Недостаточное проветривание Нет полной герметизации (в консервах)
Слайд 8
1.Поиск информации по теме Отрицательная роль Положительная роль Вызывает опасные болезни. Получено лекарство – пенициллин. Портит пищу человека. Участвует в приготовлении вин, сыров. Губит книги, разрушает дома. Необходима в круговороте веществ на Земле. Уничтожает урожай. Вызывает гибель животных.
Слайд 9
2. Практическая часть Опыт 1 Условия появления плесени на кусочке хлеба. Результат : на образце 1 через несколько дней появился белый пушок, состоящий из тонких нитей (мукора). Вывод: плесень на хлебе появляется в условиях повышенной влажности и при температуре от +20˚.
Слайд 10
2. Практическая часть Опыт 2 Изучение строения плесени Вывод: плесень с разных продуктов имеет одинаковое строение. Грибница плесени (мицелий) состоит из тонких бесцветных нитей.
Слайд 11
2. Практическая часть Опыт 3 Плесень – объект живой природы Вывод: Вата – объект неживой природы. В нет деления на клетки. Плесень – объект живой природы. Мицелий плесени состоит из клеток. Деление на клетки – это признак живого существа.
Слайд 12
3. Выводы В мире имеется большое количество информации о плесневых грибах. Плесневые грибы живут везде и являются живыми существами. Плесень не только наш враг, но и наш друг. Она играет большую роль в круговороте веществ. Плесень таит в себе ещё много загадок, которые можно и нужно изучать!
Слайд 13
Список литературы 1.“Большая советская энциклопедия” Книга: под редакцией А.М.Прохорова (Издательство: ”Советская энциклопедия” 1975 год; 3-е издание; Том 20). 2. Большая энциклопедия природы. Грибы (Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8). 3.“Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева (Издательство: АСТ-ЛТД. Москва 1998год; Тома 6 и10). 4. http://www.livt.net/ «Живые существа» Электронная иллюстрированная энциклопедия. 5. http://ru.wikipedia.org/wik i 6. http://plesene.net/o_plesene/obrazovaniepleseni/ строение плесени 7. http://fishki.net/comment.php?id=75816 – фотографии макросъемки плесени
Оглавление
Введение………………………………………………………….........................1
Теоретическая часть…………………………………………………………...2-5
Что такое плесень?…………………………………………………....................3
Причины появления плесени. Что влияет на рост плесени?...........................3
Где встречается плесень? ……………………………………….….…………..3
Как влияет плесень на жизнедеятельность человека?……………………….4
Практическая часть………………………………………………….………….6
Приложение………………………………………………………......……….7-9.
Список литературы……………………………………………………………10
Введение
Однажды зимой мама открыла банку варенья. Вместо варенья я увидела непонятное вещество темно-серого цвета. Мама выбросила содержимое банки в ведро и сказала, что варенье покрыла плесень. Я спросила у мамы: «А что такое плесень? Почему она появилась в этой банке и не появилась в других баночках?». Мама затруднилась с ответом. И тогда я решила сама узнать, что же такое плесень.
Начиная эту работу, я задала себе такой вопрос: «Что мне известно о плесени?» И, подумав, поняла, что практически ничего. В природе нашей планеты много загадок, и, конечно, жизнь на Земле разнообразна. Мне стало интересно, почему плесень, так часто встречающаяся в нашей жизни, заслужила внимание многих ученых. Что особенного в этом организме?
Объект исследования: плесень
Цель исследования: изучить условия возникновения плесени и её значение для жизнедеятельности человека.
Задачи:
1.Познакомиться с условиями возникновения плесени.
2.Прочитать в энциклопедиях сведения, касающиеся плесени.
3.Узнать, чем опасна плесень для жизнедеятельности человека.
Гипотеза: плесень – живое существо
Методики:
-изучение литературы
-проведение опытов
-сравнение описанных свойств с полученными результатами.
-анализ полученных результатов
Вначале работы над проектом мною был проведен опрос среди одноклассников по теме «Плесень»
- в продуктах питания 55%
- в подъезде – 18 %
- на даче в доме – 22%
- я её не замечал(а) – 5%
2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
- выброшу весь продукт – 40%
- срежу заплесневелую часть, остальной съем – 23%
- когда как, не задумывался(лась) над этим – 37%
3.Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?
- вызывает пищевое отравление – 75%
- вызывает аллергию – 14%
- никакого вреда – 11%
Выводы по итогам опроса:
Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей. Я считаю, что нужно больше рассказывать людям о вреде плесени, просвещать их. Но, прежде чем это делать, я сама должна изучить биологию плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор, узнать что-то новое.
Теоретическая часть
Что такое плесень?
Плесень - простонародное название грибка, который, в свою очередь, бывает:
Плесневые грибы, грибы, образующие характерные налёты (плесени) на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и др. предметах; принадлежат к различным систематическим группам: фикомицетам, аскомицетам и несовершенным грибам. [ 1 ]
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий). То, что непроизвольно появляется на наших продуктах, относится к вредной плесени. Особенностью плесени является то, что она включает в себя огромное количество спор, которые распространяются по всему продукту. Любая разновидность плесени включает в себя два вида нитей. Одни из них состоят из многочисленных спор и тянутся вверх, а другие наоборот проникают вглубь продукта, образуя мицелий. (Приложение 1)
Основой тела плесневых грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него. Обычно грибница бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью. [ 2 ]
Причины появления плесени. Что влияет на рост плесени?
Основными причинами появления плесени считаются следующие условия - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков. Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги и т.д. Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Микроспоры могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.
Я предполагаю, что причин появления плесени в банке с вареньем может быть несколько. Такая проблема может возникнуть при некачественной стерилизации банки или крышки под варенье. В таком случае на их поверхности сохраняются микробы, которые со временем начинают развиваться, особенно при возникновении благоприятных для этого условий. Кроме того, при неплотно закрытой крышке микробы могут попасть внутрь банки и из воздуха, что также способствует развитию плесневого грибка. Другой достаточно распространенной причиной появления плесени на варенье является недостаточное время варки. Встречается такая проблема очень часто, так как многие хозяйки боятся переварить варенье, что приведет к его засахариванию. Возможно, еще одной причиной появления плесени может быть использование недостаточного количества сахара при варке варенья. И четвертая причина – повышенная влажность воздуха в помещении, где хранится продукт.
Где встречается плесень?
Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде. Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем. Плесень не только не погибает в космосе, но и прекрасно разрастается там. В районе атомной аварии близ Чернобыля плесень разрослась разноцветными красками. Ей не страшна радиация.
Как влияет плесень на жизнедеятельность человека?
Человек слишком долго считал, что плесень абсолютно безвредна. К сожалению, это не так. Жители городов проводят в своих квартирах 50-70 % времени, а всего в закрытых помещениях, включая рабочие места до 80-90 % времени. За это время через дыхательные пути фильтруется находящийся в помещении воздух и если в нем содержится большое количество микроорганизмов, они оседают на легких (а клетки плесневых грибков способны глубоко проникать в легочную ткань), вызывая различные болезненные состояния. Некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания. Не всегда размножение плесени сопровождается ее видимым ростом, но в любом случае пораженный материал становится источником спор плесени, поэтому первым признаком плесневого загрязнения становится появление ее спор в воздухе. Как радиация или тяжелые металлы воздействуют невидимо на организм, так и плесень воздействует на человека, его здоровье и жилье. Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. Количество людей, страдающих аллергией на плесень, увеличивается ежегодно и, в основном, это люди с бронхиальной астмой. По крайней мере, у 15 % детей с бронхиальной астмой выявляется повышенная чувствительность к аллергенам плесневых грибов. Заболевание характеризуется постепенным началом и затяжным течением. В госпитальных условиях у ослабленных людей могут вызвать даже смертельные инфекции. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия. Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). А плесень, образующаяся в банке с вареньем - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени. Более 100 токсических соединений, найденных учеными в плесени и в покрытых ею продуктах, могут очень долго никак не проявлять своего присутствия в организме. [ 3 ] Но, спустя некоторое время, именно они могут вызвать быстрый рост раковых опухолей. Тепловая обработка никак на эти токсины не влияет. Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасывать. В связи с этим, плесень поражает весь продукт даже в том случае, когда она ярко выражена только на одной его стороне. Также обстоит дело и с плесенью на варенье. Несмотря на то, что на вид плесень расположена только на его поверхности, на самом деле микроспоры находятся во всем продукте, а они очень токсичны. По мнению ученых, снять плесень с поверхности варенья будет недостаточно для его безопасного использования, и зараженный продукт необходимо выкинуть. В противном случае можно получить серьезное отравление, а в отдельных случаях на этой основе может развиться и рак печени.
Однако в мире существует и полезная плесень. Её используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина после специальной подготовки. Плесень, поражающая продукты не имеет с ней ничего общего. Серая гниль, портящая российскую клубнику, во Франции используется для приготовления вин и называется "благородной плесенью". С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры - Рокфор, Стилтон, Горгонзола. А белая плесень придает специфический вкус и аромат сырам Камамбер и Бри. [ 4, 5 ]
Таким образом, выводы о влиянии плесени на жизнедеятельность человеческого организма можно представить в виде таблицы:
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ | ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ |
|
|
Практическая часть
Я хочу рассказать о проведенных опытах.
Опыт 1
Условия появления плесени на кусочке хлеба.
Описание опыта: взяла 2 кусочка свежего белого хлеба. Положила 1 кусочек (образец 1) на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, накрыла его другой тарелкой. Другой кусочек хлеба (образец 2) - без упаковки на тарелку. Оба образца я поставила в теплое светлое место.
Прошло 7 дней.
Результат: Образец 2 высох и превратился в сухарь, плесень не появилась. На образце 1 через несколько дней появился белый пушок, состоящий из тонких нитей (мукора).
Вывод: плесень на продуктах появляется в условиях повышенной влажности и при температуре от +20С.
Опыт 2
Строение плесени
Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой.
Описание опыта: для изучения строения плесени я взяла образцы плесени на разных продуктах: плесень на кочерыжке капусты, плесень из банки с солеными огурцами, плесень на коробке из-под сока. Внимательно рассмотрела состав данных образцов под микроскопом. Сделала фотоснимки.
Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени на разных продуктах. (Приложение 2)
Вывод: несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах, по своему строению она одинакова. Грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити (гиф) — это одна сильно разросшаяся клетка.
Опыт 3
Плесень – живое существо
Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой, вата.
Описание опыта: для выяснения моего предположения, что плесень - живое существо, я исследовала плесень (образец 1) и вату (образец 2). Рассмотрела оба образца под микроскопом. (Приложение 3)
Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени и ваты, выявить, что плесень – относится к грибам, а значит она - живое существо.
Вывод: плесень имеет такое же строение, как и большинство грибов (выводы по опыту 2), она состоит из клеток. Это признак живого существа. Внешнее строение ваты сходно с плесенью (состоит из нитей), но клеток не наблюдается, нити сплошные. Вата – неживое тело.
Проведя работу по изучению плесневых грибов, я пришла к следующим выводам:
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Образец плесени из коробки сока Образец плесени с огурца
Образец плесени с капусты
Все образцы имеют мицелий, на последней фотографии видны ещё плодовые тела.
Приложение 3
Мицелий плесени состоит из клеток
Ватная нить едина, нет деления на клетки.
Список литературы
1.“Большая советская энциклопедия” Книга: под редакцией А.М.Прохорова (Издательство: ”Советская энциклопедия” 1975 год; 3-е издание; Том 20).
2. Большая энциклопедия природы. Грибы (Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8).
3.“Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева (Издательство: АСТ-ЛТД. Москва 1998год; Тома 6 и10).
4. http://www.livt.net/ «Живые существа» Электронная иллюстрированная энциклопедия.
5.http://ru.wikipedia.org/wiki
6.http://plesene.net/o_plesene/obrazovaniepleseni/строение плесени, приложение 1
Рецензия на исследовательскую работу
ученицы 3а в класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»
г.Дзержинска Нижегородской области
Сорокиной Анастасии Вячеславовны
Тема представленной работы «Плесень живое существо». Работа содержит 10 страниц вместе с приложением. Содержание соответствует теме. Тема раскрыта полностью. Автор провели исследование по одной из актуальных проблем на сегодняшний день – значение плесени в жизнедеятельности людей. Многие учащиеся догадываются о вреде плесени для здоровья человека, но полноценных знаний о данном объекте пока у учащихся начальной школы нет.
В работе четко прописаны объект исследования, методы исследования, предметы исследования, цель и задачи.
В теоретической части представлена информация, которую ученица нашла в энциклопедиях и справочных пособиях. Здесь рассказывается о том, что такое плесень, каковы условия ее появления и существования, какое значение имеет плесень в жизнедеятельности человека.
В практической части работы представлен отчет о проведении опытов, доказывающих гипотезу: «Плесень - живое существо», опытным путем доказаны условия возникновения плесени. В проведении опытов ученице была оказана помощь педагогом, одноклассниками. Многие ребята заинтересовались данной проблемой.
Выводы подтверждают выдвинутую гипотезу, что плесень относится к объектам живой природы. В большинстве своем плесень вредна для человека, но она необходима для круговорота веществ в природе.
Практическая значимость работы заключается в формировании у учащихся стремления познавать окружающий мир, видеть его ценности и опасности, развивать навыки исследовательской работы.
Считаю, что работа заслуживает внимания и хорошей оценки.
15.03.2012 г. Учитель-рецензент
Иванова О.В.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Попробуем на вкус солёность моря?
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Свадьба в Малиновке
Зимовье зверей