В данной работе ученик 8 класса пытается изучить проблему введения инклюзивного образования в России через краткое изучение истории инклюзии и проведения опроса среди учащихся своей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok-invalid_-_polnocennyy_chlen_obshchestva.doc | 241 КБ |
mbou_kurovskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola_no1.ppt | 1.31 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Куровская средняя общеобразовательная школа №1»
142641, Московская область,
Орехово-Зуевский район,
г. Куровское,
ул. Советская, д. 4,
тел./факс 496-411-68-53,
e-mail: kurovskaya1@yandex.ru
Директор школы Тамара Петровна Дронова
Работа на тему
«Ребёнок-инвалид – полноценный член общества»
Автор работы: ученик 8а класса:
Брагин Андрей
Руководитель: учитель истории Исаева О.Н.
2012 г.
Содержание
Цель работы: изучение законов, нормативных документов, касающихся инклюзивного образования; исследование проблемы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
- ознакомление с инклюзивным образованием;
- развитие толерантного отношения к «особенным» детям у здоровых детей и их родителей;
- восприятие здоровыми детьми детей с инвалидностью, «как любых других ребят».
Эпиграф
Ганди Мохандас Карамчанд
«Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Введение.
В данной работе мне бы хотелось уделить особое внимание проблеме обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах, речь пойдёт об инклюзивном образовании в Российской Федерации.
Актуальность этой проблемы заключается в углублении процессов социального расслоения в нашей стране; затрудняется возможность некоторых социальных групп получить образование, в том числе и профессиональное. Среди таких социальных групп особое место занимают инвалиды.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, то есть детей с ограниченными возможностями. Согласно предложенным поправкам к «Закону об образовании» РФ инклюзивное образование подразумевает, что дети-инвалиды должны обучаться в общеобразовательных школах вместе со здоровыми детьми.
История развития инклюзии.
(правовые документы)
1975 г. – принята Декларация ООН о правах инвалидов.
(извлечение)
- учитывая необходимость предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными недостатками, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества…
1. Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.
2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.
1982 г. – принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. – принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
(извлечение)
Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
1996 г. – утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Теория и практика инклюзивного образования детей-инвалидов за рубежом.
В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х годов, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов в отношении расширения образовательных возможностей инвалидов.
В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов, одним из которых является инклюзия (от англ. Inclusion включение). Инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
В 1990-е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.
В западных странах введение инклюзивного образования проводится давно и имеет серьезные результаты. Например, на сегодняшний день, в Финляндии и Швеции сложилась определенная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В 50-60-х годах прошлого века на западе началась активная работа по этому направлению. С середины 70-х годов стало развиваться широкое общественное движение родителей детей с ограниченными возможностями. В современных условиях запада дети с ОВЗ имеют реальные возможности проходить через все ступени образования.
Инклюзивное образование в России.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тысяч – дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. В России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. Внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 – 2010 годов модель инклюзивного образования внедряется (в порядке эксперимента) в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала), Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа. По заверениям правительства, число школ, в которых будет создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями, вырастет в ближайшие пять лет более чем в восемь раз – с 1,2 тысячи сегодня до 10 тысяч.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47. В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта «Образование» 2006 г. Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект «Подари свет». В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.
Предложения.
Совместно с социальным педагогом я провела в нашей школе анкетирование учащихся 7 – 11 классов.
Анкета опроса учащихся МБОУ «Куровская СОШ №1»
с 7 по 11 кл.
№ п/п | Вопрос | Положительно | Отрицательно | Безразлично |
1 | Как Вы отнесётесь к введению инклюзивного образования в нашей школе | |||
2 | Как Вы отнесётесь к тому, чтобы воспитанники Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города посещали мероприятия, проходящие в нашей школе? |
Из 100% опрошенных 70% ответили отрицательно, 15% безразлично, 15% положительно.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что наше общество морально не готово к инклюзии, в первую очередь из-за недостатка информации по данной теме.
Я предлагаю введение в школах классных часов и бесед по проблемам детей-инвалидов, в частности о проблеме их адаптации и обучения.
Так же среди существующих подходов в обучении инвалидов привлекательным и доступным является мэйнстриминг. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Мы с одноклассниками выбрали для себя этот подход и регулярно посещаем Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции нашего города, который посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Мы с одноклассниками организуем для воспитанников Центра развлекательные мероприятия и дискотеки.
Литература.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Городецкая роспись
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Привередница
Ералаш