"Прошло 200 лет с начала страшной войны 1812 года. Это величайшее события и по сей день хранит в себе множество интересных фактов и загадок.Каждый человек хоть раз задумывался о важности и роли того или иного события. Столь знаменательная дата подтолкнула меня углубленно изучить историю этой войны. А главное у меня получилось связать войну с моим увлечением – изобразительным искусством. Результатом моих трудов послужит сегодняшняя работа." (цитата)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 им. В. Т. Степанченко
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА-ПРОЕКТ
Война 1812 года глазами юного художника
Выполнила ученица 7в класса
МАСЛЁНКОВА ЕЛЕНА
Руководитель:
Куценко И.С. , учитель ИКТ
Ржев
2012г.
Содержание
Введение
Прошло 200 лет с начала страшной войны 1812 года. Это величайшее события и по сей день хранит в себе множество интересных фактов и загадок. Каждый человек хоть раз задумывался о важности и роли того или иного события. Столь знаменательная дата подтолкнула меня углубленные познания в области истории этой войны. Не один день ушёл на поиски важной и интересной информации. Мне удалось узнать, что наш родной город Ржев принимал участие в боях и сражениях и сыграл не малую роль в этой битве. А главное у меня получилось связать войну с моим увлечением – изобразительным искусством. Результатом моих трудов послужит сегодняшняя работа.
Цель:
Задачи:
Хроника войны
Отечественная Война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы.
Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон вторгся в пределы России. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы.
Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. У деревни Бородино была Великая сеча, получившая названиеБородинской Битвы. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончание Отечественной Войны. Отечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года.
Ход Отечественной войны 1812 г. можно условно разбить на ряд этапов. 1-й этап: Белорусско-Литовская операция. Этот период Охватывает июнь и июль, когда русским удалось избежать окружения в Литве и Белоруссии, отразить натиск на петербургском и украинском направлениях и соединиться в районе Смоленска. 2-й этап: Смоленская операция. Она включает в себя боевые действия в районе Смоленска. 3-й этап: Поход на Москву, или кульминация наполеоновского нашествия. 4-й этап: Калужский поход. Он представляет собой попытку Наполеона пробиться из Москвы в калужском направлении. 5-й этап: Изгнание наполеоновских войск из России.
Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю М.Кутузов, М. Милорадович, И.Дохтуров, Раевский,А. Тормасов, П. Багратион, А. Сеславин, Горчаков, А. Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен.
След войны в городе Ржеве
В 1812 году наполеоновские полчища прошли недалеко.Пример семьи ржевских дворян Сеславиных говорит о том, что и ржевитяне в стороне не остались. Градоначальник Ржева поручик Никита Сеславин стал во главе ржевского ополчения. Его сын, Александр Никитич, был адъютантом Барклая де Толли, затем возглавил партизанский отряд. Этот необыкновенно ловкий, дерзкий и смелый разведчик однажды едва не захватил в плен самого Наполеона. Сеславин первым сообщил главнокомандующему о начавшемся отступлении неприятельской армии и направлении её движения, что имело решающее значение для разгрома врага.
Генерал-лейтенант Сеславин получил 9 ранений. Он умер в 1858 году в возрасте 78 лет в своём имении Есемово. Похоронен на берегу реки Сишки при впадении её в Волгу, в 20 км выше Ржева. Ржевитяне чтят память героического, самоотверженного воина-патриота. Силами городской и колхозной общественности в 1959 году восстановлен на его могиле памятник, разрушенный фашистами в 1942 году.
Имя А.Н. Сеславина навечно внесено в список героев Отечественной войны 1812 года.
Отечественная война 1812 года стала серьезным испытанием для русского народа. Большой патриотический подъём охватил и ржевитян. Ржевский уезд дал в августе 1812 года в тверское ополчение 1786 человек. Более 30 тысяч рублей было пожертвовано ржевскими купцами и дворянами для ополчения. В сентябре 1812 года в Ржеве организуется добровольческий отряд численностью в 500 человек из крестьян и горожан. Ополченцы были вооружены топорами, тесаками, рогатинами, пиками. Благодаря активной самообороне город и ржевские деревни избежали ограбления и разорения.
Значимость подвига признаётся и в наше время. В 2008 г. ряду российских городов было присвоено звание «Город воинской славы». И в соответствии с Указом Президента РФ в каждом таком городе установлена памятная Стелла.
В нашем городе так же была поставлена Стелла, открытие которой состоялось 8 мая2010 года. По краям монумента установлены четыре куба с барельефами, изображающими основные вехи военной истории города. Так вотпервый куб Стеллы посвящён войне 1812 года и Куликовской битве.
Война в различных видах искусства
События войны 1812 года отражены во многих видах искусства
Написано множество картин, песен и стихотворений, рассказывающих нам об этих страшных и героических моментах в жизни русского народа.
Война в песнях и музыке
В период Отечественной войны 1812 года, когда над страной нависла угроза подчинения чужеземным завоевателям, в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. Это показывает, что Отечественная война 1812 года сыграла большую роль в формировании национального сознания русского народа.
В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
Народ понимал решающее значение битвы под Москвой. Поэтому самой популярной песней из цикла об Отечественной войне является песня о Бородинской битве.
Любимыми народными героями Отечественной войны 1812 года были Кутузов и Платов. В песнях это два разных характера. Кутузов — руководитель народной войны, опытный, умный, рассудительный и храбрый полководец; он разгадывал все планы неприятеля — «знал все выверткифранцузски». Кутузов полностью уверен в народной победе и хорошо знает пути к ней, поэтому при получении грозного письма от французского короля, требовавшего сдаться без бою, он успокаивает испугавшегося русского царя:
Кутузов — ум и сердце русского войска, оплот русской воинской славы. В песнях он показан как организатор победы русского народа над полчищамиНаполеона. Народное мужество и оптимизм — характерные черты образа Платова.
Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.
Война в литературе
Многие поэты и писатели раскрывают тему Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
Через всю поэзию Отечественной войны более отчетливо проходит мысль о том, что Россию спас от нашествия наполеоновских полчищ народ.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости.
В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа — победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне.
Война в изобразительном искусстве
Отечественная Война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Это война России и Франции унёсшая жизни множества людей.
Тема Отечественной войны 1812 года успешно разрабатывалась не только в литературе, но и в изобразительном искусстве того времени. Некоторые авторы, как русские, так и зарубежные, оставившие художественное наследие, связанное с этой темой, сами были участниками войны.
Именно в первой четверти XIX века была создана наибольшая часть произведений, отобразивших Отечественную войну 1812 года. Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Панорама «Бородинская битва»
7 сентября 1812 года началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов - 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника-баталиста Ф. А. Рубо.
На огромном живописном полотне (длина - 115, высота - 15 метров) художник запечатлел самый тяжелый момент сражения - в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона - в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию - не была выполнена.
Панорама «Бородинская битва» - блестящий образец военно-исторической живописи начала XX века.
В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и героизм.По словам М. И. Кутузова, «баталия... была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».
…трупы были навалены один на другой в несколько рядов. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мёртвыми или ранеными… Дальше виднелись горы трупов, а там, где их не было, валялись обломки оружия, касок и лат, или ядер, покрывавших землю, как градины после сильной грозы. Самое возмутительное зрелище были внутренности рвов – несчастные раненые, попадавшие один на другого, купались в своей крови и страшно стонали, умоляя о смерти… (по книге «Наполеон I в России»)
Карикатура 1812 года
Наиболее широко отражают народный характер войны 1812 года листы политической графики, которую чаще называют "карикатурой 1812 года". Это было новое, невиданное по своей демократичности явление в искусстве. Карикатуры высмеивали французскую армию, самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев.
Если обратиться к хронологии издания российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходится. До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Именно с этой политикой связывают запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных
В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева.
Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок,стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.
В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Состояла она из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».
Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других.
Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».
Известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг.
Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.
Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде.
Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года.
«Вера, надежда, любовь»
В.В. Верещагин – величайший человек того времени. Он открывал новые пути в искусстве. Все его картины правдивы и прекрасны. В одном из писем П. Третьякову он писал: «Передо мною, как перед художником, Война, и ее я бью, сколько у меня есть сил… »
Война представала перед Верещагиным как страшная явь непрерывающейся человеческой трагедии, как ужасный, но постоянный феномен истории человечества. Он не мог и не хотел быть холодным , отстраненным летописцем военных событий, живописующим подвиги героев и восхваляющим «ратный труд». Война состоит не из красивых картин и «исторических» жестов, а из разрушений, страданий и убийств.
…Земля до такой степени была нагрета, что нельзя было приложить к ней руку – жгло…
«Сквозь пожар»
…Казалось, сама земля разверзлась, чтобы выкинуть адское пламя, поднявшееся над столицей… «Зарево
Замоскворечья»
…На Красной площади, кроме рядов, горела гауптвахта и разные мелкие постройки, а Замоскворечье представляло настоящее огненное море. В продолжении четырёх суток по ночам было так же светло, как днём. Огненные стены улиц завершались огненным же куполом... Сгорело 14000 домов…
Каждая картина Верещагина поражала меня всё больше и больше. На меня произвели особое впечатление картины,посвящённые пожарам, происходящим в Москве. Пожары, увиденные мной на картинах Верещагина, будто бы подтолкнули меня на создание своего собственного произведения.
Я назвала свой рисунок «Вера, надежда, любовь», ведь каждый воин надеялся на победу, вспоминал любящую семью и верил, поскольку только вера спасала человека.
Заключение
Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня. Историческому событию 200 лет. И если оно не забыто, значит, оно по-настоящему великое.
Используемая литература
Страницы интернета:
Автор материала (ФИ) | Маслёнкова Елена |
Класс | 7 |
Учитель (ФИО) | Куценко Ирина Степановна |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ №9 им. В. Т. Степанченко г. Ржева Тверской обл. |
Название материала | «Война 1812 года глазами юного художника» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | Текстовый документ |
Цели, Задачи материала | Цель: изучение исторического и культурного наследия России Задачи: Узнать об истории войны 1812 года, изучить тему войны в изобразительном искусстве |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | «Наполеон I в России» Кошелева В.А., Чернова А.В., Ершова А.В. «Родная литература» Пушкарева М.Д., Снежневская М.А., Зепалова Т.С. Страницы интернета: http://voina.ru http://armiyaiflot.ru http://veresh.ru http://vikipedia.ru http://roman.ru http://home-edu.ru |
Пейзаж
Смекалка против Змея-Горыныча
Щелкунчик
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию