В работе раскрывается значение чтения для обучения. Проводятся эксперименты по подготовке устного домашнего задания и опросы старшеклассников. Также проведён анализ успеваемости учащихся пяти классов школы и их техники чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_vazhno_bystro_chitat.doc | 280 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области
Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».
Работу выполнила
Руководитель проекта
Варанкина Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
п. Кумены
2012 год
Оглавление.
I. Введение……………………………………………………………………………………..3
II. Обзор литературы.
III. Основная часть
2) О технике быстрого чтения………………………………………………………………..5
3) Упражнения на развитие навыка чтения……………………………………………… ..5-6
4) Правила гигиены чтения и упражнения гимнастики для глаз………………………. ...6-7
IV. Выводы……………………………………………………………………………………… 7
V. Список использованной литературы………………………………………………… .…8
VI. Приложения……………………………………………………………………………… . ..9
I. Я заканчиваю четвёртый класс. Все годы я учусь на «отлично». Но старшие товарищи и родители говорят, что в старшей школе учиться труднее. А на стенде отличников в школе больше фотографий учеников начальной школы. Отчего же зависит успеваемость в старших классах? Пословица гласит: « Чтение – вот лучшее учение». А ещё – кто много читает, тот много знает. Так может быть именно от навыка чтения зависит успеваемость? Я предположила, что чем лучше у ученика скорость чтения, тем успешнее он будет учиться в старших классах.
Тема исследования : Почему важно уметь быстро читать?
Цель : выяснить зависимость успеваемости от скорости чтения.
Задачи: 1) узнать, что такое техника чтения и от чего она зависит;
2) выяснить зависимость успеваемости учащихся 4, 5 и 6 классов от скорости чтения;
3) найти упражнения для развития техники чтения.
Гипотеза: высокая скорость чтения является обязательным условием успешной учёбы в старших классах.
Методы исследования: 1) изучение теоретических источников,
2) эксперимент по выяснению затраченного времени на работу с текстом,
3) сравнительный анализ скорости чтения и успеваемости учащихся 4, 5 и 6 классов.;
4) интервью с учителями русского языка и литературы;
5) анкетирование учащихся выпускных классов.
Объект исследования: техника чтения.
Предмет исследования: скорость чтения и успеваемость учащихся 4, 5 и 6 классов.
II. Чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из книги. Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир.
Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением. Мудрость народа находится в пословицах. Вот некоторые из них: на азбуке осёкся – и цифирь не удалась;
не всякий, кто читает, в чтении силу знает,
книга для ума - что тёплый дождь для всходов;
напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги;
не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать;
испокон века книга растит человека;
кто много читает, тот много знает.
Навык чтения относится к числу сложных психофизиологических образований. При чтении необходимо одновременно понимать прочитанное, мыслить, проявлять волевые качества, включать процессы памяти, внимания, восприятия. Читая, человек узнаёт мир, учится анализировать свои поступки, учится понимать других людей, узнаёт новое о мире, расширяет свой словарный запас. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации.
В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.
В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.
Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.
Беседуя с учителями русского языка, я задала им вопрос о необходимой по их мнению скорости чтения в старших классах. Наталья Александровна Вараксина сказала о скорости не менее 100 слов минуту, Ольга Васильевна Окишева рекомендовала 120-130 слов в минуту. По её мнению темп чтения должно быть максимально приближен к темпу понятной разговорной речи.
III. Я решила посчитать количество слов в одном из параграфов учебника 4 класса и 6 класса и проверить экспериментально сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.
4 класс «Окружающий мир», тема урока «Пётр Великий». Параграф учебника составил 495 слов. Моя скорость чтения около 150-170 слов в минуту. Я прочитала этот текст за 5 минут. Содержание мне стало сразу понятно и на ответы на вопросы я потратила ещё 2 минуты. На пересказ я потратила 5 минут. Итого для приготовления домашнего задания по окружающему миру мне понадобилось 12 минут времени.
Если же скорость чтения ниже в 2 раза, например, около 50 слов в минуту, то на эту же работу ученику потребуется уже около получаса и при условии терпеливого и усидчивого его выполнения.
Возьмём пример из 6 класса. Учебник истории параграф 13 «Пётр I. Россия на рубеже веков». Объём слов данного параграфа – 871 слово, т.е. почти в 2 раза больше. Я читала его 10 минут, на ответы на вопросы я потратила 5 минут, а на пересказ 7 минут. Всего на эту работу я потратила 22 минуты.
А с низкой скоростью чтения ученик просидит только с одной историей более часа. А ведь объём и количество учебных предметов у шестиклассников намного больше нашего.
Я проанализировала скорость чтения и успеваемость учеников пяти классов. Данные занесла в таблицу. (Приложения 1и 2)
класс | Всего уч. | Норма и выше | Из них отличники | Из них ударн. | Остальные ученики | ||||
Учен. | Проц. | Учен. | Проц. | Учен. | Проц. | Учен. | Проц. | ||
4а | 27 чел. | 15 | 56% | 6 | 40% | 6 | 40% | 3 | 20% |
4б | 27 чел. | 15 | 56% | 2 | 13% | 12 | 70% | 1 | 7% |
5а | 26 чел. | 15 | 57% | 2 | 13% | 12 | 80% | 3 | 7% |
5б | 26 чел. | 14 | 54% | 4 | 29% | 6 | 42% | 4 | 29% |
6б | 23 чел. | 10 | 43% | - | - | 8 | 80% | 2 | 20% |
Из таблицы видно, что большинство учеников с высокой скоростью чтения успешно учатся. Надо добавить, что у «хорошистов» 4 человека имеют по 1 «четвёрке» по физкультуре или по русскому языку. А это ещё 9 %. Среди детей не имеющих «4» и «5» за четверть 3 человека имеют по одной «3» по английскому языку. Это 23%. Значит, резерв повышения качества обучения есть.
Мне так же стало интересно мнение учеников 10 и 11 классов. Что они считают про скорость чтения? Я решила их об этом спросить. Вот данные анкеты. (приложение 3)
Вопрос | Ответы | Количество человек | Процент |
Какая скорость чтения была у вас по окончании начальной школы? | Ниже 90 слов | 6 | 20% |
Около 100 | 12 | 40% | |
Выше 100 | 12 | 40% | |
Какой скоростью чтения надо владеть, чтобы успешно учиться в старших классах? | Около100 | 3 | 10% |
Выше 100 | 23 | 77% | |
Свой вариант ответа | 4 | 13% | |
Считаете ли вы, что высокая скорость чтения является обязательным условием успешного обучения? | Да | 20 | 67% |
Нет | 10 | 33% | |
Свой вариант ответа | - | - |
Из анкет видно, что большинство старшеклассников имели достаточно высокую скорость чтения при переходе в 5 класс и они поддерживают мнение о необходимости иметь высокую скорость чтения.
Ежегодно прирост научно-технической литературы во всём мире составляет около 60 миллионов страниц! И это ещё не предел. Учёные посчитали, что к середине ХХI века объём информации возрастет в 10 раз! Как же научиться в таком огромном потоке информации выделять самое главное и нужное? Оказывается, есть современное решение. Конечно, здесь поможет современная техника, но она не способна решить все проблемы человека.
Наблюдения учёных показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад. Это 250-300 слов в минуту.
Но истории известны факты феноменально быстрого и рационального чтения – 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Достоевский, Максим Горький, Марк Твен и другие.
Современный человек тоже способен читать с такой скоростью. Этому научит техника быстрого чтения. Это специальная методика, которая позволяет увеличить скорость чтения в несколько десятков раз. Из положительных моментов этой методики можно отметить, что среди её обладателей нет безработных. Сама методики быстрого чтения интересна упражнениями на развитие поля чтения, внимательности и другими.
Техника быстрого чтения очень полезна, но многим моим одноклассникам ещё рано ей заниматься. Я хочу порекомендовать им другие упражнения на развитие навыка чтения.
Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации .
Корректировка деформированных предложений
Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложении смысл, расставив слова верно в нужной форме.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
Восполнение пропусков букв в словах
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Например. Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.
Поиск в тексте заданных слов
Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Игра в прятки
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Мнимое слово
Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.
Расширение поля зрения
Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Использование таблицы Шульте. Надо как можно быстрее сосчитать от1 до 30, держа в центре внимания цифру в самом центре таблицы.
10 4 28 9 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 19 29 7
Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.
Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянно расстояние до глаз 33 см.
Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять своё зрение с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.
Можно порекомендовать несколько упражнений гимнастики для глаз.
Также для глаз полезно употреблять регулярно молочные продукты, фрукты, овощи богатые витамином А. Из лекарственных растений полезны ягоды облепихи, рябины и черники, плоды шиповника.
IV. Итак, проведя анкетирование и анализ успеваемости учеников, школы можно сделать выводы. Моя гипотеза об обязательном условии наличия высокой скорости чтения для успешного обучения подтвердилась частично. Т.е. высокая скорость чтения необходимое, но не всегда обязательное условие успешного обучения. Я узнала упражнения для развития и совершенствования техники чтения, а так же узнала правила и упражнения для сохранения зрения.
V. Список использованной литературы.
1. Д.Хаблин «Формирование учебных навыков».
2. М.И.Оморокова «преодоление трудностей».
3. Е.Л.Вдовина «Формирование навыков чтения».
4. В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению».1989год
5. Е. П. Шакирова, О.А.Токарева «Профилактика нарушений зрения и осанки у детей» Киров 2005
6. http://www.onlyfive.ru/download/advance/122-devel2
7. http://www.skorochtenie.info/
8. http://www.it-med.ru/library/t/tehnika.htm
9. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga2.htm
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложе
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Агния Барто. Сережа учит уроки
Привередница
Две лягушки
Карты планет и спутников Солнечной системы