Проблемный очерк, написанный на основе исследовательской работы "Что читают сельские школьники?". Работа принесла победу автору в межрегиональной олимпиаде по журналистике среди школьников "Я- журналист", организованной ТГУ.
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_ocherk.doc | 40.5 КБ |
Номинация «Проблемы и решения»
Тема «Чтение – роскошь?» ( Недетские проблемы детского чтения)
Автор – Петлина Вероника Александровна, ученица 9 класса МОУ «Иштанская СОШ» Кривошеинского района Томской области
Что читают сегодня сельские школьники?
Россия до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. В каждой семье была библиотека. Все читали книги, потому что знали: книга – один из источников получения информации, влияющей, прежде всего, на развитие интеллектуальных способностей человека, на развитие его духовно-нравственной культуры. Человек, читающий книги, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свободное время. Под влиянием умных, талантливо написанных книг мы меняемся: чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Казалось бы, какая ещё нужна мотивация в пользу чтения?! Однако социологи, анализирующие проблему детского чтения, говорят о тенденции снижения интереса к чтению, о резком уменьшении количества читающих детей и приводят следующие данные(www.fio.ru):
Это - данные по стране. А как обстоят дела в российской глубинке? Какую роль играет чтение в жизни современного сельского школьника? С какой целью и что читают подростки? Задавшись целью изучить всесторонне данную проблему, решила провести своё собственное «журналистское расследование». Первым делом пришлось посетить библиотеки (их у нас в селе Иштан Кривошеинского района две: школьная и сельская), чтобы проанализировать читательские формуляры, которые позволили выявить ряд критериев, определяющих уровень развития читательской самостоятельности учащихся; определить круг их читательских интересов. Выяснилось, что старшеклассники в целях самообразования и подготовки к урокам, в основном посещают школьную библиотеку, изредка сельскую. Причём их читательские интересы ограничены только рамками школьной программы. Младшие школьники чаще бывают в читальном зале, интересуются новинками, рассматривают и читают детские журналы и книжки, но на дом художественные книги берут редко, как в школьной, так и в сельской библиотеке.
После заочного знакомства с читателями я решила пообщаться с ребятами лично. Ведь недаром ещё гениальный Экзюпери сказал, что человеческое общение – «самая большая на свете роскошь». Анкетирование, собеседование с респондентами привело к следующим размышлениям. Оказывается, в большинстве семей не читают не только дети, но и родители, так как домашних библиотек либо совсем нет, либо книг в них очень мало. Причина, кстати, не только в том, что не любят книги, но и в том, что цены на них стали очень уж заоблачные, большинству семей просто не по карману (не секрет, что фактически все сельские семьи относятся к категории малообеспеченных). Да и подписные издания сейчас для многих – непозволительная роскошь, поэтому только 22 % школьников ответили, что для них родители выписывают детские журналы.
Книга для современного подростка перестала быть основным источником знаний. Ребята предпочитают книге просмотр телевизионных передач, кинофильмов, получение информации через Интернет. А если и читают художественную литературу, то это в основном классические программные произведения или современные лёгкие развлекательные романы (детективные и любовные). Есть, конечно, и такие ребята, которые увлекаются научно-фантастической литературой, читают исторические романы. Но это всё-таки больше исключение, нежели правило.
Любимыми отечественными авторами ребят являются А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.И. Куприн, С.А. Есенин, М.А. Булгаков, К.Г. Паустовский, Б.Н. Полевой, А.Г. Алексин, Л. Пантелеев. Из зарубежных писателей предпочтение отдают Ж. Уилсону, О. Уайльду, Г.Х. Андерсену, Д. Лондону.
Есть ещё одна проблема, которая непосредственно вытекает из нежелания ребят проводить часть своего времени за чтением, это изучение литературы как обязательного учебного предмета. На какие только подвиги не идёт школьный учитель словесности, чтобы привить нам, подрастающему поколению, любовь к литературе как к искусству слова! Но подчас все его старания бывают безрезультатны. Не хотят читать подростки сложных классиков, которые и жили-то бог знает когда, да и писали-то слишком уж заумно, не для детского ума. Взять, к примеру, Л.Н. Толстого, у которого одно предложение занимает чуть ли не полстраницы печатного текста (пока, не владея приёмами скорочтения, горе-читатель дочитает предложение до конца, уже забудет начало!). Часто на уроках литературы на вопрос учителя: «Вы прочитали произведение?» - можно от некоторых ребят услышать: «Прочитал(а), но ничего не понял(а)». Скорее всего, это отговорка, желание уйти от ответственности за свою неподготовленность, так как не может же человек, считающий себя в 15-17 лет вполне взрослым, прочитав книгу от корки до корки, ничего не понять и ничего не запомнить. Безусловно, классическая литература требует больших усилий ума, но именно такое чтение обогащает душу, доставляет эстетическое наслаждение и позволяет человеку развиваться и самосовершенствоваться. А ведь это в конечном счёте и является самым главным.
Завершая разговор о «недетских проблемах» детского чтения, хочется ещё раз остановиться на главных составляющих этих проблем. Во-первых, отсутствие перед глазами живого примера (родителей-то тоже единицы, кто без чтения жить не может, да и некогда им, бедным, по большому счёту за книжками сидеть: работы в деревне непочатый край); во-вторых, дороговизна книжных печатных изданий, не позволяющая приобретать литературу для домашнего чтения; в-третьих, наличие других источников информации, например, Интернета (откуда легко можно скачать варианты готовых рефератов, сочинений по любому художественному произведению и самому при этом не напрягаться) или специально изданного пособия с кратким пересказом произведений наших классиков (с надеждой отчаявшихся взрослых, хоть таким образом познакомить молодёжь с шедеврами отечественной литературы!). Все эти моменты во многом и объясняют причины отсутствия интереса к чтению у сельских школьников.
Однако, когда мы пытаемся найти оправдания для себя по поводу не прочитанного вовремя того или иного программного произведения, мы должны чётко понимать, что тем самым мы делаем хуже только себе: намеренно себя обкрадываем, не расширяем свой кругозор, а это в свою очередь не позволит нам в дальнейшем конкурировать с более развитыми городскими сверстниками. А если человек со школьной скамьи мечтает о хорошей карьере, то чтение должно стать неотъемлемой частью его жизни. И, наверное, не столь важно, что читают или будут читать сельские школьники, главное, чтобы они читали.
В заключении попробую сформулировать пути решения интересующей нас проблемы. На мой взгляд, они простые и сложные одновременно: нужно родителям с раннего детства прививать своим дочерям и сыновьям любовь к книге (значит, яркая, красочная детская литература должна быть доступна по цене даже самым малообеспеченным семьям!), которая впоследствии превратится во внутреннюю потребность человека в чтении, в хорошую привычку. До тех пор, пока в человеке не созреет эта внутренняя потребность в книге, чтение для него будет никчёмным делом или непозволительной роскошью. И тут уж, извините, ничего не попишешь…
Рисуем лошадь акварелью
Можно от Солнца уйти...
Барсучья кладовая. Александр Барков
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Любили тебя без особых причин...