Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в истории и культуре народов. После войны в России появилось много пословиц отражающих события тех грозных лет. В данной исследовательской работе предпринята попытка сбора и системиатизации пословиц о войне 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovicy_12_god.doc | 165.5 КБ |
Районный конкурс исследовательских работ, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Работа ученицы 11 класса
МБОУ СОШ с.Рощинский
Зубаировой Адели
Руководитель: Каримова Р.З.
2011
Русские пословицы о войне 1812 года
План
А) Понятие о пословицах;
Б) Как устроены пословицы;
В) источники возникновения пословиц.
А) Чем отличаются пословицы и поговорки;
Б) Функции поговорок;
В) Художественная форма поговорок.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Помимо всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок, которые являются истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Руководствуясь ими, вы можете быть уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и так же давно проверены временем, поэтому, поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться.
Изменяются ли пословицы и поговорки и создаются ли новые – этот вопрос меня заинтересовал.
Копаясь в недрах Интернета, я обнаружила сайты с современными пословицами.
Они меня удивили: оказывается, пословицы создаются, они появляются как отклик на события нашей жизни. Например: «Разбил добро - езжай на метро»; « Красна секретарша не тем, что красавица, а тем, что с факсом управится»; « Ласковый слоган и кошке приятен». Многие из них переделаны: «В гостях хорошо, а дома Интернет» (было «а дома лучше»);
«И швец, и жнец, и в дурака игрец» (вместо « и на дуде игрец»); «Искусство вождения требует жертв!» (вместо « Искусство требует жертв»); «Яйца от курицы недалеко падают» (вместо «Яблоко от яблони недалеко падает». Чаще всего переделки имеют иронический смысл: «Поближе узнаешь - подальше пошлешь»; «С кем бы дитя не тешилось, лишь бы с глаз долой»;
«Садись в ногах - правды нет!»; «Семеро одного не прут!»; «Сколько гостя не корми, он всё равно напьётся»; «Хорошо смеётся тот, кто стреляет первым».
В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Мне стало интересно, есть ли пословицы об этом историческом событии, и я захотела об этом узнать и написать исследовательскую работу. Проблема исследования заключается в изучении пословиц русского народа. Из проблемы с учетом анализа найденных пословиц о защите Родины и изучения литературы следует формулировка рабочей гипотезы. Она состоит в следующем: пословицы возникают, как отклик на исторические события и отражают отношение народа к действительности.
Целью исследования стало изучение пословиц, их разновидностей, также отличия пословиц от поговорок.
Объект исследования – пословицы о защите Родины.
Предмет исследования – пословицы о войне 1812 года.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
Для решения поставленных задач были привлечены различные методы исследования, такие как:
Практическая значимость работы в том, что предлагаемый материал можно использовать на уроках литературы, истории, классных часах и занятиях кружка.
ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА
А) Понятие о пословицах.
Не каждый человек сможет рассказать сказку или спеть песню. А вот пословицу или поговорку любой когда-нибудь да и скажет и сам того не заметит, что употребил ее в разговоре. Ведь недаром в народе говорится, что без пословицы речь не молвится.
Но все знают, что «не всякое слово пословица». Пословица - это произведение устного народного творчества, краткое изречение, которое живет в разговорной речи и применяется к разным случаям жизни.
Знаток фольклора, Владимир Иванович Даль, который составил знаменитый сборник «Пословицы русского языка», дал такое определение: «Пословица - это коротенькая притча…Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности».
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь») («Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева).
ПОСЛОВИЦА, –ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм («Словарь русского языка» С.И.Ожегова).
Все определения выделяют краткость и поучительный смысл пословиц.
Это самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. У неё не автора. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней она приобретает свой конкретный смысл. Являясь одним из наиболее древних жанров народного творчества, она возникла еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников, произведений.
Б) Как устроены пословицы.
Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого слияния содержания и формы.
Приемы, с помощью которых достигается это слияние:
1) краткость предложения (Иногда пословица состоит всего из двух слов, но и за ними скрыто глубокое содержание. Например: „ Бесприданница – безответница “);
2) частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении («Цыплят по осени считают», «Поспешишь – людей насмешишь», «Не спеши языком, торопись делом»);
3)параллелизм, т.е. одинаковое построение частей пословицы («Береженого бог бережет, а не береженого конвой стережет», «Бог не выдаст, свинья не съест», «В первый день гость - золото, во второй день - серебро, а в третий день и гроша ломаного не стоит»);
4)аллитерация, то есть повтор согласных звуков («Шутку сшутить, людей посмешить»);
5) ассонанс – повтор гласных звуков («ВЕсЕло поЕтся, вЕсЕло и прядЕтся»). Аллитерация и ассонанс придают пословицам певучесть, музыкальность.
6) рифма («Тише едешь-дальше будешь», «Азбука — наука, а ребятам — бука», «Азбуку учат — во всю избу кричат»).
7)ритм («На что и клад, коли в семье лад», «Обед не в обед, как хозяюшки нет»).
Поскольку каждая пословица передавалась из уст в уста, то главной их особенностью стали точность, меткость и лаконичность.
Обычно она состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй части – выразительная оценка того самого явления или предмета, вывод, мораль, иногда поучительный смысл. Например: « Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта): «Верный друг лучше сотни слуг»- «Старый друг лучше новых двух».
Композиционное членение суждения в пословице совпадает с синтаксическим («Вода-то близко, да ходить склизко»; «Радость не вечна, печаль не бесконечна»).
Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой: «По одежке встречают, по уму провожают».
В.И.Даль отмечал, что «пословица - коротенькая притча». Конкретное явление приобретает в ней обобщающий смысл, а частный факт применяется к общему явлению. «Каково посеешь, таково пожнешь»,- исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка.
Менялась жизнь, появлялись новые выражения, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох.
Пословицы и поговорки широко распространяются и долго живут, потому что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала со временем смысл переносный. Например, пословица «Изломанного лука двое боятся», еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, выражение «В камень стрелять - стрелы терять» никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям.
О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие: «Ходите почаще, без вас веселей», «Свету видал: со свиньями корни едал», «Видом орёл, а умом тетерев», «Не всяк казак, что шапка набекрень».
Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Ценность народных пословиц и поговорок неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». «Пословица пословицу зовет», « пословица беседу красит», да и вообще: «пословицу не обойти, не объехать», ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Она учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье — свет, а неученье — тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись».
Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук, на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице и поговорке.
В) Источники возникновения пословиц.
Повседневная разговорная речь – источник, откуда рождается всякая пословица. Она рождалась в процессе осмысления народного опыта, с большой полнотой отражала мышление трудящегося человека. Мы явственно видим, как земледелец завещал потомкам: «Глубже пахать – больше хлеба жевать», «В пашне огрехи – в кафтане прорехи». За наковальней деревенского кузнеца возник афоризм: «Не кует железа молот, кует кузнеца голод». Под стук плотницких топоров родилась пословица: «Плотник стукать охотник». От портного пришло выражение: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Повседневно сталкиваясь с несправедливостью на суде, с произволом приказчиков, потерпевшие горько и зло говорили: «Тяжба-петля, суд - виселица», «Судье полезно, что в карман полезло».
Много пословиц приходит также из литературных произведений, например, из басен Крылова («А Васька слушает да ест», «Как белка в колесе»), комедии Грибоедова «Горе от ума», в которой по замечаниям исследователей, примерно 60 выражений стали крылатыми ( «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Злые языки страшнее пистолета», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» и другие) «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин) и тд.. Естественно, сначала появилось выражение, а потом стало как пословица.
Записывалась пословица еще в глубокой древности. Один из первых сборников был составлен еще Аристотелем. В России наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются X веком.
Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз и религиозных источников.
Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям, гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», « По моему прошению, по щучьему велению» и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
Еще в глубокой древности начинают собираться пословицы и поговорки.
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Исключительная роль в собирании народных изречений принадлежит В.И. Далю, записавшему среди крестьян, ремесленников, кулачных бойцов и солдат 30 тыс. пословиц и поговорок. Этот труд был опубликован в 1861 - 1862 г.в сборнике «Пословицы русского народа», но это собрание не вместило всего записанного В.И. Далем. В знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" вошло еще много пословиц и поговорок, не попавших в сборник.
Пословицы стремятся научить, утвердить истину, воспитать, они доходчивы, конкретно выражают общие суждения, поэтому назидательны и обращены к собеседнику. Благодаря этому легко запоминаются, передаются от одного к другому, переходят из поколения в поколение, становятся традиционными.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОГОВОРКИ
А) Чем отличаются пословицы и поговорки
Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.
«Краткий словарь литературоведческих терминов»Л.И.Тимофеева дает такое определение: «Поговорка – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выражение, эмоционально оценивающее явление».
"Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка".
Это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: «легок на помине», « как снег на голову», «бить баклуши» - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Это первая часть пословиц, где нет поучения.
Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". "Вертится, как бес перед заутреней", "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" ит.д.
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка «Чужими руками жар загребать» для образного изображения любителя чужого труда. Наверно, многие и не подозревают, что поговорки «Собака на сене», «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «Ума палата» были пословицами и звучали так:
«Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».
«Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда».
«Шито-крыто, а узелок-то тут».
«Ума палата, да ключ потерян»
Б) Функции поговорок
Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего, посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Примеры положительных портретов: «Красна, как маков цвет», «Кругла, бела, как мытая репка», «Идёт, словно павушка плывет». Отрицательные портреты: «Говорит, что родит», «Ухмыляется, что кобыла, на овес глядя», «Оборотист, как корова на льду».
Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящемся в радостном настроении, поговорка говорит: «Ходит именинником», «Козлом прыгает», у него «Сердце петухом запело». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т. п., поговорка говорит в таких образных выражениях: «Дошел до белого каления», «Волосы на себе рвет», «На стенку лезет» и т. п.
Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке открытом: «Душа нараспашку». Наоборот, о человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, а на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск». И, наоборот, о человеке черством и бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша». Об умном: «В голове ума палата»; о глупом: «В голове реденько засеяно»; о несговорчивом: «Ты ему слово, а он тебе десять»; о непостоянном; «Семь пятниц на неделе» и т. д.
В поговорках образно характеризуются различные действия людей: «Уехал верхом на палочке» (т. е. ушел пешком); «Едет, как горшки везет» (очень медленно); «Сваха ходит собачьей тропой» (тайно).
Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей: «Не в бровь, а прямо в глаз» (о метком высказывании); «Переливать из пустого в порожнее» (о пустых разговорах); «Метил в ворону, а попал в корову» (о неумелом), «Читает книгу, а видит фигу» (о непонятливом) и т. д. В поговорках мы находим социальную характеристику представителей различных классов и сословий. Народ говорит о богатом человеке: «У него денег куры не клюют»; о деревенском кулаке: «Мужик богатый, что бык рогатый»; о народных разорителях — начальстве и духовенстве: «Выбуют из сапог в лапти». Правдивую образную характеристику получила в поговорках бедная жизнь крестьян: «Гол, как осиновый кол», «Гол, как сокол» «Ни забора, ни подворотенки», «В семи дворах один топор» и т. п.
В) Художественная форма поговорок.
В языковом отношении поговорки относятся к фразеологизмам (устойчивым, несвободным сочетаниям слов). Некоторые поговорки являются идиомами, т. е. выражениями, не переводимыми на иностранные языки. Например: «Сыр бор разгорелся», «Попасть пальцем в небо», «Кота в мешке покупать», «Делать спустя рукава». Однако следует заметить, что не все фразеологизмы и идиомы являются поговорками. Поговорками можно считать только такие фразеологизмы (и их разновидности — идиомы), которые построены на иносказательной образности и выполняют в речи отмеченные нами выше художественно-эстетические функции. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. По народным понятиям, «без прибаски и слово не баско», т. е. не хорошо, не красиво. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности. Они, по определению М. А. Рыбниковой, «наполняют наш язык «узелками образов», чрезвычайно живых и эмоциональных, помогающих говорящему ярко оценивать различные явления». В поговорках очень широко используются образные средства живого разговорного языка: сравнения («Гол, как сокол, а остер как бритва», «Пристало, как седло корове», «Мечется, как угорелый», «Вертится, как белка в колесе»); метафоры («Подливать масла в огонь», «Камень от сердца отвалился», «Убить двух зайцев», «Остаться у разбитого корыта»), гиперболы («В трех соснах заблудился», «Из блохи голенище кроит», «Без ножа зарезал, без 'топора зарубил»), М. А. Рыбникова писала: «Поговорка категорична и чаще всего гиперболична по своему смыслу. Про здорового человека она скажет: «Кровь с молоком». «Как из орешка ядрышко». «Как маков цвет». Про больного: «Краше в гроб кладут», «Согнулся в три погибели», «Ходит — костями гремит», «В чем душа держится».
В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Она также отличается краткостью, но, как всякая пословица, не всегда, а, вернее, в большинстве случаев, не содержит скрытого поучительного смысла, поскольку является обычным устойчивым выражением.
ПОСЛОВИЦЫ О ЗАЩИТЕ РОДИНЫ
Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены военно-исторические события, многолетний военный опыт. Несколько древних народных военных изречений дошло до нас в русских летописях. Знаменитый князь Киевской Руси Святослав, обращаясь к воинам своей дружины перед нашествием врага, воодушевлял их: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвы ибо срама не имам».
Слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорку и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны. Народные изречения отразили многие другие военные события русской истории. «Погиб, как швед под Полтавой», «Петр со славой дрался под Полтавой». В сборнике пословиц В. Даля мы нашли более двух десятков пословиц об Отечественной войне 1812 года: «Наступил на землю русскую, да оступился», «Отогрелся в Москве, да замерз на Березине», «Сам себя сжег француз, сам и поморозил» и многие другие.
Немало военно-исторических пословиц и поговорок создано в период гражданской войны. В кровопролитных сражениях Красная Армия разгромила войска интервентов и внутреннюю контрреволюцию. Об этом говорят пословицы тех лет: «Спасения не чай, когда рубит Чапай», «Махно погиб давно, а от Петлюры не осталось шкуры», «Шел Юденич полным ходом, да разгромлен был народом», «Колчак в Москву собрался — в Иркутске сам попался», «Врангель под Перекопом бежал от нас галопом» и др.
Пословицы и поговорки, как уже говорилось, отличаются меткостью, лаконизмом, отточенностью. Мысль выражена в них предельно сжато, они легко запоминаются. Язык этих мудрых высказываний отличается остротой, юмором, великолепными сравнениями, метафорами, эпитетами. Заключенные в пословицах необыкновенная мудрость, краткость и четкость выражения всегда привлекали внимание общественных деятелей, писателей. Великие русские полководцы постоянно обращались к ним. Они видели в них одно из действенных средств воспитания, широко использовали их в практике обучения воинов. В бою, в походе мудрое народное изречение, доходчивый лозунг, метко сказанное слово, теплое и душевное обращение к солдатам всегда играли важную роль.
Еще Н. В. Гоголь подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Петр I — один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота — часто обращался к пословицам и поговоркам. Будучи в Голландии, он из Амстердама прислал полковнику Левашову письмо, в котором говорилось:
«Господин полковник! В бытность нашу в Копенгагене приказали мы Вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, о русских пословицах, чтобы ее к нам прислать, о чем и ныне напоминаем, дабы ту книжку списав, прислать к нам. Петр».
В письмах к военачальникам русской армии Петр I нередко приводил пословицы, ссылаясь на них как на источник народной мудрости. Уведомляя адмирала Апраксина о предстоящих событиях на войне, Петр писал: «Мы не знаем, что будет; но ежели бояться несчастья, то и счастья не видать».
Работая над текстом военных инструкций, статей, регламентов, воинских уставов, Петр часто отдельные статьи подкреплял пословицами, а некоторые положения устава облекал в четкую афористическую форму. «Грудь солдата — защита отечества», — говорится в Уставе воинском.
А вот слова Петра I по поводу присяги воинов: «Кто к знамю (т. е. знамени. — А. Ж.) присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». В письме к адмиралу К. И. Крюйсу, поясняя суть морской службы, он писал: «Бояться пульки, не идти в солдаты».
Особенно широко использовал народные пословицы А. В. Суворов, гениальный полководец, прославивший русское оружие замечательными победами. Суворов стремился пробудить в каждом солдате инициативу, развивал чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к воинской науке. Он хорошо понимал природу и силу народных пословиц, поговорок, шуток, рассказов бывалых солдат о мужестве и сам создавал пословицы и афоризмы. Его изречения по своему внутреннему строю, внешней форме близки к пословицам. Именно таким мудрым, образным народным языком он и разговаривал с солдатами.
Некоторые суворовские изречения и использованные полководцем пословицы служили своеобразным наставлением каждому солдату и всей русской армии в их боевых делах. Не утратили своего значения они и в наше время. «Дисциплина — мать победы», «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Стоянием крепости не возьмешь», «Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте», «Где тревога, туда и дорога», «Удивить — победить», «Скорость нужна, а поспешность вредна» и другие пословицы и афоризмы говорят о несокрушимой силе русского оружия, о воинской чести, дисциплине, о боевых качествах воина, о взаимодействии пехоты и артиллерии, штыка и пули, о взаимной выручке, стойкости, решимости.
В дни Великой Отечественной войны возникло огромное количество новых пословиц и поговорок. Народ запечатлел в них патриотический подъем, беспощадную борьбу с врагом, славу своего оружия. Бойцы, командиры, политработники, работники фронтовых клубов и фронтовой печати любовно записывали их в блиндажах, в походах и на привалах. Дальнейшими каналами распространения их были взводные, ротные боевые листки, а также дивизионные, армейские и фронтовые газеты. Командиры пользовались ими в беседах с бойцами, народные изречения передавались из уст в уста в часы отдыха на привалах, в землянках после боя. Пословицы, поговорки, солдатские песни были спутниками фронтовой жизни бойца. Вместе с боевым уставом и боевым приказом они служили наставлением и памяткой советскому воину. Нередко поговорка, рожденная событием в жизни одной части, быстро распространялась по всему фронту.
Во время великой битвы под Москвой воин знал — надо преградить путь врагу. Родина призывала быть стойкими до конца, до победы! И фронтовики клялись словами Кутузова: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» В эти грозные дни особенно популярными были боевые призывы: «За правое дело стой смело!», «Смелому воину танк не страшен!» Такие поговорки и пословицы, как «Страх хуже смерти», «Кто жизнь полюбил, тот страх загубил», «Кто храбр — тот жив, кто смел — тот цел», призывали воинов не бояться смерти, воспитывали в них веру в жизнь, в победу над лютым врагом.
ПОСЛОВИЦЫ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА
Отечественная война 1812 года - важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Она вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. В память об этих страшных и мужественных днях остались песни, легенды, а также пословицы и поговорки.
В поисках пословиц и поговорок об этой войне мы обратились к знаменитому ученому, собирателю русского фольклора В.И.Далю.
В его сборнике «Пословицы русского народа» мы обнаружили более 20 пословиц ( а именно: 27) и поговорок о войне 1812 года. Во всех них выражен народный взгляд на события.
Все пословицы можно разделить на группы.
Первую группу составляют пословицы, в которых выражено отношение к решению Наполеона и французской армии напасть на Русь:
1. «Летит гусь на святую Русь»
2.«Нашествие двунадесяти языков» (в армию Наполеона входили войска большинства стран Европы, отчего её прозвали «армией двунадесяти языков»)
3.«Наступил на землю русскую, да оступился».
Вторая группа отражает отдельные бои:
Бородино:
26 августа (7 сентября) у деревни Бородино (в 125 км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. После кровопролитнейшей 12-ти часовой битвы, фактически представлявшей собой штурм французскими войсками укреплённой линии русских, французы ценой 30-34 тысяч убитыми и ранеными потеснили левый фланг и центр русских позиций, но развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери (40-45 тысяч убитыми и ранеными).
О тяжести битвы, кровопролитности боя вот такие пословицы:
1. «От бородинской пушки под Москвой земля дрожала».
2. «На латника по ратнику».
3. «Француз боек, а русский стоек».
4. «Приехал Кутузов бить французов» (говорили в Петербурге сразу после назначения его командующим русскими войсками. Позже значение этой поговорки расширилось. Так стали говорить вообще обо всех, на кого возлагали большие надежды и ожидания).
5. «Бородино – поле русской славы» (Появилась после знаменитого сражения).
Взятие Москвы:
2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так…Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией. Французы, чтобы совсем не погибнуть, вынуждены были покинуть Москву. Сильные морозы, ударившие ещё во время отступления, окончательно истребили и без того ослабленных голодом французов. Об этом говорят следующие пословицы и поговорки:
1.«Был не опален (Наполеон), а из Москвы вышел опален».
2. «Сам себя сжег француз, сам и поморозил».
3. «Наругался француз, да ненадолго».
4. «Угостить приворотным зельем» (согнать запором со двора; игра слов: приворотное зелье - чем привораживают).
5. «Пропал, как француз в Москве».
6. «Замерз, как француз», «замороженный француз».
7. « Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести».
8. «Поджал хвост, что волк на псарне» (Тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения, когда стали известными попытки вести переговоры с Россией).
Намек на Наполеона, пытавшегося вступить в переговоры, и на Кутузова, видевшего в предложениях Наполеона хитрость и говорившего о Наполеоне: «Разбить меня он может, а обмануть — никогда» содержится в этих двух пословицах, причём вторая из них – из басни И.Крылова «Волк на псарне»
8. «Ты плутоват, я узловат».
9. «Ты сер, а я сед».
Переправа через Березину:
Из-за малой пропускной способности наведенных мостов, огромного скопления людей и обозов, паники, усиления натиска русских прорваться на запад удалось лишь трети войск Наполеона (25 тыс. чел.). Остальные (около 50 тыс. чел.) погибли в боях, замерзли, утонули или попали в плен. Опасаясь захвата русскими переправы, Наполеон 17 ноября велел уничтожить ее, бросив на левом берегу свои войска. Современники отмечали, что местами река была доверху завалена трупами людей и лошадей. Русские потеряли в этом сражении 8 тыс. чел. После Березины основные силы наполеоновской армии в России перестали существовать.
1. «Отогрелся в Москве, да замерз на Березине».
2. «Это сущая переправа через Березину».
Битва под Малоярославцем:
Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел.
Об этом пословица: «Под Малым Ярославцем (т. е. во время сражения) вся земля дрогнула».
Много пословиц отражает изгнание французов из России, создается нелицеприятный портрет захватчиков мира:
1 «Попался, как ворона в суп».
Ср. Как голодом морить Смоленский стал гостей,
Она (ворона) сама к ним в суп попалась.
( из басни Крылова « Ворона и Курица». Намек на французов во время пребывания их в России в 1812 г).
2. Оттуда: «Голодный Француз и вороне рад». (См. « Как кур во щи»).
Написана вскоре после войны 1812 года и напечатана в 28 номере журнала "Сын Отечества", где Крылов был постоянным автором и участником.
А в предыдущем, двадцать седьмом номере этого журнала была напечатана статья, где упоминалось вот что: "...в Москве французы ежедневно ходили на охоту - стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soupe aux sorbeaux (супом из ворон). Теперь можно дать отставку старинной русской пословице "Попал, как кур во щи", а лучше говорить: "Попал, как ворона во французский суп!"
Несколько пословиц о партизанском движении, которое было стихийным, представляло собой выступления мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выдвинулись талантливые организаторы партизанской борьбы, оружием служили вилы, рогатины, лопаты, дубины:
3 . «На француза и вилы – ружье».
4. «Пуганый француз и от козы бежит».
5. « Я тебя, как француза, живьем закопаю».
6. «Докалывай француза вилами!
За косы руками, а в бока и ребра кулаками».
7. «Хорош Париж, а живет и Курмыш» (везде люди живут (довольствуясь своим).
Итак, пословицы о войне 1812 года не только отражают важнейшие моменты войны, но и дают народную оценку событиям тех лет.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пословицы и поговорки являются бесценным наследием для русского народа. Они появились задолго до появления письменности и передавались от поколения к поколению устным путем. Благодаря богатому русскому языку в них присутствует все: и глубина содержания, и образность, и невероятная яркость, что обеспечивает им вечную жизнь в нашей разговорной речи.
Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены жизнь народа в разные эпохи, военно-исторические события, многолетний военный опыт.
Мы в своей работе определили особенности и пословиц, поговорок, выявили группу, которая появилась после войны 1812 года. Мы обнаружили более 27 пословиц и поговорок о войне 1812 года. Во всех них выражен народный взгляд на события. Все пословицы можно разделить на группы. Первую группу составляют пословицы, в которых выражено отношение к решению Наполеона и французской армии напасть на Русь:Вторая группа отражает отдельные бои: Бородино, переправу через Березину, битву под Малоярославцем и т.д.
Много пословиц отражает изгнание французов из России, создается нелицеприятный портрет захватчиков мира.
Мы выяснили, что пословицы о войне 1812 года не только отражают важнейшие моменты войны, но и дают народную оценку событиям тех лет.
Таким образом, мы доказали свою гипотезу и достигли цели работы.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
Пословицы о войне
В мор намрутся, а в войну налгутся.
В поле - две воли: кому бог поможет.
В поле - две воли: чья сильнее.
В поле - ни отца, ни матери: заступиться некому.
В поле воля; кто в поле съезжается, родом не считается.
В поле съезжаются, родом не считаются (от местничества).
В полушечном свинце человечья смерть (пуля).
В сусалы да под никитки (т. е. в рыло да в бок).
Воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют).
Воин воюет, а ино и горюет.
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Война кровь любит (кровь пьет).
Война питается деньгами, а увеселяется кровью (св. Дим. Рост.).
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Войско сухопутное - одна рука; а сухопутное и морское - две (Петр I).
Дали похлебку в три охлебка.
Докалывай француза вилами!
За косы руками, а в бока и ребра кулаками.
Задать кому трепку. Задать чесу.
Идти под стукалов монастырь (солдатск. Под крепость, на сраженье).
Из глаз искры (звезды) посыпались. Небо с овчинку показалось.
Испекли лепешку во всю щечку.
Испекли пирог во весь бок (побили).
Казак в Запорогах, что пень при дорогах.
Котору сторону воюет, в той и горюет.
Красна брань дракой. Чем долго браниться, не лучше ль подраться?
Куда клин, куда рукава, куда паголенки.
Мало штыка, так вот те приклада.
Мир гибнет, а рать кормится.
Мужики дерутся в расходку, а бабы в кучку (ворохом).
На войне бывал: рыбу громил.
На латника по ратнику (1812 г.).
На разъем с волосами не суйся (самого оттаскают).
На рать сена не накосишься (не напасешься).
Наткнулся рылом на кулак.
Нашествие двунадесяти языков (1812 г.).
Наши рвутся (дерутся), так волоса в руках остаются.
Неприятель на хвосте ворвался.
Ни моря без воды, ни войны без крови.
Огнем и мечом. Конским хвостом пепел размести.
Одним махом сто душ побивахом.
Он и не понюхал пороху.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
От щелчка доходят и до кулака.
Отмочалить бока; настрочить, отвалять, отмять бока.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Это сущая переправа через Березину
Отшелушить, отщекатурить на обе корки. Пересчитать ребра.
Перевалить со щеки на щеку.
Под Малым Ярославцем (т. е. во время сражения) вся земля дрогнула
Сам себя сжег француз, сам и поморозил.
Замерз, как француз, замороженный француз.
Подставить фонари; фонари под глазами.
Положить лоском; влоск, наповал. Поднять прахом.
Постриг без ножниц. Волосная расправа.
Принести неприятеля на плечах (на себе).
Пришел, увидел, победил.
Пуля дура, а виноватого найдет.
Пуля дура, штык молодец.
Пуля дура: где ударит - дыра.
Пуля чинов не разбирает.
Разбирай кистени по рукам.
Разбить неприятеля наголову.
Разбить, расчесать в пух и прах.
Разве не было (не будет) ей места в чистом поле пройти (т. е. пуле, мимо меня)?
Рать сама кормится, а мир жнет.
Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!
Салазки (скулы) победить, своротить.
Сбил да поволок - ажио брызги в потолок.
Синя порошина полымем дышит.
Со щеки на щеку умножить, а волоса разделить (семинарск.).
Съездить кого в Харьковскую губернию, Зубцовского уезда, в город Рыльск, в Рожественский приход (Харьковской губернии, Мордасовского уезда, в город Рыльск, в Зубцов погост).
Турки падают, как чурки; а наши, слава богу, стоят безголовы.
Угостить приворотным зельем (согнать запором со двора; игра слов: привор. зелье - чем привораживают).
Угостят тебя шампанским, чем ворота запирают.
Что с бою взято, то свято.
Руби пехоту.Вались на штык.Иди напролом!
Нашествие двунадесяти языков.
Бородино – поле русской славы
Летит гусь на святую Русь. (Наполеон I)
На латнике по ратнику (с 1812 г.).
Был не опален (Наполеон), а из Москвы вышел опален.
Француз боек, да русский стоек.
Приехал Кутузов бить французов.
Наступил на русскую землю, да оступился (с 1812 г.).
Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.
На француза и вилы – ружье.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Пословицы не мучат, а жить научат.
(Современные пословицы)
Семь раз об дверь, один раз – об рельс.
От труда сдохнет и рыбка из пруда.
Кто первый встал того и тапочки.
Если непонятно, о чем идет речь, значит, речь идет о деньгах.
За хорошим идет плохое, за плохим — хорошее.
Не пойман - не кайф!
Водка, водка, огуречик - вот и спился человечек.
Hе имей сто рублей,
А имей сто долларей.
В чужую машину со своей кассетой не садятся.
Баранов на шашлык не приглашают.
Из всех писков моды белые тапки - самый последний.
В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
Нельзя попасть в Рай одной религии, не попав в Ад всех других.
Hастоящий бухгалтер
Hе кладет выручку за бюстгальтер.
Ученье - свет, а неученье - приятная полутьма.
От осинки не родятся апельсинки.
Не в деньгах счастье.
Ученье-свет, а неученых-тьма.
Одна голова - хорошо, а две - некрасиво.
У соседа корова сдохла - мелочь, а приятно.
Бог не японец ,любит червонец.
Не плюй в колодец - вылетит не поймаешь.
Не спеши, а то успеешь.
Губа не дура - дура не губа!
Бог не нищий, любит тыщу!
Не смотри на потолок там ответов нет.
Во дворе братва, у братвы жратва.
Слово не воробей, догони и добей.
Беги, пока идется.
Не в деньгах счастье, а в их количестве.
Бог не дурак, любит пятак!
На дворе трава, на траве дрова, на дровах братва, у братвы трава.
В гостях хорошо, а дома интернет.
И швец, и жнец, и в дурака игрец.
Искусство вождения требует жертв!
Кто не рискует, тот не пьёт валерьянку.
Лучше синица в руках, чем утка под кроватью.
Мусор, мусор, мусорок - убери его, милок!!!
Не откладывай на завтра то, что можешь отложить сегодня.
Поближе узнаешь - подальше пошлешь.
С кем бы дитя не тешилось, лишь бы с глаз долой.
Садись в ногах - правды нет!
Семеро одного не прут!
Сколько гостя не корми, он всё равно напьётся.
Хорошо смеётся тот, кто стреляет первым.
Что посмеешь, то и пожмешь.
Яйца от курицы недалеко падают.
На одну зарплату жира не нагуляешь.
Налоги будешь все платить, будешь без штанов ходить.
Не важно, имеешь ли ты проблемы. Важно, имеют ли они тебя.
Не всякая пальма первенства приносит плоды.
Не всякой рекламе верь.
Не ходи проторенной - дорогой поскользнёшься.
Поближе узнаешь - подальше пошлешь.
Пусть лучше лопнет терпение, чем мочевой пузырь.
С бабками жить - век не тужить.
С кем поведёшься - на того и дети похожи.
Сколько в жировку не смотри, а по счёту оплати.
Хоть муж баран бараном, да рога ему не даром.
Собака - шаурма человека.
Если гора не идёт к Магомеду, то травки было недостаточно.
Без труда купишь и рыбку на базаре. Да!
Миру мир - декану пир!
Работа не волк, она - ленивец.
Лучше синица в руках, чем "воробушек" в штанах.
Любопытной варваре по почкам надавали.
Любовь зла, полюбишь и посла.
Семь раз отмерь - один раз отрежь - сходи в синагогу.
В огороде бузина, а в Киеве Юлька.
Весь мир - театр, а люди в нём билетёры.
Незваный гость хуже "Операции кипячение или Тайд".
И волки сыты, и овцы целы, и да здравствует зоопарк.
Своя Наташка ближе к телу.
Друг познается в бидэ.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками.
Ученье - свет, а неученых тьма.
Кто рано встает - тот всех достает.
Не смотри на потолок там ответов нет .
Семь раз об дверь, один раз – об рельс.
Слово не воробей, догони и добей.
Чем дальше в лес, тем ближе вылез .
Не воруй, охрана не любит конкурентов.
Автомобильные.
Разбил добро - езжай на метро.
Не тот лох, кто у светофора заглох, а тот дятел, кто назад попятил.
На чужие гаражи движком не жужжи.
Что трезвому канава, то пьяному магистраль.
В тачках у девчат и клапана не стучат, а кто в машине копается - у того и рассыпается.
Пристегиваться поздновато, когда кругом палата.
Не было печали - баллоны накачали, как рвануло - гараж перевернуло.
Думал Федот, что смеркается, а это капот открывается.
На безрыбье и самокат иномарка.
Чем круче внедорожник, тем дальше идти за трактором.
Офисные.
Ученье - свет, а неученье - чуть свет и на работу.
Кто рано встаёт, тот далеко от работы живет.
Красна секретарша не тем, что красавица, а тем, что с факсом управится.
Красны котлеты фаршем, а приемная - секретаршей.
Тот менеджер дурее, у кого визитка пестрее.
Hачальник что тамагоча - орет когда хочет.
Hе вернул кредита - считай, рожа бита.
Hе тот богат кто цены накручивает, а тот, кто сделки прокручивает.
Hе имей сто рублей, а имей сто долларей.
Крут был Леха, а кинули как лоха.
Hаучиться большому бизнесу - не козюльки таскать из носу.
Hе имей сто процентов, а имей сто клиентов.
Hет больше сраму, чем жмотиться на рекламу.
Русские рекламные пословицы и поговорки.
И хочется и колется, и "антимонополька" не велит.
Кому Микоян бренд, тому и ням-ням слоган.
Нынче каждая Матрёна в брендинг поднаторена. (Надпись над матрешками на которых надписи кока-колы и др. брендов).
Дорог не подарок, дорого размещение на нем вашего логотипа.
Бодливому заказчику бог бюджета не дал.
На креатора с пером есть заказчик с топором.
Кому маркетинговая война, а кому мать родная.
Ласковый слоган и кошке приятен.
Назвался груздём, - оплати государственную пошлину и получи свидетельство о регистрации в федеральном институте Промышленной Собственности.
Долгие ролики - лишние слезы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Русские народные пословицы о защите Родины.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Не силою дерутся, а умением.
Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Если по-русски скроет, то и один в поле воин.
Если народ един, он непобедим.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Где робкий Семен, там враг силен.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Бой – святое дело, иди на врага смело.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Славу свою добывай в бою.
Хорош грибок белый, а солдат – умелый.
Храбрость – сестра победы.
Честь солдата береги свято.
Умелый боец везде молодец.
У сметливого солдата и рукавица – граната.
Былой славой боя не выиграешь.
В бою побывать – цену жизни узнать.
В мор намрутся, а в войну налгутся.
В поле - две воли: кому бог поможет.
В поле - две воли: чья сильнее.
В поле - ни отца, ни матери: заступиться некому.
В поле воля; кто в поле съезжается, родом не считается.
В поле съезжаются, родом не считаются (от местничества).
В полушечном свинце человечья смерть (пуля).
В сусалы да под никитки (т. е. в рыло да в бок).
Воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют).
Воин воюет, а ино и горюет.
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Война кровь любит (кровь пьет).
Война питается деньгами, а увеселяется кровью (св. Дим. Рост.).
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Войско сухопутное - одна рука; а сухопутное и морское - две (Петр I).
Дали похлебку в три охлебка.
Докалывай француза вилами!
За косы руками, а в бока и ребра кулаками.
Задать кому трепку. Задать чесу.
Идти под стукалов монастырь (солдатск. Под крепость, на сраженье).
Из глаз искры (звезды) посыпались. Небо с овчинку показалось.
Испекли лепешку во всю щечку.
Испекли пирог во весь бок (побили).
Казак в Запорогах, что пень при дорогах.
Котору сторону воюет, в той и горюет.
Красна брань дракой. Чем долго браниться, не лучше ль подраться?
Куда клин, куда рукава, куда паголенки.
Мало штыка, так вот те приклада.
Мир гибнет, а рать кормится.
Мужики дерутся в расходку, а бабы в кучку (ворохом).
На войне бывал: рыбу громил.
На латника по ратнику (1812 г.).
На разъем с волосами не суйся (самого оттаскают).
На рать сена не накосишься (не напасешься).
Наткнулся рылом на кулак.
Нашествие двунадесяти языков (1812 г.).
Наши рвутся (дерутся), так волоса в руках остаются.
Неприятель на хвосте ворвался.
Ни моря без воды, ни войны без крови.
Огнем и мечом. Конским хвостом пепел размести.
Одним махом сто душ побивахом.
Он и не понюхал пороху.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
От щелчка доходят и до кулака.
Отмочалить бока; настрочить, отвалять, отмять бока.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Отшелушить, отщекатурить на обе корки. Пересчитать ребра.
Перевалить со щеки на щеку.
Под Малым Ярославцем (т. е. во время сражения) вся земля дрогнула
Сам себя сжег француз, сам и поморозил.
Замерз, как француз, замороженный француз
Подставить фонари; фонари под глазами.
Положить лоском; влоск, наповал. Поднять прахом.
Постриг без ножниц. Волосная расправа.
Принести неприятеля на плечах (на себе).
Пришел, увидел, победил.
Пуля дура, а виноватого найдет.
Пуля дура, штык молодец.
Пуля дура: где ударит - дыра.
Пуля чинов не разбирает.
Разбирай кистени по рукам.
Разбить неприятеля наголову.
Разбить, расчесать в пух и прах.
Разве не было (не будет) ей места в чистом поле пройти (т. е. пуле, мимо меня)?
Рать сама кормится, а мир жнет.
Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!
Салазки (скулы) победить, своротить.
Сбил да поволок - ажио брызги в потолок.
Синя порошина полымем дышит.
Со щеки на щеку умножить, а волоса разделить (семинарск.).
Съездить кого в Харьковскую губернию, Зубцовского уезда, в город Рыльск, в Рожественский приход (Харьковской губернии, Мордасовского уезда, в город Рыльск, в Зубцов погост).
Турки падают, как чурки; а наши, слава богу, стоят безголовы.
Угостить приворотным зельем (согнать запором со двора; игра слов: привор. зелье - чем привораживают).
Угостят тебя шампанским, чем ворота запирают.
Что с бою взято, то свято.
Руби пехоту.Вались на штык.Иди напролом!
Нашествие двунадесяти языков.
Под Малым Ярославцем(т.е. во время сражения) вся земля дрогнула.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала
Зубаирова Аделя
ученица 11 класса МБОУ СОШ с.Рощинский
Руководитель: Каримова Р.З.
Тезисы.
Пословицы о войне 1812 года
Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и так же давно проверены временем, поэтому, поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться.
Изменяются ли пословицы и поговорки и создаются ли новые – этот вопрос меня заинтересовал.
В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Мне стало интересно, есть ли пословицы об этом историческом событии, и я захотела об этом узнать и написать исследовательскую работу. Проблема исследования заключается в изучении пословиц русского народа. Из проблемы с учетом анализа найденных пословиц о защите Родины и изучения литературы следует формулировка рабочей гипотезы. Она состоит в следующем: пословицы возникают, как отклик на исторические события и отражают отношение народа к действительности.
Целью исследования стало изучение пословиц, их разновидностей, также отличия пословиц от поговорок.
Объект исследования – пословицы о защите Родины.
Предмет исследования – пословицы о войне 1812 года.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
Для решения поставленных задач были привлечены различные методы исследования, такие как:
Практическая значимость работы в том, что предлагаемый материал можно использовать на уроках литературы, истории, классных часах и занятиях кружка.
Мы обнаружили более 20 пословиц ( а именно: 27) и поговорок о войне 1812 года. Во всех них выражен народный взгляд на события.
Все пословицы можно разделить на группы.
Первую группу составляют пословицы, в которых выражено отношение к решению Наполеона и французской армии напасть на Русь:
Вторая группа отражает отдельные бои: Бородино, переправу через Березину, битву под Малоярославцем итд.
Много пословиц отражает изгнание французов из России, создается нелицеприятный портрет захватчиков мира.
Итак, пословицы о войне 1812 года не только отражают важнейшие моменты войны, но и дают народную оценку событиям тех лет.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Карандаши в пакете
Сила слова
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Комментарии
Пословицы
конкурсный материал
Словарь