Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы - это запрет на движение. А движение является фундаментом детского развития, частью деятельности и психических процессов. Девочки и мальчики начинают играть в игры в своих сотовых телефонах, при этом сидят за партами или в коридорах. Смены деятельности не происходит. А при длительном умственном напряжении развивается утомление. Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы - это запрет на движение. А движение является фундаментом детского развития, частью деятельности и психических процессов. Девочки и мальчики начинают играть в игры в своих сотовых телефонах, при этом сидят за партами или в коридорах. Смены деятельности не происходит. А при длительном умственном напряжении развивается утомление. Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Вложение | Размер |
---|---|
dvigaysya_chtoby_byt_umnym.ppt | 2.45 МБ |
proekt.doc | 698 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф. К. Салманова
«ШАГ В БУДУЩЕЕ – ЮНИОР»
ДВИГАЙСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ УМНЫМ!
Выполнила: Элина Садардинова
учащаяся 4 Б класса
Научный руководитель: Шкотова Любовь
Тимофеевна, учитель высшей категории
Сургут
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………….….6
Этапы реализации
Заключение…………………………………………………………………………………...10
Источники информации
Приложение
Приложение 1. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня
Приложение 2. Предлагаемые комплексы упражнений для физкультминуток
Высокоразвитый интеллект
берет свое начало в человеческих
движениях.
Глен Домен
Введение
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы - это запрет на движение. А движение является фундаментом детского развития, частью деятельности и психических процессов. Девочки и мальчики начинают играть в игры в своих сотовых телефонах, при этом сидят за партами или в коридорах. Смены деятельности не происходит. А при длительном умственном напряжении развивается утомление. Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20–25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20–25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30–35 мин.
40 или 45? Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя
И действительно ли двигательная активность (здесь мы имеем в виду - занятия в секциях и кружках, регулярное посещение уроков физической культуры и плавания) и умственная деятельность (работа на уроках, регулярное выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах, предметных неделях, внеклассных и классных мероприятиях) взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга?
На первых классных часах, обсуждая вопрос (проблему) поведения и подготовки к урокам, наблюдая за адаптацией учащихся, было предложено провести исследование по данной проблеме. В классе два родителя являются медицинскими работниками и четверо имеют педагогическое образование, возможно, поэтому родители откликнулись на данное предложение.
Основная часть
Цель проекта: выявить связь двигательной активности с развитием интеллекта.
Задачи проекта:
Методы исследования:
Объект исследования: учащиеся 2 - 4 класса.
Предмет исследования: двигательная активность учащихся.
Гипотеза: если выполнять утреннюю зарядку, на уроках - физкультминутки, на переменах - организованно играть, посещать спортивные секции и кружки,
То:
Этапы реализации:
Наблюдения за изменением состояния здоровья учащихся в зависимости от объема двигательной активности осуществляется в 4 классе с 1 сентября 2011-2012 учебного года. В исследовании приняли участие 20 учеников 10-11 лет с различной двигательной активностью. Участники были разделены на две группы: контрольную, дети, не посещающие никакие кружки, секции, мероприятия, и экспериментальную, дети, посещающие 1-2 секции и активно участвующие в жизни класса и школы.
В течение учебного дня (8.00 - 13.00) я отмечала показатели: самочувствие, желание заниматься, болевые ощущения.
1. Самочувствие (хорошее настроение, (не) выспался)
В контрольной группе наблюдается хорошее самочувствие у 60% человек.
По сравнению с экспериментальной группе чувствуют себя хорошо 90%.
(Приложение №3)
2. Желание заниматься на уроках ФК (подготовка к уроку, желание получить оценку, узнать новое)
В контрольной группе на уроках наблюдается у 60% - утром, 50% - днем.
А в экспериментальной группе утром и днем - 80%. (Приложение №4)
3. Болевые ощущения (плохо себя чувствовать, головные боли, вялость)
Болевые ощущения проявляются у 4 человек в контрольной группе. В экспериментальной же группе только у одного ребенка было замечено ухудшение самочувствия. (Приложение №5)
В третьем семестре было проведено анкетирование и заданы следующие вопросы:
- Делаешь ли ты утром зарядку?
- Регулярно ли посещаешь уроки физической культуры?
- Занимаешься ли ты на уроках физкультуры активно?
- Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках?
Результаты оказались не утешительными. В контрольной группе зарядку никто не выполняет, в экспериментальной группе выполняют 8 человек из 10. (Приложение №6)
2. Регулярно ли посещаешь уроки физической культуры?
На вопрос «Регулярно ли посещаешь уроки физической культуры?» в контрольной группе утвердительно ответили 8 человек, в экспериментальной — все. (Приложение №7)
3. Занимаешься ли ты на уроках физкультуры активно?
60% контрольной группы считают, что они занимаются на уроках физической культуры активно: в экспериментальной же 80% - активно, а 20% - иногда. (Приложение №8)
4. Занимаешься ли ты спортивных секциях, кружках?
Также я рассмотрела занятость учеников в спортивных секциях, кружках. Оказывается что, в контрольной группе практически никто не занимается в спортивных секциях (только 4 человека из 10), а в экспериментальной же группе дело обстоит намного лучше. (Приложение №9)
III. Опрос-исследование
У моих одноклассников мой проект вызвал большой интерес, и я решила провести классный час. В начале учебного года и в конце. И провела опрос.
Многим эта тема показалась интересной. Больший интерес она вызвала во втором полугодии. Почти для всех ребят тема была в новинку. Выводы моих одноклассников после классного часа оказались положительными. Если на первый классный час в 1 полугодии одноклассники шли как-то неохотно, то во 2 полугодии их интерес увеличился. (Приложение №10)
Итак, что мы получили в результате опроса:
Заключение
Изучив проблему, пройдя все этапы исследования, мы смогли увидеть первые положительные результаты: двигательная активность (занятия в секциях и кружках, регулярное посещение уроков физической культуры, плавания), умственная деятельность (работа на уроках, регулярное выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах, предметных неделях, внеклассных и классных мероприятиях) взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Родители и учащиеся отмечают, что дети, занимающиеся в различных спортивных секциях, чувствуют себя более уверенно, бодрее, менее агрессивны по отношению к друг другу, им нравится общаться и заниматься общим делом (подготовка к мероприятиям). Родители отмечают, что такие обучающиеся, ходят в школу с желанием и им самим жизнь класса и гимназии стала интересна. Многие из детей решили пойти в спортивные секции: «волейбол», «баскетбол», «Сибирское здоровье» и другие.
1. В контрольной группе произошли незначительные изменения в начале года во внеурочной деятельности никто не занимался в спортивных секциях в конце года из 10 человек стали заниматься в спорт секциях и кружках 6 человека. В экспериментальной группе все 10.
2. Уроки физической культуры теперь все посещают.
3. Активно участвуют в мероприятиях в контрольной группе 5 человек, в экспериментальной 10 человек.
Проанализировав данные наблюдений и изучив влияние физкультминуток на динамику общей работоспособности учеников, мною был проведен отбор наиболее эффективных физкультурных минуток на уроках. И составлена брошюра «Будь в тонусе».
Источники информации
1. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
2. Книга о здоровом образе жизни. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков.СПб., 1997
3. Слагаемые здоровья. В. И. Воробьев.
4. http://lechebnik.info/447/234.htm
5. http://ruscenter.ru/258.html
6. Физиология спорта и двигательной активности. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л.
7. http://www.dentko.rus-best.ru/2011-07-15-13-42-18.html
8. http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/p11.php
Приложение № 1
Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня
Требования к подбору упражнений:
Выбор времени проведения:
Форма выполнения, количество и содержание упражнений:
Упражнение для мобилизации внимания
И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для глаз
Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и может выполняться регулярно.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Экспериментальная группа
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №10
Приложение №11
1. Интересна ли вам тема проекта?
2. Узнали ли вы что-то новое?
Приложение №12
2010-2011 учебный год | 2011 – 2012 учебный год | |||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | ||
Отличники | 2 | 1 | 1 | 3 |
Хорошисты | 19 | 19 | 19 | 21 |
Троечники | 5 | 6 | 6 | 4 |
Ёжикина Радость
Дымковский петушок
Сторож
Зимний лес в вашем доме
Прекрасная химия