Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи. Я предположила, что это не случайно и решила выяснить, с чем это связано. Чтобы картина была более полной я обратилась и к другим произведениям народного творчества - к пословицам, поговоркам, загадкам. В итоге всё обединилось в одной теме - "Образ печи в русском фольклоре".
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.docx | 56.97 КБ |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №22 ОАО «РЖД»
Выполнила:
Цыбульская Ирина,
ученица 4 класса
Руководитель:
Овчинникова Валентина Владимировна,
воспитатель 4 класса
Улан-Удэ 2012
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. История русской печи стр. 5-7
2.2. Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках. стр. 8 - 12
2.3. Образ печи в сказках стр. 13 - 16
3. Заключение стр. 17 - 18
4. Список используемой литературы стр. 19 -20
1. ВВЕДЕНИЕ
Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи. Я предположила, что это не случайно и решила выяснить, с чем это связано. Чтобы картина была более полной, я обратилась и к другим произведениям народного творчества – к пословицам, поговоркам, загадкам. В итоге всё объединилось в одной теме – «Образ печи в русском фольклоре».
В результате проделанной работы я сделала для себя много открытий: узнала историю создания русской печки (меня поразило то, что первые печи были без труб и весь дым шёл в дом), узнала много новых пословиц и поговорок, загадок, поняла, что в сказках всё не случайно, они имеют тайный смысл, перестала относиться к печке как к неодушевлённому предмету. Я поняла, что для наших предков она была живой – членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок и сказок.
Целью моей работы было: на основе народного творчества исследовать значение русской печки в жизни русского народа. Изучая и анализируя собранный материал, я выдвинула гипотезу, что печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить историю создания русской печи.
2. Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
3. Проанализировать образ русской печи в сказках.
4. Узнать о значении печки в жизни русского народа.
5. Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.
Объект исследования: культура и быт русского народа.
Предмет исследования: русская печь.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Изучение и использование информационных источников.
3. Наблюдение – виртуальная экскурсия.
4. Анкетирование.
5 . Поиск информации в Интернете.
Анализ основных понятий.
Толкование слова «Печь»
Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Вот какие определения я нашла в словарях:
Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой
Печь – это устройство для отапливания помещения и варки пищи.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Печь это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская - большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Русская печь - для варки пищи, печенья хлеба.
Толковый словарь В.И. Даля.
Печь – это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».
В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. написано, что слово печь общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят».
Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:
Толковый словарь С.И.Ожегова
Фольклор - народное творчество; совокупность народных обрядовых действий .
«Литературная энциклопедия».
Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. В буквальном переводе с англ. яз. «Folk-lore» означает: народная мудрость, народное знание.
Слова А. Н. Толстого:
«Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в
конечном итоге о самом себе».
2.1. История русской печи.
Для начала обратимся к истории создания русской печи.
Русские печи появились на Руси в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей.
В старинной загадке топка «по-черному» иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын- голенаст, изгибаться, горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли своё тепло в помещении, выпуская на волю уже охлаждённый дым. Таким образом, печка, топящаяся по-чёрному, была достаточно экономичной. Благодаря тому, что во время топки изба не только окуривалась, но и проветривалась, из неё постоянно удалялась сырость, поэтому добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь, более 100 лет. При топке по-чёрному сажа покрывала защитным слоем в основном потолок, а стены только до воронцов, идущих вдоль стен и названых так за их чёрный цвет.
В курной избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулось Руси.
Так продолжалось почти до середины 15 века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали деревянными заслонками, поэтому их и стали называть волоковыми окнами.
Топили печи и «по - серому», дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и прорехи в кровле. Курные печи таили в себе большую опасность и не редко они служили причиной пожара, по тем временам, одного из самых страшных бедствий. В 1571 году был издан особый приказ, запрещающий топить печи с весны до самой стужи, готовить пищу и печь калачи предписывалось в надворных русских печах.
Главный свод уставных правил повседневности 16 века «Домострой», указывал: «А, на печи бы, всегда было б чисто и сметено, и вода наперед припасена б была, пожарной ради притчи».
Проходило время, и люди придумывали, как бы сделать очаг более удобным, и печь со временем стала меняться.
К концу 15 века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднялись деревянные дымники. Из печи дым шёл на чердак, а уже оттуда, в дымник. Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и вскоре, место дымника, заняла труба из теса.
На исходе 15 столетия, московские печники изобрели новый способ отвода удушливых дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак – дымосборник, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придумывать затейливую форму. Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но вот незадача – они стали причиной снижения тепла ( часть тепла уходила в трубу) и частых пожаров, так как первые трубы делались из дерева. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она, в то время, была по карману лишь людям весьма состоятельным.
Существенный сдвиг произошёл в петровскую эпоху. В 1718 году Указом Петра первого было запрещено строительство в Петербурге курных печей и печей с деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву. Этот указ послужил мощным толчком для архитекторов и строителей, которые стали придумывать новые решения для отопления домов. Новые печки должны были отвечать всем современным на тот момент, требованиям. Архитектор Н.А. Львов и И.И. Свиязев вложили существенный вклад в развитие и совершенствование печей. В 1867 году была выпущена книга «Теоретические основы печного искусства». Эта книга стала хрестоматией для многих печников.
Стали делать безопасные кирпичные трубы. Для изготовления кирпичей применяли красную и обыкновенную глину. В такой раствор добавляли мелкий песок и дождевую или речную воду. Красный кирпич использовали как облицовочный, а ещё было нужно тугоплавкий кирпич (он выдерживал температуру до 1000 градусов) и огнеупорный кирпич (а этот держит температуру до 1600 градусов). Служили такие печи для обогрева жилища и приготовления пищи. Еда, приготовленная в печи, была очень вкусная, а тепло, исходящие от печи - полезно.
Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой.
В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества. Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок. Но даже до сих пор в деревнях и селах печи только белят.
Я думала, что печь называется белой потому, что её белили (она была белого цвета), но это не так. Печь называли белой потому, что её топили «по-белому».
Размеры русской печи были очень внушительные. Через широкое устье свободно проходил двух ведерный чугун. Главная особенность русской печи – это горнило, своего рода сводчатая варочная камера. Разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нём можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Если вы, что-то приготовили утром и оставили в русской печи – это будет горячим до самого вечера.
Приготовление пищи – это одно из основных применений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается. По мнению исследователей отечественного быта, в классической русской печи можно было за один раз испечь до 50-60 кг хлеба. Это был хлебный запас на неделю для семьи из семи человек.
Такова история русского печи, того центра, вокруг которого веками строилась повседневная жизнь русского человека.
2.2. Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
Русский народ крепко сохранил память о русской печке. Великое значение печки для русского человека доказывает большое количество упоминаний в русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках:
С образом печи, отражённым в пословицах и поговорках, связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Так, можно встретить образ печи в пословицах, касающихся, например, календарных дат: «В рождество на крылечке, на Пасху у печки». Смысл пословицы в том, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома.
Или: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся» - так говорили в октябре, когда солнце светит, но не греет, а на дворе всё чаще и чаще морозные утренники и печка начинает притягивать к себе как магнит.
Ещё осенью, когда только начинали топить печи, домочадцы незлобно шутили , что «бабушка с дедушкой на зиму печь межуют».
А зимой когда за стеной выла вьюга, мели метели, а на печки было тепло и уютно в народе говорили: «На печи и зимой красно лето».
Вообще печь для крестьянина-это райский уголок в избе, особенно зимой. Когда в дом входил человек и видел, что хозяин лежит на печи, то обязательно говорил такую присказку: «Хорошо лежать на печке – ножки в тёпленьком местечке». На эту реплику хозяин с печи отвечал: «А то, как же, истинный рай!»
Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т.е.социума. В частности, такое: «Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почёта детей внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что «на печке и дед- герой».
Женская тематика достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «Бабья дорога - от печи до порога!», а еще посмеивались: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает». Невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтобы дымом вынесло».
Связанные с печкой выражения характеризовали и людей, качества их характера . Так, о никчемном человеке говорили: «Сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке». О слабом и безвольном отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. Над взявшимся не за свое дело подшучивали: «Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку». Про опытного человека говорили: «Он из семи печей хлебы едал», а о счастливых, что они «родились в печи».
Хотя теплая лежанка русской печи была в крестьянской семье по душе каждому домочадцу, все же основное право лежать на ней принадлежало старикам и детям. О людях пожилых так и говорили: «И по летам и по годам одно место: печь» а молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь».
В народе всегда осуждали здоровых и полных сил людей, которые лежат на печи в любое время, не зная меры, их называли печушниками-лежебоками, печепарами или печегнетами. Негативное отношение к подобным людям отразилось в многочисленных пословицах и поговорках, которые сохранили меткие слова и выражения, высмеивающие лентяев. «Лежа на печи, прогладишь кирпичи», «Хорошо на печи пахать, да круто заворачивать», «Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы на море снаряжал», «Лень, отвори дверь, и подай кочергу» , «Замерзла тетка на печи лежа».
С печкой связано немало примет и поверий.
Так, плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчески, нельзя было бросать в огонь, чтобы не привлекать в избу злых духов.
Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.
Если пропадала скотина или кто- то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно.
Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Завершая свадебный обряд бросали в печь пустой горшок и приговаривали: «Сколько черепков, столько молодых ребят».
Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
Новорожденного мыли со словами: «Расти с брус вышины да с печь толщины».
Если хозяйка держит печь (в особенности шесток) неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником.
В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто- нибудь позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!». Затапливали печь с молитвой, и свекровь останавливала невесток, затеявших в этот момент ссору: «Полно вам браниться, аль не видите, что огонь зажигаю?». Нарушение этих табу, по поверьям, могло стать причиной пожара.
В случае смерти кого-нибудь в семье, домашние, чтобы не тоскавать, заглядывали в печь, сдвигали заслонку и говорили: «Вся печаль в печь!»
Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.
На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было, что есть и пить. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути, и его не поминали лихом оставшиеся хозяева. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату («Энциклопедия символов»).
Кроме того, русская печь играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.
Особое место в фольклоре занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русскую печку.
Примеры загадок:
Летом спит,
Зимой ест,
Тело тёплое,
А крови нет.
(Печь)
Шкаф большой,
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное.
(Печь, дрова, угли)
То она печет блины,
То показывает сны.
(Печка)
Полна конюшня рыжих лошадей.
Вороной войдёт всех разгонит.
(печь, угли, кочерга)
Стоит терем,
В тереме ящик.
В ящике – мучка,
В мучке – жучка.
(Печь, зола, угли)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
(Печь)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало.
(Печь)
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
( Печь)
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь)
Мать толста,
Дочь красна,
Сын — бес,
Долетел до небес.
(Печь)
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(Печь и погреб)
Шуба в избе,
Рукав на улице.
( Печь и труба)
Белая старуха на одном месте сидит (Печь)
Дедушка старый весь белый, лето придет — не глядят на него, зима настанет — обнимают его.
(Печь)
Стоит Матрена, здорова, ядрена,
пасть открывает, что дают — глотает.
( Печь)
Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.
(Печь, огонь, дым, кочерга.)
Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел.
(Печь, огонь, дым.)
Стоит баба в углу, а рот в боку.
(Печь)
Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тело тёплое, а крови нет, сесть на него - сядешь, а с места не свезёт? (Печь)
Мы видим, что в загадках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В загадках обыгрывается и то, какое место занимает печка в доме.
Таким образом, печь по праву исстари занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата - не хата». Кроме того печь – это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится : «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Как не печи, а лучше на печи», «Добра речь, коли в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, только с печи не гони».
Мы видим, что роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё обойтись было никак нельзя, потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. Недаром в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!!!
2.3. Образ печи в русских народных сказках.
Образ печи очень часто встречается и в русских народных сказках, перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль играет печь в сказках и почему так часто упоминается .
Для анализа я взяла сказки: «Гуси-лебеди», «Про Емелю дурака», «Тельпушок», «Жихарка», «Баба Яга», «Ивашка и ведьма», «Иван Попялов», «Привередница», «Сивко - Бурко»,
И вот что получилось.
Мы увидели, что в сказках печь одушевляют, наделяя различными человеческими чертами: печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает, разными способами помогает героям сказок : она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «Привередница» , «По щучьему велению»). Также печь способна наделить героя неземными силами . Так, русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи и набирается сил для будущих подвигов, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.
В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке : «Печка-матушка, спрячь меня» - это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. Мы видим отношение народа к печке: её сравнивают с самым дорогим, что есть в жизни- с матерью. «Печь-матушка» дарит тепло, защиту, с ней не страшна беда.
В сказках очень часто встречается образ Дурачка, который лежит на печи и ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но почему же печка принимает таких героев, а Емелю так вообще сама к царю везёт? Ведь это так не похоже на печь, которая не любит бездельников и лентяев (вспомним пословицы и поговорки!). Однако мы видим, что в сказках именно дурачок оказывается самым честным, смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком . Он выступает носителем лучших черт народа, и его в конце обязательно награждает судьба. И единственный кто это знал заранее, несмотря на внешнюю лень и капризность героев, была печка. Значит, печка еще и обладает чуткой душой и умением различать качества людей, их душу.
Вот характеристика Емели- Дурачка из сказки «Про Емелю - Дурачка»: «Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу», «Емеля быстро соскакивает с печи, надевает опорки и худой кафтан, весь замазанный сажей», «Мне на печке тепло...», « А Емеля спит себе спокойно на печи, когда же пробудится, перегребает в трубе сажу и снова засыпает», "Мне на печи лучше всего! А кроме того, и забавиться мне нечем: сажи тоже нигде не вижу..." . А вот Иванушка -Дурачок из сказки «Сивко-Бурко»: «Платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «Старший, средний сын были уже женаты, дурак всё сидел на печки да сажу перегребал». Братья говорят Иванушке: «Сиди себе на печи да золу пересыпай». Царь говорит царевне: «Какой это суженый! Он дурной, весь в саже».
Мы видим, что в описании героев постоянно упоминается печь, тем самым показана тесная связь героя с образом русской печи.
В одной статье автор проводит интересную образную параллель и дает значение слову «печка». Он пишет о том, что «слово ПЕЧКА, имеет смысловое значение «забота».Отсюда слова: ПОПЕЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ОПЕКА, ОПЕКУН, ОПЕКУНСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ. А вот Иванушкины братья были БЕСПЕЧНЫЕ (без печи)». И когда в сказке «Сивко-Бурко» «пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: «Когда помру, вы три ночи подряд ко мне ходите на могилу, приносите мне хлеба», из всех братьев только Иванушка выполняет этот наказ. Он опекает душу своего отца, чтит родовые традиции. А старшие «беспечные» ни разу не исполнили свой долг перед умершим отцом, откупались от него (один пирогом сладким, другой пообещал лапти сплести).
Другие ученые считают, что слова «дремучий лес – дремать - дурак»- однокоренные, обозначающие изменённое сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес – другой мир, мир мертвых, именно там живёт Баба Яга.
Дремать – человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании, мире.
Дурак – тоже получается человек отчужденный от мира реального, его не интересуют земные проблемы , он обладает другим, особенным знанием, поэтому его действия часто не понятны окружающим. А вот печка всё знает и понимает!
Вот и получается, что Иван и не дурак вовсе, а поумнее любого умного. И лежит он на печи до поры до времени, а печь принимает его, зная, какой он на самом деле.
Во многих сказках Баба Яга или другие злодеи похищают и стремятся изжарить в печи героев , сажая их в печь, но, проявляя чудеса смекалки и хитрости, отважные герои сами сажали в печь своих врагов («Жихарка», «Ивашка и ведьма», «Баба Яга»). В других сказках герои наоборот сами забираются в печь, чтобы уйти от опасности. ( «Гуси-лебеди», «Привередница»). У славян существовал обряд «перепекания детей», который сохранился вплоть до наших дней на Русском севере. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.
В сказках именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости, для существования в ином мире, в мире предков. Но ни один герой в сказках не был изжарен Бабой Ягой, все возвращаются в мир людей.
В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра, залезая в печь на обратном пути из владений Бабы Яги, пройдя уже немало испытаний, также совершают обряд перепекания, но перепекаются они для этого мира – мира живых людей. Исследователь А.Н. Афанасьев отмечает, что «они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми повзрослевшими людьми : не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации».
Ещё одну роль печи мы видим в других сказках, где животворящая сила русской печи настолько чудесна, что положенный на неё чурбан мог легко превратится в младенца, из которого потом вырастал могучий богатырь. То есть печь в сказках выступает и в образе матери, рождающей детей.
Так, в сказке «Тельпушок» мальчик рождается из чурбана, который положен на печь сушится: «Жила-была старуха, детей у неё не было. В одно время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан. Воротилася, затопила избу, а чурбан на печку положила и говорит сама с собою: «Пускай высохнет, на лучину сгодится!».а изба у старухи была чёрная(то есть топилась по-чёрному: дым из печи шёл не в трубу, а в избу); скоро щепки разгорелись, и пошёл дым по всей избе. Вдруг старухе послышалось будто на печи чурбан кричит:
- Матушка, дымно! Матушка, дымно!
Она сотворила молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит – что за диво? Был чурбан, а стал мальчик. Обрадовалась старуха: Бог сына дал! И начал тот мальчик расти, не по дням, а по часам, как тесто на опаре киснет; вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские…»
В сказке «Иван Попялов» еще один герой рождается с помощью печи: «Жили себе дед да баба, и было у них три сына: два разумных, а третий дурень – по имени Иван, по прозванию Попялов. Иван двенадцать лет лежалвв попяле, опосля того встал из попялу, и как стряхнулся, так с него слетело шесть пудов попялу» (“попял” – пепел).
В другой сказке читаем : «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был старик со старухой, детей у них не было. Говорит раз старик: «Старуха, поди, купи репку, за обедом съедим». Старуха пошла купила две репки. Одну кое -как изгрызли, а другую в печь положили, чтобы распарилась. Погодя немного слышит – что-то в печи кричит: «Бабушка, откутай, тут жарко!» Старуха открыла заслонку, а в печи лежит живая девочка».
В сказке «Ивашка и ведьма» у старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой ещё и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку в подпечек. На третий день что-то в подпечке зашумело, а потом кричит: «Тятя, мама, выньте меня». Старик поглядел и увидел мальчика небольшого. К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу.
Читая эти сказки, мы понимаем, что печь для русского народа действительно живая, в ней столько тепла, любви, уюта и силы , что из простых вещей, положенных в печь, могут появиться дети.
Таким образом, мы видим, что печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами.
Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, касающимися печи, я поняла, что печке в жизни народа действительно отводилось особое место, и моя гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что печка в русском фольклоре показана как живая, добрая, мудрая, справедливая, печке в доме оказывалась особая честь. Народ изображал её такой, потому что печка была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение печи в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней .До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Я провела опрос среди учащихся начальной школы, который показал, что настоящая русская печь есть у восьми человек. В основном её используют для приготовления еды .
У нас в России есть целый Музей Русской Печи , где построена самая большая (высота 11 м, периметр 6х9 м) Русская печка, которая занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Что интересно, нашу русскую печь знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, у известного миллиардера Билла Гейтса в столовой стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом, а на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным» была продана за 20 тысяч долларов. Василий Федоров по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена.
Так что и за рубежом по достоинству оценили всю ценность, удобство и красоту русской печки.
1) Русские народные сказки , Москва, 1992.
2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1982.
3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 1993.
4) Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- Москва, 1990.
5) Русские пословицы и поговорки. – Москва, 2000.
6) Т. Тарабарина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 1997.
7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.
5) С.И. Ожегов Толковый словарь
6) В.И. Даль Толковый словарь русского языка . – Москва, 2004.
7) Топорков А.Л. ''Перепекание'' детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992.
8) Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. - М., 2002
1) http://wiki.simbolarium.ru/index.php
2) http://mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/
3) www. pechka.su
4)www. pechi-pechi.ru
5) http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi
7) http://mirslovarei.com/content_oje/pech-34346.html
8) http://www.slovopedia.com/15/207/1555791.html
9) http://russtove.ru/main/13-kratkaya-istoriya-russkoy-pechi.html
10) http://withadess.ucoz.ru/news/istorija_russkoj_pechi
11) http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/russkaja_pech
12) http://thiswas.ru/lyubopytno/istoriya-russkoj-pechi.htm
13) http://ru.wikipedia.org
Сорняки
Заяц, косач, медведь и весна
Зимняя сказка
Любимое яичко
Барсучья кладовая. Александр Барков