Знание истории и культуры своего родного края, своей исторической родины, необходимо каждому человеку. Ведь без прошлого нет будущего! На территории Бурятии и Селенгинского района живут представители многих религиозных конфессий, стоят храмовые строения – дацаны, церкви. Они являются ценностями материальной и духовной культуры народа. Изучая историю Тамчинского дацана я познаю историю и культуру моего народа, а с точки зрения развития человека и человечества буддизм остается важным фактором, влияние которого многозначно, многоаспектно и опирается на гуманистические принципы, миролюбие, толерантность к другим религиям, философским учениям и народам.
Цель моей работы: через изучение и сохранение истории Тамчинского дацана внести свой вклад в межкультурное взаимодействие этносов на территории моего района.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tamchinskogo_dacana.doc | 87.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Районный фестиваль «Хрустальный мир»
«Тамчинский дацан на пороге ХХI века:
история прошлого и настоящего»
Подготовила: Нимаева Татьяна
8 класс
Руководитель: Дугаржапова Д.Д.
учитель истории
с. Новоселенгинск – 2011 г.
Оглавление
Титульный лист
Знание истории и культуры своего родного края, своей исторической родины, необходимо каждому человеку. Ведь без прошлого нет будущего! На территории Бурятии и Селенгинского района живут представители многих религиозных конфессий, стоят храмовые строения – дацаны, церкви. Они являются ценностями материальной и духовной культуры народа. Изучая историю Тамчинского дацана я познаю историю и культуру моего народа, а с точки зрения развития человека и человечества буддизм остается важным фактором, влияние которого многозначно, многоаспектно и опирается на гуманистические принципы, миролюбие, толерантность к другим религиям, философским учениям и народам.
Цель моей работы: через изучение и сохранение истории Тамчинского дацана внести свой вклад в межкультурное взаимодействие этносов на территории моего района.
В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдайн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Место под его строительство указал первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржаа Заяев. По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места.
Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. Гусиноозёрский даца́н (также Тамчи́нский, Хулунно́рский, ранее Хамби́нский; тибетское монголизированное название — «Даши́ Ганда́н Даржали́нг») — буддийский монастырь на территории Селенгинского района Республики Бурятия; с 1809 по 1930-е годы — резиденция Пандита-хамбо-лам, центр традиционного буддизма в России. Памятник истории и архитектуры.
Тамчинский дацан - это драгоценное наследие бурятского народа, которое служит делу возрождения и развития бурятской культуры. Бурятский храм, как и в целом, бурятский буддизм уже в самой начальной стадии своего развития имел для российской восточной политики первостепенное значение. Со времени разрушения дацанов в 30-е годы многие памятники истории и культуры утрачены полностью, а сохранение Тамчинского дацана - это свидетельство бурятской истории и культуры.
Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне...
Интересно происхождение названия Тамчинский дацан. Это название происходит от старого названия бурятского села, существовавшего на месте нынешнего поселка станции Гусиное Озеро. Этимология слова Тамча означает « место, где проживает высокий буддийский чин. Титул». С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция официального главы буддийского духовенства России Бандидо хамбо ламы. Есть еще название Хамбын дацан, Хамбын хурөэ (Хамбинский дацан, Хамбинская резиденция) и тибетское название Гэндэн Даржалинг. Этот дацан вплоть до 30-х годов ХХ века оставался центром российского буддизма и пережил славную историю. Он был центром притяжения не только для буддистов, но и для просвещенных людей всей России, а также зарубежных стран.
В разных источниках содержатся разные даты основания Тамчинского дацана: 1741 упоминается в Хоринской летописи В.Юмсунова, как год появления на берегу Гусиного озера кошмового дацана. А в Селенгинской летописи Д-Ж. Ломбоцыренова называется уже 1750 - е годы. 1741 год вполне приемлем как дата основания, тем более, что он совпадает с Указом императрицы Елизаветы. Дацан был основан в 1741 году на западном берегу Гусиного озера (по-бурятски Галун-нур) у горы Цокто Хонгор ламой монголом-хатагином Жимбой Ахалдаевым, прибывшим в Забайкалье из Сайн-нойон-хановского аймака Монголии в 1720-х годах, точнее 1738 году. Изначально он представлял собой большую войлочную юрту, юрту – кумирню, но уже в 1750 году обрёл деревянное здание. Этот деревянный дацан стал первым стационарным буддийским храмом. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой.
Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году был построен деревянный храм. Вместе с расширением дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.
По описанию академика П.С. Палласа, посетившего дацан в 1772 г., комплекс состоял из главного двухэтажного и 4-х малых храмов. Паллас отмечал, что архитектура Гусиноозерского дацана "во вкусе большого храма на Чикое (т. е. Цонгольского), но по величине он приблизительно равен лишь находящимся там храмам и имеет примерно размеры квадрата со сторонами в 5 саженей". В домиках и юртах дацана проживало в то время свыше 80 лам.
1809 год — особая веха в истории дацана. Тогда Тамчинский дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией Пандито Хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма в России. После длительной борьбы с Цонгольским дацаном Гусиноозерский стал первым за Байкалом, в 1783 г. он становится резиденцией официального главы буддийского духовенства, имевшего влияние по левую сторону Селенги, а в 1809 ему были подчинены и все остальные буддийские монастыри.
А. Мартос, посетивший дацан в декабре 1823 г., сообщает: "При Гусином озере всех кумирен одиннадцать; десять расположены в квадрате одна от другой в одинаковом расстоянии, главная в центре". В 1848 г было уже 16 малых храмов (сумэ), некоторые с четырьмя, другие с восемью стенами.
В третьей четверти XIX столетия бурятское духовенство, заручившись поддержкой администрации Восточной Сибири, вновь отстроило главный храм дацана — из камня.
В 1858 году было разрешено и началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). По сведениям Б. Барадийна "мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска". Строительство храма в основном было завершено к 1870 году. Вслед за главным постепенно были заменены новыми зданиями и остальные храмы. И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.
Подробное описание буддийского монастыря составляли Птицын В.В., Разумов Н, Сосновский Н., Ядринцев Н.М., Попов Н.И. и другие исследователи, которые почитали своим долгом обязательно посетить Тамчинский дацан, полагая, что «быть за Байкалом и не видеть ламаистов с их обстановкой считали бы упущением. Вот описания данные Осокиным, Лабе: «Главным дацаном всего Забайкалья считается Гусиноозерский (Тамчинский), который находится в Селенгинском округе вблизи города Селенгинска, на священном для ламаистов Гусином озере…», «На берегу Гусиного озера, которое называют озером священников, находится обитель Бандидо-Хамбо-ламы. Это главный ламаистский монастырь буддизма Сибири»
Н.М. Ядринцев побывав в Забайкалье и в гостях у ламайского епископа отмечает: «Глубокое впечатление на присутствующих производит великолепие ламской мистерии с картежом со слоном, с множеством музыкантов и причудливых масок изображающих богов в фантастических костюмах».
В 1861 году при монастыре открылась религиозно-философская школа для подготовки духовных кадров, в значительной степени соответствовавшая образовательным стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени, что, по мнению специалистов, сняло проблему острой зависимости бурятских лам и мирян от наставлений со стороны зарубежных Учителей Дхармы[2]. В Забайкалье появились собственные буддийские учёные высокого класса.
Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок. В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.
К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70 саженей) размещался главный трехэтажный храм дацана - Цогчен, что означает "дом всеобщего собрания". Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная статуя бодхисатвы Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами. Гусиноозерский дацан был не только религиозным центром по изучению религии и буддийской философии, но и культурным центром Забайкалья. При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках, т. е. дацан был центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконописи, ремесел, литья скульптурных изображений божеств, медицины. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. Изготавливались деревянные детали и украшения дацанских построек, мебель, божницы, фигуры тигров, львов, мифического животного «луу», слонов. Занимались здесь и изготовлением глиняных бурханов
При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков.
Тамчинский дацан, где с 1809 года находилась резиденция высших буддийских иерархов, оставался религиозным центром Бурятии вплоть до 1930-х годов, когда началась масштабная антирелигиозная кампания советской власти. В 1938 году Постановлением Президиума ЦИК БМАССР № 4 от 13 января дацан был закрыт.
В 1957 году постановлением правительства Бурятии Гусиноозёрский дацан объявлен историко-архитектурным памятником.
В настоящее время на месте сохранились только два храма Цогчен и Чойра, из 17 храмов, это памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков.
Тамчинский дацан дал российскому буддизму девять Пандито Хамбо лам. Одним из самых известных Хамбо-лам Тамчинского дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы. Хамбо лама Тамчинского дацана Дампил Гомбоев в одном из своих отчетов, писал, что в дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках. Сам Гомбоев, отличался не только высокими нравственными и интеллектуальными качествами, но был и ревнителем просвещения, одаренным и высокообразованным человеком. Особое уважение он снискал тем, что подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию буддийского искусства.
Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Итигэлов, о котором сложено немало легенд. Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандидо Хамбо ламы главы буддистов Восточной Сибири, в его ведомстве было 34 дацана. Находясь на посту Хамбо ламы Д.Д. Итигэлов прилагал большие усилия не только для лечебной деятельности среди верующих и мирян, но и для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной светской литературы. Он был инициатором постройки новых Чойри и Деважин дацанов. Уйдя с поста Пандидо Хамбо ламы в 1917 году Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны.15 июня 1927 года Хамбо Итигэлов в состоянии медитации ушел из этой жизни. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и захоронили. 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага. Спустя 75 лет после захоронения тело великого ламы осталось нетленным
2.4 Тамчинский дацан в кинематографе
Тамчинский дацан предстал во всем великолепии перед всем миром в кинофильме В. Пудовкина «Потомок Чингисхана». Именно здесь велись натуральные съемки, именно этот архитектурный ансамбль стал фоном церемониального буддийского танца мистерии Цам. Фрагменты одного из последних Цамов в Тамчинском дацане были запечатлены в 1928 году во время съёмок художественного фильма В. И. Пудовкина «Потомок Чингисхана», получившего популярность за пределами СССР — в Европе, где он шёл под прокатным названием «Буря над Азией». Против киносъемок тогда возражали ламы дацана. Уговорить их помогло режиссеру правительство Бурятии. Ныне уникальные кадры церемонии Цам бесценны.
2.5 Мистерия Цам
Буддийская мистерия Цам проводилась в монастыре до конца 1920-х годов[3]. Дацаны России восстанавливают мистерию Цам в течение двух последних лет. Цам Докшитов, который прошел в Тамчинском дацане в дни 270 – летнего юбилея дацана, это танец, исполняемый ламами, которые маскируются с помощью больших масок докшитами - защитниками буддийской веры в их гневных воплощениях. Вместе с шанаками /ламами-созерцателями/, выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, они совершают по кругу религиозный танец. По одной из версий, корни обряда уходят в древние шаманские практики. А его главная цель - показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей учения Будды. Цам проводится во дворе дацана. Полный ритуал может длиться около шести часов. Однако в этом виде он пока не восстановлен.
2.6 Оленный камень
На территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный археологический памятник — оленный камень (Алтан-Сэргэ — «золотая коновязь»), которому, по определению археологов, 3-5 тысяч лет. Оленный камень, уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы. Достопримечательностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. Оленный камень «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь. Возраст этого камня по определению специалистов составляет свыше 3300 лет. Этот камень неотъемлемая часть ритуального праздника ЦАМ, проводившегося в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана рядом со зданием Чойри в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. После реставрации специалистами Эрмитажа он восстановлен на предположительно прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени застывшие в полесье. Головы оленей украшают 5,6 - витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск.
Заключение
В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь респуб лики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма... Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин - «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение дацана. В ноябре 1990 года в сохранившемся дугане Чойра состоялось освящение вновь открывшегося Тамчинского дацана,
А летом 17 июля 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо, который провел здесь молебен. Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер: под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считавшийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золотая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый период в истории дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.
В первоначальном виде до наших дней сохранился дуган Чойри. Он был основан в 1861 году, и 26 ноября 1990 года после всех испытаний временем состоялось его открытие для народа. В начале 70-х годов XX века оставшийся храмовый комплекс лишился двух дуганов Аюши и Деважин. Храм Деважин был перевезен в Музей деревянного зодчества Бурятии в Верхнюю Березовку, где и находится в настоящее время.
По федеральной программе «Культура России» ведутся реставрационные работы на Цокчин дугане, в единственном сохранившемся в республике соборном буддийском храме являющимся памятником архитектуры федерального значения.
Храм возрождается с 1990 года. По словам ширээтэ-ламы Тамчинского дацана Солбона Аюшеева, в монастыре сейчас служат двенадцать лам и десять учеников-хувараков.
2011 год – год 270 - летия Тамчинского дацана. История Тамчинского дацана намного острее и драматичнее других, потому, что он был центром сосредоточия своего времени, по своему положению и значению.
Карандаши в пакете
Три коробки с орехами
Три загадки Солнца
Девочка-Снегурочка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды