Исследование связано с рекой Большой Иргиз , легендами, истоическими событиями, известными людьми, прославившими Иргизские земли.Рассказывает о флоре и фауне реки и её сегодняшних проблемах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 60.82 КБ |
МОУ «СОШ С КАМЕЛИК ПУГАЧЁВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Исследовательская работа по краеведению
«Мы- дети малых рек России,
перед которыми в долгу»
Работа ученицы 7 класса Кирюшиной Кристины
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Прохорова С.В
2012г
1.Вступление.
2.1.Географическое положение
2.2. флора, фауна.
2.3. Исток реки.
2.4Населённые пункты.
3. Этимология названия реки.
4. Легенды о названии реки
5. Исторические события, связанные с Иргизом:
5.1 Старообрядчество и Емельян Пугачёв.
5.2. « Иргизские варницы»
5.3 Люди, прославившие Иргиз
6.Проблемы Иргиза сегодня.
7. Выводы.
1.Вступление
Мне порою часто снится,
Словно крик осенней птицы.
Край суровый, край далекий,
Где с тобою мы родились.
Где колечко за колечком.
По степи рисует речка.
Для кого то небольшая,
А для нас – Большой Иргиз.
В. Н. Фадин ( СЛАЙД 3)
Сейчас как никогда остро стоит вопрос о возрождении и сохранении духовных и культурных ценностей народа. Данный вопрос возник прежде всего из чувства патриотизма, любви к отчему дому, своему краю, необходимости изучения и сохранения прошлого наших предков, и в этом нам помогает краеведение. ( СЛАЙД 4) Большая Советская энциклопедия дает самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, С.920].В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [4, С.295].
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что краеведение- это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Пословица «Мира не узнаешь, не зная края своего» близка и понятна мне потому, что занимаюсь изучением историей своей малой Родины.
Краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Надо ли этим заниматься?
И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
С этим вопросом я обратилась к старшеклассникам МОУ СОШ с . Камелик.
Вот какие ответы я получила:
-это интересно,
-это важно знать, чтобы уважать историю предков,
-всегда интересно, откуда ты родом,
-просто удивительно, как люди могли освоить этот край,
-уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,
-история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
-зная героическую историю освоения Иргиза , чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым,
- не зная истории родного края, нельзя ощущать себя образованным человеком. Своё исследование я посвящаю реке Большой Иргиз - самой красивой , удивительной, родной реке , на берегу которой расположено живописное село Камелик, где проходит моё детство.
Цель моего исследования:- изучить историю реки Большой Иргиз , местные события в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее.(СЛАЙД 5)
2.Географическое положение, флора, фауна. (СЛАЙД 6) Река Большой Иргиз - одно из чудес Заволжской природы. Протекает в Самарской и Саратовской областях , левый приток Волги. Длина — 675 км, площадь бассейна — более 25 000 км.
Течёт, сильно петляя, по широкой долине среди распаханной степи, подпитываясь снегом. Впадает в Волгоградское водохранилище ниже города Балаково. В наш век все подчиняется учету. Подсчитали и реки. Их в стране 250тыс. Большой Иргиз, конечно, входит в это число.
У каждого, пусть даже самой маленькой речки, есть на земле заслуги. Одна несёт по пескам влагу, и без нее сразу исчезла бы жизнь. Другая омывает деревенские огороды, поит лошадей и коров, дает приют немудрящей рыбёшке и тоже необходима и хороша на земле. Третья славится дорогой рыбой, четвертая силой и чистой водой...
Река - кормилица, река- дорога, река- краса, река- источник для питья и промыслов.
Все древнейшие поселения человека находятся по берегам рек
Люди меняют жильё, переезжают, а река остаётся.
(СЛАЙД6 .7,8.9)Иргиз разный во все времена года. Летом- тихо, спокойно, величаво несёт свои волны.
Осенью- загадочный, сказочный. Очаровывает своей пышной красотой.
Зимой, закованный в лёдяную кору, будто спит и вспоминает свои загадочные легенды.
Весной –шумный, бурлящий .
Река замерзает в конце ноября - начале декабря, вскрывается в апреле. (СЛАЙД 10,11, 12)Подъем уровня воды весной начинается 3, 4 апреля, проходит со средней интенсивностью 0,8 м/сутки. Пик половодья проходит в середине апреля.
Средняя продолжительность половодья 30 дней. Правый берег высокий, незатопляемый, поймы не имеет. Левый берег пологий, низкий, с широкой поймой, которая в нижнем течении сливается с волжской. Берега реки довольно высокие, обрывистые, возвышаются до 10 км и более. Русло песчано-глинистое, легко размываемое, отличается очень большой извилистостью.
(СЛАЙД 13)На реке 2 крупных водохранилища: Сулакское (площадь водного зеркала 2000 га, объем — 115 млн. м3) и Пугачевское (1020 га и 60 млн. м3 соответственно). Через акваторию Сулакского водохранилища проходит трасса Саратовского оросительного канала имени Е. Е. Алексеевского. Он был постоен в 1967 - 1972 годах для орошения и обводнения Заволжских земель и его протяженность составляет 127 километров. Здесь можно увидеть и извилистоть Иргиза, и байрачные леса на его берегах. Саратовский оросительный канал, место где он впадает в Сулакское водохранилище и само водохранилище. (СЛАЙД 14) А так же посетить переливную дамбу, которая поддерживает уровень воды в водохранилище. Зрелище впечатляющее. Летом там люди ещё и купаются - тоже интересное развлечение побывать в этом потоке воды.
Всего в бассейне реки Большой Иргиз сооружено около 800 прудов и водохранилищ общим объемом 450 млн. м3.
Фауна Иргиза.( слайд 15, 16 ) В лесу много кабанов, которые устраивают лежбище, и купальни на берегу реки около Журавлихи. Кабаны любят грязную воду, поэтому их привлекает данная местность. Нередко можно встретить на своем пути гадюку. Много красных муравьев, разновидностей кузнечиков и лесных пауков, летают мошки, комары. Над рекой парят чайки, доказывающие, что река связана с Волгой. (СЛАЙД 17) Из рыб в воде водится карась, щука, плотва, окунь, ерш, судак, сомы.
Флора реки (СЛАЙД 18)
Прибрежная растительность на обоих берегах в основном одинакова. На левом берегу негустые заросли ивы, осины. Из травянистых растений, в основном, произрастают дикорастущие злаки. Встречаются подорожник, одуванчик, полынь, пижма, белоголовник, мышиный горошек. На поверхности склонов встречаются кустарничковые растения: сладкий паслен. Правый берег покрыт лесом шириной 180 -240 метров. Берег пологий, постепенно возвышающийся над рекой. Лес старый, много деревьев гниющих. Среди деревьев встречаются тополь, осина, дубы. Возраст деревьев доказывает толщина древесины, достигающая до 80 см. в диаметре. Ближе к реке произрастают: бересклет бородавчатый, шиповник, терновник. Среди зарослей деревьев и кустарников много хмеля, ландыша, чистотела, подорожника, крапивы, чистотела, копытень европейский, шалфея и других темновыносливых и темнолюбивых растений. А вот водная растительность в разных местах резко отличается. Произрастает рогоз широколистный, но его мало. Редкими зарослями растет камыш. Очень много кубышек и водных лилий.
ИСТОК(СЛАЙД 19)
Своё начало Большой Иргиз берёт в районе посёлков Исток и Краснооктябрьский Самарской области, по территории которой протекает через Большечерниговский, Большеглушицкий и Пестравский районы. Данный памятник природы размещается в 1 км восточнее бывшего села Щелкова, на территории Верхне-росташинского охотничьего заказника. Площадь 15 га.
Истоки реки представляют собой группу родников, вытекающих из пород юрских отложений. Рельеф представляет овражное понижение между холмами, похожее на чашу, склоны которого местами обнажены. Со всех сторон в центр чаши стекается вода, откуда она чистой студеной лентой сбегает вниз и образует местами небольшие водопадики. На протяжении метров двадцати ручей промыл юрские породы, обнажив разнообразные отпечатки и окаменелости морских моллюсков. Впечатляющее зрелище производят гигантские аммониты до 70—80 см в диаметре, сохранившиеся отпечатки которых, иногда с перламутровой оболочкой раковин, сверкают на солнце своей красотой.
Вокруг истоков простирается степь, на морском днище чаши зеленеет трава и коряво тянутся вверх низкорослые ивняки. Очень жаль, что местные люди, живя в степи и зная цену воде, не берегут источник — исток большой степной реки. Здесь пасется скот и приходят на водопой стада коров и отары овец.
Истоки реки Большой Иргиз, как ценный памятник природы, нуждаются в строгой охране.
Притоки.(СЛАЙД 20)
Правые: Таловка, Сухой Иргиз, Каралык, Вязовка, Овсянка.
Левые: Росташи, Большая Глушица, Гусиха, Журавлиха, Мокрая Овсянка, Сухая Овсянка, Тепловка, Сестра, Камелик, Рубежка, Клопиха, Сакма, Большой Кушум (Кушум), Малый Кушум, Маянга (Мокрая Маянга).
Бассейн Большого Иргиза также богат пойменными озёрами, в частности Долгое, Наумовское, Подпольное, Камышовое, несколько озёр под названием Калач. Крупнейшим из всех является Ильмень
Населённые пункты.(СЛАЙД21)
В Саратовской области река течёт на юго-запад через Канаевку, Яблоневый Гай, Горелый Гай, Клевенку, Камелик, Журавлиху, Орошаемый, Гусиху, Старую Порубежку, Большую Таволожку, Малую Таволожку, Смелость, Садовый, Преображенку, Успенку, Пугачёв, Давыдовку, Мопр, Беленку, Толстовку, Каменку, Варваровку, Новую Сакму, Большую Сакму, Берёзово, Малоперекопное, Сулак, Перекопную Луку, Сухой Отрог, Ветку, Береговой, Криволучье-Суру, Кормёжку и Наумовку, откуда берёт северо-западное направление к устью через сёла Малый Кушум, Быков Отрог, Малую Быковку и Красный Яр.
Этимология слова(СЛАЙД22)
Название реки Иргиз появилось очень давно. Первое известное в истории упоминание принадлежит Ахмеду ибн Фадлану (арабскому путешественнику) и относится к 921году. Слово это имеет тюркское происхождение и означает "извилистый", также "источник". Если это древний гидроним (имя реки, водоема), то он связан с определенной территорией, юртом, а юрт у кочевников назывался по племени. Не случайно в русских деловых грамотах конца XVI — начала XVIII в. мы встречаем: Иргизский юрт, Баландинский юрт, что соответствовало, видимо, Иргиз-юрт, Баланда-юрт. В гидрониме Иргиз вторая часть — газ, возможно, русифицированный вариант из гыз — гуз разных тюркских диалектов и связана с именем гузов (узов, огузов), продвинувшихся в IX в. в степные и лесостепные районы Саратовского и Самарского Поволжья из северной части Средней Азии и Приуралья. На правах сильного союзника хазар гузы, по-видимому, закрепляют за собой часть водно-земельных лесостепных массивов: р. Уза, речки Гуселки, Большой и Малый Иргизы. Вероятно предположить, что элемент ир- восходит к этнониму древнеиранских племен, которые в VII—X вв. занимали часть районов Поволжья. Объединение тюркоязычных и ираноязычных родовых групп было характерным для эпохи древнетюркских и раннесредневековых тюркских языков (IX—XIII в.). В результате мог появиться составной этноним иргыз — иргуз (так же, как карабулак, кара-курсак, сары-ногай, эрсары и т. п.). Эту версию подтверждают исторические документы.
Имя реки Иргиз упоминается в послании ногайского князя Исмаила к Ивану Грозному (1555 г.): заверяя русского царя в своей верности ему, Исмаил советовал россиянам основать крепость на реке Иргизе, где кочевали беглые ногайские мурзы, не желавшие подчиняться Исмаилу и русскому царю. [
Кроме того, есть сведения о существовании в Сибири в конце 16 в. тюркоязычного Иргизского государства. Из деловых документов конца 16 в. - в Делах Польских: «Ясаку положилъ [Государь] на Сибирское Царство, и на Конду Большую, и на Конду на меньшую, и на Пелымское Государство, и на Туру рђку, и на Иртышъ, и на Иргизское Государство, и на Обь Великую по пяти тысячь сороковъ соболей»
Таким образом, можно говорить о существовании племенного объединения иргизов, часть кочевых родов которого продвинулась в заволжские лесостепи и закрепила за собой юрт, границы которого были обозначены реками, получившими соответственно название Большой и Малый Иргиз.
Легенды о названии реки (23)
Заволжские степи с древних времен были местом обитания сарматов, калмыков, башкир. Эти воинственные племена селились по берегам степных рек.
До настоящего времени в верховьях рек Б. Иргиз и Камелик живут башкиры, составляя основу населения района. Этот народ создал немало красивых легенд и сказаний, связанных с названием урочищ и местных рек.
Башкирские легенды. Существует башкирская легенда, которая гласит о том, что у человека по имени Якуп, что жил в ауле Хасаново, была единственная дочь. Отец нежно ее любил, желал, чтобы она росла мужественной, отважной и неустрашимой. Сам Якуп был хорошим охотником, отменным стрелком. Он часто брал свою дочь с собой на охоту. Дарил ей оружие. Поощрял ее участие в скачках.
В те времена между соседними племенами происходили стычки и даже кровопролитные сражения. Воевали чаще всего из-за выгонов и пастбищ для скота. В одном из таких сражений вместе со своими сородичами участвовали Якуп и его дочь. И она удивила всех своим мужеством. Когда сражалась она в самозабвении, в спину ей угодила вражеская стрела. Она будто и не заметила этого – продолжала вести бой, забыв обо всем. Но силы ее стали иссякать, и мир померк перед глазами. Оглянулась она – а вокруг ни единой души. Отважная девушка упала ничком на седло, и верный конь помчал ее в аул. Так в седле и умерла.
До предела уставший конь едва держался на ногах, когда привез ее домой и остановился. Девушка упала на землю. Но верный конь ее не покинул. Он выщипал вокруг болотную траву, а затем стал фыркать и рыть землю копытом, как бы призывая свою хозяйку подняться с земли. И вдруг в том месте, где он вырыл большую яму, ударил из-под земли прозрачный поток воды и устремился по низине, прорывая себе русло. Девушку с большими почестями похоронили на том месте. "Это была девушка с львиным сердцем!"– говорили про нее. "Она была девушкой-мужчиной – ир-кыз".
Прошли столетия. Память об "Ир-кыз" сохранилась. Только слова те несколько изменились и реку стали называть "Иргиз", в которую постепенно превратился тот ручей.
Народ хранит в своем сердце и отважную "Ир-кыз", и полноводную реку Иргиз
На берегу большой реки жили племена казахов. Занимались мирным трудом, пасли верблюдов, овец. Под звуки курая пели песни, веселились. Доили кобылиц, пили ни с чем несравнимый напиток жизни – кумыс. Женились, растили детей, ходили в гости друг к другу. И все бы было хорошо, да беда всегда идет рука об руку с радостью.
Черной тучей налетели враги. Крушили, жгли, убивали, терзали землю, не щадили ни стариков, ни детей. Черным стал каждый день, как будто свет погас навсегда. Матери не успевали хоронить сыновей, жены – мужей. Перестал петь курай, не было слышно смеха детей.
Настал час, когда мужчин не осталось на этой многострадальной земле. Кто отомстит за пролитую кровь? Враги по-хозяйски топтали орошенную слезами пашню. Что, кроме горя, могло взойти на ней? Лучше быть убитым, чем полоненным быть. Не ожидали противники, что найдутся силы, способные противостоять рабству. Наутро была великая сеча. Берег реки быстро стал покрываться телами убитых. И остался один воин, последний храбрец, но и он упал бездыханный. С головы слетел шлем и... сто косичек, быстрых, как степные ящерицы, нырнули в теплую воду. Враги смутились: "Как?! Это не мужчина?! Это девушка?!" Они смотрели, как смертная бледность покрывает нежные щеки, как опустились, навек закрыв прекрасные очи, густые ресницы. Сраженные красотой и силой духа «юноши», воеводы выдохнули "Ир" (с башкирского – "мужчина") "Кыз" (с башкирского – «девушка»)?! И подвиг ее – Большой. Вот так и стала наша река Большим Иргизом.
Второй вариант происхождения названия реки.
Существует легенда, что якобы у хана Маянги была красавица – дочь Ир-Кис, которую хотел взять себе в жены сын соседнего хана, но гордая девушка ему отказала. Хан не стерпел обиды и начал войну против соседей. Девушка сама повела воинов отца. Сражение разыгралось на реке. В честь храброй девушки реку назвали Ир-Кис, потом звуки «к» и «с» стали более звонкими. В результате получилось Иргиз.
Легенды, связанные с первыми поселениями.(СЛАЙД 24)
В эпоху бронзы здесь появились первые поселения, их остатки обнаружены по берегам озера Калач и реки Большой Иргиз. В конце IV века н.э. сюда пришли жестокие гунны (монголоидная раса), уничтожавшие все на своем пути. В конце IX века в этих местах кочевали и жили орды печенегов. В эти периоды большинство завоевателей шло на Русское государство с Востока, неся с собой беды и разрушения живущим тут народам. Среди нападающих были разные племена. С одним из таких нашествий связана еще одна легенда о степной реке.
Слово «ирис» в переводе с греческого – «радуга». За необыкновенную красоту, радужность расцветки получил свое название цветок ириса.
Чудо природы – радуга всегда восхищала людей своей загадочной красотой.
А в этот день небесное явление растревожило душу воина-поэта.
Через весь купол послегрозового фиолетового неба перекинулась блестящая свежевымытыми красками радуга. Один конец её опустился во взбудораженные непогодой воды реки, а другой – видимо, в такую же степную реку. Вбирая по капле зеркальные брызги реки, радуга становилась все ярче и ярче.
И тогда поэт воскликнул: «Цветок ириса! Смотрите, в небе расцвел ирис!» - «Где?» - не понял его рядом стоящий воин. «Вон, смотри! Один лепесток цветка прильнул к реке, а другой – пьет воду из такой же бурлящей красавицы, как эта! Клянусь, я найду и ту реку!»
Кочевники шли на запад. Позади остались казахстанские просторы, где поэт назвал один из притоков реки Тургай Ирисом. Но воины переиначили его по-своему – Иргизом. Так это слово звучало для них понятнее и благозвучнее. Иргиз – будто удар бича, Иргиз - взвизг меча в бою. Такое название река сохранила и до наших дней.
Когда племена вступили в заволжские степи, то увидели вторую реку и поразились её красоте. Воды её неслись с востока на запад, то устремляясь вперед, то замедляя бег. В лучах заходящего солнца вода струилась, играя всеми цветами радуги. Увидев это, поэт воскликнул: «Я нашел реку, в которой пила влагу радуга!» И назвал её тоже Иргизом. Только в отличие от казахстанского этот Иргиз был наречен Большим, потому что в летние месяцы не пересыхал, как тот, а величественно нес свои воды в могучую Волгу, омывая ими плодородные берега.
. Исторические события, происходившие на реке Иргиз (СЛАЙД 25)
Исторически река находилась в гуще интереснейших событий. На Иргизе селились гонимые властью старообрядцы . Иргиз - это местность в степном левобережье Волги, расположенная вдоль реки Большой Иргиз (от устья до верховьев) в пределах Саратовской области. Первоначально эти места были глухие и дикие, сплошь покрытые лесами и постоянно посещаемые кочевыми племенами. Одними из первых здесь поселились старообрядцы. В это время в России их повсюду притесняли, преследовали, поэтому пустынный прииргизский край стал для них весьма привлекательным прибежищем. Но это были лишь отдельные поселенцы. Начало систематической колонизации прииргизского края положили правительственные указы 1716, 1718 и 1727 гг. В одном из них упоминается, что здесь уже поселились более 1000 староверов. Среди поселенцев было большое число скитников, отшельников, которых скрывали землянки, вырытые в лесах и крутых берегах Большого Иргиза. Об их существовании в верховьях Иргиза часто упоминается в донесениях 1724 - 1727 гг., и правительство не раз организовывало походы для их поиска. В один из таких походов было поймано 243 беглецов [15, с. 8 - 9]. Решительный шаг в массовом заселении прииргизского края сделала императрица Екатерина П. Манифестом от 4 декабря 1762 г. она призывала всех старообрядцев, бе жавших из России в Польшу от преследования правительства за религиозные убежде ния во время гонений XVII и первой половины XVIII вв., вернуться на родину и посе литься на вольных русских землях. Указ от 14 декабря 1762 г. развивал положения ма нифеста о беспрепятственном возвращении старообрядцев из-за границы. Им проща лись все прегрешения за бегство из отечества, разрешалось строить церкви, свободно отправлять богослужение по старому обряду, учреждать общины и пр. Прежние крутые петровские меры преследования за веру отменялись, а гражданские права староверов расширялись. Для поселения им отводились обширные плодородные земли. Этот манифест произвел невероятно сильное впечатление на старообрядцев. На призыв Екатерины II откликнулись прежде всего старообрядцы с Ветки. Из всех пред ложенных в манифесте мест, отведенных для расселения возвращавшихся из-за грани цы, они преимущественно выбирали превосходные земли по берегам Большого Иргиза. Это связано с тем, что гонимое старообрядчество давно облюбовало это место, слава о котором уже в то время получила широкое распространение. Теперь же начинался период открытого заселения Иргиза старообрядцами. Заселение шло довольно стремительно. В короткие сроки старообрядцы основали многочисленные мирские и иноческие поселения. Из множества существовавших на Иргизе скитов в людской памяти сохранилось лишь пять, получивших историческое значение. Несколько позже здесь появилось много переселенцев из разных мест России: большинство из Саратовской губернии, но немало и из-под Москвы, Нижнего Новгорода, Петербурга, Перми, Казани, с Дона, Урала, из Сибири и Молдавии, Воронежской и Симбирской губерний. Так на берегах Иргиза появились старообрядческие селения Мечетная слобода (теперь г. Пугачёв), Журавлиха, Камелик, Каменка, Криво-лучье, Порубежка, Пузаниха (Преображенка) и др.
Тихая жизнь скитников продолжалась 10 лет, пока не появился здесь Е. Пугачёв.(СЛАЙД 26) Его личность была уже хорошо известна властям, и он искал возможность укрыться от них. Он прибыл на Иргиз в 1772 г. по фальшивым документам как выходец из Польши, желающий поселиться среди местных старообрядцев [13, с. 23]. Здесь он нашел духовную поддержку своим свободолюбивым идеям. В последнее время он жил в Филаретовом ските, где искал и получил советы и одобрение своих планов. Когда же он решил привести свои замыслы в действие, Филарет благословил его идти на царство [4, с. 112].
Собирая сведения для своей “Истории Пугачева”, А.С. Пушкин совершил путешествие по местам Крестьянского восстания. Не мог он не посетить Саратовского края, где началась пугачевская смута. В письме к своей жене 19 сентября 1833 года Александр Сергеевич писал: “...завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дня три — и отправляюсь в деревню через Саратов и Пензу.
Пушкин Александр Сергеевич, по народным преданиям, совершал кратковременную остановку во время поездки из Уральска в Нижегородскую губернию, в селе Клинцовка Пугачевского района. Но прямых доказательств пребывания А. Пушкина на саратовской земле нет. Пребывание Е. Пугачёва на Иргизе не осталось без последствий для жизни старообрядческих скитов. Если до сих пор они развивались беспрепятственно, то теперь, когда Е. Пугачёв, уйдя с Иргиза, организовал бунт, власти стали обращать на них более пристальное внимание, считая их главным духовным и нравственным двигателем сму ты. В 1773 г. в них были проведены розыскные мероприятия и найдены укрывавшиеся здесь 44 беглеца [16, с. 48].
Вместе с тем прииргизское старообрядчество продолжало развиваться. Целое столетие старообрядчество свободно развивалось в прииргизском крае.
. В это время Иргиз становится одним из ведущих центров старообрядческого движения России.
За это время оно окрепло и стало многочисленным, образовав огромные сельские об щины, десятки скитов с отшельниками и пять богатых могущественных монастырей, являвшихся административным и духовным центром старообрядчества поповского толка.(СЛАЙД 27) Иргиз стал сосредоточением духовных сил всего русского старообрядчества. В руках старообрядцев здесь оказались богатые земли, капиталы и даже власть. Такой нравственный и материальный подъем Иргиза казался уже опасным для государства, потому в конце 1820-х гг. началась систематическая борьба против него. 1827 г. считается началом гонений на иргизское старообрядчество, явным стесне нием свобод, полученных им после манифеста 1762 г.
Во исполнение политики Николая I саратовский губернатор кн. Александр Борисо вич Голицын начал борьбу с Иргизом.
С помощью военной силы губернатор Голицын сумел обратить часть иргизских старообрядцев в единоверие. Однако монахинь убедить не удалось, и женские монастыри были разогнаны.
По сведениям Н. С. Соколова, « в последние годы существования иргизских монастырей в них были замечательные хоры певчих, славившихся на всю Россию. Церковное пение шло протяжно, по крюковым нотам. Художники-головщики переложили на крюки большую часть церковных песнопений и очень много религиозных и нравственно-назидательных гимнов или псальм. «Певческие книги» или ноты писались большей частью в самих монастырях, - это искусство было довольно сильно развито на Иргизе и в круг монастырского обучения входили уроки писания крюков для певческих книг косым пером. Была на Иргизе своя старообрядческая школа. Там обучали чтению, письму, в том числе и крюкам. и пению.» (9, с.249, 270).
Весь иргизский край до середины XIX в. был центром беглопоповщины, так как именно здесь проходили старообрядческие соборы, исправлялись беглые священники, отсюда они рассылались по старообрядческим общинам по всей России. В исторической литературе XIX – начала XX вв. мы встречаем сведения о том, что практически все старообрядческое население Иргиза относилось к беглопоповству.
. Разгром иргизских монастырей в середине XIX в. и, как следствие этого, оскудение старообрядческого священства повлекли за собой массовый переход старообрядцев поповского толка в беспоповство: «им приходилось делаться беспоповцами не по убеждению, а по нужде» (9, с. 430).
До сих пор здесь живут приверженцы старой веры, сохраняя традиции своих предков.
ЕШЁ ХРАНИТ ИРГИЗ - РЕКА ТЯЖЁЛЫЙ ОКРИК ЯРМАКА (СЛАЙД 28)
Одним из самых значимых и удивительных событий истории нашей страны стал поход атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь, её завоевание и присоединение к Российскому государству в 80-х годах XVI века. Казалось бы, далеко от наших мест развивались те события. Но архивные материалы, где встречаются близкие нам названия «Волга», «Иргиз», «Еик» (Урал) дают основания полагать, что поход Ермака в Сибирь начался из Заволжья. Причём сначала отряд казаков, как указывает летопись, расположился на «Иргизских варницах». Что это за «варницы»? Где находились? В те времена слово «варница» могло означать место, где «варят», т. е. добывают выпариванием поваренную соль. Соль в средние века ценилась очень высоко, порой на вес золота. Не удивительно, что перед походом казаки запасали соль. Для отряда в 300 человек нужно было добыть ее не менее тонны. Поскольку путь атамана в Сибирь шел «вниз по Иргизу», естественно «варницы» следовало искать где-то в верховьях реки. Один из самых дальних истоков находится в Большечерниговском районе Самарской области, возле хутора Кошкин. Это на границе с Перелюбским районом. В бассейне Большого Иргиза нет ничего подобного, зато в нескольких километрах от хутора Кошкин берёт своё начало речушка Солянка, на которой стоит село Натальин Яр (это уже бассейн р. Камелик). Есть овраг под названием Солёный и дол с таким же названием. Существуют документальные свидетельства, что в начале XX века в здешней родниковой воде местные жители солили огурцы.
Солёный дол. Бросается в глаза широкая белая полоса, уходящая вверх по дну – чистейшая соль! Под ногами хрустит белая корка. Русло дола углубляется, впереди блестит вода. Это соляной родник. Был бы пресноводный, всё вокруг давно бы заросло камышом, болотной растительностью. Но повсюду только красный хвощ. Если попробовать воду на язык – настоящий рассол. Вдоль дола угадывается ряд земляных холмиков. Похоже, что когда-то здесь были строения. Вряд ли это следы хутора: пресной воды мало, а без нее какая жизнь? Скорее всего, здесь находились землянки – временное прибежище старателей, добывающих соль. Следовательно, во времена Ермака была возможность запасти у места, где сейчас Натальин Яр достаточно большое количество соли. «Иргизские варницы», скорее всего, располагались именно здесь.
Люди, прославившие Иргиз.
Расположенный па судоходной реке Иргиз город Николаевск (ныне Пугачёв) связан с многими памятными событиями в жизни Василия Ива новича Чапаева.(СЛАЙД 29) Здесь он вступил в партию большевиков. Отсю да, из заволжских степей, начался легендарный путь чапаевских отрядов, полков и соединений. В 1917 году это был небольшой уездный центр с населением чуть более 20 тысяч человек (по дан ным 1913 года). Правда, в это время число его жителей заметно выросло—в основном за счет военного гарнизона, сыгравшего серьезную роль в становлении и упрочении власти Советов в го роде и уезде. Затерянный в степях Николаевск был удален от крупных промышленных центров. Однако он был связан узкоко лейкой с Волгой и таким образом имел выход в различные райо ны страны. В годы революции и гражданской войны это сыграло свою роль. Военное дарование и личная храбрость В. И. Чапаева были замечены командованием. В июле 1915 года, минуя звание ефрейтора, он был произведен в младшие унтер-офицеры, в ок тябре— в старшие. 3 июля 1916 года за успешные боевые дейст вия во время Брусиловского прорыва Василию Ивановичу было присвоено звание фельдфебеля. А через год он был уже подпра порщиком. Находчивость, военная смекалка, мужество, проявленные им во многих боях, были отмечены высшими солдатскими на градами — четырьмя Георгиевскими крестами и Георгиевской ме далью. «Всех Георгиев четырех заслужил, унтером сделался, в фельдфебели вышел, а пуля не берет… Уж раненный и был не единожды, а все вот цел» — так в романе Дмитрия Фурманова говорит Василий Иванович, вспоминая свой боевой путь.
29 декабря 1882 года в Николаевске родился будущий писатель Алексей Николаевич Толстой.(СЛАЙД30) Сохранилась запись в метрической книге Николаевского Иоанно-Предтеченского собора, где законными родителями младенца названы гвардии поручик Николай Александрович Толстой и его супруга Александра Леонтьевна. Однако мать Алексея Николаевича ушла еще до его рождения от мужа и вторично вышла замуж за мелкопоместного помещика А.А. Бострома. “Мой отчим, Алексей Аполлонович Бостром, был в то время членом земской управы в г. Николаевске, - писал А.Н.Толстой в краткой автобиографии. - Он не мог ужиться со степными помещиками в Николаевске, не был переизбран в Управу и вернулся с моей матерью и мной (двухлетним ребенком) на свой хутор в Сосновку. Там прошло мое детство”. Родным местам А.Н. Толстой посвятил десятки произведений: цикл рассказов “Заволжье”, романы “Чудаки”, “Хромой барин”, рассказ “Родные места”, повесть “Детство Никиты”, которые принесли ему литературную известность.
Константин Андреевич Минаев (настоящая фамилия Носов)(СЛАЙД 31) родился в 1900 г. в Николаевске (теперь Пугачёв). Он – детский писатель, автор нескольких сборников рассказов, которые вышли в конце 20-х гг. XX в. огромными тиражами (некоторые до 10 тыс. экземпляров), что говорит о его популярности. Ещё известно, что он входил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Роман «Пугачёвцы» ,( написанный Минаевым) вышел отдельным изданием лишь однажды – в 1930 г., в издательстве «Земля и фабрика», тиражом более 5 тысяч экземпляров. Книга хранится в краеведческом музее г. Пугачёва. Это очень яркое, взрывное, в некотором роде экпериментальное произведение. Читается на одном дыхании. Тема – первые годы Советской власти.
После 30-го года он куда-то исчезает: ни его публикаций, ни какой-либо информации о нём. То ли он был репрессирован, то ли умер, то ли просто доживал свой век в неизвестности. Это всё ещё предстоит выяснить. Имя автора интереснейшего романа «Пугачёвцы» не должно быть забыто.
Михаил Анатольевич Устинов-выпускник СОШ. С.Камелик. Он - наша гордость.(СЛАЙД 32, 33)
Михаил Устинов – выпускник Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. С 2001 года работает хормейстером Камеликского сельского Дома культуры, где проявил себя как талантливый руководитель, исполнитель авторских и народных песен. Как солист – исполнитель народных песен, он является лауреатом многих всероссийских конкурсов и фестивалей: II Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л.А.Руслановой (Саратов, 1998), III Всероссийского конкурса исполнителей народной песни «Голоса России» (Смоленск, 2003), III Всероссийского фестиваля народного творчества(Нижний Новгород, 2004),V Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л.А.Руслановой (Саратов, 2006), III Всероссийского молодежного фестиваля традиционной казачьей культуры (г.Новоаннинск Волгоградской области, 2006). В2007 году Устинов стал номинантом ежегодной церемонии «Песня года», а в2008 году - обладателем Гран-при межрегионального конкурса «Символы России» в Тамбове.
Михаилом Устиновым написано более 50 песен. На Всероссийском конкурсе артистов эстрады «Радуга талантов» (Москва, 2003) он был удостоен Диплома Iстепени за авторскую песню «Веретенце». Как композитор постоянно сотрудничает с такими именитыми коллективами, как ансамбль Надежды Бабкиной «Русская песня», ансамбль «Кристалл-Балалайка», ансамбль народной музыки «Добро» (Самара), фольклорный ансамбль «Станица» и ансамбль песни и пляски «Казачья воля»(Волгоград), ансамбль казачьей песни «Воля» (Нижний Новгород), ансамбли «Балаган», «Колядки» (Саратов).
В 2008 на соискание премии был рекомендован Михаил Анатольевич Устинов,автор и исполнитель народных песен из села Камелик Пугачёвского района Саратовской области. Решением художественно-экспертного совета по присуждению национальной премии «Душа России» в номинации «Народное пение» кандидатура Устинова была поддержана большинством голосов.
В Москве в Концертном зале им. П.И.Чайковского состоялась торжественная церемония награждения выдающихся представителей отечественной народной культуры Премией Правительства Российской Федерации«Душа России» за заслуги в развитии народного творчества.
ИРГИЗ СЕГОДНЯ (СЛАЙД 34) Около 40 лет река «Иргиз» была судоходной. Из Клевенки до Пугачева ежедневно ходил пароход. И все старожилы помнят это.
Рыбаки-старожилы рассказывают, что рыбы в реке было много, вода была чище, было очень много раков – индикаторов чистоты. Сегодня река обмелела, количество раков и рыбы резко сократилось. Вода в реке приобрела запах и цвет. А ведь вода в реке не только среда обитания для животного и растительного мира, но это источник питьевой воды нашего села .
Мелеет Иргиз… Мелеет.
Все уже его берега.
И грустью несказанной веет
От тихой воды на луга.
Есть быстрые, сильные реки-
Величие - царский трон.
А все же такие редкие рении
Где заводь, что детский сон…
И Волга нужна и Лена…
Турбины, плоты и суда…
И все же неужто тленна
Притока Волги судьба?!
Неужто замрёт, онемеет,
Разденется ширь донага?!
Мелеет Иргиз...Мелеет…
Все уж его берега.
(В.Маняхин)
Оглянитесь, замедлите шаг! Что это? Берега с обнаженными корневищами пней, что составляло когда-то тайну реки, теперь стало сухими и пыльными. Лугов тоже почти не осталось. Пашня подходит почти до самой воды. Местами пашня брошена, на ней качаются чертополохи и малиновым цветом маячит колючий татарник.
Берега с обнаженными корневищами пней, что составляло когда-то тайну реки, теперь стало сухими и пыльными. По берегам, обозначившим прежнее русло, растет густой камыш, в помине нет заводей с кругами зеленых кувшинок.
Из-за неправильного складирования производственного мусора, навоза река во многих местах потеряла чистоту и опрятность. Водоем засорился и обмелел.
Согласно решению Саратовского областного Совета народных депутатов от 8 июня 1989 года на реках: Большой Иргиз (500м.), Малый Иргиз (400м.), Чернава (200м.), Сестра(200м) в 1990 году выделены водоохранные зоны с установкой специальных знаков.
Иргиз, чистая, петлявая река несла свои воды многие века до тех пор, пока люди, вооруженные мичуринской теорией «нам нельзя ждать милости от природы», не вздумали перегородить ее многими плотинами. Течение замедлилось. А тут еще слабые паводки от малоснежных зим. Если в верхних горизонтах нынче еще наблюдается какое-то движение, то массы воды на глубине 10- 12 метров находятся в состоянии покоя. Это и стало одним из составляющих факторов экологического бедствия, постигшего Иргиз в 2009 году – загрязнение реки ионами марганца.
.В природе марганец существует в ряде соединений. В пахотном слое, например, он не растворим в воде, смывается стоками в водоемы, реки, накапливается в иле. Весной паводком выносится в моря. Там на дне накоплены миллионы тонн марганца. Ученые предполагают, что в перспективе этот металл будет предметом промышленной добычи. Но есть другое природное соединение марганца. Этот марганец растворим в воде и образован марганцевыми бактериями.
На дне Иргиза накапливаются растительные остатки. Они не вымываются весенними паводками, их количество растет, начинается процесс окисления с поглощением кислорода. Когда вода прогревается до оптимальной температуры, это как раз среда обитания «марганцевых» бактерий. Они стремительно размножаются и стремительно отмирают. Отсюда неожиданное, обвальное, взрывное загрязнение реки, а не постепенное.
За плотиной вниз от Пугачева в момент интенсивного экологического бедствия превышение марганца было незначительным, а за плотиной в Сулаке вода соответствовала ГОСТу. Такое деление на «чистых» и « нечистых» связано с накоплением гниющего ила. Плотины не позволяют очистить дно Иргиза паводковым потоком. Поэтому мы не застрахованы от повторений марганцевых атак. Как только совпадут условия для развития бактерий, начнется загрязнение Иргиза ионами тяжелого металла .
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц, журчание ручейка, таинственный шум леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек или величественными громадами гор! Хороша наша русская природа!
В конституции РФ ст.42 говорится, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Оберегая Большой Иргиз, мы сохраним его для наших детей и внуков. Не сделаем этого сегодня – завтра будет уже поздно!
Иргиз — это смесь культур. Здесь живут башкиры, русские, татары, марийцы, чуваши, украинцы, удмурты, коми-пермяки.
Экологическая обстановка реки «Иргиз» затрагивает всех жителей сел ,расположенных на реке , в том числе и жителей нашего села. Каждую весну и осень учащиеся нашей школы проводят экологические рейды с целью выявления засорения берега Иргиза недобросовестными жителями. Собранный материал, фотографии мы помещаем в школьную газету «Экологический вестник» и вывешиваем для жителей. Такая работа даёт положительные результаты. Участие в разного рода экологических акциях с привлечением жителей села также является хорошим примером бережного отношения к природе.
(СЛАЙД 35)Выдающийся башкирский прозаик - писательница Хадия Давлетшина в романе «Иргиз» так описывает реку: «Вдали засверкали воды Иргиза. Лентой облегает река подол Байсуры, а затем подобно исполинской белой змее, уползает в безбрежную степь, теряется там.
В пору ледохода играет река, хвастается силой, полноводием, кипит, гудит на перекатах, громоздит торосы. Но схлынул паводок, и притих Иргиз, теперь уж на все лето. В омутах резвится рыба, брызжет серебряной капелью, а нырнет в глубину – и расплываются по воде зазубренные круги. Звонкие, как серебро, волны Иргиза играют на перекатах, с шелковистым шелестом плещутся в берегах…». Очень бы хотелось, чтобы замечательные картины природы Иргиза, вдохновившие многих людей искусства на создание замечательных произведений, могло видеть не одно поколение жителей нашего края.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Чтобы улучшить экологическое состояние Большого Иргиза нужно:
1.Усилить пропагандистскую работу среди населения по поводу очистки берегов Большого Иргиза возле прилегающих сел ,местах отдыха и ловли рыбы.
2.Ввести штрафы за нанесение экологического загрязнения, в том числе и за выброс бытового мусора.
3.Бережнее относиться к водным ресурсам.
\Заключение
Не знаю, где еще красивей,
Чем возле речки на лугу.
Мы - дети малых рек России,
перед которыми в долгу.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
студеная и вкусная вода.
Выводы:
1.Иргиз –крупнейший водный ресурс Заволжья.
2.Имеет богатейшую историю, традиции, легенды.
3.Разнообразная фауна и флора –предмет не только для изучения ,
но и защиты.
4.На Иргизской земле родилось много известных исторических личностей, писателей, художников, музыкантов.
5.Некогда полноводная река терпит экологическое бедствие и нуждается в нашей помощи и защите.
6. На берегах Иргиза живут люди разных национальностей и культур.
7.Иргиз-красивейший памятник природы , вдохновляющий людей искусства на создание великолепных произведений в музыке, литературе, живописи.
Используемые ресурсы
http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water/bolshoi_irgiz.htm
http://images.yandex.ru/yandsearch?
http://www.sgu.ru/sguprojects/yaerrus/topos/rivers.php
http://pugachevskoevremya.ru/pisatel-minaev-i-ego-kniga /
Пока бьют часы
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Лягушка-путешественница
Любимое яичко
Карандаши в пакете