Из каждой семьи уходили на фронт отцы, братья, сыновья. Некоторые вернулись домой, а некоторые погибли. Мой прадед, Гулькин Иван Тихонович, погиб совсем молодым. Изучая историю в школе, читая дополнительную литературу, я стал осознавать, что участвуя в сражениях, на фронтах Великой Отечественной войны и мой прадед вписал свои строки в победу над фашизмом. Он успел много сделать для приближения Великой Победы, до которой не дожил всего два месяца.
Вложение | Размер |
---|---|
boevoy_put_moego_pradeda_-_geroya_sovetskogo_sobyuza_-_gulkina_ivana_tihonovicha..docx | 57.9 КБ |
МБОУ «Гимназия № 40» Октябрьского района г.Барнаула
БОЕВОЙ ПУТЬ МОЕГО ПРАДЕДА
ГУЛЬКИНА ИВАНА ТИХОНОВИЧА –
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Автор:
Чернусь Владимир,
ученик 8«Б» класса
МБОУ «Гимназия №40»
Руководитель:
Черникова Елена Владимировна
учитель истории
МБОУ «Гимназия №40»
Барнаул 2012
Содержание
Введение 3 - 4
Заключение 21 – 22
Список литературы 23
Приложения 24 - 29
Введение.
В Российской истории есть дата, о которой невозможно говорить равнодушно, без волнения. Это 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия внезапно, без объявления войны, обрушила на нашу страну удар невиданной силы. Наш народ вступил в смертельную схватку с сильным и коварным врагом. Началась Великая Отечественная война, которая продлилась долгих 1418 дней и ночей.
Я слышал много историй о Великой Отечественной войне, много читал книг о войне, много смотрел фильмов, но есть в моей семье одна история, не рассказанная моим прадедом, но прочитанная мною в его дневниках. Об этой войне, которая коснулась практически каждой семьи, можно рассказывать по-разному – официальным языком цифр и фактов, повествованием и размышлениями об огненных дорогах, а можно узнать от непосредственного участника страшных испытаний - в глубокий тыл он писал письма, на страничках дневника излагал свои мысли, война здесь – без прикрас. Читая дневник и письма прадеда, меня поразили: высокий моральный дух, чувство долга, готовность к самопожертвованию, которые так рано и ярко проявились в годы войны (он пошел на фронт в 20 лет), и которые так редко можно встретить сейчас.
Из каждой семьи уходили на фронт отцы, братья, сыновья. Некоторые вернулись домой, а некоторые погибли. Мой прадед, Гулькин Иван Тихонович, погиб совсем молодым. Изучая историю в школе, читая дополнительную литературу, я стал осознавать, что участвуя в сражениях, на фронтах Великой Отечественной войны и мой прадед вписал свои строки в победу над фашизмом. Он успел много сделать для приближения Великой Победы, до которой не дожил всего два месяца.
Цель исследования: изучить и описать боевой путь летчика – штурмовика И.Т. Гулькина в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: участие летчиков–штурмовиков в сражениях в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: изучение боевого пути моего прадеда Гулькина Ивана Тихоновича в освобождении десятков городов.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Описать участие штурмовой авиации в основных сражениях Великой Отечественной войны.
3. Опираясь на дневники и письма моего прадеда Гулькина Ивана Тихоновича описать участие его в военных операциях в годы Великой Отечественной войны; составить карту боевого пути моего прадеда.
4. Определить вклад моего прадеда в победу над фашизмом.
Основными источниками служат семейный архив, воспоминания родных, литература по теме.
Методы исследования: анализ литературы, интервьюирование, работа с семейным архивом.
Для осуществления цели своего исследования, я ознакомился с доступной литературой по теме. Следует сказать, что материалов по рассматриваемой проблеме не много: статьи в энциклопедиях Барнаула и Алтайского края, учебная, публицистическая литература, газетные публикации дают лишь общее представление, значительную часть материала дали письма и дневники моего прадеда, которые хранятся в нашей семье. Необходимо было сопоставить имеющиеся в них сведения с данными по истории войны, сравнить с другими воспоминаниями, участников сражений. На основе сопоставления составить карту боевого пути моего прадеда.
Мой прадед Гулькин Иван Тихоновичродился 23 июня 1923 года в посёлке Алексеевка ныне Бель-Агачского района Семипалатинской области Казахстана в крестьянской семье. В 1931 году вместе с родителями переехал в село Лебяжье близ города Барнаул – административного центра Алтайского края. С 1934 года жил в Барнауле.
В 1940 году окончил Барнаульскую среднюю школу № 25, одновременно учился в аэроклубе. С ранних лет пробудилась у него страсть к небу, он мечтал об авиации. В школе он заядлый авиатор, строит авиамодели, руководит кружком, затем в 1940 году поступает учиться в Майкопскую авиашколу.
В Красную Армию был призван 4 января 1941 года Барнаульским горвоенкоматом Алтайского края. Прадед предвидел, что все заключенные договоры с Германией о ненападении – это фальшь, а когда началась война, на рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года он понимал, что Германия- это самое сильное государство в военном отношении после Советского Союза. Он писал в дневнике: «Без объявления войны, значит…Ничего, боятся объявлять – тем лучше. Скорее бы нас выпустили». Он отлично оканчивает Майкопскую авиашколу, оставлен при ней инструктором, и подаёт рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Вначале он хотел быть лётчиком-истребителем уж больно ему нравились воздушные бои. Прадед хотел стать истребителем-асом. Но чем дольше он учился, тем больше понимал, что быть истребителем трудно. А его инструктор говорил, что ни истребителей, а штурмовиков и бомбардировщиков боится сухопутная армия! Они наносят главный урон. Так и решил прадед идти на штурмовика. «Милое дело, думал он, водить машину с огромной боевой мощью. Где-где, а уж на такой машине можно развернуться, дать жару немцам! И пушки, и пулемёты, и бомбы – словом, всё, что есть на вооружении авиации - всё установлено на штурмовике. В какое сравнение с ним может идти истребитель!»
Наконец, его просьбу удовлетворили. И молодой, неопытный лётчик начал сражаться в боях Великой Отечественной войны с мая 1942 года за оборону дальних подступов Ленинграда.
Немного о самолёте, на котором воевал мой прадед. Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук (Приложение 3).
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его — «бетонный самолёт» и — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник», «мясорубка», «Железный Густав», также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой».
Планируя захват Ленинграда, враг учитывал огромное экономическое и стратегическое значение города на Неве. Фашисты стремились уничтожить Балтийский флот, овладеть наиболее удобными морскими и сухопутными путями для снабжения войск групп армий «Север» и «Центр» и приобрести выгодный плацдарм для нанесения удара в тыл советским войскам, прикрывавшим Москву. Несмотря на исключительно тяжелое положение, защитники Ленинграда не только отразили все атаки врага, но и вынудили его самого перейти к обороне. Эта победа подняла моральный дух наших войск и повысила обороноспособность защитников Ленинграда.
10 сентября 1942 года генералу В.Г. Рязанову поручили сформировать и возглавить 1-й штурмовой авиационный корпус. Авиационными корпусами резерва Верховного Главнокомандования при необходимости могли усиливаться воздушные армии в важнейших операциях. Создание авиационного корпуса позволило улучшить маневренность воздушных сил и облегчить руководство частями при проведении локальных операций. 1-й штурмовой авиационный корпус резерва Ставки ВГК был сформирован в сентябре 1942 в Московской области, приказом НКО N. 00196 от 10.09.1942. В корпус вошла 292-я дивизия смешанного состава: трех штурмовых и одного истребительного авиаполка по 32 самолета каждая. Командовали дивизиями подполковник Ф.А. Родякин и полковник Н.П. Каманин. Вот так образовался полк моего прадеда, который одержал много славных побед. В жестоких боях принял боевое крещение мой прадед, младший лейтенант, старший летчик 667-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 1-го Украинского фронта.
Моего прадеда отправляют на Калининский фронт, драться за Великие Луки. Планировалась наступательная операция для остановки германских войск на центральном участке фронта и освобождения городов Великие Луки и Новосокольники. Проводилась операция с 25 ноября 1942 года по 20 января 1943 года.
Штурмовому авиационному полку, в котором служил мой прадед, возлагалась основная задача. Цель ее: активными последовательными и массированными ударами штурмовика, под прикрытием истребителей днем и ночью изматывать противника, уничтожать его живую силу и технику, содействовать наступающим войскам в прорыве обороны противника, а в дальнейшем – в разгроме и уничтожении его группировок. Кроме того, авиация должна была уничтожать самолеты противника на аэродромах, прикрывать свои войска на поле боя. Она должна была разрушать железнодорожные узлы и перегоны для срыва подвоза противником резервов, вести разведку, остановить противника на данном участке фронта и не допустить переброску его войск на юг, в район Сталинградской битвы.
292–я дивизия оказала активную помощь наступавшим войскам. Осенняя слякоть еще более ухудшила дороги и полевые аэродромы. Несмотря на плохую погоду, снежную пургу и низкую облачность, лётчики поддержали наступление войск Калининского фронта, помогли прорвать сильно укрепленную оборону противника и нанести ему крупное поражение.
Мой прадед смело сражался с численно превосходящей его авиацией противника, штурмовал вражеские укрепления, прорывал линию обороны, громил подходившие резервы противника, уничтожал его технику и живую силу. Из района Андреаполя штурмовики могли наносить удары по вражеским укреплениям и тыловым базам неприятеля в Великих Луках, в Смоленске, в Ржеве.
Но все-таки радиус действия самолетов ограничивал эффективность применения авиации. К тому же не хватало аэродромов. Процент потерь среди летчиков на Калининском фронте был высоким. Многие погибали после двух-трех вылетов. Немецкие военно-воздушные силы стремились, прежде всего, парализовать и ликвидировать действия нашей авиации, направленные на поддержку наземных войск, а также по резервам врага. Немцы располагали современными самолетами в большом количестве. При появлении наших штурмовиков сухопутные войска противника открывали огонь из всех видов оружия. Часто самолет нельзя было рассмотреть в облаках разрывов зенитных снарядов. Наши пилоты иногда приводили домой самолеты, искореженные до неузнаваемости. Казалось, лететь такая машина не может и не должна, но воля и умение летчиков делали невероятное. И мой прадед часто приходил домой «истыканный» в крыльях, колёсах, несколько раз с перебитым управлением.
Несмотря на то, что советским войскам не удалось взять Новосокольники, общая цель операции была достигнута. Своими активными действиями сковали до 10 дивизий противника, не допустив их использование на других направлениях, и освободили старинный русский город Великие Луки.
С каждым днём боевое мастерство и боевой счёт моего прадеда росли, и вот уже за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками. Гулькин И.Т. награжден орденом «Красного Знамени» в декабре 1942 года (временное удостоверение №1015466 от 13.12.1942г) (Приложение 2).
Здесь же, на Калининском фронте, мой прадедушка начал воевать на двухместном варианте самолета Ил-2, но их было мало. Ранее ИЛы были одноместными, без стрелка, прикрывающего заднюю полусферу и хвост самолета. Из-за недостаточной защищённости стрелка появлялась высокая смертность среди стрелков. У прадеда тоже погибали, либо были ранены стрелки, с которыми он бессменно ходил бой. Весь опыт войны показывал, что самым полезным самолетом для нашей пехоты и самым страшным самолетом для немецкой пехоты был именно штурмовик Ил-2.
Также дрался прадед за Старую Руссу, участвовал в ликвидации «Демянского котла». С 15 по 23 февраля 1943 г. Наши войска создали "Демьянский котел", окружив значительные силы противника. Немцы, понеся большие потери, смогли выйти из окружения. 21 февраля 1943 г. наши войска заняли город Демьянск. В Демянской операции командиром корпуса генералом В.Г. Рязановым была впервые применена разработанная им система управления штурмовой авиацией на поле боя. Действия штурмовиков впервые стали корректироваться с помощью наземных радиостанций. К середине 1943 года средствами радиосвязи оборудовались все штурмовики, в том числе и самолет моего прадеда. Теперь он был обеспечен устойчивыми каналами связи с различными наземными службами, помогающими ему выполнять боевые задачи. Связь поддерживали в первую очередь с командным пунктом полка, со станциями наведения, с его самолетом. В ходе войны на передовой стали создавать сначала пункты наблюдения, а затем передовые командные пункты. В их обязанности входило непосредственное управление атаками штурмовика Гулькина И.Т., наведение их на цель, предупреждение о появлении истребителей противника и оперативное обеспечение взаимодействия самолета с наземными войсками.
В жестоких боях мой прадед принял боевое крещение. «Если фрици и дальше Сталининграда полезут мне всё равно жить незачем, а раз Сталинград отдавать не будем, то буду драться насмерть». И снова на ИЛ-2 И.Т.Гулькин громит врага. Ни рёв зениток, ни вражеские самолёты не останавливают бесстрашного лётчика. В феврале 1943 г. В его жизни произошло важное событие – он вступил в Ленинскую партию.
Летом 1943 года, начались бои за Украину. Сначала были горячие бои на Курской дуге (05.07.1943-23.08.1943гг.), держали последний натиск немцев на нашу страну. В обороне под Курском перед прадедом были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе и надежно прикрыть основные объекты от ударов вражеской авиации; до начала наступления противника срывать сосредоточение и перегруппировку его войск; во взаимодействии с артиллерией провести контрподготовку с целью уничтожения немецко-фашистских войск, занявших исходное положение для наступления; с началом наступления противника уничтожать на поле боя его живую силу и боевую технику; уничтожать резервы противника; нарушать связь противника и управление его войсками; осуществлять воздушную разведку. Поддержка с воздуха играла большую роль в Курской битве, где столкнулись огромные силы танков и самолетов. Роль штурмовиков, как истребителей танков, в такой обстановке была очень велика, и поэтому значительная нагрузка выпала на 1-й штурмовой авиакорпус, где воевал мой прадед. С рассветом 6 июля летчики разведывательной авиации уточнили районы скопления танков, мотопехоты и артиллерии противника и сообщили об этом по радио на контрольный пункт Рязанова. В воздух немедленно взмыли соединения бомбардировщиков и штурмовиков, которые нанесли удар, применив противотанковые, осколочные и фугасные бомбы. Советские войска, наблюдавшие, как на их глазах наши летчики подожгли более десятка танков, с криком «ура» перешли в атаку. В этот же день было организовано еще два таких удара. Только за один день боевой работы 6 июля 1943 г. авиация 292-й штурмовой авиадивизии, входившей в корпус, уничтожила 15 самолетов противника, 72 автомашины, 16 танков, повредила 8 самолетов. Было взорвано 5 складов с горючим и боеприпасами, подавлен огонь 8 артиллерийских батарей, подавлены 4 минометные батареи, взорвано 8 автоцистерн, разрушен один ангар, создано 3 очага пожара, убито и ранено 56 солдат и офицеров противника.
В ходе оборонительного сражения под Курском, в короткий срок, штурмовики измотали и обескровили ударные группировки противника, сорвали наступление врага и подготовили все необходимые условия для перехода наших войск в контрнаступление. Немецко-фашистские войска, потеряв десятки тысяч солдат и офицеров, сотни танков, самоходных и полевых орудий и много другой боевой техники, вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне.
Советская авиация в обороне под Курском сыграла важную роль. Командование наземных войск достойно оценило действия наших летчиков, оказавших большую помощь сухопутным войскам в срыве вражеского наступления.
Яркую страницу в летопись Курской битвы вписал 1-й штурмовой авиакорпус. Он выполнял ответственные задачи и находился на всех горячих точках грандиозной битвы. Корпус, по существу, являлся флагманом штурмовой авиации в Великой Отечественной войне, его боевой опыт стал хорошей основой для вновь формируемых авиасоединений. (4, с. 224).
Мой прадед участвовал во многих военных операциях, к уже перечисленным назову его участие в боях за Белгород, Харьков (3–23 августа 1943 г.).
Не добившись успеха в наступлении на курском направлении, немецко-фашистские войска перешли к обороне, стремясь, во что бы то ни стало удержать Белгородско-Харьковский выступ, который рассматривался гитлеровцами как «бастион, запирающий путь для наступления русских армий на Украину». Воздушная обстановка на белгородско-харьковском направлении была благоприятной. Советская авиация прочно удерживала господство в воздухе, которое было завоевано еще в оборонительном сражении. В операциях по разгрому орловской и белгородско-харьковской группировок противника большую роль сыграла советская авиация. Наша авиация оказала большое содействие войскам при отражении контрударов противника, а также в ходе преследования его отступающих войск. Успешные удары советских летчиков нередко приводили к срыву атак крупных сил врага. В боях под Орлом, Белгородом и Харьковом провалилась последняя попытка гитлеровского командования вернуть потерянную стратегическую инициативу, взять реванш за Сталинград.
Мой прадед участвовал также в операциях: Краноград, Знаменка и форсирование Днепра, Кировограда. Обширный плацдарм на правом берегу Днепра, западнее Киева, занимали войска 1-го Украинского фронта. Командование противника отлично отдавало себе отчет в том, что потеря крупного областного центра - Кировограда - лишит его последней коммуникационной базы, через которую после сдачи Знаменки поддерживалась связь с тылом и которая питала всю южную приднепровскую группировку.
Бои велись днем и ночью, на земле и в воздухе. По густоте сосредоточения войск, по количеству танков, артиллерии и самолетов и, наконец, по кровопролитности и напряженности они были сходны с битвой под Орлом и Белгородом.
Враг был повержен. Кировоградская операция создала благоприятные условия для перехода в решительное наступление на Правобережной Украине. В операции по форсированию Днепра в октябре 1943 г. прадед хорошо выполнял поставленные задачи: «командование фронта поставило перед авиационными частями 1-го штурмового корпуса задачу: любой ценой уничтожить переправы через Днепр, задержать отступающие войска противника, создать пробку, посеять панику, не дать им безнаказанно переправиться на правый берег и там закрепиться» (4).
Над полем боя группы штурмовиков управлялись лично командиром корпуса по радио с наблюдательного пункта наземной армии. Штурмовики направлялись туда, где противник оказывал наибольшее сопротивление, откуда подходили его резервы. Летный состав, имевший большой опыт боевой работы, накопленный в ходе Белгородско-Харьковской операции и боев на левобережье Днепра, показал высокое боевое мастерство, мужество и отвагу в сражениях с противником.
Личный состав 1-го штурмового авиакорпуса в период летних, осенних и зимних наступательных операций 1943-1944 гг. покрыл себя неувядаемой славой, показал образцы отваги и мужества. В боях за освобождение Харькова, Знаменки, Кировограда личный состав корпуса проявил героизм, самоотверженность и своей работой содействовал успешному выполнению поставленных задач. 19.09.43 г. за отличия при освобождении Краснограда дивизии было присвоено почетное наименование Красноградской.
Немного хочу рассказать про Корсунь-Шевченковской операцию, где мой прадед участвовал в успешном наступлении к юго-западу от Киева на кировоградском направлении. Это позволило глубоко охватить фланги вражеской группировки, действовавшей в районе Корсунь-Шевченковского. Однако уничтожить эту группировку наши войска не смогли. Противник продолжал удерживать обширный выступ в районе Корсунь-Шевченковского, глубоко вдававшийся в расположение советских войск. Корсунь-шевченковский выступ представлялся гитлеровцам весьма удобным плацдармом, с которого при благоприятных условиях можно было нанести удары по флангам 1-го Украинского фронта.
Вот письмо, написанное прадедом своему отцу 12 марта 1944 года, где описан полёт «на их территорию»: «Война пошла по графику. Намечено убить немца – убьёшь. Гоним его… Папа расскажу, как сегодня летал. Техника выполнения полёта тебе не интересна. А что сделал? «Пришёл» на их территорию. «Ходил, ходил», в деревнях никого не видно. Одни бабы стоят, поразевают и смотрят. Потом случайно увидел – идут автомашины по грязи, тащатся тихо, не могу понять, кто это наши или немцы? Развернулся, смотрю, соскакивают и ложатся на землю в болотных куртках. Немцы. Ну и давай их поливать… Точно не сосчитаешь, сколько убил, скорость большая, но человек двадцать. Поодаль конники на подводах разбегаются. Прошёлся над ними, а мой стрелок как даст! Он вообще смышлёный парнишка. В другом месте штабные легковые машины стоят в куче. Этих - то уж не выпустил ни одного. По мне пулемётами били, две пули попали в машину, но это пустяки. Я их бомбами накрыл. Потом вижу два грузовика встали и люди упали с них на землю. Хотел выстрелить, но там были две бабы. Думаю не надо, мирные… И вернулся домой. Высота полёта была 30-50 метров, на земле всё хорошо видно. Много убил. Когда дома доложил об этом, даже сначала не поверили».
Также он воевал за Первомайск, Умань, дрался за Молдавию и на Румынской земле. В Румынии штурмовикам была поставлена задача: уничтожить противостоящую группировку, ликвидировать ясско-кишиневский плацдарм, выйти в центральные районы Румынии и тем самым вывести ее из войны.
Вот одно из писем моего прадеда. Хочу Вам пересказать его письмо, которое особенно трогает меня. Оно написано своему отцу 29.10.1944г. Когда я его читаю, то мне кажется, будто мой прадед писал его как письмо-завещание. Нельзя было знать, вернётся ли он сам из очередного полёта и Иван Тихонович хотел, чтобы его отец как можно больше знал, где в Отечественную войну сражался его младший сын и что сделал для защиты Родины. Он пишет ему большое, почти итоговое письмо. «Каждый раз, уходя выполнять задачу, в первую очередь интересуешься: что встретит тебя над целью? Конечно, что-нибудь да встретит. Я бью немецкие танки, артиллерию, пехоту, автомашины и т.д., но в это время и меня бьют - это зенитная артиллерия всех калибров, это истребительная авиация всех противников, это танки из своих современных пушек, пулемётчики, автоматчики, противотанковые ружья. И это каждый раз. Опасность в упасть в руки противника - страшнее самой смерти. А так у меня 170 раз, когда бьёшь его, а он тебя или если у него недостаточно сил и огня, он замолкает и прячется в окопе, блиндаже. И вдруг в это время упадешь, окажешься у него, в немцах руках? Но, папа, часто вырвав себя и ребят из такой возможности, спрашиваешь: как уцелел? И отвечаешь себе: уверенно действовал. То, что уверенно оно неотвратимо. Я часто приходил домой истыканный в крыльях, колёсах, несколько раз с перебитым управлением, сорванными у самолёта клочками тела, но моё счастье было всегда. Все 170 раз приходил домой и садился у своих посадочных знаков. Одного моего стрелка убили наповал из зенитного пулемёта, двух легко ранило, одного сильно ранило в ногу (славно, что не в кость), а теперь снова бессменно хожу с ним в бой. Если погибну, то вспомни, папа, его имя, потому что он меня не раз защищал от истребителей противника. Он Александр Сорокин, гвардии старший сержант. Свыше ста раз ходил с ним в бой и пополам разделил с ним все опасности. Но был один тяжелый бой, в котором ранен был мотор. Это самое неприятное в воздухе, 30 километров, не долетел до своего дома и приземлился на соседнем аэродроме на одном колесе. Больше мотор не мог тянуть, израненный. Это было на 150 вылете, впервые и пока - что в последний раз. Папа, много я видел за последние 4 года. Прибыл на оборону дальних подступов Ленинграда неопытным молодым бойцом, затем на Калининском фронте брался за Великие Луки, Старую Руссу, участвовал в ликвидации «Демянского котла». Летом 1943 года, начались бои за Украину. Сначала были горячие бои на Курской дуге, держали последний натиск немцев на нашу страну. Отсюда началось массовое изгнание немцев с нашей земли и закончилось осенью этого года, сейчас. При этом я участвовал во многих частных операциях, но назову основные. Во-первых, участвовал в боях за Белгород, Харьков, Краноград, Знаменка и форсирование Днепра, Кировограда, Корсунь-Шевченковской операции, Первомайск, Умань, дрался за Молдавию и на Румынской земле. Летом этого года прошла грандиозная Львовская битва, где также был не последним участником, где впервые я не вернулся домой, где был ранен мотор. Участвовал в боях за Висленский плацдарм. Разве всё это расскажешь в письме, когда всё это было за 4 года, из них около трёх лет войны. Папа! В боях за Украину я заимел себе хорошего друга лётчика Ивана Алексеевича Антипенко, с ним в бой я ходил не менее 100 раз. Разве можно когда-нибудь забыть его, если не один десяток раз выручали друг друга от смертельных опасностей? Он сейчас Герой Советского Союза. Буду жив, расскажу обо всём подробно не только тебе, но и внукам и правнукам твоим, потому что они не увидят больше такой опасности, страшной над своей Родиной, какую навязал нам немецкий империализм. Но впереди самое большое, впереди последнее, но самое напряженное наше усилие. Два, три месяца и Россия облегчённо вздохнёт, закончив титаническую битву за свою жизнь и рассвет в дальнейшем. Папа! А если что случится со мной, тогда расскажи всем барнаульцам, что наши люди, сибиряки, всюду в боях были первыми бесстрашными защитниками Родины. Я это видел своими глазами на протяжении всей войны» (Приложение 4).
С каждым днём растёт его мастерство и боевой счёт. Трудно рассказать обо всех подвигах, которые совершил мой прадед. Он не знал усталости, совершал по 3-4 боевых вылета в день. В дальнейшем награждён орденом Александра Невского (временное удостоверение №150521 от 05.02.1945г), орденом Отечественная война 1 степени (временное удостоверение №656705 от 22.02.1944 г.), медалью Золотая звезда (временное удостоверение №656691 от 22.02.1944 г.), орденом Ленина и второй раз орденом Красное знамя (временное удостоверение №656706 от 22.02.1944г.) (Приложение 1, 5).
Но конечно главная награда за его бесстрашие, за его геройский подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза (Приложение 6). Мой прадед И.Т.Гулькин не мог не поделиться с отцом такой новостью, как присвоение ему звания Героя Советского Союза. «Была, была такая весточка», подтверждал его отец Тихон Васильевич. К сожалению, это письмо не сохранилось. Но пробел может в какой-то степени восполнить другой документ 1944г., который по поручению командования подписал парторг авиачасти гвардии капитан Кондратьев. Обращаясь к отцу Ивана, он писал: «Уважаемый Тихон Васильевич! Командование части, в которой служит Ваш сын Иван Тихонович Гулькин, сообщает Вам о награждении его орденами Красного Знамени, Отечественной войны первой степени и присвоении высокого звании Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» и благодарит Вас за воспитание смелого и дисциплинированного война – героя. Участвуя в боях, Иван оправдывает доверие народа, являясь примерным офицером, показывая образцы мужества и отваги».
Храбро сражался он в войсках Военно-Воздушного Флота. Около двухсот боевых вылетов сделал он на своём самолёте. На его боевом счету: 26 танков, 112 автомашин с пехотой и грузами, 17 зенитных и артиллерийских батарей, 2 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, 6 автоцистерн с горючим, 10 дотов и блиндажей, 18 домов сильно укрепленных опорных пунктов, 13 железнодорожных вагонов и до 500 солдат и офицеров.
Весна 1945 года. Наступление почти прекратилось, но оно ещё будет во всей своей ярости. Ему очень хочется домой. С 1940 года, как уехал учиться в военную школу, так больше не был дома, не видел близких и родных. В своём последнем письме от 2 марта вот так описывает свои чувства: «Скучаю. Сейчас бы на побывку в Россию, хотя бы на месяц, но, видимо до последнего выстрела не удастся.… Очень скучаю. Иван Антипин болен, в госпитале. Ничего выдержим. Мы и не это выдерживали. Наступление почти прекратилось, но оно ещё будет во всей своей ярости и в последний раз. А пока с приветом. Иван». Это последнее письмо, 4 марта он погиб. Это произошло в Германии. На карте чётко виден город Лаубан (Приложение 7). Он окружен пятью изогнутыми стрелками. Столько раз немцы наносили по нему контрудары, пытаясь отвоевать этот важный железнодорожный узел. В ходе жарких боёв город переходил из рук в руки. В одном из них, когда Лаубан снова заняли немцы, мой прадед, капитан Иван Гулькин погиб. Как это произошло мы узнали со слов сослуживцев и письма Министерства обороны СССР.
Вот отрывок из книги нашего лётчика К.Сухова, воевавшего вместе с прадедом: «Наша четвёрка взлетела на прикрытие войск в районе Бунцлау. Города Лаубан и Левенберг ещё у противника, и наши войска ведут упорные бои, штурмуя эти города. Часть войск уже прорвалась туда и завязала уличные бои. Дальше Сухов описывает, как они сбили немецкий самолёт «мессер», другой… Станция наведения открытым текстом извещает: «Два самолёта падают, оставшиеся удирают. Спасибо от пехоты и от нас!» В войсках, обложивших Левенберг, ликование. Даже бой поутих – все, задрав головы, наблюдают за воздушной схваткой. А когда увидели один за другим три падающих вражеских самолёта, стали бросать вверх шапки и каски». Вот, что ещё рассказывает его друг Ярлыков Евгений Фёдорович: «4 марта был адский тяжёлый день, мы несколько раз вылетали на передовую, не вернулось много наших ребят, но самая тяжелая утрата – погиб Иван Гулькин. По нашему боевому обычаю, мы всегда над горящим самолётом делаем круг почёта, а в этот день - столько было истребителей, так били зенитки, но мне всё-таки удалось сделать круг прощания над другом». 18 июня 1945 года, лучший друг прадеда Г. Антипин, пишет письмо отцу Гулькина И.Т. В нем он пытается рассказать, о том, как он узнал о его гибели: «Вы конечно вправе на меня обижаться, что я Вам не писал писем. Да я просто не мог, переживал и долгое время не летал на боевые задания. А второе то, что я сначала не верил, просто не укладывалось в голове. А теперь, по всей вероятности, погиб, потому что он и иначе нашёл бы. Я лично с ним летал, поэтому опишу, как рассказывают ребята, которые с ним были. После того, как отбомбились и выходили на нашу территорию, сильно начала бить зенитная артиллерия. И самолёт Тихоновича перевернулся в воздухе на спину и упал на землю около города Лаубан, восточнее к деревне Зейферсдорф, на занятой немцами территории. С парашютом никто не выпрыгнул. По всей вероятности, дядя, он был убит в воздухе. Вещи его Вам выслали, орден один Вам вышлют тоже. Я у начальства просил машину, хотел съездить туда, где он упал. Но очень трудно проехать, а потом - труднее ещё найти. Немцев не спросить, не рассказать. Они очень плохо знают русский язык, даже большинство вообще не понимают. Очень конечно жаль Ивана. Но, дядя Тихон, война есть война, да, Тихонович не дожил два месяца. Ребят у нас много возвратилось, которых тоже считали погибшими. Возможно, и Иван Тихонович придёт, но вероятности очень мало. Ну, дядя, особенно, конечно, не горюйте, видно уж судьба такая».
Страшный документ, который принёс горе в нашу семью – это извещение, где указано, что мой прадед пропал без вести (Приложение 8). 4 марта 1945 года мой прадед – Герой Советского Союза погиб. Очень жаль его, два месяца не дожил до Победы. Ни одного ранения за всю войну, хотя геройски дрался в самой гуще.
Заключение.
Мы изучили работы, посвященные истории Великой Отечественной войны. Часть фактологической информации была почерпнута из публикаций местной периодической печати. В основном это заметки, опубликованные к юбилейным датам со дня окончания войны. Статистический материал был взят из энциклопедических изданий. Часть материала дали, проведенные автором интервью: воспоминания родственников (сестры Ивана Тихоновича Гулькина - Гулькиной Татьяны Тихоновны).
Кроме того, часть иллюстративного материала взята в Военно-историческом отделе Алтайского государственного краеведческого музея. Это фотографии, письма, личные вещи, которые были переданы туда моей прабабушкой, Татьяной Тихоновной.
Итоги проведенной нами исследовательской работы позволяют сделать следующие выводы:
Обобщая проделанную нами работу, следует отметить, что задачи исследования выполнены:
1. На уровне найденных и рассмотренных источников и литературы нами описано участие, штурмовой авиации в основных сражениях Великой Отечественной войны, где, в составе 667-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса, воевал мой прадед Гулькин Ивана Тихонович.
2. Воссозданы героические будни моего прадеда Гулькина Ивана Тихоновича, с учетом записей в дневнике и письмах составлена карта боевого пути моего прадеда (Приложение 9).
3. Ратный труд Гулькина Ивана Тихоновича был отмечен высокими государственными наградами, что свидетельствует о большом вкладе моего прадеда в победу над фашизмом.
Я горд, ведь не каждый может рассказать про своих предков, многие и не знают про них ничего. Он погиб совсем молодым, но успел много сделать для приближения победы, до которой не дожил два месяца. Никогда он не вернётся, но он сделал главное в своей жизни - защитил Родину, приблизил победу, подарил нам будущее. Было Ивану Гулькину в год гибели 22 года.
Но он не забыт. В нашей семье хранятся копии дневника и писем с фронта, оригиналы сданы в военно-исторический отдел краеведческого музея.
Сохранилось много фотографий с фронта, где он вместе со своими боевыми товарищами. Его именем названа улица, установлены мемориальные доски на доме, где он жил в городе Барнауле, ул. Гулькина (ранее улица называлась Жилплощадка 5 ИТР «Инженерно-технологических работ» кв.30) и на здании лицея № 130.
Я очень горжусь своим прадедушкой. Он был целеустремленным, сильным, мужественным, красивым человеком. Всматриваюсь в его фотографии, читаю его дневники, письма и очень хочу быть похожим на него, быть таким же, жить для своей страны, для людей.
Список литературы:
В работе использовались воспоминания:
Ералаш
Два плуга
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
О путнике
Три орешка для Золушки