В работе даётся подробное описание работы по исследованию происхождения своего родного села. Материал может быть использован учителями для внеклассной работы и для проведения классного часа по изучению малой родины.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.15 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Научно- исследовательская работа
Номинация: История родного края
Тема работы: История села Сужа
ФИО автора: Пурбуев Булат
Школа: Сужинская средняя общеобразовательная
Класс: 3
ФИО руководителя: Жамсаранова Наталья Александровна
Оглавление.
Введение
§1. Откуда пришло название села Сужа?
§2. История села Сужа.
§3. Из воспоминаний старожилов села Сужа.
§4. Гуннское городище- всемирный памятник археологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Наша семья вот уже несколько лет живёт в селе Сужа. Я считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины, ведь потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Зная исторю своего села, поселения, начинаешь больше ценить и беречь её. Поэтому мы выбрали тему своего исследования: история происхождения села Сужа.
Нами была поставлена цель: как появилось село Сужа и каковы пути его развития последующие годы.
В соответствии с поставленной темой и целью были сформулированы следующие задачи:
§1. Откуда пришло название села Сужа?
Откуда пришло название села –«Сужа»? По- бурятски это слово означает ложбина, котлован, понижение. Это в здешней местности просматривается ложбина с района Аэропорта и продолжается до самого впадения реки Иволгинки в Селенгу. По всей видимости, эти места близживущие буряты и назвали Сужей, когда ещё здесь не было людского поселения, а простирались сенокосы и пастбища. А потом название успешно перешло и к вновь образованному поселение. Хочется сказать несколько слов о речке Иволгинке, в низовьях которой жили и живут сужинцы. Это славная речка, давшая название целому району, являются притоком реки Иволги, берущей начало там, где находится одноимённый аршан.
§2. История села Сужа.
Страшная система лагерей и печально знаменитого ГУЛАГа, опутавшая нашу страну не миновала и наш район и наше село. Колония была основана в 1935 году. Раньше это место называли колонией №5, адрес почтовый ящик- 36. Здесь было 5 огромных бараков, окружённых колючей проволокой, вооружённый конвой*с огромными овчарками, свирепо кидавшимися на заключённых. Мужчины и женщины содержались отдельно. Кроме этих бараков было ещё несколько поменьше размером.
Здесь в основном содержались жители нашей республики, надзирателями были казаки и татары.
Заключенные поголовно были сельчанами, поэтому им доверяли привычную работу. Они пахали, сеяли. Убирали, ухаживали за скотом, техники никакой не было, пахали, косили на лошадях, вручную. Всю технику трёх лет составляли- лопата, грабли, косы.
На обед заключённым давали баланду, в которой плавали несколько картофелин и горох, да кусок чёрного хлеба. А если не выполнил свою норму работы- ложись спать голодным. Этот скудный паёк не мог восстановить затраченные силы и многие умирали от истощения. Много таких «доходяг» валялось в лазарете, не получая необходимой помощи и потом одного за другим заворачивали в «деревянный бушлат»*. Лагерная одежда, на ногах чуни на резиновой подошве, не рассчитанные на забайкальские морозы, способствовали увеличению смертности среди заключённых.
Никто не знает, сколько узников прошло через эту колонию. И сколько здесь полегли костьми?
В мае 1949 года колонию, расформировали. Теперь здесь ничто не напоминает о колонии. А в 1950 году село переименовали в село Сужа, но старожилы соседних соседних деревень и поныне называют село колонией.
Несколько лет назад, в восьмидесятые годы при разработке карьера по добыче гравия недалеко от Сужи, ковш экскаватора вскрыл огромную могилу человеческих останков, где на черепах погибших были дырки от пуль, пущенных в упор. Значит, были расстрелы…
Потом образовавшиеся котлованы постепенно заполнила грунтовая вода и сужинские ребятишки, купаясь в летнее время, не раз видели там выступавшие из- под песка человеческие кости, которая обнажала вода. Кем были убиты эти люди? Этого знать нам не надо. Но мы не должны их забывать!
§3. Из воспоминаний старожилов села Сужа.
Интересны воспоминания ветеранов нашего села, из их рассказов можно узнать ещё очень много интересного о развитии нашего села Сужа. Хочу рассказать о воспоминаниях нескольких старожилов.
Рандин Анатолий Абросимович- родился в 1939 году. Семья переехала в Сужу в 1949 году. Он вспоминает, что приехал 10-летним мальчиком. Кругом был пустырь и были только бараки. Дома стояли вразброс, на месте современной водокачки стояла пекарня, где пекли хлеб для жителей села.
В то время не было освещения, а стоял движок- нефтянка, работал до 12 часов ночи. А немного позже привезли на поселение украинцев. Квартир не было, в каждой комнате бараков ютились несколько семей. Часть семей жили в замлянках. Мужская часть населения работала на лесозаготовках, возили лес на быках. Примерно, в 1949 году открылась начальная школа, в которой обучалось 11 детей школьного возраста. Первая учительница Загузина Татьяна Иннокентьевна. После окончания начальной школы дети пешком ходили в п.Солдатский в школу- семилетку. В 1970 году закрыли начальную школу, и стали возить детей в школу в Нижнюю Иволгу.
В то время не было улицы Советской, на которой расположена наша школа,- а было поле, сеяли злаки, пшеницу, овёс, выращивали овощи- морковь, турнепс и так далее.
Для получения медицинской помощи ходили пешком в грод. Первый фельдшерский пункт был открыт в начале 50-х годов прошлого века. С 1957-58 года начали строиться совхозные дома, жители постепенно переселялись в новые дома, а бараки сносились.
Степаненко Любовь Андреевна- год рождения 1916 г. Приехала с семьёй в колонию в 1938 году, стояло 5 бараков для заключённых. Жили 4 вольнонаёмных семьи. Жили женщины-заключенные вместе с детьми, но их отбирали и увозили на лошадях в детские дома. Вспоминает, что была увезена партия молдован, так как была привезена по назначению. Вторая партия- украинцы. Часть переселенцев гнали этапом в город на стеклозавод, на самые тяжёлые работы, часть отправляли на работу в лесопромхозы.
Шохонова Зинаида Батоцыреновна- 1937 года рождения. Родители жили на 15 км (с.Нурселение), вспоминает, как производились раскопки на гуннском городище.
Мишина Татьяна Андреевна рассказывает, что помнит, как в 1950-е годы приехали ленинградские археологи, для проведения раскопок на гуннском городище. Весь материал перевезён в музеи. Большая часть этих раскопок увезена в Ленинград, ныне г. Санкт- Петербург.
Истомина Ольга Николаевна в с. Сужу в 1958 году, работать бухгалтером. Вспоминает, что уже все постройки деревянные. В 1960 году была построена новая школа- современная квартира Лемешевой Надежды Михайловны.
В 1979 году была открыта первая библиотека, первый библиотекарь Миронова ходила по квартирам, собирала книги для пополнения библиотечного фонда.
§4. Гуннское городище- всемирный памятник археологии.
Говоря об истории Сужи нельзя не сказать об историческом международном памятнике археологии- Гуннском городище. Этот памятник является главной достопримечательностью нашего поселения. Этот памятник археологии эпохи владычества Хунну в Центральной Азии открыт в 1928 году. Тут был раскопан целый посёлок кочевников, живших две тысячи лет тому назад.
В предварительном отчёте* о раскопках Гуннского городища в 1949 году говорится, что преобладающим видом находок является керамика, которая была обнаружена как в виде целых раздавленных сосудов, так и в виде отдельных обломков.
Чрезвычайный интерес представляют раскопанные жилище. Всего было исследовано 9 небольших, рядовых, односемейных жилищ и одно большое, принадлежащее по- видимому, одному из управителей города, о чём свидетельствуют его центральное положение, размеры и техника сооружения. Очень интересно, что сохранились в некоторых жилищах очаги, нары, сосуды для варки пищи и хранения продуктов, разные предметы скотоводческого хозяйства и домашнего обихода. В настоящее время городище представляет в плане трапецию. Северная часть городища сохранялась в длину на 16 метров, южная – на 92 метра.
*Записки Бурят- Монгольского Научно- Исследовательского Института Культуры.
Заключение.
Таким образом, мы выяснили, что село Сужа образовано на месте бывшей колонии. Зная историю села мы будем чтить память погибших здесь заключённых и сделаем всё, чтобы наше село процветало и ничто не напоминало нашим ветеранам тех трагических дней.
Список использованной литературы:
1.//Жизнь Иволги/, от 16 июня,1992 года;
2. Материалы из архивного отдела Иволгинского района;
3. А.В.Давыдова, В.П. Шилов: «Записки Бурят-Монгольского Научно-Исследовательского Института Культуры»,1952 г.
4. Исследовательские материалы из поселенческого библиотечного фонда п.Нижняя Иволга.
Просто так
Кто грамотней?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
10 осенних мастер-классов для детей
Рыжие листья