Социальный проект "Служить Отечеству. Блокада Ленинграда" - победитель районного этапа (I место), регионального этапа (II место) и участник заочного финала VIII Всероссийской акции "Я - гражданин России".
Проект посвящен 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhu_otechestvu._blokada_leningrada.doc | 376 КБ |
stati_almanaha.doc | 234.5 КБ |
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3
Петроградского района
Всероссийская акция
«Я – гражданин России»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА:
Капитан команды:
Лемешко Григорий
Консультанты:
Леденева Е.А., учитель истории и обществознания
Белкина М.Н., учитель
русского языка и литературы
Попова Е.Ю., учитель
русского языка и литературы
Лопатин Б.Ю., инженер по обслуживанию ИКТ
Санкт-Петербург
2008 г.
КАПИТАН КОМАНДЫ
Лемешко Григорий,
председатель патриотического клуба
«Излучина»,
ученик 8 «в» класса.
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Консультант – Леденева Евгения Александровна, учитель истории и обществознания
1. Максимова Елена,
ученица 7 «Б» класса
2. Дорохов Руслан,
ученик 8 «Б» класса
3. Родин Виталий,
ученик 8 «Б» класса
ЖУРНАЛИСТЫ
Консультант – Попова Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
1. Фрейлиб Данила,
ученик 8 «Б» класса
2. Новиков Дмитрий,
ученик 7 «Б» класса
3. Гаврилов Илья,
ученик 8 «Б» класса
АРХИВАРИУСЫ
Консультант – Белкина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы
1. Лебедев Константин,
ученик 8 «В» класса
2. Новикова Светлана, ученица 8 «В» класса
3. Колоскова Татьяна, ученица 8 «В» класса
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Консультант – Лопатин Борис Юрьевич, инженер по обслуживанию ИКТ
1. Гнюбкина Надежда,
ученица 8 «В» класса
2. Козлов Сергей,
ученик 8 «Б» класса
3. Федоров Леонид,
ученик 8 «В» класса
Нам кажется, что современным ребятам выпало жить в довольно сложное время. Часто слышим, что мы живём в мире, в котором нет идеалов. Многие считают, что наше время – это время, в котором нет героев. Искажены слова гражданин, патриот. Мы не можем мириться с этим. Поэтому возрождение таких понятий как гражданственность, патриотизм, любовь к Отечеству считаем просто необходимыми в современном обществе. Поэтому мы проявляем большой интерес к народным традициям, истории, культуре своей страны, чувство гордости за Родину, за россиян, трудовыми и героическими делами прославляющих Отечество.
Наша школа не совсем обычная. В ней учатся и воспитанники Детских домов, поэтому представления о таких понятиях как семья, малая родина, Отечество у части ребят расплывчаты. Чтобы возродить эти понятия, у нас в школе организован патриотический клуб «Излучина». Большое внимание уделяется военно-патриотической работе.
Со времён Великой Отечественной войны прошло больше половины века. Наша страна заплатила за победу над фашистами 20 миллионами жизней солдат, офицеров и мирных жителей. Но память о них жива, и это нужно прежде всего нам, сегодняшнему поколению.
В клубе создан музей. В нем хранится книга «Все для фронта! Все для Победы!», посвященная 60-летию Победы. Это сборник воспоминаний о войне и Победе, составленный по материалам патриотического клуба «Излучина». В дарственной надписи говорится: «Учащимся школы № 3 от выпускников 2005 года с уверенностью о продолжении нашей работы».
Надпись посвящена нам, и поэтому мы решили продолжить дело наших старших товарищей. Когда начали свою работу, на заседании нашего клуба узнали о Доме ветеранов войны № 2. Ветераны, живущие там, одиноки, они нуждаются в общении с нами. Мы тоже чувствуем необходимость в общении с ними, ведь бабушек и дедушек имеют немногие из нас. Пообщавшись с ветеранами, нам стало известно очень много интересного об их жизни. Особенно взволновала судьба одной женщины-разведчицы, которая, как и мы, воспитывалась в детском доме. Уже мало осталось людей — свидетелей тех героических событий. Они хотят рассказать нам о том, как они жили в те годы, как сражались, как защищали свою Родину и наш город. Мы гордимся тем, что наш учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 В класса Белкина Марина Николаевна, тоже была жителем блокадного города.
Считаем своим долгом сохранить память о тех людях, с которыми нам довелось общаться и передать эту память своим сверстникам и нашим потомкам, продолжив дело наших старших товарищей. Для этого мы решили выбрать тему социального проекта «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда», одним из итогов станет альманах, в котором будет издан материал, собранный нами. Он будет посвящаться 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Мы, будущие выпускники 2009 года, передадим его в школьный музей. Так сложится ещё одна школьная традиция.
МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
об актуальности выбранной темы
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что без неё сложно существовать в обществе. Когда я прихожу в Дом ветеранов войны, во мне рождается восхищение теми людьми, которые защищали своё Отечество. Благодаря им в Великой Отечественной войне наша страна победила фашистскую Германию. Я считаю своим долгом сохранить память о тех людях, которые живут в Доме ветеранов войны, и передать эту память своим сверстникам, ученикам, потомкам. Люди уходят, унося с тобой память о тех славных делах, которые совершили ради Отечества. А моя задача - сохранить память о героях, людях, которые спасли нашу Родину.
Гаврилов Илья, ученик 8 «б» класса.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна, потому что надо знать людей, которые воевали за Родину. Мы ходили в Дом ветеранов войны № 2. Больше всего мне запомнилось женщина, которая воспитывалась, как и мы в детском доме. Она во время войны была разведчицей. Сейчас мы будем создавать альманах, чтобы другие дети в нашей школе больше узнавали про ветеранов, обычных людей, защищавших отечество, и помнили их. Дом ветеранов открыли, потому что этим людям благодарна наша страна. Здесь создали сносные условия, чтоб они не были одиноки, а часто и на улице. Мы, иное поколение, должны быть благодарны ветеранам за то, что мы есть на нашей земле, живём и радуемся. Когда мы приходили к ветеранам, чувствуется, что они рады нас увидеть, пообщаться и рассказать о том, как они защищали нашу Родину, сражались за жизнь и свободу.
Гнюбкина Надежда, ученица 8 «в» класса.
Мне понравилась эта тема, потому что в этой теме есть много интересного. Например, мне хочется знать, что было 65 лет назад. Вот я иногда думаю вечером, когда не сплю, что было бы если бы наши прапрадеды, прапрабабушки не отстояли наш город и не выиграли бы эту войну? Мне бабушка рассказывала, когда в войну было вообще нечего кушать, они ели клей, опилки и хлеб. Мне было её очень жалко. Моя бабушка в 12 лет работала на заводе. Вот иногда идёшь по улице видишь пожилую старушку: она идёт и подбирает бутылки, банки и хочется помочь. Я иногда разговариваю с дедушкой. Моему дедушке 71 год, он очень много прочитал книг, пережил войну, рассказывал как было трудно им в эти годы. Мы должны знать о них всё, чтобы понять их и помочь.
Лебедев Константин, ученик 8 «в» класса.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальная, потому что мы должны быть настоящими людьми, которые любят свою Родину. Я считаю, что молодой человек должен в школе хорошо учиться и работать над собой, своим характером. Чтобы сегодня хотя бы так служить Отечеству, надо быть здоровым и заниматься спортом, здоровый человек может больше сделать для Родины, для Петербурга.
Козлов Сергей, ученик 8 «б» класса.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна, потому что живые свидетели войны рассказывают нам о ней. Как они служили на войне, как им было трудно. Они показывают нам свои медали, рассказывают, за что они их получили. Показывают талоны, по которым выдавали продукты, фотографии, рассказывают, как отмечают день Победы.
Дорохов Руслан, ученик 8 «б» класса.
Я считаю, эта тема наиболее актуальна, потому что, когда я посещаю Дом ветеранов войны № 2, меня одолевает чувство гордости за подвиг этих людей. Дом ветеранов открыли, чтобы помочь рядовым героям войны, не только накормить, напоить их, но и поддержать добрым словом. Живущие в этом доме похожи на нас, только мы маленькие, а они большие сироты. Мы брошены родными, и они тоже. Поэтому мы и будем ходить туда, чтобы всё наше поколение помнило о них.
Максимова Елена, ученица 7 «б» класса.
АНАЛИЗ
социологического опроса учащихся
специальной (коррекционной) школы № 3
С цепью выяснения жизнеспособности нашего проекта и отношения учащихся к поставленной проблеме в школе среди учащихся 5 – 9 классов был проведен социологический опрос.
АНКЕТА.
Было опрошено 100 учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА:
Результаты соцопроса показали, что основная масса учащихся не понимает значения слов «гражданин», «патриот», «Блокада». 85 % опрошенных не слышат дома о Блокаде. Скорее всего, это вызвано, конечно, и возрастными особенностями, когда детей в современном обществе мало интересуют историческое прошлое нашей страны, и определённая степень равнодушия к данной проблеме со стороны родителей. При этом дети знают, что происходило в нашем городе во время войны.
Подготовить и выпустить альманах «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда», показав войну как личностно значимое событие для людей старшего поколения, сохранить и передать нашим сверстникам память о людях, защищавших наш город в суровые годы войны.
Конституция Российской Федерации
Раздел первый
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ
"О днях воинской славы (победных днях) России"
Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года
Статья 2. Формы увековечения памяти воинов России.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются: создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стелл, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков; сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России; публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицами площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Из законодательной базы нам стало известно, что наша деятельность соответствует действующему российскому законодательству: ст. 24, ст. 44 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона РФ "О днях воинской славы (победных днях) России".
Из источников информации мы узнали о стойкости и мужестве героев Великой Отечественной войны.
Об этом мы прочитали в книгах, где собраны воспоминания очевидцев: книги эти находятся в нашей школьной библиотеке.
Интересны воспоминания артиллеристов, защищавших рубежи нашего города. Они следили за налётом вражеских самолётов, не позволяя им пролететь над городом, и сбрасывать смертельные бомбы на дома мирных жителей. Они подавляли вражеские артиллерийские точки, расположенные на подступах к Ленинграду. Их воспоминания изданы в книге «Огневой меч Ленинграда»
В сборнике «Операция «Искра» собраны воспоминания, очерки и отрывки из дневников мирных граждан: женщин, юношей и девушек. Они рассказывают, как летом 1941 года ездили на оборонительные рубежи под Лугой, как рыли рвы, ставили противотанковые надолбы, лежали под обстрелом, и как тяжело было отступать вместе с нашими войсками почти до самого города. Самое страшное – вражеские танки на трамвайной линии около Кировского завода. Но и тогда они верили, что «враг будет разбит».
В сборнике «Ополченцы» можно узнать о подвиге обычных, совсем даже не обученных военному делу мирных людей, которые добровольцами встали на защиту Ленинграда. Большинство из них погибло, и обязанность оставшихся в живых – рассказать нам о себе, о своих товарищах и о том героическом времени.
Больше всего впечатляет книга «Ничто не забыто» – это 320 страниц о 900 днях блокадного Ленинграда, о мужестве и стойкости его защитников.
В нашем городе много памятников, напоминающих о событиях пятидесятилетней давности. В библиотеке есть целая серия книг о музеях города и пригородов. Выделяется брошюра: «Мемориал Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы. Автор описывает скульптурные группы защитников города: «Оборонные работы», «Снайперы», «Моряки», «Ополченцы», «Литейщики», «Солдаты». В подземном памятном зале находятся реликвии военного времени и летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых листов, рассказывающих о каждом блокадном дне.
Мы посетили этот памятник, посмотрели документальный фильм о тех днях и поняли, что никогда не забудем людей, отстоявших наш город ценой нечеловеческих усилий.
Проведение общешкольного мероприятия для 5 – 9 кл.
Проведение акции
«Неделя памяти»
Проведение
Уроков мужества
Встречи с
ветеранами
Творческие работы (сочинения)
Экскурсии
для ветеранов
Сбор информации
о ветеранах
Экскурсии для
младших школьников
Концерт в
Доме ветеранов № 2
Посещение
Дома ветеранов №2
Выступление на районном этапе Всероссийской акции
«Я – гражданин России»
Выпуск альманаха «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда»
Встречи с поисковыми организациями
Посещение библиотек, музеев, архивов
Пополнение экспозиций музея клуба
Служить Отечеству.
Блокада Ленинграда.
ЧТО ДЕЛАЕМ
Учителя
школы
Муниципальное образование
ВПО
«Возрождение»
Администрация
Петроградского района
Совет ветеранов
Дома ветеранов № 2
Администрация
Дома ветеранов № 2
Администрация
школы
Комитет
ветеранов войны
Санкт-Петербурга
Сверстники
(учащиеся школ
Петроградского района)
КУДА ОБРАЩАЕМСЯ
№ п/п | Наименование | К-во
| Цена (руб. за ед.) | Сумма (руб.) |
1. | Бумага офисная (500 листов) | 1 | 98 | 98 |
2. | Папка для бумаг | 2 | 37 | 74 |
3. | Папка-вкладыш с перфорацией (100 шт) | 1 | 46 | 46 |
4. | Бумага формата А1 | 5 | 16 | 80 |
5. | Фломастеры | 1 | 34 | 34 |
6. | Компакт-диск CD-R | 1 | 22 | 22 |
ИТОГО | 352 |
Кроме того, нам потребуется:
10.Принтер струйный (цветной).
Ресурсное обеспечение проекта производится из средств школьного бюджета и материально-технической базы школы.
Нам удалось сделать:
Показанный фильм помог нам оценить трагизм войны и великий подвиг ленинградцев. Наши отзывы и отрывок интервью составят одну из глав альманаха.
Отзыв о прочитанной книге
«Огневой меч Ленинграда»
Эта книга – сборник, составленный участниками Великой Отечественной войны М.С. Михайленко и А.И.Рискиным. Здесь собраны воспоминания участников обороны Ленинграда: артиллеристов, разведчиков, связистов, командиров и политработников.
Идея этой книги состоит в том, чтобы молодое поколение знало славную историю своей страны, гордилось героями, защитившими наш город.
Особенно мне понравился рассказ полковника в отставке Г.М. Яичкина «Живое слово и личный пример» На фронте он был политработником, о чем и говорит в своем рассказе.
Вся работа командиров, политработников, была направлена на то, чтобы каждый выполнял свою задачу, не жалея ни сил, ни самой жизни.
Они защищали свою страну и нас, будущее поколение. Захватнические цели немецко-фашистских оккупантов, стремившихся уничтожить Советское государство, наш город, и закабалить наш народ. И это заслуга командиров и политработников, словом и личным примером поднимавших солдат в бой, на подвиг и на смерть.
Я восхищаюсь этими людьми, сохранившими нам Родину.
Лебедев Константин,
ученик 8 «в» класса.
Отзыв о прочитанной книге
«Дети города-героя»
Я прочитала книгу «Дети города-героя».
Это книга воспоминаний. Всё основано на реальных событиях. Старые люди, выжившие в дни войны, написали свои личные впечатления о днях своей молодости, передали рассказы тех, кто месте с ними защищал свой город. Дети школьного возраста (наши ровесники) вместе со взрослыми и сверстниками отстояли Ленинград от врага. Они дежурили морозными ночами на вышках, гасили зажигалки, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, ловили шпионов и диверсантов...
Меня удивляет, что мои ровесники стояли у станков, выполняя работу взрослых.
Я завидую тем, кто сражался в партизанских отрядах.
Мы должны знать о тех, кто защитил наш город в дни войны.
Новикова Светлана,
ученица 8 «в» класса.
Воспоминания бойцов МПВО.
Я прочитал книгу «Мы вышли из блокадных дней…». Это воспоминания бойцов местной противовоздушной обороны. В ней говорится о блокаде Ленинграда, о том, как было трудно жить в то время. В этой документальной книге рассказывается о тех людях, которые жили много лет назад и оставили след в истории нашей родины.
В этой же книге я прочитал про бойца МПВО Хануева Алексея Ильича. Он рязряжал мины и бомбы противника. Потом описывал устройство каждой бомбы и мины. Это могло пригодиться и спасти чьи-то жизни.
Больше всего мне понравилось, что боец смог обезвредить мины и бомбы и сделал это благополучно и остался жив. На меня произвела впечатление его первая обезвреженная бомба весом в одну тонну. Она была сброшена с парашютом и повисла на проводах. А внизу были люди…
Я пересказал эту историю друзьям.
Козлов Сергей,
ученик 8 «б» класса.
Воспоминания
Моргуновой Елены Федотовны
о боевой подруге
Моргунова Елена Филипповна в годы войны была медицинской сестрой. Вот что она рассказала нам о своей подруге Маше Кутузовой.
Обстрел у Витебского вокзала
В марте 1942 года Маша получила повестку из военкомата и стала солдатом. Она помогала полевым врачам в сложных операциях. Однажды она узнала, что снаряд, выпущенный с Пулковских высот, попал в трамвайную линию у Витебского вокзала. Маша с подругами поехала туда. У вокзала вразброс лежали люди, раненые и мертвые. Маша кинулась к женщине, у которой была оторвана рука, а рукав пальто остался цел. К Маше подскочила её подруга Женя Корчагина, они осторожно положили раненую на носилки и отнесли в госпиталь. Потом Маша подхватила девочку лет пяти, сдала её на руки солдату и снова бросилась назад. Обстрел не затихал, рядом щёлкали, впиваясь в землю, осколки, но думать о себе ей было некогда.
Я слушал и думал, какие они были героические люди! А я мог бы так поступить?
Дорохов Руслан,
ученик 8 б класса.
Из воспоминаний
бойца МПВО
Васильевой Марии Петровны
Когда началась блокада, молодую девушку Машу зачислили во взвод местной противовоздушной обороны.
Она вспоминала о тех тяжелых, но героических днях. Ее с подругами отправили на казарменное положение. Помещение, предназначенное для девичьего взвода, показалось Маше склепом: пахло сыростью, стены промёрзлые... Кто-то ей сказал, что отсюда вывозили трупы.
Маша пришла домой и заплакала. Мама с сестрой её успокоили. И всё же на следующий день она вернулась в казарму. А там уже кипела дружная работа: появились дрова, были вымыты окна, и стало светлее. Девушки повеселели и уже шутили над своей модой: ватными брюками и телогрейкой.
Девушек учили военному делу, кроме того, они убирали снег с улиц, долбили лёд, помогали больным и старым, собирали по городу трупы, восстанавливали трамвайные пути, разрушенные бомбёжкой, рыли оборонительные траншеи. У них от тяжелой физической работы весь день ныло тело, но они гордились своей работой.
Меня удивляет и восхищает мужество и героизм будничной жизни тех дней.
Лемешко Гриша,
ученик 8 в класса.
Интервью (отрывок)
с генеральным продюсером киновидеокомпании «Санкт-Петербург», режиссером Чепенко Михаилом Филипповичем
Максимова Лена (далее – М.Л.): Михаил Филиппович, расскажите, пожалуйста, как коснулась Вас война?
В 1943 году я пошел в первый класс. Мой папа воевал. Был я совсем мальчонкой, но как все советские люди, переживал, хотел, чтобы мы победили, потому что мы любили свою Родину.
Родин Виталий (далее – Р.В.): Почему Вы обратились к рассказам именно об этих людях (маршалы Мерецков и Говоров)? Близки ли они Вам чем-нибудь? Какие чувства Вы к ним испытываете?
Я уже говорил, что мы, мальчишки, готовы были защищать свою страну. Хотели бежать на фронт. С детства я был увлечен этой темой, читал газеты о вестях с фронта, о героической блокаде Ленинграда. Завидовал мужественным людям, стоявшим во главе нашей армии под Ленинградом. Став режиссером, захотел снимать фильмы, связанные с Великой Отечественной войной, защитой нашего города.
М.Л: Что значит для Вас слово «патриотизм»? Есть ли в наше время
патриоты?
В нашей стране не может не быть патриотов. Страна наша – многомиллионная, самая большая в Европе. Патриот – это форма отношения человека к своей Родине. Привязанность к семье, к месту, где ты родился, к школе, где ты учился – все это формирует любовь к Родине. Каждый, кто учится и работает в нашей стране, должен знать и понимать, что наша Родина – самая созидательная и прекрасная, и в ней есть, что любить и чем гордиться. Любовь к родине, привязанность к ней, желание трудиться во славу ее, способность ее защитить – это и есть патриотизм.
Р. В.: Есть ли у Вас фильмы о патриотах нашего времени?
В такой стране, с таким прошлым, и сегодня не может не быть патриотов. Наш народ – одно целое – от Прибалтики до Дальнего Востока. Мы побеждаем везде, как победили в Великой Отечественной войне.
Выразителем патриотизма нашего времени является бывший председатель Комитета ветеранов войны Санкт-Петербурга, летчик, герой Советского Союза, генерал-полковник Кубарев Василий Николаевич (к сожалению, он уже умер).
Наша киновидеокомпания сейчас работает над фильмом «Авиация – жизнь моя». Фильм не закончен. Идет работа. Герой фильма – Кубарев В.Н. В годы войны, будучи летчиком, он сбил 28 фашистских самолетов, и ни разу не был сбит сам. Он герой Курской дуги. До конца своей жизни служил Родине. Это показательный фильм для молодежи.
М.Л.: Что бы Вы посоветовали сегодняшнему молодому человеку, чтобы
он мог стать настоящим патриотом?
Прежде всего, он должен быть защитником своего Отечества. Он должен быть положительным в школе, в учебе, в семье, в труде. Должен быть готов защищать свое Отечество – все это и значит быть патриотом. Любовь и привязанность – это и есть патриотизм. Привязанность формирует любовь к своей Родине.
Над интервью работали корреспонденты:
Максимова Елена, ученица 7 б класса,
Родин Виталий, ученик 8 б класса
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сочини стихи, Машина
Рисуем "Осенний дождь"
Снег своими руками
Именинный пирог