Работа была выполнена к городским Крещенским чтениям
Вложение | Размер |
---|---|
podvigom_dobrym_ya_podvizalsya...docx | 425.34 КБ |
sestry_miloserdiya.ppt | 2.31 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты
IV Крещенские чтения
«Подвигом добрым я подвизался…» (2 Тим 4:7)
Авторы: Макаров Антон,
Тарасов Антон, обучающиеся в 9б классе, МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
Руководители: Трапезникова О.М., учитель истории и обществознания; Грозных Е.В., учитель русского языка и литературы.
Воркута 2012
Содержание
1.Введение______________________________________с.3-5
2.Основная часть________________________________ с. 6-26
1) История появления общин сестер милосердия_____ с.6-8
-Первые упоминания о «диаконисах»
- Общины бегинок и братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным
2) Общины сестер милосердия в России____________ с. 9-26
-История российской благотворительности
-Роль Н.И. Пирогова в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных».
-Великая княгиня Елена Павловна
-Даша Севастопольская, «женщина из легенды»
-Екатерина Михайловна Бакунина
-Юлия Петровна Вревская
20 век:
-Русско-японская война 1904-1905гг.
-Первая мировая война
-Великая княгиня Елизавета Федоровна
-После Октября 1917 года
- Великая Отечественная война
- период послевоенного времени
3. Заключение____________________________________с.27
4. Список использованных источников_______________с.28
5. Приложение__________________________________с.29-40
Введение
«Великая радость заключается в том, чтобы посвятить себя служению другим людям», - в этом были убеждены и великая женщина Мать Тереза, и Даша Севастопольская, и Е. Бакунина, и великая княгиня Наталья Шаховская, и все те, кто избрал своей жизненной стезей служение милосердию.
И «дела их идут вслед за ними» (Откровение 14.13). Каждое их доброе слово, сказанное на земле, каждая их благая мысль, каждое их доброе намерение и начинание обретают неведомо для них самих, нескончаемое, не предвиденное ими влияние. В этом смысле и дела их следуют за ними. То, что все совершают во Христе и для Него, то, чего Он источник, цель, семя добра, посеянное всеми в душу, хорошее побуждение , которому мы поддаемся, - все это не умрет.
Самая скромная жизнь, посвященная Богу, самый смиренный труд на ниве Господней, несомненно, оставят след на земле, и долго-долго после смерти никем не замеченных тружеников добра и милосердия нравственный облик их будет жить, влияние их будет действовать и приносить пользу многим. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2, 10)
И в наше непростое время многие люди обращаются к вере как источнику утешения в жизненных трудностях. Посещают храмы, молятся, придерживаются постов. Однако служение вере подразумевает еще и осмысление своего пути в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…». Как проявить себя? Где найти свое призвание? Для кого – то это помощь обездоленным, оказание моральной поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а для кого-то достаточным кажется и подача милостыни на паперти храма. Но есть особая категория людей, которые нашли свой путь в жизни через ежедневный подвиг по уходу за немощными и тяжелобольными людьми. Этими людьми являются сестры милосердия. Так называют женщин, которые посвящают себя очень тяжелому, но благому делу. Которые осознают помощь ближнему как свой долг, которые принимают чужую боль как свою, которые способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты, которые следуют одному из принципов:
«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес.4,32)
Никакое земное благо не может сравниться с тем душевным настроением, которое описывает апостол Павел в этих словах. Как часто мы испытываем на себе могущество любви и долготерпения! Как часто в тяжелую минуту нашей жизни, пригретые добрым, ласковым словом, мы вновь видели свет, давно исчезнувший для нас, ибо милосердие – это то, что связывает и объединяет людей, сближает сильней кровного родства и преданной дружбы. Только милосердие способно закрыть глаза на физические недостатки или плохой характер человека. Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом лишь потому что, оно - дело рук Создателя.
Чувствуя актуальность проблемы милосердия в наше время, пораженные деятельностью людей, которые безвозмездно посвящают свою жизнь служению людям, мы решили обратиться к изучению данной темы.
В работе поставлены следующие цели:
1. Рассказать о деятельности сестер милосердия как о примере бескорыстной помощи во имя веры.
2. Показать, как в жизни проходит служение вере через заботу о других людях на примере деятельности известных сестер милосердия.
3. Привлечь внимание к возрождению добрых традиций общин сестер милосердия.
Актуальность данной темы очевидна: в наше время много людей оказалось «за бортом» жизни. Причин этому масса, начиная от ошибок человека в прошлой жизни до трагического стечения обстоятельств. Необходимость в поддержке, которую могут оказать близкие люди, как никогда важна, но если эта поддержка отсутствует, то зачастую именно сестры милосердия берут на себя эту функцию – заботу о ближних во имя веры.
Мотивы, побуждающие людей к благотворительности, различны. Это может быть сознание общественного долга: жажда деятельности на ниве общественной пользы, исполнение евангельских заповедей милосердия и любви к ближнему, просто сердолюбие. В некоторых случаях прослеживается стремление достигнуть общественного признания, наград или титулов. В том или в ином случае можно поставить под сомнение искренность человеколюбивых намерений жертвователя, но трудно отрицать общественную пользу подобных поступков. Очень часто толчком к участию в благотворительной деятельности является тяжелый психологический кризис, возникший на почве утраты близкого человека.
Словарь живого великорусского языка Владимира Даля дает такое толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому». «Любовь на деле» - это когда человек готов пожертвовать чем-то для другого: силами, временем, интересами, ценностями, даже жизнью. «Готовность делать добро всякому» - Как это трудно! Можно помочь тому, что тебе симпатичен. Но как жертвовать своими интересами ради каждого? Но именно на такую высоту должен подняться человек, чтобы выполнить заповеди, данные Христом- Спасителем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф, 5, 44) Сестры милосердия… Белые голубки… Какова же история возникновения сестер милосердия? С чего все начиналось?
1) История появления общин сестер милосердия
Первые упоминания о «диаконисах».
На заре существования христианства еще не было специальной женской организации, занимавшейся благотворительностью. Но в письмах и деяниях апостолов читаем, что им в их евангельской работе помогали женщины. Святой апостол Павел в своих письмах с великой благодарностью и похвалой вспоминает женщин, которые ревностно и жертвенно ему помогали. В конце своего послания к римлянам он пишет : «Поручаю Вам Фиву, сестру нашу, служительницу церкви в Кенхреях… Так как она многим помогала и мне самому тоже. Приветствуйте Марию, которая много для нас потрудилась…. Приветствуйте возлюбленную Персеиду, которая много потрудилась в Господе». ( Глава 16,стих 1-16 ).
Также церковь ранних веков, имея в виду полезную роль женщин в апостольских трудах, установила отдельное служение женщин, которому дала название диаконис. Кем были диаконисы? Греческое слово «диаконос» означает служитель, помощник, относительно женщин помощница. Христианский писатель Тертуллиан называет диаконис «вдовами», потому что чаще диаконис выбирали из вдов. Древнее предписание церкви относительно вдов, которые хотели быть диаконисами, устанавливали такие требования, чтобы они были вдовами одного мужа, чтоб любили читать и имели возраст 40-60 лет. Апостольские правила 4-го столетия говорят, что на диаконису нужно выбирать стыдливую девицу, а если таковой не было, то можно и вдову, но одного мужа, стыдливую и честную. Во времена Юстиниана в Храме пресвятой Софии было 40 диаконис. Соответственно вдовы или девицы становились диаконисами через отдельное благословение и молитву епископа. С исходом времени чин диаконис стал потихоньку выходить из практики церковной, в латинской церкви служба диаконис существовала до конца 5 века, а в греческой - до конца 11 столетия. Помимо вышесказанного, диаконисы являлись особым связующим звеном между священнослужителями и женщинами - членами общин. Во избежание нареканий со стороны язычников они присутствовали при частных беседах священников с женщинами, и сами наставляли последних, посещали больных и бедных, а также христиан, заключенных в тюрьмы.
Предание донесло до нас житие сподвижницы Иоанна Златоуста, Олимпиады. Она, женщина знатного происхождения, была поставлена в диаконисы после ранней смерти мужа. Сам Иоанн любил Олимпиаду за добродетели и духовно наставлял ее. В своих письмах, дошедших до нас Иоанн напоминал о трудах, которые она переносила ранее: "С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному. Имей в мыслях море твоей любви, которое ты открыла до такой степени, что оно с большой стремительностью достигает самых границ вселенной". Олимпиада пережила Иоанна всего лишь на три года и умерла, так и не вернувшись из ссылки, в 410 г.
Последнее упоминание о диаконисах на Востоке относится к XII веку.
Общины бегинок и братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным
Церковное служение женщин после исчезновения диаконис не прекратилось. В раннее средневековье, эпоху крестовых походов, когда многие мужчины, загоревшись идеей освобождения Гроба Господня, оставив семьи, двинулись на Восток, женщины же находили духовную поддержку в создании собственных общин.
Одна из первых женских общин такого рода была основана около 1184 года в Люттихе, современном Льеже (Бельгия), священником Ламбертом Ле Бегом. Название новой организации бегинок дало либо его имя - Бег, по-французски значит "косноязычный", либо старонемецкое слово "беггам", имевшее одно из значений: "нищенствовать".
Бегинки занимались призрением девиц и покинутых жен, служили больным, пилигримам и всем, кто в чем-то имел нужду; при общинах создавались больницы и странноприимные дома, где бедные и больные часто содержались на деньги, собранные в складчину. Бегинки ходили по домам, посещая тяжелобольных, омывали тела умерших, трудились даже во время чумы, воспитывали детей-сирот, иногда основывая целые училища. Некоторые женские общины под этим названием существовали вплоть до конца XIX века в Амстердаме и Брюгге.
Следующий этап в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.
Первая попытка Винсента организовать женскую общину относится к 1617 году - времени, когда он служил в Шатильоне. Постепенно Винсент приходит к идее создания женской организации, члены которой всецело посвятят себя уходу за неимущими больными. Во время миссионерских поездок он часто встречался с простыми женщинами, не желавшими вступать в брак, хотя и не чувствовавших особого расположения к иноческой жизни - на них он и решил опереться в первую очередь. Днем рождения первой общины сестер милосердия принято считать 1633 г.
2) Общины сестер милосердия в России
История российской благотворительности
Впервые в России женский труд для ухода за больными был использован при Петре Великом.
В соответствии с царским указом в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Однако, в дальнейшем, привлечение женщин для работы в больницах было отменено, и роль сиделок была отведена отставным служащим.
1798 год – год создания Павлом Первым «Медицинской коллегии», после чего в госпиталях стали появляться штатные единицы женщин, ухаживающих за ранеными и больными.
Вновь женский труд в гражданских больницах начали использовать в середине 18 века. Осуществляли его «бабки - сидельницы ». До конца века специальных сестёр по уходу за больными не было, поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803г. с появлением служб «сердобольных вдов». В том же 1803г. в Москве, а следом и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.
История российской благотворительности неотделима от личности императрицы Марии Федоровны супруги Павла I. На шестой день своего пребывания на престоле 12 ноября 1796 г. Павел Петрович передал под попечительство жены Воспитательное общество. Таким образом, было положено начало благотворительной структуре, которая стала самой мощной в стране, получив со временем наименование «Ведомство учреждений императрицы Марии». Рано овдовев, Мария Федоровна всю себя посвятила данному «Ведомству». Именно она горячо поддержала инициативу российского филантропа Павла Помиан - Пезаровиуса создать Комитет о раненых, который заботился бы о воинах, пострадавших на полях сражений (впоследствии данная идея была реализована Анри Дюнаном - этот выдающийся швейцарец создал такую организацию, как Международный Красный Крест).
Во время Наполеоновского нашествия в Россию в 1812 году организовано «Патриотическое общество женщин» для оказания помощи раненым. 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица каждую присягнувшую отмечает особым знаком - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано «СЕРДОЛЮБИЕ».
После смерти вдовствующей императрицы, отмечая ее заслуги, Николай I 14 ноября 1828 г. учредил особый Мариинский знак отличия за беспорочную службу на поприще благотворительности.
В нашей стране начало движению сестер милосердия положили и великая княжна Александра Николаевна, и принцесса Терезия Ольденбургская, которые в 1844 г. основали в Петербурге Свято-Троицкую общину. (Приложение 1) В Москве первая такая община была организована во время эпидемии холеры 1848 года; организовали ее княгиня Софья Щербатова и знаменитый врач Федор Гааз. Из нее позднее выделилась группа сестер, которые организовали общину "Утоли моя печали", взявшую на себя заботу о больных арестантах Бутырской тюрьмы, где работал Федор Гааз.
Именно воспитанницы этих общин составили костяк отряда сестер милосердия, которые отправились помогать защитникам Севастополя. По свидетельствам очевидцев, сестры милосердия спасли множество человеческих жизней, проявив при этом такие качества, как хладнокровие, моральная чистота, высокий профессионализм, которые, по словам Николая Пирогова, "должны были быть названы не иначе чем благородные".
Широкий общественный резонанс, который получил данный почин, вызвал в обществе моду на благотворительность. Обители начали открываться одна за другой. Вот имена лишь нескольких женщин, посвятивших себя этому поприщу - причем в первую очередь вспомним имена тех, кто действовал искренне и бескорыстно, а не для того, чтобы жеманно хвалиться своей деятельностью (такое тоже бывало). Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая и другие. Всего к началу 1913 г. в 109 общинах работали 3442 сестры милосердия, а уже через год, к началу Первой мировой войны, только в госпиталях их насчитывалось около 20 тыс.
Вторая половина 19 века отмечена мощным подъемом духовного движения всех социальных групп и слоев русского общества. Параллельно развитию промышленности, с формированием новых, присущих капиталистическому способу производства отношений, происходит взлет духовности, находивший выражение в разных сферах общественной жизни.
Одной из форм подвижничества было служение в общинах сестер милосердия. Это движение духовно подпитывалось двумя социальными проблемами: недостатком обсуживающего медицинского персонала и социальным неравенством женщин, ограничивающим их участие в различных сферах общественной жизни. Движение общинных сестер милосердия явилось выражением высокой нравственности, самоотверждения и духовности.
Роль Н.И. Пирогова в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных»
Итак, первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. А в 1854 г. великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял знаменитый врач, основоположник полевой хирургии Николай Пирогов (Приложение 2). О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя", среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете.
Н.И.Пирогов первый в мире организовал и применил женский уход за ранеными в районе боевых действий. Он обосновал необходимость привлечения женщины к участию в оказании медицинской помощи на войне, определяя роль и задачи сестре и врачей общины. В частности, он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам. Он участвовал в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных».
Великая княгиня Елена Павловна
По инициативе ученого в Севастополе впервые в истории отечественной и зарубежной медицины на театр военных действий были привлечены сестры милосердия. Большую помощь в этом ему оказала великая княгиня Елена Павловна, отдавшая много сил и времени делу благотворительности. Под её попечительством находились Максимилиановская больница, Повивальный институт, приюты для детей-сирот и беспризорных, бесплатные столовые для больных, школы.
В 1854 г., когда началась осада Севастополя, у Елены Павловны созрел «гигантский план — основать организованную женскую помощь больным и раненым». Для реализации своей идеи она нашла в Н. И. Пирогове единомышленника, предложив ему подобрать медицинский персонал и взять на себя управление всем делом. Николай Иванович впоследствии писал, что видел до того женскую службу в госпиталях и больницах, «но ещё нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы» . 25 октября 1854 г. Еленой Павловной был утверждён устав Крестовоздвиженской общины. Одновременно она обнародовала воззвание о помощи больным и раненым «Ко всем русским женщинам, не связанным обязательствами семейными, желающим принести свою долю жертвы и добра… Отчизне». Многие женщины различных слоев населения горячо откликнулись, изъявив желание отправиться в Крым и принять участие в уходе за ранеными севастопольцами. Крестовоздвиженская община в короткий срок была укомплектована. Женщины в течение 2-3 месяцев проходили подготовку в Петербурге. Н. И. Пирогов с большим уважением относился к деятельности Елены Павловны. В одном из своих писем он писал: «Великая княгиня содержит в себе много превосходного: она принадлежит к недюжинным личностям, и если что можно сделать хорошего, то именно через неё». (Приложение 3)
24 ноября 1854 г в Крым во главе с А. П. Стахович прибыло 1-е отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в составе 28 человек. В своём письме к жене в декабре 1854 года Н. И. Пирогов сообщал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестёр, числом до тридцати… Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают на операциях, раздают чай и вино. Присутствие женщины, опрятно одетой и участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий». Вскоре в осажденный Севастополь приехало еще несколько отделений самоотверженных женщин. Организация и содержание деятельности Общины были разработаны Н. И. Пироговым, который видел в ней, прежде всего, медицинское учреждение со специализацией труда сестёр. Поэтому сразу же по прибытии в Крым, он разделил их на сестёр — перевязочных, аптекарш и хозяек. Николай Иванович составил «Инструкцию сестрам на время их дежурства в госпиталях и перевязочных пунктах», подробно изложив в ней все их обязанности. Впоследствии он выделил группу транспортных сестёр, которые должны были сопровождать раненых в пути. Для них была также написана специальная инструкция. Под руководством Н. И. Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, приготовляли лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. При исполнении своих обязанностей они не боялись ни неприятельских пуль и снарядов, ни «ужасающего зрелища самых страшных разрушений человеческого тела».
Условия работы были очень тяжёлыми. В армии свирепствовали смертельные осложнения огнестрельных ран, эпидемии заразных болезней, уносящих тысячами защитников Севастополя. Сами сестры становились жертвами этих болезней, и многие из них погибли в Крыму. Поэтому Николай Иванович написал для них обращение «для прочтения и исполнения», в котором требовал, чтобы они следили за своим здоровьем, вовремя питались, учил, как уберечься от заразных болезней. И сестры платили ему искренней любовью за его постоянную заботу.
Екатерина Михайловна Бакунина
Ближайшими помощницами Н. И. Пирогова были старшие сестры милосердия — Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала М. И. Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия; Елизавета Петровна Карцева, по словам Николая Ивановича, сумевшая обратить «обязанность сестры в духовное призвание жизни»; Екатерина Александровна Хитрово, которая своим личным примером способствовала воспитанию в сестрах высокой нравственности.
Особо хочется несколько слов сказать о такой выдающейся сестре милосердия, отличившейся в Крымской войне, как Екатерина Михайловна Бакунина. Выросшая в холе и веселье, именитая аристократка, она работала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер была старшей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая. Именно она обратила внимание на страдания раненых, отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двух полушубков на четверых: У Перекопа полушубки отбирались, далее, где только начиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в холстинном платье, обмораживались и совсем замерзали на дороге. По ходатайству Е.М. Бакуниной, вместо холстинной одежды стали выдавать суконную. Она сама стала сопровождать транспорт раненых, неся вместе с ними все невзгоды пути, голодая, простужаясь и болея, но сделала свое дело: на этапах стал заготавливаться теплый ночлег, горячая пища, сбитень и заботливый уход сестер.
Женщина громадной силы воли, Бакунина была и женщиной великого смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась быть старшей сестрой в своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая в свободное время от работы время присесть на койку больного, побеседовать с ним и утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе в этом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы встречать царя. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене Павловне уговорить Бакунину принять на себя должность настоятельницы общины.
Бакунина была первой на работе и уходила на отдых последней. Последней выходит она из разрушаемых неприятелем градом бомб госпиталей и только тогда, когда вывезен последний раненый, отправлено последнее казенное добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелой формы тифа, она идет на помощь и едва сама не погибает.
Возвращение Бакуниной в Петербург по закрытии всех военно-временных госпиталей было приветствовано поэтом М.Глинкой стихотворением. (Приложение 4)
Даша Севастопольская, «женщина из легенды»
Во время Крымской войны стало широко известным и популярным имя Даши Севастопольской. Дочь матроса, погибшего в Синопском сражении, переодевшись в матросский костюм и снарядив свою повозку ветошью, корпией, уксусом, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу. «Карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша – первой сестрой милосердия. По воспоминаниям самого Пирогова, положение раненых было исключительно тяжелым, не хватало врачей, не было транспортных средств для доставки раненых в госпитали, и они часто лежали на голой земле без всякой помощи. К ним-то и являлась Даша, как светлый ангел, как последняя надежда. Девушка обеззараживала рану уксусом, перевязывала раненых, утешая их теплыми словами: «Потерпи, любезный, все будет хорошо, миленький…». Своим милосердием она не обделяла и «чужих» - англичан, французов, итальянцев, турок. Самоотверженность Даши Севастопольской была названа «подвигом гуманизма. (Приложение 5)
«Знаменитая Дарья» - так отзывался о ней Н. И. Пирогов. Имя Даши стало символом мужества, храбрости, самоотверженности. Царь Николай I пожаловал девице Дарье золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. Даша Севастопольская (Михайлова) умерла в 1910 году в г. Севастополе и похоронена на Корабельной стороне. На том месте, где стоял её домик, установлена мемориальная доска. Подвиг этой смелой женщины увековечен на живописном полотне панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», а в 1974 году в нише панорамы помещен скульптурный бюст героини. В ознаменование 150-летия со дня её рождения была учреждена медаль имени Даши Севастопольской, которой награждаются самые достойные медицинские сестры, обладающие такими качествами, как преданность своей профессии, бескорыстие, чуткость, доброта, умение сострадать.
Гуманистический и героический пример Даши Севастопольской воспламенил многие женские сердца в осажденном городе. Вслед за ней ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки - жены, сестры и дочери участников обороны. Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» были впоследствии награждены сестры Крыжановские - Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Сестры милосердия тех лет - девицы и вдовы «благородного происхождения», аристократки. Среди тех, кто, по словам Пирогова, «безропотно перенес все труды и опасности, бескорыстно жертвуя собой с геройством, которое бы сделало честь любому солдату», были Екатерина Грибоедова - сестра знаменитого писателя, княжна Бакунина - дочь сенатора, внучатая племянница М. И. Кутузова, баронесса Будберг, баронесса Э. Лоде. Но случилось так, что первой в мире сестрой милосердия была названа англичанка леди Флоренс Найтингейл. В Крыму «леди с лампой», как ее прозвали, появилась 25-26 апреля 1855 года. К этому времени русские сестры милосердия уже пять месяцев трудились в местах военных действий. Англичане заявили, что хотят поставить в Балаклаве памятный знак леди Найтингейл. Памятник Даше Севастопольской появился в Крыму лишь несколько лет назад, в 2005 году.
Юлия Петровна Вревская
12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну, которая длилась десять месяцев и завершилась мирным договором в Сан-Стефано 19 февраля 1878 года. Известие об объявлении войны всколыхнуло тогда все слои русского общества. Среди этих неравнодушных к чужой беде людей была и баронесса Юлия Петровна Вревская. В.А. Соллогуб писал о ней так: «Ведя светский образ жизни, Юлия Петровна никогда не сказала ни о ком ничего дурного и у себя не позволяла никому злословить, а, напротив, всегда в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны. Всю жизнь она жертвовала собой для родных, для чужих, для всех.
Зимой 1877 года Ю. Вревская посещает курсы медицинских сестёр Свято-Троицкой общины сестёр милосердия, которую возглавляла её «старая приятельница» Елизавета Александровна Кублицкая-Пиоттух. В общину Юлия Петровна не вступила, но была прикомандирована к ней. 19 июня 1877 г. Ю.П. Вревская вместе с 10 дамами высшего света в составе Свято-Троицкой общины, не являясь официально членом Красного Креста, отправилась из Петербурга на фронт сестpoй милосердия.
В опасностях она видела течение настоящей жизни. «Я утешаю себя мыслью, что делаю дело, не сижу за рукоделием, я скоро уезжаю в Яссы с другими сестрами Святотроицкой общины и буду работать там, в 45-й военной больнице».
19 июня 1877 г. ее отряд прибыл в румынский город Яссы. Через два дня из Болгарии потянулись потоки раненых и больных. Медицинский отряд работал без перерывов и почти без сна. В сентябре 1877 г. Юлия писала сестре: «Мы слишком утомились, дел было гибель: до трех тысяч больных в день, и мы в иные дни перевязывали до 5 утра не покладая рук».
После четырех месяцев изнурительного труда отряду Вревской дали отпуск на два месяца, но узнав, что в Болгарии не хватает медицинского персонала, она отправляется в самое пекло.
Не уберег Бог от болезни Юлию Вревскую. 5(17) января от сумасшедшего солдата, за которым она ухаживала, заразилась сыпным тифом, и, как всех опасных для окружающих, ее положили в отдельный сарай. Болезнь протекала скоротечно и тяжело. 24 января 1878 г. не стало сестры милосердия Юлии Петровны Вревской. Ей было всего 37 лет.
Похоронили Юлию Петровну около православного храма в Бяло. Могилу для нее копали раненые солдаты, и они же несли гроб, не позволив это делать никому другому. Похоронили Юлию Петровну в платье сестры милосердия. На могиле скромный памятник с надписью: «Сестра милосердия Неелова, баронесса Вревская. Январь 1878 г.».
Яков Полонский и Иван Тургенев посвятили стихи её памяти, в Болгарии её сделали народной героиней. (Приложение 6)
20 век
Новый 20 век принес так ожидавшему его человечеству новые изобретения, культурные традиции, но не принес главного – мира.
Русско-японская война 1904-1905…
Это событие всколыхнуло русское общество целой войной ненависти и презрения к японцам. Помимо общих исторических причин, именно недооценка противника и самонадеянная уверенность в быстром и победоносном завершении войны обернулись для России страшной катастрофой. Известно, что в Русско-японскую войну в госпиталях трудились приблизительно две тысячи медицинских сестёр.
В январе 1905г. многие медицинские сёстры, зная об ужасных условиях содержания в этапных лазаретах, издевательствах над ранеными со стороны японцев, отказывались покидать Порт-Артур и сопровождали раненых в Японию. В Русско-японскую войну это был не единственный факт, когда сестры остались с больными, попавшими в плен. Известен случай, когда после взятия японцами Цайцзягоу Управление Красного Креста предложило медперсоналу его покинуть. Санитары согласились, а сестры милосердия нет. Александра Митрофановна Григорова, медицинская сестра, пишет: "...Мы расставались унылые, измученные, с издерганными нервами, и настроение наше соответствовало суровым и темным ноябрьским дням". Тем не менее, эта физическая и духовная усталость не могла затмить впечатление, что "за этот год мы все поневоле, самыми обстоятельствами, принуждены были жить не обычной своей эгоистичной жизнью", и это время было "самым светлым кусочком" жизненного пути каждой сестры милосердия. Викентий Вересаев, служивший в то время военным врачом, писал: "Сестры... Я ничего не имею сказать против них. Они были на войне небесполезны, в тыловых госпиталях были даже очень полезны. Но они служили необходимым украшением боевой сцены, были "белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов". Как таким "ангелам", им пелись всеобщие хвалы, каждый уж заранее был готов умиляться перед ними, их осыпали наградами. Сколько я знаю, ни одна сестра не воротилась с войны без одной или двух медалей… вспоминаешь о тысячах безвестных, действительно героических тружениках,- о фельдшерах, невидно тонувших в бескрайном, сером солдатском море. Им никто не пел хвалений, они не украшали собою ярких боевых декораций. Не обращая на себя ничьего внимания, они скромно шагали следом за ротами со своими перевязочными сумками; мерзли вместе с солдатами в окопах; работали действительно под тучами пуль и шрапнелей, бесстрашно ползали под огнем, перевязывая валяющихся раненых».
Ореол героизма вокруг сестер милосердия и их заслуг сохранялся в обществе еще несколько лет. В 1913 году группа депутатов Думы попыталась улучшить их положение: уменьшить стаж, необходимый для получения пенсии, увеличить саму пенсию и число сестер, которые могли на нее рассчитывать. Ведь по закону 1901 года пенсионерками могло быть одновременно не более 3 тыс. сестер, а в России было 109 общин только Красного Креста, и только в них, не считая других общин, трудились 3262 сестры. Но все хлопоты оказались напрасными. Проект отправился в комитеты Думы и дальнейшего движения не получил.
Первая мировая война
Новое испытание было уготовано сестрам милосердия и в Первую мировую войну. Как и в русско-японскую войну, в 1914 году сестры милосердия, как всегда были в войсках. Хотелось бы рассказать об одной из медсестер - Генриетты Сорокиной. За боевые заслуги и отличия она была награждена в конце 1914 года за сохранение знамени 6-го Либавского пехотного полка. Вот как это было: снятое с древка полотнище хранил на груди раненый знаменщик и с ним попал в плен. Находясь на перевязочном пункте, он попросил сестру милосердия Генриетту Сорокину сохранить его. Сестра приняла знамя и через Швецию вернулась в Россию. Знамя было возвращено в полк. Государь наградил сестру Сорокину Георгиевскими крестами 1 - й и 2-й степеней. (Приложение7)
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
Многие представители знатных фамилий были сестрами милосердия. Например, сестра последней русской императрицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна за свои деяния была прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.(Приложение 8)
В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Вскоре после гибели мужа Елизавета Федоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).
Была сторонницей возрождения чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.
По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.
Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам.
Отречение императора Николая Второго от престола было огромным ударом для Елизаветы Федоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Она видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, и о дорогой ей царской семье. Ее не пугали ни грязь, ни отталкивающие картины действительности. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», - верила Елизаветы Федоровна. Эта вера не изменила ей и в последние земные ее часы. Из глубины шахты, в которую ее сбросили живой с членами царской семьи, она возносила молитвы Господу за свои мучителей, ибо верила: те не ведают, что творят.
После Октября 1917
После революции 1917 года в России обязанность медицинским сестрам стал вменяться только профессионализм, элементарный уход за больным, в котором учитывалось физическое состояние, а забота о внутреннем духовном состоянии отходила на задний план.
Но надо отдать должное тому, что после 1917 года набирает силу Общество Красного Креста. Отношение Главного Управления Российского Общества Красного Креста по вопросу о привлечении монахинь и послушниц православных Российских монастырей к деятельности Красного Креста по уходу за районами и больными в периоды войн и других общественных бедствий одобрил Священный Синод своей резолюцией по монастырям России. В связи с этим указом из Иоанно-Введенской обители Тобольско-Тюменской епархий на послушание сестёр милосердия были выделены и обучены три насельницы монастыря: Маркела Никифоровна Гаврилова, 30 лет, Екатерина Васильевна Бабкина, 29 лет, Елена Кузьминична Киселёва, 37 лет. Также для воинов от монастыря проводились пожертвования. В монастыре принимались солдатские жены и дети. С 1921 г. Тюменская фельдшерско-акушерская школа занималась подготовкой медицинских сестёр. В первый год Великой Отечественной войны здесь было подготовлено 1200 военно-медицинских сестёр, которые затем отправлялись на фронт.
Великая Отечественная война
Несмотря на социальные и политические потрясения, которыми так стал богат для России ХХ в., традиции движения сестер милосердия забыты не были. Только на фронтах Великой Отечественной войны действовали 800 тыс. медицинских сестер и сандружинниц. Так в атеистическом 20 веке стали называть сестер милосердия.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. выполняли свой патриотический долг 500000 средних медицинских работников. 70% раненных и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительная роль медицинских сестер. Многие из них, этих «белых голубок», совершали подвиги наряду с солдатами.
7 июля 1942 года совершила свой последний ратный подвиг любимица роты санинструктор Таисия Сафронова – комсомолка из Горного Алтая. Она погибла, спасая раненого бойца. Красноармейцы не хотели оставлять убитую боевую подругу на поругание врагу и с риском для жизни вынесли ее из огня.
В 303-й дивизии геройский подвиг совершила санинструктор 845-го полка комсомолка Антонина Беспалова. В критический момент, когда стрелковый взвод под натиском фашистов оставил свои окопы, она заменила выбывшего из строя командира, повела взвод в атаку. Тоня погибла, но враг был отброшен.
Это тяжело: отдать свою жизнь, спасая другого. Но труднее выжить, не сломаться, когда жить, кажется, стало невозможно. Когда потерял здоровье, стал инвалидом, прикован к постели, не можешь передвигаться, как обычные люди, зависим от других. И еще быть рядом с человеком, который оказался в таком бедственном положении. Здесь больше, чем милосердие к ближнему. Здесь бесконечная любовь к Богу. Это он даровал нам жизнь. И если не забирает ее у человека увечного, значит так надо. Такое безграничное доверие к промыслу Божию называется в Православии смирением. И слова Спасителя, что «нет выше той любви, как если кто жизнь свою положит за други своя» (Ин. 15,13) не означают обязательно умереть за ближнего, но отдать ему свою заботу, время, силы. Быть рядом, несмотря ни на какие трудности. Такой была Зина Туснолобова, санитарка 6-й роты 849 полка 303 стрелковой дивизии 60 армии Воронежского фронта. Она за 3 дня вынесла с поля 40 раненых, а всего спасла 128 человека. За мужество и отвагу ей присвоено звание Героя Советского Союза. Она также удостоена высокой международной награды – медали имени Флоренс Найтингейл.
Послевоенное время
В 1965 году были созданы курсы повышения квалификации медицинских сестер. В том же году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры.
Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В настоящее время сестринское образование шагнуло на новую ступень развития. Введены новые уровни сестринского образования. С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровнего сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность.
В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестер России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки православных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…»
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главное – сестры исполняют роль его помощников. Деятельность таких общин распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Заключение
Сегодня сестры милосердия – это люди, заботящиеся о нуждающихся. Эта забота имеет разные формы: уход за осиротевшими детьми, и опека над инвалидами и тяжелобольными, престарелыми, оказание духовной поддержки всем тем, кто испытывает в ней потребность, оказавшись в трудной жизненной ситуации без помощи близких.
Традиции помощи ближнему имеют глубокие корни. В нашей стране различные благотворительные организации и общества милосердия известны давно. Период в истории, когда Россия считалась атеистической страной, ушел в прошлое. Вместе с возрождением Русской Православной Церкви и других традиционных вероисповеданий утверждается духовность и нравственность, активно возрождаются традиции российской благотворительности. Отрадно отметить, что в стране стали создаваться добровольные молодежные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души. И в нашем городе есть такой пример: единственная в своем роде школа № 39, на базе которой было сформировано "Общество сестер милосердия». Организатор "Общества Сестер милосердия" - преподаватель истории Лариса Булышева. Силами двадцати пяти школьников Воркуты поддерживались три городских учреждения для тяжелобольных и пожилых людей, оказывалась помощь Дому Детства и Дому Малютки.
В современном обществе все чаще и увереннее звучит голос самосознания, призывающий осознать, что отношение к более слабым и незащищенным, помощь ближнему отражает уровень духовной зрелости народа. Милосердие и благотворительность способствуют воспитанию в людях благородства и ответственности за свое Отечество.
Список источников
Интернет - ресурсы
1.http://www.sestrichestvo.ru/gusev_report.html
2.http://www.nne.ru/pub.php?id=236
4. В.П. Романюк . Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Организация системы ухода за больными / В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_2.htm
5 История сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html
Приложение 1
Терезия Ольденбургская
Великая княжна Александра Николаевна
Приложение 2
Н.И. Пирогов и сестры Крестовоздвиженской общины
Приложение 3
Великая княгиня Елена Павловна
Приложение 4
Сестра милосердия Екатерина Бакунина
Где могучий Севастополь
Красовался на скалах…
Там-то смерти праздник дан,
Там хлестала кровь из ран!...
Но дружина жен и девы,
Обручась крестом златым
С милосердием святым,
Шли на гибель, не бледнея,
И несли фиал елея,
И сердечную слезу
В неисходную грозу…
И вот одна, пройдя тот путь кровавый,
Явилась к нам в венце Христовой славы
И, отгостив на огненном пиру,
Из мира бурь пришла на мир в столицу.
Приветим же Бакунину сестрицу
И милосердия приветим в ней сестру!
М.Глинка
Приложение 5
Дарья Севастопольская
Приложение 6
Баронесса Юлия Вревская
Под Красным Крестом
Посвящается памяти баронессы Ю. П. Вревской
Семь дней, семь ночей я дрался на Балканах,
Без памяти поднят был с мёрзлой земли;
И долго, в шинели изорванной, в ранах,
Меня на скрипучей телеге везли;
Над нами кружились орлы, - ветер стонам
Внимал, да в ту ночь, как по мокрым понтонам
Стучали копыта измученных кляч,
В плесканьях Дуная мне слышался плач.
И с этим Дунаем прощаясь навеки,
Я думал: едва ль меня родина ждёт!..
И вряд ли она будет в жалком калеке
Нуждаться, когда всех на битву пошлёт...
Теперь ли, когда и любовь мне изменит,
Жалеть, что могила постель мне заменит!..
- И я уж не помню, как дальше везли
Меня то ухабам румынской земли...
В каком-то бараке очнулся я, снятый
С телеги, и - понял, что это - барак;
День ярко сквозил в щели кровли досчатой,
Но день безотраден был, - хуже, чем мрак...
Прикрытый лишь тряпкой, пропитанной кровью,
В грязи весь, лежал я, прильнув к изголовью,
И, сам искалеченный, тупо глядел
На лица и члены истерзанных тел.
И пыльный барак наш весь день растворялся:
Вносили одних, чтоб других выносить;
С носилками бледных гостей там встречался
Завёрнутый труп, что несли хоронить...
То слышалось ржанье обозных лошадок,
То стоны, то жалобы на распорядок...
То резкая брань, то смешные слова,
И врач наш острил, засучив рукава...
А вот подошла и сестра милосердья! -
Волнистой косы её свесилась прядь.
Я дрогнул. - К чему молодое усердье?
«Без крика и плача могу я страдать...
Оставь ты меня умереть, ради Бога!»
Она ж поглядела так кротко и строго,
Что дал я ей волю и раны промыть, -
И раны промыть, и бинты наложить.
И вот, над собой слышу голос я нежный:
«Подайте рубашку!» и слышу ответ, -
Ответ нерешительный, но безнадежный:
«Все вышли, и тряпки нестиранной нет!»
И мыслю я: Боже! какое терпенье!
Я, дышащий труп, - я одно отвращенье
Внушаю; но - нет его в этих чертах
Прелестных, и нет его в этих глазах!
Недолго я был терпелив и послушен:
Настала унылая ночь, - гром гремел,
И трупами пахло, и воздух был душен...
На грязном полу кто-то сонный храпел...
Кое-где ночники, догорая, чадились,
И умиравшие тихо молились
И бредили, - даже кричали «ура!»
И, молча, покойники ждали утра...
То грезил я, то у меня дыбом волос
Вставал: то, в холодном поту, я кричал:
«Рубашку - рубашку!..» и долго мой голос
В ту ночь истомлённых покой нарушал...
В туманном мозгу у меня разгорался
Какой-то злой умысел, и порывался
Бежать я, - как вдруг, слышу, катится гром,
И ветер к нам в щели бьёт крупным дождём...
Притих я, смотрю, среди призраков ночи,
Сидит, в красноватом мерцанье огня,
Знакомая тень, и бессонные очи,
Как звёзды, сквозь сумрак, глядят на меня.
Вот встала, идёт и лицо наклоняет
К огню и одну из лампад задувает...
И чудится, будто одежда шуршит,
По белому тёмное что-то скользит...
И странно, в тот миг, как она замелькала
Как дух, над которым два белых крыла
Взвились, - я подумал: бедняжка устала,
И если б не крик мой, давно бы легла!..
Но вот, снова шорох, и - снова в одежде
Простой (в той, в которой ходила и прежде),
Она из укромного вышла угла,
И светлым виденьем ко мне подошла -
И с дрожью стыдливой любви мне сказала:
«Привстань! Я рубашку тебе принесла»...
Я понял, она на меня надевала
Бельё, что с себя потихоньку сняла.
И плакал я. - Детское что-то, родное,
Проснулось в душе, и моё ретивое
Так билось в груди, что пророчило мне
Надежду на счастье в родной стороне...
И вот, я на родине! - Те же невзгоды,
Тщеславие бедности, праздный застой.
И старые сплетни, и новые моды...
Но нет! не забыть мне сестрицы святой!
Рубашку её сохраню я до гроба...
И пусть наших недругов тешится злоба!
Я верю, что зло отзовётся добром: -
Любовь мне сказалась под Красным Крестом.
1878. Марта 6 Я.П.Полонский
Приложение 7
Генриетта Сорокина
Приложение 8
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сочини стихи, Машина
Браво, Феликс!
Рисуем "Ночь в лесу"
Как нарисовать черёмуху